придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия

Как легче запоминать словарные слова в начальной школе

Как научиться писать грамотно: графические ассоциации

придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть картинку придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Картинка про придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессияГюзель Абдулова тренер по развитию памяти и внимания, нейропсихолог, руководитель школы «Супермозг»

Словарные слова в современной школе предлагается запоминать через многократное повторение, то есть зубрёжку. Но существуют более эффективные и интересные способы, позволяющие легко выучить не только словарные слова, сложные словосочетания, но и лучше понять и запомнить орфографические правила. Один из них — метод графических ассоциаций.

Чтобы запомнить слово, его нужно нарисовать и выделить на этом рисунке «проблемную» букву. Метод графических ассоциаций позволяет запоминать слова не только на слух, но и подключая моторику, зрительный образ и ассоциацию. Дети любят рисовать, и этот метод им очень нравится.

Например, нужно запомнить слово «корзина». Мы говорим «кАрзина», а пишем «кОрзина». Как это усвоить ребёнку? Можно сто раз повторить, и всё равно на сто первый раз будет допущена ошибка. Но лучше предложите ребёнку нарисовать корзину и на этом рисунке найти букву «О».

придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть картинку придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Картинка про придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия

«Проблемную» букву нужно выделить пожирнее или обвести другим цветом. Важно, чтобы ребёнок сделал это сам!

Попробуйте ещё. Говорим слово «пугАвица», пишем — «пугОвица», рисуем пуговицу. Пусть ребёнок найдёт на рисунке букву «О».

При использовании метода графических ассоциаций лучше брать несколько слов, объединённых общей темой. Например, можно представить мОлОко в стакане. Полезно также соединить получившийся образ со словом «корова».

Даёт корова молоко. Мы находим в слове «кОрОва» и на рисунке буквы «О». Это может быть мордочка или пятно. Молоко мы видим в ведре.

придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть картинку придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Картинка про придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия

Разрешите детям самим поиграть, нарисовать, пофантазировать. Иногда взрослые не могут быстро придумать ассоциацию, а дети легко справляются с этой задачей.

На одном из занятий нужно было запомнить слово «автобус». В группе были дети и взрослые. Взрослые предложили найти букву «В» на колёсах. Но тут один мальчик сказал: «Ой, смотрите, сиденье похоже на букву «В». Такой «ВВВесёлый» автобус легко запомнить.

придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть картинку придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Картинка про придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия

А ещё в автобус можно посадить вОдителя или шОфёра. Букву «О» легко найти на руле, в зеркале, на кепке водителя, на очках или на колёсах.

Поролон. Часто дети и взрослые допускают ошибки в этом слове. Как можно его себе представить и нарисовать? У меня это слово ассоциируется с поролоновой губкой. Если внимательно на неё посмотреть, то заметишь много букв «О». Букву «А» на рисунке найти невозможно.

придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть картинку придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Картинка про придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия

Если на рисунке нужная буква не находится, нам поможет приём трансформации. Например, требуется запомнить слово «апЕльсин». На апельсине буква «Е» не угадывается. Попросите ребёнка представить, как он чистит апельсин, а корка свисает по спирали, напоминающей букву «Е».

Любой предмет можно трансформировать и нарисовать подходящую картинку. Задействуйте воображение, и получившийся образ надолго останется в памяти.

Рисунки лучше делать на карточках и периодически играть в них, чтобы закрепить в памяти трудную информацию. Дети не воспринимают карточки как учёбу. Для них это интересное развлечение. Причём начинать играть по методу графических ассоциаций можно с 5–6 лет. Отлично зарекомендовал себя этот метод также при работе с теми, кто испытывает трудности в обучении даже в старших классах. Ведь фантазировать любят не только дошкольники.

придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть картинку придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Картинка про придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия

Задание 1: словарный диктант. Повторите графические ассоциации и продиктуйте ребёнку слова: поролон, ягода, корзина, гражданин, солнце, автомобиль, апельсин, яблоко, носок, окно, аллея, молоко, корова, шофёр, пуговица.

Задание 2: придумайте ассоциации. Попробуйте с ребёнком придумать ассоциации и нарисовать картинки к словам: фонарь, забор, воробей, абажур, портрет, светофор, вокруг, карандаш, конфета, снеговик.

Если у вас не получилось, посмотрите мои варианты графических ассоциаций.

Источник

Набор для запоминания словарых слов

Несколько простых и эффективных приемов для быстрого и без зубрежки запоминания правописания трудных слов

Первый способ.

Построение ассоциативной связи между запоминаемым словом и словом, которое вы запомнили.

Возможности этого способа достаточно широки. Хорошо запоминаются слова в стишках, которые можно предложить детям или они попробуют сочинить их сами.

мпридумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть картинку придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Картинка про придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессияороз Лошадь любит есть в мороз

овёс Не солому, а овёс!

мпридумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть картинку придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Картинка про придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессияорковь Морковь, помидор, огурец и горох –

помидор Ну чем урожай наш плох?

огурец Приходите на обед –

горох Будет вкусный винегрет.

огород В огороде все в порядке –

овощи Овощи растут на грядке.

расстояние На расстоянии от нас

рассказ звучит рассказ

русский про русский класс

Второй способ.

Графический.

Этот способ очень эффективен при работе с детьми. Он состоит в обыгрывании запоминающихся буквы в рисунке. Для запоминания трудного слова нужно нарисовать картинку, на которой изображено само запоминаемое слово и «проблемная» буква. Например, слово «морковь». Рисунок может быть очень и очень схематичным.

Для того, чтобы запомнить, что в слове «поросёнок» второй (непроверяемый) гласной буквой является буква «О», достаточно нарисовать пятачок поросенка, он напоминает букву «о», а две дырочки в пятачке – две «о» в слове «поросенок».

Желательно, чтобы ребенок сам, как может, рисовал такие картинки. При воспроизведении достаточно вспомнить свою картинку с обыгранными буквами.

Примеры обыгрывания некоторых словарных слов графически.

Третий способ.

Метод фонетических(звуковых) ассоциаций.

Этот метод больше подходит средним старшим школьникам, но иногда можно воспользоваться и младшим. Например, слово «винегрет». Запомнить его очень трудно, но стоит подобрать к нему два созвучных «винт» и «негр» и составить из них сюжет: « Вин т нег ру попался в винегрете». Или « Вин ни (Пух) гре ется после того как объелся винегрета». Главное – постараться как можно ярче представить себе придуманный сюжет, применить метод, применить метод соощущений. Например, при запоминании слова «винегрет» можно попробовать представить себе чувства человека, которому в винегрет попался винт.

Итак, чтобы запомнить с помощью метода фонетических ассоциаций трудное слово, надо:

Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые мы хотим запомнить, действительно непроверяемые.

Подобрать к запоминаемому слову созвучные так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого, и чтобы в нем «проблемная» буква слышалась отчетливо (лучше чтобы на нее падало ударение, если речь идет о гласных буквах)

Из слова-созвучия и запоминаемого надо составить сюжет. Сюжет, естественно, должен быть ярким, смешным, необычным, может быть даже нелепым.

Дальше хорошо бы применить методы оживления и соощущения.

Совпадение с запоминаемым части созвучного слова можно как-то выделить на письме (размером, курсивом, цветом), запоминаемые буквы желательно подчеркивать или выделять, чтобы зрительная память тоже принимала участие работе над словом( особенно, если со словом работает ребенок)

Кастрюля – кас трюлю одели вместо кас ки.

Стадион – стад о диких зверей на стади оне.

Б и блиотека – библия.

За я ц – я-я-я хвастун.

М а лина – из маленьких.

З е мляника – земли.

М а шина – машет шофер.

М е дведь – мед ведает.

Р а бочие – радость.

С е вер – ветер холодный.

С о рока – «Сорок сорок для своих сорочат»

Сп а сибо – спаси боже от ошибок.

Ул и ца – лица, много людей.

Ст о лица – сто лиц.

Ч е тверг – четвертый.

Я зык – хвастун я, я.

Род и на – где родился.

Четвертый способ.

Комбинированный метод.

Этот метод бывает нужен лишь для тех слов, в которых надо запомнить две и больше букв.

Заключается он в комбинировании графического и фонетического методов. То есть для запоминания одной буквы используется метод фонетических ассоциаций, а запоминания других – графический метод. Рассмотрим пример. Слово «пирамида». Первую непроверяемую букву легко использовать при помощи звуковой ассоциации – «пир». Сюжет «пир на вершине пирамиды».

Р асс каз. Сюжет: «Мы лежали в палатке « А », и слушали р асс каз

Т е л е гра мм а. Сюжет. «Телеграмму послали на двух листочках в кремль»

Праздник – « Зд есь дни летят как в новогодние праздники»

Быстро – «Быстро стройся по росту»

Земляника – «Ем я ягоду землянику»

Магазин – « Маг пустил газ в магазин»

Победа – « По ле бед ы после победы»

Адрес – «Р ад ре дкому письму»

Дежурный – « Де вочка жур ила мальчишек за баловство»

Завтрак – «На завтрак были рак и»

Запад – «Солнце пад ает за горизонт»

Платок – « Плат а за покупку»

Чувство – « Вст ань во т здесь и говори с чувств ом»

Помидоры – « О рел пролетел ми мо»

Магазин – « Ма г открыл замок, а без ключа»

Пятый способ.

Запоминания правописания слов.

Основан на схожести форм букв с различными предметами, животными, растениями, людьми. Буквы напоминают различные предметы.

Для каждой из букв, с правописанием которой в словах могут возникнуть трудности, нужно найти похожие на них по форме предметы в окружающем мире, иными словами придумать ассоциации. В русском языке это прежде всего буквы «А», «О», «Е», «И», а также буквы «К», «Л», «М», «Н», «П», «Р», «С», «Т».

Сюжет должен быть по возможности необычным и веселым. Для еще лучшего запоминания сюжет можно представить как отрывок из фильма. Свой сюжет при желании можно и зарисовать. Например: «Уч е ник на уроке без конца доставал расческу и пытался расчесывать девочке косички.»

Вот на какие предметы могут быть похожи по форме буквы. Можно придумать и свои ассоциации.

Метро – в м е тро лестница бежит сама-собой.

Аптека – а касса в аптеке.

Осина – на о сине красногрудый снегирь.

Сапоги – с а поги одели на руки вместо ног.

Ужин – мы уж и нали под гармонь

М о л о ко – молоко пролили на шляпу.

Пятн и ца – в пятницу я прочитал 5 книг.

О тец – отец строго посмотрел в очки.

Д е кабрь – в декабре на ветках цветут розы.

Вч е ра – я по лестнице взобрался на небо.

О бед – в обед мне пироге попалась монетка.

Ри сунок – я порвал свой рисунок.

Х о роший – в хоре много поющих детей.

Песок – в пустыне во время ветра песок пе л.

Февраль – в феврале сосульки как кон фе тки.

Топор – То т то пор хорошо, который в ловких руках.

Товарищ – То т не товарищ, кто в беде бросает.

Источник

Киселёва Ульяна Проект по русскому языку на тему «Ассоциации для словарных слов»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №8

Тема: « Ассоциации для словарных слов».

ученица 4 б класса

МАОУ СШ №8 Киселёва Ульяна

Руководитель: учитель высшей категории

Воронова Светлана Михайловна

п. Новосмолинский, 2019 г.

Особую трудность для меня в начальной школе представляют очень упрямые слова, их называют словарными словами. Это потому, что их записывают в словарик. А в словарик их записывают потому, что они упрямые: в них есть буквы, которые не хотят подчиняться ни одному правилу!

Можно придумать, как упрямые слова попадают в разные истории: иногда смешные, иногда странные, а иногда даже страшные. Чем связь между словами в ассоциативной паре неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. Эту пару может усилить рифма, ритм стихотворения, дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову.

И тогда упрямые слова скоро станут послушными и будут писаться совсем без ошибок.

Проблема : трудности в запоминании и написании слов с непроверяемыми орфограммами.

Актуальность проекта: Всем хорошо известно, что никто не хочет учиться плохо, другое дело, не у всех, получается, учиться хорошо. Многое зависит от того, как развита наша память. В школе, кроме словарных слов, мы получаем огромное количество информации и терминов на разных уроках: история, английский, ОРКСЭ, окружающий мир, русский язык, литература, математика. Всё это запомнить очень сложно, потому что нам нелегко работать с информацией, мы не умеем быстро читать, понимать и запоминать. Приходиться подолгу сидеть и учить, порой скучные и неинтересные для нас темы. А так хочется, чтобы процесс обучения был интересным, занимательным, развивающим.

Наша гипотеза : если мы узнаем новые приёмы запоминания словарных слов, тогда мы будем писать грамотнее.

Цель : научиться быстро, запоминать и правильно писать все словарные слова начальной школы.

Узнать правила запоминания словарных слов.

Составить полный список слов с непроверяемыми орфограммами.

Познакомиться со свойствами мозга и памяти.

Изучить приёмы для развития визуализации мышления

Поделиться своими знаниями с одноклассниками родственниками.

Дедуктивный –противоположный метод: от общего вывода к частым фактам.

Метод аналогии заключается в том, что таких слов много, проверить их сложно. Можно научиться запоминать такие слова с помощью ярких образов.

Суть метода : трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Примером могут служить всем знакомые фразы, которые помогли нам запомнить разную информацию:

цвета радуги: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»,

— падежи: «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку»,

-наречия, которые пишутся без мягкого знака: «Уж замуж невтерпёж ».

Продвижение продукта: Кому нужна мнемотехника?

1.Мнемотехника значительно повышает обучаемость по любым предметам

3. Это может потребоваться в случае, если вы захотите стать высококлассным специалистом, профессионалом в своей области.

ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1Возможности нашего мозга

На уроке окружающего мира мы узнали, что мозг человека может запомнить почти столько же информации, сколько содержится в памяти среднего по мощности компьютера. Наш мозг вообще ничего не забывает. Все, что туда попало, будет храниться вечно, да еще перейдет в генетическую память. Как сделать так, чтобы человек в нужное время мог вспомнить нужную информацию и воспользоваться ею?

Установлено, что информация в мозге человека сохраняется в виде знаков, символов и ассоциаций. Мозг имеет ассоциативную кору, поэтому человек сможет вспомнить предметы и события, о которых уже давно забыл.

Каждый человек постоянно осуществляет кодирование и декодирование информации. Чтобы записать информацию в память компьютера, ее необходимо преобразовать в технический язык.

Устная речь переводится в письменную речь. Письменная в устную. Правила дорожного движения кодируются в знаки дорожного движения. Звуки кодируются в буквы. Музыка кодируется в ноты. Информация может кодироваться жестами, и любой человек понимает язык жестов.

Язык мозга — это зрительные образы. Мозг не сможет запоминать слова или числа, пока человек не научится преобразовывать их в понятные мозгу зрительные образы.

Чтобы максимально использовать возможности нашего мозга, необходимо знать следующее:

– знать, из чего он состоит;

– понимать, как он работает;

– научиться управлять его работой, чтобы максимально использовать всю его мощность.

С одной стороны, хотелось бы, чтобы мы всё знали и помнили. С другой стороны спустя какое-то время память будет переполнена, и ничего нового в нее не поместится. Зато наша детская память очень яркая и образная. Учителя знают и пользуются этим, находят для трудных слов свои неправильные правила. Свяжем наше слово с другим, обыграем образную связь в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится приемный родственник, который поможет выделить и прочно запомнить нужную букву в слове, как в книге «Неправильные правила»

Чем связь между словами в ассоциативной паре неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания.

Более 300 словарных слов нам надо запомнить за 4 года обучения, а сколько ещё слов с непроверяемыми орфограммами: в общей сумме= 660 слов. Если однажды память все же подведет, надо вспомнить сюжет или образ, и ошибки не будет.

1.2 Из истории мнемотехники

Некоторые люди могут подумать, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она несколько тысячелетий и окружает нас повсюду.

Слово мнемотехника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память

Ее имя сегодня используют в названии метода, облегчающего процесс запоминания — мнемоника (часто говорят мнемотехника).

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дорогие материалы для письма, большие масса и объём написанной книги — всё это побуждало запоминать текст.

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.

Дорожные знаки являются мнемоническими символами, когда определённое правило связывается с каким-то знаком. А кто из нас не рисовал на руке крестик, который был должен напомнить нам о том, что мы должны что-то сделать? Таких «народных» мнемонических приёмов существует довольно много, и мы знаем и используем часть из них. Однако, помимо «народных» приёмов в мнемонике существуют специально разработанные техники, которые позволяют запоминать гораздо более сложную информацию.

Мнемонические принципы и приёмы основаны на создании ассоциаций или связей между запоминаемыми фактами. Наша задача найти новые способы, помогающие мозгу вспомнить нужную информацию в нужное время.

Ассоциация – это образное сравнение, связь между представлениями, одно из которых вызывает другое. То, на что похоже слово. Ассоциации разделяются на смысловые, графические, звуковые.

Метод графических ассоциаций хорош для тех, у кого преобладает зрительная память. Например, в слове мороз, вместо непроверяемых гласных О можно нарисовать снеговиков, которые по очертанию похожи на букву О.

При запоминании словарного слова надо придумать рисунок, обозначающий само слово или интересно обыграть в нём запоминаемую букву. Она может быть письменная или печатная, любого шрифта или размера. Желательно изобразить слово по аналогии с внешним видом с самого предмета.

Можно использовать метод усиления орфограммы с помощью деления слова на входящие в него значимые части сочетания звуков и букв.

Например, слово «медведь ». Это животное любит мёд. Следовательно, чтобы запомнить правописание безударной гласной, мы создаём ассоциацию. Как пишется слово «мёд», мы точно знаем, и по аналогии запоминаем правописание «медведь».

Чтобы запомнить слова с непроверяемым написанием, можно придумать к ним ассоциации, образные сравнения. Главное условие- обыграть слово так, чтобы был создан яркий образ (даже смешная ситуация). Позже при любой письменной работе, встречая словарные слова, сразу вспоминаются ассоциации, связанные с ними, поэтому эти слова пишут без ошибок. Кому-то из учеников нужна графическая картинка- например, как ветер крутит вихри в виде петелек из букв е. Кому-то легче запомнить двигательный образ, например, в виде танца. Рассмотрим слово пассажир. В этом слове спряталось слово асса. А этот возглас в знаменитом танце лезгинка. Вот и ассоциация, танцуем лезгинку и кричим : «Асса» и нас как пассажиров берут в транспорт. Можно искать ассоциации к словам, данным в алфавитном порядке, а можно составить тематические словари.

Орфограммы в слове иней запомнить не просто, но достаточно вспомнить сказку:

фиксации связи в электрической памяти. Это примерно от 1 до 6 секунд.

Источник

Дидактические игры на развитие словаря по теме «Профессии»

придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Смотреть картинку придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Картинка про придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия. Фото придумай ассоциации к словам чтобы запомнить выделенные буквы биография профессия Оксана Анатольевна Швец
Дидактические игры на развитие словаря по теме «Профессии»

Развитие речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики, и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Реализация образовательной области «Речевое развитие» во всех возрастных группах осуществляется через непосредственную образовательную деятельность, во время совместной деятельности воспитателя с детьми, в игровой деятельности, в ходе режимных моментов, а также через интеграцию данной области с другими образовательными областями.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; подготовка к обучению грамоте.

Важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, что закономерно, в связи с тем, что совершенствование речевого общения не-возможно без расширения словарного запаса ребенка. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Расширение запаса слов у детей – одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь.

Но в последние годы стремительно возрастает количество до-школьников с различными нарушениями речи. В том числе и наблюдаются недостатки словарного запаса. Дети не знают значений многих слов, частей предметов, обобщающих понятий, названий детенышей животных, профессий людей. Испытывают значительные трудности при подборе антонимов, синонимов. Наблюдаются также многочисленные лексические замены. И, следователь-но, из-за трудностей в подборе подходящих слов, страдает и связная речь.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство слова-ря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Нужно отметить, что в процессе занятий по развитию словарно-го запаса посредством дидактических игр и лексических упражнений дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словесные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Игра «Назови профессию»

Цель: формировать умение образовывать существительные от гла-голов, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет глагол: «Воспиты-вает…» Ребенок продолжает: «Воспитатель».

На доске могут быть картинки с изображением людей дан-ных профессий.

Игра «Что чем делают?»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использо-вании в трудовых процессах; употребление существительных в да-тельном падеже;

Ход игры.

На столе разложены картинки – орудия труда, в перевернутом виде. Дети по очереди берут, называют предмет и рассказывают, что этим предметом можно делать.

Например: ребенок берет картинку – лопата и говорит: «Это лопа-та. Лопатой можно копать».

Игру можно провести в форме лото. Ведущий берет картинку и описывает действия, которые можно выполнить с данным пред-метом, а дети отгадывают: «Этим предметом можно копать (лопа-та). Этим предметом можно строгать доски (рубанок)».

Игра «Кому что нужно для работы?»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использо-вании в трудовых процессах; уточнить и расширить знания о профессиях.

Ход игры.

Дети делятся на две группы. По сигналу воспитателя нужно разложить картинки – орудия труда к картинке – нужной профессии. Затем дети по очереди объясняют свой выбор. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Игра «Исправь Незнайкины ошибки»

Цель: развитие грамматического строя речи; активизация словар-ного запаса; развитие слухового внимания, мышления.

Ход игры.

В гости к детям приходит Незнайка. Говорит, что он был на стройке и много чего видел. Начинает произносить предложения. Дети на слух определяют ошибку и исправляют.

Незнайка: «Пилой забивают гвозди».

Дети: «Молотком забивают гвозди».

Копилка:Кистью пилю дрова. Молотком крашу стены. Плотник ведёт машину. Маляр работает на кране. Самосвал поднимает грузы.

Игра с мячом «Строим дом»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных; развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит: «Построим дом из кирпича, значит какой будет дом?» Ребенок: «Кирпичный дом»

Копилка слов: дом из камня, дом из фанеры, фундамент из бетона, окна из пластика, дверь из дерева, петли из металла, замок из железа и т. д.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.

Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож). Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска).

В небо синее пилот поднимает… (самолет).

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

Красить комнаты пора. Пригласили. (маляра).

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц. (дрессировать).

Каждый день газету в дом нам приносит. (почтальон).

На глазах у детворы крышу красят. (маляры).

Кукол я лечу с утра. Я сегодня. (медсестра).

Я бы летчиком-пилотом

Непременно стать хотел,

Я тогда на самолете

До Москвы бы … (Долетел).

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает. (столяр)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит. (строитель)

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья. (плотник)

Игра с мячом «Скажи по-другому»

Цель: уточнение и активизация словаря синонимов.

Ход игры.

Воспитатель называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово – приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно воспитателю. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Вы-игрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится воспитатель.

Копилка слов: Работа – (труд, дело); дом – (здание, жилище); до-рога – (путь, шоссе); труженик – (рабочий, работник); учитель – (педагог, преподаватель); громадный – (большой, гигантский); трудится – (работать); врач – (доктор, лекарь); летчик – (пилот, швея – (портниха).

Игра с мячом «Всё наоборот»

Цель: уточнение и активизация словаря антонимов.

Ход игры

Воспитатель называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цель: учить детей подбирать слова – орудия труда по представле-нию.

Ход игры Воспитатель бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок называет предмет, который может принадлежать человеку этой профессии и возвращает мяч.

Копилка слов: Дворник– лопата, продавец – касса, врач – фонен-доскоп, повар– кастрюля, маляр – кисть, парикмахер – фен, шо-фер – руль, штукатур – мастерок, художник – холст…

Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

Цель: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализировать словарный запас по теме «Профессии».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы другие дети отгадали.

Ребёнок: Мне нужны такие инструменты: ножницы, расчёска, бритва, фен.

Остальные дети: Ты хочешь быть парикмахером.

Игра «Потерянные инструменты»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, предложно-падежное управление.

Воспитатель предлагает ситуацию: будто все присутствующие живут в одном доме и соседу (воспитателю) понадобились какие-либо инструменты и он приходит попросить их у соседей. А инструментов нет.

Ход игры

Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Нужны ножницы (молоток, гвозди)». Ребенок отвечает: «Нет ножниц (молотка, гвоздей)».

Игра «Объясняй-ка»

Цель: развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям объяснить, из каких слов получились названия профессий.

Копилка слов: рыболов, лесоруб, дровосек, зверовод, коневод, овощевод, садовод и т. д.

Игра «Город гномиков»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям представить, что они очутились в городе гномиков. И все предметы там очень маленькие. Можно придумать сказку, сопровождая ее соответствующими картинками:

«Однажды дети в детском саду играли в волшебников. И один мальчик вспомнил волшебные слова из сказки и произнес их, и все дети и воспитатель вдруг попали в город гномиков. Все предметы вокруг были настолько малы, что их можно было не сразу увидеть. Ребята со своим воспитателем решили прогуляться по городку. Идут они осторожно, чтобы не наступить на что-нибудь. Вдруг они увидели дом, похожий на Олин. Но это был вовсе не дом, а крошечный (домик). Подошли они ближе. Заглянули в окна? Нет, это были не окна, а крошечные (окошечки). Рядом с домиком стояла (показ картинки… синенькая скамеечка. Ребята решили присесть на скамеечку и подумать, как же им вернуться в свой большой город. Думали они думали и очень проголодались. И тут они увидели недалеко от домика (показ картинки) … магазинчик.

(Продолжение на своё усмотрение можно придумать самим… Проявите творчество)

Спасибо, за то, что дочитали до конца!

ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ И РАДОСТИ ОТ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ!

«Чтобы не было огня, не играйте вы в меня». Конспект занятия по пожарной безопасности для детей старшей группы «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня» Конспект по пожарной безопасности для детей старшей группы подготовила: воспитатель Селезнёва.

Дидактические игры по лексической теме «Посуда» Дидактическая игра «Назови, что это» Цель: Закреплять названия посуды Речевая задача: Активизировать и обогащать словарь по теме «Посуда»;.

Дидактические игры по теме «Детеныши диких животных» Презентация может использоваться для закрепления материала по теме детеныши диких животных. Данный материал поможет педагогу закрепить знания.

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры,.

Конспект открытого занятия по физической культуре «Играйте на здоровье!» Цель: Формирование у дошкольников потребности в двигательной активности, используя здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Практическая.

Консультация для родителей «Родители, играйте с детьми!» Консультация для родителей. Родители, играйте с детьми! Все родители знают, что дети любят играть, поэтому покупают им игрушки. Игрушка.

Конспект занятия по физкультуре с использованием нестандартного оборудования «Веселее все играйте и здоровье укрепляйте» Дорогие ребята, Сейчас мы вместе, отправимся в увлекательное путешествие в Страну Здоровья. В пути нам помогут волшебные дорожки и другие.

Развлечение по пожарной безопасности на тему: «Не играйте с огнем! Согнем не шалите! А здоровье и жизни свои берегите!» Развлечение по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста. Не играйте с огнем! С огнем не шалите! А здоровье и жизни.

Памятка родителям «Играйте вместе с детьми. Туристический поход» Занимайтесь ВМЕСТЕ с детьми!Памятка родителямИграйте вместе с детьми. Туристический поход. ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ… Планирование формы проведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *