право его роль в жизни государства и общества кратко

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Право. 6.1 Право, его роль в жизни общества и государства. Система российского законодательства

6.1 Право, его роль в жизни общества и государства. Система российского законодательства

ПЛАН.

Право.

Право – совокупность общеобязательных ном, правил, охраняемых силой государства.

Признаки права.

Роль права в жизни общества и государства.

Роль права в жизни общества и государства велика. Она определяется теми функциями, которыми оно выполняет.

Функции права.

Российская система законодательства.

Законодательство — совокупность нормативных актов, действующих в стране. Законодательство — единая система, все части которой объединены и взаимодействуют на основе соподчинения (иерархии).

В систему законодательства РФ входят:

Отрасли права.

Все нормативные акты подразделяют на отдельные большие группы прав — отрасли права.

Отрасль права — совокупность (группу) правовых норм, которые регулируют отдельную сферу (область, круг) близких по своему характеру (однородных) общественных отношений (например, трудовое право — это отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений; семейное право — отрасль, регулирующая сферу семейных отношений, и т. д. )

В России система законодательства включает около 30 отраслей.

Важнейшие отрасли права:

Внутри отрасли выделяются небольшие группы взаимосвязанных норм — институты права, которые регулируют однородные общественные отношения.

Примеры институтов права.

Каждый правовой институт включает в себя совокупность правовых норм.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Право

Раздел I. Теория государства и права

Цель лекции: формирование общих представлений о праве, государстве, их значении в общественной жизни.

1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.

2. Понятие, признаки, функции права и его роль в жизни общества.

3. Понятие, признаки, функции государства и его роль в жизни общества.

4. Формы государства.

Лекция 1. Право, государство и их роль в жизни общества

Цель лекции: формирование общих представлений о праве, государстве, их значении в общественной жизни.

1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.

2. Понятие, признаки, функции права и его роль в жизни общества.

3. Понятие, признаки, функции государства и его роль в жизни общества.

4. Формы государства.

1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права. Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, идеологией авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная. По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Патримониальная. Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

4. Договорная (Локк, Руссо, Радищев). Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения этого люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека.

5. Теория насилия (Дюринг, Каутский). Государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых племен более сильными. Из последних создается государство. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Государство возникает волей человека, необходимостью человека жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться.

7. Марксистская (Маркс, Энгельс, Ленин). Государство произошло в результате изменения общественных отношений, способа производства, возникновения и борьбы классов. Государство выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. С уничтожением классов отмирает и государство.

2. Понятие, признаки, функции права и его роль в жизни общества. Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

1) нормативность (право имеет нормативный характер);

3) обеспеченность возможностью государственного принуждения;

4) формальная определенность (государство возводит право в закон, придает ему официальную форму выражения);

5) системность (естественное, позитивное, субъективное право).

Функции права вытекают из назначения права (быть регулятором общественных отношений). Функции права это определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются сущность позитивного права.

Чаще всего функции права подразделяют на общесоциальные и собственно юридические. Общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы общественной жизни, поэтому совпадают с функциями государства. Юридические функции рассматриваются в качестве таких направлений воздействия права, которые выражают его специфику как регулятора общественных отношений.

1. Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений.

2. Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.

3. Воспитательная функция связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.

4. Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.

Роль права в жизни общества выражается в следующем:

1) право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением;

2) право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства;

3) посредством права определяются границы проникновения государства в жизнь населения.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных приз­наков.

1. Государство в пределах своей территории вы­ступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято пони­мать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладаю­щие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчество — исключительная преро­гатива государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процес­сами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.

Функционирование государст­венного механизма предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых управлять.

5. Государство — единственная в политической системе орга­низация, которая располагает правоохранительными (каратель­ными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и право­порядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, сувере­нитет, территориальную целостность и безопасность.

7. Связь государ­ства с правом. Право – государственный регулятор общественных отноше­ний.

Функции государства это основные направления внутренней и внешней деятельности государства.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:

1. Экономическая (выработка экономической стратегии, метода государственного регулирования, налоги, участие государства в экономической жизни).

2. Социальная (нормальные условия жизни, распределение социальных благ, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование).

3. Охрана правопорядка. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

5. Культурно-воспитательная функция. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин РФ обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом сообществе, относятся:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств (оборона страны). Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства. Она нацелена на защиту суверенитета, территориальной целостности государства, укрепление оборонной мощи государства, совершенствование вооруженных сил, охрану государственных границ.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей. Осуществляется защита граждан России, находящихся за рубежом. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств – сотрудничество с другими государствами, международное экономическое сотрудничество, политика, культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды.

4. Участие в международной охране окружающей среды.

Роль государства в жизни общества заключается в следующем:

1) в осуществлении правотворческой деятельности. Государство определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет наилучшую рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и таким образом придает отношениям всеобщий характер.

Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Государство также охраняет право и господствующие правоотношения (за государством стоит сила в виде аппарата принуждения).

4. Формы государства. Выделяют три формы государства: форма правления, форма государственного устройства, государственно-политический режим.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства, и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на: монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

Монархия делится на: абсолютную; ограниченную; дуалистическую; теократическую; парламентарную.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической. Признаки парламентской монархии:

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общие признаки республиканской формы правления:

Республики делятся на парламентские и президентские

В такой республике правительство формируется парламентским путем. Глава государства в подобных республиках избирается парламентом. Глава правительства назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Характерные черты президентской республики:

Президент имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, подписывает законы.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарное; федеративное; конфедеративное.

Федерация — форма государственного устройства; единое государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов (государственных образований).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.

Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов – право наций на самоопределение (т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство.

Таким образом, основное различие между территориальной и национальной федерациями состоит в том, что в национальной федерации степень суверенности субъектов значительно выше, чем в территориальной.

Появилась новая форма ассоциированного государственною объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

Государственно-политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти.

Все государственно-политические режимы подразделяются на демократические и антидемократические.

Для де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма ха­рак­тер­ны сле­дую­щие при­зна­ки:

1. пре­дос­тав­ле­ние ши­ро­кой сво­бо­ды лич­но­сти и ор­га­ни­за­ци­ям;

2. признание рав­но­пра­вия гра­ж­дан;

3. ре­аль­ная га­ран­ти­ро­ван­ность прав и сво­бод лич­но­сти;

4. воз­мож­ность уча­стия гра­ж­дан в осу­ще­ст­в­ле­нии го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти; 5.на­ли­чие су­деб­ной за­щи­ты прав и сво­бод лич­но­сти от про­из­во­ла и без­за­ко­ния;

6. раз­де­ле­ние вла­стей;

7. на­ли­чие ле­галь­ной оп­по­зи­ции вла­сти;

8. плю­ра­лизм по­ли­ти­че­ских те­че­ний и идео­ло­гий;

9. при­зна­ние кон­сти­ту­ци­он­но­сти и за­кон­но­сти.

Де­мо­кра­ти­че­ские ре­жи­мы в раз­лич­ных стра­нах име­ют свои раз­но­вид­но­сти, ко­то­рые за­ви­сят от осо­бен­но­стей по­ли­ти­че­ской сис­те­мы, от рас­ста­нов­ки по­ли­ти­че­ских сил в об­ще­ст­ве и в го­су­дар­ст­вен­ном ме­ха­низ­ме и т.д.

Для ан­ти­де­мо­кра­ти­че­ских ре­жи­мов ха­рак­тер­ны сле­дую­щие при­зна­ки:

1. ущем­ле­ние прав и сво­бод лич­но­сти;

2. ого­су­дар­ст­вле­ние всех об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций;

3. фак­ти­че­ская ли­к­ви­да­ция субъ­ек­тив­ных прав и сво­бод лич­но­сти;

4. ми­ли­та­ри­за­ция об­ще­ст­вен­ной жиз­ни и на­ли­чие во­ен­но-бю­ро­кра­ти­че­ско­го ап­па­ра­та;

5. от­сут­ст­вие ле­галь­ной оп­по­зи­ции вла­сти;

6. фактическая ли­к­ви­да­ция пар­ла­мен­та­риз­ма и по­ли­ти­че­ских пар­тий;

7. кон­цен­тра­ция вла­сти в ру­ках гла­вы го­су­дар­ст­ва или пра­ви­тель­ст­ва;

8. от­каз от прин­ци­пов кон­сти­ту­ци­он­но­сти и за­кон­но­сти;

9. при­ме­не­ние по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий.

Разновидностями антидемократических режимов являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Контрольные вопросы и задания

Источник

Билет № 3. 1. Право, его роль в жизни государства и общества

право его роль в жизни государства и общества кратко. Смотреть фото право его роль в жизни государства и общества кратко. Смотреть картинку право его роль в жизни государства и общества кратко. Картинка про право его роль в жизни государства и общества кратко. Фото право его роль в жизни государства и общества кратко право его роль в жизни государства и общества кратко. Смотреть фото право его роль в жизни государства и общества кратко. Смотреть картинку право его роль в жизни государства и общества кратко. Картинка про право его роль в жизни государства и общества кратко. Фото право его роль в жизни государства и общества кратко право его роль в жизни государства и общества кратко. Смотреть фото право его роль в жизни государства и общества кратко. Смотреть картинку право его роль в жизни государства и общества кратко. Картинка про право его роль в жизни государства и общества кратко. Фото право его роль в жизни государства и общества кратко право его роль в жизни государства и общества кратко. Смотреть фото право его роль в жизни государства и общества кратко. Смотреть картинку право его роль в жизни государства и общества кратко. Картинка про право его роль в жизни государства и общества кратко. Фото право его роль в жизни государства и общества кратко

право его роль в жизни государства и общества кратко. Смотреть фото право его роль в жизни государства и общества кратко. Смотреть картинку право его роль в жизни государства и общества кратко. Картинка про право его роль в жизни государства и общества кратко. Фото право его роль в жизни государства и общества кратко

право его роль в жизни государства и общества кратко. Смотреть фото право его роль в жизни государства и общества кратко. Смотреть картинку право его роль в жизни государства и общества кратко. Картинка про право его роль в жизни государства и общества кратко. Фото право его роль в жизни государства и общества кратко

1. Право, его роль в жизни государства и общества.

Право — совокупность устанавливаемых государственной властью норм и правил поведения, регулирующих отношения людей в обществе. Соблюдение этих норм обеспечивается мерами государственного принуждения. Они должны быть обязательны для всех.

Источниками права являются:

1. правовой акт (например, закон),

2. правовой обычай (исторически сложившиеся нормы, которые могут быть не закреплены законодательно, но учитываются судом),

3. судебный прецедент (учет прошлых решений, например, суды Российской Федерации обязаны руководствоваться толкованиями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, изложенными в решениях Европейского Суда по правам человека),

4. правовая доктрина (положения из работ известных ученых — характерно для Великобритании, в России официально не признается источником права),

5. нормативный договор (соглашение, в котором одной из сторон является государство, но, в отличие от правовых актов, обязательно участие других субъектов, например, международное соглашение).

Роль права в жизни государства и общества:

Регулирует общественные отношения.

Охраняет интересы людей.

Важной особенностью пра́ва является то, что право предоставляет определенные права́, в то же время налагает обязанности, за невыполнение которых человек несет ответственность.

В России действуют различные отрасли права:

Конституционное право — регулирует наиболее важные отношения, например, основы государственного строя и избирательной системы.

Уголовное право — определяет, является ли содеянное преступлением, и меры наказания.

Гражданское право — регулирует имущественные отношения, защиту чести и достоинства.

Трудовое право — отношения работников и работодателей.

Семейное право — вступление в брак, совместная жизнь, развод.

Административное право — отношения между гражданами и представителями власти, например, контролерами в общественном транспорте.

Под правовым государством подразумевают наличие такой системы юридических норм, которые не противоречат естественным правам человека, формальному равенству людей. С этой точки зрения право рассматривается как форма общественного сознания (сравните с религией), а не просто свод законов. Конкретная юридическая норма может быть правово́й или неправово́й в зависимости от её соответствия принципам права. Учитывая, что права человека признаны большинством современных правовых систем, можно говорить о преобладании этого подхода в официальных представлениях о природе права (wikipedia).

2. Испанский социолог М. Кастельс вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризуется данное общество?

Применительно к постиндустриальному обществу, данная фраза подчеркивает, что наука в постиндустриальном обществе становится непосредственной производительной силой, то есть мыслительный процесс рассматривается как необходимое условие производства.

Здесь обыгрывается афоризм, автором которого считается известный математик и философ Рене Декарт (1596–1649): «Я мыслю, следовательно, я существую». Кастельс переиначивает фразу, заменяя слово «существую» на «произвожу». То есть, если у Декарта мышление является одним из основных условий существования, то Кастельс подчеркивает роль информации и мышления для производства в эпоху информационного общества.

Основные характеристики постиндустриального общества (эта стадия наступает после индустриального):

Преобладает не промышленность (производство товаров), а информация и сфера обслуживания (производство услуг). — Превосходство сферы услуг над сферой производства товаров.

Изменяется социальная структура: классовое деление заменяется делением по профессиональному признаку.

Большое значение приобретает уровень образования. Затраты на образование и переподготовку кадров увеличиваются.

3. На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную магистраль, чтобы заставить власти прекратить начавшуюся вырубку находящегося рядом старинного парка. Как вы поведете себя? Объясните вашу позицию.

право его роль в жизни государства и общества кратко. Смотреть фото право его роль в жизни государства и общества кратко. Смотреть картинку право его роль в жизни государства и общества кратко. Картинка про право его роль в жизни государства и общества кратко. Фото право его роль в жизни государства и общества кратко

Если Вы в данной ситуации постараетесь незамедлительно покинуть опасную зону, то ваше решение будет вполне разумным:

Акции протеста, нарушающие общественный порядок, представляют серьезную угрозу для участников и окружающих людей. Может возникнуть драка, давка, что приводит к ранениям и гибели людей.

Кроме того, за участие в беспорядках можно получить административное взыскание, подвергнуться судебному преследованию со стороны правоохранительных органов. Порядок проведения подобных мероприятий определяет Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В данном случае предлагается перекрыть движение, что нарушает правила дорожного движения, права людей, пользующихся автотрассой по назначению.

Отказ от участия в акции протеста не обязательно означает равнодушие к судьбе гибнущего парка. Более правильным будет привлечь внимание властей и общественности через прессу, обратиться к администрации территории с требованием не допустить вырубку, обратиться за помощью к депутату, подать заявление в суд.

Люди, которые считают необходимым поддержать акцию своим участием, выдвигают следующие аргументы:

Попытки решить проблему законным путем не имели действия, поэтому только так, устроив затор на дороге, можно добиться внимания властей. Любая подобная акция, включая голодовки протеста и т.п., в случае получения огласки и общественного резонанса, служит поводом для проверки, смены кадрового состава. Это заставляет администрацию и депутатов более внимательно следить за соблюдением прав человека, прислушиваться к мнению населения.

Пока будет принято решение законным путем, парк будет вырублен.

Они уверены в правоте защитников парка, поэтому готовы пострадать ради спасения природы (надо отдавать себе отчет, что занятие это неблагодарное).

Есть, правда очень малая, вероятность, что удастся доказать в суде, что решение о вырубке было принято с нарушением законодательства и что данная акция преследовала цель восстановления законности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *