ppm что это в рекламе
Пре-продакшн
Пре-продакшн (жарг. Пре-продакшн от англ. pre — перед, англ. production — создание) — англицизм. Это процесс подготовки к созданию фильма, музыкального произведения, рекламного ролика и любого другого произведения.
Содержание
В киноиндустрии
В киноиндустрии пре-продакшн — стадия, предшествующая непосредственно съёмкам фильма. Конец этой стадии означает, что сценарий уже написан, актёры подобраны, костюмы сшиты. На этой стадии подготавливается детальное расписание съёмок и создаются декорации.
Даже несмотря на то, что автор может ещё вносить исправления в сценарий, все сцены должны быть подготовлены к съёмкам и пронумерованы. Тем не менее, исправления и коррективы могут происходить даже во время съёмок фильма.
Пре-продакшн в рекламе
Режиссер рекламного ролика дорабатывает литературный сценарий, добавляет в него необходимые детали и делает историю понятной для потребителя, а также придает ей законченный вид. На подготовительном этапе режиссер и продакшн-команда также предварительно обсуждают проект, подбирают к нему референсы и формируют видение общей стилистики проекта, которое предоставляется заказчику вместе с режиссерским сценарием в виде изображений, видео, звуковых файлов и проч. На этапе согласования клиент часто вносит правки в режиссерский сценарий, именно в ту часть, которая непосредственно касается рекламируемого продукта, его особенностей или применения продукта.
После того, как клиент согласовывает режиссерский сценарий, продакшн-команда готовит раскадровку, в которой покадрово отражено то, что зритель видит в кадре, а также иногда схематично показано движение камеры и прочие операторские приемы. Продакшн-студия PLAY практикует создание раскадровки на более позднем этапе, после выбора и окончательного утверждения локации. Такая раскадровка обычно более качественная и учитывает возможные направления съемки, а также возможности использования различного технического оборудования с учетом особенностей локации. А т.к. монтажность кадров рекламного ролика зависит не только от крупности, но и от движения камеры, колористики кадра и прочих факторов, оптимальное время создания качественной раскадровки – финальный этап подготовки к съемке.
Для съемки рекламного ролика исходя из пожеланий режиссера и возможностей бюджета продакшн-студия осматривает 3-4 локации, которые подходят для съемки. Студия собирает варианты локаций, и режиссер вместе с оператором осуществляет окончательный выбор места съемки. Выбранная локация предоставляется клиенту в форме PPM-буклета с прочими материалами для согласования либо отдельных фотографий локации.
Для того, чтобы подобрать актеров для продакшна рекламного ролика, режиссер формирует для кастинг-менеджера подробное описание типажей актеров для главных и второстепенных ролей. Кастинг-менеджер организовывает кастинг, по результатам которого режиссер осуществляет предварительный выбор. Критериями выбора являются соответствие актеров необходимому типажу, внешняя привлекательность, а также ухоженность актера. Выбор продакшна предоставляется клиенту в форме PPM-буклета, а также видеофайлов с кастинга, если это необходимо. Для предоставления агентству или клиенту выбираются по 3 актера на каждую роль, один из них маркируется режиссером как основной актер, двое – как дублеры, которые будут сниматься в рекламном ролике в случае отказа основного актера принимать участие в съемке или в случае форсмажора. Иногда по желанию агентства или заказчика главный актер и дублеры меняются местами.
Подбор костюмов и реквизита
В зависимости от задачи, поставленной клиентом или режиссером рекламного ролика, художник и костюмер осуществляют подбор реквизита и костюмов для съемки рекламного ролика. Реквизит предоставляется клиенту в виде PPM (фотографии и текстовые пояснения), костюмы подбираются вместе с актером исходя из желаемых образов. Фото актеров в определенном костюме для согласования с клиентом предоставляется также в форме PPM с дополнительными пояснениями.
Музыкальный пре-продакшн
В музыке пре-продакшн означает стадию, на которой композитор или продюсер создаёт демо-версию песни перед тем, как записывать её на студии. На этой стадии автор заканчивает работу над аранжировками и воплощает своё конечное видение произведения. Такой подход широко используется как независимыми исполнителями, так и продюсерами, ведь он позволяет существенно сэкономить время и деньги, уходящие на аренду дорогой студии.
Создание музыкального проекта с использованием стадии музыкального пре-продакшна стало доступно в последние десятилетия в связи с развитием индустрии звукозаписи. Сейчас звукозаписывающее оборудование стало доступно практически каждому, так что многие музыканты создают у себя дома маленькие project-студии. Изменился и облик музыкантов: современные условия требуют того, чтобы каждый музыкант обладал минимальными знаниями по звукорежиссуре. Обычно музыканты учатся делать домашние демозаписи либо для того, чтобы заинтересовать рекорд-лейбл, либо, чтобы к моменту записи песни на профессиональной студии весь проект был детально продуман.
Что такое ПИ-ПИ ЭМ (PPM)?
Что такое ПИ-ПИ ЭМ (PPM)?
ПИ-ПИ ЭМ (на англ. PPM — pre-production meeting) – это финальное совещание перед началом съемок. На такой встрече заказчик и продакшн обсуждают детали будущего рекламного видео ролика. В этом тексте мы максимально раскроем вопрос: что такое ПИ-ПИ ЭМ (PPM) и зачем он нужен для клиента и подрядчика?
PPM-буклет
PPM-буклет – это документ, содержащий всю необходимую информацию о будущем рекламном видео ролике. Буклет является инструкцией по съемочному процессу, а также по этапу постпродакшна. В нем также должны быть эскизы будущих графических сцен, титров, пэкшота и прочего. PPM-буклет — это такой документ, куда клиент и подрядчик могут обратиться в случае возникающих вопрос.
Для чего нужен ПИ-ПИ ЭМ (PPM)?
Когда PPM не проводится?
Часто при подготовке рекламного ролика к съемкам происходит поэтапное утверждение всех деталей. Поэтому «пи пи эм» – в конце подготовительного периода не требуется. Посудите сами – локации одинаково смотрятся что в PPM-буклете, что в вашем почтовом ящике, в обоих случаях это статичная картинка. Клиент либо ее утверждает, либо нет.
Другое дело, что к примеру ту же локацию нужно осваивать в живую, но это в любом случае происходит усилиями режиссера и операторской группы, независимо от PPM. Также, например, прописывание сроков в PPM-буклет является менее убедительным, чем юридически оформленный договор. Что касательно графики – часто эскизы и тесты неоднократно редактируются и правятся. Поэтому в процессе переписки подобная работа согласовывается и утверждается в рабочем порядке. Живая встреча для утверждения той же графики, но вживую не более чем повод встретиться, попить кофе и подтвердить утвержденный ранее вариант.
Как видите, бывают проекты, где львиная доля аспектов утверждается поэтапно в переписке. Но на масштабных и очень серьезных проектах – лучше не игнорировать такую возможность. Лучше провести PPM с пользой и выявить все проблемные места. Ведь это даст возможность получить страховку от непредвиденных ситуаций.
Выводы
Некоторые молодые продакшны даже не знают, что такое ПИ-ПИ ЭМ (PPM), но это не мешает им создавать классные работы. Если все аспекты решены в ходе подготовки и команда проявляет себя максимально ответственно, то необходимости в PPM может и не быть. Однако в больших проектах, где задействованы десятки высокооплачиваемых профессионалов. Лучше не отметать возможность провести подобное собрание, это может сэкономить время и подстраховаться от простоев.
Чем занимается режиссер на препродакшне?
Рассмотреть задачи режиссёра на препродакшне сложно. Они включают в себя комплексное продумывание всего ролика. В этой статье мы описали основные задачи режиссёра на препродакшне рекламного ролика. Конечно, они будут отличаться от аналогичного периода в игровом кинематографе или при создании музыкального клипа.
Какие этапы включает препродакшн?
После согласования идеи работа режиссёра делится на три этапа:
С кем взаимодействует режиссёр на этапе препродакшна?
Благодаря слаженной работе команды и вниманию к деталям удаётся в короткие, а иногда и сжатые сроки подготовить всё для выхода на съёмочную площадку. Главным итогом работы режиссёра на препродакшне является создание режиссёрского сценария.
Каков спектр изучаемых режиссёром вопросов?
В начале статьи мы не шутили, это действительно практически все. За относительно короткий промежуток времени режиссёр может:
Он утверждает все элементы, которые в конечном счете мы увидим и услышим на экране. Доходит до того, что он принимает участие в создание аниматика или пре-шута и раскадровки.
Например, во время кастинга у нашего режиссёра была необычная задача. Он включал вентилятор. Зачем? Чтобы сидящая перед ним на стуле актриса могла имитировать поездку на мотоцикле. Потому что такой кадр есть в сценарии.
Кто выбирает режиссёра?
PPM-book и итоги работы режиссёра на препродакшне
Это особый документ о проекте, включающий в себя:
2000 человек, 3K проектов в год: что такое PPM, и зачем это нужно вам
Пример ресурсного плана, где мы видим распределение сотрудников по задачам на несколько месяцев вперёд. У одного из них будет перегрузка через 3 месяца.
Ниже — короткий ликбез про то, что это вообще такое, когда и для чего внедряется, как суровая российская реальность меняет процессы и несколько советов из практики. И рассказы про 4 самых интересных внедрения из моей практики.
Что делают такие системы? Если кратко, Project & Portfolio Management позволяют увидеть статус любого проекта в любой момент с нужным уровнем детализации. Дают возможность правильно распределять ресурсы и загрузку сотрудников. Помогают тому, чтобы проекты попадали в бюджет, срок и качество.
Предпосылки внедрения PPM
Их, по сути, две. Первая – это когда головная организация говорит, что пора бы уже коллегам работать на нормальных ИТ-системах и вести учёт проектов. Как правило, крупные компании требуют от подрядчиков отчёты и обновления по статусу работы в том формате, который воспринимает их собственная система PPM.
Вторая причина – это когда компания вырастает и решает отслеживать статус своих проектов, плюс реально экономить при распределении ресурсов. Руководитель обычно чувствует такую необходимость довольно просто: когда он не может точно сказать, что прямо в деталях происходит на каждом проекте. Значит, пора что-то внедрять. Дело в том, что после внедрения руководитель получает очень полезный инструмент контроля и управления: ему теперь не надо пинать своих подчинённых каждый день, уточняя, что и как пошло. Достаточно заглянуть в PPM.
И ещё одно, пожалуй, самое важное отличие. После внедрения PPM резко уменьшается количество ситуаций, когда за чем-то недоглядели. Если на проекте возникает проблема или риск, они сразу видны руководителю, и он может принять решение.
Чаще всего, переход делается либо с системы невероятно сложных Excel-файлов, связанных громадными растущими из года в год макросами, либо с кучи разрозненных подсистем. Реже в компании нет ничего такого вообще, и требуется перейти к новому уровню. Но хватит теории.
Примеры внедрений
У себя в компании мы поставили CA Clarity PPM.
У нас тысячи проектов по IT-обслуживанию компаний, и они в большинстве предполагают работу далеко не одной команды. Раньше был довольно развитый трекер для постановки задач, отдельная финансовая система, отдельная система контроля ключевых точек. То есть получалось, что сотрудники использовали как минимум три (а чаще – больше) независимых инструмента: один для постановки задач, один для отчётов и координации с другими командами, и ещё один для финансов. Это неудобно, но в целом – нормально. При этом нам хотелось решить ещё сразу несколько вопросов. Например – сделать так, чтобы каждый планировал не как умеет, а в единых стандартах с другими. Во-вторых, по факту не было возможности ухватить общую картину: рабочий день мог начинаться с обзвона всех руководителей команд и получения статусов. Пока всех не обзвонишь – не поймёшь, как идёт процесс. Не было, соответственно, и единого пространства, где можно было посмотреть сразу всё – надо было лазить по куче подсистем и сравнивать отчёты. Плюс трудоёмкость проведения планового факт-анализа – например, чтобы ответить на вопрос — сколько и каких специалистов нужно, чтобы закончить проект на месяц быстрее, приходилось опять же всех обзванивать и считать руками.
Сейчас новая система интегрирована с CRM, системой учета тендеров, системой управления контрольными точками, системой микроменеджмента (привычным трекером), HRMS, HP SM, BPM, ERP, IBM WebSphere (ESB), системой аналитической отчетности. Всё это более чем на 2100 сотрудников, позволяет вести под 3000 проектов ежегодно. Есть сквозной контроль над проектами, и есть получение актуальной, полной и непротиворечивой отчетности. Понятно, что для многих переход означал несколько болезненное переобучение, но сейчас — все счастливы.
Для одной рекламной компании делали корпоративную систему управления проектами.
Была проведена единовременная миграция инсталляций Microsoft Project Server 2007 и Microsoft Project Server 2003 на платформу MS Project Server 2010, а также интеграция системы с корпоративными системами DevTrack и TFS. Основными пользователями системы являются руководители проектов и участники проектных команд. Главный функционал: управление сроками, управление ресурсами, работа с проектной документацией, координация действий участников проектов.
Одному крупному банку нужна была реализация инструмента централизованного управления сроками и ресурсами проектов по переформатированию точек обслуживания клиентов.
В ходе проекта было выполнено проектирование и внедрение системы на базе Microsoft Project Server 2010, проведено обучение ключевых пользователей. На выходе: управление проектами и программами, контроль над соблюдением сроков, контроль качества проектов, координация усилий всех участников проектов, создание единого информационного пространства проектов, отслеживание хода выполнения проектов, формирование сводной отчетности по проектам.
Ну и для ещё одной компании интегрировали Oracle Primavera EPPM с порталом на базе Microsoft SharePoint.
Получилось создание единого информационного пространства, обеспечение оперативной коллективной работы проектных групп, обеспечение оперативного управления проектами и координация использования ресурсов, контроль выполнения задач проектов, ведение отчетности по задачам проектов.
Какие задачи решаются?
Чем это всё отличается от трекеров?
Кто выигрывает от внедрения?
Что вообще умеет PPM и как выбирается конкретная система?
На рынке PPM решений я вижу четкую разбивку систем на три типа. Во-первых, это «монстры» или core-системы, в которых есть все модули управления проектами, которые можно придумать, (от стратегического управления до планирования операционной деятельности). Они ставятся на сервера компании и потихоньку становятся своего рода кровеносной системой бизнеса, проникая во все процессы без исключения. Внедрение идёт долго, сложно, но из-за 20-летней эволюции таких решений предусматриваются почти все проблемы крупного бизнеса. Есть системы, где нет почти ничего – только базовая отчётность и мало аналитики. И есть решения, которые лежат где-то в середине, позволяющие, с одной стороны, легко развернуться, а с другой – достаточно гибкие для модернизаций.
«Монстры» PPM
Все перечисленные системы хороши в зависимости от компаний и типов задач. В моей практике одна компания выбирала себе решение из примерно такого же списка 11 месяцев: две недели составлялся шортлист, потом специалисты компании обучались у каждого поставщика, затем – прогоняли некие тестовые проекты в демо-версиях на реальных данных. То есть, по сути, всё это время корректировал техзадание и требования. Через 11 месяцев система была выбрана, 3-4 месяца внедрялась первая версия и оставшееся время делалась миграция исторических данных + обучение пользователей.
Современные гибкие решения
Но не всегда хочется переделывать весь бизнес и менять мировоззрение на процессы в нём, и не всегда хочется строить новую ИТ-инфраструктуру для PPM.
Гораздо чаще есть локальные задачи вроде ведения портфеля проектов и оценки того, как и что в нём происходит. В таких случаях практически идеальными становятся решения, которые быстро развёртываются в облаке и «закрывают» самые горячие задачи. В России сейчас постепенно появляются решения этого класса, а Gartner уже ставит их в свой квадрат и объясняет, для какого бизнеса они актуальнее «монстров». Одно из таких решений — KeyedIn Projects, которое работает из «облака», но может быть развернуто и в инфраструктуре компании. Ниже пример как раз про «облачный» вариант работы по одной из задач.
Пример управления ресурсами
Пример анализа сценария по портфелю проектов. Предположим, мы хотим «повесить» IT-департаменту новую задачу. Смотрим, что изменится в графике — и видим загрузку по ролям. По одному из направлений — перегрузка в ближайшие 4 месяца (скорее всего – требуется ещё сотрудник). Так мы видим, как выбранная нами конфигурация портфеля проектов влияет на загрузку сотрудников.
Нужно распределять не просто людей, а роли, плюс учесть наличие оборудования, время, возможности и вообще кучу деталей, включая навыки каждого ресурса в проекте. То есть в части стратегического планирования мы говорим о том, что есть возможность сопоставлять capacity (ресурсные возможности) компании с тем, какие роли и в каком объеме требуются для реализации каждого проекта и портфеля проектов в целом. При этом можно проводить сценарный анализ. То есть для каждого проекта могут быть разные сценарии выделения ресурсов — к примеру, как работать при оптимистичном прогнозе хода проекта или при пессимистичном. Или что делать, если финальный релиз получится раньше графика, либо задерживается. Это называется «What If — анализ».
Другая сильная сторона KeyedIn Projects — это возможность навести порядок в «головах» руководителей проектных офисов. В системе можно структурировать все проекты, посмотреть по каждому из них статусы, кто занимается, хорошо идет или плохо, нужно ли предпринимать контрмеры. Руководить офисом, где ведется, начиная от десятков и заканчивая тысячами проектов без такого инструмента просто невозможно.
Панель руководителя. Видим 4 проекта в группе – и последние статусы светофором «бюджет, результаты, ресурсы». Если «желтый» или «красный» – значит, нужна наша реакция.
Панель руководителя, где он может просмотреть ключевую информацию по проектам, которые реализуются. Можно настраивать как угодно, чтобы одним взглядом охватывать что нужно.
Панель пользователя – данные для работы: задачи, списание рабочего времени, назначенные действия по управлению рисками и проблемами.
Сколько занимает внедрение?
Как правило, core-системы «уровня ОС» типа HP PPM или Clarity внедряются от полугода, в зависимости от широты выбранного заказчиком функционала. Очень много времени уходит на перенос процессов и данных внутрь системы, плавную миграцию и так далее. Обычно на 3-4-й месяц переходит один отдел, потом это делается для остальных. В конце внедрения пользователи ещё пару месяцев постоянно звонят в хелпдеск спрашивать, как что-то делать, потом привыкают и радуются. Или печалятся, если раньше ничего не делали, а теперь это всплыло. Такое тоже бывает.
Системы под конкретные задачи вроде KeyedIn – пару месяцев, причём большая часть времени – это сбор данных и их перенос в систему. Если развёртывание идёт в облаке – то ещё меньше.
Если кому интересно, систему можно протестировать в «облаке» у вендора. По запросу можем разместить систему и в публичном облаке КРОК (как сервис).
Контроль продакшна: как не упустить главное
Работа по созданию рекламного ролика – сложный и долговременный процесс, в котором заинтересованы обе стороны. Главной мотивацией клиента должна быть эффективность рекламного ролика, поэтому при заказе рекламного ролика нужно выделить достаточный ресурс времени, который уйдет на контроль работы продакшна.
Оптимальный вариант – контролировать работу продакшна совместно с рекламным агентством, которое разработало для вас рекламную кампанию. Так вы потратите на работу над роликом меньше времени. Из минусов такого варианта клиенты описывают, в первую очередь, необходимость выплачивать агентству процент (от 10 до 20%) за сопровождение, а также недостаточный профессионализм многих агентств: агентства, которые могут качественно провести работу, можно пересчитать по пальцам двух рук. Кроме этого, взгляды агентства и клиента на готовую работу могут быть разными, и все равно приходится выполнять тот же объем работы. Поэтому многие бренд-менеджеры работают с продакшнами напрямую и сами контролируют процесс работы.
Ниже продакшн-студия Play приводит этапы продакшна рекламного ролика и тот минимум действий, который, по мнению продакшн-студии, стоит выполнить бренд-менеджеру для получения максимально эффективного и качественного ролика. Также в каждом блоке приведены формы работы и ориентировочное время, которое может уйти на работу над роликом на каждом этапе.
Выбор концепции и сценария
При выборе концепции, представленной креативным агентством, в первую очередь стоит обратить внимание на предполагаемую эффективность рекламной кампании, а также соответствуют ли представленные концепции возможностям вашего бюджета – на продакшн ролика и печатных материалов и на размещение.
Какой бы интересной и эмоциональной не была концепция, в первую очередь она должна продвигать ваш продукт, а не исполнять творческие амбиции агентства и продакшна.
На этом этапе нужно проконтролировать, что именно ваш продукт (слоган, торговая марка) окажутся в фокусе внимания целевой аудитории.
Смета, выбор подрядчиков
Выберите пул продакшнов, в портфолио которых все работы – достаточного качества для реализации задач вашей рекламной кампании, а ценовой диапазон работ укладывается в рамки вашего бюджета.
Отправьте выбранную концепцию или ее варианты на просчет в несколько продакшн-студий по емейлу, а затем проведите встречи с потенциальными подрядчиками. Перед тем, как сделать окончательный выбор, посоветуйтесь с коллегами, которые уже заказывали работы у этого продакшна.
Выбор продакшн-студии, пожалуй, самый ответственный и значимый из всех этапов этой работы. Ошибившись с подрядчиком, можно попасть в ситуацию, когда ролик получится недостаточного качества и будет работать не на продвижение продукта, а как антиреклама.
Сделав правильный выбор, на следующих этапах можно уменьшить количество времени, нужное от вас, и спокойно доверить большую часть работы качественному подрядчику.
Тайминг и договор
Выбранный подрядчик предоставляет вам детальную смету проекта, тайминг и шаблон договора. На этом этапе все согласования можно сделать по телефону или по емейлу.
В тайминге нужно обратить внимание на то, что на каждый этап согласования заложено достаточное количество времени, и если вы планируете согласовывать все с руководством, на это должно быть заложено достаточное количество времени (1-3 рабочих дня). Согласования должны быть обязательно предусмотрены на этапе режиссерского сценария и раскадровки, на этапе PPM, на этапе презентации чернового варианта ролика и на этапе финальной приемки работы. На усмотрение продакшна могут быть предусмотрены дополнительные этапы согласований.
Договор также не стоит просто пересылать в юридический отдел – пробегитесь по нему глазами и задайте продакшну все вопросы, которые касаются этапов и результаты вашей работы.
В договоре должны быть указаны все версии хронометражей, на которые вы договорились с продакшном, должна быть предусмотрена обязанность согласовать с вами определенные этапы работы, приемлемые для вас условия оплаты работы, сроки должны соответствовать представленному вам таймингу, а также должен быть прописан срок и территория, на которую вам передаются права на ролик и на использование образов актеров.
Режиссерский сценарий
На этапе тритмента режиссер рекламного ролика описывает свое видение будущей работы и прикладывает визуальные референсы – по настроению и эмоциям, по образам и характерам актеров, по оформлению локаций, по операторской работе, по музыке, по графике. Если продакшн не прислал вам видение работы режиссером, попросите сделать тритмент – до написания режиссерского сценария или вместе с ним. Подробное обсуждение тритмента поможет добиться одинакового видения результатов работы и внести корректировки еще до начала работы по организации съемки.
После тритмента продакшн привозит вам режиссерский сценарий и раскадровку. Даже если вы ведете работу самостоятельно, этот этап – самое время привлечь креативное агентство для совместной встречи. На этом этапе вы должны проконтролировать, что созданный режиссерский сценарий соответствует не только художественным амбициям творческой команды, но и вашим задачам, а ваш продукт не потерялся в творческом режиссерском порыве.
В это же время можно проверить, соответствует ли длина закадрового текста хронометражу вашего ролика. В угоду клиенту копирайтеры часто пишут длинные закадровые тексты. Проконтролировать, влезет ли начитка в ролик, просто – включаете на телефоне таймер и начитываете текст в спокойном темпе. Если хронометраж планируется 20 сек, а у вас получилось 25, лучше сократить текст ровно в два раза.
Во время встречи также стоит поинтересоваться мнением продакшна, можно ли снимать ваш продукт «как есть» или есть особенности, и на продукте будут видны блики и мелкие царапины, продукт не будет держать форму и т. п. Поинтересуетесь, как ваш продукт подготовлен для съемки: например, для съемки упаковок мороженого и салатов наша продакшн-студия делала муляжи, а для съемки бутылок выбирала только те, на которых нет микроцарапин. В это же время очень кстати пояснить продакшну свои пожелания или особенности съемки вашего продукта по брендбуку: например, снимать упаковку только строго горизонтально, только этикеткой в кадр, только на светлом фоне.
Если к моменту написания режиссерского сценария вы можете получить референсы по музыке, послушайте их и согласуйте, так продакшн будет иметь возможность написания музыки еще до момента съемки, и черновой монтаж на площадке можно будет делать под готовый музыкальный трек.
Если ваша кампания предполагает использование короткой версии роликов, в момент согласования режиссерского сценария стоит поинтересоваться, какие кадры войдут в короткую версию.
Перед съемкой продакшн согласовывает с вами все результаты подготовки в форме PPM-буклета. Для начала можно получить ppm по почте, ознакомиться с ним и затем назначить встречу. Очень важно, чтобы на PPM присутствовали продюсер проекта, режиссер и желательно генеральный продюсер – он поможет решить сложные вопросы, если они возникнут во время ppm, а также в его компетенцию входят решения по отступлению от запланированного объема и сроков работы, если это понадобится для дополнительной подготовки.
Когда вы просматриваете кастинг, обращайте внимание скорее на видео с предполагаемыми актерами, чем на фото: актеры не должны стесняться камеры, должны вести себя мило и естественно. Если продакшн не делает видеокастинг (такое случается при работе с начинающими студиями), попросите сделать с выбранным актером коллбэк: записать предполагаемые сцены, которые актеру придется проиграть в рекламном ролике. На этом этапе разумно также согласовать дублера, который устраивает вас по всем параметрам.
В художественной части стоит понять, соответствуют ли локация и художественное оформление кадра, предложенные студией, вашему видению и ранее согласованному с вами тритменту.
Хороший плюс для продакшна – если предложенная вам локация будет освоена, т. е. будут сфотографированы ракурсы, в которых покадрово будет сниматься ролик, а также будут приложены референсы или эскизы художественного оформления – как будет доработана локация для съемки с помощью декоративных материалов и реквизита.
Если для раскрытия истории нужен какой-то особенный реквизит или декорации, либо определенный реквизит будет не фоном, а планируется сниматься крупными планами, к ppm они должны быть найдены / сделаны и также согласованы с вами в форме фотографий.
Также стоит обратить внимание на то, продумал ли режиссер общую концепцию ролика – насколько хорошо друг другу соответствуют костюмы, локация, художественное оформление, предполагаемая цветокоррекция.
Съемка
Присутствие бренд-менеджера на съемке очень важно, поэтому заранее спланируйте, что в какую-то из возможных дат съемки вы будете отсутствовать на рабочем месте. За день до съемки сообщите продакшну адрес, где вас можно будет забрать и куда вернуть после окончания смены, а также особенности питания – что любите или не любите, что хотели бы на обед. Рассчитывайте на то, что смена может быть достаточно длительной, часто время съемки выходит за запланированные рамки.
Чтобы не скучать, возьмите с собой рабочий ноутбук, потому что 80 % времени уходит на подготовку кадра и технические моменты – перестановку света и оборудования.
После того, как продакшн подготовил и отрепетировал кадр, вы можете соотнести результат с согласованными с вами результатами подготовки и после съемки вместе с режиссером ролика принимать решение о том, снят ли этот кадр.
Самое главное – проконтролировать, правильно ли ваш продукт выглядит в кадре.
Также на съемке после середины смены чаще всего есть возможность отсматривать вместе с режиссером дубли, складывать черновой монтаж и делать свои замечания по ходу процесса.
Эфирные версии
При получении эфирных вариантов работы попросите высчитать вам вариант ролика в разрешении HD, он пригодится для внутренних целей и для использования в интернете, например, чтобы залить на youtube.
Сохраните эфирные варианты и версию в большом разрешении у себя в компании на отдельном диске. Во-первых, вам не понадобится просить высчитать их для вас заново, когда они понадобятся, во-вторых, если вы захотите сделать в эфирные варианты какие-то правки, вы не будете привязаны к продакшну.