превосходство джонни депп актеры
Джонни inside
Оператор-постановщик «Темного Рыцаря» Уолли Пфистер дебютировал как режиссер, сняв Джонни Деппа в «Превосходстве». Как он справляется без Кристофера Нолана?
В сущности, высокобюджетный режиссерский дебют Уолли Пфистера состоялся благодаря «битлу». Сэр Пол МакКартни познакомил оператора-постановщика «Начала» с Джонни Деппом, и все завертелось. «Да, так получилось, что Пол МакКартни познакомил меня с Джонни Деппом», – улыбается Пфистер. Они впервые встретились во время съемок музыкального клипа My Valentine, который МакКартни поставил, а Пфистер – снял. «Он попросил меня поработать с ним, с Джонни и с Натали Портман. Тогда-то я и познакомился с Джонни».
Уолли Пфистер на съемочной площадке фильма «Превосходство»
Улыбчивый и общительный 52-летний мужчина с проседью в волосах, Пфистер одет по калифорнийской погоде – легкая рубашка и шлепанцы на босу ногу, – и он ежится от холода в номере отеля февральского Лондона. Он приехал сюда, чтобы проконтролировать работу британской спецэффектной студии Double Negative над компьютерной графикой картины. Его режиссерский дебют «Превосходство» почти завершен, и пришло время взглянуть на долгую историю проекта, к которому Пфистер шел с самого начала (простите за каламбур) своей творческой карьеры.
Пфистер решил стать режиссером задолго до того, как захотел стать оператором и как узнал, что значат эти слова. Впервые он задумался об этом, когда отец, продюсер теленовостей, сводил его на «Космическую одиссею 2001 года». «Мне было семь или восемь лет, и фильм меня потряс». Он шел в кино энтузиастом космоса, знатоком имен космонавтов и дат стартов, но «эта картина меня перепахала. Она очень сильно на меня повлияла. Я тогда впервые оценил искусство кино, хотя и был еще очень маленьким».
Его вторая судьбоносная встреча с кинематографом состоялась в 1972 году, когда Берт Рейнольдс организовал съемки детектива «Шеймус» в том районе Нью-Йорка, где жил Пфистер. «Я пробирался туда, где шли уличные съемки, и подглядывал из кустов. Я тогда впервые осознал, как весело снимать кино – цирк, да и только!»
Уолли Пфистер
Подобно Спилбергу и Абрамсу, он начинал как режиссер-любитель, балуясь с камерой Super 8 и поглощая журналы и книги о кинематографе. Его «операторская сноровка» (преуменьшение года!) помогла ему в 20 лет начать снимать новости, а затем поступить в киношколу и пробиться в Голливуд.
Прежде чем познакомиться с Кристофером Ноланом, Пфистер работал над такими не особенно глубокими картинами, как эротический триллер «Животные инстинкты» и хоррор «Амитивилль 7: Новое поколение». Затем он случайно пересекся с британским гением, когда тот привез на фестиваль «Сандэнс» свой режиссерский дебют «Преследование», и два мастера вскоре стали неразлучны. Они вместе создали семь картин, от скромного «Помни…» до эпического «Темный Рыцарь: Возвращение легенды». Однако еще до начала съемок их последнего совместного фильма Пфистер решил, что ему пора самому рассказывать экранные истории.
«Нолан – потрясающий режиссер, – рассказывает Пфистер. – За все время сотрудничества с ним я ни разу не подумал: “Я бы справился с его работой не хуже него”. Мне очень нравилось быть оператором Нолана. Меня всегда поражало, как быстро Крис осваивает новые грани профессии и как стремительно он начинает применять то, чему только что научился».
Джонни Депп и Уолли Пфистер на съемках «Превосходства»
Когда человек говорит такое, он намекает, что не все кинематографисты столь же талантливы, как тот, кем он восхищается. Но Пфистер не только намекает. «Не буду их называть, но я как оператор работал с постановщиками, которых вечно приходилось водить за ручку. Я говорил им: “Это можно снять интереснее”, или “Вы противоречите собственному сценарию”, или “Вы не замечаете, что этот актер может сыграть лучше, если вы его поддержите”. В итоге я начал пристально наблюдать за режиссерами и думать о том, как я бы снимал кино, если бы был на их месте. С Крисом, однако, у меня никогда такого не было».
Когда Пфистер получил «Оскар» за «Начало», он понял, что не может больше терпеть. «Это была моя четвертая номинация, и я был счастлив, когда наконец-то победил. Внезапно я подумал: “В этой профессии я достиг пика. Теперь мне нужно нечто большее. Я хочу рассказывать истории. Хочу работать с актерами. Хочу говорить своим голосом”. И я начал искать подходящий сценарий».
Среди прочих Пфистер рассматривал такие ныне известные сценарии, как «Боец» и «Капитан Филлипс», но его внимание привлекло лишь творение никому не известного Джека Пальена. «Мой агент позвонил мне и сказал: “Мой клиент написал сценарий, и я хочу, чтобы ты все бросил и сегодня же его прочитал”». Пфистер сразу влюбился в «Превосходство», но не смог приступить к работе, так как это был не «камерный фильм», с которого он прежде хотел начать режиссерскую карьеру, а фантастическая лента с множеством спецэффектов. Чтобы запуститься с таким проектом, нужно было удачное стечение обстоятельств и звезд.
Пол Беттани, Морган Фриман, Ребекка Холл и Уолли Пфистер
Одной из этих звезд и оказался Джонни Депп, сыгравший Уилла Кастера – ученого, чьи исследования в области искусственного интеллекта делают его мишенью террористов. Когда преступники оставляют его умирать, его жена (Ребекка Холл) и лучший друг (Пол Беттани) переносят сознание Уилла в память компьютера. Однако вскоре они начинают подозревать, что не спасли любимого человека, а создали монстра.
«Я увлекся этим проектом из-за его накала страстей. Для меня это прежде всего кино об отношениях мужа и жены, – рассказывает Пфистер, счастливо женатый отец троих детей. – Также это увлекательное обсуждение современных технологий и этики технологической революции. Я не ждал, что моим первым фильмом будет высокобюджетная фантастика. Но она меня покорила».
Пфистер собственноручно подготовил восемь черновиков сценария, углубляя его философию и развивая сюжет. Кубрик как-то заметил, что все сверхъестественные истории оптимистичны, потому что если есть привидения, то есть и загробная жизнь. Фильм Пфистера сделан из того же теста, но в нем вместо рая и ада – компьютер. Может ли наука подарить нам вечную жизнь?
«Меня очень волнует этот вопрос, – рассказывает Пфистер. – Он связан с проблемой, которая поднималась еще в “Космической одиссее”: “Может ли машина думать и чувствовать?” Если нет, то какой смысл записывать в нее человеческое сознание, если это будет лишь куча файлов с фактами? Но мы все надеемся, что это возможно. Так же как люди верят в Бога. В сущности, мы надеемся, что технология заменит религию и даст нам то, что прежде обещала вера».
На съемках фильма «Превосходство»
Это вполне естественные рассуждения для режиссера, который вырос на Кубрике и на Майкле Крайтоне. «Ну, вы знаете – “Штамм «Андромеда»”, “Мир Дикого Запада”… Мальчишкой я как-то был на двойном сеансе “Зеленого сойлента” (не крайтоновское творение, но родственное по духу) и “Мира Дикого Запада”. Это были увлекательнейшие ленты: страшные, странные, интересные. Чувствовалось, насколько свободны их авторы в своем творчестве. Я крутил эти картины у себя в голове, когда снимал свой фильм. И я также думал о “высоколобых” постановках вроде “Космической одиссеи”. Я хотел снять коммерческий фильм, но для думающего зрителя. Полагаю, нам удалось сбалансировать эти две составляющие».
Эти слова могут показаться самоуверенными, но в Пфистере говорит не гордыня, а многолетний опыт. «Ни за что нельзя цепляться, – рассуждает он о том, чему научился на съемках. – Ничто не пойдет так, как вы задумали. И вы не сможете нанять тех людей, которых хотели пригласить… С Джонни мне очень повезло. Я пробовал других актеров и даже не думал о нем, потому что считал, что он для нас – слишком большая звезда. Внезапно его агент спросила: “А как насчет Джонни?” Я, конечно, ответил: “Я тут же его найму, если он согласился играть”. Она сказала: “Я попрошу его прочесть сценарий”. С этого все и началось…»
Кадр из фильма «Превосходство»
Чтобы убедить актера сниматься, потребовалось немало встреч и обсуждений фильма и персонажа. Депп хотел убедиться, что он так же хорошо сработается с Пфистером на съемках картины, как они сработались на съемках видеоклипа. Но сколь бы важны ни были эти встречи, они были лишь бледным подобием того самого напряженного разговора в жизни Пфистера, когда он сообщил Кристоферу Нолану, что переходит из операторов в режиссеры. Нолан знал, что его сподвижник снимает клипы, но не знал, что тот готовится к постановке фильма. «Я знал, что после того, как я все ему расскажу, я не смогу вернуться назад, – признает Пфистер. – Я уже больше никогда не буду работать оператором. Уж точно не с Крисом».
Как проходил этот разговор? Пфистер не хочет вдаваться в подробности. «Я не буду это обсуждать. Я сказал ему, что готовлюсь экранизировать сценарий, над которым работаю в последнее время. Все остальное – наше личное дело». К счастью, они не поссорились – Нолан и его постоянный продюсер (и спутница жизни) Эмма Томас работали над «Превосходством» как исполнительные продюсеры.
Кадр из фильма «Превосходство»
То ли потому, что он не любит пересказывать частные разговоры, то ли потому, что он хочет дистанцироваться от коллеги как от режиссера, Пфистер не распространяется о том, как теперь строится их сотрудничество. «Я не буду обсуждать нашу дружбу и наши отношения, но я должен сказать, что он всегда меня поддерживал и как творец, и как друг. И он продолжает это делать. Наша дружба перенесла этот разрыв». И, конечно, его друг продолжает влиять на его творчество. Как минимум благодаря тому, чему Пфистер у него научился. «Впрочем, я учился у всех, с кем работал. И я заимствую у них то, что мне нравится. И у Криса Нолана, и у Беннетта Миллера (режиссера снятого Пфистером фильма “Человек, который изменил все”). Так складывается мой собственный стиль».
Теперь, на глазах у всего света – по крайней мере Пфистер надеется, что на глазах у всего света – «Превосходству» предстоит выдержать сравнение с «Началом», прославленным фантастическим «хитом для думающего зрителя». Свежеиспеченный режиссер сам помог установить планку, которую он теперь пытается преодолеть. Он, однако, из-за этого не переживает. «Я не боюсь неудачи. Можете мне это припомнить, если фильм пройдет неудачно! Я буду очень рад, если картина будет успешной, но если нет, то я довольствуюсь тем, что снял ее так, как это нужно было сделать». Ему явно понравилось быть капитаном своего корабля. «Только идиот не слушает тех, кого сам же и нанял. В конечном счете все решения принимает режиссер. Но если вы наняли отличных оператора-постановщика, супервайзера визуальных эффектов и ведущего актера и вы только и делаете, что отдаете им приказы, то вы – идиот».
Кадр из фильма «Превосходство»
Помимо работы над компьютерной графикой Пфистер приехал в Лондон для встречи с композитором Майклом Данной, который работает над саундтреком фильма. И, конечно – хоть и без участия МакКартни, – музыку записывают на студии Abbey Road. Для оператора «Начала» нет большей радости: «Наконец-то сбылась моя мечта!»
*Этот материал был опубликован в журнале Empire за май 2014 года
Превосходство: Мы не будем бороться. Мы их превзойдем…
Прекрасный фильм, чем больше его смотрю, тем больше им восхищаюсь. Причем если раньше я восхищалась искусственным интеллектом, который, наконец, спасет нашу планету, то теперь восхищаюсь тем, как умно нам навязывают мир, в котором человек будет окончательно порабощен.
Мир без электричества…
Итак, перед нами условно постапокалиптический мир. Нет, все живы и здоровы, ничего не разрушено, только нет электричества, а потому жизнь полностью изменилась. Иногда я тоже задумываюсь, каким бы был мир, если бы разом отключили электричество? Увы, картина рисуется печальная. И дело не только в лампочках, телевизорах, компьютерах, интернете или холодильниках.
Без этой техники может и не очень радостно, но прожить можно. Другое дело вода, газ и прочие необходимые для жизни системы – ведь все это тоже работает на электричестве. По сути, без электричества нашему миру придет конец. Ну как тут не вспомнить альтернативную историю, согласно которой раньше электричество добывали иным путем, и было оно бесплатным. Так что, мы давно живем в своего рода постапокалипсисе.
Конференция, покушение и теракты
Но я отвлеклась. Речь пойдет о событиях, которые привели к этому. За 5 лет назад до описанной ситуации Уилл и Эвелин Кастеры два гениальных ученых приглашены на большую конференцию. Здесь они рассказывают о своих последних исследованиях. А занимаются Кастеры созданием искусственного интеллекта и у них есть серьезные подвижки в этом плане. При этом от ИИ и его способностей Уилл плавно переходит к вопросам о тайнах мироздания и душе.
Сразу же после конференции в Уилла Кастера стреляет какой-то псих. Ранение несерьезное, но позже оказывается, что в пуле содержалось радиоактивное вещество и жить герою осталось не более пары месяцев. Более того, в то же время в разных городах во всех лабораториях занимающихся разработкой ИИ происходят теракты. Гибнут десятки ученых, все разработки уничтожены. В сохранности остался только проект, которым руководит Уилл Кастер, под названием ФАНН (PINN).
Мозги для суперкомпьютера
Что собой представляет Фанн? Квантовый компьютер невероятной мощности. Сама Фанн знает каждого из присутствующих. Информацию она берет из официальных источников — как то документы, и из социальных сетей. Понравился вопрос — может ли Фанн себя осознавать. А что вообще такое сознание? Мы действительно толком не понимаем, как именно происходит этот процесс у человека.
Другое дело если перенести или скорее вписать в компьютер уже готовое человеческое сознание. Особенно такое гениальное, как у Уилла. Конечно, всегда есть вероятность, что человек в компе окажется не тем, кем был при жизни. Но попытаться-то стоит? Эта идея пришла в голову Эвелин и с согласия мужа она немедленно приступила к ее реализации.
Вообще то, если учесть что душа и сознание это разные вещи, получается, что душа все равно ушла, в компьютере остались только мозги и их способность к мышлению. Способны ли мозги стать еще умнее? Почему бы нет. Интересно, а как чувствует себя сам Уилл, без тела. Где он находится? Как он это ощущает и ощущает ли вообще?
Новое общество и коллективный разум
Спустя пару лет Уилл создал огромную базу с подземной лабораторией. Но для начала он поднял захудалый городишко, обеспечил его людей работой. Вот это я понимаю, человек заботится о людях. Благодаря своему гениальному уму и отсутствию любых физических потребностей, за это время Уилл создал то, до чего, наверное, не дошел бы за всю свою жизнь.
На самом деле он и вправду не делал ничего плохого. Он лечил людей, возвращал им нормальную жизнь. При этом люди приобретали выносливость, скорость и огромную физическую силу. А благодаря нанотехнологиям эта новое общество еще и почти неуязвимое. Ну, классно же! И вот тут вишенка на торте, которая меня и насторожила.
Все вылеченные и измененные люди были соединены с самим Уиллом. Получается, он создал коллективный разум, который подчиняется одному самому главному разуму. Если брать аналогию с насекомыми это такая себе матка и ее рой, муравейник, назовите, как хотите. То есть это совершенно контролируемое общество, к чему собственно, нас всех и ведут.
Что так напугало Эвелин?
Все это время рядом была жена. Когда же сама Эвелин соскочила? Почему она вдруг стала бояться? Когда увидела, насколь далеко способны зайти технологии? Или когда незнакомый мужик назвался именем ее мужа и захотел к ней прикоснуться? Или когда Уилл решил показаться миру? Но поворотный момент произошел, когда она узнала, что Уилл располагает полной информацией о ее физическом и гормональном состоянии.
