правила жизни дэниел дэй льюис
Почему «величайший актер наших дней» работал сапожником и как получил рекордное число «Оскаров»: Дэниел Дэй-Льюис
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Дэниел Дэй-Льюис родился в 1957 году в Лондоне в семье прославленного писателя и известной актрисы. Несложно представить, что мальчик вырос развитым и тонко чувствующим. Однако родители, занятые каждый своим творчеством, вероятно, не уделяли ребенку должного внимания, в результате чего первые уроки актерской игры будущий покоритель «Оскаров» получил на улице. По словам актера, выглядел он в юности слишком прилично, а говорил слишком правильно: «Меня пару раз избивали, а родители словно не замечали этого. Поэтому я научился копировать говор бедных уличных детей, чтобы сойти за своего».
«Перевоплощение» в роль хулигана настолько захватило Дэниела, что через несколько лет его даже выгнали из школы, и родители не придумали ничего лучше, как отдать сына в интернат для трудных подростков. Именно там он впервые оказался перед съемочной камерой – снялся в массовке в роли уличного бандита:
«Я получил 2 фунта за то, что разбил в кадре стекло машины бейсбольной битой. Я тогда подумал, что это классная работа, можно кем-то притвориться, еще и денег дадут».
Четыре года спустя все критики заговорили о Дэй-Льюисе как об открытии года и самом многообещающем актере своего поколения. Очень быстро ему стали предлагать главные роли, и первым серьезным фильмом стала лента «Невыносимая лёгкость бытия», вышедшая на экраны в 1988 году. А буквально год спустя его ожидали сразу две высочайшие награды от заслуженных киноакадемий: Британской (BAFTA) и Американской («Оскар»). В фильме «Моя левая нога», перевоплотившись в больного церебральным параличом, актер впервые по-настоящему показал, на что он способен, а также продемонстрировал свой «особый подход» к работе.
В дальнейшем уже никто не удивлялся, когда Дэй-Льюис на время поселился в тюремной камере, потребовал подвергнуть себя 9-часовому допросу и настаивал, чтобы вся съемочная группа оскорбляла его между съемками – так актер вживался в роль ирландца, несправедливо обвиненного в терроризме (фильм «Во имя отца»); на протяжении двух месяцев носил аристократическую одежду XIX века («Эпоха невинности»); работал мясником в одном из мясных магазинов Лондона («Банды Нью-Йорка») ну, или просто требовал, чтобы к нему обращались не иначе как «мистер президент», ведь было бы нелепо слышать от окружающих что-либо другое, если ты – Авраам Линкольн (фильм «Линкольн», 2011 года).
Сейчас, снявшись в последний раз в 2017 году (фильм «Призрачная нить»), один из величайших актеров современности опять удалился от дел. Он ведет уединенный образ жизни, почти не давая интервью и редко появляясь на публике. От мира, правда, убегать не стал – известно, что живет он попеременно то в Америке, то в Ирландии, и слово свое пока держит. Хотя никто не поручится, что еще через некоторое время Дэниел Дэй-Льюис не появится опять на киноолимпе, совершит очередной актерский подвиг и получит за него еще массу престижнейших наград.
«Я уже несколько раз в жизни говорил себе и всем окружающим, что больше никогда не буду сниматься в кино. Однако каждый раз возвращаюсь, играю, и вновь мне дают все эти дурацкие статуэтки и призы за «Лучшую мужскую роль». Но никогда я не возвращался с мыслью о том, что должен сыграть, чтобы получить «Оскар». Это не обо мне.» (Дэниел Дэй-Льюис)
Интересно, что, несмотря на ювелирную актерскую игру, кинокартины, в которых блистал Дэниел Дэй-Льюис, никогда не входили в число самых кассовых голливудских фильмов за всю историю кинематографа
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что носит Дэниел Дэй-Льюис (и почему он так часто и ловко меняет стиль)
Свой первый «Оскар» Дэниел Дэй-Льюис получил за роль Кристи Брауна — ирландского художника с церебральным параличом в фильме «Моя левая нога» (1989). Во время съемок актер не вылезал из инвалидного кресла, ездил так в рестораны, просил членов съемочной группы кормить и поить его, будто они ухаживают за настоящим инвалидом.
У Дэниела свой собственный метод ассимиляции с персонажем — подпустить его к себе максимально близко, внедрить его образ жизни в свой собственный. Поэтому Дэй-Льюис не мылся на съемках «Суровых испытаний» (1996), начал учить чешский, когда работал над экранизацией «Невыносимой легкости бытия» (1988) Кундеры, а играя Авраама Линкольна в исторической драме «Линкольн» (2012 — и очередной «Оскар») писал сообщения своей коллеге (сыгравшей в фильме жену президента Мэри) от имени своего героя.
Такой основательный подход к ролям принес Дэй-Льюису целых три оскаровские статуэтки (вторую он получил в 2008 году за фильм «Нефть»), четыре премии BAFTA, два «Золотых глобуса» и множество других почетных наград. Дэниел, как хамелеон, постоянно перевоплощается, сливаясь с тем, кого играет. Еще одна занятная история — исполняя роль Гамлета в театре во время одного из спектаклей он, по слухам, увидел призрак собственного отца. После этого Дэй-Льюис больше в этом театре не появлялся. Позже он объяснит в интервью Time, что никаких приведений ему не мерещилось, что это была всего лишь метафора. «У меня возникло странное ощущение, что я говорю со своим отцом», — сказал актер. Не каждый исполнитель роли Принца Датского такое испытывает.
Причем тут стиль? А при том, что ровно так же, как Дэниел меняет амплуа, он меняет и собственный внешний вид. Тоже перевоплощается — то в сердцееда, то в ковбоя, то в канадского лесоруба. Трудно свести гардероб Дэй-Льюиса к короткому списку характерных вещей — в нем слишком много всего, и все важно — поэтому просто покажем и прокомментируем несколько действительно классных выходов актера, чтобы вы сами могли убедиться в его неотразимости.
Рабочие брюки, фланелевая рубашка и вельветовая куртка
Так Дэниел Дэй Льюис выглядит сейчас. Нет съемок = нейтральная манера одеваться: в прошлом году он объявил о завершении актерской карьеры после выхода фильма «Призрачная нить» и теперь ведет спокойную размеренную жизнь — ходит на прогулки в неформальных брюках, фланелевой рубашке на футболку и вельветовой куртке. В таком виде его на днях заметили в Нью-Йорке.
Костюм, небрежная рубашка, шарф вместо галстука, лоферы и яркие носки
В таком виде Дэй-Льюис 6 лет назад представлял своего оскароносного «Линкольна». Ансамбль далек от костюмов-троек Дядюшки Эйба, но Льюис не видит в этом проблемы. Также его не смущает, что из-под пиджака выглядывает только левая половина воротника рубашки.
Брюки-карго, бомбер, ботинки для треккинга и берет
Выражение лица Дэниела на этой фотографии немного пугает, а одет он ну очень круто. Во‑первых, как видите, стритвир Дэй-Льюис носил еще в 2003, задолго до того, как это стало модно. Во‑вторых, кому еще придет в голову дополнить грубые штаны, куртку и ботинки смешным беретом с помпоном? Очаровательно.
Костюм в тонкую полоску, яркий галстук и серьги
Фильм «Нефть» о нефтяном магнате 1920-х Дэй-Льюис представлял в костюме магната образца нулевых — костюм в тонкую вертикальную полоску (pin striped), такая же полосатая рубашка, галстук почти неонового цвета и (что? да!) серьги-кольца. Не одна серьга, а две. Кстати, проколотые уши едва не стоили ему роли Авраама Линкольна.
Ковбойская рубашка, джинсы, потертые ботинки, фланелевая куртка и шляпа-федора
А вот пример того, как одеться эклектично, многослойно, но не выглядеть смешно. Сначала кажется, что Дэй-Льюис переусердствовал с аксессуарами, но если приглядеться, привыкаешь к яркости, и полосатый шарф (в тон аппликации на ковбойской рубашке) уже не кажется лишним. Тут все на своих местах — даже ремень с фигурной пряжкой и снова серги-кольца.
Брюки с высокой талией на ремне, казаки и бархатный пиджак
И еще одна вариацию на тему Дикого Запада, на этот раз более богемная — с бархатным пиджаком и казаками. Носить брюки с такой высокой талией, да еще и заправлять в них рубашку в 2009 боялся даже Кит Урбан. А Дэниел Дэй Льюис — нет. Будто бы актерский метод помогает ему вживаться не только в роли, но и в стили.
Человек-скала: за что мы любим Дэниела Дэй-Льюиса и почему его уход из кино не стоит оплакивать
В Сети появился трейлер нового фильма Пола Томаса Андерсона «Призрачная нить». Главную роль в нем сыграл Дэниел Дэй-Льюис, который еще летом этого года сообщил о том, что намерен завершить актерскую карьеру.
Вспоминаем знаковые работы трехкратного обладателя премии «Оскар» и разбираемся, чем станет для нас его уход из кино: большой потерей или лишним доказательством того, что в любом деле главное — вовремя остановиться.
Когда в середине 90-х годов Дэниел Дэй-Льюис впервые заявил, что хочет приостановить участие в любого рода съемках, мало кто поверил в серьезность этого заявления: в Голливуде его сочли скорее капризом гения, который просто немного устал от повышенного внимания к своей персоне. К тому времени за плечами у Дэй-Льюиса уже был опыт работы с топовыми режиссерами вроде Мартина Скорсезе и Джима Шеридана, а также — первый «Оскар» за роль в фильме «Моя левая нога», где актер сыграл страдавшего церебральным параличом художника и писателя Кристи Брауна.
Однако Дэй-Льюис не шутил и не кокетничал. Он на самом деле почти на пять лет пропал с радаров и, как выяснилось позже, все это время не бездумно тратил гонорары, а занимался тем, что на тот момент действительно представляло для него большой интерес: сначала — деревообработкой, потом — пошивом обуви под руководством флорентийского мастера Стефано Бемера. В дальнейшем станет очевидным, что желание испытать себя вообще является для актера ведущей мотивацией, о какой бы задаче ни шла речь.
Тогда, больше пятнадцати лет назад, достаточно весомым поводом вернуться из творческого отпуска для Дэй-Льюиса стало предложение о съемках в фильме того же Скорсезе «Банды Нью-Йорка», где он сыграл Мясника Билла — человека жестокого, холодного, властного, но обладающего удивительным мрачным обаянием. Сегодня мы знаем, что, по всей видимости, последним образом, воплощенным актером на экране, будет Рейнолдс Вудкок — кутюрье, обшивавший британскую королевскую семью. Сложно представить себе персонажей, отличающихся друг от друга больше, чем грубый, шагающий вразвалку Мясник и утонченный, интеллигентный, одетый с иголочки Вудкок. И тем не менее есть у них и нечто общее, а именно — исключительное, порой парадоксальное благородство, которым Дэниел Дэй-Льюис наделяет каждого из своих героев.
Понятно, что Ньюленду Арчеру из «Эпохи невинности» положено обладать аристократическими манерами, как и положено экранному Аврааму Линкольну, практически канонизированному американским народом, являть собой образец великодушия. Но когда Дэй-Льюис умудряется оттенить монументальной сдержанностью образ дикаря-охотника Натти Бампо в экранизации «Последнего из могикан» или хитрого, ушлого торгаша Дэниела Плэйнвью в «Нефти», остается только поражаться масштабам его личности. Именно личности, а не актерского таланта.
Единственное, в чем, пожалуй, можно упрекнуть Дэй-Льюиса — это в его излишней серьезности и основательности, которые поначалу, конечно, не мешали ему органично смотреться в игривых, отчасти даже легкомысленных ролях — вроде Томаша в «Невыносимой легкости бытия». Но уже зрелый, переваливший за пятидесятилетний рубеж актер выглядит немного странно и неуклюже в образе Гвидо Контини в мюзикле «Девять», снятой Робом Маршаллом интерпретации «8½» Федерико Феллини. С другой стороны, тем интереснее будет увидеть его в «Призрачной нити», где Дэй-Льюис сменит костюм Честного Эйба, совести нации, на иголку с ниткой.
Если судить по представленной в официальном трейлере нарезке кадров, роль Рейнолдса Вудкока, мужчины вроде бы милого и славного, но явно стремящегося контролировать все, что его окружает, перекликается с еще одной прекрасной работой актера, которая осталась почти незамеченной на фоне его трехкратного триумфа на церемонии вручения премии «Оскар». Речь идет о драме «Баллада о Джеке и Роуз», снятой, между прочим, женой актера Ребеккой Миллер, дочерью известного американского драматурга Артура Миллера. В этом фильме Дэй-Льюис, похоже, сыграл человека, ведущего тот образ жизни, который в реальности очень близок самому актеру. Ну, разумеется, если оставить за кадром весьма двусмысленные отношения с юной дочерью.
Джек Слэвин живет уединенно на шотландском острове, занимается ручным трудом и старается противостоять не столько стихии, сколько чужакам, которые упорно стремятся нарушить его покой. Судя по всему, примерно тем же будет заниматься и сам Дэй-Льюис, когда уйдет из кино. Правда, перед этим он, возможно, пополнит свою коллекцию еще одним «Оскаром»: в конце концов, где три, там и четыре. А может, и не пополнит. Да и какая разница? Все равно измерить степень его влияния — как на мировой кинематограф, так и на актерскую профессию вообще — невозможно в эквиваленте даже самых престижных наград. Таких людей, как Дэй-Льюис, любители высокого штиля вполне заслуженно называют «скалой». И чем дальше такая скала стоит от голливудской Аллеи славы, тем более внушительно она выглядит.
Дэниел Дэй-Льюис: Жизнь формируется тем, чему вы говорите «нет»
Как получать то, что вы хотите?
Дэниел Дэй-Льюис – не настолько известное имя, каким оно должно бы быть. Он точно не тот человек, который появляется в журналах со сплетнями о знаменитостях или глупых ток-шоу. Его тихая личная репутация, однако, контрастирует с признанием, которое он получил в более широком голливудском сообществе. Он был трижды награждён премией «Оскар» за лучшую мужскую роль. Больше, чем какой-либо другой актёр в истории кинематографа.
Это не просто вмешательство судьбы. Дэй-Льюис считается одним из самых талантливых актёров своего поколения, если не одним из самых великих людей. В 2014 году он был посвящён в рыцари в Букингемском дворце за свои заслуги в драматическом искусстве.
Интересно, что существует много видимых различий между его подходом к искусству и подходом большинства других людей, занимающихся актёрским мастерством.
Для многих он известен как актёр, обладающий невероятной способностью вживаться в роль. Он полностью погружается в каждую свою роль, буквально проживая её в собственной жизни. Были времена, когда он полностью подчинялся характеру героя на протяжении всего времени съёмок фильма, даже рискуя причинить вред своему здоровью.
Он также редко пускает мир в свою личную жизнь, и существует очень мало его интервью и публичных выступлений вне продвижения фильмов с его участием.
Самая любопытная вещь о нём, однако, состоит в том, что, начиная с 1998 года, он сыграл главные роли лишь в 6 различных фильмах с промежутками в 5 лет между ними.
В то время как большинство успешных людей усердно работают, Льюис сделал карьеру, будучи «неплодотворным». Что-то не складывается.
Вы просто никогда не выбираете
Существует одна очень содержательная цитата французского автора Антуан де Сент-Экзюпери, которая переводится примерно так: «Совершенство достигнуто не тогда, когда нечего добавить, а тогда, когда нечего убрать».
Вы можете обратить внимание, что проектировщики, в частности, часто ценят такой ход мыслей.
У большинства из нас проявляется интуитивное искажение, когда мы думаем о выборе. Это противоположность вышеупомянутого метода мыслить. Мы часто рассматриваем выбор как отборочный процесс. Мы видим различные перспективы и варианты, и мы непосредственно пытаемся выбрать то, что, по-видимому, даст нам больше всего плодов.
Этот способ решать не просто абстрактен, но он также напоминает, что большую часть времени акт выбора заключается в умении говорить «нет», когда вы, вероятнее, сказали бы «да». На самом деле привычка говорить «нет» намного более важна.
Когда мы смотрим на выбор как на процесс высказывания «да», мы мешаем самим себе, потому что если это ответ по умолчанию, тогда вы, вероятно, скажете «да» намного большему количеству вещей, чем должны, и это один из самых верных способов нерационально расставить собственные приоритеты.
Как правило, ваша жизнь не определяется тем, что вы выбираете; на неё в большей степени влияет то, от чего вы отказываетесь. Необходимо уменьшать отвлекающие факторы, а не добавлять обязательства.
Это изменение взглядов даёт нам немного больше понимания того, как Дэниелу Дэй-Льюису удаётся успешно делать то, что он делает.
Сила фильтрации выбора
Средняя крупная кинозвезда выпускает новый фильм каждый год или около того.
Если мы представим карьеру, охватывающую отрезок времени, в который Дэй-Льюис сыграл лишь в 6 новых фильмах, мы можем предположить, что большинство признанных актёров или актрис произвели бы за этот период около 15-20 фильмов.
Это в три раза больше. Что он мог делать всё то время?
Ну, что касается «Банд Нью-Йорка», то он нанял настоящего мясника, чтобы усовершенствовать одну небольшую часть своей роли. Во время съёмок он разговаривал с нью-йоркским акцентом повсюду, и он отказывался носить тёплые вещи, чтобы не выходить из роли, даже когда был болен пневмонией.
При подготовке к «Линкольну» он, как говорят, попросил, чтобы Стивен Спилберг дал ему целый год, чтобы просто подготовиться к роли. В то время он перечитал более 100 книг и работал с визажистами, чтобы сделать своё тело максимально похожим на тело Линкольна.
В то время как это довольно экстремально, это объясняет, как он делает то, что он делает. У него есть жёсткий фильтр для отбора проектов, который защищает его от выполнения чего-либо, кроме того, на чём он действительно должен сосредоточиться, чтобы быть лучшей версией себя. На самом деле он даже отказался от роли Авраама Линкольна, когда сначала получил её.
То, что он говорит «нет» такому количеству других проектов, позволяет ему говорить «да» тем, которые действительно имеют значение и позволяют ему делать то, чего не могут другие.
Будучи загруженными, большинство звёзд не отдаются полностью каждому проекту так, как делает это Дэй-Льюис, но очевидно, что у успешных звёзд тоже существуют свои собственные фильтры выбора. Если они работают над новым фильмом каждый год, и они делают это хорошо, то они имеют тенденцию ограничивать внешние проекты, даже если видят там возможности.
Фильтрация выбора защищает вас от траты вашего времени на что-либо, кроме важного материала. Того фокуса, который в конечном итоге имеет значение.
У вас действительно может что-нибудь быть?
Было бы наивно предполагать, что любой может сделать абсолютно всё, что он хочет. Существует слишком много переменных, которые играют роль.
Однако это также не слишком далеко от правды. Большинство вещей, которые сдерживают людей от получения того, что они хотят, выдуманы ими самими. Такие оправдания, как недостаток таланта или времени, могут быть реальными, конечно, но часто это не так.
Настоящая проблема обычно состоит в отсутствие фокуса, долгосрочной приверженности и нежелания пожертвовать чем-либо хорошим ради чего-то большого.
У вас не может быть всего, что вы хотите, и это данность.
Вы не можете сниматься в каждом фильме и делать его шедевром каждый год или около того. Вы не можете решить, что можете быть кем-то, кто открыт для каждого нового проекта, всё ещё надеясь, что сделаете невероятные успехи в одной области, которая действительно имеет значение.
Компромиссы всегда существуют. Всё же, если у вас есть мощные фильтры выбора и если вы можете довольствоваться идеей согласиться всего на одну или две вещи в течение длительного периода времени, тогда нет практически ничего, что вы не сможете сделать.
Почти невозможно не добиться прогресса в чём-то, что становится исключительным обязательством. Большинство людей просто не устраивает эта идея.
Другой способ понять это – принять, что возможности состоят в том, что у вас может быть что-либо из того, что вы хотите, но это также означает, что у вас не может быть всего, что вы хотите.
Ваша жизнь формируется тем, чему вы говорите «нет». Отказывайтесь мудро.
Дэниел Дэй-Льюис
«Я считал, что не подхожу на роль президента»
ДЭНИЕЛ ДЭЙ-ЛЬЮИС относится к числу тех артистов, которые ни за что не станут размениваться по мелочам. Он нечасто балует нас своим появлением на экране, зато каждая его роль — стопроцентное попадание в образ. На этот раз Дэй-Льюис перевоплотился в Авраама Линкольна, сыграв в биографической драме Стивена Спилберга «ЛИНКОЛЬН» — и этот фильм принес актеру третий «ОСКАР»
О том, как именно Дэй-Льюис входит в образ, слагают легенды. В 1989 году он сыграл главную роль в первом фильме сценариста и режиссера Джима Шеридана «Моя левая нога». Картина рассказывает о жизни ирландца Кристи Брауна, страдающего церебральным параличом. Преодолевая боль, Кристи научился писать и рисовать при помощи пальцев левой ноги и сумел стать настоящим художником. Всё это Дэй-Льюису надо было прожить на экране. На протяжении всего съемочного процесса он наотрез отказывался покидать инвалидное кресло, некоторым коллегам даже приходилось переносить актера на руках, если ему не удавалось проехать самостоятельно. Рассказывали, будто во время съемок Дэниел умудрился сломать два ребра из-за неловкого маневра на инвалидном кресле, а как-то раз даже вызвал нервный срыв у своего агента, так как общался с ней, не выходя из образа Кристи Брауна. Ну что ж, ничто не прошло даром: Дэниел был удостоен множества престижных наград, в том числе и «Оскара». Но это еще не всё. Для того чтобы как можно правдоподобнее сыграть в Национальном театре сцены беседы Гамлета с призраком, Дэй-Льюис представлял, что общается с собственным умершим отцом. Ради роли Соколиного Глаза в картине Майкла Манна «Последний из могикан» актер подолгу занимался в спортивном зале, сидел на специальной диете и даже построил каноэ и научился охотиться. Во время подготовки к роли Мясника Билла в фильме Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка» он немало времени провел в мясном магазине.
Вообще этот человек полон сюрпризов. Дэй-Льюис утверждает, что он вряд ли бы нашел себе иное применение, чем в кино, и в то же время практически после каждой картины обещает больше никогда не сниматься. В конце 1990-х актер какое-то время жил во Флоренции, где едва не сменил сферу деятельности, всерьез подумывая стать. сапожником.
В личной жизни Дэниела Дэй-Льюиса до поры до времени тоже не всё было гладко. Около пяти лет он прожил с французской актрисой Изабель Аджани, которая родила ему сына, правда, на тот момент пара уже полгода как распалась. В середине 1996-го Дэй-Льюис, кажется, встретил свою единственную. В браке с театральной актрисой Ребеккой Миллер у него появилось еще двое сыновей. В настоящее время актер не мыслит своей жизни без семьи и с огромным трудом переносит длительные расставания.
Дэниел, странно, наверное, задавать вопрос о трудностях съемочного процесса настоящему мастеру перевоплощения. И всё же признайтесь, что для вас было самым сложным в образе такой культовой фигуры, как Авраам Линкольн?
Спасибо за комплимент. (Улыбается.) Знаете, труднее всего в этой истории было максимально приблизиться к жизни реально существовавшего человека. Со временем его судьба была до такой степени мифологизирована, что нам было очень нелегко придерживаться более или менее правдивой линии. Сейчас очень сложно нарисовать себе портрет реального Линкольна. Что же до меня, то я не был уверен на сто процентов, что смогу сделать это так, как того требует жанр и заслуживает зритель. Я чувствовал, что будет лучше, если кто-то сделает это вместо меня. (Улыбается.)
Иными словами, вы не хотели браться за эту роль? Как же Стивену Спилбергу удалось вас переубедить?
На самом деле я до последнего не был уверен, что поступаю правильно. Но в какой-то момент у меня уже не осталось доводов, чтобы я мог продолжать отказываться от предложения Спилберга. К тому же я понял, что для Стивена уговорить меня стало делом принципа. Ну я и решил, что будет лучше, если я ему подыграю. (Улыбается.) Если честно, меньше всего мне бы хотелось нести ответственность за непоправимо испорченную репутацию великого американского президента. Серьезно. Я ни капли не лукавлю, я действительно считал, что не подхожу на роль президента.
Простите, но я так и не поняла, что заставило вас передумать?
Встречи и разговоры со Стивеном сделали свое дело. Но даже если бы в итоге у нас ничего не получилось, в моей памяти навсегда остались бы беседы об истории и американском президенте. Не представляете, как это было увлекательно!
Стивен Спилберг несколько лет разрабатывал идею фильма «Линкольн», и большую часть времени главная роль была закреплена за Лиамом Нисоном.
Хорошо, что вы об этом заговорили. Дело в том, что Лиам мой большой друг. Вы правы, так оно и было, какое-то время он работал со Стивеном. Но пришло время, когда им обоим стало совершенно понятно, что Нисону необходимо заняться чем-то другим. Разумеется, пока главная роль была за Лиамом, мне даже в голову не приходило соваться в эту историю. Мы стали говорить о фильме только тогда, когда Лиам окончательно покинул проект. После того как роль предложили мне, Нисон всячески поддерживал меня. Даже тогда, когда я уже хотел отказаться, Нисон убеждал меня, что я должен это сделать. Вот и получается, что он тоже причастен к тому, что я во всё это ввязался.
Наверняка вам пришлось изучить немало биографических материалов о Линкольне. Скажите, вам удалось найти какие-то факты из его жизни, которые прежде вам были неизвестны?
Мне очень повезло в этом плане, ведь по большому счету я ничего не знал о своем герое. Конечно, когда-то я видел пару его фотографий, видел памятник ему, даже знал несколько строк из его первой инаугурационной речи и кое-что из Геттисбергской речи. На этом, собственно, мои познания о шестнадцатом президенте США заканчивались. Но знаете, что больше всего меня удивило? Его чувство юмора. Судя по всему, оно у него было отменным, и это важная составляющая его характера.
Возможно, он просто выбрал такую тактику?
Может быть. Но утверждать я бы не стал. Юмор часто помогал Линкольну в его политической деятельности, в достижении определенных целей. Не раз случалось, что к нему приходили люди, чтобы задать конкретный, чрезвычайно важный вопрос, а Линкольн, в свою очередь, оказывал им радушный прием, рассказывал какую-нибудь забавную историю, и вот эти люди уже оказывались за дверями его кабинета. Притом что сами так и не успевали понять, как это случилось, почему им не удалось получить конкретного ответа. (Смеется.) Хорошая политика, не правда ли? Я думаю, это было вообще свойственно Линкольну.
Дэниел, вы немало времени провели в президентском кресле. Что можете сказать об американской власти?
Ну что я могу сказать? Система управления и структура власти постоянно меняются и совершенствуются. Это очень важно.
Наряду с политической деятельностью Линкольна в фильме показаны еще и его отношения со старшим сыном Робертом. У вас у самого трое детей, что вы можете сказать по этому поводу?
Мне кажется, эта линия — отношения отца и сына — осталась наименее изученной, причем это касается не только нашего фильма. Между ними существовала пропасть, которая могла возникнуть во многом из-за того, что Линкольн в течение шести месяцев был вынужден отсутствовать, работая в суде округа, а еще из-за различных политических кампаний, в которых он принимал участие. Потом он стал президентом, Роберт поступил в университет, они физически не могли много времени проводить вместе.
Дэниел, вы не первый раз снимаетесь в ленте, действие которой разворачивается в Америке прошлого…
О да! Может, это каким-то образом характеризует мою реальную жизнь? (Смеется.) Кто знает. Если честно, у меня такое чувство, будто я действительно приличное количество времени прожил в Америке XVII века, совсем чуть-чуть задержался в XVIII веке, а наибольшую часть провел в Америке XIX века. Мне трудно сказать, вернусь ли я когда-нибудь к современному миру в кино. (Улыбается.) Конечно, за последние годы произошло много всего интересного, но мой опыт показывает, что исторические ленты получаются весьма недурно.