предуставлены к вечной жизни значение
Открытый христианский форум JesusChrist.ru
Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.
|
В книге Деяния 13:48 говорится следуещее:
«Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.»
Кто как мыслит, что значит выражение»предуставлены к вечной жизни.»?
Кто предуставливает?
От чего это зависит?
Получили Свидетельство от Иисуса Христа.
Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.Откровение Иоанна Богослова, глава 19 стих 10.
Деяния 13 : 49 И слово Господне распространялось по всей стране.
Это значит ПРЕДЬОПРЕДЕЛЕНЫ до сотворения мира, и я один из них.
Предопределение во Христе.
Чтобы иметь предопределение надо пребывать во Христе Иисусе.
Бог предопределил к получению вечной жизни каждого человека, но фактически спасены будут только те, кто пребывал во Христе.
Верить во Христа, еще не означает пребывать в Нем. Можно верить во Христа и не пребывать в Нем.
Земная жизнь во грехе ближе многим сердцам.
Матфея глава 22 стих 8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
А каким образом ты можешь контролировать процесс подготовки к пиру, если изначаль дела человеческие по сути зло. что ты можешь сделать чтобы сбросить грязные греховные одежды и облачиться в одежду святых.
Одежды брачные даёт Господь после покаяния.Важно одежды сохранить в чистоте, какими были даны :- И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.Откровение Иоанна Богослова, глава 19 стих 8
Если же видим что происходит падение есть возможность всё исправить Вот какой ответ мы имеем:-. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?
14 Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
15 За это они пребывают [ныне] перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Откровение Иоанна Богослова, глава7 стих 13-15.
Деяния 13:48
что значит выражение «предуставлены к вечной жизни.»?
Кто предуставливает?
От чего это зависит?
— кто предуставливает? Только Бог. Он всех людей предуставил к вечной жизни
От чего зависит? От нашего желания и готовности поверить Богу и Его Слову, и выбрать жизнь вечную
Всех Бог не предуставливал к вечной жизни брат, в библии ясно написано что только тех кого Он избрал До Сотворения Мира, тех и предуставил, то есть предопределил, и это от Бога зависит а не от нас.
*** в библии ясно написано что только тех кого Он избрал До Сотворения Мира,***
Почему в книге Деяний говорится: «уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни»? Значит ли это, что кто-то предустановлен ко спасению, а кто-то изначально обречен на гибель?
Отвечает священник Филипп Парфенов:
А таких противоречий довольно много в Писании. Их очень хорошо разбирает отец Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение истины». Вот, например, еще:
«…Со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 12-13). Это как: если Бог производит всё, включая сами человеческие желания, по Своему благоволению, тогда как человек может совершать свое спасение?… На самом же деле здесь таинственно сосуществуют оба процесса, и в православном богословии это называется синергией или синергизмом (то есть совместным действием). Действует Бог, но действует и человек, и Бог может что-то совершить в плане спасения не иначе, чем при участии человека. Но в то же время человек сам ничего не сможет сделать подлинно хорошего с точки зрения вечности, если ему не будет содействовать Бог. А в некоторых случаях апостол Павел вообще, чтобы присмирить оппонентов, доходит до полного отрицания свободы воли:
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «»за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «»зачем ты меня так сделал?»»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? (Римлянам, гл. 9).
И за 2000 лет христианства на тему свободной воли или порабощенной воли было очень много споров (Августин – Пелагий, Лютер – Эразм Роттердамский и т.д.), причем обычно ни одна из сторон не могла убедить другую, и обе ссылались на Писание! Мой краткий вывод: в общем, есть и то, и другое. Спасение человека совершается Богом и зависит от Бога, но сам человек непременно призван его возжелать, и оно не совершится без участия человека. Кроме того, элементы свободы и элементы судьбы, то есть предопределенности, сосуществуют в жизни каждого человека. Но отсюда следует то, что кому дано больше в плане веры, с тех больше и спросится, а кому не дано было, с тех и спрашивать нечего (см. Лук. 12, 47-48). Бог есть любовь, а любовь Божия «не мыслит зла» (1 Кор. 13, 5) или «не ведет счет злу», по другому варианту перевода. Слово же «возненавидел» в случае с Исавом, когда ап. Павел цитирует пророка Малахию, – это отражение особенности семитских языков, где «ненавидеть» просто значит «любить меньше».
Уверовали все, которые были предуставлены к вечной
Уверовали все, которые были предуставлены
к вечной жизни
В первый год новой эры, при римском императоре Августе (Октавиане), в ночь Рождества Спасителя, пастухам, пасущим стада овец неподалеку от Вифлеема явилось посольство с небес.
И сказал им Ангел: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Видимо, в те времена, такие посещения не были таким уж редким явлением, и хотя пастухи испугались, но они не очень-то были удивлены этим, потому что с радостью пошли и поклонились Спасителю. В это же время пришли на поклон к Младенцу три мудреца из далекой восточной страны. Вот те немногие, кто почтил Рождество Спасителя мира.
Ангелы возвестили: На земле мир. В человеках благоволение. Но разве на земле мир?
Христос, придя на землю принес на нашу планету мир в том смысле, что прекратил войну Бога против людей, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Словом примирения является покаяние в грехах.
Неужели Бог не хочет спасать всех людей. Спаситель, Бог наш хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Почему же только всего одна треть станет Его народом?
Неужели это невозможно, Всемогущему Богу когда есть противодействие зла, сделать добро для всех людей?
Во-первых, Он дает всему жизнь и дыхание и все, то есть обеспечивает жизнедеятельность каждого существа.
Во-вторых, возле престола постоянно находятся четыре херувима, и все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей. Эти очи подобны кинокамерам, постоянно подсоединенным к множеству телеэкранов, которые показывают Богу все, что происходит с каждым существом в режиме он-лайн.
Кто же Свой Господу? Потому что Он спасет людей Своих. от грехов их.
Как же узнать Свой ты или чужой? Можно ли стать Своим для Него?
Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Здесь тоже говорится о предопределенности судьбы человека. Значит есть книга судьбы для каждого из нас, написанная заранее. И по ней сверяют поставленные специально для этого небесные Ангелы-контролеры, надзиратели, соответствие каждого прожитого дня в его каждый миг, каждым человеком. И можем ли мы изменить что-нибудь в этой уже написанной книге? Можно ли изменить судьбу?
Чтобы что-то изменить, нужно знать первоисточник. Но он нам неведом и так и останется неизвестным до конца наших дней. Значит мы не знаем, что нужно изменять. Все предопределено и нам неведомо, что именно предопределено.
Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим.
Судьбы Иакова и Исава
Судьба Иосифа, сына Израиля
Десять братьев продали Иосифа в рабство. И в Египте после многих страданий и несправедливого тюремного осуждения на долгие годы, будучи тридцати лет он стал вторым после фараона, властелином над всем Египтом. И сказал фараон Иосифу: Ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой, только престолом я буду больше тебя. И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской. И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета. И родились у Иосифа от Асенефы два сына: Манассия и Ефрем.
Был великий голод, долгих семь лет в земле той и пришел Израиль в Египет к своему сыну Иосифу со всей семьей. Израиль сказал фараону при встрече: Дней странствования моего сто тридцать лет. Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, было семьдесят.
Через четыреста тридцать лет евреи вышли из Египта. Только мужчин, от двадцати лет и выше, годных для войны, всех, вошедших в исчисление, было шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят. Не вошли в исчисление женщины, дети, старики и колено Левиино.
Разве может течение событий быть случайным? Ведь каждое событие это сложнейшее взаимодействие многих судеб и обстоятельств.
Позже с Навуходоносором произошло еще одно необычное событие.
Все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал?
Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. Предуставлены, не значит ли это, что в некоторых людей уже при рождении был вложен Устав вечной жизни? И этот Устав управляет ими и ведет их к Вечной Жизни, ведет независимо от их плотской природы, а именно они зависят от этого Устава, исполнение которого и является приоритетным для них?
Для одних запах смертоносный и для других живительный на жизнь.
О спасении Израиля
Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.
Близок великий день Господа, близок и очень поспешает!
Итак, ответ на вопрос о предопределенности в этих словах: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое». Причем не имеет значения верующий человек или неверующий жизни всех людей подчинены воле Бога. Нам кажется, что это мы такие умные, что сделали то или другое, да еще и с успехом, а оказывается, что мы выполняем волю Господа, всегда даже, если думаем, что угождаем себе.
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
Все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» Как же так, если Он хотел собрать детей твоих, как птица, почему же не собрал?
Можем ли мы поступать по своей воле? Есть ли своеволие? Многим хотелось бы, чтобы их воля и они сами что-то значили.
Кто почитает себя чем-нибудь будучи ничто, тот обольщает сам себя.
Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия. От уз соблюдения Господнего разве можно избавиться? Или нет избавления.
Все народы перед Ним как ничто менее ничтожества и пустоты считаются у Него. По своей воле Он действует и в небесном воинстве и в земном.
Кто рождается по своей воле? Кто умирает по своей воле? Разве самоубийцы умирают по своей воле? Разве люди погибающие в катастрофах, гибнут по своей воле?
Шесть миллиардов людей человечества это общественная система, которая стабильно движется к определенной цели. Определенной кем?
Судьбы людей взаимосвязаны друг с другом. Судьба полководца связана с судьбами воинов его армии, судьба народа связана с судьбой вождя, царя, президента.
Разве времена в которые мы живем определены нами? Живущими в наше время? И разве мы определяем кто будет управлять нашими государствами?
На каждой развилке человек выбирает одно из двух: из добра и зла, из света и тьмы, из жизни и смерти, из белого и черного. Некоторые думаю, что кроме белого и черного есть серое. Разве это «серое» не черное? Разве есть полузло, или полужизнь, или полусмерть?
Сказать или промолчать, уйти или остаться, поссориться или примириться, купить или освободиться, отдать или оставить, улыбнуться или рассердиться, проклянуть или благословить, ударить или подставить щеку для удара, смириться или взбунтоваться, согласиться или возразить, согрешить или устоять, ожесточиться или покаяться, разгневаться или помиловать, трудиться или быть паразитом, быть свободным или рабом, и так далее.
Третьего не дано.
Может ли человек одновременно быть свободным от власти греха и порока и свободным от власти праведности и чистоты?
Может ли человек никому не подчиняться? И жить «сам по себе»? Разве только на необитаемом острове. Но был ли Робинзон Крузо свободен от власти своей человеческой природы? Он постоянно помышлял о Боге, постоянно надеялся на Него. Постоянно хотел подчинить свою грешную природу Богу. Разве не так?
Всех заключил в непослушание, чтобы всех помиловать. Всех ли?
Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Ибо не в воле человека путь его, не во власти идущего давать направление стопам своим. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Ибо Он печется о нас.
Человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.
Толкование на Деяния 13:42
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Деяния 13:42 / Деян 13:42
Иоанн Златоуст (
Ст. 42−52 При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли. Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. И слово Господне распространялось по всей стране. Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов. Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию. А ученики исполнялись радости и Духа Святаго
Видишь ли мудрость Павла? Он не только привел в удивление (слушавших его) тогда, но и возбудил в них желание — слушать его в другой раз, посеял некоторые семена, но не докончил и не заключил речи, чтобы привлечь и расположить их к себе и чтобы не утомить их сообщением душам их всего вдруг. Он сказал: «ради Него возвещается вам прощение грехов» (Деян. 13:38); а каким образом, — не показал. После того (писатель) поставляет его на первом месте (ст. 43, 50). Видишь ли, какое (возбудилось в них) усердие? «Последовали», говорит, за ними (ст. 43). Почему он не крестил их тотчас же? Еще не пришло время. Надобно было убедить, чтобы они оставались твердыми. «Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел» (ст. 43−45). Смотри, как злоба поражается, когда хочет поразить других. Противоречие тех (иудеев) послужило еще к большей славе этих (апостолов). А прежде те сами просили их (говорить). «Противореча и злословя». О, бесстыдство! В чем надобно было с ними согласиться, они тому противоречат. «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (ст. 46). Видишь ли, как по причине любопрения (иудеев) они простерли далее свою проповедь, и еще более обратились к язычникам, оправдав и сделав себя свободными от обвинений пред своими (единоплеменниками)? И не сказали: вы недостойны; но — «сами себя делаете недостойными», чтобы смягчить речь свою. «Мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли» (ст. 46−47). Чтобы язычники, слыша это, не опечалились, что в случае готовности иудеев они не получили бы этих благ, он приводит следующее пророчество: «положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли». «Язычники, слыша». Это и самих (апостолов) делало ревностнейшими, когда тем, чем должны были слушая пользоваться иудеи, пользовались язычники, иудеев же более огорчало. «Язычники, слыша это», говорит (писатель), «радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни», т. е. были предъизбраны Богом (ст. 48). Смотри, как скоро, по сказанию его, это принесло пользу: «и слово Господне распространялось по всей стране» (ст. 49), т.е. распространялось; как бы так сказал: они не ограничились одною ревностью, но присоединили и дела. Посмотри опять, как они, будучи гонимы, совершают другие великие дела по ревности; они стали действовать решительнее и обратились к язычникам; и послушай, как «тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам». Таким образом они намеревались идти к язычникам. Но, смотри, и в этой решимости соблюдалась мера, как и следовало. Если Петр оправдывался, то тем более для них нужно было оправдание, потому что их никто не приглашал туда. Словом: «первым» он выразил, что и тем надлежало (проповедовать); а словом: «надлежало» показал, что и им необходимо было. «Но как вы отвергаете его», — не сказал: горе вам, или: вы будете наказаны, — но: «мы обращаемся к язычникам». Видишь ли, какой великой кротости исполнена эта решимость? «Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов» (ст. 50). Видишь ли, что сделали противившиеся проповеди, до какого бесстыдства довели их (женщин)? «Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию» (ст. 51). Здесь они, наконец, исполнили ту грозную заповедь, которую дал Христос: «если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф. 10:14). Впрочем, они сделали это не вдруг, но когда уже были изгнаны ими. Но и это не повредило ученикам; напротив, они еще более утвердились в слове (Божием), что (писатель) и показывает, присовокупляя: «а ученики исполнялись радости и Духа Святаго» (ст. 52). Страдания учителя не останавливают усердия ученика, но делают его еще ревностнейшим.
Но обратимся к вышесказанному. Народ не просто следовал за апостолами, но как? — просил, чтобы они опять проповедали о том же, и усердие свое показывал на деле. И они, смотри, постоянно вразумляли, а не просто принимали и не льстили. Потому (писатель) и сказал: «беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией». А почему (иудеи) прежде не противоречили? Потому что проповедники дотоле молчали. Видишь ли, как они всегда руководились страстью? И не только противоречили, но еще злословили: так злоба никогда не знает пределов! Но посмотри и на решимость (апостолов). «Вам», говорится, «первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его». Ничего оскорбительного (не сказано). Также поступали (иудеи) и с пророками: «не согласился послушаться», говорили они, «мы не слушаем от тебя» (1 Цар. 8:19; Иер. 44:16). «Но как вы отвергаете его», говорится, а не нас, — потому что не к нам относится ваше оскорбление. А чтобы кто не подумал, что они из благоговения «сами себя делаете недостойными», для того (Павел) сказал наперед: «отвергаете его», и потом: «обращаемся к язычникам». Эти слова исполнены великой кротости. Не сказал: мы оставляем вас, — чтобы показать, что можно было опять возвратиться сюда: и это (удаление) делается не вследствие вашего оскорбления, но так нам заповедано. Язычникам надлежит услышать (слово Божие), но то не от нас, а от вас зависит, что они должны будут (услышать) прежде вас. «Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение», т.е. в познание спасения, и не просто «язычникам», но всем; это, именно, означают слова: «были предуставлены к вечной жизни». А это служит признаком, что они приняты по воле Божией. Сказал: «предуставлены», чтобы показать, что не по принуждению. «Кого Он предузнал», говорит, «тем и предопределил» (Рим. 8:29). И не только в городе они проповедовали, но и во (всей) стране. Язычники, услышав о том, вскоре и сами стали приходить. «Но Иудеи», говорит (писатель), «подстрекнув набожных женщин, воздвигли гонение». Смотри: они же были виновниками и сделанного женами. «И изгнали их», говорит, «из своих пределов», не только из города, но и из всей страны. Потом говорит еще более страшное: «а ученики исполнялись радости и Духа Святаго». Учители были гонимы, а они радовались. Видишь ли свойство евангельской проповеди, какую великую она имеет силу? «Возбудили и раздражили», говорит, «против братьев сердца язычников», т.е. клеветали на апостолов, во многом обвиняли их, их — простосердечных представляли коварными.
И смотри, как всегда (писатель) все приписывает Богу. «Впрочем они пробыли здесь довольно времени», говорит, «смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей». Не подумай, что это служит к унижению их. Когда они проповедовали, — подобно как (о Христе апостол) говорит: «засвидетельствовал пред Понтием Пилатом» (1 Тим. 6:13), — то выражалось их дерзновение; здесь же он говорит по отношению к народу. Потом, увидев нападение, они не медлили: «удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их», где уже не могла действовать ярость (иудеев), и ходили не только по городам, но и по окрестным странам. Посмотри на простоту язычников и на злобу иудеев. Те делами показали, что они были достойны слушать (апостолов); такую честь они оказывали им только за знамения. Те почитали их за богов, а эти изгоняли их, как людей вредных; те не только не препятствовали проповеди, но и говорили: «боги в образе человеческом сошли к нам». А иудеи соблазнялись. «И называли», говорит (писатель), «Варнаву Зевсом, а Павла Ермием». Мне кажется, что Варнава имел и вид достопочтенный. Не малое было это искушение от излишнего усердия; но апостолы и здесь явили добродетель свою. И смотри, как всегда они все относят к Богу.
Источник: Гомилии на Деяния Апостолов.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 42−48 Исходящым же им от сонмища иудейска, моляху языцы в другую собботу глаголатися им глаголом сим. Разшедшуся же собору, последоваша мнози от иудей и честивых пришлец Павлу и Варнаве: иже глаголюще им увещаху их пребывати в благодати Божией. Во грядущую же субботу мало не весь град собрася послушати слова Божия. Видевше же иудеи народы, исполнишася зависти, и вопреки глаголаху глаголемым от Павла, сопротив глаголюще и хуляще. Дерзнувше же Павел и Варнава рекоста: вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергосте е, и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки. Тако бо заповеда нам Господь: положих тя во свет языком, еже быти тебе во спасение даже до последних земли. Слышаще же языцы радовахуся, и славляху слово Господне, и вероваша, елицы учинени бяху в жизнь вечную
Ты видел мудрую сообразительность Павла. Чтобы привязать и расположить к себе язычников, а также чтобы сообщением им всего вдруг не рассеять их внимания, он высказал сначала несколько намеков и не разрешил их, и этим вызвал в язычниках желание послушать его в другой раз. Сказал, что возвещается вам оставление грехов; а как совершится это оставление, не объяснил. Не крестил же их тотчас, потому что это было не благовременно. В другую субботу — вместо: в будущую, как явствует это ниже. Видевше же иудеи народы, исполнишася зависти. Столь велика нетерпимость зависти! Многие совершенно изнемогают и умирают от того, что видят других в чести. А такого рода люди способны противиться не только человеку, но и воле Божией. А понеже отвергосте. Чтобы слов: недостойны творите сами себе вечному животу, не истолковал кто-нибудь в пользу их смирения, Павел сказал сначала: понеже отвергосте е. Потом прибавил: обращаемся во языки. Не говорит: оставляем вас, но выражается так, что допускает возможность своего возвращения в Антиохию. Положих тя во свет языком, то есть, в познание язычниками спасения, и не только язычниками, но и всеми. Елицы учинени бяху в жизнь вечную. Учинени не по насилию; потому что говорится: ихже предуведе, тех и предустави. Итак род Господень в сущности есть весь вообще род человеческий; но Израиль есть особенно близкий род Его. И так как Он пришел к Израилю, а прочие народы просветил чрез апостолов; то и говорится: израильтянам дах Тя по обетованию, бывшему отцам их, а язычников озарю чрез Тебя просвещением и дарую всем спасение (потому что это именно означается словами: до последних земли), и положу конец договорам, сделанным отцам их. Слово «завет» объясняется многими, как договор, условие. И вероваша, елицы учинени бяху в жизнь вечную. Хотя они предназначены или предопределены были в жизнь вечную по предведению, но уверовали по собственному желанию, по собственной воле. Предведение же Божие не уничтожает свободы нашей воли. До сложения мира предназначенный, по предведению Божиему, быть избранным сосудом — Павел стал им не вдруг по рождении и не в юности, но спустя довольно времени, когда у него составилось понятие о своем значении и своих доблестях.
Источник: Толкование на Деяния святых Апостолов.