Это ее возмутило и сильно напугало. Получается у Эвелин нет никаких секретов, ничего личного. Да, он не читает ее мысли, но он знает о ней то, о чем сама она даже не подозревает. Ведь как ни крути, а наши мыли, эмоции и чувства всегда сопровождаются определенными химическими реакциями. Можно не понимать самих чувств, но явно видеть их наличие.
По сути, с его стороны это полный контроль. Да и как по мне, Уилл оказался слишком навязчив. Ведь она видит его с утра до вечера на всех мониторах. Даже что-то самое любимое можно возненавидеть, если постоянно видеть его перед собой. Наверное, ей просто нужен был отдых. В общем, Эвелин сотню раз пожалела, что два года назад оцифровала разум своего мужа. Ее кстати играет Ребекка Холл («Экстрасенс», «Ночной дом»).
К чему привело нежелание проститься…
Собственно, я понимаю, почему Эвелин попала в такую ситуацию. Когда-то она не смогла смириться со смертью любимого человека и решила сохранить его рядом с собой буквально любой ценой. За пару лет он многократно эволюционировал, а она получается либо не хотела, либо банально не успевала. Но у нее есть возможность стать такой как любимый муж, достигнуть того же уровня развития.
Но нет, себе она такого не желает. Эвелин вовсе не хочет становиться машиной. Так зачем она сделала это для него? В этом вся проблема людей — мы сначала делаем, а потом уже думаем. Потому что мозг почти не включается, потому что хочется получить то, что хочется и желательно прямо сейчас. Потому что не все готовы проститься с тем, что дорого. Срабатывает банальное чувство собственности.
Случайности неслучайны…
А теперь еще немного о подвохе фильм. На роль Уилла Кастера выбран Джонни Депп. Легендарный, не побоюсь этого слова, капитан Джек Воробей. Случайно? Увы, нет. Пирату-добряку, который виртуозно выкручивается из любых ситуаций, хочется верить. Да, он обманщик и эгоист, но всегда на стороне добра.
Почему Уилл не умер сразу, почему его не прикончили пуле, почему он еще несколько недель мучился от разрушений, которые вызывала радиация? Потому как тому, кто мучается и умирает на глазах хочется помочь. И вот тут в голову приходит та самая идея. Почему бы не запихнуть его гениальный мозг в компьютер?
Более того, на уровне подсознания у зрителя зафиксируется мысль, что и он сможет так. Когда-нибудь, например, сильно заболев или постарев. А что, это выход, подумаешь, умрет физическое тело, разум точно продолжит жить в этом мире. А что будет в том загробном мире, никому не известно. Потому лучше в виртуале, но здесь, чем непонятно где вообще. Именно эти мысли вкладывают некоторые серии сериала «Черное зеркало».
Самый большой обман…
Да, технологии это вроде хорошо. Да, Уилл вроде бы хотел сделать как лучше: восстановить природу, дать людям бессмертие и прочее. Увы, все это было бы уже не совсем то, что прежде. Это не то божественное, что было нам дано, это искусственное. И как бы оно ни было замечательным с виду, внутри него пустота. Тупое подчинение матке… Так что Эвелин и все члены сопротивления сделали все правильно.
Так в чем же подвох фильма? А подвох в том, что люди как обычно запоминают самое последнее и запомнят зрители жертву ИИ во имя любви. То есть, это не был бездушный искусственный интеллект, это был сам Уилл с его человеческими качествами. С понимаем любви, красоты. Потому в голове останется только одно, что ИИ это благо, а глупые людишки не захотели его принимать и в итоге остались без электричества.
Мы смотрим, а значит, одобряем…
И как только в реальности будут созданы подобные условия, то есть появится ИИ, все, кто смотрел фильм, подсознательно среагируют на него положительно. Ведь в кино ИИ не был плохим, он хотел сделать мир лучше, это глупцы из группировки РНОТ его уничтожили, потому что не понимали. Ибо люди всегда уничтожают то, чего не понимают и боятся, будь то магия или наука. Разницы нет.
Более того в пользу технологий сыграет еще и самый последний эпизод. Не зря наночастицы оживили именно засохшие подсолнухи, которые символизируют Солнце, Мироздание. Получилось, что спасение заключается в технологиях. И они, конечно же, будут приняты, ибо добрая часть населения не захочет терять комфорт ради каких-то там призрачных убеждений или никому неведомой души.
Вот такой получился фильм «Превосходство». Вот так нас зомбирует кино. И неважно, нравится оно нам или нет, главное, что мы его смотрим, а значит, одобряем. Конечно же, я не смогла охватить все нюансы и отметила лишь самые важные на мой взгляд. думаю, что при желании из него можно вытянуть еще многое. Так что смотрите и ищите…
«Превосходство» с Джонни Деппом: голова покоя не дает
В прокат выходит «Превосходство» — научная фантастика про ученых, искусственный интеллект и террористов. Станислав Зельвенский увидел в нем старомодное и увлекательное кино.
Действие переносится на пять лет назад. Лучшие друзья и научные оппоненты Макса — пара Кастер, Уилл (Джонни Депп) и Эвелин (Ребекка Холл). Все трое — а также связанный с правительством ученый Джозеф (Морган Фриман) — работают над созданием искусственного разума. Кастеры продвинулись очень далеко — у них уже есть суперкомпьютер с приятным женским голосом, способный вести диалектическую беседу. Макс считает, что наделить машину полноценным сознанием невозможно, а главное, не нужно.
Фотография: Warner Bros. / West
Дискуссии заканчиваются, когда группа террористов-луддитов атакует лаборатории по всей стране — и, в частности, ранит Уилла пулей, отравленной полонием. Врачи дают ему месяц. Кастеры радикально решают проблему рефлексии у компьютера — Эвелин загружает на жесткий диск сознание умирающего мужа. Тот немедленно возвращается к жизни в виде виртуальной головы с неограниченными возможностями.
«Превосходство» уже провалилось в прокате и было на редкость дружно освистано американской прессой — это фильм огромных амбиций, реализованных лишь частично, и потому представляет собой идеальный объект насмешек: крупное, неловкое создание. Вдобавок крайне серьезно к себе относящееся, что еще добавляет азарта скептикам. Режиссер-дебютант Уолли Пфистер — постоянный оператор Кристофера Нолана начиная с «Помни» и таким образом, несомненно, его ученик, а чувство юмора — едва ли не самая слабая сторона англичанина. И вот человек называет свой дебютный фильм «Трансцендентность» (прокатчики, как обычно, сжалились над российским зрителем) — ну понятно.
Фотография: Warner Bros. / West
И понятно, что тема фильма — опасные нюансы технического прогресса — за минувшие полвека была отыграна по полной: от, само собой, «Космической одиссеи», через алармистский сай-фай 70–80-х («Трон», «Терминатор», «Военные игры» и т.д.) и страшилки 90-х про «виртуальную реальность» к нынешним попыткам как-то гуманизировать проблему. Сейчас место злого суперкомпьютера занял условный фейсбук — и по сравнению с фильмом «Она», которого тут трудно избежать, «Превосходство», конечно, выглядит позавчерашним в самой постановке вопроса. Пфистер спрашивает, готова ли технология заменить бога — не в метафорическом, а в самом буквальном смысле. Но поскольку бог сам по себе — метафора, предлагаемая дискуссия носит довольно схоластический характер и в итоге начинает кусать себя за хвост.
И тем не менее «Превосходство» умудряется не брать фальшивых нот в самых располагающих для этого ситуациях: даже когда чудесная Ребекка Холл (куда Кристина, туда и Вики), при своей внешности почти убедительно играющая компьютерного гения, ужинает с голограммой Джонни Деппа и тот начинает виртуально чавкать, чтобы сгладить, так сказать, неловкость момента. Депп, который уже лет 10 выглядит немножко пиксельным, в роли говорящей головы оказывается совершенно на своем месте — экзотическое лицо без возраста, с трудно опознаваемыми эмоциями и загадочной, но явно обширной повесткой дня. Он бесплотен еще до того, как физически теряет плоть, — и поворот, куда сюжет вдруг виляет в финале, был бы невероятен с хуже контролирующим себя актером.