представителем философии жизни является
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ (Lebensphilosophie) – общее обозрение чрезвычайно широкого спектра философских концепций, причем в большинстве случаев термин использовался теми или иными мыслителями не для характеристики своей философии в целом, но для прояснения отдельных ее аспектов. В этом смысле Дильтей [ДИЛЬТЕЙ]ведет свое понятие жизни от таких мыслителей, как Сенека [СЕНЕКА], Марк Аврелий [МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН], Августин [АВГУСТИН], Макиавелли [МАКИАВЕЛЛИ], Монтень [МОНТЕНЬ]и Паскаль [ПАСКАЛЬ]. Иногда «философами жизни» называли также Сократа [СОКРАТ], французских моралистов и Гёте [ГЕТЕ]. Понятие осталось наиболее популярным в немецкоязычной культуре; в англо- и франкоязычной оно если и использовалось, то, как правило, интерпретировалось с биологических позиций. В широком смысле философия жизни – направление западноевропейской философии кон. 19 – нач. 20 в., представители которого, придерживаясь разных философских позиций, выступали против классического идеала рациональной философии. Характерным для этого течения являлось большее внимание к проблеме человека, попытки рассмотреть его в «целостности» и во всем многообразии его душевных сил или выделить отдельные аспекты его природы в качестве основных, фундаментальных («воля» у Шопенгауэра [ШОПЕНГАУЭР], «воля к власти» Ницше [НИЦШЕ]). Общим для всех этих усилий было то, что они находились в оппозиции к традиционной идее «разума» и соответственно к немецкой классической философии. Понятие «человек», или «жизнь», становится одним из ключевых для этой традиции. К философии жизни в широком смысле относят Ницше, Дильтея, Бергсона, Шпенглера [ШПЕНГЛЕР], Зиммеля [ЗИММЕЛЬ], Клагеса [КЛАГЕС], Шпрангера [ШПРАНГЕР] и др. Философию жизни в узком смысле представляют и Дильтей, и основывающаяся на его философии школа. Значительную долю ответственности за объединение всех этих разнородных философий в одно «течение» несет работа Риккерта [РИККЕРТ] «Философия жизни» (1920), в которой автор пытается опровергнуть идеи, приобретающие необычайную популярность в первых десятилетиях 20 в., и показать, что они являются симптомом общего кризиса философии. Исход противостояния философии жизни и неокантианства [НЕОКАНТИАНСТВО] складывался в 1920–30-е гг. не в пользу последнего течения. Так, Кассирер [КАССИРЕР] в известной дискуссии 1929 в Давосе с Хайдеггером [ХАЙДЕГГЕР] жаловался на несправедливость молодого поколения философов, отождествлявших неокантианство с устаревшей философией и обвинявших это течение в кризисе, в состоянии которого философия к нач. 20 в. оказалась. Общее критическое отношение философии жизни к Канту [КАНТ] действительно было воспроизведено в отношении экзистенциальной философии (в первую очередь Ясперса [ЯСПЕРС]) к неокантианству. В немецкой философии можно выделить два периода, когда термин «философия жизни» становился популярным: кон. 18 – нач. 19 в. и последние десятилетия 19 – нач. 20 в. На рубеже 18–19 вв. философия жизни является синонимом «философии практической жизни» в качестве реакции на рационалистическую философию Канта, Вольфа [ВОЛЬФ] и их школы с ее разделением на теоретическую и практическую философию. В последние десятилетия 18 в. сформировалось философское направление, впервые ставшее употреблять этот термин. В качестве синонимов использовались «практическая философия», «жизненная мудрость», «наука о жизни», «искусство жизни» и проч. Эта «практическая философия» должна была быть нацелена на распространение этических и прагматических принципов поведения, быть обращена не к «специалисту», но к тому, кто находится в реальной жизни. В этом же смысле о философии жизни говорили и философы эпохи Просвещения [ПРОСВЕЩЕНИЕ]. Развитие прагматически ориентированной философии жизни подготавливается пробуждением интереса к педагогическим проблемам (под влиянием Руссо [РУССО]), взаимопереплетением педагогики и психологии (особенно экспериментальной – Песталоцци, Гербарт).
В названии работы термин «философия жизни» (Lebensphilosophie) был впервые зарегистрирован в анонимно появившемся трактате «О моральной красоте и философии жизни» (авт. Г.Ширах); несколько позже появляются «Работы по философии жизни» (К.Мориц, 1772). В 1790 появляется даже «Журнал философии жизни». Термин «философия жизни» становится популярным, проникает в беллетристику. В нач. 19 в. философия жизни используется для обозначения систематических построений авторов, не принадлежащих к числу профессиональных философов, характеризуя богатый жизненный опыт, возникший из реальной жизни. Этот опыт систематизируется и обобщается в многочисленных сборниках афоризмов, что способствует популярности философии просветителей. В то же время формируется другое понимание термина, более близкое традиции философии жизни кон. 19 в.: в 1827 Шлегель [ШЛЕГЕЛЬ] в «Лекциях о философии жизни» выступает против всякого рода систематики; философия жизни стремится соединить собственно «философию» и «жизнь», «поэзию» и «мышление» впервые в явной форме формулируется превосходство философии жизни перед «теоретической философией», логическому доказательству противопоставляются «опыт» и «переживание истины». Эти тенденции оказывают сильное влияние на школу немецкого романтизма. Рациональности мышления противопоставляется (в т.ч. у Шлейермахера [ШЛЕЙЕРМАХЕР], Новалиса) непосредственность веры и живые потребности «глубин души» (des Gemütes). Хотя два обстоятельства – особая роль наследия античной философии и специфическое отношение к христианству – составляют существенное различие между сформировавшейся к началу 19 в. «романтической» философией и философией жизни Ницше, последний в целом наследует одну из наиболее ее важных черт – антирационализм. В «Рождении трагедии» Ницше рассказывает о том, как греческий «теоретический человек» пытался примирить искусство и науку с жизнью. Антагонизм между историей как наукой и жизнью становится также темой его «О пользе и вреде истории для жизни». История (Historie) не должна быть «чистой наукой», но должна служить «целой жизни», являющейся силой не-исторической. Молодежь вновь должна «учиться жить», «жизнь предшествует познанию». Поначалу Ницше надеется на новое «рождение жизни», обновление дионисийской «полноты жизни» благодаря искусству и музыке; впоследствии, однако, признает, что философ должен быть более внимателен к «трагическому» в жизни. В то время как к сер. 19 в. философия жизни достаточно часто используется для обозначения философских дисциплин об органических и биологических процессах жизни, а также в качестве общего понятия для различных биологических теорий жизни, Ницше выступает против органицистского понимания жизни (в первую очередь – Спенсера [СПЕНСЕР]), полагая, что физиологическое сохранение себя организмом есть лишь вторичное явление более глубокого феномена – жизни как спонтанной, агрессивной и формообразующей силы. Именно на этом понимании жизни как «присвоения, повреждения, преодоления и подавления чуждого, более слабого» основывается одна из ключевых для Ницше идей – «воля к власти».
К кон. 19 в. становится заметной тенденция, направленная на преодоление рационалистического дуализма между субъектом и объектом (Бергсон, Дильтей). Полагают, что в феноменах внутренней жизни, ее психических и исторически-культурных проявлениях (Дильтей) невозможно найти точку опоры для новой философии. Бергсон также считает, что наука никогда не достигнет полного богатства жизни: физика и химия не в состоянии своими механистичными методами полностью объяснить загадку тела. Идея Бергсона о том, что рациональный метод не способен охватить «текучую континуальность жизни», «жизнь как поток» оказывается чрезвычайно важной для философии У.Джеймса [ДЖЕЙМС].В свою очередь прагматизм [ПРАГМАТИЗМ] (Дьюи [ДЬЮИ], Джеймс) вносит вклад в формирование предельно широкой традиции, условно обозначаемой как философия жизни тем, что показывает важность теории истины для жизни человека. Дильтей, как и Бергсон, отрицает традиционную метафизику. Оба мыслителя стремятся перенести разработанные ими для частных наук методы обратно в целое философии. Бергсон при этом предполагает существование внерациональной возможности познания, которую он называет интуицией и которая, в противоположность дискурсивному познанию, есть сложное постижение объекта, посредством которого мы переносимся «внутрь предмета, чтобы слиться с ним». Именно благодаря этому интуиция, сама имеющая жизненную природу, может «привести нас в самые недра жизни». Дильтей предлагает целый комплекс методов (описательной психологии, сравнительной психологии индивидуальности, исторический метод, метод анализа объективаций человеческой жизни и др.), которые в совокупности смогут, по его мнению, приблизить нас к тайне человеческой жизни. При этом нацеленность на понимание [ПОНИМАНИЕ] жизни отличает философию Дильтея от всех поэтически-свободных зарисовок т.н. «жизненных философий», равно как и от иррационалистических течений философии жизни. Еще более точно специфику дильтеевской философии определяет то, что она является исторически ориентированной философией жизни. «Что есть человек, может сказать ему только его история». Понятия «жизнь» и «историческая действительность» часто используются Дильтеем как равнозначные, поскольку историческая реальность сама понимается как «живая», наделенная живительной исторической силой: «Жизнь. по своему материалу составляет одно с историей. История – всего лишь жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного человечества. »
Тремя наиболее крупными представителями философии жизни в нач. 20 в. являются Зиммель, Шелер [ШЕЛЕР] и Шпенглер. Зиммель также полагает, что интеллект «разрывает материал» жизни и вещей, превращая его в инструменты, системы и понятия. Хотя «жизнь» и «понятие» не противопоставляются им полностью, он полагает, что жизнь следует не рациональной, но «витальной» логике; дать точное определение жизни нельзя, но ее можно понять как «постоянно перешагивающую границы». Именно в этом заключается смысл жизни, который жизнь не может иметь в себе самой. Зиммель полагает также, что жизни присуще производить «больше жизни», «быть еще больше жизнью» и образовывать нечто «большее, чем жизнь» – т.е. создавать культурные образования (ср. «объективный дух» Гегеля [ГЕГЕЛЬ] и «объективации жизни» Дильтея, а также обсуждение проблем культуры в неокантианстве). Позиция Шелера, полагавшего, что жизнь есть «изначальный феномен», который не может быть растворен ни в феноменах сознания, ни в телесных механизмах, ни в соединении этих двух аспектов, будучи прецедентом своеобразного соединения философии жизни и феноменологии [ФЕНОМЕНОЛОГИЯ], оказала большое влияние на Хайдеггера. В философии жизни Шпенглера соединяются отдельные элементы философии Дильтея (противопоставление гуманитарных и естественных наук), однако отвергается метод описания. В большей мере биологически ориентированная философия жизни Шпенглера пытается «бросить более непредвзятый взгляд» на мировую историю, увидеть «спектакль множественности культур», каждая из которых имеет «собственную форму. собственную идею, собственную жизнь, собственную смерть». В 20 в. идеи философии жизни развивались гл.о. мыслителями, в той или иной мере опирающимися на Дильтея. Между тем отдельные представители философии жизни (Литт, Шпрангер, Клагес) зачастую упрекаются в чрезмерной акцептации иррационального аспекта философии жизни; им приписывается определенная доля ответственности за развитие в 20-х гг. 20 в. вульгарной философии жизни, развитие антилиберальных настроений в Германии, что наряду с осмыслением опыта войны и превознесением «переживания войны» (братья Юнгеры (см. Ф.Юнгер, Э.Юнгер) и др.), по мнению многих современных социологов и политологов (Зонтхаймер и др.), способствовало приходу партии национал-социалистов к власти.
Литература:
1. Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1996;
2. Бергсон А. Творческая эволюция М., 1909;
3. Зиммель Г. Проблемы философии жизни. М., 1898;
4. Он же. Избранное, т. 1: Философия культуры. М., 1996; т. 2: Созерцание жизни. М., 1996;
5. Шпенглер О. Закат Европы, М. – П., 1923; т. 1. М., 1993; т. 2. М., 1998;
6. Dilthey W. Gesammelte Schriften. Lpz., 1911;
Философия жизни: основные понятия и ее представители
Содержание:
Предмет: | Философия |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 30.05.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Целью исследования является изучение «Философии жизни», ее сущности, видов и ее представителей.
В соответствии с темой были поставлены задачи:
Сущность «Философии жизни»
«Философия жизни» возникает в 60–70-х годах XIX века, достигает наибольшего влияния в первой четверти XX века; впоследствии его значение уменьшается, но ряд его принципов заимствованы такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм и другие.
В некоторых отношениях такие направления близки к «философии жизни», как, во-первых, неогегельянство с его стремлением создать науку о духе как о живом и творческом принципе, в отличие от науки о природе, и, во-вторых, прагматизм с его пониманием истины как полезной для жизни, в-третьих, феноменология с ее требованием прямого созерцания явлений (явлений) в целом, в отличие от опосредованного мышления, конструирующего целые его части.
Идеологическими предшественниками «философии жизни» являются, прежде всего, немецкие романтики, с которыми многие представители этого направления связаны своим антибуржуазным настроением, стремлением к сильной, неделимой индивидуальности и стремлением к единству с природой. Как и романтизм, «философия жизни» отталкивается от механистически-рационального мировоззрения и тяготеет к органическому. Это выражается не только в ее требовании непосредственно созерцать единство организма, но и в жажде «возвращения к природе» как органической вселенной, которая порождает склонность к пантеизму.
«Философия жизни» требовала возврата от формальных проблем к предметным, от изучения природы знания к пониманию природы бытия, и это было ее несомненным вкладом в философскую мысль. Критикуя кантианство и позитивизм, представители «философии жизни» полагали, что научная и систематическая форма последней была приобретена за счет отказа от решения материальных, метафизических и мировоззренческих проблем.
В отличие от этих направлений, «философия жизни» стремится создать новую метафизику с жизненным началом в основе и новой, интуитивной теорией познания, соответствующей ей.
Жизненные принципы, как убеждены философы этой ориентации, не могут быть поняты ни с помощью тех концепций, в которых идеалистическая философия мыслила, отождествляя себя с духом, идеей, ни с помощью тех инструментов, которые были разработаны в естествознании, который обычно отождествляет себя с мертвой материей, поскольку каждый из этих подходов учитывает только одну сторону жизненной целостности.
Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции, которая позволяет проникнуть в предмет, чтобы слиться с его индивидуумом, поэтому невыразима в общих чертах характера.
Интуитивное знание, следовательно, не подразумевает противопоставления познающего познаваемому, напротив, оно возможно благодаря изначальной идентичности обеих сторон, которая основана на одном и том же принципе жизни. Здесь «философия жизни» считает, что искусство является своего рода инструментом для философии.
Концепция творчества многих философов в этом направлении, по сути, является синонимом жизни; в зависимости от того, какой аспект творчества кажется наиболее важным, определяется характер их преподавания.
В «философии жизни» можно выделить три основные школы: «философию воли» Ф. Ницше (1844–1900) и его последователей, академическую «философию жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель), «творческая эволюция» А. Бергсона (1859–1941) и его последователей.
«Философия воли» Ф. Ницше
Самое сильное влияние «философии жизни» находится не в онтологии и эпистемологии, а в этике. Создателем этической интерпретации «философии жизни» является немецкий философ Ф. Ницше. Ницше разработал концепцию «воли к власти» на основе «воли к жизни».
Концепция Воли как основы всего существующего Ницше заимствует у Шопенгауэра. Однако, если воля Шопенгауэра является основой бытия, то Ницше придает этой концепции социальную и моральную коннотацию.
Ницше считает, что любое стремление уравнять права мужчин и женщин является показателем упадка и разложения власти. Та же характеристика распространяется на Ницше и другие демократические институты, а также на демократию как институт в целом, поскольку, согласно Ницше, в демократии масса выступает против права на сильных.
От воли к власти «воля к власти» Ницше берет на себя все основы морали. Он утверждает, что мораль, определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает в результате чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучшие) над рабами (худшие).
Ницше считал, что иудейско-христианская мораль препятствует полному выражению личности, и поэтому необходимо переоценить ценности. Смысл этой переоценки состоит в том, чтобы отменить результаты восстания рабов в морали и возрождения «морали господ». На протяжении всей истории рабы в форме духовной мести пытались навязать свою мораль хозяевам.
Начало этого процесса было положено евреями в Ветхом Завете. Как полагал Ф. Ницше, этот процесс наиболее развит в христианстве, прежде всего в Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Согласно Ницше, аристократическому уравнению ценностей (хорошее = благородное = могучее = красивое = счастливое = любимое Богом), евреи сумели повернуть наизнанку с ужасающей последовательностью и держаться за это зубами безграничной ненависти, ненависть к бессилию.
Принципы морали Ницше должны основываться на следующих принципах: «ценность жизни» является единственной безусловной ценностью, существует естественное неравенство людей из-за разницы в их жизненности и уровне «воли к власти». И последний принцип: сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.
Ницше часто утверждает, что в действительности еще не было сверхчеловека, его нужно было воспитывать. И это цель человечества.
«Творческая эволюция» А. Бергсона
Понятие «жизнь» становится центральным в творчестве выдающегося французского философа и писателя, нобелевского лауреата по литературе (1928) Анри Бергсона. Его учение можно назвать эволюционным спиритизмом. Опираясь на достижения естествознания, идеи европейских спиритуалистов и католицизм, он развивает теорию динамичного, творчески развивающегося мира. Основные работы: «Введение в метафизику» (1903) и «Творческая эволюция» (1907).
Но сознание характеризуется другим временем, которое Бергсон называет «продолжительностью». Мир физических вещей и мир сознания принципиально различны. В реальной жизни, воспринимаемой сознанием, каждый последующий момент времени приносит что-то новое. Это не сводится к предыдущему моменту. Также в эволюции. Ее время необратимо, так как появляются новые формы, и от них невозможно вернуться к старым.
Человек приспособился к материальному миру с помощью интеллекта, который действует через искусственные органы. Он разделяет мир на отдельные элементы, и из них строится его искусственное восприятие реальности.
Академическая философия жизни
Дильтей, в отличие от Ницше, не имел дела с нигилистическими пророчествами, стиль его философии определялся главным образом стремлением к академически беспристрастному концептуальному анализу и обоснованию.
Именно он стал первым систематизатором «философии жизни», который придал ей структурную форму, которая выровняла ее с другими университетскими философскими курсами, благодаря чему она широко использовалась в западноевропейских университетах в 1920-х годах. Хотя Дильтей критиковал, особенно на ранней стадии своего развития, умозрительную метафизику, он не отрицал в духе Ницше классического философского наследия, а, наоборот, связывал его с «философией жизни», представляя ее таким образом, как обобщение и дальнейшее творческое развитие идей И. Канта, Г. Гегеля и других классических философов.
Зиммель входит в число представителей «философии жизни», потому что он, как и Бергсон, ставит концепцию жизни в центр своих философских и социологических исследований. Но для него отправной точкой является не жизнь на природе, а жизнь человека в обществе.
Поэтому представители «философии жизни» отрицают возможность познания как отражение естественного, универсального. Жизнь не может быть понята только через человека. И здесь мы встречаемся с неокантианством.
Неокантианцы также говорили о необходимости индивидуализированного метода познания в истории. Однако неокантианцы, следуя рационалистической традиции, хотя они и отвергли понятие «регулярность» применительно к истории, тем не менее считали необходимым использовать рациональный метод в исторических исследованиях, основанный на приписывании ценности.
Однако следует иметь в виду, что раскрытие субъективных аспектов деятельности людей, их мотивов, идей и эмоций оказывается научно значимым только в тех случаях, когда субъективные мотивы оцениваются в свете объективных фактов истории. Иначе наука превращается в вымысел.
Вывод:
Таким образом, «философия жизни» выражала протест некоторых философов против доминирования гносеологических и методологических проблем в современной философии, в первую очередь в немецкой классической философии. Представители «философии жизни» были против сосредоточения внимания на проблемах познания, логики, методологии. Они высказали мнение, что детальная философия отделена от реальных проблем, запутана в собственных идеальных системах, сделана очень абстрактной, оторванной от жизни. Философия должна изучать жизнь.
«Философия жизни» имела большое значение для формирования персонализма, экзистенциализма, неофрейдизма. Пройдя период наибольшего личного интереса в 1-й четверти 20-го века, «философия жизни» в настоящее время переживает свое возрождение, своего рода ренессанс. Можно сказать, что проблемы, поднятые «философией жизни», и предлагаемые ею решения важны по сей день и требуют многопланового переосмысления.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Представителем философии жизни является
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ (Lebensphilosophie) – общее обозрение чрезвычайно широкого спектра философских концепций, причем в большинстве случаев термин использовался теми или иными мыслителями не для характеристики своей философии в целом, но для прояснения отдельных ее аспектов. В этом смысле Дильтей ведет свое понятие жизни от таких мыслителей, как Сенека, Марк Аврелий, Августин, Макиавелли, Монтень и Паскаль. Иногда «философами жизни» называли также Сократа, французских моралистов и Гёте. Понятие осталось наиболее популярным в немецкоязычной культуре; в англо- и франкоязычной оно если и использовалось, то, как правило, интерпретировалось с биологических позиций. В широком смысле философия жизни – направление западноевропейской философии кон. 19 – нач. 20 в., представители которого, придерживаясь разных философских позиций, выступали против классического идеала рациональной философии. Характерным для этого течения являлось большее внимание к проблеме человека, попытки рассмотреть его в «целостности» и во всем многообразии его душевных сил или выделить отдельные аспекты его природы в качестве основных, фундаментальных («воля» у Шопенгауэра, «воля к власти» Ницше). Общим для всех этих усилий было то, что они находились в оппозиции к традиционной идее «разума» и соответственно к немецкой классической философии. Понятие «человек», или «жизнь», становится одним из ключевых для этой традиции. К философии жизни в широком смысле относят Ницше, Дильтея, Бергсона, Шпенглера, Зиммеля, Клагеса, Шпрангера и др. Философию жизни в узком смысле представляют и Дильтей, и основывающаяся на его философии школа. Значительную долю ответственности за объединение всех этих разнородных философий в одно «течение» несет работа Риккерта «Философия жизни» (1920), в которой автор пытается опровергнуть идеи, приобретающие необычайную популярность в первых десятилетиях 20 в., и показать, что они являются симптомом общего кризиса философии. Исход противостояния философии жизни и неокантианства складывался в 1920–30-е гг. не в пользу последнего течения. Так, Кассирер в известной дискуссии 1929 в Давосе с Хайдеггером жаловался на несправедливость молодого поколения философов, отождествлявших неокантианство с устаревшей философией и обвинявших это течение в кризисе, в состоянии которого философия к нач. 20 в. оказалась. Общее критическое отношение философии жизни к Канту действительно было воспроизведено в отношении экзистенциальной философии (в первую очередь Ясперса) к неокантианству. В немецкой философии можно выделить два периода, когда термин «философия жизни» становился популярным: кон. 18 – нач. 19 в. и последние десятилетия 19 – нач. 20 в. На рубеже 18–19 вв. философия жизни является синонимом «философии практической жизни» в качестве реакции на рационалистическую философию Канта, Вольфа и их школы с ее разделением на теоретическую и практическую философию. В последние десятилетия 18 в. сформировалось философское направление, впервые ставшее употреблять этот термин. В качестве синонимов использовались «практическая философия», «жизненная мудрость», «наука о жизни», «искусство жизни» и проч. Эта «практическая философия» должна была быть нацелена на распространение этических и прагматических принципов поведения, быть обращена не к «специалисту», но к тому, кто находится в реальной жизни. В этом же смысле о философии жизни говорили и философы эпохи Просвещения. Развитие прагматически ориентированной философии жизни подготавливается пробуждением интереса к педагогическим проблемам (под влиянием Руссо), взаимопереплетением педагогики и психологии (особенно экспериментальной – Песталоцци, Гербарт).
В названии работы термин «философия жизни» (Lebensphilosophie) был впервые зарегистрирован в анонимно появившемся трактате «О моральной красоте и философии жизни» (авт. Г.Ширах); несколько позже появляются «Работы по философии жизни» (К.Мориц, 1772). В 1790 появляется даже «Журнал философии жизни». Термин «философия жизни» становится популярным, проникает в беллетристику. В нач. 19 в. философия жизни используется для обозначения систематических построений авторов, не принадлежащих к числу профессиональных философов, характеризуя богатый жизненный опыт, возникший из реальной жизни. Этот опыт систематизируется и обобщается в многочисленных сборниках афоризмов, что способствует популярности философии просветителей. В то же время формируется другое понимание термина, более близкое традиции философии жизни кон. 19 в.: в 1827 Шлегель в «Лекциях о философии жизни» выступает против всякого рода систематики; философия жизни стремится соединить собственно «философию» и «жизнь», «поэзию» и «мышление» впервые в явной форме формулируется превосходство философии жизни перед «теоретической философией», логическому доказательству противопоставляются «опыт» и «переживание истины». Эти тенденции оказывают сильное влияние на школу немецкого романтизма. Рациональности мышления противопоставляется (в т.ч. у Шлейермахера, Новалиса) непосредственность веры и живые потребности «глубин души» (des Gemütes). Хотя два обстоятельства – особая роль наследия античной философии и специфическое отношение к христианству – составляют существенное различие между сформировавшейся к началу 19 в. «романтической» философией и философией жизни Ницше, последний в целом наследует одну из наиболее ее важных черт – антирационализм. В «Рождении трагедии» Ницше рассказывает о том, как греческий «теоретический человек» пытался примирить искусство и науку с жизнью. Антагонизм между историей как наукой и жизнью становится также темой его «О пользе и вреде истории для жизни». История (Historie) не должна быть «чистой наукой», но должна служить «целой жизни», являющейся силой не-исторической. Молодежь вновь должна «учиться жить», «жизнь предшествует познанию». Поначалу Ницше надеется на новое «рождение жизни», обновление дионисийской «полноты жизни» благодаря искусству и музыке; впоследствии, однако, признает, что философ должен быть более внимателен к «трагическому» в жизни. В то время как к сер. 19 в. философия жизни достаточно часто используется для обозначения философских дисциплин об органических и биологических процессах жизни, а также в качестве общего понятия для различных биологических теорий жизни, Ницше выступает против органицистского понимания жизни (в первую очередь – Спенсера), полагая, что физиологическое сохранение себя организмом есть лишь вторичное явление более глубокого феномена – жизни как спонтанной, агрессивной и формообразующей силы. Именно на этом понимании жизни как «присвоения, повреждения, преодоления и подавления чуждого, более слабого» основывается одна из ключевых для Ницше идей – «воля к власти».
К кон. 19 в. становится заметной тенденция, направленная на преодоление рационалистического дуализма между субъектом и объектом (Бергсон, Дильтей). Полагают, что в феноменах внутренней жизни, ее психических и исторически-культурных проявлениях (Дильтей) невозможно найти точку опоры для новой философии. Бергсон также считает, что наука никогда не достигнет полного богатства жизни: физика и химия не в состоянии своими механистичными методами полностью объяснить загадку тела. Идея Бергсона о том, что рациональный метод не способен охватить «текучую континуальность жизни», «жизнь как поток» оказывается чрезвычайно важной для философии У.Джеймса. В свою очередь прагматизм (Дьюи, Джеймс) вносит вклад в формирование предельно широкой традиции, условно обозначаемой как философия жизни тем, что показывает важность теории истины для жизни человека. Дильтей, как и Бергсон, отрицает традиционную метафизику. Оба мыслителя стремятся перенести разработанные ими для частных наук методы обратно в целое философии. Бергсон при этом предполагает существование внерациональной возможности познания, которую он называет интуицией и которая, в противоположность дискурсивному познанию, есть сложное постижение объекта, посредством которого мы переносимся «внутрь предмета, чтобы слиться с ним». Именно благодаря этому интуиция, сама имеющая жизненную природу, может «привести нас в самые недра жизни». Дильтей предлагает целый комплекс методов (описательной психологии, сравнительной психологии индивидуальности, исторический метод, метод анализа объективаций человеческой жизни и др.), которые в совокупности смогут, по его мнению, приблизить нас к тайне человеческой жизни. При этом нацеленность на понимание жизни отличает философию Дильтея от всех поэтически-свободных зарисовок т.н. «жизненных философий», равно как и от иррационалистических течений философии жизни. Еще более точно специфику дильтеевской философии определяет то, что она является исторически ориентированной философией жизни. «Что есть человек, может сказать ему только его история». Понятия «жизнь» и «историческая действительность» часто используются Дильтеем как равнозначные, поскольку историческая реальность сама понимается как «живая», наделенная живительной исторической силой: «Жизнь. по своему материалу составляет одно с историей. История – всего лишь жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного человечества. »
Тремя наиболее крупными представителями философии жизни в нач. 20 в. являются Зиммель, Шелер и Шпенглер. Зиммель также полагает, что интеллект «разрывает материал» жизни и вещей, превращая его в инструменты, системы и понятия. Хотя «жизнь» и «понятие» не противопоставляются им полностью, он полагает, что жизнь следует не рациональной, но «витальной» логике; дать точное определение жизни нельзя, но ее можно понять как «постоянно перешагивающую границы». Именно в этом заключается смысл жизни, который жизнь не может иметь в себе самой. Зиммель полагает также, что жизни присуще производить «больше жизни», «быть еще больше жизнью» и образовывать нечто «большее, чем жизнь» – т.е. создавать культурные образования (ср. «объективный дух» Гегеля и «объективации жизни» Дильтея, а также обсуждение проблем культуры в неокантианстве). Позиция Шелера, полагавшего, что жизнь есть «изначальный феномен», который не может быть растворен ни в феноменах сознания, ни в телесных механизмах, ни в соединении этих двух аспектов, будучи прецедентом своеобразного соединения философии жизни и феноменологии, оказала большое влияние на Хайдеггера. В философии жизни Шпенглера соединяются отдельные элементы философии Дильтея (противопоставление гуманитарных и естественных наук), однако отвергается метод описания. В большей мере биологически ориентированная философия жизни Шпенглера пытается «бросить более непредвзятый взгляд» на мировую историю, увидеть «спектакль множественности культур», каждая из которых имеет «собственную форму. собственную идею, собственную жизнь, собственную смерть». В 20 в. идеи философии жизни развивались гл.о. мыслителями, в той или иной мере опирающимися на Дильтея. Между тем отдельные представители философии жизни (Литт, Шпрангер, Клагес) зачастую упрекаются в чрезмерной акцептации иррационального аспекта философии жизни; им приписывается определенная доля ответственности за развитие в 20-х гг. 20 в. вульгарной философии жизни, развитие антилиберальных настроений в Германии, что наряду с осмыслением опыта войны и превознесением «переживания войны» (братья Юнгеры (см. Ф.Юнгер, Э.Юнгер) и др.), по мнению многих современных социологов и политологов (Зонтхаймер и др.), способствовало приходу партии национал-социалистов к власти.
1. Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1996;
2. Бергсон А. Творческая эволюция М., 1909;
3. Зиммель Г. Проблемы философии жизни. М., 1898;
4. Он же. Избранное, т. 1: Философия культуры. М., 1996; т. 2: Созерцание жизни. М., 1996;
5. Шпенглер О. Закат Европы, М. – П., 1923; т. 1. М., 1993; т. 2. М., 1998;
6. Dilthey W. Gesammelte Schriften. Lpz., 1911;