правила жизни айн рэнд

В чём была права и не права Айн Рэнд

Ушедший февраль стал месяцем юбилеев сразу двух довольно занятных мыслителей: русско-американской писательницы Айн Рэнд, которой 2 февраля могло исполниться 115 лет, и её одиозного биографа Криса Мэттью Скьябарры, которому 17 февраля стукнуло 60. В США Айн Рэнд известна как довольно популярная писательница-беллетрист, а также как публичный философ. Главным плодом её интеллектуальных исканий стал объективизм — философия, отстаивающая принципы рационального эгоизма, метафизического материализма и рыночного капитализма. Объективизм был очень популярен в Штатах во времена жизни самой Рэнд, оказав большое влияние на становление либертарианского политического движения. Однако сегодня внимания к персоне Рэнд уделяется куда меньше, и даже среди самих либертарианцев многие уже давно выбросили Рэнд и её книги на свалку истории.

Мэттью Скьябарра примечателен тем, что стремится примирить непримиримое: коммунизм с капитализмом, пролетариат с буржуазией, формальную философию с диалектическим методом, Карла Маркса с Фридрихом Хайеком. Коснулись его примирительные действия и Рэнд, взгляды которой Скьябарра попытался примирить с русской религиозной философией начала XX века, которая по словам самой Рэнд (родившейся и выросшей в России, откуда она мигрировала, спасаясь от большевистской диктатуры) не оказала на неё никакого влияния и всегда была омерзительна её скептическому духу. Иную интерпретацию её взаимоотношениям с русской религиозной мыслью накануне трёх революций Скьябарра излагает в книге «Айн Рэнд: Русский радикал».

Работа Скьябарры — самая спорная интеллектуальная биография Рэнд, которая стремится отыскать истоки её либертарианской и эгоистической философии в нонконформистском русском православии, представителем которого был её первый ментор в Петроградском университете — Николай Лосский. Поклонников Рэнд публикация «постмодернисткой и деконструктивистской» книги Скьябарры расколола на два лагеря: одни отмахнулись от неё, как от неверного и еретического прочтения объективизма, а другие увидели в ней призыв пересмотреть положения рэндианской теории.

Точно так же и мы предлагаем вам отпраздновать (не без опоздания) юбилеи двух радикальных мыслителей, попытавшись критически пересмотреть те или иные тезисы объективизма. Специально для этого мы подготовили для вас 3 вещи, в которых Айн Рэнд, как показала история, была совершенно права, а также 3 вещи, в которых русско-американская мыслительница всё-таки заблуждалась.

правила жизни айн рэнд. Смотреть фото правила жизни айн рэнд. Смотреть картинку правила жизни айн рэнд. Картинка про правила жизни айн рэнд. Фото правила жизни айн рэнд

АЙН РЭНД ПРАВА

Капитализм — это нравственный идеал

Айн Рэнд мигрировала в Америку в возрасте 21 года. Она происходила из состоятельной семьи еврейских аптекарей, чей бизнес пострадал от большевистского переворота. Полная презрения к социалистической диктатуре на родине, Алиса Розенбаум была полна решимости начать жизнь с чистого листа в стране, которую она считала оплотом личной свободы — США. Здесь она меняет имя на Айн Рэнд и занимается литературным творчеством. Первая же её книга «Мы живые» становится критикой советской системы, хотя роман и не получает большого успеха в далёкой от бед коммунизма Америке.

Но как бы не была далека Америка от Советской России, и сами Штаты постигла участь приютить у себя коллективистские предрассудки. На фоне разразившегося кризиса Великой депрессии пост президента занимает Франклин Рузвельт, который отказывается от традиционной для США политики невмешательства, ставя американскую экономику на социалистические рельсы. На фоне такого забвения либеральных идеалов ранних США, Айн Рэнд берётся за изобличение коллективистской политики Рузвельта, так отдалённо напоминающей уничтоживший её родину социализм.

В своих культовых романах «Источник» и «Атлант расправил плечи», а также последующих публикациях по философии объективизма Рэнд бросает вызов всем критикам рыночной системы и даёт всестороннее моральное обоснование капитализма. «Незнакомый идеал» — такое определение получает столь нелюбимая социалистами система, основанная на частной собственности, в одной из книг Рэнд. Капитализм — это идеал, потому что только эта система в полной мере согласуется с базовыми моральными ценностями цивилизованного человека: свободой и справедливостью. Незнакомым же он долгое время оставался, потому что до Рэнд, как она сама считала, никто так и не дал ему всестороннего этического обоснования. Теперь же, после Рэнд, невозможно оспаривать: капитализм — это нравственный идеал всякого свободного человека.

правила жизни айн рэнд. Смотреть фото правила жизни айн рэнд. Смотреть картинку правила жизни айн рэнд. Картинка про правила жизни айн рэнд. Фото правила жизни айн рэнд

АЙН РЭНД НЕ ПРАВА

Таковым капитализм делают достоинства лучших из предпринимателей

В «Источнике» и «Атлант расправил плечи» Рэнд не только размышляет об этической стороне самой капиталистической системы, но и пытается связать её моральные достоинства с добродетелями лучших представителей главного капиталистического класса — предпринимателей. Её любимые образы — Джон Голт, Дагни Таггерт, Говард Рорк — это выдающиеся волевые личности, которые добились большого успеха на свободном рынке благодаря своим природным талантам и нравственным добродетелям.

Сложно спорить, что предпринимательский класс действительно играет важную роль в подлинно свободном рыночном обществе, а также то, какое значение имеют их выдающиеся моральные качества. Но, сводя достоинства капитализма к достоинствам бизнесменов, велик риск впасть в ту же крайность, в которую впадают марксисты, когда рассматривают общество как антагонизм угнетённого пролетариата и угнетающей буржуазии. Многие критики Рэнд отмечают: её идеализация капиталистов выглядит как инверсированный марксизм, но не как достойная аргументация в пользу самого частного бизнеса.

Более древняя традиция обоснования свободного рынка, восходящая к Адаму Смиту, связывает главное достоинство капитализма с его возможностью ненасильственными методами привести к синергии интересы разнородных социальных групп и классов — не только предпринимателей. Сам Смит описывал эту особенность рыночной экономики с помощью метафоры Невидимой руки, тогда как современник Рэнд и австрийский экономист Фридрих фон Хайек называл это спонтанным порядком — в отсутствие единого координирующего центра капитализм обеспечивает наиболее оптимальное распределение ресурсов между всеми классами. Такое обоснование выглядит устойчивым даже при условии, что ни один из предпринимателей не отличается большим талантом или добродетелями. Не говоря уж о том, что многие из бизнесменов в реальной жизни достигают большого успеха, полагаясь исключительно на удачу, но не природную одарённость.

правила жизни айн рэнд. Смотреть фото правила жизни айн рэнд. Смотреть картинку правила жизни айн рэнд. Картинка про правила жизни айн рэнд. Фото правила жизни айн рэнд

АЙН РЭНД ПРАВА

Все люди — эгоисты, и это хорошо

Свою апологию абсолютного капитализма Рэнд связывала с ещё более глубинным моральным вопросом, связанным не только с экономическим укладом общества, но и с поведением человека в каждом отдельном случае — с обоснованием ею этического эгоизма. Айн сложно назвать первопроходцем в этом вопросе, ведь ещё Николай Чернышевский, Бенедикт Спиноза и Клод Гельвеций высказывались в пользу «разумного себялюбия». Но куда ближе к рэндианскому взгляду на моральную природу эгоизма были труды немецких философ Макса Штирнера и Фридриха Ницше. Они, как и Рэнд, отстаивали право сильной волевой личности сопротивляться навязываемым ей групповым интересам и альтруистической морали, преследуя вместо этого свои персональные цели и устремления.

Этический эгоизм Штирнера и Ницше во многом отрицал традиционную мораль, чем занималась и Рэнд, но немецкие философы оставались в парадигме иррационализма и субъективизма. Жизнь есть бессмысленная череда случайных событий, в которых человек ведом неподвластным ему иррациональным позывам, считали оба апологета эгоизма. Новаторство же Рэнд относительно философских систем Ницше и Штирнера состояло в том, что она рассматривала эгоизм как рациональный и объективно обусловленный.

Не считая моральные ценности некоей отчуждённой абстракцией, Рэнд считала их выражением некоторой фундаментальной природы нашей реальности. А природа нашей реальности такова, что единственной высшей моральной ценностью человека является его собственное счастье, индивидуальное стремление к которому и составляет основу морального поведения. Любая мораль, приписывающая самоограничения в стремлении к счастью, является дикой и варварской — ей не место в цивилизованном обществе.

Интеллектуально и морально развитый человек, доказывает Рэнд, всегда эгоистичен в своих устремлениях — он стремится лишь к удовлетворению своих собственных желаний. И это не порок, как тому учит традиционная или, например, социалистическая мораль — эгоизм добродетелен по своей природе. Естественно, речь идёт об рациональном эгоизме — таковом, при котором человек не только не позволяет другим рассматривать себя как средство достижения чужих целей, но и при котором человек сам не использует других людей в качестве своих средств. Именно поэтому стремление к корыстному интересу может быть ограничено, но не общественной моралью, а государством — в форме законов, единственно нужных для защиты людей от насилия.

правила жизни айн рэнд. Смотреть фото правила жизни айн рэнд. Смотреть картинку правила жизни айн рэнд. Картинка про правила жизни айн рэнд. Фото правила жизни айн рэнд

АЙН РЭНД НЕ ПРАВА

Мораль объективна, её можно постичь логически

Сколь не была бы права Рэнд в своём обосновании морального эгоизма, она допускает очевидную логическую ошибку, когда утверждает, что её эгоистическая мораль — объективный факт. На это ошибку ещё до её рождения указал её единомышленник по обоснованию либерального капитализма Давид Юм. Он проанализировал ситуации, при которых этические предписания выводятся из фактов окружающей нас реальности, и пришёл к выводу, что объективную мораль невозможно логически вывести из данных окружающего мира. При связке описательных (дескриптивных) и предписательных (прескриптивных) высказываний происходит логическая ошибка, так как одни нельзя вывести из других и наоборот.

В целом, эта проблема перекликается и с недостатками самой рэндианской гносеологии (философии познания). Базовыми постулатами объективизма, наряду с ценностью рационального мышления, эгоизма и капитализма, являются представления о том, что объективная реальность существует независимо от человеческого сознания и полностью соответствует данным нашим ощущений. Подобную гносеологическую самонадеянность также опроверг ещё до рождения Рэнд горячо критикуемый ею немецкий философ Иммануил Кант. В своём фундаментальном трактате «Критика чистого разума» Кант приводит неоспоримые доводы в пользу того, что имеющая у нас картина мира сильно разнится с реальностью как таковой — ноуменальной сферой. Нам доступен лишь искажённый ощущениями образ этой реальности — феноменальная сфера.

Моральный и метафизический реализм Рэнд (то есть убеждённость в объективности наших представлений о мире и моральных ценностях) принято называть «наивными» — они базируются на некритическом рассмотрении предпосылок такого мышления. Современная академическая философия вовсе не отвергает моральный и метафизический реализм как таковые, даже несмотря на силу доводов Юма и Канта против них. Однако в стенах специализированных философских учреждений приняты более строгие стандарты аргументации, чем предпочитаемые Рэнд. Последним, во многом, объясняется неприязнь академических кругов к фигуре Рэнд и её философии, не касаясь мейнстримной для академической среды левой ориентации.

правила жизни айн рэнд. Смотреть фото правила жизни айн рэнд. Смотреть картинку правила жизни айн рэнд. Картинка про правила жизни айн рэнд. Фото правила жизни айн рэнд

АЙН РЭНД ПРАВА

У человека нет ни одной эмоции, которую нельзя было бы объяснить рационально

Когда Рэнд уже стала состоятельной медийной фигурой, а «Атлант расправил плечи» национальным бестселлером, жизнь свела писательницу с Натаниэлем Бранденом. История взаимоотношений Рэнд и Брандена полна драматизма — они оба состояли в браках, но при этом поддерживали романтические отношения, не скрывая их от своих супругов. Бранден был горячим последователем и популяризатором философии Рэнд, однако его роман с молодой любовницей привёл к разрыву как романтических, так и деловых/интеллектуальных отношений с Рэнд. Впоследствии Бранден открестится от объективизма, но об этом и других перипитиях лучше узнать из фильма-лауреата Эмми «Тайная страсть Айн Рэнд».

Нам интереснее то, как взаимоотношения Рэнд и Брандена повлияли на объективистский взгляд на природу человеческих эмоций. Бранден был дипломированным психологом, специализирующимся на вопросах самооценки, самоуважения и, собственно, человеческих эмоций. Тема самоуважения очевидно сблизила его с культивирующим разумный эгоизм объективизмом, но фокус Брандена на рассмотрении человеческих эмоций помог Рэнд заполнить пустую лакуну сосредоточенной на холодной рациональности объективистской философии.

Тезис Рэнд состоит в том, что у человека нет эмоций, которые бы не поддавались логическому осмыслению. Это контрастирует с более приземлённым взглядом на рациональность как на отчуждённость от эмоций. Рэнд считает, что рациональность состоит не в отказе от эмоциональной жизни, а в осмыслении этой жизни для получения относительного контроля за собственными иррациональными позывами. Под действием же своих эмоций человек вовсе не поступает нелогично — непонимание логической связи между эмоцией и поступком не означает её отсутствия.

правила жизни айн рэнд. Смотреть фото правила жизни айн рэнд. Смотреть картинку правила жизни айн рэнд. Картинка про правила жизни айн рэнд. Фото правила жизни айн рэнд

АЙН РЭНД НЕ ПРАВА

«Человек человеку волк», если они не руководствуются холодным рассудком

Однако, оправдав эмоции перед рассудком, Рэнд впадает в другую крайность — она подчиняет одно другому, потворствуя другому примитивно-рационалистическому предрассудку. Возвращаясь к описанию внутренних правил функционирования общества, Рэнд постулировала, что следование своим интересам не скатиться в гоббсову войну-всех-против-всех тогда и только тогда, когда в своём стремление к личным интересам люди будут руководствоваться рациональным мышлением. Холодный рассудок поможет, считает Рэнд, лучше соотносить долгосрочные и краткосрочные выгоды, отдавая предпочтение продуктивному сотрудничеству, а не агрессивному насилию.

правила жизни айн рэнд. Смотреть фото правила жизни айн рэнд. Смотреть картинку правила жизни айн рэнд. Картинка про правила жизни айн рэнд. Фото правила жизни айн рэнд

Это лишь малая часть известных открытий и заблуждений Айн Рэнд. Можно было бы уделить внимание её непростым отношениям с Аристотелем, Ницше и Кантом, критике анархизма и либертарианства, гомофобии и антифеминизме, эстетической теории или позиции касательно колонизации Америки, а также арабо-израильского конфликта. Но разбирай бы мы каждое слово Рэнд, и у нас бы места на сайте не хватило. Куда лучше будет обратиться к трудам самой Рэнд, а также её многочисленных критиков и поклонников, дабы самому составить своё мнение об объективизме и его одиозной основательнице.

Константин Морозов

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

«Вы не должны любить всех». Чем интересна философия эгоизма Айн Рэнд

правила жизни айн рэнд. Смотреть фото правила жизни айн рэнд. Смотреть картинку правила жизни айн рэнд. Картинка про правила жизни айн рэнд. Фото правила жизни айн рэнд

правила жизни айн рэнд. Смотреть фото правила жизни айн рэнд. Смотреть картинку правила жизни айн рэнд. Картинка про правила жизни айн рэнд. Фото правила жизни айн рэнд

Нас всегда учили, что альтруизм — это хорошее качество, но автор романа «Атлант расправил плечи» считала иначе. Рассказываем, как девочка из Санкт-Петербурга стала всемирно известной писательницей и философом и почему многим женщинам может быть полезна её теория.

Недавно мы публиковали отрывок из книги «Выгорание», в которой Эмили и Амелия Нагоски рассказывают о работе философа Кейт Манн. Она описала социальную систему из двух групп: «доноров» и «индивидуумов». Суть её в том, что индивидуумы могут свободно самовыражаться, а доноры должны по своей воле и с радостью посвящать им время и внимание. Несложно догадаться, какую роль общество отдаёт женщинам.

Такое насаждение добровольной жертвенности Айн Рэнд считала неприемлемым в цивилизованном обществе. Писательница говорила, что каждый человек имеет моральное право строить личное счастье, а не услуживать другим.

Как Алиса Розенбаум из Петербурга стала Айн Рэнд

Алиса Розенбаум родилась 2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге в еврейской семье фармацевта Залмана-Вольфа и зубного техника Ханы Каплан. Семья жила в особняке на углу Невского проспекта и Знаменской площади. На первом этаже располагалась аптека, владельцем которой был отец Алисы.

Алиса научилась читать и писать уже в четыре года. В восемь лет она написала свой первый сценарий, а в десять — первый роман. На уроках ей часто было скучно, поэтому она садилась на заднюю парту, закрывалась учебником и писала свои произведения. Прочитать их сейчас, правда, не получится: в интервью Тому Снайдеру писательница говорила, что эти произведения не сохранились и она уже не очень хочет о них вспоминать.

В 1924 году Алиса поступила в Государственный институт кинематографических искусств — она хотела писать сценарии для кинофильмов. Через год она поняла, что её произведения в Советском Союзе обречены из-за цензуры. И эмигрировала в Соединённые Штаты.

В США Алиса Розенбаум взяла псевдоним Айн Рэнд. В 1936 году она впервые опубликовала своё произведение — роман «Мы живые». А в 1957 году вышел «Атлант расправил плечи». Роман попал в список бестселлеров The New York Times уже через три дня после выхода и оставался там почти полгода.

Айн Рэнд прожила долгую, насыщенную жизнь и скончалась на 77‑м году жизни в Нью-Йорке, оставив после себя не только богатое литературное наследие, но и философское течение — объективизм.

Что такое объективизм

«Моя философия — это концепция представления человека о себе как о героическом существе, в котором его собственное счастье является нравственной целью его жизни, продуктивные достижения — его благороднейшей деятельностью, а разум — единственным абсолютом»

Из книги «Концепция эгоизма»

Впервые Айн Рэнд представила объективизм в своих романах «Источник» и «Атлант расправил плечи». Как утверждала сама писательница, она жила по собственной философии с двух с половиной лет.

правила жизни айн рэнд. Смотреть фото правила жизни айн рэнд. Смотреть картинку правила жизни айн рэнд. Картинка про правила жизни айн рэнд. Фото правила жизни айн рэнд

Главный герой объективизма — созидающий человек. Он отвечает за свою жизнь, познаёт мир и стремится к личному счастью. Ему не нужна помощь других, так как он обладает самым главным инструментом — разумом. Разум Рэнд считала наивысшей ценностью человечества.

С помощью разума человек может осознавать эмоции и управлять ими (но не подавлять). Это значит, что эмоции не выступают основным источником для принятия решений. А сосуществование эмоций и разума создаёт гармоничную личность, так как конфликт между сознательной и бессознательной частями психики отсутствует.

Всё это становится возможным, когда человек ценит личность. Он не позволяет использовать себя для достижения целей других людей и не использует кого-либо для своих.

«Худшее, что происходит сегодня, — это нападки на умения и таланты людей. Я считаю аморальным травить человека не из-за его пороков, а из-за добродетелей. Добиться успеха в любой отрасли рациональной деятельности — это большое достоинство. Но люди могут нападать на вас за то, что вы применили свои способности, много работали, были амбициозны. Они хотят, чтобы вы чувствовали себя виноватым за это»

из интервью Тому Снайдеру

Почему быть эгоистом не стыдно, а с альтруизмом что-то не так

Слыша слово «эгоист», многие представляют чёрствого человека, который действует только в угоду своим потребностям и вредит при этом другим. Нас с детства учили, что быть эгоистом — не столько обидно, сколько стыдно. И когда вы не готовы менять свои планы ради других, выполнять чужие задачи по работе и даже рожать детей — скорее всего, на вас повесят именно этот ярлык.

Айн Рэнд считала, что общество исказило понятие «эгоизм».

«Значимость эгоизма в том, что вы цените себя, живёте в согласии со своей природой и собственными суждениями. Вы уважаете свой разум, свою способность делать правильные вещи. Уважаете возможность быть морально добродетельным человеком. И относитесь к себе как к ценности, которую нужно беречь»

из интервью Тому Снайдеру

Альтруизм — готовность бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими интересами — Рэнд считала худшим из зол. И противопоставляла ему свою философию объективизма.

Когда интересы общества провозглашаются более значимыми, чем личные, получается, что человек не имеет морального права жить ради себя самого.

Обязанность жить для других порождает неудовлетворённые потребности и желания. Когда что-то не складывается, мы злимся на других и чувствуем, что они нам должны.

Мы играли по правилам, заботились о счастье других, а эти «другие» не делают того же в ответ. Кажется, нас надули.

Рэнд называла альтруизм моральным каннибализмом, который делает людей жертвенными животными. Она осуждала само понятие, при котором счастье одного человека требует страданий другого. Писательница считала, что разумные интересы людей не станут противоречить друг другу. Но даже если возникнут споры, их можно решить переговорами или свободной конкуренцией.

«Вы можете делать людей счастливыми, если эти люди что-то значат для вас. Но вы не должны любить всех. Да вы и не сможете, это бессмысленное утверждение. Любить можно только того, кого ты ценишь»

из интервью Тому Снайдеру

Айн Рэнд считала, что каждый может быть разумным эгоистом. Нужно только понимать, что значит это слово.

С её точки зрения, эгоист — это человек, который следует своим целям, руководствуется разумом, а не сиюминутными прихотями и эмоциями. Он отвергает самопожертвование и готов усердно работать ради своего счастья. Не ждёт, когда другие сделают его счастливым. И отказывается брать на себя ответственность за каждого лентяя, который ищет спасения у других.

правила жизни айн рэнд. Смотреть фото правила жизни айн рэнд. Смотреть картинку правила жизни айн рэнд. Картинка про правила жизни айн рэнд. Фото правила жизни айн рэнд

Это не значит, что разумный эгоист ни о ком не заботится. Объективизм не отрицает любви. Но отношения строятся исключительно на добровольных началах: партнёры вместе, потому что ценят и уважают друг друга, и ни один из них не просит другого жить ради себя.

Философия альтруизма, напротив, порождает искажённое понятие любви: что человека нужно любить за недостатки, а не за достоинства. Это считается благородной жертвой, но партнёры редко оценивают этот широкий жест. Такая любовь чаще оставляет только страдания.

«Допустим, кто-то говорит вам: „Я люблю тебя, потому что ты плохой. Я буду любить тебя и принесу себя в жертву“. Вы примете это? Я — нет. Это самые оскорбительные слова, которые только можно услышать. Но именно этого требует от нас альтруизм»

из интервью Тому Снайдеру

Как альтруизм истощает женщин

Достаточно того, что пренебрежение своими желаниями ради других имеет психологические последствия. Но помимо этого женщина начинает думать, что с ней что-то не так, если она не рада приносить себя в жертву.

Сёстры Нагоски писали в «Выгорании», что женщины с синдромом донора пребывают в хроническом стрессе. Они не могут делиться своими эмоциональными всплесками, потому что это порицается. Их психика истощена бесконечными требованиями и осуждением как от общества, так и от самих себя.

Нам представляют альтруизм в романтическом свете. Но это больше похоже на хитрый способ манипуляции. Живи для других — и только тогда ты хорошая.

Объективизм Айн Рэнд не рассматривает человека с позиции гендера. Любой имеет право думать о собственном счастье, а не о потребностях людей, которые не хотят отвечать тем же.

Что прочитать у Айн Рэнд

«Источник»

Входит в число самых известных произведений американской литературы. Главный герой — талантливый архитектор Говард Рорк. Отстаивая свободу творчества, он борется с миром, который не хочет принимать свежие решения, идеи, мечты.

«Атлант расправил плечи»

Рэнд считала этот роман своим лучшим произведением. Его идея в том, что мир держится на талантливых творцах-одиночках. Рэнд сравнивает их с титаном Атлантом, который держит на плечах небо.

«Мы живые»

Главные герои романа: аристократ Лео, коммунист и сотрудник ГПУ Андрей и Кира — девушка, которая стремится к своим целям, несмотря на голод и бедность. Каждый пытается научиться жить в России, где только что произошла революция.

«Идеал»

Произведение опубликовали посмертно в 2015 году. Рэнд написала его дважды: как повесть и как пьесу. Главная героиня — молодая актриса Кей Гонда, которую подозревают в убийстве миллионера Грантона Сайерса.

Эта короткая повесть — социально-политическая антиутопия с критикой тоталитарного общества, которое подавляет творчество и личность человека.

«Добродетель эгоизма»

Сборник эссе Айн Рэнд о философии объективизма.

«Романтический манифест»

В этой книге Рэнд размышляет о творческом процессе писательства. Например, почему «Анна Каренина» — самое вредное произведение мировой литературы. Или в чём цель искусства и кто его главный враг.

Автор иллюстраций: Вика Анистратова

правила жизни айн рэнд. Смотреть фото правила жизни айн рэнд. Смотреть картинку правила жизни айн рэнд. Картинка про правила жизни айн рэнд. Фото правила жизни айн рэнд

Редактор «Горящей избы» и амбассадор саморазвития на диване. Смотрю лекции, читаю книги, слушаю умных людей и пробую их методы личного развития. Слежу за профессиональными стилистами и новостями моды, штудирую книги об истории индустрии и мечтаю о встрече с Анной Винтур.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *