предмет этика и психология семейной жизни в ссср

Этика и психология семейной жизни

Именно для воспитания культуры половых отношений среди школьников в начале 80-х годов появился у старшеклассников новый предмет: Этика и психология семейной жизни. В нём были разделы, которые мальчики и девочки слушали вместе, были и такие, что надо было говорить только с девочками или только с мальчиками. В советские времена биология преподавалась хорошо и полно. Дети на ботанике узнавали о пестиках и тычинках и их значении в природе, на зоологии им рассказывали о продолжении рода животных, а на анатомии они знакомились со строением половых органов мужчины и женщины и их назначении.

Новый же предмет не зря назывался «этика и психология», он должен был повернуть мозги школьников в другое русло – психологическое и этическое, а не только знакомить их с основами биологии. Задача учителя была не простая. Этот предмет ввели в 10х классах. Школьники в этом возрасте, почти поголовно уже знали, что, значит, любить и быть любимым. Но вот понятия этого чувства могли быть настолько извращёнными, что им необходимо было рассказать, «что такое хорошо и что такое плохо».

Урок этот приносил много пользы для будущей семейной жизни молодых граждан и кто-то сделал большую глупость в «перестройку», отменив этот предмет. Результатом стала распущенность, вседозволенность в половом отношении, увеличение судебных процессов, над развратителями малолетних, рождение многих детей от 14-летних, а то и моложе детей. Увеличение числа детишек в Домах малюток.

Источник

Предмет этика и психология семейной жизни в ссср

предмет этика и психология семейной жизни в ссср. Смотреть фото предмет этика и психология семейной жизни в ссср. Смотреть картинку предмет этика и психология семейной жизни в ссср. Картинка про предмет этика и психология семейной жизни в ссср. Фото предмет этика и психология семейной жизни в ссср

Принято считать, что в Советском Союзе говорить друг с другом об интимных отношениях стеснялись даже взрослые. Чего уж говорить о половом образовании детей? И отчасти данное утверждение является правдой. Но только отчасти.

После революции

На самом деле еще в 20-30-х годах ХХ века проблеме полового воспитания уделялось большое внимание. Стремительное развитие такой науки, как педология, позволило собрать и проанализировать множество данных об особенностях развития детей, в том числе и сексуального. Благодаря этому были созданы специальные программы полового воспитания подростков, которые активно воплощались в жизнь.

Однако в 1936 году вышло постановление ЦК ВКПб « О педологических извращениях в системе Наркомпросов », после чего педология была признана лженаукой. В связи с этим и вопрос о половом образовании детей оказался закрыт на долгие годы.

Спустя 25 лет молчания

В течение 25 лет молчания образовательных учреждений половым воспитанием своих детей занимались исключительно родители. К вопросу о роли школы в этом процессе вернулись только в начале 60-х годов. Именно тогда в школьную программу был включен курс «Основы советской семьи и семейного воспитания». Некоторые моменты подготовки подростков к взрослой жизни преподавали на своих уроках и учителя других предметов.

Конечно, в те годы особое внимание уделялось ни сколько интимным отношениям, сколько здоровой и крепкой семье. А потому даже в сочинениях классиков отрывки, содержащие приватные сцены, вырезались цензурой. Да и научная сексологическая литература хранилась под замком. Для того, чтобы ознакомиться с трудами ученых, даже именитому педагогу следовало получить специальный допуск. Знания об этой сфере человеческой жизни, которые давала школа, также носили поверхностный характер, и никак не влияли на поведение подростков на практике. Поэтому уже 1965 году половое просвещение в школах было отменено. Даже курс «Анатомия человека» был рекомендован только для самостоятельного изучения школьниками.

Прошло еще 20 лет

В 80-х годах число абортов в стране резко увеличилось. Поэтому к проблеме полового воспитания все же пришлось вернуться.

В 1982 году была создана специальная программа «Этика и психология семейной жизни». В последующие 10 лет она активно внедрялась в школьную программу старших классов и получила множество положительных оценок от педагогов.

С 1983 года к обязательному изучению прибавился курс «Гигиеническое и половое воспитание». Данный курс изучали школьники, начиная с 8 класса. Как и прежде, в первую очередь образовательными учреждениями пропагандировались ответственность супругов, формирование полового самосознания. Однако педагогов соответствующей квалификации катастрофически не хватало. Эту функцию брали на себя учителя-предметники, которые зачастую ограничивались формальным подходом к половому просвещению молодежи.

По этой ли или какой-то другой причине, но к концу 80-х годов СССР оказался на одном из ведущих мест в мире по количеству абортов.

Источник

Введение (А. М. Низова, Г. П. Разумихина)

Цели и задачи введения: раскрыть важность для молодежи подготовки к семейной жизни, ввести девятиклассников в широкий круг вопросов, изучаемых в курсе, показать заботу партии и правительства о семье.

Основные понятия: готовность к семейной жизни; семья как ячейка общества; социальная ценность семьи.

Основные вопросы введения и их краткое содержание

Введение в курс должно создать вдумчивый, серьезный настрой учащихся, взволновать их жизненной значимостью поставленных проблем. Особенность проведения первого занятия по новому курсу состоит в том, что учителю предстоит разъяснить учащимся необходимость для них разносторонней подготовки к семейной жизни, установить с самого начала атмосферу доверия.

Еще до проведения первого урока учителю полезно иметь представление о том, каково отношение класса к данному учебному предмету. Простое наблюдение, неформальная беседа, анализ вопросов, которые зададут учащиеся в связи с введением курса, дадут учителю необходимую информацию. Чтобы иметь более ясную картину, предварительно, еще в декабре можно попросить ребят ответить анонимно на анкету, примерное содержание которой дано в конце разработки данного урока. Результаты анкетирования позволят учителю начать урок с рассказа, знакомящего ребят с их коллективным мнением. Если анкетирование не проводилось, урок начинается с использования материала данной разработки.

Семья как ячейка общества и моральная ценность

* ( Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 136.)

Цели, задачи и структура курса «Этика и психология семейной жизни»

В X классе будут изучены еще два раздела программы. В первом, «Основы семейных отношений», сказано об идейных и нравственных устоях, о трудовой атмосфере, бюджете и хозяйстве семьи, этике и эстетике быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи. Уроки раздела «Семья и дети» станут для вас напутствием не только как будущим супругам, но и как воспитателям детей, как отцам и матерям.

Характерной особенностью идеала семейной жизни советских людей, как считал В. А. Сухомлинский, является то, что материальная сторона брака отступает на второй план, а основой становится духовное содержание семейной жизни. Он подчеркивал, что верная и чистая любовь заключается в том, чтобы постоянно отдавать свое духовное богатство другому. Именно лишь отдавая, получишь. Если же людям нечего отдавать друг другу, то они быстро исчерпывают себя, надоедают друг другу, что может привести к размолвке, разрыву. Конечно, они могут сплотиться не в духовной отдаче, а в материальном накопительстве, оправдывая его для себя удобным доводом об интересах семьи. Но в этом случае между семьей и обществом скорее выстраивается стена, чем наводятся мосты, и духовная ценность такой семьи невелика. Хотя некоторым духовная ценность семьи может казаться пустым звуком. Что ж, их можно пожалеть, потому что эту духовную ценность они могут так никогда и не ощутить, даже имея семью. Накапливая одно, потеряют другое.

* ( Макаренко А. С. Половое воспитание.- Соч. М., 1957, т. IV, с. 409.)

Обобщая свою мысль, учитель приводит слова А. С. Макаренко о том, что научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.

Формы работы по курсу

Особенность нового школьного курса не только в необычности его предмета, но и в формах проведения уроков. Они смогут принести пользу, если часть из них выльется в коллективное обсуждение проблем, в беседу. Будет очень хорошо, если каждый сумеет и захочет высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Иногда придется обобщать мнение класса, тогда мы будем прибегать к анкетированию. Оно всегда будет анонимным. За вами остается право не отвечать на любой вопрос, если вы не хотите или не можете ответить искренне. Если у вас не возникнет возражений, то отдельные, особо интересные мнения будут зачитываться вслух. Разумеется, не каждый захочет в классе высказывать все волнующие его вопросы, сомнения, противоречия. Поэтому мы будем пользоваться системой анонимно поставленных вопросов (письменно) и системой индивидуальных консультаций, доверительность которых никогда не будет нарушаться. Если вы отнесетесь творчески к занятиям, то у вас наверняка возникнут вопросы, ответить на которые в полном объеме не всегда позволит время урока. Поэтому желающие смогут получить список литературы по проблеме, может быть, у кого-то возникнет желание написать реферат по прочитанной книге, подготовить небольшое выступление.

Учение с увлечением всегда выходит за рамки урока. Возникший на занятиях спор можно продолжить на классном часе в форме диспута. Проблемы семьи отражены в очень многих произведениях искусства, было бы интересно провести читательские конференции, обсудить интересные фильмы, статьи.

Завершая занятие, учитель вкратце перечисляет темы и проблемы, которые станут предметом обсуждения на следующем уроке.

Примерное содержание анкеты к первому занятию

3. Следите ли вы за статьями, телепередачами, фильмами по проблемам семьи, брака, семейных отношений? Укажите источники своей информации.

4. Приходится ли вам обсуждать прочитанное, увиденное, услышанное? С кем вы предпочитаете вести обсуждение: с родителями, одноклассниками, друзьями вне школы, братьями и сестрами, учителями, другими взрослыми?

Источник

Рождение семьи. Элективный курс для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни»

Презентация к уроку

Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.

Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально- психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Представленный в статье урок представляет собой первое занятие из программы элективного курса для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». Программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи. Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.

Программа рассчитана на 16 учебных часов.

Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами тренинга

Срок бучения: 8 учебных недель

Режим занятий: 2 часа в неделю

Цели курса: активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.

Задачи курса:

Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами тренингов, самодиагностика.

В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

Формы контроля уровня достижений уч-ся и критерии оценки.

Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа с уч-ся, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.

Формы итогового контроля: презентация проектов, анализ портфолио ученика, т.е. совокупности самостоятельно выполненных работ по программе. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «незачтено». Возможно использование и балльной шкалы. В таком случае итоговая оценка является накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг.

Предполагаемый результат

Источник

Книга СССР Этика и психология семейной жизни 1987 г

—>Лот размещен:23/09/2021 20:17:28Предложение действительно до:22/11/2021 20:17:28Лот находится в городе:Таганрог (Россия)

Доставка:
по городу:Самовывоз.
по стране и миру:Стоимость доставки по стране 200.00 р.
Оплата: Банковская карта.
16
№149484869

Подробное описание

Состояние на фото. Пособие для учителя. На обложке и на одной странице заклеена подпись.

Убедительная просьба: вопросы, касающиеся состояния, цены, оплаты и доставки лота, задавать заранее до совершения покупки.

Лоты отправляю Почтой России, после полной предоплаты на карту Сбербанка.
При оплате через сервис «Сбербанк Онлайн», просьба не писать ничего в сообщении при переводе. Узнаю о вашем платеже по переведенной сумме.

Гарантирую незамедлительную и аккуратную отправку в пределах РФ, лоты за границу не отправляю! Личных встреч нет!
По возможности стоимость доставки нескольких лотов объединяю в один. В зависимости от расстояния или веса посылки цена за доставку может корректироваться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *