ppc specialist что это
Портрет типичного
PPC-специалиста
Оказалось, что большая часть PPC-специалистов — это мужчины в возрасте от 25 до 30 лет. В профессии они работают уже три года: в агентстве, иногда фрилансят, но могут при необходимости пойти в штат компании.
«Сколько ты зарабатываешь?»
Зарабатывают PPC-специалисты по-разному: в среднем от 40 до 80 тысяч в месяц. Они получают фиксированную зарплату, иногда с премией за KPI и процентами от бюджета.
Что касается денег клиента, специалист по контекстной рекламе чаще работает с большими бюджетами: более полумиллиона рублей на кампанию. Редко участвует в проектах стоимостью ниже 20 тыс. рублей.
40% опрошенных работают с бюджетами от 100 тыс. рублей
Системы контекстной рекламы
Наш типичный PPC-специалист не работает только в одной системе контекстной рекламы, чаще использует обе: Яндекс.Директ и Гугл Рекламу. А состояние кампании отслеживает с приложения на смартфоне: в свободное время и на работе.
В системах аналитики так же — специалисты часто используют Гугл Аналитикс и Яндекс.Метрику в связке. Хотя иногда обходятся только Аналитиксом.
Товарными агрегаторами типичный специалист по контекстной рекламе не пользуется — редко обращается в Яндекс.Маркет и в Гугл Мерчант Центр.
В каких системах работают PPC-специалисты
Инструменты типичного PPC-специалиста
Специалисты говорят об автоматизации, но редко ее используют: только в 35% случаев. Аналогично с бидерами — лишь 30% из опроса ответили «да».
Типичный специалист пользуется скриптами в Гугл Рекламе: так поступают 56% опрошенных.
Специалист довольно часто общается напрямую с клиентами, реже — через менеджера. С техподдержкой общается в среднем три раза в месяц.
Типичные PPC-специалисты часто используют скрипты в работе
В итоге
У нас получился собирательный образ молодого PPC-специалиста. Он работает в агентстве три года и зарабатывает в среднем 45 тыс. рублей. Предпочитает работать с крупными бюджетами на рекламу — проекты меньше 20 тыс. ему не интересны.
Одинаково использует сервисы Гугла и Яндекса в системах контекстной рекламы и аналитике. Товарные агрегаторы ему чужды.
Автоматизацию и бидеры использует редко, зато умеет работать со скриптами и клиентами — часто ему проще связаться с ними напрямую, чем согласовывать работу через менеджера. В технической поддержке его знают в лицо.
Подготовить материал помогали каналы в Телеграме:
Вне контекста: должен ли PPC-специалист быть еще и аналитиком?
Кто такой хороший PPC-специалист, глазами коллег и руководителей, и в каких отношениях он должен быть с аналитикой? На эти и другие вопросы ответили Дмитрий Комаровский из OWOX, Александр Егоров из Alytics и Юлия Иовлева из Ingate.
head of leadgen в компании маркетинг-аналитики OWOX, автор обучающего блога Marketello
Он умеет анализировать рекламную активность конкурентов, понимает свою ценность для компании и то, как сужается воронка продаж на каждом из этапов.
Он всегда начинает с разбора воронки продаж компании, оценивает потенциальную окупаемость рекламы. То есть может предположить, какая может быть стоимость клиента при разных значениях стоимости клика, показателе конверсии, учете других шагов на воронке продаж.
Хороший специалист не называет сроки и стоимость проекта, пока не сделал анализ. Но дает либо минимальную стоимость проекта, либо называет часовую ставку.
Важно в целом понимать, как работают системы аналитики, как считаются конверсии и выкупаются заказы. Понимать какие события по какой модели атрибуции оцениваются.
Идеально — понимать какие метрики ему нужны и уметь самостоятельно строить необходимые отчеты. Но это если в команде нет аналитика.
Нет обновляемой статистики по воронке продаж в разрезе по кампаниям (непонятно как конвертируются лиды в отделе продаж). Есть кейс – заявок много, продаж нет.
Рассинхрон с отделом продаж в плане посылов, например, информации в объявлении или лендинге со скриптом продаж.
Нет понимания того, как доконверчиваются пользователи, которые изначально пришли и не совершили целевое действие, а спустя какое-то время совершили. Как влияет показ медиа баннеров или видео в рекламе (post view) на макро конверсии (выкуп заказа), и на какие кампании нужно сейчас перекинуть бюджет, чтобы компания заработала больше. Это про Автоматический ежедневный/еженедельный (зависит от длительности цикла продаж) отчет по CAC по кампаниям, чтобы перераспределять бюджет в рамках месяца. Особенно актуально для сезонных бизнесов.
со-основатель и управляющий партнер сервиса сквозной аналитики и автоматизации рекламы Alytics, преподаватель курса Web-аналитика в «Нетология», преподаватель по сквозной аналитике в RMA.
Если мы говорим исключительно про хороших специалистов, которых на рынке мало и стоят они в 2 раза больше обычных, то я бы опирался на три основных критерия:
1. Грамотность. Убедитесь, что человек умеет писать без ошибок. Проверить это очень просто – дайте домашнее задание, попросите написать объявления или сочинение.
2. Умеет автоматизировать свою работу. Узнайте насколько хорошо он знает excel и умеет его применять. Был ли реальный опыт использования систем автоматизации (Alytics и прочие) – есть ли сертификаты этих систем.
В современных реалиях невозможно быть хорошим PPC-специалистом без глубоких знаний аналитики. С моей точки зрения, аналитика – это основа результативности контекстной рекламы, а значит ею нужно уметь пользоваться. Сегодня рынок пришел к тому, что уже недостаточно просто написать релевантные объявления, собрать семантическое ядро и следить за CTR. Нужно отвечать за результат, за продажи от контекста. В условиях растущей конкуренции, растущей цены клика отвечать за продажи с положительным ROI невозможно без аналитики. Она всему голова.
Пожалуй, это самый простой вопрос. Ответ короткий – ресурсов разработчиков. Всем, всегда, не только PPC-специалистам, но почти всем в компании не хватает ресурсов разработчиков.
Я сторонник развития бизнеса через тестирование гипотез. Суть этой модели проста: сначала мы строим гипотезы, которые предположительно принесут пользу бизнесу. Затем малой кровью тестируем эти гипотезы и измеряем, как они повлияли на ключевые бизнес-метрики. В заключение, если тест успешен, то масштабируем его, вкладывая больше ресурсов. И здесь аналитики помогают – генерируют гипотезы на основе данных, сортируют гипотезы по приоритетам, помогают формулировать критерии успешности тестов, помогают измерять тесты и дальнейшие масштабирования. Поэтому, если бы у меня был “неограниченный ресурс аналитиков”, то я бы масштабировал процесс тестирования гипотез в компании.
специалист по контекстной рекламе Ingate
Хороший PPС-специалист должен знать принципы юзабилити, уметь работать с аналитическими инструментами, писать продающие объявления, быстро решать вопросы, планировать расход бюджета в течение месяца и многое другое.
Чтобы проверить, как специалист мыслит в ходе своей работы – создайте сценарий и послушайте, что он будет предпринимать, какие кампании и каналы запускать.
PPС-специалист должен разбираться в аналитике на том уровне, чтобы привести максимум эффективности для проекта, учитывая различные факторы влияния со стороны. И дать клиенту как можно большую конверсию, исходя из этих данных. Реклама — дело тонкое, причины успеха или неудачи трудно диагностировать. Так, без аналитики невозможно разобраться в проблемах низкой конверсии.
Бывает так, что проблема не в рекламе (как думают заказчики), а в юзабилити сайта. Не работали разделы или карточки товаров, не понятно, как и что найти, а после того, как ошибки исправили, тем самым облегчив пользователю жизнь – все заработало. Минимум, что должен освоить РРС-специалист:
Единой автоматизированной системы по сбору данных. Информацию по аудиториям, конкурентам, запросам приходится вытаскивать буквально по крупицам. Из-за этого аналитика одного проекта занимает от 2 до 4 часов. Хотелось бы иметь систему, которая будет агрегировать информацию со всех счетчиков и выдавать краткую аналитическую сводку.
Данных по веб-аналитике. PPC-специалист обычно занимается своей рекламной аналитикой, но иногда не хватает сведений в разрезе всего сайта — что влияет на конверсию, сезонность. Такая информация помогает разделить зоны ответственности и понять реальные причины и неудачи рекламных кампаний.
Актуальных планов от клиента и информации о его маркетинговых активностях. Например, иметь доступ к календарю акций или рекламной стратегии. Часто мы получаем информацию от службы маркетинга клиента в последний момент и физически не успеваем среагировать на перемены.
Продвинутой аналитики со стороны клиента. Если в компании настроена сквозная аналитика и колл-трекинг, эффективность рекламных кампаний будет в разы выше. К сожалению, у многих клиентов с этим проблемы. По нашему опыту, корректная сквозная аналитика настроена только у 1% компаний (данные на первое полугодие 2019 г.).
Если бы я представила неограниченный ресурс в виде бесчетной команды аналитиков, вот что я бы хотела видеть:
А вы согласны с Дмитрием, Александром и Юлией? Какой ваш идеальный PPC-шник и на что бы вы потратили безграничный ресурс аналитиков?
Хотите работать в продвижении и присматриваетесь к профессии контекстника? Собрали для вас всю необходимую информацию в одном материале.
Что такое PPC
Создаёт его настраивает, запускает и анализирует PPC специалист. Кто это такой и что именно делает, разберем дальше.
Специалист полностью курирует рекламную кампанию в поисковых системах и на партнерских ресурсах. Начинается реализация проекта с построения стратегии.
Специалист по контекстной рекламе:
Возможны два формата работы PPC-менеджера. В небольших компаниях специалист делает весь цикл работ самостоятельно, в крупных агентствах отвечает за постановку задач и контроль их выполнения, привлекая к работе программистов, дизайнеров, копирайтера и т.д.
Градации в профессии
По уровню подготовки, опыту и эффективности специалистов по контекстной рекламе делят на Junior, middle, senior.
Junior
Самостоятельное ведение кампании младшему специалисту вряд ли доверят, но под присмотром наставника он сможет наработать первый опыт. Задача на этапе Junior:
Как понять, что можно переходить дальше? Если шаблонные задачи ppc выполняет сам, пора повышать квалификацию.
Middle
Он знает, как работать с:
Senior
Сеньору доверяют самые масштабные заказы, с большим бюджетом и амбициозными планами. Как правило, он работает над стратегией, а воплощение курирует через Middle и Junior PPC.
Как становятся специалистами по контекстной рекламе
IT-академия Wezom Academy проводит офлайн-курсы по контекстной рекламе. Это два месяца насыщенных занятий с постоянным выполнением настоящих рабочих задач под руководством сертифицированного специалиста по рекламе в Google Ads и Яндекс.Директ Гусак Анастасии.
В ходе курса студенты научатся:
Кому подходит профессия PPC специалиста
PPC-специалист
PPC-специалист, Pay Per Click специалист — это специалист по контекстной рекламе, он привлекает на сайт пользователей, которые с большой вероятностью что-то на нем закажут.
Что делает PPC-специалист
PPC-специалист или PPC-менеджер настраивает показ рекламы на нужную целевую аудиторию на разных площадках, например, баннеры на сайтах или реклама на YouTube, и привлекает новых клиентов.
Он рассчитывает показатели, которые можно достигнуть при определенном бюджете, постоянно оптимизирует показатели после запуска — делает все, чтобы клик или переход стоил дешевле, но приносил больший результат, то есть конверсию. А после завершения рекламной кампании, делает отчет о ее эффективности.
Работа сочетает в себе креатив и цифры: PPC-менеджер может предлагать идеи для креативов, комбинировать их, но при этом не должен забывать о конверсии и статистике.
Сколько получает PPC-специалист
Зарплата PPC-специалиста зависит от опыта и квалификации. Начинающий специалист в IT может получать от 300 долларов. Чем больше успешных кейсов у него будет в портфолио, тем больше будет оплата труда. Также гонорар зависит от сложности проекта, над которым приходится работать.
В среднем «PPC-специалист» в Украине зарабатывает 21000 грн. Это медиана заработных плат по данным из 1047 вакансий, размещенных на Work.ua с заголовком «PPC-специалист» и по запросам-синонимам «Интернет-маркетолог», «Internet-marketer», «Веб-маркетолог» и др. за последние 3 месяца. Диапазон, который содержит медиану, выделен на графике.
Какие навыки нужны PPC-специалисту
Работа PPC-менеджера невозможна без знаний Google Analytics, Google AdWords, Google Tag Manager. Также ему могут понадобиться и другие инструменты, все зависит от целей заказчика.
PPC-специалист должен уметь:
PPC-менеджеру пригодится усидчивость, внимание к деталям, аналитическое и логическое мышление, креативность, способность правильно интерпретировать большой объем информации.
Кто такой PPC-специалист: обязанности, навыки, плюсы и минусы работы
РРС-специалист — человек, который знает все про контекстную рекламу. Как ее настроить, чтобы она приводила больше клиентов по меньшей цене. Кому ее показывать и как лучше «упаковать» месседжи. Читайте, какие нужны навыки и знания, чтобы стать специалистом по контекстной рекламе. Также мы попросили практикующих экспертов рассказать о плюсах и минусах этой профессии.
Время чтения 11 минут
Вы можете перейти сразу к интересующему разделу:
Кто такой PPC-специалист
PPC-специалист — это человек, который:
Результат труда специалиста по контекстной рекламе — это реклама, которую мы ежедневно видим в интернете. Например, подобные объявления поисковой сети Google или Яндекс:
Также PPC-специалист создает объявления Google Shopping о товарах:
Или баннеры в контекстно-медийной сети Google или РСЯ:
Он также запускает рекламные кампании в социальных сетях — Facebook и Instagram.
При запуске контекстной рекламы специалист преследует цель — обеспечить компании стабильный поток лидов. Т. е. трафик, состоящий из людей, которые потенциально готовы совершить целевое действие. И уже стараниями других отделов такие лиды превратятся в покупателей. А саму рекламу специалист может запускать с разными целями:
PPC-специалист обязательно анализирует, удалось ли достигнуть поставленных целей с помощью рекламы. Поэтому он очень плотно работает с отчетами и цифрами. Плюс, такой сотрудник должен четко понимать, окупается ли бюджет, вложенный в рекламу. Также ему приходится отвечать за проколы, которые ведут к убыткам — например, если из-за неправильных настроек кампаний бюджет слился за два дня, не принеся лидов.
PPC-специалист может работать инхаус — т. е. быть штатным сотрудником компании, в агентстве или на фрилансе. Причем последнее вовсе не означает менее серьезного подхода. Приведем цитату одного из наших партнеров, который работает с клиентами именно по такой схеме:
Кратко рассмотрим, в чем отличие между работой PPC-специалиста в компании и на себя.
Ringostat для PPC-специалиста
Обязанности PPC-специалиста
В разных компаниях обязанности могут отличаться. Но мы разберем основные, которые чаще всего упоминаются при трудоустройстве.
Создание объявлений
Специалист пишет текст объявлений. Причем не просто так, а с учетом того, как выгодно подчеркнуть плюсы предложения. И уместиться при этом в ограниченное количество знаков. Грамотное объявление должно быть информативным, без «воды» и общих фраз. Также оно не должно копировать рекламу конкурентов — иначе клиент не запомнит бренд. Словом, задача эта не из легких.
Настройка рекламы
PPC-специалист знает рекламные кабинеты Яндекса, Google и Facebook/Instagram так же хорошо, как собственную комнату. Допустим, руководитель или заказчик говорит: «Давай запустим кампанию на всех, кто интересуется гаджетами. Только чтобы у нас бюджет не открутился за первые же три дня». Специалист должен понимать, как настроить кампанию, чтобы учесть эти пожелания.
Так выглядит рекламный кабинет Google, в котором настраивают контекстную рекламу специалисты ppc
Что входит в настройку рекламы:
Последнее тоже требует отдельного внимания, хоть рекламные системы и советуют оптимальные ставки. Дело в том, что показ контекстной рекламы «разыгрывается» на аукционе. Другие компании тоже платят за клики. Если поставить слишком маленькую ставку, объявление просто не будет показываться. Если неоправданно большую — можно быстро уйти в минус.
Контроль запущенных кампаний
Запустить рекламу — не значит, расслабиться и забыть о ней. PPC-специалист постоянно следит, что происходит в рекламных кабинетах. И тут речь не только о результатах. После запуска нужно смотреть:
Преимущества Call tracking Ringostat
Аналитика эффективности рекламы
Когда реклама запущена и собралось достаточно данных, специалист следит за ее эффективностью. Он учитывает много аспектов, но если обобщить, то анализируются такие моменты:
Последнее можно выяснить, слушая аудиозаписи звонков из виртуальной АТС и коллтрекинга. Во время прослушивания специалист по контекстной рекламе обращает внимание:
Оптимизация рекламы
Примеры готового набора минус-слов
Составление отчетов и прогнозов
Где бы ни работал PPC-специалист, результаты своей работы он подтверждает с помощью данных. В небольших компаниях для этого достаточно показать отчет из Google Analytics или Яндекс.Метрики. Но чаще всего руководитель или начальник просит выборку по ключевым показателям.
Поэтому PPC-специалист может строить отчеты в:
Поиск новых путей достижения результатов
PPC-специалист постоянно развивается — конечно, если хочет оставаться востребованным на рынке. Google, Яндекс и Facebook постоянно выкатывают новые рекламные инструменты. Специалист должен вовремя их изучать и осваивать.
Также нужно регулярно изучать новые каналы получения трафика, тестировать гипотезы, креативы и подходы. Чем популярней какой-то источник, тем выше в нем конкуренция. В ваших интересах находить новые варианты продвижения и следить за новостями. Поэтому PPC-специалисты обычно подписываются на тематические каналы и паблики, вступают в чаты по контексту, читают издания о диджитал.
Как стать PPC-специалистом
В университете такой специальности не обучают. Но тут главное иметь желание, потому что есть довольно много способов изучить настройку контекстной рекламы. Можно начать с:
Специалисты по контекстной рекламе часто рассказывали нам, что пришли в профессию, изначально просто заинтересовавшись диджитал. Например, у кого-то был свой портал, и его нужно было продвигать. Кто-то наполнял сайт клиента контентом, а потом занялся еще и ppc продвижением. Словом, путей может быть множество — главное, иметь желание освоить новую специальность. Ниже пример, который это доказывает.
«Сначала я заинтересовалась интернет-маркетингом в целом. Начала смотреть обучающие видео на YouTube, а когда набралась знаний, то стала искать работу PPC-специалистом. И как-то мне попалась таргетированная реклама про бесплатное обучение в агентстве UAMASTER. Я заполнила заявку, а на следующий день перезвонили и позвали на собеседование.
Помню, что тем утром смотрела видео выступление на iForum об интернет-маркетинге. И вот на собеседовании меня встретил спикер, видео которого я смотрела два часа назад. После обучения я попала на стажировку в агентство, ходила на дополнительные курсы по PPC и интернет-маркетингу.
Работа была сложной — много аккаунтов и нужно было часто делать медиапланы. Сейчас я работаю в компании, где одна специализация. Это значительно легче и интереснее. Можно проводить много тестов на одном продукте, запускать новые виды кампаний, детальнее следить за аналитикой и делать выводы».
Что должен знать специалист по контекстной рекламе
Дополнить этот список мы попросили нашего партнера, который профессионально занимается контекстной рекламой.
«Перечислю важные знания, которые регулярно нужны нашей команде:
Плюсы и минусы работы PPC-специалиста
Плюсы
«Плюсы в том, что специалист может работать удаленно и постоянно развивается. Он настраивает кампании в кабинете Google Ads, занимается аналитикой в Google Analytics, использует Google Tag Manager. Даже внедряет код на сайт — например, события для отслеживания целей. Скучать не приходится
А если этого мало, то Google всегда порадует новым или обновленным инструментом».
CEO & Founder TADAM AGENCY
Минусы
«Нужно регулярно бдеть за своим детищем. Кампании в Google Ads, как дети — могут «играть» по своим правилам. Для того, чтобы не краснеть перед клиентом, необходимо смотреть за тем, куда и как кампании распределяют бюджет. Важно понимать что за бюджет аккаунта отвечает специалист, который ведет данный проект.
Вы должны все время быть на связи, так как бывают разные нюансы. Например, нужно пополнить счет в 23:00, что-то срочно включить или выключить, потому что сайт слетел. Перед тем, как куда-то уехать, нужно все перепроверить, предусмотреть и предупредить. Со временем это входит в привычку и не доставляет хлопот. Добрался до ноутбука, глянул, если все ок — свободен».
CEO & Founder TADAM AGENCY
Бонус: какие нужны софт-скиллы, чтобы стать PPC-специалистом
Этот момент мы тоже попросили прокомментировать Тараса Адаменко.