приносила ли алехину удовлетворение его жизнь помещика
3631. Образ Алехина в рассказе О любви Чехова характеристика Русский язык
Сочинение — Образ Алехина в рассказе О любви. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
В нескольких рассказах использует Чехов образ небогатого помещика Павла Константиновича Алехина, который является образованным человеком, но волею судьбы становится ближе, как говорится, к земле, начинает работать. Павел Константинович сам себя называет кабинетным человеком, и внешность тоже выдает его: он пухловат, длинноволос, более похож на художника. Тем не менее, обстоятельства меняют его, ему приходится спать в санях, есть простую пищу, но наш герой совершенно не унывает и не противится этому факту, он воспринимает подобные перемены как должное.
Помимо этого у Алехина остаются привычки высокосветского человека, который посещает театры и интересуется искусством. Он общается с семейством Лугановичей, в частности с Анной Алексеевной, в которую влюбился грустно и безнадежно. Именно с этой женщиной он выходит в свет и много общается.
Павел Константинович – человек высоконравственный, но в его образе прослеживается та самая нерешительность и чрезмерная вдумчивость интеллигента, которая была известна Чехову не понаслышке. Кстати, как говорят некоторые исследователи, да и сама писательница Авилова, в этом рассказе отражаются ее отношения с Чеховым, о которых никто не знал.
Кульминация представляется читателям в завершение всего рассказа, когда Алехин признается Луганович в собственной любви. Именно в этот момент максимального накала, он понимает всю несущественность и суетность преград, о которых помышлял, когда раздумывал о собственных чувствах. Как понимает главный герой, все его рассуждения были о незначительном и подобная мораль гораздо ниже подлинного чувства любви и настоящих взаимоотношений, которые только и имеют ценность в этом мире.
Учитывая означенные факты, мы наблюдаем в этом рассказе рефлексию самого автора, который вероятно пребывает в глубокой печали от не воплощенных в действительность отношениях с писательницей Авиловой. Возможно, в чем-то Чехов предостерегает других людей от подобного нерешительного поведения, возможно, просто выражает собственную печаль о типичной нерешительности представителей интеллигентского сословия. Так или иначе, образ Алехина выглядит более чем достоверным и его психологический портрет, описанный автором, более чем глубок, простыми словами Чехов описывает глубокие переживания человека.
Образец 2
Одним из главных героев рассказа считается Алехин Павел Константинович. Образ небогатого помещика автор описывает еще в нескольких творениях. Алехин считается интеллигентным человеком и имеет дворянские корни. В книге Алехин характеризуется в качестве полного и высокого мужчины 40 лет. По внешности герой похож на профессора. Он владеет иностранным языком и считает себя белоручкой, который не привык к физическому труду. Несмотря на свою образованность, герой ест простую пищу и спит в санях. Алехин никак не унывает и принимает жизненные трудности как должное. Жизненные трудности никак не влияют на воспитанность и манеру поведения Павла. Он не забывает ходить в театр и посещает галереи.
Он с давних пор дружит с семьей Лугановичей и особенно тесно общается с Анной Алексеевной. Анна с первого взгляда поразила Павла своим умом, добротой и красотой. Алехин видит в ней ближнего человека. Они много времени проводят вместе и Павел Константинович понимает, что влюблен в нее. По взгляду Анны Алехин понял, что его чувства взаимные. Герой не осмеливается сознаться ей, боясь обидеть своего друга. При этом он не видит общего будущего с Анной Алексеевной.
Павлу Константиновичу характерна высокая нравственность, нерешительность и постоянная вдумчивость. Спустя несколько лет у Анны Алексеевны рождаются дети. Алехин по-прежнему не может жить без Анны Луганович и не принимает никаких действий ради изменения своей жизни. Постепенно женщина проявляет нервное раздражение по отношению к Павлу. Анна была не удовлетворена своей жизнью и хотела остаться в одиночестве.
Супруг Анны принял решение переехать и Павлу приходится попрощаться с возлюбленной. В последний момент, Павел Алехин найдя в себе смелость, признается в любви. Признание в любви становится кульминационным моментом рассказа. Перед отъездом Анны герой понимает несущественность преград и долгих раздумий. Алехин понял, что ценность в жизни имеют только настоящие отношения и любовь. С помощью Алехина автор выразил свою печаль и хотел показать нерешительность и слабохарактерность героев, которые неспособны бороться за свое счастье и настоящую любовь.
Характеристика героя
В рассказе «О любви» Чехов раскрывает перед читателями все, что происходило в жизни Алехина. Он полюбил Анну Алексеевну, однако ему не хватало решительности рассказать любимой женщине о своих чувствах. Он даже ни разу не попытался побороться за свое счастье. Так прошло несколько лет, пока наконец не приблизилось время расставания.
Читатели этого литературного произведения иногда задумываются о том, могла ли жизнь этого персонажа сложиться иначе? Нелегко ответить на столь сложный вопрос. Если бы Алехин был бы более решительным человеком, то возможно он не потерял бы любимую женщину. Но Алехин не захотел разрушать семью Лугановичей. Он слишком много думал о чувствах своего друга и его детей.
Сложно представить реакцию мужа Анны Алексеевны на происходящее, если бы он узнал правду. Знакомые стали бы осуждать эту молодую женщину. К тому же в те времена общество очень негативно относилось к разводам. Да и ее муж в отличие от Алехина был состоятельным человеком. А выбрав Павла Константиновича молодая женщина скорее всего была бы вынуждена выполнять тяжелую работу. Велика вероятность, того, что эти возвышенные чувства могли быстро угаснуть, разбившись о быт.
Возможно, что если бы Анна Алексеевна была энергичной и сильной женщиной, то не побоялась бы бедности и развелась бы с мужем. Да и Алехин вел бы себя совершенно иначе, если бы познакомился с ней до того, как она вышла замуж за Лугановича.
Конечно Анна Алексеевна не была счастлива в браке, поскольку ее супруг не интересовался духовностью. Молодая женщина не видела в нем родственную душу. Она была вынуждена вести серую будничную жизнь, в которой нет места для ярких эмоций. Когда Анна познакомилась с Алехиным, она почувствовала, что перед нею духовно близкий человек. Алехин часто думал о том, почему такая красивая, умная женщина стала женой человека, который совершенно неинтересен для нее.
Конечно Алехин мог изменить свою судьбу, но он погрузился в благородные раздумья. Он повел себя как обычный интеллигент, который ценит нравственность. Ему казалось, что он недостоин этой женщины. Анна Алексеевна тоже была нерешительной и неэгоистичной женщиной. Поэтому она заботилась не столько о своем счастье, сколько о благополучии других людей. Разумеется, если бы Анна Алексеевна и Алехин познакомились до того, как она встретила Лугановича, то они смогли бы соединить свои судьбы. Несчастье этих двух влюбленных друг в друга людей заключалось также в том, что они не смогли отказаться от устоявшейся, привычной и бессмысленной жизни и поэтому они упустили свою любовь.
«Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».
Тема: «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».
Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро,
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное,
из несчастья делает счастье.
Цели урока : развитие навыков анализа эпического произведения.
Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.
Метапредметная: формирование представлений о счастье.
· проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья,
· совершенствовать навыки теоретического анализа.
Оборудование : презентация о Чехове и о рассказе «О любви», аудио рассказа «О любви»
Что вы знаете о Чехове, какие его произведения читали?
2. Слово о писателе. Просмотр Перезентации, рассказ учителя.
4) Очень сложный и противоречивый характер отца сочетал в себе доброту и вспыльчивость, желание дать сыновьям образование и неумение заинтересовать их знаниями. Отец хотел дать сыновьям религиозное воспитание, но при этом бил их, заставляя петь в церковном хоре и не стремясь воздействовать на их души внушением. Часто его наказания были жестоки, это выработало у Чехова нетерпимость к несправедливости, обострённое чувство собственного достоинства. Мать, тоже внучка выкупившегося на волю крепостного, была очень мягкой, и её доброта часто была для детей защитой от гнева отца. Позднее Антон Павлович писал: «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».
6) В Москве Чехову пришлось налаживать новую жизнь, и он должен был многое изменить в себе, чтобы, как писал он брату, «»не стоять ниже уровня среды, в которую попал». И Чехов без сожаления расстаётся с некоторыми провинциальными привычками, изменяет свой мягкий южный выговор настолько, что позже современники отмечали «его настоящее московское великорусское наречие». О своей новой московской жизни Антон Павлович писал дяде Митрофану Егоровичу: «Тут мой дом. моя карьера… В Москву врачу некогда ходить в клуб и играть в карты. Как человек пишущий я имею смысл только в столице».
7) Ещё в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических журналах. Писать – это было его внутренней потребностью. Уже будучи студентом медицинского факультета университета, на первом курсе Чехов начинает сотрудничать в тогдашних юмористических журналах «Стрекоза», «Будильник» и других СЛАЙД 18, 19
8) Молодой Чехов писал короткие юмористические рассказы и публиковал их под псевдонимом «Антоша Чехонте». В своих рассказах средством юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Чехов не случайно стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямить души людей, а не только врачевать их болезни.
10) И в жизни, и в литературе Чехов стремился к простоте и скромности. Но в то же время он был борцом за лучшую, светлую жизнь. А. М. Горький писал: «Пошлость всегда находила в нём жестокого и строгого судью».
Презентация Рассказ А.П.Чехова «О любви»
как история об упущенном счастье.
3. Слайд 1 Мы познакомимся с рассказом «О любви». Работа с текстом (беседа)
1) Какова роль рассказчика истории? (Рассказчик и есть главный герой истории, он рассказывает о себе)
2) Слайд 3. Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?
(Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Окончив курс в университете, он приводит имение в порядок, чтобы расплатиться с долгами отца.
Для Алёхина это вопрос чести имени, задача, казалось бы, глубоко нравственная. Но добровольный подневольный труд безнравствен. Слова Алёхина о том, что он решил работать «не без некоторого отвращения» предопределяют провал его затеи. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.
4) Расскажите о том, как постепенно опускался Алёхин. «В первое время мне казалось, что эту рабочую жизнь я могу легко помирить со своими культурными привычками…» «Я мало-помалу перебрался вниз, стал обедать в людской кухне…»
(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери». Обратим внимание на значимую деталь: альбом матери героя. Упоминание о матери объясняет духовное родство Алёхина с Анной Алексеевной. Эта первая встреча надолго оставила воспоминание в душе героя: «я не думал о ней, но точно лёгкая тень её лежала на моей душе». Почувствовал в ней духовную близость)
· Слайд 8-10 . Как развивались отношения между героями?
(Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает «то же чувство близости». Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
· Посещение дома Лугановичей вошло у Алёхина в привычку.
· Он чувствует, что несчастлив, потому что Анна Алексеевна встретилась в своё время не ему, а «неинтересному человеку, добряку, простаку… вялому, ненужному, с покорным, безучастным выражением».
Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.
· Слайд 12 Какие вопросы мучат Алёхина и Анну Алексеевну? Как они распорядились своим чувством?
(Оба героя душат любовь всеми силами. «Мы боялись всего, что могло открыть нашу тайну нам же самим. Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с ней…». Слайд 13 Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его:
o «К чему может повести наша любовь?»,
o «Куда бы я мог вести её?»,
По сути такое поведение – это выражение страха перед жизнью, неуверенности в себе. Любовью Чехов словно проверяет, насколько свободен человек от лжи перед самим собой. Алёхин оказался несвободен.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».
· Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?
На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было лишь внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин.
o Пользуется приёмом повторения ситуаций: герои оказываются вместе
o то в доме Лугановичей,
o то у них на даче, но ничего не меняется, создаётся впечатление замкнутого круга. Сравнение Алёхина с белкой в колесе усиливает это впечатление.
§ «оставался и ждал, разговаривал»,
o Повторение происходит и на лексическом уровне: формы слова «близкий» повторяются многократно при описании чувства Алёхина к Анне Алексеевне. Эти слова подчёркивают духовную связь героев, которую они сами же и разрывают. Несколько раз встречается слово «опять», оно показывает повторяемость попыток судьбы сблизить героев, но они всячески противятся своему счастью.
o Психологическое состояние героев передаётся через внутренние монологи: вопросы без ответов и рассуждения: «Что будет, если…»
§ воспоминание героя об альбоме матери, в котором, как ему кажется, он видел фотографию Анны Алексеевны;
§ корзинка, забытая было героиней на перроне при прощании. Эта корзинка – повод для героя увидеть Анну Алексеевну последний раз наедине, наконец открыть ей свои чувства, признаться в любви.
· Слайд 19-20 Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?
(Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего истинное признание и личное счастье, но и семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)
1) В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)
6) Решение основной проблемы урока: Что мешает счастью героев?
Слайд 25 Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:
«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».
Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи… Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
· Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди?
« Моё святое святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две ни выражалась ». О какой свободе говорит Чехов? – Почему Чехов начинает перечисление главных ценностей жизни со здорового человеческого тела?
Психологи знают, что один из стойких страхов человека – это страх перед осознанием своего телесного существования, а закрепощенное вялое тело, в свою очередь, способствует психическому неблагополучию. Вы уже прочитали рассказ «О любви» и знаете, что Алехин любил женщину и боялся в этом ей признаться. Его чувство не было только платоническим. Он много лет заглушал в себе голос природы.
Как жил сам Чехов? Современники восхищались не только произведениями Чехова, но и тем светом, который он нёс в жизнь окружающих его людей. Корней Чуковский, осмысливая его жизнь, писал: «Когда он умер, после него осталось не только 20 томов всемирно прославленной прозы, и
4 деревенские школы,
Да шоссейная дорога на Лопасню,
Да библиотека для целого города,
Да посеянный на пустоши лес,
Да два замечательных сада »
О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
К каким выводам вы пришли?
7. Домашнее задание.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Образ и характеристика Алехина в рассказе О любви Чехова сочинение
Одним из ключевых персонажей произведения является Павел Константинович Алехин, представленный писателем в образе помещика, имеющего дворянского происхождение.
Герой описывается в рассказе в качестве сорокалетнего высокого, полного мужчины, имеющего длинные волосы, напоминающего художника или профессора. Алехин имеет университетское образование, знание иностранных языков и сам себя считает кабинетным человеком в виде белоручки, не привыкшему к тяжелой физической работе.
Однако, поселяясь по окончании обучения в отцовском имении, Алехин начинает с усердием заниматься хозяйственными делами, вертясь как белка в колесе и отличаясь огромным трудолюбием, что позволяет ему достигнуть должности почетного мирового судьи.
В семье давнего знакомого Лугановича Алехин встречается с его супругой Анной Алексеевной, милой, доброй и умной женщиной, очаровавшей Павла Константиновича с первого взгляда, поскольку в ней Алехин чувствует близкого человека. С момента знакомства они начинают часто проводить время вместе, в течение которого Алехин понимает, что любит Анну Алексеевну и чувствует себя глубоко несчастным человеком, так как жалеет, что эта женщина не является его женой.
Алехин осознает, что Анна Алексеевна испытывает к нему взаимные чувства, но не решается открыто признаться в своей любви, боясь причинить боль приятелю и не видя будущей совместной жизни, относясь к женщине с нежностью и грустью.
По прошествии нескольких лет в семье Лугановичей появляются дети, но Алехин все также не может существовать без Анны Алексеевны, не принимая, впрочем, как и она, никаких действий по изменению годами длящейся ситуации.
Постепенно со стороны Анны Алексеевны начинается проявление по отношению к Алехину нервного раздражения, вызванного неудовлетворенностью собственной жизнью и желанием находится в полном одиночестве, не видя ни Павла Константиновича, ни мужа и детей.
Муж Анны Алексеевны принимает решение о переезде на новое место жительство и Алехину приходится прощаться с любимой женщиной. Павел Константинович находит в себе мужество и объясняется с Анной Алексеевной, понимая, что видит ее в последний раз в своей жизни.
Описывая образ Алехина в рассказе, писатель раскрывает слабохарактерность отдельных представителей человечества, неспособных ради своего счастливого будущего на борьбу за любовь.
Сочинение Алехин и его история
Павел Константинович является мелким помещиком, образованным человеком, но Алехину нужно много работать в деревне. Он чувствует свою ответственность, так как ранее именно для того чтобы дать образование отец много на него потратил и теперь имение далеко от идеального экономического положения.
Алехин вызывает сострадание других людей – Лугановичей. Они считают его достойным более полезного дела, к примеру, работы в сфере образования, однако помещику приходится работать. Поэтому Лугановичи дарят ему различные полезные подарки, приглашают к себе.
В центре рассказа – история любви между молодой Анной Алексеевной и Алехиным. После того как они встречаются помещик влюбляется в эту молодую женщину, которая вышла и стала рожать от гораздо более старшего Дмитрия Лугановича. Алехин чувствует в этой женщине родственную душу, возможность создать подлинные чувства, ценные отношения.
На самом деле во многом Алехин просто завидует Лугановичу, который имеет более высокое положение и, соответственно, получил довольно легко приятную супругу. Алехин считает себя более достойным молодой избранницы, хочет завязать с ней отношения. При этом он остается довольно сдержанным и пытается рассуждать исходя из рамок общественной морали, оценить благородство собственных чувств.
Конечно, в итоге (после признания на вокзале) главный герой понимает бесцельность собственных рассуждений и приземленность подобного отношения. Если речь о любви, то нужно было бы действовать более стремительно и рассуждать более глубоко. Только вот понимает об этом главный герой, спустя много времени и в итоге упускает собственную любовь.
Герой представляет собой типичного интеллигента, который обитает в рамках собственных сомнений. Хотя также он не является примером нравственности. Повторюсь, на мой взгляд, его отношения с Анной являются следствием во многом именно зависти, он просто видит более пожилого человека с молодой и красивой супругой и тоже хочет обладать чем-то подобным, есть ли в этом любовь?
Возможно, они действительно испытывают друг к другу подлинные чувства. Ведь автор описывает, как они могут молчать на протяжении длительного времени друг с другом (признак взаимопонимания) и испытывают взаимные чувства. Тем не менее, на мой взгляд в этих отношениях на самом деле много банального и пошлого, хотя бы по причине отношения самого Алехина, который рассматривает эти отношения (как сам себе потом признается) «в их ходячем смысле».
Образ и характеристика Алехина в рассказе О любви Чехова сочинение
Одним из ключевых персонажей произведения является Павел Константинович Алехин, представленный писателем в образе помещика, имеющего дворянского происхождение.
Герой описывается в рассказе в качестве сорокалетнего высокого, полного мужчины, имеющего длинные волосы, напоминающего художника или профессора. Алехин имеет университетское образование, знание иностранных языков и сам себя считает кабинетным человеком в виде белоручки, не привыкшему к тяжелой физической работе.
Однако, поселяясь по окончании обучения в отцовском имении, Алехин начинает с усердием заниматься хозяйственными делами, вертясь как белка в колесе и отличаясь огромным трудолюбием, что позволяет ему достигнуть должности почетного мирового судьи.
В семье давнего знакомого Лугановича Алехин встречается с его супругой Анной Алексеевной, милой, доброй и умной женщиной, очаровавшей Павла Константиновича с первого взгляда, поскольку в ней Алехин чувствует близкого человека. С момента знакомства они начинают часто проводить время вместе, в течение которого Алехин понимает, что любит Анну Алексеевну и чувствует себя глубоко несчастным человеком, так как жалеет, что эта женщина не является его женой.
Алехин осознает, что Анна Алексеевна испытывает к нему взаимные чувства, но не решается открыто признаться в своей любви, боясь причинить боль приятелю и не видя будущей совместной жизни, относясь к женщине с нежностью и грустью.
По прошествии нескольких лет в семье Лугановичей появляются дети, но Алехин все также не может существовать без Анны Алексеевны, не принимая, впрочем, как и она, никаких действий по изменению годами длящейся ситуации.
Постепенно со стороны Анны Алексеевны начинается проявление по отношению к Алехину нервного раздражения, вызванного неудовлетворенностью собственной жизнью и желанием находится в полном одиночестве, не видя ни Павла Константиновича, ни мужа и детей.
Муж Анны Алексеевны принимает решение о переезде на новое место жительство и Алехину приходится прощаться с любимой женщиной. Павел Константинович находит в себе мужество и объясняется с Анной Алексеевной, понимая, что видит ее в последний раз в своей жизни.
Описывая образ Алехина в рассказе, писатель раскрывает слабохарактерность отдельных представителей человечества, неспособных ради своего счастливого будущего на борьбу за любовь.
Сочинение Алехин и его история
Павел Константинович является мелким помещиком, образованным человеком, но Алехину нужно много работать в деревне. Он чувствует свою ответственность, так как ранее именно для того чтобы дать образование отец много на него потратил и теперь имение далеко от идеального экономического положения.
Алехин вызывает сострадание других людей – Лугановичей. Они считают его достойным более полезного дела, к примеру, работы в сфере образования, однако помещику приходится работать. Поэтому Лугановичи дарят ему различные полезные подарки, приглашают к себе.
В центре рассказа – история любви между молодой Анной Алексеевной и Алехиным. После того как они встречаются помещик влюбляется в эту молодую женщину, которая вышла и стала рожать от гораздо более старшего Дмитрия Лугановича. Алехин чувствует в этой женщине родственную душу, возможность создать подлинные чувства, ценные отношения.
На самом деле во многом Алехин просто завидует Лугановичу, который имеет более высокое положение и, соответственно, получил довольно легко приятную супругу. Алехин считает себя более достойным молодой избранницы, хочет завязать с ней отношения. При этом он остается довольно сдержанным и пытается рассуждать исходя из рамок общественной морали, оценить благородство собственных чувств.
Конечно, в итоге (после признания на вокзале) главный герой понимает бесцельность собственных рассуждений и приземленность подобного отношения. Если речь о любви, то нужно было бы действовать более стремительно и рассуждать более глубоко. Только вот понимает об этом главный герой, спустя много времени и в итоге упускает собственную любовь.
Герой представляет собой типичного интеллигента, который обитает в рамках собственных сомнений. Хотя также он не является примером нравственности. Повторюсь, на мой взгляд, его отношения с Анной являются следствием во многом именно зависти, он просто видит более пожилого человека с молодой и красивой супругой и тоже хочет обладать чем-то подобным, есть ли в этом любовь?
Возможно, они действительно испытывают друг к другу подлинные чувства. Ведь автор описывает, как они могут молчать на протяжении длительного времени друг с другом (признак взаимопонимания) и испытывают взаимные чувства. Тем не менее, на мой взгляд в этих отношениях на самом деле много банального и пошлого, хотя бы по причине отношения самого Алехина, который рассматривает эти отношения (как сам себе потом признается) «в их ходячем смысле».
Образ 2
Павел Алехин, на первый взгляд, кажется малозначительной фигурой. Начало повествования ни в чем не выдает его второй по значимости роли. В дождливый день, учитель гимназии Буркин, и ветеринарный врач Иван Иванович, направляются в Софьино к помещику Алехину. Писатель рисует нетипичный для помещика образ – Алехин больше похож на профессора, или неопрятного вида художника. Ему около сорока лет, он высокий и полноватый, с длинными волосами. Алехин одет в засаленную одежду, и даже лицо у него покрыто пылью. Но он радушен и приветлив, потому производит приятное впечатление. В ходе повествования Алехин приводит себя в порядок. Он смущенно отмечает, что должно быть не мылся с весны. Работа слишком увлекала его, не оставляя времени ни на что другое. Он вставал в три часа утра, для того, чтобы успеть все и везде.
Рассказ Ивана Ивановича не произвел на него должного эффекта. Павел отказался вникать в суть бесполезного кружева слов, где нет места хозяйским заботам. Да, он находил удовольствие в том, чтобы послушать рассказы. Но только в надежде найти в них что-нибудь полезное.
Несмотря на горячую просьбу Ивана Ивановича делать добро и не усыплять себя, Алехин остался холоден к доводам друга. Возможно, он не хотел понимать этого, а может и просто не мог – погряз в хозяйственных делах по самое горло. Антон Павлович Чехов с грустью отмечает – тяжелая, деревенская жизнь, с головой поглотила слабохарактерного Алехина. Вряд ли он когда-либо последует совету Ивана Ивановича. При этом, нельзя сказать, что дела идут успешно. Павел вкладывает все свои ресурсы, но не может в полной мере воспользоваться своими же благами. Он даже живет на территории для прислуги, хотя его место – верхний этаж. Смысл жизни Павла это – ежедневные заботы, и вряд ли возможно его переубедить. Он уверен, что то, что он делает, и есть самое важное, важнее чем гигиена и комфорт. Чехов незаметно осуждает своего еще не старого и довольно перспективного героя.
Образ Павла – это образ нерешительного человека, возможно, только в суете бесконечных хлопот видит свое предназначение. Он избегает говорить о том, что страшно устал, и смиренно ждет, когда гости сами решат идти спать. Судя по всему, Алехин не женат. Помещик совсем не обращает внимания на красивую горничную. Буркин и Иван Иванович напротив, сразу приметили ее. Это еще раз подтверждает отдаленность Алехина не только от тех высоких целей, высказанных Иваном Ивановичем, но и от простого человеческого счастья.
Другие темы: ← По рассказу О любви↑ ЧеховРоль художественной детали в рассказе Хамелеон →
Цитаты из рассказа Чехова “О любви”
Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают её розами, соловьями, мы же, русские, украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами, и при том выбираем из них самые неинтересные.
Так и мы, когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или нет я не знаю, но это мешает, не удовлетворяет, раздражает — это я знаю точно.
У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали.
Я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней… я старался понять тайну… женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти старика… и я всё старался понять, почему она встретилась именно ему, а не мне, и для чего нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка.
Рассказ «О любви» Чехов написал в 1898 году. Произведение завершает «Маленькую трилогию» автора, куда также вошли изучаемые на уроках литературы рассказы «Человек в футляре» и «Крыжовник». В рассказе «О любви» автор раскрывает тему «футлярности» в любви, показывая, как люди сами ограничивают себя, не дают себе быть счастливыми. Читать онлайн краткое содержание «О любви» можно прямо на нашем сайте.
Дмитрий Луганович
Товарищ председателя окружного суда, добился выгодного положения в обществе. Женат на Анне Алексеевне, в конце произведения имеет двоих детей. По словам Павла, «милейшая личность».
Несмотря на лишь отдаленное знакомство с Алехиным, Дмитрий приглашает его к себе обедать после тяжелого заседания. «Луганович – добряк…», простодушный человек. Он лишен всяческого культурного развития, не старается вникать в глобальные проблемы. Ближе к концу произведения Павел поражается, почему умная, интеллигентная Анна вышла замуж за такого скучного человека.
Краткое содержание
В начале произведения перед читателем разворачивается беседа трех мужчин: Алехина, Иван Иваныча и некого Буркина. Один из них повествует об истории любви между прислугой Пелагеей и поваром Никанора. Хорошие отношения у этой пары не сложились из-за пристрастия парня к спиртному и буйствам в нетрезвом виде.
Эта история подтолкнула Алехина к размышлениям на тему любви. Оказывается, русские часто много думают, перед тем как решиться на любовные подвиги. Здесь же, за завтраком, Павел Константинович поведал личную историю, не имеющую счастливого конца.
Начинается сказ в поселении под именем Софьино, где прошло его детство, и куда мужчина вернулся после завершения обучения в университете. После отца ему в наследство осталось немало долгов, которые Алехин успешно выплатил за время работы в родном местечке. Павел Константинович занимался также хозяйством, желая преобразить отчий дом.
Спустя пару лет мужчину пригласили на должность судьи, где он завел немало новых знакомств. Одним таким приятелем стал Луганович. Молодые люди быстро нашли общий язык, после чего новый знакомый пригласил Алехина на обед к себе домой. Приглашение было любезно принято. В гостях Павла Константиновича ждало еще одно знакомство: на этот раз с женой приятеля. Анна, несмотря на юный возраст менее 22 лет, уже имела ребенка. Девушка очень приглянулась ему, оставив в душ неизгладимое воспоминание и тихую любовь.
Еще одна роковая встреча двух молодых людей случилась во время благотворительного бала. Красота юной женщины еще сильнее взволновала сердце главного героя, после чего Алехина часто можно было видеть в доме Лугановичей. Он стал близким другом семьи: участвовал в покупках, помогал в быту, вел разговоры и слушал игру Анны на пианино. Мужчина никак не мог понять, почему такая разносторонняя девушка с множеством интересов могла отдать себя в руки безынтересного мужчины старшего возраста.
Они оба ждали встречи, радовались присутствию друг друга, однако никогда не выражали собственную любовь вслух. Павел Константинович не мог подарить счастье Анне, а сама девушка постоянно думала о семье и браке. Долгие годы прошли в этих робких и ревностных чувствах, однако ни один из них так и не признался. Анна даже начала ощущать некую обиду и эмоциональное напряжение при мыслях об Алехине. Для успокоения нервов женщина начала принимать лекарства. Вскоре ее мужа назначили главой одной из соседних губерний. Собираясь туда, Луганович отправил жену и детей к морю в Крым для лечения и отдыха.
В купе и состоялась последняя встреча влюбленных. Алехин наконец признался в любви Анне, однако было слишком поздно. В последний раз мужчина поцеловал возлюбленную и осознал, что любовь не терпит медлительности.
Признание в любви
Непобежденный
Первоначально Александр Алехин был похоронен в Эшториле. Спустя десять лет встал вопрос о перезахоронении, и власти Советского Союза готовы были принять прах первого русского чемпиона мира. Но в итоге была исполнена воля последней супруги шахматиста Грейс Висхар, которая просила перезахоронить мужа в Париже. Перезахоронение состоялось 25 марта 1956 года на кладбище Монпарнас при участии президента ФИДЕ Фольке Рогарда и делегации из СССР. Надпись на надгробии гласит: «Шахматному гению России и Франции».
Александр Алехин ушел из жизни действующим чемпионом мира. Это единственный подобный случай в истории шахмат.
Анализ произведения
Сложен и неоднозначен в понимании творческий анализ Чехова. «О любви» — рассказ, наполненный невероятным психологизмом. Его герой, пережив боль утраты, осознает свою вину в том, что все закончилось так печально.
Любовь не поддается никаким правилам, и здесь человеческий опыт совершенно бесполезен. И как всегда, Чехов остается верен себе, он никого ничему не учит. Писатель бесстрастно рассказывает истории человеческих жизней, а читатель вправе сам сделать вывод. Поэтому его авторскую позицию так сложно определить.
Рассматриваемый нами рассказ является частью целого, которым выступает трилогия Чехова. «О любви», наряду с произведениями «Крыжовник» и «Человек в футляре», входит в цикл, объединенный тремя героями-рассказчиками.
Композиция
Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается. Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.
Подобная структура композиции свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя. К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви. Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.
Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном. Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.
«Золотой мальчик» времен Российской империи
Один из величайших шахматистов в истории, первый русский чемпион мира Александр Алехин умер за шахматной доской, до конца оставаясь верным делу, которому посвятил жизнь. Но никогда его одиночество не было столь страшным, как в его последние дни. От него, вчерашнего кумира планеты, отвернулись все.
Александр Алехин родился в Москве, в семье предводителя Воронежского губернского дворянства. Мать Александра была дочерью фабриканта Прохорова, владельца «Трёхгорной мануфактуры», и после заключения брака тесть взял зятя в руководство фирмы.
Смена декораций: как менялся замок фабрикантов Прохоровых
Алехин-старший сделал превосходную карьеру, к концу жизни дослужившись до действительного статского советника. Своему третьему сыну Александру он прочил большое будущее на государственной службе, либо в бизнесе.
Игре в шахматы Сашу научила мать, которая до этого также приобщила к игре его старшего брата Алексея. Поначалу увлечение Саши не было серьезным. Но в 1902 году Алехин, к тому времени ученик одной из самых престижных гимназий, принял участие в сеансе одновременной игры с американским шахматистом Гарри Пильсбери. Американец гастролировал по России, и во время сеанса играл вслепую на 22 досках. Алехин свел свою партию вничью, но проникся восхищением к мастеру. Он тоже захотел стать шахматным маэстро.
Основная идея
Любовь не терпит медлительности и робости. Только действия помогут достичь желаемого вопреки всем преградам. Нужно уметь закрывать глаза на трудности и настойчиво двигаться на пути к мечте. Одни лишь рассуждения никак не помогут любви.
А.П. Чехов «О любви» в кратком содержании дает полное представление о произведении, его идее и героях. Пересказа глав будет достаточно, чтобы освежить память или просто познакомиться с книгой. Однако все же рекомендуется читать не только краткое содержание, но и весь рассказ целиком.
Восходящая звезда
В 1907 году гимназист Александр Алехин в первый раз сыграл в турнире любителей в Московском шахматном кружке. Тогда же состоялась историческая встреча — 14-летний Александр познакомился с Михаилом Чигориным, первым русским участником матча на первенстве мира.
Александр Алехин, чемпион Москвы. Фотография Карла Буллы (1909 год). Фото: Commons.wikimedia.org
Чигорин, дважды встречавшийся в матче за мировую корону с чемпионом мира Вильгельмом Стейницем, к тому времени был уже серьезно болен. В Москве он выиграл матч-турнир пяти мастеров, который стал для него одним из последних. Юный гимназист поразил опытного маэстро тем, что наизусть помнил лучшие партии Чигорина.
В истории отечественных шахмат эта встреча стала своеобразной передачей эстафеты — Алехину предстояло сделать то, что не сумел Чигорин.
Михаил Чигорин умер в январе 1908 года, и не успел увидеть, как стремительно поднимается его «преемник» по ступеням мастерства.
В 1909 году 16-летний Александр Алехин с 13 очками из 16 занял первое место на Всероссийском турнире любителей, приуроченном к Международному шахматному конгрессу памяти Чигорина, за что получил дорогую вазу и желанное звание «маэстро».
Ботвинник бросает вызов
В 1938 году нидерландская радиовещательная компания Algemene Vereniging Radio Omroep организовала «турнир мечты», в котором приняли участи восемь сильнейших шахматистов планеты, включая чемпиона мира Алехина и двух экс-чемпионов Капабланку и Эйве.
Турнир принес неожиданные результаты — победителем стал эстонец Пауль Керес, второе место занял американец Ройбен Файн, третьим оказался советский шахматист Михаил Ботвинник. Алехин финишировал шестым, Капабланка — седьмым. АВРО-турнир показал, что приходит время «новой волны» шахматистов.
Владимир Крамник: «Шахматы — это игра молодых»
После турнира начались переговоры между Алехиным и Ботвинником о проведении матча за первенство мира — чемпион был не прочь сыграть с новой звездой из Советского Союза. Но реализовать эти намерения помешало начало Второй Мировой войны.
Алехин к этому моменту был гражданином Франции, и вступил добровольцем в армию, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. После оккупации Франции Алехин поселился на территории, контролируемой так называемым «правительством Виши».
Сотрудник уголовного розыска и первый советский чемпион
Алехину, в 1914 году собиравшемуся готовиться к борьбе за мировое первенство, помешала война. Новость о ней застала его на турнире в немецком Мангейме, где он и другие русские шахматисты были интернированы как граждане вражеского государства.
Алехину удалось получить справку о болезни, с которой его освободили. Осенью 1914 года он вернулся в Россию.
«Я боролся за себя». Гений и «злодейство» Виктора Корчного
О серьезных турнирах речь не шла. Он выступал с сеансами одновременной игры, а затем отправился на фронт добровольцем в качестве начальника летучего отряда Красного Креста. За спасение раненых с поля боя Алехин был награжден. После двух контузий шахматист попал в госпиталь, а затем вернулся в Москву.
Какой-то четкой политической позиции у Алехина не было, и после революции 1917 года он оказался между двух огней. Его едва не расстреляли красные, но вскоре он оказался у них на службе. Алехин работал в Московскому уголовном розыске, а также переводчиком в Коминтерне.
В 1920 году Алехин победил в первой Всероссийской шахматной Олимпиаде, которая впоследствии была признана первым чемпионатом СССР по шахматам.
В 1921 году Алехин уехал из РСФСР в Латвию. Отъезд этот был не тайным, а вполне официальным, с разрешения советских властей. Ни о каком бегстве речи не шло — шахматистам разрешались длительные командировки для участия в турнирах. Да и сам Алехин в тот момент вряд ли полагал, что уезжает навсегда. Его целью было завоевание титула чемпиона мира.
«В преферанс, в очко и на бильярде». Как Михаил Таль стал народной легендой
Задача: стать чемпионом мира
Для родных увлечение Александра шахматами было чудачеством, но сам он знал, что теперь это его профессия на всю жизнь.
Алехин в форме правоведа. Фото: Commons.wikimedia.org
В 1914 году он закончил Императорское училище правоведения с чином IX класса (титулярный советник), но мысли его уже были далеко от государственной службы.
К этому времени Алехин уже являлся одним из лучших шахматных мастеров России. В 1914 году он выиграл Всероссийский турнир мастеров, и стал третьим на Санкт-Петербургском международном турнире, в котором участвовала вся мировая шахматная элита, включая чемпиона мира Эммануила Ласкера.
Друзьям Алехин объявил, что начинает готовиться к матчу за первенство мира. «С Ласкером?» — спросили его. «С Капабланкой», — ответил шахматист.
Кубинский гений Хосе-Рауль Капабланка был значительно моложе опытного Ласкера. По разным причинам матч между ними откладывался, но в 1921 году прогноз Алехина оправдался: Капабланка уверенно победил и стал чемпионом мира.
Все были уверены, что «эра Капабланки» в шахматах продлится не одно десятилетие.
А. Алехин и Х.Р. Капабланка на петербургском шахматном турнире 1914 года. Фото: Commons.wikimedia.org
Популярные сочинения
«Он наш враг»
Эту победу одинаково радостно встретили и в Советской России, и в кругах эмиграции. А дальше произошло событие, изменившее жизнь Алехина. На чествовании чемпиона в Русском клубе в Париже он якобы пожелал, чтобы «…миф о непобедимости большевиков развеялся, как развеялся миф о непобедимости Капабланки».
Говорил это Алехин или нет, но его слова появились во всех эмигрантских газетах.
Реакция Москвы последовала незамедлительно. Глава шахматной федерации СССР и одновременно нарком юстиции Николай Крыленко написал в своей статье: «После речи Алехина в Русском клубе с гражданином Алехиным у нас всё покончено — он наш враг, и только как врага мы отныне должны его трактовать».
Алехин обосновался в Париже, и продолжал выигрывать один турнир за другим. Мир хотел видеть его новый матч с Капабланкой, но Алехин, готовый идти на уступки другим претендентам, в данном случае был категоричен: с кубинцем он будет играть только на условиях «Лондонского протокола».
Алехин, принужденный несколько лет искать средства для того, чтобы сыграть с Капабланкой, теперь попросту вернул ему должок. Вот только самому Капабланке выполнить условия не удалось.
Алехин даёт сеанс одновременной игры в Берлине (1930). Фото: Commons.wikimedia.org
Очень краткий пересказ
Окончив обучение в университете, Павел Константинович возвращается на родину. Там он проживает в родительском доме, пока его не принимают на работу в один из судов. Параллельно Алехин решает вопросы по дому, которые накопились за время его отъезда. На работу Павел ездит в город. Однажды по пути ему встретился молодой человек по фамилии Луганович, который пригласил Павла на обед в свой дом.
В гостях его знакомят с Анной, которая с первого взгляда пленяет героя своей красотой. Разговоры за столом еще больше сближают героев. Женщина и сама проявляет симпатию к внезапному гостю, однако дальше мыслей их любовь не заходит.
Через некоторое время происходит вторая встреча героев — на балу. Обстановка торжества еще больше подогрела их взаимную симпатию. Позже Алехин стал приезжать в гости к новым друзьям по нескольку раз в неделю. Он проводит много времени с Анной Алексеевной, начинает принимать участие в быту, помогая с закупками в лавках. Герои понимают, что у их общего чувства нет будущего, у их любви нет надежды.
В робости и нерешительности герои проводят долгие годы, испытывая лишь платоническую любовь. За это время Анна Алексеевна успевает родить своему мужу детей, а Луганович получает более высокую должность в соседнем регионе. Жену он решает отправить к морю на время своего отъезда. В последнее мгновение появляется Алехин, который целует Анну на прощание, ставя точку в так и не начавшихся отношениях. Автор и читатель понимают, что продолжения у этого романа никогда не будет.
Проблемы
Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.
Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.