право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения
Реализация права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения
Комплексное и всестороннее исследование, рассмотрение сложившейся ситуации прав человека на достойный уровень жизни. Оценка действующего законодательства о правах человека: социальных, материальных и духовных. Проблемы, связанные с образованием.
Рубрика | Государство и право |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.05.2015 |
Размер файла | 40,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Нет ни одного вида социального обеспечения, где бы Конституционному Суду РФ не приходилось вмешиваться в регулирование отношений в данной области.
Постоянные изменения законодательства, конечно, неизбежны, отмечает, но в любом случае они не должны приводить к умалению основных прав и свобод участников таких отношений.
2.2 Проблемы реализации права на достойный уровень жизни в современной России
Российская Федерация согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Впервые в Основном Законе страны были провозглашены приоритеты общечеловеческих интересов над всеми другими ценностями государства и общества.
Актуальность этих положений значительно возросла в Российской Федерации в настоящее время. С одной стороны, экономические и социальные проблемы как никогда выдвинулись на передний план общественной жизни. С другой стороны, в центре современной социально-экономической политики государства находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.
Провозглашение в Основном Законе страны приоритета общечеловеческих интересов над всеми другими ценностями государства и общества означает первенство по времени в осуществлении какой-либо деятельности либо вообще первенствующее положение. Вследствие этого социальные задачи, признаваемые сегодня обществом как наиболее настоятельные и неотложные, требуют первоочередного решения.
Сегодня государство больше внимания уделяет проблемам социальной сферы, в связи с чем, государственные проекты, сформулированные Президентом и Правительством РФ в качестве концепции развития, имеют первоочередную роль в реформе социальной сферы.
Представляется, что в современной России сложились благоприятные условия для реализации государственных (национальных) программ, выдвинутых Президентом и Правительством страны:
во-первых, у государства имеются достаточные финансовые ресурсы, которые в значительном объеме могут быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции;
во-вторых, укрепление государственной власти, в частности, новая система избрания руководителей субъектов Федерации, создали новые административные возможности, с помощью которых сегодня легче обеспечить согласованные действия всех ветвей и уровней государственной власти, что представляется абсолютно необходимым для успеха решений таких масштабных проектов;
в-третьих, государство перешло к многолетнему циклу бюджетного планирования, что позволяет расширить горизонты экономического планирования, вследствие чего социально-экономические программы получают не только необходимые гарантии и масштабные задачи, но и большую четкость и детализацию;
в-четвертых, основные политические силы страны сходятся в том, что именно на обозначенных приоритетах должны сосредоточиваться усилия государства.
Однако следует обратить внимание, что при реализации приоритетных направлений социально-экономической политики, выраженных в государственных программах, имеющих целью обеспечение доступности и бесплатности для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего качественного образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвленных групп населения; снижение социального неравенства; предоставление гражданам возможности получения дополнительного объема социальных услуг за счет собственных доходов, государство сталкивается с рядом проблем.
Представляется, что эффективность правовых программ меняется вместе с ее «жизненным циклом». Так, в процессе правотворчества, т.е. создания программы, можно говорить лишь о прогнозируемой, потенциальной эффективности, а в процессе реализации ее правовых предписаний становится ясной ее действительная, реальная эффективность. Следует согласиться, что действительная эффективность правовой программы ниже той, к которой стремится правотворческий орган. Это связано с проблемами, возникающими в процессе разработки, принятия и реализации правовой программы.
В частности, недофинансирование, разворовывание средств, увеличение финансирования бюджетной сферы без проведения соответствующих структурных реформ, недостаточное и не всегда качественное отражение конкретных мер на законодательном уровне при разработке национальных проектов, что приводит к росту числа «мертвых законов». По мнению большинства ученых33, развитие национальных программ должно найти отражение в новом законодательстве, учитывающем опыт прошлых реформ, а также закрепляющем развитие демократических институтов, усиление роли общественного мнения, преодоление закрытости власти.
Помехой при реализации государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса» является:
— повышение цен на нефтепродукты, средства химизации и другие материально-технические ресурсы в период сезонных полевых работ;
— залоговое обеспечение привлекаемых кредитов (особенно на селе);
— правовая и землеустроительная неупорядоченность землепользования;
— непредставление льготных тарифов на железнодорожные перевозки.
— нехватку и возросшую дороговизну строительных материалов;
— финансовые ограничения, связанные с недостаточностью бюджетного финансирования на федеральном уровне;
— низкие денежные возможности основной массы российского населения, нуждающегося в жилье;
— недоразвитость ипотеки и системы гарантирования банковских кредитов в России;
К проблемам, связанным с образованием относят:
— проблему получения качественного образования;
— экономию бюджетных средств на содержание образовательных учреждений; право жизнь достойный образование
— неполноту нормативной правовой базы в области образования;
— систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.
Это далеко не полный перечень основных проблем, с которыми приходится сталкиваться государству при реализации национальных проектов. Для России, законодательными приоритетами становятся национальные интересы, которые нашли свое отражение в действующей Конституции РФ. Государственные социально-экономические программы являются важнейшей частью реформы социальной и экономической сферы, связанной с переходом общества к жизни в условиях демократии, гласности, рыночной экономики и социально-правового государства.
Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)
Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.
Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудоспособности либо других независящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населения.
Конституционными формами социального обеспечения выступают государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.
К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обеспечения, что в определенной мере снижает ценность права на социальное обеспечение.
Право на трудовую пенсию при наличии других предусмотренных законодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина составляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионера, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.
Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматривается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотворительность. Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, то есть созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.
Основные законодательные акты:
Реализация права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения
Реализация и защита права социального обеспечения. Российский и зарубежный опыт правового регулирования права граждан на достойный уровень жизни. Реформирование системы государственного пенсионного обеспечения. Порядок выплаты пособий и компенсаций.
Рубрика | Государство и право |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.06.2012 |
Размер файла | 97,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
I. Право граждан в сфере конституционно-правового регулирования
§1.1 Историко-правовой аспект реализации права граждан на достойный уровень жизни в России
§1.2 Право граждан на достойный уровень жизни сквозь призму конституционно-правового регулирования в постсоветской России
§1.3 Российский и зарубежный опыт правового регулирования права граждан на достойный уровень жизни
II. Реализация права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения
§2.1 Основные формы реализации права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения
§2.2 Пенсионная реформа как одно из средств в реализации права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения
§2.3 Реализации права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения на примере пособий и компенсаций
Список используемой литературы
Введение
В данной норме в общем виде отражены целевые установки и задачи, с решением которых связывается обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества и создание, равных и справедливых возможностей для развития каждой конкретной личности. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов.
Социальная политика, направленная на реализацию конституционных установок по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека и общества, является достаточно широкой категорией. Важным системообразующим ее элементом является социальное обеспечение, представляющее собой комплексный государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей нуждающихся в этом членов общества. Общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением указанных материальных благ, составляют предмет права социального обеспечения.
Право социального обеспечения как образование системы российского права представляет собой комплексную отрасль. Возникновение и развитие комплексных отраслей обусловлено необходимостью правового регулирования общественных отношений, сочетающих в себе публично-правовые и частноправовые начала. Главным отличительным признаком комплексной отрасли права является включение в ее систему норм, относящихся изначально к другим отраслям.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемам реализации прав и свобод личности, гарантий их защиты и совершенствования механизмов их обеспечения посвящены многочисленные работы таких ученых, как С.А. Авакьян, Е.В. Аграновская, В.Н. Бутылин, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Е.А. Лукашева, Н.И. Матузов, И.В. Ростовщиков, В.П. Сальников, В.А. Терехин, Б.Н. Топорнин и другие.
Цель исследования. Дипломная работа имеет своей целью исследовать историко-правовой аспект российского и зарубежного опыта реализации прав граждан на достойный уровень жизни и практические приемы реализации прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения.
Дипломная работа состоит из двух глав:
Первая глава «Право граждан в сфере конституционно-правового регулирования»
Вторая глава «Реализация права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения».
Задачи исследования. В ходе дипломной работы ставятся и решаются раскрыть задачи:
1. Дать историко-правовой аспект российского и зарубежного опыта реализации прав граждан на достойный уровень жизни в сфере конституционно-правового регулирования.
2. Права граждан, на достойный уровень жизни урегулированные нормами права по реализации субъективных прав граждан на предоставление им в порядке социального обеспечения предусмотренных законом материальных благ в сфере социального обеспечения.
Объект исследования: общее отношение, складывающееся по поводу и в связи с реализацией прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения.
Предмет исследования: конституционно-правовые нормы, нормы трудового права, нормы административно права и гражданского права теоретической литературы при реализации прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения.
Методология исследования. Методология исследования зависит от предмета и объекта исследования, целей и задач, поставленных автором. Определение прав граждан на достойный уровень жизни и их реализация в сфере социального обеспечения зависит от системы конституционно-правовых норм, нормы трудового права, норм административно права и гражданского права, но с применением норм, не входящих в какие-либо другие отрасли, кроме права социального обеспечения (в части установления субъективных прав граждан на социальное обеспечение).
I. Право граждан в сфере конституционно-правового регулирования
Право социального обеспечения образуется за счет системной интеграции:
— норм конституционного права (в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере);
— норм трудового права (в части определения трудового стажа и других, связанных с трудовыми отношениями, оснований социального обеспечения);
— норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения);
— норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению);
— финансового (включая налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению);
— норм, не входящих в какие-либо другие отрасли, кроме права социального обеспечения (в части установления субъективных прав граждан на социальное обеспечение).
Общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения, помимо характеристик, связанных с отраслевой принадлежностью, в соответствии с общетеоретической классификацией могут быть материальными и процессуальными.
В рамках материального правоотношения реализуются материальные нормы права, то есть права, устанавливающие субъективные права и обязанности субъектов, а также ответственность за несоблюдение прав и неисполнение обязанностей. Материальные правоотношения включают в себя, как известно из общей теории права, отношения имущественные и неимущественные. Материальные отношения, регулируемые правом социального обеспечения, являются главным образом имущественными, поскольку субъективные права, предусматриваемые нормами данной отрасли, имеют определенное имущественное (выраженное в стоимостных показателях) содержание.
Наличие конкретных носителей субъективных прав на социальное обеспечение, с которыми корреспондируют юридические обязанности других конкретно установленных субъектов, позволяет определить правоотношения по социальному обеспечению как относительные.
Процессуальные отношения по социальному обеспечению выступают формой реализации указанных субъективных прав и юридических обязанностей. Например, они включают отношения, связанные, с одной стороны, с обращением субъекта за тем или иным материальным благом, составляющим предмет обязательств по социальному обеспечению, а также с совершением правообязанными субъектами, с другой стороны, действий, направленных на предоставление данных благ.
В зависимости от институциональных норм регулируемые ими отношения по социальному обеспечению могут составлять следующие классификационные группы, в том числе:
1) отношения по социальному страхованию, которое исходя из вида страхового риска включает:
— обязательное медицинское страхование;
— обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (страхование профессиональных рисков);
— страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства, смерти;
2) отношения по пенсионному обеспечению, включая отношения, связанные с государственным пенсионным обеспечением, и отношения по предоставлению трудовых пенсий;
3) отношения по предоставлению пособий;
4) отношения по социальному обслуживанию.
Эти же отношения образуют организационно-правовые формы социального обеспечения.
В общем же виде правовые отношения по социальному обеспечению можно определить как урегулированные нормами права общественные отношения по реализации субъективных прав граждан на предоставление им в порядке социального обеспечения предусмотренных законом материальных благ.
Данные материальные блага являются объектом правоотношений по социальному обеспечению. Субъектами этих отношений выступают, с одной стороны, граждане, имеющие в соответствии с законом право на получение названных благ (правоуполномоченные субъекты), и, с другой стороны, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица, иные государственные и муниципальные организации, на которых законом возложены обязанности по социальному обеспечению граждан (правообязанные субъекты).
Исходя из приведенной характеристики правовых отношений по социальному обеспечению, составляющих предмет права социального обеспечения, можно сформулировать следующее его определение. Право социального обеспечения представляет собой совокупность относящихся к разным отраслям права и образующих комплексную отрасль правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу предоставления гражданам в порядке социального обеспечения предусмотренных законом материальных благ.
Помимо предмета важной характеристикой отрасли права и осуществляемого в ее рамках правового регулирования является метод регулирования, представляющий собой совокупность юридических средств и способов, при помощи которых государство достигает необходимого эффекта регулирования.
В общей теории выделяют, прежде всего, императивный и диспозитивный методы. Императивный метод характеризуется установлением безальтернативного варианта поведения субъектов. Примером применения императивного метода в праве социального обеспечения может служить регулирование обязанностей государственных и муниципальных органов, которые не могут отказать управомоченному субъекту (при наличии у него соответствующих оснований) в предоставлении ему соответствующего вида социального обеспечения.
Диспозитивный метод выражается в закреплении нормой права определенного диапазона вариантов возможного поведения, который может быть выбран субъектом по его усмотрению. Например, некоторым категориям граждан предоставлено право выбора вида пенсионного обеспечения (если они имеют право на оба этих вида), право отказа от социального обслуживания и т.д.
Другим немаловажным отличительным признаком любой отрасли права является ее системность. Система отрасли образуется путем институционального упорядочивания и структурирования соответствующих правовых норм. Нормы и институты, содержащие базовые начала правового регулирования, принципы отрасли права социального обеспечения, образуют в своей совокупности ее общую часть. Особенная часть права социального обеспечения представлена институтами, образующими организационно-правовые формы социального обеспечения. Последние, собственно, содержат нормы, закрепляющие субъективные права и обязанности по социальному обеспечению, механизм их реализации, ответственность.
Закрепленные в Конституции Российской Федерации, международно-правовых документах, иных нормативных правовых актах, как на уровне федерального законодательства, так и законодательства субъектов Федерации и муниципальных образований права и свободы человека и гражданина представляют собой объективную данность. Существующее на современном этапе идеологическое мировоззрение провозгласило права и свободы личности высшей ценностью. Несомненно, можно считать фундаментальность и приоритетность прав и свобод человека достижением современного философского мировоззрения.
Однако для полноценной жизнедеятельности индивида во всех ее сферах и проявлениях и непосредственного осуществления потенциально существующих и закрепленных прав и свобод недостаточно их догматичного декларирования и провозглашения.
С целью их полноценной реализации необходим четкий, сбалансированный механизм обеспечения прав и свобод личности. Пристальное внимание ученых к данной проблеме обусловлено в первую очередь тем, что ныне существующий механизм не идеален в плане его непосредственного практического воплощения. Пути совершенствования этого механизма, предлагаемые учеными, разнообразны, зависимы от главенствующего признака, субъективно выделяемого исследователями в качестве базисного. Продолжается поиск оптимально гармоничного механизма. К тому же постоянное развитие общества привносит в данный механизм все новые и новые черты и элементы.
Проблемам реализации прав и свобод личности, гарантий их защиты и совершенствования механизмов их обеспечения посвящены многочисленные работы таких ученых, как С.А. Авакьян, Е.В. Аграновская, В.Н. Бутылин, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Е.А. Лукашева, Н.И. Матузов, И.В. Ростовщиков, В.П. Сальников, В.А. Терехин, Б.Н. Топорнин и другие.
В 2007 г. Конституционный Суд в публичных заседаниях рассматривал дела о проверке конституционности положений таких актов, как Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон «О политических партиях», Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О статусе военнослужащих», Федеральный закон «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год», Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Трудовой кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Закон Нижегородской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Нижегородской области», ряд подзаконных нормативных актов.
В 2007 г. решения Конституционного Суда касались обеспечения реализации политических прав (таких, как право на участие в референдуме, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на осуществление местного самоуправления), социально-экономических прав (таких, как трудовые, пенсионные, жилищные права, социальные льготы), налоговых прав, права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство.
Решения, принятые Конституционным Судом в 2007 г. в социально-экономической сфере, были связаны с защитой трудовых, пенсионных, жилищных прав, социальных льгот, прав в налоговых правоотношениях.
В качестве примера выявления конституционно-правового смысла положений трудового законодательства можно привести Постановление от 24 мая 2007 г. N 7-П, в котором Конституционный Суд указал на необходимость применения положений ст. 230 Трудового кодекса в части квалификации несчастных случаев, приведших к гибели водителей, управлявших автомобилем по заданию работодателя (тем самым фактически исполнявших трудовые обязанности), в системной связи с нормами Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» при полном и всестороннем выяснении всех фактических обстоятельств и исследовании всех необходимых материалов.
Реализация социальных прав граждан, которым до 1 января 2005 г. меры социальной защиты предоставлялись дифференцировано в зависимости от их конкретного статуса, также выявила проблемы, на необходимость разрешения которых указал Конституционный Суд.
Так, в Определении от 8 февраля 2007 г. N 321-О-П отмечалось, что ежемесячная денежная выплата ветеранам, в том числе и инвалидам войны II группы, имеет единый, неиндивидуализированный размер и сама по себе не обеспечивает компенсацию всего объема ранее гарантировавшихся прав и льгот. Поэтому с учетом ранее сформулированных им правовых позиции о недопустимости произвольного отказа от выполнения публично-правовых обязательств Конституционный Суд указал, что субъекты Российской Федерации не могут отказаться от предоставления инвалидам войны, имевшим право на получение денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортное средство, соответствующей выплаты в рамках новой системы социальной защиты (в объеме не меньшем, чем это имело место до 1 января 2005 г.).
§1.2 Право граждан на достойный уровень жизни сквозь призму конституционно-правового регулирования в постсоветской России
Однако на пути формирования поставторитарного общества, по которому на сегодняшний день следует Россия, внимание к правам и свободам человека не представляется чрезмерным. Правовую и социально-философскую основу нового конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации, безусловно, составляют субъективные права и свободы.
Под источниками права согласно сложившейся в его общей теории традиции понимаются внешние формы выражения правовых норм и их организационной индивидуализации. В качестве такой формы выступает нормативный правовой акт. Кроме того, в силу закрепленного Конституцией Российской Федерацией примата международного права общепризнанные нормы и принципы последнего, будучи ратифицированы в установленном порядке, становятся частью российской правовой системы и обретают в ее рамках статус источника права.
Нормативный правовой акт содержит, как известно, общеобязательные правила, действие которых распространяется на неограниченный круг субъектов. Этот признак отличает его от индивидуального правового акта (правоприменительного акта, принятого исполнительным органом или должностным лицом исполнительной власти и местного самоуправления либо судом), который имеет своим адресатом конкретного субъекта (субъектов) и направлен на реализацию соответствующего субъективного права либо возложение юридической обязанности. Индивидуальный правовой акт, таким образом, сам не закрепляет никаких прав и обязанностей, а служит средством их осуществления, в связи, с чем в качестве источника права не рассматривается.
В теории права применяется классификация его источников по различным критериям, в числе которых юридическая сила нормативного акта, статус органа или должностного лица, уполномоченного на его принятие, территориальная сфера действия.
Высшей юридической силой в Российской Федерации обладает Конституция, являющаяся актом прямого действия. В этом качестве она выступает основополагающим источником права социального обеспечения.
В статье 7 Конституции закреплены исходные юридические начала развития Российской Федерации как социального государства. Кроме того, принципиальное значение для всей системы права социального обеспечения имеют закрепленные Конституцией субъективные права и юридические гарантии в социальной сфере.
Так, статья 38 Конституции Российской Федерации декларирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Статьей 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно этой же статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
С точки зрения юридической силы выделяют также законы и подзаконные нормативные акты. В силу принадлежности права социального обеспечения к числу комплексных отраслей, оно не имеет единого кодифицированного законодательного источника регулирования. Однако среди его источников можно отметить значительное число законов, регулирующих общественные отношения применительно к конкретным видам социального обеспечения, такие как Федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и др.
Подзаконное регулирование также имеет важное значение в формировании системы источников права социального обеспечения. Наиболее существенным признаком подзаконных нормативных актов является принятие их в соответствии с законами и в их развитие.
С точки зрения территориальной сферы действия нормативные акты делятся на федеральные, нормативные акты субъектов Российской Федерации и муниципальные нормативные акты.
Федеральные законы и другие федеральные нормативные акты, принятые по вопросам, отнесенным в соответствии с Конституцией Российской Федерации к числу ее предметов ведения и полномочий, обладают приоритетом перед нормативными актами, исходящими от органов государственной власти Российской Федерации, и муниципальными нормативными актами. Соответственно, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в части регулирования вопросов, составляющих предметную сферу их компетенции, имеют большую юридическую силу, чем муниципальные акты.
§1.3 Российский и зарубежный опыт правового регулирования права граждан на достойный уровень жизни
К первым международным соглашениям в сфере прав и свобод человека следует отнести ряд соглашений, заключенных в рамках Лиги Наций, направленных на борьбу с рабством и работорговлей, на защиту беженцев и предоставление им убежища, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. В этот период разрабатываются и специальные международно-правовые меры для защиты религиозных, этнических и языковых меньшинств.
После первой мировой войны главными союзными и объединившимися державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и Турцией, в которых эти государства брали на себя обязательство предоставить лицам, принадлежащим к меньшинствам по расе, религии и языку, те же права, что и остальным своим гражданам. Соответствующие обязательства позднее были также приняты Албанией, Ираком, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией при вступлении их в Лигу Наций путем односторонних деклараций Совету Лиги.
Согласно ст. 12 Договора с Польшей (и аналогичным статьям других соглашений) каждый «член Совета Лиги Наций имел право обращать внимание Совета на всякое нарушение какого бы то ни было из этих обязательств. Совет мог предпринимать такие меры и давать такие предписания, какие покажутся для данного случая подходящими и действенными. В случае расхождения мнения по вопросам права или факта. расхождение это будет рассматриваться как спор, имеющий международный характер, подлежащий передаче Постоянной палате Международного Суда. Решение Постоянной палаты не будет подлежать апелляции, и оно будет иметь ту же силу, что и решение, вынесенное в силу ст. 13 Статута». Согласно же ст. 13 Статута члены Лиги Наций имели право прибегать к войне против тех государств, которые не выполняют «добросовестно вынесенные решения».
Таким образом, в период, предшествующий созданию Организации Объединенных Наций, ограниченным числом государств были заключены первые международные соглашения. К их числу относятся договоры и конвенции, содержащие положения о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и языковых меньшинств, а также о соблюдении ряда прав человека в период вооруженных конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав личности.
К середине XX в. вопрос регулирования международным сообществом основных прав и свобод стал ключевым, чему в немалой мере способствовали беды Второй мировой войны. На Нюрнбергском процессе виновными в нарушении норм международного права были признаны частные лица. Приговор Нюрнбергского трибунала закрепил новый порядок защиты прав отдельного человека на международно-правовом уровне. Принятием Устава Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г. права и свободы человека были учреждены в качестве ведущего института международного права и получили адекватное развитие в конституционном праве передовых государств. Таким образом, Устав ООН явился первым в истории международных соглашений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.
Если рассматривать международные соглашения в области прав и свобод человека и гражданина, то можно увидеть определенные тенденции и закономерности в их составлении. Следует выделить акты общего характера, которые касаются всех или большей части прав человека и приняты на мировом уровне. Условно их можно назвать универсальными. К такого рода актам следует отнести в первую очередь Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Она содержит широкий перечень гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав и направлена на неопределенный круг лиц, признавая естественный характер прав человека, она в первой статье провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах. Как отмечают ряд авторов, данная Декларация является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека.
Также в отдельную группу можно выделить международные соглашения, регулирующие определенный круг прав и свобод человека и гражданина. К такого рода актам следует отнести Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Данный Пакт провозглашает такие права, как право на труд, право каждого на благоприятные и справедливые условия труда, право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, право каждого на достойный уровень жизни, образование, и много других прав, являющихся неотъемлемой частью жизни цивилизованного общества. Также к международным соглашениям, регулирующим определенную группу прав, следует отнести Международный пакт о гражданских и политических правах.
Помимо закрепления прав и свобод человека и гражданина, международные соглашения могут содержать и указания на случаи их ограничения. Так, например, в п.1 ст.4 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение, согласно которому во время чрезвычайного положения государство вправе ограничить определенные права и свободы граждан и таким образом нарушить свои международные обязательства в данной области. Но при этом в п.2 ст.4 указанного Пакта содержится перечень прав, которые ни при каких условиях не могут ограничиваться.
Международные соглашения в области прав и свобод человека могут быть направлены не на определенные права, а ориентированы на определенную группу лиц (например, этнические и религиозные меньшинства) или определенные условия применения (например, условия военного положения), в отношении которых эти права будут действовать.
Также следует подразделить международные соглашения в области прав человека по территориальному признаку. Согласно этому делению можно выделить акты, созданные на мировом уровне (т.е. акты, затрагивающие интересы всего мирового сообщества и подписанные большинством стран мира, например Конвенция о правах ребенка) и на региональном уровне (т.е. акты, затрагивающие интересы и заключенные в рамках определенного региона, например Конвенция Содружества СНГ о правах и основных свободах человека). В отдельную группу можно выделить двусторонние соглашения в указанной сфере.
Помимо этого, выделяют международные соглашения обязательного действия (например, Устав ООН) и международные соглашения, носящие рекомендательный характер (например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах).
Приведенная выше градация является условной, а в целом в научной литературе принято следующее подразделение международных актов в области прав и свобод человека и гражданина на четыре категории:
1) акты общего характера, касающиеся всех или большей части прав и принятые на мировом или региональном уровнях;
2) документы специального характера, направленные на защиту отдельных прав и касающиеся: геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности; рабства, торговли людьми, пыток, исчезновений, убежища, свободы информации, частной жизни, социального обеспечения;
3) документы по защите отдельных групп населения, соответствующие (отвечающие) их специальным нуждам: беженцев, апатридов, эмигрантов, меньшинств, туземного населения, рабочих, женщин и детей, комбатантов, заключенных и др.;
4) акты, относящиеся к дискриминации и направленные на предотвращение расовой дискриминации, по признаку пола, в области образования, труда, занятости и т.д.
Российской Федерацией были подписаны следующие международные соглашения и нормативно-правовые акты, регулирующие сферу прав и свобод человека и гражданина:
1) Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.);
2) Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
4) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
5) Декларация социального прогресса и развития (1969 г.);
6) Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
7) Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.);
8) Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (1998 г.);
9) Всемирный план действий по обучению правам человека и демократии (1993 г.);
10) Венская декларация и программа действий (1993 г.);
11) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.);
12) Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);
13) Европейская социальная хартия (1961 г.);
14) Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991 г.);
15) Устав Содружества СНГ (1993 г.);
16) Конвенция Содружества СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.);
17) Протоколы №1, 4, 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1952, 1963 и 1984 гг. соответственно);
18) Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) и Протоколы к ней N 1 и 2 (1993 г.);
19) Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.);
Многие положения указанных международных соглашений нашли свое отражение во внутреннем законодательстве Российской Федерации.
Также в отдельную группу можно выделить международные соглашения, регулирующие определенный круг прав и свобод человека и гражданина. К такого рода актам следует отнести Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Данный Пакт провозглашает такие права, как право на труд, право каждого на благоприятные и справедливые условия труда, право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, право каждого на достойный уровень жизни, образование, и много других прав, являющихся неотъемлемой частью жизни цивилизованного общества. Также к международным соглашениям, регулирующим определенную группу прав, следует отнести Международный пакт о гражданских и политических правах.
Помимо закрепления прав и свобод человека и гражданина, международные соглашения могут содержать и указания на случаи их ограничения. Так, например, в п.1 ст.4 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение, согласно которому во время чрезвычайного положения государство вправе ограничить определенные права и свободы граждан и таким образом нарушить свои международные обязательства в данной области. Но при этом в п.2 ст.4 указанного Пакта содержится перечень прав, которые, ни при каких условиях не могут ограничиваться.
II. Реализация права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения
Под политико-правовыми гарантиями реализации прав человека следует понимать механизм обеспечения прав человека, специально созданный государством для более эффективного осуществления прав либо для устранения препятствий, возникающих на пути реализации прав. Наряду с экономикой социальная сфера жизни общества является базовой и включает образование, здравоохранение, санаторно-курортную область, культуру, спорт, физкультуру. Структурный состав социальной сферы показывает, что она призвана способствовать улучшению здоровья, повышению квалификации, совершенствованию способностей и тем самым улучшению своего положения в сфере производства и обществе в целом. Именно через социальную сферу можно обеспечить целенаправленное воздействие на процесс физического и духовного развития человека. Велика ее роль и в повышении качества жизни, обеспечении социальной справедливости и социальной защиты в реальной экономике.
Развитие отраслей социальной сферы регулируется федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами и нормативными актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами муниципальных образований. На законодательство, в современной России возрастающее влияние оказывают международно-правовые акты по правам человека. Следуя Конституции, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
С учетом Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ цель государственного присутствия в социальной сфере представляется как достижение социального равновесия, политика которого направлена на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей. В Конституции РФ закреплены гарантии охраны труда, здоровья людей, минимальный размер оплаты труда, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб, установления государственных пенсий, пособий. Всеобщая декларация прав человека указывает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Сущность права на социальное обеспечение состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным способности трудиться, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. В социальной деятельности государства большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, защиты здоровья граждан в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а также учреждений культуры. Важнейшим направлением улучшения государственного управления социальными процессами, преодоления кризиса социальной сферы и осуществления социальных реформ является построение системы государственных минимальных социальных стандартов. Под ГМСС понимается установленный законом РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах.
В систему ГМСС включаются стандарты медицинских технологий, устанавливающие гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, требований к качеству лечения и профилактике заболеваний. На основе ГМСС и федеральных социальных норм и нормативов субъекты РФ должны разрабатывать и законодательно устанавливать региональные социальные нормы и нормативы, которые учитывали бы территориальные особенности и финансовые возможности. Федеральная система социальной стандартизации должна включать местные социальные нормы и нормативы, утверждаемые нормативными актами муниципальных образований.
Конституция Российской Федерации 1993 г. установила новую систему отношений между государством и личностью, провозгласив Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Большую тревогу вызывает тот факт, что нарушения социальных прав граждан принимают массовый характер, об этом свидетельствует статистика обращений к Уполномоченному по правам человека в РФ и жалоб на нарушение прав граждан, рассматриваемых Конституционным Судом РФ. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема юридической ответственности, поскольку право на социальное обеспечение как одно из важнейших социальных прав нуждается в защите от нарушений обязанными органами.