принцип связи обучения жизни указывает на

Урок 2. Основные принципы дидактики

принцип связи обучения жизни указывает на. Смотреть фото принцип связи обучения жизни указывает на. Смотреть картинку принцип связи обучения жизни указывает на. Картинка про принцип связи обучения жизни указывает на. Фото принцип связи обучения жизни указывает наВ прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке. Как вы помните, мы вкратце упоминали дидактические принципы Коменского, отражающие его подход к образованию. Но если тогда мы сказали о них лишь в целях ознакомления, желая сформировать у вас целостную картину «Великой дидактики», то сейчас мы займёмся углублённым изучением этих принципов.

Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей. Беря во внимание каждый из этих принципов, организуя учебный процесс, любой преподаватель будет знать, что требования этих принципов помогут определить формы и методы обучения, его содержание и поведение самого преподавателя во время занятий.

Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

Принцип наглядности

Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.

Требования принципа наглядности:

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.

Требования принципа сознательности и активности:

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

Принцип воспитания и развития

Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».

Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

Второе основоположение гласит:

Четвёртое основоположение гласит:

Шестое основоположение гласит:

Седьмое основоположение гласит:

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

Второе основоположение гласит:

Третье основоположение гласит:

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Принципы дидактики в педагогике

Дидактика представляет собой элемент педагогики, который занимается разработкой проблемы образования и обучения.

Понятие дидактики

Что же такое дидактика? Сейчас мы постараемся ответить на этот вопрос. Впервые данный термин был применен в работах немецкого педагога Ратке, и в их контексте он обозначал искусство обучения.
Коменский присуждал дидактике звание универсального искусства обучения всех и каждого чему угодно. В начале 19 века Гербарт определил дидактику как непротиворечивую и целостную теорию воспитывающего обучения.

В наше время дидактика в педагогике — это понятие, которое определяется в качестве значительнейшей части научного знания, которая базируется на изучении и исследовании проблем обучения и образования. Дидактику одинаково справедливо можно называть как теоретической, так и прикладной наукой, которая изучает существующие процессы обучения.

Знания, приобретенные как продукт дидактических исследований, позволяют преобразовать содержание образования согласно претерпевающим изменения целям, находить принципы, а также методы и средства обучения, придумывать и претворять в жизнь ранее не использовавшиеся образовательные технологии. Дидактика обладает своими понятиями. Главные категории дидактики формируют следующий список: преподавание, обучение, образование, учение, знания, навыки, умения, а также цели, содержание, виды, формы, организация, результаты обучения, средства, методы.

Принципы дидактики

Дидактические принципы — это фундаментальные положения, в соответствии с его общим целям и закономерностям определяющие программу, методы и организационные типы учебного процесса.

Фактически, принципы обучения в педагогике — это понятия, которые характеризуют основные пути применения закономерностей согласно обозначенным целям.

Дидактические принципы обучения в педагогике являются основными требованиями к организации учебного процесса с практической точки зрения.

Принцип возложения задачи достижения целей и урегулирования проблем воспитания, образования, а также роста общего развития учеников на обучение

Данный принцип исходит из того, что обучение обуславливается потребностями общества во всестороннем развитии личности. Исключительно гармонично развитая личность имеет возможность успешно принимать участие в общественной жизни. Практическая реализация приведенного принципа происходит с помощью комплексного планирования урока, что способствует решению более широкого спектра задач, благодаря этому интенсифицирует учебный процесс, повышая его эффективность. Следование данному принципу положительно влияет на рост значения целеполагания в процессе обучения, а также формирует его целенаправленность.

Принцип научности обучения

Приведенный принцип основывается на зависимости содержания науки от учебных предметов. Для его соблюдения необходимо наполнение содержания обучения объективными научными фактами, законами, понятиями, теориями соответствующих областей науки. Также требуется, чтобы им раскрывались достижения современности и потенциальные результаты и пути роста науки. Принцип научности осуществляется первым делом в процессе производства учебных пособий и программ, которые должны совмещать современные, классические и потенциально полезные научные положения.

Наряду с этим требуется принимать во внимание отличительные черты возрастов учащихся и время, предназначенное для освоение какой-либо конкретной дисциплины. Наполнение программ обучения должно включать в себя исключительно научные основы, также нежелательно добавлять в их состав различные спорные вопросы. Согласно принципу научности в ходе процесса обучения у учащихся должно быть сформировано диалектико-материалистический образ мыслей.

Принцип связи обучения с жизнью

В поставленных научно-техническим прогрессом условиях наука постепенно начинает использоваться в качестве производственной силы. Школьное образование должно предоставлять обучающимся не только само рассмотрение научных решений и проблем, но и раскрытие вариантов их использования в самых различных областях человеческой жизни, в качестве примера сфер применения можно привести промышленность, сельское хозяйство и общественную жизнь. Осуществление данного принципа в педагогике помогает учащимся проще воспринимать концепцию о связи науки с практикой.

Принцип последовательности и систематичности

Принцип последовательности и систематичности в обучении ставит следующие условия: получаемые навыки, знания или умения должны образовываться согласно определенной системе, подчиняясь некоторому принятому порядку, при котором все элементы обучения последовательно опираются друг на друга и являются логически связанными между собой. Павлов, считающий физиологически закономерными в области педагогики последовательность и постепенность различных типов тренировок, всегда акцентировал внимание на важности и эффективности приведенного принципа. Именно систематичность процесса обучения позволяют в относительно сжатые сроки получить максимальный результат в обучении. Определенная системность в процессе приобретения и усвоения некоторого массива новой информации требует выделения и акцентирования внимания на присутствующих в выбранном для изучения материале ключевых понятиях, нахождение их причинных и функциональных связей с иными понятиями, определения их зарождения и последующего процесса развития. В процессе обучения также довольно важную роль играет указание межпредметных связей. Необходимо осуществить применение базирующегося на последовательности системного подхода не только в работе педагогов, но также и осуществляемой их подопечными деятельности.

Принцип доступности

Принцип доступности обладает стоящей в самой основе его понятия необходимостью в построении процесса обучения с учетом действительных способностей учащихся и в исключении отрицательно влияющих на его работу перегрузок морального, физического типов. Чересчур тяжелое для усвоения наполнение программы провоцирует упадок мотивации, а также может стать причиной снижения прилагаемых обучающимися волевых усилий и их общей работоспособности. Задача педагога заключается в определении необходимой для эффективного обучения сложности. Не стоит забывать, что излишнее упрощение процесса также обладает своим отрицательным влиянием, а конкретно приводит к падению интереса к учению. Для обретения максимальной эффективности программа должна сохранять свою доступность, но при этом оставаться требовательной к прикладываемым усилиям, чтобы приводить к личностному росту.

Принцип активности учащихся в обучении

В педагогике активность — это понятие, обозначающее стремление учащегося к самостоятельному к получению навыков и знаний.

В процессе обучения является крайне важным условие согласованной работы учения и преподавания. Желаемый результат достигается лишь в том случае, если оба приведенных элемента функционируют в тесной взаимосвязи. Данный принцип характеризует активность учащегося в его обучении в качестве субъекта процесса. Направление деятельности учащихся должно заключаться в самостоятельном поиске нужных знаний. Весь процесс обучения должно быть также и сознательным. В случае, если ученики будут получать и усваивать знания сознательно, то они получат возможность преобразоваться в устойчивые убеждения, а также пресечется формирование формализма. Чтобы успешно осуществить данный принцип, необходимо максимально часто применять в обучении беседы и в их ходе создавать различные проблемные ситуации, провоцировать мыслительную деятельность обучающихся, заключающуюся в аргументации своего мнения.

Принцип наглядности обучения

Наглядность в дидактике заключается не только в зрительном восприятии, но также и в восприятии с помощью моторных и тактильных ощущений. Наглядность обучения достигается благодаря использованию самых разных иллюстраций, лабораторно-практических работ, демонстраций. В процессе осуществления данного принципа одновременно необходимо совершенствовать как наглядно-образное мышление, так и абстрактно-логическое.

Принцип сочетания различных типов обучения в зависимости от наполнения программы и задач

В ходе процесса обучения находят свое применение разные способы обучения из следующего списка:

Не менее разнообразен и перечень средств обучения. Педагог должен уметь выбрать максимально действенную комбинацию методов и средств обучения. Дидактика выразила соответствующую связь методов и наполнения с целями обучения. Если выбор окажется подходящим для решения поставленных целей и берет в учет особенности содержания и настоящие способности обучающихся, то при определенных условиях эффективность процесса обучения будет наивысшей из возможных.

Принцип сочетания различных типов организации обучения в зависимости от методов, целей и наполнения обучения

В условиях дидактики действующие методы организации обучения делятся на урочные и внеурочные. В пределах подобных уроков применяются индивидуальные и групповые методы организации обучения. Уровень эффективности тесно связан с принятым методом обучения. Данная связь определяется дидактикой.

Принцип создания благоприятных для обучения условий

Уровень действенности учебного процесса обладает существенной зависимостью от присутствия четырёх главных групп условий:

Принцип прочности в педагогике

Данный принцип подразумевает прочность навыков учебно-познавательной деятельности, идейно-нравственных убеждений, вариантов общественно ценного поведения.

Исключительно комплекс принципов обучения обладает возможностью обеспечить успешность нахождения целей, выбор способов, наполнения, средств, форм обучения. Лишь совокупное использование дидактических принципов позволяет гарантировать успешное разрешение поставленных перед современной школой задач

Источник

Система дидактических принципов

Что такое дидактические принципы

Дидактические принципы — система требований, необходимых для правильной организации процесса обучения.

Основополагающие принципы учебного процесса нацелены не только на усвоение теоретических дисциплин, но и на всестороннее развитие учеников.

Успех процесса обучения зависит от того, присутствует ли в его организации дидактика. В ее компетенции решить проблемы образования, подсказать учителю необходимые педагогические подходы, структуру построения урока.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Принципы и их характеристики

Современные принципы обучения делятся на дидактические (суть которых применима ко всем дисциплинам) и методические (направленные на один предмет). Среди дидактических наиболее востребованы такие традиционные принципы, как:

К.Д.Ушинский, определяя эффективный метод обучения, обращал внимание на сознательность обучения, его активный характер, посильность, народность. Теоретические истины должны иметь наглядное исполнение, а все обучение будет результативным, если имеет воспитательный характер.

Принцип возложения задачи достижения целей

Конечная цель и задача педагогики — создание интеллектуальной личности, всесторонне развитой и способной активно участвовать в общественной жизни социума. Для этого мало овладеть научными познаниями в отдельных отраслях. Гармоничное развитие происходит тогда, когда психологическое и физическое становление происходит в комплексе. Формирующийся индивидуум должен стать активным в общественной жизни, в процессе построения современного государства.

Поставленной цели достигают применением особых приемов, например, с помощью комплексного подхода к планированию уроков, расширения затрагиваемых тем общения, повышения разносторонней заинтересованности учащихся.

Метод реализации принципа

Реализация задачи воспитания гармоничной личности возможна, если обучение сделать целенаправленным. Квалификация преподавателя должна позволить выбрать перспективные и эффективные подходы, учитывающие реальные возможности учеников.

Во внимание необходимо взять сильные и слабые характеристики обучаемых, степень их подготовленности по конкретному предмету. Полезно рассмотреть данный процесс через призму рационального сочетания воспитательных приемов, задач обучения, личностного развития. При этом не должна теряться целенаправленность урока, его практическая значимость.

Принцип научности обучения

Использование в обучении научного подхода поднимает рейтинг процесса, делает его результативным и прочным. Включение в преподаваемый материал свежих научных данных, законов, аксиом и теорий позволяет актуально охарактеризовать достижения и результаты современных наук.

Включение научных подходов в той или иной дисциплине должно сочетаться с возрастом учеников. Непонимание учебного материала вызовет не только отставание в его усвоении, но и выработку негативного отношения к самому предмету. Кроме этого, материал не должен содержать спорных фактов или быть не до конца изученным. Школьные программы составлены таким образом, чтобы нервная система ребенка не была перегружена.

Характеристика

Проведение уроков, в основе которых закладываются научные сведения, носит объективный характер. Включаемые в программу темы обозначены в ФГОС, школьных учебниках. Преподавание материала происходит таким образом, чтобы ученики учились отличать истинные факты от ложных. В помощь этому — включение в материал общепринятых истин и личных взглядов ученых (играют роль субъективных данных). Учебники, разработанные в соответствии с программами, опираются на классические научные факты, современные тематические взгляды и перспективы в изучаемом вопросе.

Принцип научности направлен на формирование у учеников диалектико-материалистического мышления.

Хорошо, когда в результате усвоения материала, учеников интересует научный поиск, знакомство с востребованными способами познания закономерностей.

Примеры:

Условия соблюдения принципа

Научный подход в преподавательском деле должен опираться на обязательные принципы:

Принцип связи обучения с жизнью

Система преподавания научного материала на фоне обоснования его практического использования наиболее правильная и результативная. Сама по себе научная проблема часто воспринимается далекой от жизни и поэтому плохо усваивается в сознании детей. Напротив, физические процессы или химические реакции понимаются глубже, если в качестве их применения привести сельскохозяйственное либо промышленное производство. На этом этапе из образования удачно «вытекает» воспитание: зависимость уровня развития общественной жизни и производства от квалификации членов общества.

Основные черты

Общая характеристика принципа складывается из следующих звеньев:

Для чего служит данный принцип

Принцип связи обучения с жизнью базируется на необходимости выработки у учеников профессиональной направленности. Полученные знания должны ассоциироваться у учащихся с их будущим применением. Теоретические постулаты и законы не должны существовать в сознании отдельно от реальности.

Необходимо дать аудитории ответы на вопросы: где, в какой степени, когда и с какой целью пригодятся полученные знания.

Особенно велико значение такого подхода в старших классах. Давая понять ученикам смысл теории и подкрепив ее на практике, учитель способствует раскрытию индивидуальных способностей детей, появлению у них интереса к конкретным темам, рассеиванию сомнений.

Принцип последовательности и систематичности

Чтобы обеспечить полноценное и качественное усвоение материала, возможность движения в познании от простого к сложному, еще Павлов обратил внимание на необходимость последовательного и систематического преподавания. Данная норма физиологически закономерна, поскольку обучающие элементы имеют между собой логическую связь.

Экспериментальным путем была определена закономерность: чтобы процесс обучения сократить в сроках, нужно проводить его систематически. В ходе обсуждения нового материала, на главные моменты акцентируется особое внимание, выделяются ключевые понятия, между ними формируются взаимозависимые связи.

Наравне с систематичностью, огромное значение в преподавании отводится последовательности.

Родоначальником принципа был Я.А.Коменский. По его мнению, обучение, подобно природе жизни, должно иметь свою цель и быть взаимосвязанным.

Условия принципа

Принцип последовательности и систематичности будет иметь яркий результат в педагогике, если его осуществление идет согласно направлениям:

Цель систематичности обучения

Песталоцци и К.Д. Ушинский говорили, что в голове, в которой знания бессвязны, даже самому хозяину трудно найти нужные мысли. Такую голову они сравнивали с беспорядочной кладовой. Избежать недостатка призван систематичный метод обучения.

Его обязательная черта — не только последовательно, но и взаимосвязано излагать материал, обозначать зависимость между явлениями, событиями, правилами. Таким образом вырабатывается системность мышления, в которой главную роль играют ассоциации.

Систематичность обучения должна проявляться и в связях между предметами. Наглядный пример — «сквозные объекты». Так называются явления, присутствующие одновременно в нескольких учебных программах.

Пример: степень культурного развития определенного поколения оценивается на уроках истории, литературы, математики, физики и других дисциплинах. Для этого учителя используют интегративные программы.

Принцип доступности

Принцип доступности в дидактике — соответствие содержания обучения, его методов и форм возрасту учеников, а также их развитию.

Процесс получения знаний должен быть доступным, но не легким. Высокий уровень знаний сформируется тогда, когда обучение будет проходить на пределе индивидуальной возможности. Тогда он будет интересен ученику, повысит уровень его активности.

Описание

Оценка доступности программы обучения по тому или иному предмету зависит от:

При этом недопустима перегрузка, предлагаемый материал должен соответствовать уровню развития ребенка. Кроме этого, важна мотивация на усвоение материала, а также объективная оценка учителем доступности его понимания.

Важно определить границу между доступностью и стимулом к личностному росту.

Плюсы и минусы тяжелой и легкой программы обучения

Правильная дифференцировка пунктов обучающей программы по степени сложности важна как для учителя, так и ученика. Принцип «чем легче, тем лучше» в педагогическом процессе не применим. Как тяжелая, так и слишком легкая программа могут привести к негативным последствиям.

Схематически это можно выразить так:

Принцип активности учащихся в процессе обучения

Классификация методик обучения содержит принцип активности учащихся. Согласованная работа учителя и ученика важна для сознательного усвоения материала и прочного его запоминания. Активное усвоение теории ведет к ее осмыслению, самостоятельной творческой переработке. Благодаря этому, знания усваиваются учеником сознательно, со временем переходят в убеждения. Эффективно, когда учебный процесс содержит самостоятельные выступления учащихся, воплощение их идей по тактике построения урока.

Что характеризует принцип

Ориентируясь на принцип активности, можно понять, насколько определенная тема интересна ученикам, понятен ли механизм ее изложения. Активный процесс познания учащимися подсказывает учителю, сильные и слабые стороны каждого из них, наглядно.

Условия его успешной реализации

Принцип принесет позитивный успех, если его внедрение будет сопровождаться:

Принцип наглядности обучения

Процесс обучения выигрывает в присутствии зрительного восприятия материала, а также дополнений в виде тактильных и слуховых ощущений. Такой принцип носит название наглядности обучения. В его реализации помогают иллюстрации, звуковое сопровождение, демонстрационные сюжеты. Как результат, у учеников развивается наглядно-образное суждение.

Условия достижения принципа

Для получения максимального эффекта от принципа наглядности профессионалы советуют:

Принцип сочетания нескольких типов обучения

Грамотное построение учебного плана должно включать различные типы обучения. Наиболее востребованы сегодня наглядные, практические, речевые, мотивационные, поисковые.

Для каждого типа подбираются средства обучения и комбинации их использования. Дидактика предполагает урочные и внеурочные формы, каждая из которых может проходить в индивидуальной либо групповой организации.

Принцип создания условий, благоприятных для обучения

Усвоение материала напрямую зависит от качества условий проведения учебного процесса. Их можно классифицировать на несколько групп:

Принцип прочности навыков в педагогике

Принцип призван обеспечить оптимальное усвоение материала, прочность полученных знаний и результатов познавательных действий.

Основные задачи принципов дидактики

Дидактика призвана ответить на следующие вопросы:

Значение дидактических принципов в обучении

Дидактические принципы продиктованы социальной необходимостью пополнения общества квалифицированными кадрами и интеллектуально развитыми людьми.

Только совокупность дидактических принципов обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения. Недопустима гиперболизация того или иного принципа, т.к. это оборачивается снижением эффективности решения одних образовательных и воспитательных задач за счёт др. Точно так же недооценка отдельных принципов будет вести к снижению эффективности обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *