при каких условиях возникает риск для жизни и здоровья потребителей фитнес услуг

О нарушении прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг

В Управление поступают обращения граждан с жалобами на отказ фитнес-клубов возвратить денежные средства за неоказанные услуги, а также на то, что им не были выданы документы, подтверждающие факт оплаты физкультурно-оздоровительных услуг.

Управление разъясняет, что в соответствии со ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Потребитель вправе потребовать представление ему документальных доказательств того, что в связи с его отказом от договора фитнес-клуб понес расходы.

При этом ознакомление потребителя с расположением залов для занятий, иных помещений клуба, предоставлением устных консультаций и пояснений менеджера клуба по существу предоставляемых на условиях договора услуг, а также по оформлению договора с потребителем и т.п., является обязанностью исполнителя, обеспечивающей своевременное, т.е. до заключения договора, доведение необходимой информации до потребителя в наглядном и доступном виде и поэтому не может быть отнесено к расходам, которые возмещаются потребителем при его отказе от договора.

Исходя из этого, отказ фитнес-клубов в возврате денег потребителю в случае расторжения договора по инициативе потребителя является необоснованным.

В ходе проведения внеплановых проверок деятельности фитнес-клубов по жалобам потребителей Управлением установлены факты недоведения до сведения потребителей информации, обеспечивающей безопасность потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг.

Было установлено, что при заключении с потребителями договоров своевременно в наглядном и доступном виде до их сведения не доводится следующая информация:

Состав и порядок информации, доводимой до сведения потребителей, установлен ст.ст.8. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также п.5.2.9 «ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 N 80-ст).

Согласно указанным нормам потребитель вправе потребовать, а исполнитель услуг обязать предоставить необходимую и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых им услугах, которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг.

Исполнитель обязан предоставить потребителю информацию об услугах своевременно и в объеме, обеспечивающим возможность их правильного выбора.

Нормами законодательства в сфере защиты прав потребителей установлено право потребителя на безопасность оказываемых услуг (ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно требованиям Государственного стандарта РФ «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей. ГОСТ Р 52025-2003», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 N 81-ст, при оказании услуг уровень риска для жизни и здоровья потребителей как в обычных условиях, так и во внештатных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т.п.) должен быть минимальным. Риск для жизни и здоровья потребителей при оказании услуг возникает в условиях, в том числе, отсутствия исчерпывающей информации об оказываемых услугах.

Помимо означенной выше информации, обслуживающий персонал фитнес-клуба должен согласно ГОСТу Р 52024-2003 проводить собеседование (консультацию, инструктаж) с потенциальным потребителем услуг:

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за суммы и возмещения других убытков. Кроме того исполнитель, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность, установленную пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки услуги, возникшие вследствие отсутствия у него такой информации, а именно: потребитель вправе по своему выбору потребовать:

Следует обратить особое внимание на обязательность предоставления потребителям информации о медицинских противопоказаниях для соответствующих видов услуг. Данная информация должна быть предоставлена в наглядном и доступном виде, а не устно. Также никто не вправе требовать у гражданина его медицинскую карту или выписку из неё, т.к. сведения о состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну (ст.13 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») и могут быть получены только с согласия гражданина.

В целях предотвращения нарушений прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг Управление планирует в июне месяце провести обучающий семинар с руководителями организаций, предоставляющих данные услуги населению.

Версия для печатиВерсия для MS WordЗащита прав потребителей
при каких условиях возникает риск для жизни и здоровья потребителей фитнес услуг. Смотреть фото при каких условиях возникает риск для жизни и здоровья потребителей фитнес услуг. Смотреть картинку при каких условиях возникает риск для жизни и здоровья потребителей фитнес услуг. Картинка про при каких условиях возникает риск для жизни и здоровья потребителей фитнес услуг. Фото при каких условиях возникает риск для жизни и здоровья потребителей фитнес услуг

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2021 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 17

Тел.: +7 (4822) 34-22-11, факс: +7 (4822) 35-61-85

Источник

Права потребителей при оказании услуг фитнес-клубов и тренажерных залов

Что нужно знать, заключая договор

Популярность тренажерных залов и фитнес-клубов неизменно растет – все больше людей хотят быть красивыми и здоровыми.

Правоотношения между фитнес-клубами и посетителями регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №1025 от 15 августа 1997 года, Постановлением Госстандарта РФ № 80-ст от 18 марта 2003 года «ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования».

Консультационный центр для потребителей предлагает вашему вниманию ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, возникающие в связи с получением вышеуказанных услуг.

Услуги фитнес-клубов, тренажерных залов и прочих организаций, которые оказывают подобные услуги, относятся к физкультурно-оздоровительным услугам.

К физкультурно-оздоровительным услугам относят деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.

Потребителем физкультурно-оздоровительных услуг будет являться, гражданин, имеющий намерение заняться (занимающийся) физическими упражнениями и спортом для поддержания и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, поддержания высокой работоспособности.

Исполнителем физкультурно-оздоровительных услуг является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие спортивные услуги.

Какая информация должна быть доведена до сведения потребителя?

Исполнитель обязан довести до потребителя информацию о наименовании организации, месте ее нахождения (юридический адрес) и режиме ее работы. Данная информация должна размещаться на вывеске. Эта обязанность закреплена в ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Согласно ст. 10 указанного Закона, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию, содержащую:

— перечень услуг, которые оказывает организация;

— данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (тренер, инструктор) и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги;

— цены на оказываемые услуги и сведения о порядке и форме оплаты.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5.2.9.1. «ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования», потребителю должна предоставляться следующая информация о физкультурно-оздоровительной и спортивной организации:

— перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность);

— медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг;

— правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;

— правила поведения граждан во внештатных ситуациях;

— место нахождения пункта медицинской помощи;

— соблюдение правил техники безопасности;

— квалификация обслуживающего персонала;

— правила поведения на территории спортивных сооружений с целью исключения дисциплинарных нарушений и снижения риска травматизма при оказании услуги;

— иная дополнительная информация.

Информация должна располагаться в любом удобном и доступном для потребителя месте (уголок потребителя, стойка информации, стенд).

При заключении договора об оказании физкультурно-спортивных услуг в него должны быть включены следующие сведения:

Договором об оказании услуги так же может считаться абонемент, клубная карта, билет, чек.

При заключении договора физкультурно-оздоровительных услуг, обслуживающий персонал должен провести консультацию (собеседование, инструктаж) с потребителем:

— о правилах личной безопасности;

— об особенностях выбранного вида услуг;

— о порядке и правилах оказания выбранного вида услуг;

— о факторах риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий;

— о полноте и правильности заполнения обязательных документов.

Если потребителю при заключении договора не была представлена вышеуказанная информация и вследствие этого был причинен вред его жизни, здоровью или имуществу, то он вправе отказаться от исполнения такого договора и потребовать возмещения вреда и убытков (например, не была предоставлена информация о противопоказаниях, и в связи с этим обострилось хроническое заболевание). Это право закреплено в статье 12 Закона «О защите прав потребителей».

Можно ли расторгнуть договор и вернут ли при этом деньги?

Ответ на данный вопрос напрямую зависит от причины, по которой вы решили расторгнуть договор.

Согласно положениям статьи 32 Закона «О защите прав потребителей», потребитель имеет право в любое время отказаться от исполнения договора о выполнении работ и вернуть денежные средства. Но в данном случае, не стоит рассчитывать на полный возврат. Исполнитель вправе потребовать оплаты за фактически понесенные расходы.

Право на досрочное расторжение договора в одностороннем порядке так же закреплено в ст. 782 Гражданского кодекса РФ.

Потребитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае, когда фитнес-клуб отменил занятия, заменил занятия, или заменил тренеров или инструкторов. В этом случае вам стоит рассчитывать на возврат денег только за не посещенные занятия.

Если не устраивает качество предоставляемых услуг

Бывают ситуации, что после заключения договора с фитнес-клубом, вы обнаруживаете, что качество оказываемых услуг является ненадлежащим.

В таком случае вы вправе потребовать у исполнителя:

— безвозмездного устранения недостатков;

— уменьшения цены за оказанную услугу.

Если исполнитель отказывается добровольно устранить недостатки или уменьшить цену за оказываемые услуги, то потребитель может требовать расторжения договора и компенсации всех понесенных им убытков в связи с некачественными услугами.

Нужно ли оплачивать пропущенные занятия?

Иногда в договорах бывают прописаны условия, что в случае пропуска занятий, занятия не восстанавливаются. Действительно, в ч. 2 ст. 781 Гражданского кодекса РФ устанавливается, что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика (потребителя), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором. Но в ч. 3 этой же статьи говорится, что в случаях, когда невозможность исполнения договора возникла по обстоятельствам, за которые ни одна сторона не отвечает, заказчик (потребитель) возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. Таким образом, можно сделать вывод, что если занятия были пропущены, например, по причине болезни, то исполнитель не должен требовать их оплаты.

Как отстоять свои права?

В рассматриваемых отношениях для обращения в суд соблюдение претензионного порядка не является обязательным. Однако мы рекомендуем до обращения в суд обратиться к руководству фитнес-клуба с письменной претензией (заявлением) – в большинстве случаев возникшие вопросы вполне решаемы и без судебного разбирательства.

Заявление пишется в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя, а второй передается руководству фитнес-клуба. На экземпляре потребителя должна стоять отметка о получении.

Для получения консультации в сфере законодательства о защите прав потребителей Вы можете обратиться в консультационный центр для потребителей.

Наш адрес: г. Саранск, ул. Дальняя, д. 1 А., каб. 241 (II корпус).

Источник

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Права потребителей фитнес-услуг

Права потребителей фитнес-услуг

Люди все больше внимания уделяют своему здоровью и начинают активнее заниматься спортом, посещают различные фитнес-клубы и тренажерные залы.

Право на информацию

Состав и порядок информации, доводимой до сведения потребителей, установлен ст.ст. 8, 10 ЗоЗПП, а также п.5.2.9 ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 N 80-ст; далее – ГОСТ Р 52024-2003).

Согласно указанным нормам, потребитель вправе потребовать, а исполнитель услуг обязать предоставить необходимую и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых им услугах, которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг.

Так, потребителю должна быть предоставлена информация об исполнителе: наименование, адрес, режим работы. Данная информация располагается на вывеске организации.

Также исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых им услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в частности:

— перечень оказываемых услуг;

— условия оказания услуг;

— сведения о конкретном лице, которое будет оказывать услуги (инструктор, тренер и т.д.);

— перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг;

— медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг;

— правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях;

— квалификация обслуживающего персонала;

— место нахождения пункта медицинской помощи.

Право на отказ от услуг

Право потребителя в любое время отказаться от услуг фитнес-клуба закреплено в ст. 32 ЗоЗПП.

При отказе от услуг потребитель вправе рассчитывать на возврат денежных средств за еще неоказанные ему услуги.

Таким образом, при заключении договора фитнес-клуб не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, оставшаяся сумма за неиспользованный период возврату не подлежит, либо с потребителя будут удержаны какие-либо штрафы в виде фиксированных сумм. Подобные условия договора ущемляют права потребителя (ст.16 ЗоЗПП). При добровольном отказе потребителя от услуги исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора.

Статья 782 ГК РФ также позволяет гражданину расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Односторонний отказ посетителя от исполнения договора и расторжение его может иметь законное место и в тех случаях, когда фитнес-клуб заменил занятия, отменил их либо поменял инструкторов.

При желании потребителя расторгнуть в одностороннем порядке договор с фитнес-клубом (при наличии вышеуказанных оснований) посетителю необходимо письменно обратиться к исполнителю с заявлением о расторжении договора и о возврате денег за неиспользованный период.

Заявление (претензия) пишется в двух экземплярах, один из которых передается в клуб, а другой остается у посетителя с отметкой клуба о получении.

В случае невыплаты причитающихся потребителю денежных средств у потребителей всегда имеется право на судебную защиту своих прав в соответствии со ст. 17 ЗоЗПП. Исковые заявления, связанные с нарушением прав потребителей госпошлиной не облагаются.

Пропуск занятий

Бывают случаи, когда потребитель пропустил несколько занятий, а в абонементе либо в договоре указано, что «пропущенные занятия не восстанавливаются».

Часть 2 ст. 781 ГК РФ гласит, что «в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика (потребителя), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания (фитнес) услуг».

При этом ч. 3 ст. 781 ГК РФ устанавливает, что «в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, потребитель возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг».

Безопасность услуг

Спортивные услуги и условия обслуживания потребителей должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды (ст.7 ЗоЗПП).

ГОСТ Р 52024-2003 закрепляет, что спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.

Требования к безопасности предоставляемых исполнителями физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг также закреплены в ГОСТ Р 52025-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей.

Указанным ГОСТом установлено, что при оказании спортивных услуг уровень риска для жизни и здоровья потребителей, как в обычных условиях, так и во внештатных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т.п.) должен быть минимальным.

На спортивный инвентарь импортного производства, применяемый при оказании спортивных услуг, должны быть сопроводительные документы на русском языке;

Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, подлежащие обязательной сертификации, должны быть сертифицированы в установленном порядке, а не подлежащие обязательной сертификации – иметь документ изготовителя, подтверждающий их пригодность и безопасность применения.

Если услуги ненадлежащего качества

В соответствии со ст. 29 ЗоЗПП потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

— безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

— соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

— повторного оказания услуг;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

При неустранении исполнителем обнаруженных посетителем недостатков оказанных услуг или существенном нарушении требований к качеству данных услуг потребитель вправе требовать расторжения договора и компенсации всех понесенных им убытков в связи с некачественно оказанной услугой.

Сроки оказания услуг

При этом чаще всего договор не содержит точной даты открытия клуба, а срок начала оказания услуг непосредственно связан со сроком открытия клуба, что является нарушением со стороны фитнес-клуба. В данном случае фитнес-клуб обрекает потребителя ждать неопределенное время его открытия и возможности воспользоваться оплаченными услугами (зачастую сроки ожидания составляют от нескольких месяцев до года и более) и фактически точные сроки потребителю неизвестны.

Согласно ст.27 ЗоЗПП исполнитель обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором об оказании услуг. В договоре об оказании услуг может предусматриваться срок оказания услуги, если указанными правилами он не предусмотрен.

Кроме этого, п.3, 4 Правил бытового обслуживания содержит указание о том, что в момент заключения договора до потребителя должна быть доведена полная и точная информация о сроках оказания услуг, которые соответственно должны быть зафиксированы в договоре.

Таким образом, договор должен содержать конкретный срок оказания услуг потребителю.

Если прошёл разумный срок, а оказание услуг так и не было начато и сроки по-прежнему неизвестны (и не прописаны в договоре), то у потребителя всегда есть право в любой момент отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств.

Если договор все-таки содержит конкретные сроки оказания услуг, но исполнителем они нарушаются, то ст.28 ЗоЗПП наделила клиента фитнес-клуба следующими правами:

— назначить исполнителю новый срок;

— поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

— потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

— отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

За нарушение сроков оказания услуг исполнитель также несет ответственность в виде неустойки 3% от стоимости услуг, компенсации убытков и морального вреда.

Источник

ГОСТ Р 56644-2015 Услуги населению. Фитнес-услуги. Общие требования (Переиздание)

7 Требования безопасности фитнес-услуг

7.1 При предоставлении фитнес-услуг уровень риска для жизни и здоровья потребителей как в обычных условиях, так и в экстремальных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т.п.) должен быть минимальным.

7.2 Риск для жизни и здоровья потребителей фитнес-услуг возникает в условиях:

— отсутствия полной и детальной информации об оказываемых фитнес-услугах;

— нарушения процесса проведения занятий, тренировок, соревнований;

— нарушения процесса использования и эксплуатации спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря.

7.3 К факторам риска фитнес-услуг относят:

— травмоопасность физических упражнений;

— пожароопасность помещений, отделочных материалов и т.п.;

— биологические факторы (микробиологическая обсемененность воздушной и водной среды);

— несоблюдение установленных санитарно-гигиенических показателей;

— негативное воздействие окружающей среды, особенно при проведении фитнес-занятий на открытом воздухе;

— физическое переутомление потребителей фитнес-услуг (перетренированность);

— специфические факторы риска;

7.4.1 Травмоопасность для потребителей фитнес-услуг может возникнуть в результате следующих причин:

— неудовлетворительное состояние объектов фитнеса;

— недостаточная физическая подготовленность потребителя услуг, не соответствующая специфике и уровню тренировок и занятий;

— неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия при предоставлении фитнес-услуг;

— использование при предоставлении фитнес-услуг неисправного и травмоопасного спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;

— неблагоприятные эргономические характеристики используемого спортивного снаряжения и инвентаря (например, использование несоразмерной или неприспособленной обуви приведет к патологии кожных покровов у потребителей и т.п.);

— недостаточный уровень теоретической, методической и практической подготовленности фитнес-тренера, преподавателя, инструктора и методиста;

— комплектование группы потребителей с различной физической и технической подготовленностью;

— нарушение принципов постепенности, последовательности в овладении двигательными навыками и индивидуального подхода к потребителю при освоении тех или иных фитнес-тренировок или программ;

— отсутствие или недостаточная разминка перед тренировкой или чрезмерно интенсивная разминка потребителя услуг;

— технически неправильное исполнение приемов и упражнений при проведении занятий, тренировок и соревнований;

— предпатологические состояния здоровья потребителей фитнес-услуг, не учтенные при проведении занятий и тренировок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *