Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая нервной системой. Понятие «рефлекс» ввел Сеченов, он считал, что «рефлексы составляют основу нервной деятельности человека и животных». Павлов разделил рефлексы на условные и безусловные.
Рефлекторная дуга – это путь, по которому нервный импульс проходит при осуществлении рефлекса. Состав рефлекторной дуги: 1) Рецептор – чувствительное образование, способное реагировать на определенный вид раздражителя; преобразует раздражение в нервный импульс. 2) Чувствительный нейрон отправляет нервный импульс в центральную нервную систему (спинной или головной мозг), находится в заднем корешке спинного мозга.
безусловный рефлекс
условный рефлекс
3) Вставочный нейрон
3) такой-то центр коры больших полушарий 4) временная связь
5) сякой-то центр коры больших полушарий
4/6) Исполнительный (двигательный) нейрон отправляет нервный импульс к рабочему органу, находится в переднем корешке спинного мозга. 5/7) Рабочий (исполнительный) орган – мышца (сокращается), железа (выделяет секрет) и т.п.
Сравнение условных и безусловных рефлексов
Выработка условного рефлекса
Условный (безразличный) раздражитель должен предшествовать безусловному (вызывающему безусловный рефлекс). Например: зажигается лампа, через 10 секунд собаке даётся мясо.
Торможение условных рефлексов
Условное (неподкрепление): лампа зажигается, но мяса собаке не дают. Постепенно слюноотделение на включенную лампу прекращается (происходит угасание условного рефлекса).
Безусловное: во время действия условного раздражителя возникает мощный безусловный. Например, во время включения лампы громко звенит звонок. Слюна не выделяется.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в 1) коре больших полушарий 2) продолговатом мозге 3) мозжечке 4) среднем мозге
Выберите один, наиболее правильный вариант. Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по воле человека, осуществляются через нервную систему 1) центральную 2) вегетативную 3) соматическую 4) периферическую
Выберите один, наиболее правильный вариант. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс 1) условный 2) безусловный 3) защитный 4) ориентировочный
Выберите один, наиболее правильный вариант. Каковы особенности спинномозговых рефлексов у человека и млекопитающих животных 1) приобретаются в течение жизни 2) передаются по наследству 3) различны у разных особей 4) позволяют организму выжить в изменяющихся условиях среды
Выберите один, наиболее правильный вариант. Нервные импульсы передаются в мозг по нейронам 1) двигательным 2) вставочным 3) чувствительным 4) исполнительным
Выберите один, наиболее правильный вариант. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это 1) безусловное торможение 2) условное торможение 3) рассудочное действие 4) осознанный поступок
Выберите один, наиболее правильный вариант. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют 1) нервным волокном 2) центральной нервной системой 3) нервом 4) анализатором
Выберите один, наиболее правильный вариант. Условные рефлексы человека и животных обеспечивают 1) приспособление организма к постоянным условиям среды 2) приспособление организма к меняющемуся внешнему миру 3) освоение организмом новых двигательных умений 4) различение животными команд дрессировщика
Выберите один, наиболее правильный вариант. Чувствительные нейроны в трехнейронной рефлекторной дуге соединены с 1) отростками вставочных нейронов 2) телами вставочных нейронов 3) двигательными нейронами 4) исполнительными нейронами
Выберите один, наиболее правильный вариант. Условное (внутреннее) торможение 1) зависит от типа высшей нервной деятельности 2) появляется при возникновении более сильного раздражителя 3) вызывает формирование безусловных рефлексов 4) наступает при угасании условного рефлекса
Выберите один, наиболее правильный вариант. Основу нервной деятельности человека и животных составляет 1) мышление 2) инстинкт 3) возбуждение 4) рефлекс
Выберите один, наиболее правильный вариант. При выработке условного рефлекса условный раздражитель должен 1) действовать через 2 часа после безусловного 2) следовать сразу после безусловного 3) предшествовать безусловному 4) постепенно ослабляться
Выберите один, наиболее правильный вариант. Нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему проводят 1) чувствительные нейроны 2) двигательные нейроны 3) чувствительные и двигательные нейроны 4) вставочные и двигательные нейроны
ДУГА СТРОЕНИЕ Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Рецепторы – это нервные окончания в организме человека, которые 1) воспринимают информацию из внешней среды 2) воспринимают импульсы из внутренней среды 3) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам 4) располагаются в исполнительном органе 5) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы 6) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды
Выберите три варианта. В нервной системе человека вставочные нейроны передают нервные импульсы 1) с двигательного нейрона в головной мозг 2) от рабочего органа в спинной мозг 3) от спинного мозга в головной мозг 4) от чувствительных нейронов к рабочим органам 5) от чувствительных нейронов к двигательным нейронам 6) из головного мозга к двигательным нейронам
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какими особенностями обладают вставочные нейроны в соматической нервной системе человека? 1) осуществляют связь между чувствительными и исполнительными нейронами 2) входят в состав задних корешков спинного мозга 3) входят в состав передних корешков спинного мозга 4) образуют основную массу серого вещества спинного мозга 5) осуществляют передачу нервных импульсов к внутренним органам 6) осуществляют передачу нервных импульсов на двигательные нейроны
Установите соответствие между функциями и типами нейронов: 1) чувствительные, 2) вставочные, 3) двигательные. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам. А) передача нервных импульсов от органов чувств в мозг Б) передача нервных импульсов от внутренних органов в мозг В) передача нервных импульсов к мышцам Г) передача нервных импульсов к железам Д) передача нервных импульсов от одного нейрона к другому
Проанализируйте таблицу «Нейроны». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из приведенного списка. 1) центростремительный 2) двигательный 3) оболочки мозга 4) серое вещество спинного мозга 5) белое вещество спинного мозга 6) передача нервного импульса от рецепторов в ЦНС 7) передача нервного импульса от ЦНС к рабочему органу 8) передача нервного импульса к внутренним органам
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение рефлекторной дуги. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) рецептор 2) передний корешок спинного мозга 3) серое вещество спинного мозга 4) двигательный нейрон в заднем корешке спинного мозга 5) тело двигательного нейрона 6) вставочный нейрон
2. Установите последовательность проведения нервного импульса в рефлекторной дуге, обеспечивающей один из механизмов терморегуляции в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) передача нервного импульса по чувствительному нейрону в центральную нервную систему 2) передача нервного импульса на двигательные нейроны 3) возбуждение терморецепторов кожи при понижении температуры 4) передача нервного импульса на вставочные нейроны 5) уменьшение просвета кровеносных сосудов кожи
4. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. Запишите в ответе цифры в порядке, соответствующем буквам. 1) Двигательный нейрон 2) Чувствительный нейрон 3) Спинной мозг 4) Рецепторы сухожилия 5) Четырёхглавая мышца бедра
5. Установите последовательность процессов безусловного слюноотделительного рефлекса при попадании пищи в ротовую полость. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) анализ сигнала в центре продолговатого мозга 2) возбуждение вкусовых рецепторов 3) передача возбуждения в пищевой центр продолговатого мозга 4) выделение слюны 5) передача возбуждения к слюнной железе
ДУГА + СПИННОЙ МОЗГ 1. Установите последовательность передачи нервного сигнала по рефлекторной дуге. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) передний корешок спинномозгового нерва 2) рецептор 3) задний корешок спинномозгового нерва 4) скелетная мышца 5) тело вставочного нейрона 6) тело чувствительного нейрона
3. Установите последовательность процессов, возникающих при реализации коленного рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) передача возбуждения на мышечные волокна четырёхглавой мышцы бедра 2) непроизвольное разгибание голени 3) движение импульсов по волокнам бедренного нерва к задним рогам спинного мозга 4) передача импульсов на аксоны моторных нейронов 5) возбуждение рецепторов растяжения в четырёхглавой мышце бедра
ДУГА УСЛОВНОГО 1. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) слуховой центр коры мозга 2) чувствительный нейрон 3) рецепторы слуха 4) временная связь 5) центр слюноотделения 6) слюнные железы 7) двигательный нейрон
2. Установите правильную последовательность передачи нервного импульса по дуге слюноотделительного рефлекса у человека на вид пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) центр слюноотделения коры головного мозга 2) чувствительный нейрон 3) двигательный нейрон 4) зрительный центр коры головного мозга 5) слюнные железы 6) рецепторы глаза
3. Установите последовательность частей рефлекторной дуги при прохождении по ней нервного импульса. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) чувствительный нейрон 2) рабочий орган 3) вставочный нейрон 4) отдел коры больших полушарий 5) рецептор 6) двигательный нейрон
4. Установите последовательность процессов, происходящих при осуществлении условного слюноотделительного рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) секреция амилазы 2) передача импульса в корковый центр обонятельного анализатора 3) активация центра слюноотделения в продолговатом мозге 4) возбуждение обонятельных рецепторов 5) передача импульса по двигательным волокнам к слюнным железам
5. Установите последовательность процессов, происходящих при хватательном рефлексе у младенца. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) переключение сигнала на вставочный нейрон 2) движение импульса по центробежному нейрону 3) регистрация рецептором ладони прикосновения 4) сокращение мышц предплечья 5) передача сигнала по центростремительному нейрону
БЕЗУСЛОВНЫЕ 1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека, 1) сформировались в относительно постоянных условиях среды 2) сформировались в процессе исторического развития 3) для своей работы требуют работы больших полушарий 4) для своей работы требуют нескольких повторений 5) учащение пульса и дыхания во время работы 6) выделение слюны при запахе шашлыка
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность птиц, 1) вырабатываются в процессе индивидуального развития 2) сформировались в процессе исторического развития 3) имеются у всех особей вида 4) строго индивидуальны 5) сформировались в относительно постоянных условиях среды 6) не являются врождёнными
БЕЗУСЛОВНЫЕ КРОМЕ Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы 1) наследуются 2) индивидуальны 3) одинаковы у всех особей вида 4) контролируются только спинным мозгом 5) приобретаются в течение жизни
2. Установите соответствие между видами рефлексов и их характеристиками: 1) условные, 2) безусловные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) являются врожденными Б) приспособления к новым появляющимся факторам В) рефлекторные дуги формируются в процессе жизнедеятельности Г) одинаковы у всех представителей одного вида Д) лежат в основе обучения Е) постоянны, практически не затухают в течение жизни
3. Установите соответствие между характеристиками и видами рефлексов: 1) безусловные, 2) условные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) врожденные, передаются по наследству Б) непостоянные, способны угасать В) характерны для всех особей данного вида Г) возникают на адекватный для каждого рефлекса раздражитель Д) приобретенные в процессе жизнедеятельности Е) помогают адаптироваться к меняющимся условиям среды
СОБИРАЕМ А) сохраняются в течение всей жизни организма Б) формируются в постэмбриональном периоде
2. Установите соответствие между примерами и типами рефлексов, которые они иллюстрируют: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) сосательные движения ребёнка в ответ на прикосновение к его губам Б) сужение зрачка, освещённого ярким солнцем В) выполнение гигиенических процедур перед сном Г) чихание при попадании пыли в носовую полость Д) выделение слюны на звон посуды при сервировке стола Е) катание на роликовых коньках
УСЛОВНЫЕ КРОМЕ Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Условные рефлексы 1) формируются в процессе эволюции 2) имеют постоянные рефлекторные дуги 3) вырабатываются в ответ на посторонний раздражитель 4) сопровождаются образованием временной связи 5) сохраняются всю жизнь без изменений
ВЫРАБОТКА Установите последовательность формирования слюноотделительного условного рефлекса и его торможения у домашней собаки. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) включение света и предоставление пищи 2) многократное включение света при отсутствии пищи 3) прекращение выделения слюны при включении света 4) выделение слюны при включении света 5) многократное сочетание кормления с предварительным включением света
Контрольная работа по биологии на тему «Высшая нервная деятельность» (8 класс)
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Задание 1. Выберите один правильный ответ.
1. Принцип рефлекторной работы мозга был открыт:
A. Иваном Михайловичем Сеченовым
Б. Николаем Ивановичем Пироговым
B. Ильей Ильичом Мечниковым
2. Сужение зрачка, слюноотделение можно отнести к:
A. Условным рефлексам
Б. Безусловным рефлексам
B. Приобретенным рефлексам
3. Способность новорожденных к плаванию без предварительного обучения является примером:
A. Безусловного рефлекса
Б. Условного рефлекса
4. В основе приобретенного поведения лежат:
A. Безусловные рефлексы
Б. Условные рефлексы
5. Навыки катания на коньках, на велосипеде, плавание формируются на основе:
A. Динамического стереотипа
Б. Инстинктивных реакций
B. Безусловных реакций
6. Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, произойдет:
A. Безусловное торможение
Б. Исчезновение рефлекса
B. Условное торможение
7. Мышление возникает на основе:
Б. Рассудочной деятельности
B. Безусловных рефлексов
8. Сущность образования условных рефлексов, процессов возбуждения и торможения была открыта и подробно изучена:
A. Иваном Михайловичем Сеченовым
Б. Николаем Ивановичем Пироговым
B. Иваном Петровичем Павловым
9. Сон представляет собой:
A. Один из видов торможения коры полушарий большого мозга
Б. Один из особых видов возбуждения коры полушарий большого мозга
B. Временное прекращение деятельности мозга
10. Во время сна клетки мозга:
A. Прекращают свою активность
Б. Восстанавливают свою работоспособность
B. Замедляют свою работоспособность
Задание 2. Вставьте пропущенное слово.
1. Безусловные рефлексы являются. передаются из поколения в поколение и проявляются как. реакции на определенные. раздражители.
3. Рефлексы, возникающие в течение жизни, называются. являются строго. и возникают в ответ на. раздражители.
4. Условные рефлексы лежат в основе. поведения, обеспечивающего адаптацию к окружающему миру, и сложной системы условно-рефлекторных связей в коре полушарий, формирующих. стереотип, лежащий в основе многих привычек и.
5. Со временем с условными рефлексами может произойти. или. торможение при исчезновении условного раздражителя или действии нового. рефлекса.
6. Гипотеза о рефлекторной основе деятельности. мозга принадлежит. а создателем целостного учения об условных рефлексах является.
7. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо, чтобы период активного бодрствования сменялся. который Павлов назвал. торможением, восстанавливающим функции. системы.
Задание 3. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.
1. Какие рефлексы называют безусловными? В чем их значение?
2. Приведите примеры инстинктивного поведения человека.
3. Что такое условные рефлексы? Как они формируются?
4. Каково значение условных рефлексов?
5. Объясните понятие «динамический стереотип».
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Задание 1. Выберите один правильный ответ.
1. Люди видят сны в период:
2. Взрослый человек должен спать в сутки:
3. Состояние длительного многолетнего сна называется:
4. Специфическим условным раздражителем человека является:
5. Представление о цвете, форме, поверхности, запахе предмета складываются в:
6. Установление взаимосвязи между фактами – основа:
A. Логической памяти
Б. Механической памяти
7. Способность человека на основе уже имеющихся знаний добывать новую информацию, называется:
8. Неуравновешенный, легковозбудимый тип темперамента называется:
9. Уравновешенный, спокойный, инертный тип темперамента называется:
10. Тип темперамента и особенности нервной системы:
A. Наследуются от родителей
Б. Зависят от внешней среды
B. Зависят от наследственности и факторов среды
Задание 2. Вставьте пропущенное слово.
1. Человек видит сны в период. сна, который сменяется затем фазой. сна, состоянием глубокого.
3. Основные отличия человека от животных – это. и способность к. деятельности.
4. Любая познавательная деятельность человека начинается с. отдельных качеств предметов, из которых складывается. фиксирующееся в памяти в виде.
5. Память – сложный психический процесс, складывающийся из запоминания, хранения и. информации; существует механическая. зрительная и. память.
6. В основе обучения человека лежит. то есть способность добывать новую. на основе уже имеющихся сведений; для активизации этого процесса лучше использовать разные виды.
7. По специфическим особенностям нервных процессов в организме психологи выделяют четыре типа. человека: холерики. флегматики и.
Задание 3. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.
1. В чем значение сна?
2. Чем характеризуются различные фазы сна?
3. Каковы потребности в продолжительности сна и условия нормального сна?
4. Из чего формируются представления человека о предметах окружающего мира?
5. Что такое память? Какие виды памяти вы знаете?
6. Какие типы темперамента вы знаете? От чего они зависят?
1. Врожденными, постоянные, внешние. 2. Зрачков, слюноотделение, инстинкты. 3. Условными, индивидуальными, определенные. 4. Приобретенного, динамический, навыков. 5. Условное, безусловное, ориентировочного. 6. Головного, И. М. Сеченову, И. П. Павлов. 7. Сном, охранительным, нервной.
1. Безусловные рефлексы – это врожденные реакции организма на определенные раздражители, передаются по наследству и сохраняются в течение жизни; обеспечивают биологическую целостность организма.
2. Инстинкты – это более сложные формы врожденного поведения, цепь последовательных реакций, обеспечивающих адаптацию к окружающей среде, например, способность новорожденных плавать без предварительного обучения.
3. Условные рефлексы приобретаются в течение жизни, являются индивидуальными для каждого человека. Возникают при длительном сочетании воздействия условного и безусловного раздражителя.
4. Обеспечивают индивидуальное приспособительное поведение, являются основой формирования умений и навыков.
5. Динамический стереотип – это особая система условнорефлекторных связей в головном мозге, лежащая в основе обучения большинства двигательных навыков, которые затем становятся автоматическими, например письмо, игра на рояле, катание на велосипеде, плавание.
1. Сон является охранительным торможением нервной системы, защищает ее от перегрузок, восстанавливает функции многих других систем органов, умственную и физическую работоспособность человека.
2. Фаза медленного сна является состоянием глубокого покоя, а во время фазы быстрого сна учащается ритм дыхания и сердечных сокращений, усиливается обмен веществ, человек в это время видит сны.
3. Дети должны спать до 10 часов в сутки, взрослые – 6–8 часов; для полноценного сна необходимо проветрить помещение, подготовить удобное место для сна и избегать сильных внешних раздражителей.
4. Представления об особенностях предмета или явления формируются на основе сочетания ощущений (запаха, вкуса, цвета, текстуры поверхности), возникающих при раздражении рецепторов органов чувств и восприятия целостного образа, возникающего в коре полушарий, а затем фиксируются в памяти человека.
5. Память – это совокупность процессов запоминания, хранения и воспроизведения информации. Существует механическая, логическая, зрительная, слуховая память.
6. У всех людей разные особенности нервных процессов в организме, сочетание подвижности и уравновешенности, эмоциональности и сдержанности. Это врожденные качества, влияющие на возможности общения людей друг с другом, выбор профессии, социальную активность, являющиеся проявлением четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. В чистом виде такие типы темперамента встречаются редко, у большинства окружающих вы обнаружите смешанный темперамент с преобладанием сильного или слабого типа нервной системы, уравновешенности и неуравновешенности, большей и меньшей подвижности нервных реакций.