при оценке биологического анамнеза выявляются факторы риска в периоды жизни ребенка

Оценка анамнеза и общего состояния больного ребенка

ОЦЕНКА АНАМНЕЗА И ОБЩЕГО СОСТОЯНИЯ

(Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней, 1985)

Оценка анамнеза. Констатация субъективной картины болезни, т. е. ком­плекса ощущений и жалоб больного ребенка, представляет собой достаточно сложную задачу, особенно для детей раннего возраста. Это связано и с нали­чием языкового барьера и нередко с барьером психологическим, т. е. труд­ностью создания психологического контакта между врачом и ребенком. Нала­живание этого контакта, умение преодолеть естественный страх и недоверие по отношению к новому незнакомому человеку со стороны ребенка соста­вляют один из главных компонентов и опыта, и врачебного дарования педиа­тра. Вместе с тем даже при хорошем контакте с ребенком ценность анамнестических сведений, полученных от него, незначительна. Это связано с тем, что представление ребенка о своем организме, способность указать локализа­цию источника боли, дифференцирование более сложных нарушений самочув­ствия у детей очень несовершенны. Поэтому основные анамнестические данные о болезни врач получает обычно от родителей ребенка. Однако разго­вор с самим ребенком остается всегда неотъемлемой и важной частью общего врачебного исследования. Этот разговор помогает осуществить знакомство, преодолеть недоверие маленького пациента и дает врачу ценные объективные введения об общем состоянии, сохранности сознания, уровне развития и ха­рактере ребенка.

Очень важными сведениями являются возраст и профессия родителей, наличие между ними кровного родства. Частота рождения детей с болезнью Дауна и некоторыми другими заболеваниями резко увеличивается с возрастом родителей. Дети, рожденные от родителей, занятых на вредных производствах (главным образом химических или в условиях значительной радиации и т. д.), могут иметь различные отклонения в развитии.

Особого внимания заслуживает вопрос состояния здоровья родителей, так как наряду с прямо наследственными заболеваниями нередко можно наблюдать отклонения в формировании и развитии новорожденных от больных отца и матери. Урогенитальные заболевания матери (эндометрит) непосредственно являются причинами внутриутробного инфицирования плода, а лекарственная терапия может задерживать становление биохимических систем, участвующих в различных видах обмена веществ (например, глюкоронилтрансферазной системы, ответственной за нейтрализацию токсического свободного билирубина). Имеют значение также ранее перенесенные матерью заболевания.

Важно также знать, воспитывается ли ребенок дома или посещает какое-либо детское учреждение. Это необходимо отметить в истории болезни, чтобы при необходимости всегда можно было получить дополнительные све­дения о контактах или проведенных вакцинациях, что имеет значение для эпи­демиологического анамнеза. Нужно выяснить точную дату начала заболева­ния и клинические признаки. Затем учитывают развитие и течение настоящего заболевания от момента его возникновения до начала настоящего исследо­вания.

Важно установить, как именно и в чем изменялось состояние ребенка (как нарастало ухудшение состояния во времени — быстро или постепенно или, на­оборот, у больного наблюдались периоды улучшения общего состояния); обращались ли родители по поводу заболевания ребенка к врачам, какие бы­ли произведены исследования и что они выявили, какое получал ребенок лече­ние; был ли ребенок в контакте с другими больными детьми. Нередко удается установить, что в семье или детских учреждениях, которые посещал ребенок, наблюдались подобные заболевания (это указывает на контагиозность).

Особое значение в педиатрической практике приобретает подробный анамнез жизни ребенка. Нужно установить, от какой беременности и родов родился ребенок, так как обычно дети от повторных родов (до 5-й беременно­сти) имеют массу при рождении больше, чем дети от первой беременности и родов. Кроме того, необходимо знать, были ли у матери в анамнезе мер­творожденные, самопроизвольные выкидыши, недоношенные, что часто на­блюдается у одних и тех же женщин и нередко заставляет заподозрить плодо-материнскую антигенную несовместимость, чаще по эритроцитарным факто­рам. Кроме того, одной из причин мертворождений являются некоторые ин­фекции (например, сифилис, токсоплазмоз и др.), о чем нужно всегда пом­нить, если в семье имеется наклонность к мертворождениям. Очень важно знать, как протекала настоящая беременность, так как ранние и поздние ток­сикозы, перенесенные во время беременности инфекции, применяемые ма­терью в это время лекарства отражаются на развитии плода и новорожден­ном. Особо опасны перенесенные вирусные инфекции (краснуха и др.) в первые 1—2 мес беременности, когда происходят закладка и формирование отдельных органов и систем. По современным представлениям, внутриклеточ­ное паразитирование вирусов вызывает изменение наследственных механиз­мов и нередко приводит к развитию уродства. Сейчас уже становятся из­вестными наиболее неблагоприятные сроки влияния вредных факторов на формирование систем и органов плода. Важно знать условия и характер ра­боты матери во время настоящей беременности для исключения неблаго­приятных внешних интоксикаций или других факторов.

Следует подробно расспросить мать о течении родов и состоянии здо­ровья новорожденного, сразу ли закричал ребенок и какой был крик (слабый, громкий). Если ребенок кричит сразу и крик его громкий — это хороший при­знак. Отсутствие крика всегда указывает на асфиксию и тяжесть состояния но­ворожденного. Слабый крик отражает поверхностное дыхание, что не вызы­вает полного расправления легких (возможное наличие ателектазов и гипопневматоза, что свойственно недоношенным детям).

При расспросе нужно выяснить массу тела, рост, окружность грудной клетки и головы у новорожденного. Эти важные антропометрические данные отражают развитие новорожденного, по ним можно судить, доношенным или недоношенным родился ребенок. Затем спрашивают у матери, когда принесли кормить ребенка, как он взял грудь, активно ли сосал.

Эти косвенные признаки позволяют оценить состояние ребенка, так как обычно новорожденных прикладывают к груди через 6—12 ч после рождения. Детей, имеющих нарушение мозгового кровообращения, родовые травмы, нарушения дыхания, до выхода их из тяжелого состояния не приносят кормить. Не кормят грудью детей, страдающих гемолитической болезнью, так как в первые часы и дни после родов с молоком матери выделяются гемолизины, которые могут усугубить гемолитический процесс у новорожденных.

Интерес представляют сведения о сроках появления желтухи, ее интенсив­ности. У здоровых новорожденных желтушность кожи появляется на 2-й или 3-й день жизни и к выписке из родильного дома (на 7 —8-й день) она почти исчезает. Ранняя и интенсивная желтуха является одним из характерных при­знаков гемолитической болезни. Затяжная желтуха часто наблюдается при врожденном гипотиреозе. Постепенное усиление желтушности с изменением ее цвета на зеленоватый оттенок свидетельствует о возможности врожденного гепатита или атрезии желчных путей.

Необходимо получить сведения о физиологической убыли массы тела (до 5 — 8%). Большая потеря массы тела, медленное его восстановление указы­вают на патологию у ребенка или недостаточную лактацию у матери. Нужно спросить у матери и о состоянии пупочной ранки, сроках ее эпителизации, так как позднее отпадение пуповины, нагноение пупочной ранки могут указывать на инфицирование, развитие сепсиса.

Для суждения о дальнейшем развитии ребенка важно узнать у матери, как он развивался на первом году, в какие сроки проявлялись различные дви­гательные умения: когда ребенок начал держать голову, переворачиваться со спины на живот, самостоятельно сидеть, ползать, стоять без поддержки и хо­дить, время появления первых зубов и число зубов в один год. Развитие дви­жений в установленные сроки свидетельствует о правильном развитии ре­бенка.

Следует уточнить, до какого возраста ребенок находился на естест­венном вскармливании, с какого срока на смешанном или искус­ственном, с какого возраста ребенок начал получать прикормы и в виде како­го продукта (манная каша или овощное пюре). Иногда наблюдается нерационально раннее назначение прикорма или, наоборот, слишком позднее. Это отражается на развитии ребенка.

У детей старше года важно выяснить, сколько раз принимает ребенок го­рячую пищу, ее состав, в достаточном ли количестве.

Важное значение имеют сведения о жилищно-бытовых условиях, о том, кто ухаживает за ребенком. Важны сведения о перенесенных заболеваниях (детские инфекции и др.).

В последние годы значительно увеличилось число аллергических заболе­ваний, течение которых нередко хроническое. Поэтому при расспросе следует выяснить, страдал ли ребенок и члены семьи аллергическими заболеваниями (нейродермит, экссудативный диатез, бронхиальная астма, крапивница и др.). Это в равной мере относится к переносимости многих лекарственных препа­ратов, особенно антибиотиков. Следует задать вопрос, какие антибиотики или другие лекарственные средства ребенок получал и какая у него была реакция на них.

Полезны сведения о ранее проведенных ребенку гемотрансфузиях или вве­дении других препаратов крови.

Особое место занимает выяснение наследственности. С этой целью для каждой семьи должно быть составлено генеалогическое дерево, или генетиче­ская карта.

Врачебная практика выработала и определенную простую последователь­ность или систему сбора анамнеза, которая может считаться универсальной формализованной канвой или алгоритмом для получения минимально необ­ходимых сведений. Такой анамнез можно назвать элементарным, или пер­вичным. Его схема приводится ниже. Затем уже после осмотра ребенка в связи с теми или иными выявленными у него отклонениями врач снова может обращаться с вопросами к родителям. Наконец, по мере клинического обсле­дования ребенка также периодически возникает необходимость опроса роди­телей. Такие опросы носят уже прицельный характер и в истории болезни фи­гурируют под названиями «дополнительный анамнез» или «уточнение анамнеза». Это уже сугубо индивидуальная часть анамнеза, строго отражаю­щая индивидуальные для каждого больного особенности возникновения и те­чения заболевания, особенности наследственного фона и т. д. В полном и за­вершенном виде анамнез ребенка составляет существенную основу индиви­дуального диагноза и значительную часть основного клинического докумен­та — «Истории болезни».

История болезни заполняется в приемном отделении больницы и ведется в течение всего периода пребывания ребенка в ней. Уже при поступлении за­полняются: паспортная часть, содержащая сведения о фамилии, имени, отче­стве ребенка, его возрасте (или дате рождения), родителях — фамилия, имя, отчество, возраст, национальность, место проживания, место работы и спе­циальность, телефоны родителей, а также и о тех диагнозах, с которыми ребе­нок направлен на госпитализацию. При поступлении также осуществляется сбор анамнеза и запись данных объективного исследования ребенка.

Оценка общего состояния.

Оценка общего состояния больного — объектив­ное заключение врача, имеющее важное значение, так как оно определяет объем и очередность лечебных мероприятий, необходимых больному (режим, диета, выбор лекарственных средств и пути их введения и др.), а также воз­можность и допустимость дополнительных лабораторно-инструментальных методов исследования на данном этапе заболевания. Кроме того, тяжесть со­стояния больного диктует необходимость дифференцированного врачебного и сестринского наблюдения, а также позволяет решить вопрос о целесообраз­ности госпитализации данного больного в отделение интенсивной терапии и реанимации, помещение больного в отдельный бокс (палату), об устано­влении индивидуального сестринского поста, допустимости ухода за заболев­шим ребенком родителей.

Общее состояние следует отличать от самочувствия больного, которое является его субъективным ощущением. Хотя иногда самочувствие и общее состояние больного совпадают, однако нередко наблюдаются и расхождения. Так, некоторые больные могут предъявлять массу разнообразных жалоб, од­нако состояние больного может оставаться удовлетворительным. Напротив, наблюдаются случаи, когда больной и не предъявляет каких-либо жалоб, од­нако общее состояние его достаточно тяжелое, требующее немедленного ин­тенсивного лечения. Особенно трудно оценивать тяжесть состояния больного новорожденного.

Различают три степени тяжести общего состояния больного: удовлетво­рительное, средней тяжести, тяжелое.

В некоторых случаях особенно тяжелого состояния используется термин «крайнетяжелое», или «терминальное» (предагональное) состояние. Тяжесть состояния оценивается врачом при осмотре больного; она меняется не только изо дня в день, но и в течение суток и часов.

В акушерстве и педиатрии для оценки тяжести состояния только что ро­дившегося ребенка применяется шкала Апгар. Оценка состояния ребенка про­водится на 1-й и 5-й минуте жизни. Общая оценка складывается из суммы ци­фровых показателей 5 признаков (дыхание, сердцебиение, окраска кожи, мышечный тонус, рефлексы). Максимальная оценка по каждому признаку со­ставляет 2 балла (табл. 1).

Таблица 1. Шкала Апгар для оценки общего состояния новорождённых

Источник

Оценка биологического анамнеза

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА

СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающих

по специальности «Педиатрия 060103»

Владикавказ, 2014 г.

Авторы:

Зав. каф., проф., д.м.н. Кусова А.Р.

Ассистент Худалова Ф.К.

Рецензенты:

Бораева Т.Т. – зав. кафедрой детских болезней №1, д.м.н., доцент

Аликова З.Р. – зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, д.м.н., профессор

Утверждено на заседании ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА

Минздрава России

___________________________

Цель занятия: изучить критерии здоровья детей, научиться оценивать биологический анамнез, нервно-психическое развитие, уровень резистентности организма и на их основе определять группу здоровья ребенка.

Студент должен знать:

1) определение понятия «здоровье», основные показатели, характеризующие здоровье детского населения;

2) критерии оценки состояния здоровья детей: особенности онтогенеза, уровень физического развития, показатели нервно-психического развития, оценка резистентности, уровень функционального состояния, наличие или отсутствие врожденных пороков развития и хронических заболеваний.

Студент должен уметь:

1) оценить биологический анамнез, нервно-психическое развитие, уровень резистентности организма;

2) определить группу здоровья ребенка периода новорожденности;

3) определить группу здоровья ребенка после периода новорожденности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник/В.Р. Кучма. Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 480 с.

2. Медико-биологические основы обучения и воспитания детей. Руководство для медицинских работников/ В.Р. Кучма/ Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2005. – 523 с.

Дополнительная литература:

Ø Педиатрия/ учебник/ ред. Н.П. Шабалов, СПб.: СпецЛит, 2005. – 893 с.

Ø Здоровый ребенок от рождения до 7 лет / ред. А.С. Калмыкова, Н.В. Ткачева, Л.И. Марочкина, Л.Я. Климов, Н.В. Зарытовская, О.К. Кулешова, В.Н. Шайтанова, О.С. Феодосиади – Изд. «Феникс». – Ростов-на-Дону, 2008. – 335 с.

Здоровье — один из показателей, наиболее полно определяющий специфику и структуру современного общества. Современные данные эпидемиологии здоро­вья все больше подтверждают то положение, что имен­но в детском возрасте закладываются многие пожиз­ненные свойства здоровья и состояния риска, и даже субклинические дебюты многих хронических заболе­ваний людей взрослого и пожилого возраста.

По определению ВОЗ (1986) «Здоровье — это состо­яние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физи­ческих дефектов». Здоровье человека может также рассматриваться в различных аспектах: социально-биоло­гическом, социально-политическом, экономическом, морально-этическом, психофизиологическом.

Принято выделять следующие компоненты здоровья.

Соматическое— текущее состояние органов и сис­тем организма, основу которого составляет биологи­ческая программа индивидуального развития, опосре­дованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого состав­ляют морфофункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это физическая активность и физическая готовность ребенка, параметры, отража­ющие физическую работоспособность и толерантность к физическим нагрузкам, общая выносливость и дви­гательная активность человека.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов. В ос­нове психического здоровья лежит полноценное разви­тие и психическое равновесие на всех этапах онтогене­за, наличие общего душевного комфорта, обеспечиваю­щее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье определяется через успешность социальной адаптации и отсутствие признаков психических забо­леваний.

Психологическое здоровье — комплекс интересов человека в жизни, свобода мысли, инициатива, увле­ченность своим делом, активность, самостоятельность, ответственность.

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферыжизнедеятельности, основу которого определяет сис­тема ценностей, установок мотивов поведения инди­вида в обществе.

Репродуктивное здоровье— отсутствие органичес­ких расстройств, заболеваний и недостаточностей, ме­шающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

Уровень здоровья— обобщенный (интегративный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончатель­но не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0 (смертельный исход).

В донозологической диагностике такая шкала со­здавалась для оценки промежуточных состояний, пе­реходов от «здоровья» к болезни.МНИИ им. Н.А. Семашко определяет уровень здо­ровья как «естественное состояние организма, харак­теризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо заболеваний; это воз­можность оптимально выполнять адекватно возрасту биологические и социальные функции». Применительно к ребенку «уравновешенность с окружающей сре­дой» — это его рост и развитие в соответствие с возра­стом, уровень здоровья и социализации.

Существует точка зрения, что уровень здоровья в целом является мерой адаптации: чем больше адапта­ционные возможности, тем выше уровень здоровья че­ловека (В.В. Шевцов, 1995).

Другая точка зрения: уровень здоровья индивида может быть количественно охарактеризован резерва­ми энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций (Г.Л. Апанасенко, 1992).

Качество здоровья — это наличие некой совокуп­ности свойств организма, характеризуемой такими показателями, как благоприятная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограни­чений, высокая работоспособность, высокая адаптив­ность, психическая уравновешенность, коммуникабель­ность и др.

Чем выше качество здоровья, тем полнее перечень этих показателей и выше уровень каждого из показа­телей.

Оценка качества здоровья — процедура в значитель­ной мере субъективная. Преодоление этого субъекти­визма возможно только при использовании количе­ственных критериев.

Критерии здоровья

В условиях детских амбулаторно-поликлинических учреждений для организации диспансерного наблю­дения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состо­яния здоровья детей с определением следующих кри­териев:

Первыйкритерий, обусловливающий здоровье — особенности онтогенеза (генеалогический, биологичес­кий, социальный анамнез).

Второйкритерий, определяющий здоровье — уро­вень физического развития и степень его гармонично­сти.

Третийкритерий — уровень нервно-психического развития.

Четвертыйкритерий — уровень резистентности организма.

Пятыйкритерий — уровень функционального со­стояния органов, систем и поведенческие реакции.

Шестойкритерий — наличие или отсутствие хро­нических заболеваний или врожденных пороков раз­вития.

Особенности онтогенеза (первый критерий здоро­вья)— оцениваются на основании полученных дан­ных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза.

Сбор генеалогического анамнеза (ГА) проводится путем составления родословной семьи ребенка (пробанда), учитывая сведения о заболеваниях трех (луч­ше четырех) поколений, включая пробанда.Родословная должна содержать информацию о род­ственных отношениях в семье (не являются ли роди­тели родственниками), национальности, числе кров­ных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти.

При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил:

■ расстояние между поколениями должно быть оди­наковым;

■ каждый член родословной должен располагаться в своем поколении;

■ линии пересечения должны обозначаться четко;

■ поколения обозначаются римскими цифрами, на­чиная с верхнего (I);

■ в каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруются все члены поколения.

При употреблении символов для обозначения опре­деленных признаков к родословной обязательно при­лагается описание обозначений (легенда).

Оценка ГА проводится для:

■ выявления моногенных и хромосомных наслед­ственных заболеваний (болезнь Дауна, ФКУ, муковисцидоз, целиакия, лактазная недостаточ­ность и др.);

■ количественной оценки отягощенности ГА;

■ качественной оценки отягощенности с выявле­нием предрасположенности к тем или иным за­болеваниям.

Для количественной оценки отягощенности ГА ис­пользуют индекс отягощенности (1о), определяемый отношением общего количества хронических заболе­ваний или ВПР у кровных родственников пробанда, о которых есть сведения (А), к общему числу всех род­ственников (Б), исключая пробанда (1о = А : Б).Генеалогический анамнез считается «благополуч­ным» при числовом выражении 1о до 0,3, «условно благополучным» при 1о от 0,3 до 0,6 и «неблагополуч­ным» при 1о 0,7 и более.

При качественной оценке отягощенности ГА отме­чают однонаправленность, если в поколениях родо­словной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем и мультифакторную отягощенность,если в поколениях родословной выявлены хроничес­кие заболевания разных органов и систем.

Сбор биологического анамнеза

Биологический анамнез (БА) включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза: антенатальный период (АНП), интранатальный (ИНП), ранний неонатальный (РНП), поздний неонатальный (ПНП) и постнатальный период (ПП).

В АНП выясняют особенности течения первой и вто­рой половины беременности: гестозы, угроза выкиды­ша, многоводие, экстрагенитальные заболевания у мате­ри, профессиональные вредности у родителей, отрица­тельная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител, хирургические вмешательства, вирус­ные заболевания во время беременности, посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.

В ИНП и РНП выясняют: характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды, затяжные и др.), пособие в родах, оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.), оценку по шка­ле Апгар, крик ребенка, диагноз при рождении и вы­писке из родильного дома, срок прикладывания к гру­ди и характер лактации у матери, срок вакцинации БЦЖ, против гепатита В, время отпадения пуповины, состояние ребенка и матери при выписке из родиль­ного дома.

В ПНП продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношен­ность, гемолитическая болезнь новорожденного, ост­рые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, по­граничные состояния и их длительность.

В ПП имеют значение: повторные острые инфекци­онные заболевания, рахит; анемия, расстройства тро­фики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратро-фия), диатезы.Сведения о БА участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бе­сед с родителями. Неблагоприятные факторы, влияю­щие на плод в антенатальном периоде, могут оказы­вать свое влияние на ребенка и после рождения. Кро­ме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут отмечаться функциональные изменения со сто­роны нервной системы, желудочно-кишечного тракта и других систем, нарушение адаптации, тяжелое те­чение заболевания. Оценка этих факторов обеспечива­ет более объективную характеристику уровня здоро­вья новорожденного, ребенка грудного возраста, а так­же позволяет прогнозировать здоровье в раннем детстве.

Оценка биологического анамнеза

БА расценивается как благополучный,если нет факторов риска ни в одном из периодов раннего онто­генеза. БА расценивается как условно благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтоге­неза. БА — неблагополучный, если есть факторы риска в двух и более периодах онтогенеза.

О степени неблагополучия в периоде внутриутроб­ного развития ребенка можно косвенно судить по уров­ню его стигматизации. В зависимости от силы по­вреждающих факторов количество стигм дизэмбриогенеза (малых аномалий развития — MAP) может бытьразличным. В норме порог стигматизации не превы­шает 5-7стигм.

Второй критерий здоровья— уровень физического развития.

К показателям физического развития (ФР), кото­рые обычно рассматриваются врачами, антропологами и другими специалистами с целью контроля динами­ки процесса роста и развития относятся: масса тела, длина тела, окружность головы, окружность грудной клетки. Наряду с этими могут рассматриваться и дру­гие показатели (кожно-жировые складки, окружнос­ти бедра, голени, плеча и др.).

Для оценки показателей ФР используются норма­тивные центильные таблицы и шкалы (лучше регио­нальные). Вначале оценивают каждый из показателей ФР, а затем анализируют их соотношение. Центильная шкала представлена шестью (или семью) колонка­ми цифр, отражающими значение признака. Простран­ство между цифрами («коридоры») отражает диапазон величин признака.

Каждый измерительный признак (длина, масса, окружность головы, грудной клетки) может быть по­мещен в свою область или «коридор» центильной шка­лы. Результаты измерения в области до 3 центиля ука­зывают на «очень низкий» показатель; от 3 до 10 — на «низкий», от 10 до 25 центиля — на «сниженный» показатель. Значение показателей в зоне от 25 до 75 центиля принимается за «средние» или «условно нормальные величины». Область от 75 до 90 центиляуказывает на «повышенный» показатель, от 90 до 97 — на «высокий» и от 97 центиля — на «очень высокий» показатель.

Оценку физического развития начинают с опреде­ления его уровня по центильному коридору, в котором находится рост ребенка. Среднему уровню развития соответствуют 4—5 коридоры, 3 и 6 коридоры — уров­ню ниже и выше среднего, 2 и 7 коридоры — низко­му и высокому, 1 и 8 коридоры — очень низкому и очень высокому.

Здоровых детей (без ожирения и гипотрофии) мож­но отнести к одному из четырех соматотипов, кото­рые определяются только у детей с гармоничным раз­витием. Отнесение ребенка к одному из соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для мас­сы, длины тела и окружности грудной клетки. При сумме баллов (номеров) от 3 до 10 — ребенок относит­ся к микросоматическому типу (ФР ниже среднего), при сумме от 11 до 14 баллов — мезомикросоматическому, от 14 до 17 — мезомакросоматическому (ФР сред­нее), при сумме от 18 до 24 баллов — макросоматическому (ФР выше среднего).

Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае если разность номеров областей («коридоров») между любыми двумя из трех показателей не превы­шает 1, можно говорить о гармоничном развитии, если эта разность составляет 2 — развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если 3 и более — резко дисгармоничным.

Наибольшими отклонениями в ФР следует считать варианты оценок: низкий рост в сочетании с низкой массой тела (область до 3 центиля) и высокая масса тела (область выше 97 центиля) при любой длине тела.Вероятность патологической природы этих откло­нений достаточно высока, поэтому дети с указанными показателями требуют обязательного обследования и консультирования специалистами. В условиях длитель­ного воздействия неблагоприятных факторов у ребен­ка может возникнуть равномерное отставание в росте и массе тела при несколько сниженной упитанности и тургоре тканей. Такое состояние у детей первого года жизни носит название гипостатуры; для детей старше года в этих случаях употребляется термин суб­нанизм.

В первом полугодии отставание может быть у детей с пренатальной гипотрофией, во втором — при нали­чии врожденных пороков, энцефалопатии. Это состоя­ние следует отличать от конституциональной низко­рослости, где отсутствуют нарушения трофики, отста­вание в НПР, нарушение толерантности к пище.Если показатели окружности головы попадают в 1, 2, 7, 8 «коридоры», следует исключать заболевания, сопровождающиеся микроцефалией, краниостенозом, гидроцефалией.

Форма итоговой записи антропологического исследования

Рекомендуется записывать следующие данные: дата измерения, возраст ребенка, результат каждого изме­рения (масса, длина, окружность головы, окружность груди) в см и кг, а рядом с этими результатами (в скобках) — номера центильных зон, к которым они относятся в таблицах стандартов. Затем формируется общая оценка антропометрических данных — уровень физического развития, степень гармоничности, соматотип, отмечается наиболее отклоняющийся признак, если такой имеется.

Третий критерий здоровья — уровень нервно-пси­хического развития (НПР). Контроль НПР проводит­ся при каждом диспансерном осмотре здорового ре­бенка патронажной медицинской сестрой на дому путем опроса матери и выявления уровня развития ре­бенка с помощью определенной методики.

При оценке НПР детей в возрасте до 3-х лет руковод­ствуются показателями нормального уровня по основным линиям развития, отраженным в таблице.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *