право плода на жизнь
Статус эмбриона. Есть ли у эмбриона права?
В настоящее время существует проблема определения статуса эмбриона. Особенно это становится понятно в связи с развитием и все более частом применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Цель программы ЭКО получить жизнеспособные эмбрионы, которые потом переносят матери. Попытаемся определить правовой статус эмбриона, права его родителей, медицинского учреждения. А есть ли права у эмбриона – ведь он же будущий человек?
Для начала дадим определение эмбриона человека и постараемся ответить на вопрос:
Эмбрион это человек или нет?
Эмбрион – это организм на ранней стадии развития, образованный путем слияния женской и мужской половой клетки, их генетического материала.
Так, в законе «О временном запрете на клонирование человека» дается такое определение: «Эмбрион человека – это зародыш человека на стадии развития до восьми недель».
Далее эмбрион становится плодом.
В законе «О трансплантации органов и (или) тканей человека» эмбрионы указаны в списке органов, их частей и тканей, имеющих отношение к процессу воспроизводства. При этом в законе отражено, что его действие не распространяются на эмбрионы.
Право эмбриона на жизнь
В вопросе о юридическом статусе эмбриона важным моментом является такой морально-этический аспект как право эмбриона на жизнь.
Согласно Конституции РФ (гл. 2. ст. 17) человек получает основные права от рождения. Что же для нашего законодательства считается рождением? Моментом рождения ребенка считается момент отделения плода от организма матери посредством родов. При этом законодательно установлены медицинские критерии рождения – срок беременности 22 недели и более, масса ребенка 500 г и более, длина тела ребенка более 25 см. Это важный аспект, т.к. становится ясно, когда ребенок получает правовую защиту.
Получается, у эмбриона нет основного права человека – права на жизнь. Неужели потенциальный человек не получает никакой правовой защиты?
Можно сделать вывод, что законодательно защищается жизнь не только женщины, но и в некоторых случаях жизнь и права эмбриона и плода.
Правовой статус эмбриона, полученного с помощью ЭКО и еще неперенесенного матери, является предметом дискуссий.
Эмбрион, полученный с помощью ЭКО, относится скорее к объекту права, а не субъекту. В юридической науке объект права – то, по поводу чего возникают правоотношения, субъект права – тот, кто вступает в отношения по поводу этих объектов.
Если эмбрион это еще не человек, а объект права, то, получается, эмбрион – это «вещь», которую можно продать, купить, подарить?
Постараемся ответить на этот вопрос.
Для чего создается эмбрион человека и как он может использоваться?
Эмбрионы запрещено использовать для промышленных целей (п.6 ст.55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».)
Запрещено создавать эмбрионы для клонирования (Федеральный закон от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека»).
Единственной целью создания эмбриона может быть лечение бесплодия. Если в протоколе ЭКО получают большее количество эмбрионов, чем нужно для переноса матери, то оставшиеся лишние эмбрионы возможно заморозить для будущего использования, донировать или утилизировать (п. 25 Приказа Минздрава РФ №107н от 30.08.2012 «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению»).
При этом родителям часто приходится решать сложную морально-этическую проблему, определяя судьбу эмбриона, в том случае, если беременность больше не планируется, а в криобанках остались еще замороженные эмбрионы.
В случае многоплодной беременности производится операция редукции лишних эмбрионов. При этом подписывается соответствующее информированное добровольное согласие.
У кого может возникнуть права на эмбрионы, в том числе право собственности?
В том случае, если семейная пара, которая проходит процедуру ЭКО, использует свои половые клетки, то полученные эмбрионы будут являться их собственностью.
Медицинское учреждение может стать собственником эмбрионов в случае получения донорских эмбрионов (из донорских женских и мужских половых клеток) до момента их переноса или если семейная пара отказывается от своих эмбрионов и передает их клинике.
Следует отметить, что в случае лечения бесплодия одинокой женщины возникает единоличная собственность. Если лечится семейная пара, собственность возникает у обоих (при этом неважно использовались ли донорские половые клетки), при этом собственность является общей (т.к. эмбрион является неделимой вещью).
Наследование эмбрионов
Остаются неопределенности в статусе эмбриона человека при наследовании.
Права на эмбрионы после развода
Распоряжение эмбрионом возможно только по взаимному согласию. Возникает спорная ситуация, когда родители эмбрионов имеют разную точку зрения на судьбу оставшихся замороженных эмбрионов, например, после расторжения брака. Данному вопросу посвящена отдельная статья.
Также в российском законодательстве не определен статус эмбриона при суррогатном материнстве. Неясно, имеет ли суррогатная мать по своему желанию прервать беременность, и какие будут последствия, права эмбриона тут также не до конца защищены.
Может ли клиника отказать в выдаче эмбрионов?
В соответствии с п. 52 приказа № 107н эмбрионы могут быть выданы пациенту по его заявлению, родители имеют право на выдачу эмбрионов. При этом выдается эмбриолист с описанием эмбрионов, среды и т.д. Эмбрионы выдаются в специальном термосе, транспортировать их можно ограниченное количество времени.
Можно ли продать эмбрионы?
Прямого ответа на этот вопрос законодательство не дает. Согласно п. 25 Приказа Минздрава РФ №107н от 30.08.2012 «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» неиспользованные лишние эмбрионы можно криоконсервировать, утилизировать, донировать.
В заключение хотелось бы отметить, что правовой статус эмбриона на данный момент не до конца разработан, и в российском законодательстве не урегулированы многие вопросы в данной сфере. Эмбрион как возможный будущий человек требует к себе большего внимания и уважения.
Право на жизнь и правовой статус эмбриона
Дата публикации: 21.08.2017 2017-08-21
Статья просмотрена: 2223 раза
Библиографическое описание:
Васильева, М. А. Право на жизнь и правовой статус эмбриона / М. А. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 33 (167). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/archive/167/45389/ (дата обращения: 23.10.2021).
В современном мире государство характеризуется как правовое, если в центре деятельности государства находится проблема осуществления и защита прав отдельного индивидуума. Жизнь человека в иерархии биосоциальных ценностей занимает лидирующую позицию. Соответственно право на жизнь является базой, той основой, на которой строится все остальные блага. Как точно подчеркнул Н. И. Матузов: право на жизнь — это «первое фундаментальное естественное право человека, без которого все другие. лишаются смысла, ибо покойникам никакие права не нужны» [1].
Конституция РФ одним из первых прав закрепляет право на жизнь ст. 20: «Каждый имеет право на жизнь» [2]. Во Всеобщей декларации прав человека так же фиксировано данное право ст. 3: «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность» [3]. Находит отражение данное право и в Международном пакте о гражданских и политических правах ст. 6: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» [4]. Еще одним примером служат Конституции разных государств. К примеру, Конституция Португалии «Человеческая жизнь неприкосновенна» [5]. Аналогична по содержанию Конституция ФРГ: «Каждый имеет право на жизнь и на личную неприкосновенность. Свобода личности ненарушима. Вмешательство в эти права допустимо только на основании закона» [6].
Появление новой жизни происходит по закону природы, а не по законам государства или общества. Целью современного правового государства: закрепление субъективного права на жизнь в нормативно-правовом акте, тем самым происходит нормирование общественных отношений с защитой права каждого отдельного лица. Для решения данной задачи изначально необходимо ответить на вопрос, когда возникает жизнь и когда возникает субъективное право на жизнь? Разделяет ли их временной фактор или они возникают одновременно? Как правило, в праве жизнь рассматривается с точки зрения биологического существования. Если за ответом на вопрос о начале жизни обратиться к медицине, ответ будет ясен: жизнь начинается с момента зачатия. Именно в момент слияния двух гамет образуется новая, уникальная, с исключительным набором генов клетка, способная к делению. Последующая дифференцировка клеточной массы на множество отличных друг от друга клеток, тканей и органов. Вновь образованная клетка и результат ее деления не могут являться частью организма матери, хотя бы учитывая тот факт, что в половине случаев это плод другого пола. Данной теории придерживаются многие ученые. К ним относится и профессор Жером Лежен — отец современной цитогенетики, исследователь, открывший хромосомную природу синдрома Дауна. Его мнение: «Заключенная внутри первой клетки «информация» оживляет ее, несет ей весть о том, что отныне это живое существо. Если бы информации не было, то и клетка не стала бы жить. На самом деле клетка — это лишь почва для информации. И мы должны понять, что информация не вносится в уже живущую материю, а также то, что материя не стала бы живой без этой информации. Теперь мы знаем, что нет никаких сомнений в том, что в отношениях духа и материи именно дух является определяющим!» [7].
Но, казалось бы, такой неоспоримый факт зарождения новой жизни имеет разное закрепление права на жизнь в международном законодательстве и законодательстве разных стран. Так, например, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950г. ст. 2: «Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание» [8]. В данном документе четко не прописывается с какого периода развития лицо подлежит защите. Применение в практике судов привело к неоднозначной трактовке данного положения, поскольку значение слов «каждый» и «жизнь» трактовались индивидуально. «Решения национальных судов, применяющих ст. 2 данной Конвенции, были немногочисленны, чтобы положить конец этой дискуссии. Но, наконец, Конституционный суд Австрии признал, что формулировка ст. 2 Конвенции не распространяется на нерожденного ребенка. Этот прецедент был положен в основу правового регулирования процедуры искусственного прерывания беременности во многих странах» [9]. Аналогичной по содержанию является ст. 3 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность» [3]. В ходе проведенного анализа данных правовых актов, возможно, сделать вывод, что права на жизнь признается за рожденными людьми. «Более того, в соответствии с указанными документами, даже для рожденных людей это право не является абсолютным (предполагаются некоторые изъятия: смертная казнь необходимая оборона и т. д.)» [9].
Конституции различных Европейских стран в большей степени имеют «краткую констатацию данного права» [10]. Например, Конституция Республики Словении ст. 17: «Человеческая жизнь неприкосновенна» [11]. В то же время есть государства в Конституции, которых говорится, что человеческая жизнь достойна охраны еще до рождения. В частности, Конституция Ирландии ст. 40: «Государство признает право на жизнь нерожденного и, имея в виду равное право на жизнь матери, гарантирует в своих законах уважение и, насколько это возможно, защищает и поддерживает своими законами это право» [12]. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г. имеет следующее понимание права на жизнь: «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения» [13]. Американская Конвенция о правах человека от 22 ноября 1969: «Каждый человек имеет право на уважение его жизни. Это право защищается законом и, как правило, с момента зачатия» [14]. Конвенция о права ребенка от 20 ноября 1989 ст. 1: «Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Ст. 6: «Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» [15]. Здесь хотелось бы привести слова Бабаджанова И. Х.: «В этой связи, если толковать данное положение буквально, Конвенция расширяет понятие «ребенка», а значит и «человека». В такой трактовке ребенком может считаться не только рожденный ребенок, как это презюмируется в законодательстве большинства государств (в том числе и в России), но и нерожденный — находящийся в утробе матери. При этом, признание нерожденного ребенка человеческим существом не может быть оспорено ни с медицинской, ни с философской позиции» [9].
Конституция РФ закрепляет право на жизнь в ст. 20: «Каждый имеет право на жизнь» [2]. Однако правоспособность признается только с момента рождения, как указано в ГК РФ ст. 17: «Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью» [16]. В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено: «Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия» [17]. Согласно выше сказанному, возможность женщины самостоятельно решать судьбу будущего ребенка. Этот факт свидетельствует о том, что жизнь будущего ребенка не защищена на этапе его развития до 12 нед. гестации. По социальным показаниям беременность может быть прервана до 22 нед. беременности [19]. Необходимо отметить тот факт, что с 2012 года длинный список социальных показаний был сокращен до одного: «социальным показанием для искусственного прерывания беременности является беременность, наступившая в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 131 Уголовного кодекса Российской Федерации» [18]. Тем самым, по нашему мнению, усилив охрану зародившейся жизни. Но остаются все же медицинские показания для прерывания беременности на любом сроке. Их перечень фиксирован в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 736 от 3.12.2007 г «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности» [19]. Хотелось бы подчеркнуть тот факт, что прерывание беременности по медицинским показаниям проводится в большинстве случаев в интересах не только женщины, но и плода. Потому что в подавляющем большинстве при заболеваниях женщины страдает плод, создаются такие условия, при которых плод может погибнуть. Но и в данном случае прерывание проводится при письменном согласии женщины. Делаем вывод, что прервать беременность после 12 недельного срока достаточно сложно. Для этого необходимо очень веские причины и коллегиальное решение врачей.
В законодательстве РФ имеются нормы права, защищающие интересы нерожденного ребенка (nasciturus). К ним относятся ГК РФ ст. 1089: «Установленный каждому из имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца размер возмещения не подлежит дальнейшему перерасчету, кроме случаев: рождения ребенка после смерти кормильца» [20]. Аналогично в интересах нерожденного выступает ст. 1166 ГК РФ: «При наличии зачатого, но еще не родившегося наследника раздел наследства может быть осуществлен только после рождения такого наследника» [21]. СК РФ стоит на защите прав детей, в том числе и нерожденного ст. 30 ч. 3: «Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение трехсот дней со дня признания брака недействительным» [22]. При интерпретации этих правовых актов нельзя поставить знак равенства между нерожденным и субъектом права, потому что разделяет их юридический факт — рождение. Некоторые специалисты, занимающиеся данным вопросом, охарактеризовывают вышеприведенные положения статей как условную правоспособность. Романовский Г. Б. считает, что: «Эти правила направлены на будущее, что в дальнейшем после своего рождения зачатый ребенок будет обладать определенными правами. И условием реальной правоспособности в любом случае будет рождение живым. Право лишь реагирует на то, что два юридических факта разорваны во времени — факт зачатия и факт рождения» [11].
Факт рождения живым определяют согласно критериям живорожденности: «Живорождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента)» [23]. С помощью данных критериев можно разграничить аборт и роды, и соответственно можно сделать заключение является ли произведенный на свет субъектом права. «Если ребенок родился живым и прожил хотя бы несколько минут, то он приобрел правоспособность, т. е. способность иметь права и нести обязанности. Даже непродолжительная жизнь новорожденного не способного к жизни в качестве субъекта права, может повлиять на права других лиц» [24].
Учитывая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Матузов Н. И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов // Правоведение. 1998. № 1. С. 198.
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //СЗ РФ. – 2014. – № 31. – С. 4398.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР». 28.04.1976. № 17. С. 291.
5. Конституция Португалии от 19 марта 1933 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=1084.
6. Конституция ФРГ от 23 мая 1949 г. с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=155.
7. Жером Лежен профессор, «Человек есть Человек есть Человек» // http://www.noabort.net/node/67.
8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 // СЗ РФ. 08.01.2001. № 2. С. 163.
9. Бабаджанов И. Х. Правовой статус человеческого эмбриона: несколько подходов к анализу // Юридическая наука: история и современность. 2012. № 9. С. 18.
10. Романовский Г. Б. Гносеология права на жизнь. — Юридический центр Пресс, 2003, с. 17–571.
11. Конституция Республики Словении от 23 декабря 1990 г [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// http://worldconstitutions.ru/?p=109.
12. Конституция Ирландии от 29 декабря 1937 г [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/ireland/irelnd-r.htm.
13. Декларация прав ребенка (принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: Юридическая литература. 1990. С. 385–388.
14. Американская Конвенция о права человека от 22 ноября 1969// Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Норма-ИНФРА-М. 1998. С. 720–736.
15. Конвенция о правах ребенка (Заключена 20.11.1989) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990г. № 45. С. 955.
16. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). № 51-ФЗ от 30.11.1994 в ред. от 28.03.2017, с изм. от 22.06.2017 // CЗ РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301.
17. Основы законодательств РФ об охране здоровья граждан: ФЗ № 323от 21.11.2011 // Российская газета. 2011. № 263.
18. О социальном показании для искусственного прерывания беременности: Постановление Правительства РФ № 98 от 6 февраля 2012 г. // СЗ РФ. – 13.02.2012 г. № 7. С. 878.
19. Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 736 от 3.12.2007 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 9.
20. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). № 14-ФЗ от 26.01.1996 в ред. от 28.03.2017 // CЗ РФ, 29.01.1996. № 5. С. 410.
21. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). № 146-ФЗ от 26.11.2001 в ред. от 28.03.2017 // CЗ РФ 03.12.2001. № 49. С. 4552.
22. Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12.1995 в ред. от 01.05.2017 // CЗ РФ 01.01.1996. № 1. С. 16.
23. О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 1687н. // Российская газета. 2012. № 64.
24. Скоробогатова В. В. Правосубъектность граждан в российском гражданском праве. Монография. Иркутск. 2011. C. 153.
Есть ли у эмбриона «право на жизнь»?
Противники выбора говорят, что у эмбриона есть неотъемлемое «право на жизнь». Однако многие из них поддерживают исключения в запрете на аборт, если речь идет об изнасиловании, инцесте, угрозе жизни или даже здоровью женщины. Это ясно указывает на то, что они допускают уступки в праве на жизнь для эмбриона, и явно не считают его абсолютным или первостепенным. Делая компромиссы в своем определении «права на жизнь», чтобы сделать уступку правам женщины, они тем самым невольно признают, что права женщин важнее «права на жизнь» эмбрионов.
Даже если бы эмбрион был человеком с правом на жизнь, это вовсе не означает автоматической отмены права женщины выбирать, которое может в определенных обстоятельствах иметь больший моральный вес. Свобода собственного морального самоопределения – это фундаментальное право в нашем обществе. И поскольку беременность связана с огромными физическими, психологическими и долгосрочными последствиями для женщины (а вовсе не простым «неудобством»), то ее свободы будут значительно ограничены, если ее заставят выносить беременность.
Однако в конечном итоге обладание «правом на жизнь» требует, чтобы индивид был способен на независимое существование. Он должен «получить жизнь», прежде чем у него появится «право на жизнь». Эмбрион не может быть отдельным индивидом – он живет внутри беременной женщины, и его развитие зависит от нее. На самом деле развитие эмбриона полностью соответствует биологическому определению «паразита», особенно если беременность вызывает серьезные нарушения в организме женщины, как и паразит вызывает нарушения в организме хозяина. Я не пытаюсь принизить эмбрионы с помощью негативных коннотаций со словом паразит: на самом деле паразиты и хозяева иногда взаимно поддерживают друг друга, и очевидно, что это же относится к большинству беременностей. Тем не менее, паразитические отношения эмбриона с женщиной означают, что продолжение его существования требует ее согласия [11]. Если она продолжит вынашивать беременность против своей воли, то это будет нарушением ее прав и телесной неприкосновенности.
Проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия»
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на интернет-портале «Приходы» (https://mnenie.prichod.ru) и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года.
О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия
1. Священное Писание о начале человеческой жизни
Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46).
В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138).
В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).
Новозаветное повествование о встрече Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы подчеркивает личностное бытие человека и способность к восприятию благодати Святого Духа уже в материнской утробе. Святой Иоанн Креститель радостно взыграл в утробе Елизаветы, приветствуя Господа Иисуса Христа (Лк. 1:13-15, 41-44).
Святой апостол Павел в Послании к Галатам утверждает, что его призвание восходит ко времени пребывания в материнской утробе: «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею…» (Гал. 1:15).
Все эти тексты Священного Писания подчеркивают, что с библейской точки зрения тождество личности человека непрерывно с момента, когда Бог дает жизнь в зачатии и до момента смерти.
2. Статус эмбриона
2.1 Биологический статус эмбриона
С самого момента зачатия эмбрион — не просто оплодотворенное яйцо; он является уникальным развивающимся человеческим существом. Уникальная комбинация генов отличает эмбрион от любой клетки организма отца или матери. Эмбрион является человеком и имеет полное право называться таковым: «Тот, кто будет человеком, уже человек», — писал во II веке христианский мыслитель Тертуллиан1. С этой точки зрения некорректно называть человеческий эмбрион человеком в потенции.
На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери, его нельзя отождествить с органом или частью органа материнского организма. В связи с этим можно говорить, что эмбрион принадлежит своим родителям разве что в том смысле, что они ответственны за его развитие и защиту. Таким образом, аборт на любом сроке беременности является убийством человека.
2.2 Онтологический статус эмбриона
Нерожденный ребенок является личностью как созданный по образу Божию и имеющий право на жизнь. Неприемлемо определять личность только на основе таких характеристик как самосознание, автономия и рациональность, отношения с другими людьми. Из подобных определений проистекает отрицание человеческого достоинства эмбриона. Ошибочность подобного подхода заключается в смешении онтологического статуса с функциональным. Такая подмена с неизбежностью приводит к отказу признать, в том числе, личностное бытие человека, находящегося в бессознательном или коматозном состоянии, к примеру, после травмы головного мозга, приведшей к нарушению функций сознания.
2.3 Человеческое достоинство эмбриона
Эмбрион является человеком. В связи с этим ему принадлежит ряд прав, которые необходимо отстаивать.
а. Право на человеческую идентичность. Эмбрион имеет право называться человеком. Институты общества должны обеспечивать и защищать это право.
б. Право на жизнь. Никто не должен отнимать у эмбриона основополагающее право на свою собственную уникальную и неповторимую жизнь. Недопустимы научные эксперименты с эмбрионами и их замораживание. Тот факт, что для тысяч эмбрионов возможность развития и жизни заменяется экспериментами и смертью, подрывает достоинство человека и нарушает право на жизнь.
в. Право на развитие. Каждый человек имеет право развиваться и раскрывать себя как личность от зачатия до естественной смерти.
Православная Церковь подчеркивает, что фундаментальные права эмбриона как человеческой личности должны быть закреплены в законодательстве.
3. Искусственное прерывание беременности
3.1 Отношение к аборту в Священном Предании Церкви
Священное Предание Церкви однозначно приравнивает аборт к убийству, независимо от того, осуществляется ли он хирургическим или химическим способом, на ранней или на поздней стадии.
Святитель Иоанн Златоуст рассматривает аборт как преступление, которое хуже убийства: «…где прежде рождения совершается убийство, так что ты не только предоставляешь блуднице оставаться блудницей, но и делаешь ее убийцею? Видишь ли, как от пьянства происходит блуд, от блуда прелюбодеяние, от прелюбодеяния убийство, или правильнее сказать, нечто хуже убийства, я даже не знаю, как и назвать это, так как здесь не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие»6.
Во втором правиле св. Василия Великого подчеркивается: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося или еще необразованного у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не только за имевшее родиться, но и за то, что навредила самой себе, поскольку жены от таковых покушений весьма часто умирают. К этому присоединяется и погубление плода, как другое убийство, от дерзающих на это умышленно. Впрочем, подобает не до кончины простирать покаяние их, но принимать их в общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измерять не временем, но образом покаяния».
21-е правило Анкирского собора подчеркивает: «Женам, от прелюбодеяния зачавшим и истребившим плод и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением было возбранено причащение Святых Тайн до кончины, — и по сему и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходить десятилетнее время покаяния, по установленным степеням». 91-е правило Трулльского Собора определяет: «Жен, дающих врачевства, производящих недоношения плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляя, подвергаем епитимии человекоубийцы».
3.2 Аборт как социальная и этическая проблема современного общества
Аборт — это всегда произвольное лишение жизни человеческого существа, то есть убийство, а потому невозможно говорить о «праве на аборт», то есть «праве на убийство». Аборт не может быть признан средством «планирования семьи».
Согласно одному из медицинских подходов к проблеме аборта, критерием при принятии решения о совершении такового является «жизнеспособность» плода, то есть та степень его внутриутробного развития, когда он уже в состоянии выжить вне организма матери с учетом возможностей медицинской реабилитации. Такой подход является неприемлемым. Беременность — это естественный длительный процесс, в течение которого осуществляется формирование нового человека как в период так называемой «жизнеспособности», так и до ее наступления.
Особого пастырского попечения и снисхождения требует вопрос спасения жизни матери в разных сложных обстоятельствах, например, таких как внематочная беременность, которая имеет своим следствием неизбежную гибель плода. «В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявить снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь»9.
В то же время следует подчеркнуть, что беременная женщина, добровольно изъявившая желание отказаться от аборта ценой собственной жизни (например, в случае диагностирования заболевания раком, или опухоли головного мозга), в своем страдании ради спасения ребенка уподобляется христианским мученикам и страстотерпцам, являя пример святости.
Одной из причин, подталкивающих женщин к принятию решения об совершении аборта, является крайняя материальная нужда и беспомощность. Профилактика абортов требует от государства, Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также создания условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.
Важно поддержать женщину в период ее беременности и помочь ей осуществить свое христианское призвание матери. Ей необходимо помочь понять, что существует несомненное благо в рождении ее ребенка, и счастье, которое этот ребенок может принести ей и ее семье, перевешивает такие земные блага, как комфорт и благополучие, которые женщина боится потерять вследствие беременности и рождения ребенка.
3.3 Ответственность супругов за совершение аборта
3.4 Ответственность врача за совершение аборта
С христианской точки зрения забота о больных является актом любви к Богу и ближнему. Это понимание подчеркивает необходимость всегда в заботе о здоровье обращать внимание на личность человека, а не только на его болезнь.
В законодательстве многих стран определяется, что женщина может совершить аборт при условии «добровольного информированного согласия». Добровольное информированное согласие должно предполагать возможность ознакомления женщины со всеми моральными, психическими, медицинскими и прочими последствиями принятия ею решения, которое навсегда самым трагическим образом изменит ее жизнь и лишит ее ребенка. При этом подобное консультирование женщины, заявившей о намерении сделать аборт, не должно иметь целью получение от нее окончательного согласия на аборт, но, наоборот, быть направлено на оказание ей помощи в исполнении ее материнской миссии и спасении жизни ее ребенка.
3.5 Абортивная контрацепция
Использование гормональных контрацептивов с целью лечения женских болезней при сочетании с половой близостью может привести к аборту на самой ранней стадии развития эмбриона. Поэтому использование таких лекарственных средств может быть оправданным с нравственной точки зрения только в случае воздержания от супружеских отношений на протяжении всего периода лечения заболевания.
4. Пренатальная диагностика
Использование современных технологий привело к развитию пренатальной диагностики.
К сожалению, подобные случаи в медицинской практике являются редкими. Отрицательный результат, полученный в ходе пренатальной диагностики, в подавляющем большинстве случаев приводит к совершению женщиной аборта «по медицинским показаниям». Эта ситуация усугубляется тем, что с точки зрения современного законодательства либо ответственность врача за жизнь матери выше, чем за жизнь нерожденного ребенка, либо врач не несет какой-либо ответственности за жизнь последнего. В результате женщина, особенно в период первой беременности, испытывает тяжелейшее психологическое давление, связанное с переживанием опасности появления у нее на свет ребенка с теми или иными отклонениями, усиленным давлением врача.
Церковь защищает жизнь плода с момента зачатия. Поскольку в настоящее время возможность лечить генетические болезни на пренатальной стадии существует только гипотетически, нет действительных причин использовать такую диагностику. Совершенствование генных технологий в ближайшие годы может сделать возможной коррекцию генетических характеристик эмбриона на самых ранних стадиях его развития и способствовать устранению генетических заболеваний. Подобное вмешательство будет недопустимо, если наряду с возможностью исцеления от генетического заболевания, оно будет нести риски, сопряженные с гибелью эмбриона.
Церковь также считает недопустимым использование методов тестирования с целью выбора будущего потомства с заданными характеристиками, поскольку таковой метод предполагает уничтожение в зародыше детей, не прошедших этот «отбор».