практическая парапсихология психокоррекция в повседневной жизни
Статьи
Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.
Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.
Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения
В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.
Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных
Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).
Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.
Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.
Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.
В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.
Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?
Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.
Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.
Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)
ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.
Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT
Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к «культрно-независимым» невербальным тестам.
Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.
Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более «смысловыми» (страх воды, высоты).
Практическая парапсихология психокоррекция в повседневной жизни
Оглавление
Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей
Уровневый подход в диагностике расстройств поведения и эмоций у детей
О схеме и таблице анализа симптомов нарушенного поведения ребенка
Примерная схема наблюдения за поведением ребенка (Опросник. Ребенок глазами взрослого)
Таблица анализа симптомов расстройств поведения и эмоций у детей
Что такое расстройства поведения и эмоций у детей» (Задание для взрослых)
Заключение
Рекомендации
Вопросы для диагностической, ситуативной и личностной беседы с ребенком
Краткий перечень игровых задач коррекции расстройств поведения и эмоций у детей
Стр. 1
Рекомендуется для специалистов психолого-педагогического профиля, практических психологов, всех, кто интересуется проблемами диагностики расстройств поведения и эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. Академия, 2004
В пособии раскрыто общетеоретическое содержание психологии эмоций (теории, генезис, структура эмоций), описаны возрастные особенности эмоциональной сферы детей. Представлены различные методы изучения, коррекции и развития эмоциональной сферы ребенка, отражающие современные научно-теоретические подходы к этой проблеме. В приложении приведены апробированные в практике психологической работы методы диагностики, коррекции и обогащения эмоциональной сферы ребенка, а также программа спецкурса «Эмоциональная сфера ребенка». Пособие снабжено терминологическим словарем и библиографией.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно детским практическим психологам.
Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы
Автор/составитель: Никифорова Л.-М.: Книголюб, 2005.-46с.
Серия: Психологическая служба
В пособии даны рекомендации по созданию у детей дошкольного возраста образов таких эмоциональных состояний, как радость, гнев, страх, вина, стыд, через зрительные и слуховые представления, осязание, обоняние, вкус, через свое отношение и ассоциативное мышление. Показаны пути контроля и коррекции у детей поведенческих расстройств: агрессивности, расторможенности, застенчивости и других. Адресовано психологам, воспитателям, гувернерам и родителям.
Прихожан А. М.Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
В книге излагаются результаты многолетнего исследования, посвященного изучению тревоги как состояния и тревожности как устойчивого функционального образования на разных этапах детства: от старшего дошкольного до раннего юношеского возраста. Рассматриваются источники, причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, приемы и способы компенсации и преодоления тревоги и тревожности.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П.Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад или в школу. Представленные в этом сборнике психологические программы помогают решить именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, адаптация к новым условиям жизни (в детском саду или школе). Они рассчитаны на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Программы составлены психологами, имеющими большой опыт практической работы. Книга адресована психологам, воспитателям, педагогам.
Н. А. Сакович. Практика сказкотерапии
Издание представляет собой сборник сказок, игр и сказко-терапевтических программ, разработанных психологами-практиками.
Представленные коррекционно-развивающие программы предназначены для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подростками, педагогами и родителями. Одна из программ может быть использована в работе психологического школьного театра.
Предлагаемые программы имеют подробное описание, что позволит специалистам включать их в свою практику как целиком, так и в качестве отдельных занятий. Издание адресовано психологам, социальным педагогам, воспитателям, классным руководителям.
Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок.
Автор знакомит с простыми и эффективными средствами диагностики и коррекции детских страхов. Рекомендации помогут родителям не только распознать проблемы ребенка, когда они уже есть, но и выстроить детский досуг максимально безопасным для становления психики образом. Книга включает авторскую коррекционно-развивающую программу по снижению страхов у детей с помощью сказкотерапии. В сказочном мире дети чувствуют себя защищенными, доверяют взрослым свои опасения, находят силу и опору в волшебстве. Кроме того, сказки способствуют развитию эмпатии, навыков саморегуляции, воображения, усвоению моральных ценностей и закладывают основы для здорового образа жизни.
Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей
Книга включает более 1000 вариантов заданий, развивающих игр, тестов, табличных, числовых, текстовых упражнений, направленных на развитие не только внимания, но и памяти, мышления и закрепления различных учебных навыков. Данное пособие предназначено для педагогов, методистов, воспитателей, детских психологов, родителей.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Горбатенко. Игры в сказкотерапии
В книге представлены психокоррекционные сказки и психологические игры, методические рекомендации по сказкотерапии, предложены удобные схемы работы с каждой сказкой, подробно описаны две программы сказкотерапевтических тренингов. Сказки и игры подскажут читателю путь преодоления собственных трудностей и решение таких общечеловеческих проблем, как одиночество, страх, агрессия, поиск смысла и ценности жизни.
Оглавление
1.Что такое посттравматический стресс? 1
2. Миф о социальной адаптации. 5
3. Как распознать страх. 9
4. Как обрести внутреннее равновесие. 13
5. Общаться так, чтобы тебя понимали. 20
6. Как повысить устойчивость к болезням. 24
7. Как справиться с тяжелыми воспоминаниями. 30
Сны о войне. 31
Вспышки ярости. 36
8. Как изучать историю своей жизни. 37
9. Как примириться с “призраками прошлого”. 42
10. Труд, приносящий самоуважение. 46
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические проблемы психологической помощи детям с нарушениями в развитии
Проблемы онтогенеза в психологии. Категория развития в психологии
Проблема периодизации психического развития
Категория активности в онтогенезе
Категория адаптации в онтогенезе
Исследование проблем дизонтогенеза в отечественной и зарубежной психологии
Проблемы нарушений в развитии ребенка в трудах Л. С. Выготского
Проблемы индивидуального развития в эволюционной неврологии и психиатрии
Основные направления психологической помощи детям с нарушениями в развитии.
Структура психологической помощи детям с проблемами в развитии
Психологическое консультирование и его основные задачи
Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии
Классификация видов психологической коррекции
Основные задачи психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии
Психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями в развитии
Психологическая поддержка в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии
Глава 2. Психологическая помощь детям с психическим недоразвитием
Клиникопсихологические особенности детей с психическим недоразвитием
Основные формы и направления психологической помощи
Глава 3.Психологическая помощь детям с задержкой психического развития
Клиникопсихологические характеристики задержки психического развития
Основные направления психологической помощи детям с задержкой психического развития
Глава 4 психологическая помощь детям с поврежденным психическим развитием
Клиникопсихологическая характеристика детей с поврежденным психическим развитием
Особенности психологической помощи детям с поврежденным психическим развитием
Глава 5 Психическое развитие детей с церебральным параличом и основные направления психологической помощи
Из истории вопроса
Возрастная динамика психомоторного развития детей с детским церебральным параличом
Особенности сенсорноперцептивной деятельности детей с церебральным параличом
Психологическая помощь детям с церебральным параличом, ее направление и задачи
Клиникопсихологическое обследование детей преддошкольного возраста с церебральным параличом
Психологопедагогическое обследование детей дошкольного возраста с церебральным параличом
Восприятие формы на доске сегена
Восприятие цвета предметов
Восприятие величины предметов
Исследование особенностей осязательного восприятия предметов
Исследование конструктивной деятельности
Исследование особенностей рисования
Исследование мыслительных процессов
Классификация предметных картинок
Обследование счетных навыков
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков с детским церебральным параличом
Психологическая коррекция познавательных процессов у детей с церебральным параличом
Глава 6 Психологическая помощь детям с ранним детским аутизмом
Клиникопсихологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом
Основные направления психологической коррекции детей с ранним детским аутизмом
Глава 7 дисгармония психического развития в детском возрасте и особенности психологической помощи
Клиникопсихологическая характеристика дисгармонии психического развития в детском возрасте
Основные формы и методы психологической коррекции
Психологическая коррекция родительскодетских отношений
Глава 8 эмоциональные нарушения в детском возрасте и пути их коррекции
Психологическая диагностика эмоциональных нарушений в детском возрасте
Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей
Заключение
Литература
Психокоррекционная работа при психических заболеваниях позднего возраста. Практическая часть.
Приложение 1.
Психокоррекция нарушений в речевой сфере у дементных больных пожилого и старческого возраста.
Данная программа предназначена для групповых занятий с дементными больными пожилого и старческого возраста, а также может быть использована как программа для индивидуальных занятий. Программа рассчитана на группу лиц старше 70 лет и состоит из 10 занятий, продолжительность которых составляет около 40 мин. Инструкции и рекомендации к каждому заданию доступны понятны. Необходим контроль психолога за выполнением заданий и при необходимости исправление ошибок, а также стимуляция и поощрение участников группы.
Исследование речевых нарушений в нейропсихологии идет по пути изучения афазий. Под афазиями понимают нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности. Афазии проявляются в виде распада фонематической, морфологической или синтаксической структуры собственной речи при сохранности элементарных форм слуха и движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение. Эта речевая патология отличается от дизартрий (нарушение произношения без расстройства восприятия речи на слух), аномий (трудности называния из-за расстройства межполушарного взаимодействия), алалий (расстройство речи в детском возрасте из-за недоразвития всех форм речевой деятельности).
Акустико-мнестическая афазия наблюдается при поражении средних отделов вторичных зон височной области левого полушария. Больной правильно понимает обращенную к нему речь, но не способен запомнить даже самую короткую фразу. Объем слухоречевой памяти снижается до 3 или 2 единиц, что приводит к вторичному непониманию устной речи, а также к трудностям в активной устной речи (скудная речь, частый пропуск слов, обычно существительных). Но интонации при данном дефекте остаются сохранными. При акустико-мнестической афазии сохраняется фонематический слух, но наблюдаются трудности в поиске нужного слова, возникают вербальные парафазии, налицо снижение скорости переработки словесной информации.
Оптико-мнестическая афазия имеет место при поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В основе лежит слабость зрительных представлений, з рительных образов слов, в силу чего больной не может правильно назвать предмет. В этом случае распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительным образом и его наименованием. У больных нарушается способность изображения объекта, в их описаниях отсутствуют зрительные образы.
Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зона Брока). Распадается двигательная сторона речевого акта, нарушается четкая временная последовательность речевых движений, больной не может переключиться с одной артикулемы на другую, с одного слова на другое, возникают речевые персеверации, которые проявляются и в письме. Слияние отдельных слов в плавную речь у таких больных невозможно.
Динамическая афазия связана с поражением средне- и заднелобных отделов коры левого полушария. В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной (или развернутой) организации речевого высказывания. У больных страдает внутренняя схема речевого высказывания, его замысел, поэтому их речь бедная, преимущественно диалогическая, снижено использование глаголов, наблюдается эхолалия, персеверация слов и использование речевых стереотипов. Наблюдаются дефекты и внешней, и внутренней речи. Распадается ее предикативность, т. е. имеются трудности в построении высказывания, встречаются аграмматизмы в виде пропуска глаголов, предлогов, встречается употребление шаблонных фраз.
Теоретической и методологической основой программы являются положения и принципы, разработанные в Л.С. Выготским, А.Р Лурией, Т.Г. Визель Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой и др.: принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции человека; принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи; принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
Важно, чтобы процесс психокоррекции речи осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов, а именно п ринципа взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи, принцип формирования элементарного осознания явлений языка, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип комплексности воздействия на больного, принцип воздействия на все стороны речи, принцип опоры на сохранные звенья, принцип учета закономерностей онтогенеза и учета ведущей деятельности и индивидуальных особенностей человека, а также и принцип воздействия на микросоциальное окружение.
Существует несколько взаимно связанных видов речи: внешняя речь, устная, письменная и внутренняя речь. Устная речь имеет следующие формы: монологическая и диалогическая речь.
Цель программы: осуществление психокоррекции различных нарушений устной и письменной речи больных, способствующей успешной адаптации в дальнейшей социализации.
Основные задачи программы:
1. Развитие и коррекция речедвигательной координации, стимуляция эмоционального и речевого отклика.
2.Развитие и коррекция общей моторики, зрительно-пространственного восприятия.
3.Развитие и коррекция кинестетических навыков, фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, ритмической организации деятельности.
4. Развитие и коррекция внимания, различных видов памяти, закрепление словаря, навыков фразовой речи, умения действовать по образцу
5. Развитие и коррекция внимания и памяти, зрительно-пространственного гнозиса, слухового восприятия, речемыслительных навыков, развитие фонематического слуха.
6. Активизация имеющегося словарного запаса и уточнение конструкции предложений
7. Формирование полноценного звуко-буквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове.
8. Коррекция слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков.
В качестве двух самостоятельных видов речи в нейропсихологии выделяют импрессивную (понимающую) и экспрессивную (выражающую) речь, которые имеют различное психологическое строение.
В данной программе используются методы коррекционной педагогики, нейропсихологическая коррекция.
Мишени психокоррекционной программы: нарушения фонематического слуха
Основные принципы работы в группе:
доброжелательное, уважительное отношение к участникам, к их потребностям.
Исключается пренебрежение их самочувствием, настроением.
Принимается и признается уникальность, ценность, значимость каждого участника.
Исключаются: оценка, упреки, менторская позиция, порицание за неуспех.
Занятия проходят в форме и игры и диалога.
Психологом создается и формируется у участников чувство безопасности
Исключаются попытки ускорить психокоррекционный процесс.
Цель: снижение эмоционального напряжения, развитие и коррекция фонематического слуха; коррекция слухоречевой памяти, включение в работу слухового, зрительного, тактильного, двигательного, речедвигательного анализатора.
Мишени: нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти.
Техники и методы: использование дидактических игр, наглядно-педагогических приёмов воздействия, использование дидактического наглядного пособия.
Упражнение 1. «Давайте познакомимся».
Психолог: Давайте сейчас познакомимся. Каждый из вас берёт мячик, называет своё имя и передаёт мячик рядом сидящему. Группа участников: Каждый по очереди называет своё имя и передаёт мячик рядом сидящему.
Упражнение 2. «Любопытный».
Упражнение 3. «Найди по звуку слово»
Материал: две карточки. На одной нарисован знак « +», что обозначает звонкий звук; на второй карточке нарисован знак «- «, который обозначает глухой звук
Психолог п роизносит слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагает участникам поднимать карточки с плюсом или с минусом. После устной работы психолог предлагает записать слова, которые участники запомнили, в левый столбик с глухими звуками, а в правый столбик слова со звонкими.
Психолог предлагает участникам таблицу, состоящую из слогов. Я буду называть слово, а Вы будете отыскивать у себя в таблице слоги, из которых состоит это слово. Можно предложить маркировку слова определенным цветом, например: в слоге слова «коза» закрасить красным цветом, а «лужа»- зеленым и т.д.
Примерный список слов: буквы слоны курица магазин зима морозы собака сапоги вилка крысы саночки круги дворы брюки ландыши