праведные слова в исламе о жизни
Мудрые высказывания ученых ислама, аяты и хадисы
Мудрые высказывания ученых ислама, аяты и хадисы запись закреплена
Мудрые высказывания ученых ислама, аяты и хадисы запись закреплена
Мудрые высказывания ученых ислама, аяты и хадисы запись закреплена
Мудрые высказывания ученых ислама, аяты и хадисы запись закреплена
Мудрые высказывания ученых ислама, аяты и хадисы запись закреплена
Кто будет выпускать на волю свой язык и начнет покушаться на честь других мусульман и выискивать у них недостатки, Аллах удержит его язык от произнесения слов шахады, когда он будет при смерти.
ибн аль Джаузи رحمه الله
Мудрые высказывания ученых ислама, аяты и хадисы запись закреплена
Мудрые высказывания ученых ислама, аяты и хадисы запись закреплена
ПРОЧТИТЕ. НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ, ИН ША АЛЛАХ! И потом читайте всякий раз, когда будет трудно.
Поистине выбор Аллаха для раба, лучше, чем выбор раба для самого себя: на самом деле, это удивительное таинство, которое толкает раба, который взывает с мольбой к Аллаху, задуматься, что Аллах – Мудрейший из мудрых, Милостивейший из милостивых. Он знает лучше об интересах Своих рабов, чем они сами. Он более милостив к ним, чем они сами к себе, и даже, чем их отцы и матери.
Показать полностью.
И даже если с ними случается то, что им не нравится, всё же это лучше для них, чем этого бы не случилось с ними. Так это тоже является снисхождением, добродетелью и милостью по отношению к ним. И если людям предоставить выбирать самим, то они бы не сумели бы защитить свои интересы из-за недостаточности знания, желания и действия. Но Всевышний Аллах по своей справедливости, знанию, мудрости и милости расставил их дела наилучшим образом, хотят они этого или нет.
Если человек полностью покорится Аллаху, и убедится в том, что Власть и дело принадлежит Ему, и в том, что Аллах более милостив к нему, чем он сам, тогда успокоится его душа, не зависимо от того, разрешилась его нужда или нет.
И если раб полностью покорится своему Господу и станет довольствоваться тем, что Он избрал для него, Аллах даст ему в этом силу, решимость и терпение, а также отведёт от него беды, в которые раб попал бы, если бы был предоставлен своему выбору. Он также покажет ему хорошее завершение дела, которое Он выбрал для раба, которого он не достиг бы, если бы выбрал для себя сам.
Это даёт человеку отдых от постоянных мыслей о выборе, а также освобождает сердце от постоянных расчётов и размышлений, которые кидают его с одной вершины (проблем) на другую.
И не смотря на это, он не может выйти за пределы предопределённого, и если он доволен выбором Аллаха – он будёт похвалён, отблагодарён и к нему отнесутся снисходительно. В другом случае всё равно с ним случится предопределённое, но он уже будет порицаем (за недовольство). И когда он полностью проявит свою покорность и довольство, то к нему будет проявлено снисхождение и сочувствие. Сочувствие убережёт его от того, что он опасается, а снисходительность облегчит ему перенести то, что предопределено ему.
Шейх Суфьян ас-Саури (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Его отказ является даром, потому, что это не отказ скупого, а также отказ это не значит ничего. Просто Аллах увидел в отказе добро для раба, и отказал ему, выбрав для него это добро ».
Человек не знает чем окончится его дело: иной раз он требует то, что может кончится довольно плачевно, и возможно в этом есть вред человеку. Это подобно тому, как больной лихорадкой ребёнок просит сладостей, хотя они ему сейчас противопоказаны.
Тот, кто управляет делами, знает лучше об интересах человека и окончании его дела. Ведь Аллах сказал:
وَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَكُمْ وَعَسَى أَنْ تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَكُمْ وَاللَّهُ
يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
«Одно из снисхождений Аллаха к рабу в том, что иной раз раб проявляет старание, дабы достичь какую-то мирскую цель, и он уже едва достиг её, как Всевышний Аллах, зная, что это повредит рабу и преградит ему путь к тому, что полезно для него, и Аллах лишает его этого. Раб при этом проявляет недовольство, не зная, что Аллах проявил к нему снисхождение, т.к. оставил ему лишь полезное дело и отвёл от него плохое дело ».
В Сунне приводятся хадисы, указывающие на то, что испытание указывает на любовь Аллаха к рабу. Так посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое великое воздаяние будет за самое великое испытание. И Аллах, если возлюбит какой-то народ, испытает их. Кто был доволен – тому довольство (Аллаха), кто гневался – тому гнев (Аллаха) ».
Всевышний Аллах сказал:
فَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا
Может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо.
Слова, ставшие золотыми
Наставления из Корана, хадисов и преданий.
«Защищайся от зла добром; тот, кто имеет к тебе враждебные чувства, вдруг превратится в твоего друга» (смысл аята. Коран, 22: 78).
«Лучше сказать доброе слово и простить, чем дать милостыню с упрёком» (Коран, 2: 263).
«Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, кого притеснили» (Коран, 4: 148).
«Скажи: о мой Господь, увеличь мои научные познания!» (Коран, 20: 114).
«Не говори родителям, что они тебе надоели, и не кричи на них; говори с ними вежливо и мягко, опустив на них крылья милосердия, и проси: «О мой Господь, смилуйся над ними, они проявляли ко мне милосердие, воспитывая меня, когда я был маленьким!» (Коран, 17: 23).
«Смягчай, утончай свой голос, самый противный голос – это голос осла» (Коран, 31: 19).
«Человек не скажет ни слова без того, чтобы рядом с ним не было ангелов Ракиба и Атида (записывающих его слова)» (Коран, 50: 18).
«Скажи Моим рабам, чтобы они говорили по-доброму, поистине, шайтан сеет между ними раздоры» (Коран, 17: 53). Этот священный аят призывает нас обращаться друг с другом деликатно, выбирая лучшие слова.
«Молчание означает сообразительность и упование на Аллаха, но молчаливых мало» (Хадис, переданный Дайлами и Байхаки).
«Тому, кто сбережёт свой язык и половые органы, я гарантирую Рай» (Хадис, переданный аль-Бухари).
«А разве не язык бросает людей на дно ада?» (Ат-Тирмизи и Хаким).
«Вера раба не будет истинной, пока сердце не будет обладать истиной, и сердце не будет на истинном пути без истины на языке» (ат-Тирмизи).
«Большинство ошибок человек совершает языком» (ат-Табрани и Байхаки).
«Самое лёгкое поклонение – молчание и благонравие» (ибн Аби ад-Дунья).
«Да будет Аллах милостив к тем, кто добрым словом приобрёл клад и спасся молчанием» (Байхаки и ибн Аби ад-Дунья).
Пророк Сулейман сказал: «Если бы речь была серебром, то молчание было бы золотом».
«Сохраняй свой язык от плохого, и тем самым будешь спасён от шайтана» (ат-Табарани).
«У верующего язык следует за сердцем (он думает, прежде чем говорить), а у лицемера язык опережает сердце» (Хараити).
«Красота Ислама заключена в отказе от бесполезного» (ат-Тирмизи).
«Счастлив человек, который раздаёт богатство, которого больше, чем необходимо, и не занимается лишними разговорами» (Байхаки).
«Один человек говорит слово, которым доволен Аллах и не придаёт этому большого значения. Из-за этого слова человек в Судный день может приобрести довольство Аллаха. Другой же говорит слово, которое вызовет гнев Аллаха, и не придаёт этому большого значения, но из-за этого он может попасть под гнев Аллаха» (ат-Тирмизи).
«Ни одна группа людей не заблудилась после наставления Аллахом на путь истины, кроме как после начала конфликта и ссор» (ат-Тирмизи).
«Самый ненавистный для Аллаха тот, кто упрям в споре» (аль-Бухари).
«Доброе слово тоже милостыня» (Муслим).
«Уразумейте! Пропали люди, которые говорят безгранично много и впадают в крайности» (хадис, переданный имамом Ахмадом).
«Рай запретен для сквернослова» (хадис, переданный ибн Аби ад-Дуньей).
«Если двое ругают друг друга – они оба кричащие, нападающие друг на друга шайтаны» (хадис рассказал Абу Давуд).
«Проклят тот, кто ругает своих родителей» (хадис рассказали Ахмад и ат-Табарани).
«Ругать своих родителей значит ругать родителей и других, и подталкивать людей ругать своих родителей».
«Самое любимое Аллахом деяние – поминание Аллаха так, чтобы язык никогда не высох, до самой кончины» (хадис рассказали ат-Тирмизи, Хаким, ибн Маджа, ибн Хаббан).
«Верующий не может быть проклинающим» (хадис рассказал ат-Тирмизи).
«Если один сказал другому, что он неверующий, то один из них непременно станет неверующим. Если тот, кого оклеветали, на самом деле уверовавший, неверующим станет тот, кто говорит, что другой неверующий» (хадис рассказали аль-Бухари и Муслим).
«Упоминайте своих умерших только добром» (хадис рассказал Насаи).
«Я тоже шучу, но и шутя говорю только правду» (хадис рассказал ат-Тирмизи).
«Один бросает реплику, слово, чтобы смеялись те, кто рядом, тем самым он попадает в огонь ада на расстояние большее, чем до звезды Плеяда» (хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом).
«Если кто упрекнёт брата по вере в грехе, в котором тот раскаялся, этот человек не умрёт, пока не совершит такой же грех» (хадис рассказал ат-Тирмизи).
«Если человек, который даже совершает намаз, соблюдает пост и утверждает, что он мусульманин, обладает тремя недостатками: говорит неправду, нарушает договор, не оправдывает доверие, то есть он лицемер» (хадис рассказали аль-Бухари и Муслим».
«Лживость – одна из дверей лицемерия» (хадис рассказал ибн Адийюн).
«В Судный день Аллах не посмотрит на торговца, который даёт ложную клятву» (хадис рассказал Муслим).
«Примиряй людей, даже если для этого придётся лгать» (хадис рассказал ат-Табарани).
«Человека, который в отсутствие своего брата по вере защищает от злословия, Аллах освобождает от ада» (хадис, переданный Ахмадом и ат-Табарани).
«Искуплением за злословие может быть мольба о прощении грехов того, о ком ты злословил» (рассказал хадис ибн Аби ад-Дунья).
«Сплетник не войдёт в Рай» (Хадис рассказали аль-Бухари и Муслим).
«Лицемер в Судный день воскреснет с двумя огненными лицами» (хадис, переданный ат-Табарани).
Имам аль-Газали (да будет свята его душа!) сказал: «Речь может быть четырёх типов: 1) только вредной; 2) только полезной; 3) смешанной, в которой есть и польза и вред; 4) такой, от которой нет ни пользы, ни вреда.
От речи, которая приносит только вред, необходимо отказаться так же, как необходимо отказаться и от речи, от которой есть и польза и вред, ибо вред превышает пользу. Также следует отказаться и от речи, от которой нет ни пользы, ни вреда, так как она попусту убивает время. Вести следует лишь разговоры, которые приносят только пользу».
Однажды встретились цари Индии, Китая, Рима и Персии. Один из царей сказал: «Я никогда не печалился за несказанное, а печалился лишь за сказанное». Второй сказал: «Сказанное слово властвует надо мной». Третий сказал: «Я удивляюсь говорящему, если речь обернётся против него, она навредит ему, а если не навредит, то не принесёт и пользы». Четвёртый сказал: «Мне легче отвергнуть несказанное слово, чем сказанное».
В Коране говорится:
لَا خَيْرَ فِي كَثِيرٍ مِنْ نَجْوَاهُمْ إِلَّا مَنْ أَمَرَ بِصَدَقَةٍ أَوْ مَعْرُوفٍ أَوْ إِصْلَاحٍ بَيْنَ النَّاسِ (النساء، 114)
Смысл: «По большей части пользу приносит только речь, призывающая к раздаче милостыни, к добру и примирению людей» (Коран, 4: 114).
Дай Аллах нам силу отказаться от бесполезной речи и вести только полезные разговоры! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Цитаты про Ислам
Никогда не ссорься с другими людьми, и не проси ни у кого одолжений. Не будь никому бременем.
«Ходжа Абд аль Халик»
Не наказывал Аллах большим наказанием, чем чёрствостью сердца.
Любовь к Аллаху – наивысшая цель из всего того, что есть на земле. Вся остальная любовь – лишь её плод.
Довольствуйся малым – и не будешь нуждаться; избавься от зависти – и будешь спокоен; отдаляйся от запретного – и твой Иман станет сильнее.
Нет блага в том поклонении, в котором нет знания, и нет блага в том знании, в котором нет правильного понимания.
К Исламу путь не близок, не далек, но всех Аллах впускает на порог.
Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия к другим.
Меня всегда беспокоили те женщины, которые для совершения намаза облачаются в небрежные, неряшливые платья, а выходя на улицу активно стараются одеть самое лучшее.
Хорошо относись к своей жене, ты за нее в ответе перед Всевышним.
Ислам не делает различия между мужчинами и женщинами по отношению к Аллаху. Каждый из них в равной мере получит по заслугам за все достойные и не достойные поступки.
Будь сильным, не проявляя жестокости и суровости, и будь мягким, не проявляя слабости.
Одним из наиболее консервативных принципов мусульманской социальной доктрины в ее “женском измерении”.
Как трактует ислам: любовные чувства между мужчиной и женщиной – знамение божье.
Будь всегда искренним в своих делах ради Аллаха и будь гибким по отношению к людям.
Если прервал отношения с человеком, береги свой язык от разговоров о нем.
Стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина.
Читайте Коран. Хотя бы джуз в день, или хотя бы 100 аятов в день. Это всего 15 минут. Вы узреете сами как время буквально растягивается.
Стань рабом Аллаха, что бы не стать рабом своих желаний.
Для мусульманина не может быть награды более высокой, нежели милость Всемогущего Аллаха и уважение его единоверцев.
Платок – это скромность, а скромность в Раю. Тебе это с гордостью я говорю. Держись за платок, как месяц за тьму, и счастлива будешь, и будешь Раю!
Лучшим из людей является тот верующий, который дерзает на Господнем промысле всей своей жизнью и всем своим добром.
Будь всегда искренним в своих делах ради Аллаха и будь гибким по отношению к людям.
Молитва – это лекарство для потерянной души, запутанного разума и разбитого сердца…
Самое красивое слово в мире — это Аллах, красивая музыка — это азан, лучшая гимнастика — это намаз, самая мудрая книга — это Коран. В этом мире счастлив тот, кто мусульманин.
Женщины даны на хранение мужчинам. Они отданы вам Аллахом — так не угнетайте их и не судите строго.
Для того, кто испрашивает у Аллаха прощения, несчастья не существует!
Взгляни на небо хоть на миг и ты поймешь — Аллах велик!
В Исламе есть свое название браку и звучит оно – «никах» или «никях», что в переводе на русский означает дословно: «заключение договора между мужчиной и женщиной для взаимного удовлетворения, создания достойной семьи и прочного, здорового союза».
Ислам того, кто не причиняет другим мусульманам вреда своим языком и своими руками, является наилучшим.
Аллах всегда нас слышит, но не всем Он отвечает. Аллах даёт нам знаки, но не все их замечают.
Многие думают, что шариат порабощает женщину. Это ваши обычаи делают из женщины рабыню, которая обязана свое тело всем желающим демонстрировать.
Гордость Кавказа — это мусульманки.
Твое сердце осветится избеганием грехов и оставлением ненужных дел.
Да будет мир над вами и милость Аллаха, и его благодать!
Разве стоят прегрешения тех слез, что проливают твои глаза вслед за ними?
Насколько бы ты ни был уверен в людях, держи свои секреты при себе.
Порой стоит не сомкнуть глаз до рассвета, чтобы оценить своими глазами всю красоту восходящего солнца.
Что сталось бы с людьми, лишись они благоволения Аллаха! Давным-давно исчезли бы они с лица Земли!
Если Аллах Хотел объединить два сердца, Он объединяет их, даже если между ними пролегает расстояние от небес до земли.
Всевышний сказал: «Бойся слёз обиженного тобой… Он будет просить о помощи и Я помогу ему.»
Совершенство веры мусульманина проявляется в том, что он оставляет и отказывается от пустого и бессмысленного.
Интересные хадисы и высказывания ученых
Ибн Атаиля (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Признак следования страстям – это поспешность в выполнении желательных действий и лень в выполнении фарзов».
Имам аш-Шарани сказал: «Если ты не находишь ненавидящего тебя, то знай, что ты – потерпевший неудачу».
«Грехи лишают человека ризка, особенно ложь». («Шарху Сафинату Наджа», стр. 193)
Нахра Джури (да будет доволен им Аллах) о важности богобоязненности говорил: «Мирское – это море, а ахират – это берег; все люди в пути, и средство передвижения – это богобоязненность».
Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), когда вспоминал о могиле, плакал; когда у него спросили, почему он плачет, ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я слышал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил: “Могила – это первая степень ахирата; кто спасётся в первой степени – для него будет лёгким то, что будет после, а кто не спасётся в первой степени – для него будет намного сложнее то, что будет после могилы”». (См. в книге «Мукашафатуль Кулюб».)
«Тот, кто желает остаться незаметным для своего врага, пусть читает 70 раз аятуль Курси». (См. в книге «Хазанатуль Асрар», стр. 191.)
Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Кто не получает знание в молодости – прочтите над ним четыре такбира, он уже умер. ».
«Кто боится Аллаха, ему никто не навредит, а кто боится других помимо Аллаха, ему никто не поможет» (Фузайл ибн Ияз).
Ибн Мубарак сказал: «Если бы я был из тех, кто совершает гибат (хула, сплетни), то я совершал бы гибат про свою мать, потому что она наиболее подходящая для получения моих благих поступков».
Однажды Пророк Нух (мир ему) взмолился: «Ты повелел мне сделать корабль, я его строю днём, а ночью мой народ его рушит». Тогда пришло откровение от Аллаха, чтобы Нух (мир ему) завёл сторожевую собаку, и он выполнил веление Аллаха. Когда в очередной раз народ пришёл испортить его благое дело, собака начала лаять на пришедших, Нух (мир ему) проснулся и разогнал их. Он был первым, кто завёл сторожевую собаку. (См. в книге «Нузхатуль Маджалис», стр. 306.)
Когда Муаза, находящегося при смерти, спросили о причине его слёз, он ответил: «Я плачу, потому что сожалею, что упустил ночное бодрствование в зимнее время года…». («Лятаифу Маарифлиль-Ханбали», № 1/356)
Ибн Масуд говорил: «Мархаба (добро пожаловать), зима, ниспосылается в это время баракат, удлиняется ночь для поклонения и укорачивается день для соблюдения поста».
Однажды у Джунайда аль-Багдади спросили: «Что помогает тебе потуплять свой взор?» Джунайд ответил: «Знание о том, что взор Аллаха опережает твой взор на то, на что ты желал посмотреть».
Один человек спросил у Хасана аль-Басри: «За кого выдать мне дочь свою?» Хасан ответил: «За богобоязненного человека; если он её полюбит, то возвеличит, если она ему не понравится, то не унизит».
Имам аль-Газали сказал: «Женщины перестанут быть скромными, когда мужчины перестанут быть ревнивыми».
Ибн Масуд передаёт от Пророка (мир ему и благословение): «Той женщине, которая постирает одежду своего мужа, Аллах записывает тысячу благодеяний, прощает тысячу проступков; каждая вещь, над которой взошло солнце, просит для этой женщины прощения, и возвышается её духовная степень на тысячу степеней». (См. в книге «Нузхатуль Маджалис», стр. 307.)
В одном из преданий говорится: «Кто обрадует женщин (жену, дочь, сестру и т. п.), тот подобен проливающему слёзы от страха перед Аллахом, а кто плачет от страха перед Аллахом – его тело Аллах делает харамом адскому огню». (См. в книге «Нузхатуль Маджалис», стр. 307.)
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт от Пророка (мир ему и благословение) следующее: «Кто выйдет на какой-либо рынок мусульман и, купив что–либо, понесёт домой и оделит этим только женщин (то есть купит на рынке что-либо именно женщине – жене, дочери, сестре и т. п.), то Аллах посмотрит на него, а на кого смотрит Аллах – того не наказывают». (См. в книге «Нузхатуль Маджалис», стр. 307.)
Хасан аль-Басри сказал: «Кто подчиняется жене в её желаниях (противоречащих Шариату), тот опрокинется в ад». (См. в книге «Нузхатуль Маджалис», стр. 306.)
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я расскажу вам хадис, который после меня вам никто не расскажет (то есть он был последним сподвижником, оставшимся в живых, и если он не рассказал бы, то люди не узнали бы этот хадис). Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Из признаков Судного дня – то, что знаний станет меньше, распространятся невежество, прелюбодеяние, женщин станет больше, мужчин станет меньше, и так будет до тех пор, пока не останется на 50 женщин один мужчина”» (Бухари).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Смысл жизни в Исламе
Смысл жизни в Исламе
Драгоценный дар жизни, данный Аллахом, имеет свой смысл. Рождение и уход человека из жизни нередко становятся причиной задуматься об этом. Мусульмане верят в то, что смысл жизни человека заключается в сознательном поклонении Всевышнему Аллаху.
Заслуживает понимания и уважительного отношения стремление человека к хорошей жизни, созданию счастливой семьи. Однако это не должно стать единственной целью и смыслом существования, тогда как главное предназначение людей – служить довольству Всевышнего. «Ни ваши богатства, ни ваши дети не приблизят вас к Нам. Близки к Нам те, которые уверовали и совершали добрые деяния. Именно им будет воздано многократно за то, что они сделали, и будут они почивать в высших покоях» (Коран, 34:37).
Жизненные испытания
Такие страшные трагедии, как крушение теплохода «Булгария», произошедшая в аэропорту Казани авиакатастрофа «Boeing-737» – серьезные испытания для близких людей. Потеря преждевременно ушедших из жизни любимого сына, мужа, отца, дочери, жены, матери доставляет большие душевные и физические страдания.
Горюющий искренне верующий человек, поступит наилучшим образом, совершив доброе дело, посвятив награду за него у Аллаха, своему ушедшему в иной мир близкому. Люди, способные к состраданию, воспринимают близко к сердцу чужое горе и стараются помочь вылечить больного, оказать поддержку нуждающемуся.
Во время тяжелых испытаний, мы должны попытаться понять, что именно Аллах предначертал для нас, как мы должны поступить в той или иной ситуации. Свой смысл есть и в страданиях. Верующий не остается один. Аллах никогда не оставляет его, даже в самые трудные минуты. Любовь к Аллаху помогает людям исцелиться от болезни, найти в себе силы жить, несмотря на болезнь, и, в конце концов, умереть с верой надеждой на награду после смерти.
Ислам, не гарантирует человеку жизнь без страданий, но помогает их достойно пережить. Люди не могут прожить жизнь без горя, проблем и трудностей. Аллах обращается к верующим: «Истинно, Мы испытываем и долей страха, и голодом и убытками в имуществе, потерей людей и плодов. Ты возвести благую Весть тем, кто терпеливо стоек в вере». (Коран, 2:155) Аллах ближе к нам, чем наша яремная вена, чем шея собственного верблюда, как сказал Пророк (с.а.в). Любовь Всевышнего никогда не покинет нас.
Все люди на земле смертны. Любимец Аллаха, Хабибулла, Пророк Мухаммад (с.а.в.) умер, как и все люди. Его сподвижник Абу Бакр (р.а.) напомнил Умару ибн аль-Хаттабу (р.а.), переживавшему горе от потери, аят: «И Мухаммед – только Посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?» (Коран, 3: 144).
Человек, полагающийся на волю Аллаха, принимает все от Него – и хорошее, и плохое, доверяя Всевышнему, веря в Его промысел, смиряясь перед Его волей.
«Аллаху известно все, что на суше и на море, и ни один лист не упадет без Его знания, и ни одно зерно не упадет в лоно земли, и нет былинки ни свежей, ни сухой, о которой Он, Всеведущий, не знает». (Коран, 6:59)
Терпение
Терпение ради Аллаха является одна из форм поклонения Ему. «Ищите подмогу в терпении стойком и молитве». (Коран, 2:45)
Размышление о смерти
Судьба
Попытаться самостоятельно изменить свою судьбу к лучшему кроме как через искреннее поклонение Аллаху, покаяния или совершения ради Него добрых дел является бессмысленным времяпровождением. Имам Абу Ханифа посоветовал одному мусульманину: «Разве ты не знаешь, что тот, кто пытается постичь предопределение, подобен смотрящему на солнечные пятна. И чем больше он смотрит, тем больше приходит в смятение» («Калаид Укуд аль-Акйан», каф –77–ба).
Мусульманин верит в то, что из любой ситуации – как хорошей, так и плохой – можно извлечь урок и двигаться дальше, по направлению к своей главной цели – вечной жизни в Ахирате. Пророк Мухаммед (с.а.в.) сказал: «Удивительно положение верующего! Поистине, всякое его положение для него во благо, и это не дано никому, кроме верующего: если его постигнет радостная весть, он благодарит Всевышнего и это ему во благо. А если его постигнет несчастье, он терпит во имя Аллаха и это тоже ему во благо!».