правило поведения сложившееся исторически на протяжении жизни нескольких поколений ставшее всеобщим
Правило поведения сложившееся исторически на протяжении жизни нескольких поколений ставшее всеобщим
76. Отраслью права, регулирующей общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства, является ___________________ право.
• административное
77. Отраслью права, регулирующей общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления, является ___________________ право.
• административное
78. Отраслью российского права, регулирующей общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения труда, является ___________________ право.
• трудовое
79. Официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы, называется:
• нормативным актом
80. По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста ___________________ лет.
• 16
81. По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части, при этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее ___________________ календарных дней.
• 14
82. Полная дееспособность наступает по достижении ___________________ возраста.
• восемнадцатилетнего
83. Пост Президента в Российской Федерации был учрежден общенародным референдумом в:
• 1991 году
84. Посягающие на общественный порядок противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия или бездействия, которые запрещены административным законодательством, относятся к понятию:
• административный проступок
85. Правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения, относятся к понятию:
• ритуал
86. Правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы, называются:
• корпоративными нормами
87. Правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами и другими социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти, называются:
• политическими нормами
88. Правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемыми от нарушений силой государственного принуждения, называются нормами:
• правовыми
89. Правило поведения, имеющее обязательный характер и поддерживаемое силой государственного принуждения, называется:
• нормой права
90. Правило поведения, сложившееся исторически на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения, относится к понятию:
• обычай
Обычай
ОБЫЧАЙ — правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Обычай регулирует отношения, складывающиеся на протяжении нескольких десятков поколений. В частности, наиболее древний — обычай кровной мести. Род ставил всех сородичей под защиту. Отсюда — обычай кровной мести осуществлялся совместно членами обиженного рода в отношении членов того рода, к которому принадлежал обидчик. Убийство члена рода наносило оскорбление и ущерб всему роду, поэтому весь род реагировал на убийство своего члена, мстил за него.
Смотреть что такое «Обычай» в других словарях:
обычай — Привычка, заведение, замашка, манера, мода, норов, нрав, обряд, обрядность, поведение, порядок, правило, практика, рутина, устав, шаблон. Освященный веками обычай. Этого у нас и в заводе нет. Человек честных правил. Дух времени, веяние. Жестокие… … Словарь синонимов
ОБЫЧАЙ — исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в опр. время и в опр. месте. О. в отличие от привычек имеют социальную природу; привычки же… … Энциклопедия культурологии
ОБЫЧАЙ — ОБЫЧАЙ, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычай одна из наиболее распространённых форм права на ранних стадиях его развития. Обычай,… … Современная энциклопедия
ОБЫЧАЙ — ОБЫЧАЙ, обычая, муж. Общепринятый, установившийся, традиционный порядок, укоренившийся в быту того или иного класса с давних пор. «Обычай старше закона.» погов. «Обычай деспот меж людей.» Пушкин. «Обычаев я здешних не знаю.» А.Островский.… … Толковый словарь Ушакова
ОБЫЧАЙ — унаследованная стереотипная форма социальной регуляции деятельности, края воспроизводится в определ. обществе или социальной группе и является привычной для их членов. Термин «О.» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд»… … Философская энциклопедия
Обычай — ОБЫЧАЙ, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычай одна из наиболее распространённых форм права на ранних стадиях его развития. Обычай,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Обычай — Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов
ОБЫЧАЙ — правило поведения, сложившееся вследствие его применения в течение длительного времени; основная форма регулирования поведения вдогосударственном обществе в условиях родовых отношений. Соблюдение ОБЫ ЧАЯ обеспечивалось мерами общественного… … Финансовый словарь
обычай — ОБЫЧАЙ, обыкновение, традиция ОБЫЧАИ, нравы ОБЫЧНОСТЬ, обыкновенность, распространенность ПРИВЫЧКА, обыкновение, разг. манера, разг. мода, разг. обычай, разг. сниж. свычка ОБЫЧНЫЙ, обыденный, обыкновенный, общепринятый,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Обычай — Обычай ♦ Coutume Привычка, но не индивидуальная, а скорее социальная. Возникнув прежде нас, обычай формирует нас или ведет по жизни. Привычку мы приобретаем, обычаи – впитываем в себя, порой переставая их замечать. «Нравственные законы, о… … Философский словарь Спонвиля
Правило поведения сложившееся исторически на протяжении жизни нескольких поколений ставшее всеобщим
Происхождение государства и права
Происхождение государства и права — это одна из кардинальных проблем юриспруденции. На протяжении многих десятилетий доминирования в нашей стране марксистско-ленинской идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Отступление от энгельсовского понимания процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.
После того, как были сняты идеологические барьеры, в науке, как это и полагается, обнаружился плюрализм мнений ученых-юристов по данной проблеме.
Многие из них настолько свыклись с теорией происхождения государства и права, разработанной, как указывает в предисловии к своей работе Ф. Энгельс, совместно с К. Марксом, что отказываться от нее и не собирались. Даже при искреннем желании осовременить трактовку данной проблемы в их рассуждениях «уши» Маркса и Энгельса все равно торчали.
Другие ученые заняли противоположную позицию: позицию полного отвержения воззрений классиков, в том числе и поданному вопросу, а то и позицию оголтелой критики, однако при этом не предлагая ничего взамен.
Третьи оказались хитрее. Вопрос о происхождении государства и права они излагали в виде перечисления теорий происхождения государства и права, созданных на протяжении всего периода развития человечества. При этом, не добавляя от себя ничего нового, они великодушно предоставляли читателю право выбора.
Позиция четвертой группы ученых мне представляется не просто весьма любопытной, но и в определенной мере опасной. Они встали на позицию ученых-историков, большинство которых, не зная досконально специфику таких явлений, как государство и право (и это нельзя им поставить в упрек), представляют процесс образования государства и правообразования столь эволюционно, что теряют грань возникновения явлений нового качества: государственно-правовых феноменов. Вероятно, по этой причине они любые обычаи относят к праву, не видят разницы между обычаями и обычным правом, а процесс государствообразования относят на более поздний период, нежели процесс появления права. Опасность состоит в том, что при таком подходе возникает возможность потери всего того, что накопила юридическая наука, пристально и под своим углом зрения высвечивающая процесс возникновения государства и права.
На мой взгляд, более плодотворным является подход, при котором бережно используется все накопленноепри исследовании проблемы происхождения государственно-правовых явлений, но не бездумно, а с сортировкой того, что выдержало испытание временем, и с аргументированной критикой того, что социальная практика отвергла. Только встав на плечи других ученых можно получить больший обзор и видение этого сложного и эпохального процесса, который к тому же покрыт тайной многих тысячелетий. Однако при этом обязательно надо стремиться к продвижению вперед и добавлению новых знаний. Сейчас мы располагаем значительно большим объемом информации, добытой учеными, работающими в различных сопредельных областях науки (этнографов, антропологов, историков, философов, политологов и т. д.), нежели наши предшественники. Кроме того, у нас есть возможность использовать более прогрессивные научные технологии. Одним словом, каждому исследователю время, в котором он творит, дает свой шанс сказать что-то новое. Я думаю, что было бы непростительной ошибкой его не использовать.
Раздел I. Происхождение государства
Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия.
Глава 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс
Периодизация первобытного общества.Человекоподобные существа появились на земле более 2 млн. лет тому назад. Это были представители человеческого рода, который мы называем homo habilis — homo erectus (человек умелый — человек прямоходящий), а мы — представители homo sapiens (человек думающий) — появились, как минимум, 200 тыс. лет назад.
Первобытный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Закончилась эта эпоха приблизительно 7 тыс. лет назад. Считается, что возникновение раннеклассовых обществ и появление первых государств произошло в Китае в V тысячелетии до н. э., в Африке в IV тысячелетии до н. э., в Средиземноморье в III тысячелетии до н. э., в Америке — в I тысячелетии н. э., а в других регионах земного шара — еще позднее.
О первобытных людях мы знаем немного, но все же общее впечатление об их жизни можно составить.
Первобытнообщинный строй делится на несколько эпох (периодов). Ученые здесь единодушны и независимо от того, какие термины применяются ими для их обозначения, они выделяют три периода: ранний(или эпоха праобщины, стадия становления), средний(или эпоха родовой общины, стадия зрелости) и поздний(или эпоха классообразования, стадия распада первобытного общества) периоды. На позднем этапе его развития формируется бюрократический аппарат, зарождается частная собственность, происходит дифференциация общества на правящих и управляемых, появляется государство [1].
Рассмотрим жизнь первобытных людей, сосредоточив внимание на первых двух этапах первобытной истории, оставив третий для отдельного более пристального исследования в дальнейшем.
Период становления первобытного строя (эпоха праобщины).В тот далекий период люди жили малыми родственными группамив 20–30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место, а отнюдь не стадами, как это представляли отдельные исследователи первобытного общества. Причина этого простая: источником пропитания служило собирательство, в процессе которого каждый собирал для себя, а отсюда очевидно, что стадом много не соберешь. Собирательство требует большой затраты времени, а пищи дает мало, притом чаще всего низкокалорийной. Охота также не требует огромных коллективов, хотя и сопряжена с большими трудностями. Большое число людей здесь чаще идет во вред, а не на пользу. Кроме того, она сопровождалась многими жертвами и не всегда была удачной.
Итак, собирательствои охотабыли источниками пропитания первобытных людей. Но как именно это происходило?
С палкой-копалкой в руке бродили наши далекие предки по лесам, лесостепям и полупустыням. Они помнили о свойствах и признаках множества съедобных плодов и овощей, трав и кореньев. Прекрасно знали они и повадки животных. Если животные полагались только на быстрые ноги, то ум и знание привычек животных заменяли человеку быстроту. Его телесная организация такова, что позволяет успешно реализовать знания в охоте. Выносливость людей просто поразительна. Если же охотнику известны привычные для животных пути или он уверен хотя бы, что животные спасаясь, будут бежать по дуге, человек пойдет напрямик, экономя силы, к предполагаемому месту встречи.
Но надежнее всего была охота облавная.Открыли люди этот вид охоты 300–400 тыс. лет назад. Тогда же они изобрели и деревянное копье, которое позволяло атаковать грозных быков и даже слонов. Животных загоняли в болота, а там, где их не было, стали выкапывать для зверей ямы-ловушки.
Охотники и собиратели были энергичными и любознательными. Всякое новое знание о животных и растениях, о явлениях окружающего мира постепенно повышало эффективность охоты и собирательства. Человек в этот период только брал от природы, и с каждым тысячелетием учился брать все больше и больше. Охотники и собиратели оказались настолько приспособленными к жизни в тех условиях, что именно они заселили большую часть планеты задолго до того, как их отдаленные потомки бросили в землю первые семена или научились приручать животных.
обычай
Старинный русский обычай — встречать дорогого гостя хлебом-солью. | Инки переняли обычай жевания листьев коки от индейцев аймара. | У многих народов сохранился обычай символического похищения невест. | Нужно уважать чужие обычаи!
Неожиданный приезд гостя нарушил мой обычай работать по утрам. | Вечером по семейному обычаю все собрались в гостиной. | И давно у тебя вошло в обычай опаздывать?
Смотреть что такое «обычай» в других словарях:
обычай — Привычка, заведение, замашка, манера, мода, норов, нрав, обряд, обрядность, поведение, порядок, правило, практика, рутина, устав, шаблон. Освященный веками обычай. Этого у нас и в заводе нет. Человек честных правил. Дух времени, веяние. Жестокие… … Словарь синонимов
ОБЫЧАЙ — исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в опр. время и в опр. месте. О. в отличие от привычек имеют социальную природу; привычки же… … Энциклопедия культурологии
ОБЫЧАЙ — ОБЫЧАЙ, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычай одна из наиболее распространённых форм права на ранних стадиях его развития. Обычай,… … Современная энциклопедия
ОБЫЧАЙ — ОБЫЧАЙ, обычая, муж. Общепринятый, установившийся, традиционный порядок, укоренившийся в быту того или иного класса с давних пор. «Обычай старше закона.» погов. «Обычай деспот меж людей.» Пушкин. «Обычаев я здешних не знаю.» А.Островский.… … Толковый словарь Ушакова
ОБЫЧАЙ — унаследованная стереотипная форма социальной регуляции деятельности, края воспроизводится в определ. обществе или социальной группе и является привычной для их членов. Термин «О.» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд»… … Философская энциклопедия
Обычай — правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Обычай регулирует отношения, складывающиеся на протяжении нескольких десятков поколений. В частности,… … Элементарные начала общей теории права
Обычай — ОБЫЧАЙ, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычай одна из наиболее распространённых форм права на ранних стадиях его развития. Обычай,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Обычай — Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов
ОБЫЧАЙ — правило поведения, сложившееся вследствие его применения в течение длительного времени; основная форма регулирования поведения вдогосударственном обществе в условиях родовых отношений. Соблюдение ОБЫ ЧАЯ обеспечивалось мерами общественного… … Финансовый словарь
обычай — ОБЫЧАЙ, обыкновение, традиция ОБЫЧАИ, нравы ОБЫЧНОСТЬ, обыкновенность, распространенность ПРИВЫЧКА, обыкновение, разг. манера, разг. мода, разг. обычай, разг. сниж. свычка ОБЫЧНЫЙ, обыденный, обыкновенный, общепринятый,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Обычай — Обычай ♦ Coutume Привычка, но не индивидуальная, а скорее социальная. Возникнув прежде нас, обычай формирует нас или ведет по жизни. Привычку мы приобретаем, обычаи – впитываем в себя, порой переставая их замечать. «Нравственные законы, о… … Философский словарь Спонвиля
Право в системе социальных норм
В последнее время много говорят и пишут о вреде взяточничества, коррупции. Судя по газетам, радио, телевидению, люди осуждают коррупционеров, требуют применять к ним самые строгие меры ответственности. Казалось бы, в российском обществе сложилось твердое и определенное отношение граждан к взяточничеству.
Социальное регулирование: индивидуальное и нормативное. Всякое общество нуждается в механизмах регулирования поведения индивидов, т.е. в социальных регуляторах. Термин «регулирование» употребляется как в научной, так и в обыденной жизни.
Социальные регуляторы принято делить на индивидуальные (ненормативные) и нормативные (см. интеллектуальную карту 04-01). К числу индивидуальных (ненормативных) относятся личные предписания, стереотипы поведения, ценностные предпочтения и т.д.
Следует подчеркнуть, что социальное регулирование малоэффективно или вообще невозможно, если нельзя обеспечить контроль за поведением людей.
Признаки социальных норм. Необходимым элементом социального нормативного регулирования являются социальные нормы. Всем социальным нормам присущи общие черты (см. интеллектуальную карту 04-02).
1. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества.
2. Социальные нормы создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, однако соотносятся с волей и сознанием людей по-разному. Одни нормы создаются в процессе целевой деятельности человека, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы, третьи формируются в виде основополагающих начал, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д.
3. Социальные нормы действуют как типовые регуляторы поведения, имеют предписывающий характер. Их обязательность проявляется в неоднократности действия. В качестве общей модели поведения социальные нормы всегда по содержанию определенны.
4. Социальные нормы выступают мерой свободы индивида, устанавливающей пределы его активного поведения, способы удовлетворения интересов и потребностей.
5. Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества. Они соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащих разным культурным традициям, например континентальной Европы и Ближнего Востока.
Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила поведения, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества.
Виды социальных норм. Необходимо обратить внимание на разнообразие социальных норм, которое сложилось исторически. Система социально-нормативных регуляторов в юридической литературе получила достаточное освещение. Поэтому, не вдаваясь в анализ существующих классификаций, дадим характеристику основным видам социальных норм (см. интеллектуальную карту 04-03).
Обычаям как социальным регуляторам присущи некоторые признаки.
1. Обычаями выступают сложившиеся на протяжении длительного периода времени единообразно применяемые на практике правила поведения. В качестве примера рассмотрим казахский обычай аменгерлик.
2. Обычаи становятся всеобщими в силу неоднократного их применения людьми, проживающими в разные исторические эпохи. В связи с этим обычаи становятся привычками, иначе говоря, стереотипами поведения.
В качестве примера можно привести свадебный обычай у всех групп ненцев.
3. Обычаи выражают жизненную закономерность, воспринимаемую в качестве обязательных для регулирования определенных групп отношений. Обычаи в отличие от ритуалов непосредственно затрагивают содержание общественных отношений и поэтому включаются в систему практической деятельности людей. В качестве иллюстрации возьмем казахский обычай ат майын сурау.
Обычаями казахского народа учтены все моменты жизни людей, каждого члена общества.
Особенно обращается внимание на социально незащищенные слои. Например, сиротам, вдовам, малообеспеченным постоянно оказывается та или иная помощь. Одна из них называется «ат майын».
Человек, который не имеет собственной лошади, может нанять лошадь у состоятельных людей или соседей, родственников, т.е. ат майын сурайды. Это означает, что человек просит лошадь на время.
Особенности соотношения права с обычаями зависят от их содержания.
Вторая группа представлена обычаями, которые могут быть санкционированы государством.
Такие обычаи называются правовыми. Подробнее о правовых обычаях см. ниже, в теме 5 «Формы (источники) права». Примером одобрения обычаев в российском законодательстве могут служить ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания РФ.
В качестве примера можно привести религиозную норму, содержащуюся в священной книге мусульман, закрепляющую воздержание от употребления некоторых продуктов питания.
«Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не
Религиозные нормы имеют ряд характерных признаков.
1. Религиозная норма выступает как образец поведения верующих в той или иной ситуации, как модель отношений в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.
2. Действие религиозной нормы распространяется не на конкретного человека, а на группу индивидов, последователей этой религии.
3. Религиозные нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных религиозных правил. Например, в гл. 6 Евангелия от Матфея примечательно следующее положение: «. иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного».
4. Любая религия, следовательно, и ее нормы ссылаются на волю сверхъестественных сил.
Степень и характер взаимодействия права и религии на различных этапах развития общества и в разных правовых системах были неодинаковы. В настоящее время религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, относящихся к системам религиозного и традиционного права. Посредством этих норм регулируются, например, брачно-семейные отношения. Однако в современных светских государствах религиозные нормы составляют особый вид социальных норм и регулируют отношения между представителями той или иной религии.
Основные признаки корпоративных норм следующие.
1. Они обязательны для участников корпорации (учредителей, акционеров, менеджеров, наемных работников).
2. Корпоративные нормы имеют письменное закрепление в корпоративных актах (акты общих собраний, акты советов директоров, правлений, советов предприятий, акты руководителей структурных подразделений и т.д.).
3. Корпоративные нормы издаются органами управления корпорации и выражают волю ее коллектива как определенного автономного образования.
4. Корпоративные нормы обеспечиваются принуждением в случае их нарушения. Прежде всего на нарушителя воздействует сама организация, используя санкции, предусмотренные в корпоративных актах. При недостаточности средств воздействия возможно обращение за защитой к судебным органам.
Сейчас, как справедливо отмечает Т.В. Кашанина, корпоративное право начало быстро развиваться, а все, что ранее считалось сферой общих интересов (сферой публичного права) и регулировалось с помощью законодательных норм, постепенно сужается. Корпоративными нормами в определенной мере уже регулируются такие сферы, как использование предприятиями финансов, их управленческие и организационные отношения, применение наемного труда, движение принадлежащего им имущества и т.д. И конечно, усложняется система корпоративных норм (учредительные, финансовые, регулирующие все, что связано с ценными корпоративными бумагами; административные (управленческие); трудовые; обеспечивающие социальную работу в корпорации; регулирующие заключение и исполнение договоров).
В последнее время все активнее формируется блок корпоративных норм, регулирующих информационные отношения на предприятии (например, нормативные положения, касающиеся обеспечения конфиденциальности информации, коммерческой тайны). Наметились и контуры блока корпоративных норм процессуального характера.
Нормы общественных объединений закрепляют права и обязанности членов общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, органов общественной самодеятельности, общественных учреждений, порядок их создания и функционирования, а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Это преимущественно правила организационного характера.
Политические нормы различны по содержанию, сфере действия, предмету регулирования.
Эти правила поведения могут быть закреплены в политических декларациях, манифестах, программных документах политических партий, конституциях государств.
Политические нормы, которые находят выражение в государственных юридических актах, приобретают значение политико-правовых норм (или становятся правовой нормой политического содержания).
Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной правовой нормы. Политическая норма может быть закреплена как в нормативном правовом акте государства, так и в политических документах непосредственно.
То, что эстетические нормы различаются в зависимости от образа жизни и изменяются под воздействием моды и даже являются частью самого механизма моды, не подлежит сомнению. Мода же есть движение эстетической ценности во времени. Образ жизни влияет на здоровье, через образ жизни влияет и мода (например, мода на курение, разного типа отклоняющееся поведение или, напротив, на здоровый образ жизни, на спортивные занятия, увлечение боевыми искусствами).
Указанные признаки имеют разное значение и символическое воплощение в различных этнических и культурных традициях. Они базируются на общечеловеческих ценностях, но имеют некоторые особенности. Например, почитание старших у одних народов реализуется в действиях, подчеркивающих возраст, у других выражается в том, что возраст пожилого человека якобы не замечают.
Таким образом, наличие политических, социальных и экономических связей между государствами предполагает признание всеми субъектами международных деловых отношений критериев деловой этики, этики международного политического и экономического сотрудничества.
Соотношение норм права и морали. Право и мораль всегда выступают в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие обусловлено тем, что право и мораль являются социальными регуляторами единых сфер общественных отношений.
По вопросу о соотношении права и морали, их взаимодействии в научной литературе изложены различные концепции, взгляды, мнения и т.д.
Соотношение норм права и морали необходимо начать с рассмотрения аспектов возможного совпадения права и морали, а также причин, которые заставляют на современном этапе развития общества отвергать идею полного тождества между этими двумя явлениями.
Как справедливо отмечает Д. Ллойд, отношение права к морали иногда описывается в виде двух окружностей, частично наложенных друг на друга (рис. 4.1), причем именно общая часть внутри обеих окружностей и составляет сферу полного совпадения права и морали, являясь их единым фундаментом, а внешние части окружностей представляют собой четко разграниченные области, в которых безраздельно царствует каждая из этих категорий. Но такая картина тем не менее обманчива, так как предполагает, что, поскольку имеется сфера совпадения обеих понятий, существует и некое тождество между ними. А это не всегда так.
Этой же точки зрения придерживается О.Э. Лейст. При обосновании своей позиции по этому вопросу он отмечает: о совпадении части права и морали (пересекающиеся окружности) трудно говорить по той причине, что в содержании права слишком много того, к чему мораль безразлична.
Почти все отрасли права содержат нормы, которые не оцениваются моралью.
Мораль, как и право (в цивилизованном обществе), не вторгается в нравственное сознание общества и индивида, оставляя без юридических оценок почти все области моральных отношений.
Там, где действительно необходима юридическая регламентация каких-либо нравственных отношений, мораль воздействует на право через категорию правосознание. Следовательно, моральные нормы не тождественны правовым ни по содержанию, ни по логической структуре.
Главное отличие их состоит в критериях оценки действий, поведения людей и их отношений. Праву свойственны оценки: «правомерно», «неправомерно», «имеет юридическое значение», «юридического значения не имеет», «влечет юридические последствия», «не влечет юридические последствия» и т.п. Иные критерии оценок свойственны моральным нормам: «хорошо», «плохо», «добро», «зло».
Таким образом, различие права и морали проявляется в том, что:
Такова в целом характеристика системы нормативного регулирования современного российского общества и места права в системе этого регулирования.
К техническим нормам относятся санитарно-гигиенические, технологические, экологические и др.
Особенности технических норм состоят в том, что их содержание определяется законами природы и техники; они регламентируют поведение человека, связанное с объектами природы и техники.
Интересна позиция В.Н. Протасова по этому вопросу. Он считает, что технические нормы следует считать разновидностью (хотя и весьма специфической) социальных норм, так как главным объектом регулирования всех социальных норм является поведение людей. На тот же объект направлены технические нормы. Они имеют социальное значение, возрастающее с развитием технической сферы, искусственной среды обитания человека.
Наиболее значимые технические нормы обеспечиваются санкцией государства, закрепляются в нормативных правовых актах, приобретают название «технико-юридические нормы». За их нарушение устанавливается юридическая ответственность. Примером технико-юридических норм могут служить правила дорожного движения, правила ведения строительных работ, различные стандарты и т.д.