представление о неизбежности всего происходящего в жизни человека исключающего случайность и свободу

Представление о неизбежности всего происходящего в жизни человека исключающего случайность и свободу

ФАТАЛИЗМ

представление о неизбежности всего происходящего в жизни человека исключающего случайность и свободу. Смотреть фото представление о неизбежности всего происходящего в жизни человека исключающего случайность и свободу. Смотреть картинку представление о неизбежности всего происходящего в жизни человека исключающего случайность и свободу. Картинка про представление о неизбежности всего происходящего в жизни человека исключающего случайность и свободу. Фото представление о неизбежности всего происходящего в жизни человека исключающего случайность и свободу

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis – роковой, предопределенный) – представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу. Фатализм берет начало в мифологическом мировоззрении, интуитивном убеждении людей в собственном бессилии перед лицом сил природы и получает широкое распространение в ранних культурах.

В процессе формирования теистических религий, основанных на вере в единое всемогущее божество, идея судьбы уступает место идее промысла, который, хотя и недоступен человеческому разумению, является, однако, не безличной предопределяющей силой, воплощением воли божества. В монотеистических религиях фатализм предстает как провиденциализм, основанный на вере во всемогущество и всезнание Бога, который, создавая мир, заранее предопределил его судьбы, что нашло отражение в исламе (доктрина джабаристов) и христианстве (августинизм, протестантизм).

В классических формах фатализм предстает в античной культуре, вырастая из мифологических представлений о роке, господствующем и над простыми смертными, и над героями и богами (ср., напр., Софокл, «Царь Эдип», «Эдип в Колоне»). Судьбу нельзя изменить, можно лишь мужественно принять свою участь. В трагедии Эсхила «Прометей Прикованный» (105) Прометей говорит:

Предвидел все грядущее, и нет

Нежданных бедствий для меня. Я должен

Свою судьбу переносить легко:

Нельзя преодолеть необходимость.

В античной философии наиболее последовательно представления о фатализме проявились в стоицизме. Стоики отождествляли необходимое и целесообразное, полагая, что все события в мире предопределены внутренним законом, имманентным миру (Логос). Добровольное следование внешней необходимости, по мнению стоиков, является способом избежания принуждения, а значит, условием человеческой свободы и счастья. По словам Сенеки, «желающего судьба ведет, а нежелающего влачит» (Сенека. Письмо к Луцилию, 107). Стоя считает нравственным долгом человека сопротивление слепым силам рока, человек в силах выбирать свою нравственную позицию, хотя изменить порядок вещей он не сможет. В Средние века христианство враждебно относилось к идеям, отрицавшим положение о свободе человеческой воли, без которой была невозможна нравственная ответственность человека перед Богом.

В Новое время с фатализмом смыкаются различные формы философского детерминизма. Так, Спиноза полагал, что в мире господствует необходимость (см. Необходимость и случайность), обусловленная всеобщей причинностью и отсутствием случайности. В то время как единичные модусы подчиняются внешней причинности, в роли всеобщей причины для всей совокупности модусов выступает непосредственно субстанция, являющаяся причиной и самой себя.

Вслед за успехами механики в эпоху Просвещения складывается причинно-механическая картина мира, принимающая всеобщую каузальность как неоспоримый закон природы. Изначально определенными всей предшествующей цепью причинно-следственных связей признаются не только все явления природы, но и поступки людей, равно как и результаты этих поступков. Согласно Гольбаху, «во всех своих поступках человек подчиняется необходимости. его свобода есть химера» (Здравый смысл. М., 1941, с. 60).

Фатализм нашел своеобразное проявление в теории «вечного возвращения» Ф.Ницше, восходящей корнями к античной мифологии. Для философии и этики 20 в. характерно, скорее, обоснование человеческой свободы и ответственности (Н.А.Бердяев, Ж.П.Сартр). Поппер видел в историцизме, обосновывающем закономерную неизбежность тех или иных исторических процессов, разновидность фатализма. Т.н. бытовой фатализм представляет собой реакцию человека на свое бессилие перед лицом противостоящего ему мира.

1. Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., 1990;

2. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение суверенной личности. М., 1995;

3. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1995;

4. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995;

5. Березовский Г.В. От Монтеня к Гольбаху. М., 1996;

6. Cioffaan V. Fortune and Fate from Democritus to St. Aquinas. N. Y., 1935.

Источник

Тест по обществознанию Свобода и необходимость в деятельности человека 10 класс

Тест по обществознанию Свобода и необходимость в деятельности человека 10 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание).

Часть 1

1. Фраза «Свобода есть осознанная необходимость» принадлежат

1) Г. Гегелю
2) К. Марксу
3) Т. Гоббсу
4) Дж. Локку

2. Утверждение, что люди ничего не делают по свободной воле, но все в зависимости от предвидения Божьего, характерно для сторонников

1) марксизма
2) анархизма
3) абсолютного предопределения
4) свободы воли

3. Представление о неизбежности всего происходящего в жизни человека, исключающего случайность и свободу, называется

1) провиденциализмом
2) экзистенциализмом
3) оппортунизмом
4) фатализмом

4. Антонимом (противоположностью) «свободы» является

1) безысходность
2) ответственность
3) необходимость
4) независимость

5. Со времен Сократа и до нашего времени спорный в философии вопрос о том, обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками, представляет собой вопрос о свободе

1) воли
2) слова
3) совести
4) вероисповедания

6. Ж.П. Сартр и М. Хайдеггер, которые усматривали в человеке носителя абсолютной свободы, противостоящего внешнему миру, сводя по существу свободу воли к своеволию, являются представителями

1) атеистического экзистенциализма
2) объективного идеализма
3) марксизма
4) анархизма

7. Мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность, называется

1) идеализмом
2) объективизмом
3) экстремизмом
4) фатализмом

8. Идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия, называется

1) идеализмом
2) волюнтаризмом
3) рационализмом
4) фатализмом

9. Возможность проявления человеком своей воли можно определить как

1) свободу
2) необходимость
3) ответственность
4) равенство

10. О неразрывной связи свободы и закона, обязательного для всех, говорил философ

1) Вольтер
2) И. Кант
3) Т. Гоббс
4) Ш. Монтескье

Часть 2

1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) На протяжении веков менялось философское понимание свободы. (Б) Так, на ранних этапах развития человеческой мысли (например, в Древней Греции) под свободой чаще всего рассматривалась возможность устройства жизни человека и государства на основах разума вопреки слепому року. (В) По мнению ученых, действующих в рамках социологического подхода, свобода сводится к возможности изменения человеком своего места в системе социального целого. (Г) Сторонники этико-психологического подхода рассматривают свободу как свободу волеизъявления и возможность подавлять волю другого человека или управлять ею.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного характеризуют понятие «свобода».

Государство, воля, осознанная необходимость, независимость, ответственность.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Вставьте пропущенное понятие: «__________ — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, осуществлять намеченный выбор в рамках конкретных условий, ответственности и сознательности».

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество возникло на определенном этапе развития __________(А). Оно — часть природы и вместе с тем качественно отличается от нее. Общество представляет собой сложную __________(Б), все элементы которой постоянно взаимодействуют между собой. Условно общество возможно подразделить на четыре сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную, взаимосвязанные, но в то же время обладающие определенной самостоятельностью. Все эти четыре большие сферы общественной жизни взаимодействуют между собой. Они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга. Действительно, хотя _________(В) выполняет важную роль в жизни общества, все же ее основой является __________(Г). В свою очередь экономическая сфера не смогла бы существовать без людей, носителей классовых, групповых и иных отношений. В то же время те же люди являются носителями форм общественного __________(Д). Таким образом, все указанные __________(Е) жизни общества составляют единое целое, то есть конкретное общество с определенным обликом».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) структура
2) природа
3) политика
4) экономика
5) сфера
6) сознание
7) свобода

Запишите под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Часть 3

1. «Свобода начинается с иронии» (В. Гюго).

2. «Полная свобода возможна только как полное одиночество» (Т. Котарбинский).

3. «Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого» (Ф. Энгельс).

Ответы на тест по обществознанию Свобода и необходимость в деятельности человека 10 класс
Часть 1
1-1
2-3
3-4
4-3
5-1
6-1
7-4
8-2
9-1
10-2
Часть 2
1. А1 Б2 В2 Г2
2. государство
3. свобода
4. А2 Б1 В3 Г4 Д6 Е5

Источник

ФАТАЛИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «ФАТАЛИЗМ» в других словарях:

фатализм — а, м. fatalisme m. Вера в предопределение, неотвратимую судьбу. БАС 1. Предопределение fatalisme, которое впрочем замечается в одной речи Спасителя, когда он говорит об Искариотском. 1808. В. А. Озеров А. Н. Оленину. // РА 1869 5 133. Проходя по… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ФАТАЛИЗМ — (ново лат. с греч. окончанием, от лат. fatum рок, судьба). Философское мнение, приписывающее все события человеческой жизни слепому предопределению; судьба, рок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

Фатализм — (лат.fatum – тағдыр, fatalis – жазмыштық) ; 1)табиғатта, қоғамда және әрбір адамның өмірінде оқиғалардың жоғары ерікпен, жазмышпен (рок), тағдырмен алдын ала анықталатындығы туралы философиялық концепция; 2)осы концепцияға сәйкес жүріс – тұрыс… … Философиялық терминдердің сөздігі

ФАТАЛИЗМ — муж., лат. судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности. Основа исламизма фатализм. Фаталисты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела. Фаталистическое верованье гибельно для нравственности.… … Толковый словарь Даля

фатализм — стоицизм Словарь русских синонимов. фатализм сущ., кол во синонимов: 3 • вера в неотвратимую судьбу (2) • … Словарь синонимов

Фатализм — Фатализм ♦ Fatalisme Вера в неизбежность всего происходящего. Фатализм отбивает охоту к действию, и всякий фаталист прежде всего ленив или должен быть ленивым … Философский словарь Спонвиля

ФАТАЛИЗМ — (от латинского fatalis роковой, fatum рок, судьба), представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т.п … Современная энциклопедия

ФАТАЛИЗМ — (от лат. fatalis роковой fatum рок, судьба), представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п … Большой Энциклопедический словарь

ФАТАЛИЗМ — (лат. fatalis роковой, предопределенный судьбой) 1) философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека; 2) соответствующий поведенческий принцип. Уже в… … Новейший философский словарь

ФАТАЛИЗМ — ФАТАЛИЗМ, фатализма, мн. нет, муж. (от лат. fatalis роковой) (книжн.). Вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто всё в мире предопределено и человек ничего не в силах изменить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

Источник

Тест с ответами: “Свобода в деятельности человека”

1. Фраза «Свобода есть осознанная необходимость» принадлежит:
а) Гегелю +
б) Гоббсу
в) Марксу

2. Утверждение, что люди ничего не делают по свободной воле, но все в зависимости от предвидения Божьего, характерно для сторонников:
а) марксизма
б) абсолютного предопределения +
в) анархизма

3. Представление о неизбежности всего происходящего в жизни человека, исключающего случайность и свободу, называется:
а) оппортунизмом
б) провиденциализмом
в) фатализмом +

4. Антонимом (противоположностью) «свободы» является:
а) необходимость +
б) ответственность
в) безысходность

5. Со времен Сократа и до нашего времени спорный в философии вопрос о том, обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками, представляет собой вопрос о свободе:
а) совести
б) слова
в) воли +

6. Сартр и Хайдеггер, которые усматривали в человеке носителя абсолютной свободы, противостоящего внешнему миру, сводя по существу свободу воли к своеволию, являются представителями:
а) объективного идеализма
б) атеистического экзистенциализма +
в) анархизма

7. Мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность, называется:
а) экстремизмом
б) объективизмом
в) фатализмом +

8. Идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия, называется:
а) волюнтаризмом +
б) идеализмом
в) рационализмом

9. Возможность проявления человеком своей воли можно определить как:
а) равенство
б) необходимость
в) свободу +

10. О неразрывной связи свободы и закона, обязательного для всех, говорил философ:
а) Гоббс
б) Кант +
в) Вольтер

11. Философская концепция, согласно которой в мире и в человеческой жизни всё предопределено роком и судьбой, называется:
а) фатализмом +
б) материализмом
в) экзистенциализмом

12. Одно из течений в философской мысли, которое уделяет большое внимание понятию «свободы» и определяет её как выбор личностью одной из бесчисленных возможностей, называется:
а) материализмом
б) экзистенциализмом +
в) фатализмом

13. Точка зрения, утверждающая, что люди ничего не делают по собственной воле, а в зависимости от предвидения Божьего, принадлежит:
а) Лютеру +
б) Кингу
в) Идену

14. Утверждение о том, что одно сознание свободы, без возможности её практического воплощения в деятельности является лишь иллюзией реальной свободы, характерно для представителей:
а) экзистенциализма
б) объективного идеализма
в) субъективного идеализма +

15. К конституционным правам в России не относится:
а) свобода действия +
б) свобода собраний
в) свобода слова

16. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного характеризуют понятие «свобода»:
а) осознанная необходимость
б) государство +
в) независимость

17. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, осуществлять намеченный выбор в рамках конкретных условий, ответственности и сознательности:
а) безысходность
б) необходимость
в) свобода +

18. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с:
а) зависимостью
б) необходимостью +
в) безысходностью

19. Понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований, — это:
а) случайность
б) необходимость
в) ответственность +

20. Специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интересами и целями:
а) необходимость
б) свобода +
в) потребность

21. К социальным условиям реализации свободы относится(-ятся):
а) место человека в обществе
б) социальные нормы
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

22. То, что обязательно должно произойти в данных условиях, однако в такой форме, которая зависит не только от сущности происходящего, но и от сложившихся условий её проявления, называется:
а) ответственностью
б) необходимостью +
в) случайностью

23. Верны ли следующие суждения о свободе личности:
1. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.
2. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам.
а) только 1
б) только 2
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

24. Верны ли следующие суждения об ответственности:
1. Ответственность связана только с внешними формами воздействия на человека.
2. Ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором деятельности человека.
а) только 1
б) только 2 +
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

25. Верны ли следующие суждения об ответственности:
1. По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с коллектива на самого человека.
2. По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с человека на коллектив.
а) только 1 +
б) только 2
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

26. Утверждение: «Включай в свой сегодняшний выбор средств воздействия на природу только такие, которые позволяют сохранить будущую целостность человека», иллюстрирует понятие:
а) познания
б) ответственности +
в) необходимости

27. Иван исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что Иван является фаталистом:
а) всякое действие человека предопределено заранее +
б) решение принимается человеком, исходя из его субъективных желаний
в) воля человека — первооснова всего сущего

28. Немецкий философ Ницше утверждал, что первичной движущей силой выступает свободная индивидуальная воля — «я». Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что Ницше является представителем волюнтаризма в философии:
а) исключение свободы выбора человека
б) предсказуемость основных этапов жизни человека и общества
в) игнорирование объективных законов бытия +

29. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «свобода»:
а) произвол +
б) познание
в) ответственность

30. Абсолютно свободным человек:
а) может, но не хочет
б) быть не может +
в) может

Источник

Фатализм

Фатализм или Фатальность — вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.

Научный, философский (равно как и религиозный) взгляд на закономерность бытия, его физической и метафизической составляющих, тесно взаимосвязан с категориями «закономерность» и «случайность», «объективность» и «субъективность», «Творец» и «Человек», «творческое» и «тварное», и т. д.

Фатализм во всех его проявлениях есть одна из систем самоопределения человека в его отношении к целесообразности развития и смыслу бытия.

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis – роковой, предопределенный) – представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу. Фатализм берет начало в мифологическом мировоззрении, интуитивном убеждении людей в собственном бессилии перед лицом сил природы и получает широкое распространение в ранних культурах.

В процессе формирования теистических религий, основанных на вере в единое всемогущее божество, идея судьбы уступает место идее промысла, который, хотя и недоступен человеческому разумению, является, однако, не безличной предопределяющей силой, воплощением воли божества. В монотеистических религиях фатализм предстает как провиденциализм, основанный на вере во всемогущество и всезнание Бога, который, создавая мир, заранее предопределил его судьбы, что нашло отражение в исламе (доктрина джабаритов) и христианстве (августинизм, протестантизм).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *