право на жизнь научная статья
Право человека на жизнь
Дата публикации: 30.12.2019 2019-12-30
Статья просмотрена: 531 раз
Библиографическое описание:
Хоанг, А. Т. Право человека на жизнь / А. Т. Хоанг, Ю. Е. Козик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65876/ (дата обращения: 23.10.2021).
Статья посвящена проблеме права человека на жизнь. В ней рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся момента возникновения жизни и права на эту жизнь у человека, а также вопросы лишения человека его жизни.
Право человека на жизнь одно из важнейших прав, закрепленных в законодательстве. Другие существующие права человека ориентированы на улучшение и создание комфорта самой жизни. Суть данного права заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни. А на государство при этом налагается обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать для этого все возможные не запрещенные законом средства.
В России существование права человека на жизнь признается Конституцией Российской Федерации. Вообще данное право относится к категории личных прав человека. В Конституции Российской Федерации оно закреплено в статье 20 второй главы «Права и свободы человека и гражданина» [1]. Комитет по правам человека определяет право на жизнь как «основополагающее право, от которого не допускается никаких отступлений даже во время чрезвычайного положения в государстве, при котором существование нации находится под угрозой», но при этом право на жизнь является одним из наиболее противоречивых прав. Почему? Тут вопросы начинаются еще с того: Когда возникает право на жизнь? Международное право не содержит определения, что такое «жизнь» или когда она начинается (и, соответственно, начинает действовать право на защиту жизни человека) и заканчивается. Так и на сегодняшний день нет единого подхода к тому, что считать началом человеческой жизни. Мнения ученых варьируются от момента зачатия до родов. Согласно преобладающей в настоящее время концепции жизнь человека начинается в момент физиологических родов, когда появляется возможность непосредственного физического воздействия на тело ребенка [2]. Современные представители данной точки зрения при обосновании своей позиции ссылаются на ст. 106 УК, где, в частности, предусмотрено убийство ребенка во время родов. Они полагают, что если подобные действия вместо матери совершило другое лицо (например, акушер), оно подлежит ответственности за убийство по соответствующей статье УК РФ [3]. Также определяя момент начала жизни используют критерии живорождения, установленных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 декабря 2011 г. № 1687н. «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи». Согласно указанному приказу, живорождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента) [4]. Уголовный закон не признает плод в утробе матери в качестве потерпевшего в составе убийства, хотя этот факт в известной мере отражается в некоторых статьях уголовного законодательства. Но, как правило, принято считать, что жизнь человека наступает с момента рождения. Попытки распространить его на не родившихся детей не доказали свою эффективность.
Аборт — искусственное прерывание беременности. Приверженцы табу на аборты, опираясь на моральные соображения, высказывают мнение о том, что нерождённые дети имеют такие же фундаментальные права на жизнь с момента оплодотворения, как и люди, обладающие ими с момента своего рождения. Утверждение в отношении прав на аборт разделяются на разрешение аборта лишь в случае крайней необходимости для спасения другой человеческой жизни и аборта по социальным, материальным либо медицинским причинам. Некоторые же настаивают и на абортах по собственному желанию.
Эвтаназию по-другому называют «убийством из милосердия». На практике — это прекращение жизненного процесса человека и так медленно умирающего по причине неизлечимой болезни, травм, не совместимых с жизнью, либо физических расстройств. Противники такой процедуры убеждают общество, что жизнь живого человека является высшей ценностью, и никто не вправе ее прервать. Единомышленники эвтаназии, наоборот, придерживаются того мнения, что жизнь принадлежит конкретному лицу, и это лицо самостоятельно вправе решать, как ею распоряжаться. В Российской Федерации статья 45. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гласит: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента» [5].
В некоторых случаях применение смертной казни допускается, согласно статье 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Но Международный пакт о гражданских и политических правах свидетельствует об отношении к смертной казни международного права — статья 6 призывает те государства, которые не отменили смертную казнь, проявлять максимальную осторожность при осуществлении подобного наказания. В России смертная казнь впредь до её отмены может применяться за особо тяжкие преступления. Уголовный кодекс Российской Федерации допускает применение смертной казни, хотя и устанавливает целый ряд ограничений на её применение. В порядке помилования её может заменить пожизненное заключение или лишение свободы на срок 25 лет. Тем не менее, фактически в России с 1996 года смертная казнь не применяется. Более того, в 1999 году Конституционный Суд РФ ввёл мораторий на смертную казнь до образования суда присяжных на всей территории страны. Впоследствии, в 2009 году, он продлил этот мораторий на бессрочной основе [6].
Также существуют иные основания лишения жизни: результате действий сил безопасности государств и во время вооруженного конфликта. Государства могут применять смертоносную силу, например, для предотвращения гибели большого количества людей или подавления мятежа, а также в случаях: защиты любого лица от противоправного насилия; осуществление законного задержания; предотвращение побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях; подавление, в соответствии с законом, бунта или мятежа. Любой вооруженный конфликт повышает вероятность гибели людей. Но государство стремится, на сколько это возможно, сохранить право на жизнь во время вооруженного конфликта [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день вопрос затрагивающий право человека на жизнь остается открытым и неоднозначным.
Право на жизнь (ст. 20 Конституции России)
Право на жизнь является важнейшим личным правом человека, приобретаемым им в силу факта его рождения. Конституционное содержание права на жизнь состоит в недопустимости произвольного лишения жизни. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
На протяжении длительного времени в Российской Федерации смертная казнь не применяется, несмотря на наличие такого вида наказания в Уголовном кодексе Российской Федерации. Отказ от применения смертной казни связан с деятельностью Конституционного Суда Российской Федерации (который в 1999 году принял решение), указавшего на недопустимость применения наказания в виде смертной казни до введения на всей территории Российской Федерации судов с участием присяжных заседателей (постановление от 02.02.1999 № 3-П). Последним субъектом Российской Федерации, в котором с 1 января 2010 года должны были вводиться суды с участием присяжных заседателей, стала Чеченская Республика. Однако Конституционный Суд Российской Федерации в 2009 году своим определением разъяснил невозможность дальнейшего применения смертной казни в Российской Федерации даже при условии повсеместного введения суда присяжных. Это обусловлено сложившимся на протяжении длительного времени конституционно-правовым режимом, в рамках которого происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер (определение от 19.11.2009 № 1344-О-Р).
Таким образом, содержание права на жизнь в Российской Федерации носит практически абсолютный характер и не подлежит ограничению.
Добровольный уход из жизни человека (эвтаназия) в связи с наличием неизлечимого заболевания в России запрещен.
Основные законодательные акты:
Конституция РФ. Статья 20. Право на жизнь.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Статья 20. Право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Комментарий.
Часть 1.
Право человека на жизнь — основополагающее право, естественное и неотъемлемое.
Как указывается в Международном пакте о гражданских и политических правах, «право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни»
Право на жизнь имеет каждый — от рождения до самой смерти.
Это право жизнь обеспечивается комплексом правовых средств, закрепленных как в Конституции, так и в отраслевом законодательстве.
— право не подвергаться пыткам, другому жестокому обращению или наказанию, а также медицинским, научным или иным опытам;
— право частной собственности;
— право на труд в условиях безопасности и гигиены, за вознаграждение не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
— право на отдых;
— право на социальное обеспечение;
— право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
— право на благоприятную окружающую среду и т.д.
Часть 2.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод, гарантируя каждому человеку право на жизнь, в то же время не исключает возможности лишения жизни во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.
Конституция РФ предусматривает также ряд условий, при соблюдении которых эта мера наказания может применяться до ее отмены:
1) она должна быть установлена только федеральным законом;
2) основанием для ее применения может быть лишь совершение лицом особо тяжкого преступления против жизни;
3) лицу, обвиняемому в совершении преступления, за которое может быть назначена смертная казнь, обеспечено право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Суд присяжных в Российской Федерации был учрежден Законом РФ от 16 июля 1993 г.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий делает применение смертной казни недопустимым.
Дополнительные условия, при которых применение смертной казни невозможно, предусматривает также федеральное уголовное законодательство:
Смертная казнь в Российской Федерации по Конституции 1993 года «носила временный характер и была рассчитана лишь на некоторый переходный период» и больше не может применяться с 16 апреля 1997 года то есть наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться.
Последний раз казнь была применена в 1996 году.
ИЗ ИСТОРИИ.
За и против моратория на смертную казнь.
Против моратория.
Право на жизнь
Россия и весь мир 1 июня будут праздновать Международный день защиты детей. И это очень важный день с точки зрения нашего будущего в российском и планетарном масштабе. Однако накануне 1 июня нам важно вспомнить также и о тех детях, которые еще не появились на свет, которые еще находятся в утробе матери. Они также нуждаются в нашей защите и имеют право на рождение и жизнь.
Особенно острым этот вопрос становится на фоне сегодняшних негативных демографических тенденций в России. Рождаемость снова падает. По данным Росстата, в 2018 году в России родилось 1,69 млн детей, что на 203 тыс. младенцев меньше, чем в 2017-м. В то же время только по официальным данным в год в России делается свыше 600 тыс. абортов. То есть мы ежегодно теряем число людей, сопоставимое с населением таких городов, как Ярославль или Владивосток.
Такими темпами мы вскоре можем столкнуться с ситуацией, подобной демографическому кризису 1990-х. Если тенденция не изменится, то, как обещает России ООН, к 2050 году наше население сократится на 11 млн человек. Поэтому для улучшения демографической обстановки нам очень важно сдвинуть ситуацию по абортам. Само решение должно быть, безусловно, комплексным и включать в себя систему мер на законодательном уровне.
И было бы действительно здорово, если бы усилия объединили все: и государство, и общество, и Церковь. Невозможно кого-либо исключить из этой цепочки сотрудничества, а поддержка государства имеет просто решающее значение. Было бы хорошо, чтобы оно напрямую финансировало учреждения помощи женщинам в кризисных ситуациях. Пока им помогают в основном просто неравнодушные люди и благотворители.
Но уже сейчас можно говорить о позитивном опыте таких центров помощи женщинам, оказавшимся перед страшным выбором — дать жизнь своему еще не рожденному ребенку или нет. Для того чтобы решений в пользу абортов было меньше, за последние 10 лет Русская Православная Церковь открыла 60 приютов для мам в кризисной ситуации, а также свыше 160 центров гуманитарной помощи. Такие центры будут появляться в России и дальше. Благодаря только программе «Спаси жизнь» за последние четыре года удалось уговорить отказаться от абортов около 10 тыс. женщин.
Чрезвычайно важным является содействие не только Министерства здравоохранения, но и Министерства образования. Необходимы специальные лекции, просветительские курсы, которые повысили бы ценность семьи в глазах российского общества. Тем семьям, которые хотят иметь детей, нужны социальная защита и финансовая помощь. Нужно, в конце концов, повысить в обществе статус многодетной семьи, отказаться от многих стереотипов относительно многодетности.
Не так давно к нам в «Дом для мамы» обратилась одна молоденькая девушка, 17 лет. Она забеременела, но отец ребенка бросил ее и отказался помогать. Родители также были против рождения внука, так как не были уверены, что смогут материально обеспечить дочь с ребенком. Но девочка все равно колебалась в своем решении, хотя находилась под невероятным давлением родственников.
Тем не менее после нашего общения с ее родителями удалось наладить отношения в семье, всеми было принято решение сохранить жизнь ребенку. Но самое главное, что удалось восстановить связь и с отцом ребенка — уже запланирована свадьба.
Ежемесячно в «Доме для мамы» помогают примерно 400 семьям, приют уже получили свыше 250 женщин. Всего за это время нам удалось спасти более чем 7 тыс. семей. Ситуации бывают очень разные, но главное в нашей работе — защитить и сохранить зародившуюся жизнь.
Безусловно, беременной женщине, оказавшейся в трудной ситуации, очень важна живая помощь от реальных людей. Тогда ей легче решиться на сохранение жизни своего ребенка. И мы предоставляем не просто психологическую консультацию и духовную поддержку, но и обеспечиваем жильем и продуктами, предоставляем финансовую помощь.
Конечно, решение демографической проблемы и отдельно проблемы абортов должно включать в себя комплекс мер по защите ребенка, женщины и семьи. Но, пожалуй, стоит начать решение этой проблемы просто с осознания того, что нерожденные дети, так же как и все мы, имеют право на жизнь в этом мире.
Автор — руководитель направления защиты материнства Синодального отдела по благотворительности, директор «Дома для мамы» православной службы «Милосердие»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции