познавательное развитие детей третьего года жизни теремок

Программа «Теремок»

познавательное развитие детей третьего года жизни теремок. Смотреть фото познавательное развитие детей третьего года жизни теремок. Смотреть картинку познавательное развитие детей третьего года жизни теремок. Картинка про познавательное развитие детей третьего года жизни теремок. Фото познавательное развитие детей третьего года жизни теремокАннотация

«Теремок» — современная образовательная программа для детей от двух месяцев до трех лет. Ориентирована на создание оптимальных условий для становления со­циокультурного опыта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и об­разовательного запроса семьи. Программа носит стратегический, комплексный, инновационный и вариативный характер, соответствует ФГОС ДО. Описывает целе­вые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». В качестве профессиональных «инструментов» предлагает вариативную модель образовательной среды, модель развития взаимоотношений педагога и детей, технологию проектирования образовательной деятельности.

Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. (2-е дополненное издание)
Рецензия. Протокол № 11 от 10.06.2019 г. заседания Ученого совета Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО МПГУ

Содержание

Введение

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Цель, ключевые задачи, основные термины

Основные концептуальные идеи образовательной программы «Теремок»

Возрастные характеристики развития детей

Планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры в младенческом возрасте

Целевые ориентиры в раннем возрасте

II. Содержательный раздел

Первая группа раннего возраста (первый год жизни)

Общие образовательные задачи

Вторая группа раннего возраста (второй год жизни)

Общие образовательные задачи

Первая младшая группа (третий год жизни)

Общие образовательные задачи

III. Организационный раздел

Организация жизнедеятельности детей в образовательной среде

Примерный режим дня

Проектирование образовательной деятельности

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников

Примерный перечень материалов и оборудования для создания развивающей предметно-пространственной среды

Примерный подбор дидактических игр для решения задач разных образовательных областей

Примерный перечень фольклорных, литературных и музыкальных произведений

Примерный перечень пособий, рекомендуемых для реализации программы «Теремок»

IV. Приложения

Приложение 1. Система принципов программы «Теремок»

Приложение 2. Концепция миров раннего детства: пять «портретов»

Приложение 3. Педагог раннего детства: особенности профессии

Приложение 4. Моделирование образовательной среды

Приложение 5. Модель развития взаимоотношений педагога и детей

Приложение 6. Материнский фольклор в образовательной среде

Приложение 7. Адаптация ребенка к новым условиям социальной жизни

Приложение 8. Поддержка детской инициативы

Приложение 9. Культурные практики

Приложение 10. Двуязычие в раннем детстве

Список использованной литературы

Авторский коллектив программы «Теремок»

Пояснительная записка

Цель, ключевые задачи, основные термины

Цель программы «Теремок» — создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учетом его возрастных возможностей, индивиду­альных особенностей и образо­вательного запроса его семьи.

Образовательная среда понимается при этом как специально организованная часть социокультурной среды, в которой достигаются цели и смыслы образования. Представляет собой целостную систему, которая включает три взаимосвязанных компонента: 1) субъектный (участники образовательных отно­шений); 2) объектный (предметы в пространстве); 3) деятельностный («ансамбль деятельностей» и культурных практик).

Образовательная среда предполагает создание оптимальных условий, которые необходимы и достаточны для полноценного проживания ребенком раннего детства (ФГОС ДО [5]).

Социокультурный опыт интерпретируется как система, включающая представления ребенка об окружающем мире и себе самом, культурные умения (в т.ч. культурно-гигиенические навыки), способы общения и взаимодей­ствия с другими людьми в разных видах деятельности.

Амплификация развития рас­сматривается как всемерное использование потенциала психи­ческого развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспи­тания (А.В. Запорожец [37]). Ав­торы Программы применяют тер­мин «амплификация» в контексте культурно-исторического подхода и рассматривают как расширение (обогащение) возможностей развития личности растущего человека в процессе деятельного освоения социокультурного опыта. Тем самым амплификация выступает основным педагогическим вектором Программы. Амплификация предпо­лагает системное, постепенное и последовательное расширение круга освоенных объектов и яв­лений в разнообразии их свойств, функций, взаимосвязей. Вектор амплификации развития детей от 2 месяцев до 3 лет под­держивается следующими характеристиками современной образовательной среды: содержа­тельная насыщенность, трансфор­мируемость, полифункциональ­ность, вариативность, доступность и безопасность (ФГОС ДО [5]).

«Ансамбль деятельностей» обосновывается как многообра­зие видов детской деятельности (активности), приведенное в си­стему согласно возрастным осо­бенностям детей и актуальным образовательным задачам. Это новое понятие, связанное с иде­ей А.В. Запорожца о генезисе и строении разных видов деятель­ности [37], и введенное в педа­гогический оборот В.Т. Кудряв­цевым [50] в качестве синонима понятия «мир деятельностей», раскрывается авторами Программы с учетом специфики мла­денческого и раннего возраста [45]. В «ансамбле деятельностей» определяется состав видов дея­тельности, выделяется ведущая деятельность, устанавливаются связи между ними и выявляется некоторый совокупный развивающий эффект.

Культурные практики рас­крываются как повседневные, привычные способы самоопре­деления и самореализации, тес­но связанные с содержанием жизни ребенка и его события с другими людьми (Н.Б. Крылова [48]). Культурные практики связаны с активной, самостоятель­ной, разноаспектной и много­кратной апробацией каждым ре­бенком новых для него видов деятельности, основанных на ин­дивидуальных интересах, по­требностях, способностях.

Ключевые задачи Программы

1) Поддержка у каждого ребенка чувства базового доверия к миру, обеспечение эмоционального комфорта и успешной адаптации к новым условиям социальной жизни в образовательной организации.

2) Создание условий для сохранения жизни и здоровья детей; обеспечение комплексной безопасности (витальной, социальной, экологической, информационной и др.).

3) Расширение представлений ребенка о мире; амплификация его развития с учетом индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи.

4) Содействие успешной социализации и становлению социокультурного опыта ребенка в соответствии с возрастными особенностями (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, способы деятельности, культурные практики и др.).

5) Формирование позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия с другими людьми (близкими взрослыми, детьми).

6) Развитие понимания речи разных людей; поддержка становления собственной речи ребенка как основного средства коммуникации и по­знания окружающего мира.

7) Организация условий для си­стемного освоения детьми доступных видов активности (предпосылок деятельности) в их разнообразии.

8) Поддержка становления дет­ской инициативы и предпо­сылок субъекта деятельности.

9) Создание условий для ста­новления образа «Я», вклю­чающего представления о своем теле, своих умениях, привычках, желаниях, инте­ресах, достижениях.

10) Развитие личностных качеств: доброжелательности, актив­ности, самостоятельности, уве­ренности, самоуважения и др.

Основные концептуальные идеи образовательной программы «Теремок»

Программа опирается на междисциплинарные исследо­вания природы детства как осо­бого культурно-исторического феномена в развитии челове­чества, на историко-эволюцион­ный подход к развитию расту­щего человека в природе и об­ществе, культурно-деятельност­ную психологию социализации ребенка, педагогическую антро­пологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества.

Программа направлена на обеспечение здоровья и безопас­ности детей, создание социальной ситуации развития детей мла­денческого и раннего возраста, обеспечение социальных и ма­териальных условий, открываю­щих возможности позитивной со­циализации ребенка, формиро­вания у него доверия к миру, отношения к людям и к самому себе, его личностного и позна­вательного развития, поддержки инициативы и становления пред­посылок субъекта деятельности во взаимодействии с близкими взрослыми и другими детьми в культуросообразных и возрасто­сообразных видах деятельности.

В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского куль­тура рассматривается как «внут­ренний источник» психической жизни ребенка, развитие кото­рого направляет не «сила ве­щей», а «связь людей», поскольку «через других мы становимся самими собой» [29].

Социальная ситуация разви­тия определяется местом ребен­ка в обществе, общественными требованиями и ожиданиями от­носительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся об­разу детства; интересами самого ребенка, характером и содержа­нием его активности. Cоциальная ситуация развития выступает источником социализации и раз­вития личности ребенка, опре­деляет уклад жизнедеятельности ребенка, включая формы и со­держание общения и совместной деятельности в образовательной организации и в семье.

«Теремок» — стратегическая программа, которая строится на основе следующих методоло­гических принципов (см. Прило­жение 1):

«Теремок» — инновационная программа, которая «родилась» в ответ на вызовы нового времени, запрос государства и семьи на воспитание ребенка в новом мире. Поэтому научная концепция программы включает пять современных «портретов» или обобщенных образов (см. Приложение 2):

-«портрет» современного ребенка;

-«портрет» современной се­мьи;

-«портрет» современного педагога;

-«портрет» современного детского сада;

-«портрет» современного мира.

На основе Программы в до­школьной образовательной ор­ганизации создается мотивирую­щая образовательная среда, ко­торая предоставляет следующую систему условий развития детей:

словия пространственно­временные (гибкость и транс­формируемость пространства и его предметного наполне­ния, гибкость планирования);

словия социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных предста­вителей), администрацию);

словия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, культурных практик, соответствую­щих возрастным и индиви­дуальным особенностям де­тей, а также задачам развития каждого ребенка), матери­ально-технические и другие условия образовательной деятельности.

Источник

Образовательная программа «Теремок». Планирование образовательной деятельности детей третьего года жизни

познавательное развитие детей третьего года жизни теремок. Смотреть фото познавательное развитие детей третьего года жизни теремок. Смотреть картинку познавательное развитие детей третьего года жизни теремок. Картинка про познавательное развитие детей третьего года жизни теремок. Фото познавательное развитие детей третьего года жизни теремок Вероника Алексеева
Образовательная программа «Теремок». Планирование образовательной деятельности детей третьего года жизни

№ Тематика образовательной деятельности Образовательные задачи Месяц, неделя

А1. «Наше лето» Дать представление о летней погоде, о летних занятиях детей, обобщить опыт, приобретенный за лето. Подготовить детей к теме прихода в детский сад и начала осени. Стимулировать самостоятельность. Показывать, как класть свои вещи и игрушки после игры на место, учить отвечать на вопросы самостоятельно. Сентябрь,

А2. «Наш детский сад» Подводить детей к пониманию слов «наш, наша, наши, наше», к определению того, где проходят границы детского сада, какие люди в нем работают, к чувству, как хорошо ходить в детский сад. Постоянно напоминать детям, что в детском саду можно делать, а что нельзя, что делают дети, когда приходят в детский сад, как едят, как моют руки, ходят в туалет, как одеваются на прогулку, как спят днем, как за ними приходят вечером родители и т. п. Поощрять радоваться тому, что так много детей стали воспитанниками детского сада. Сентябрь,

А3. «Наша группа» Обучать детей называть свое имя и возраст, говорить название своей группы, если есть-своего детского сада, знать по именам детей в группе. Формировать вежливое обращение друг к другу в режимные моменты, в повседневных ситуациях детского сада. Сентябрь,

А4. «Моя семья» Подводить детей к представлению о своем, личном, принадлежащем ему. Учить говорить о своей семье («моя/наша семья», о том, кто в нее входит, чем занимается. Учить беречь свои вещи, искать и находить потерянное, не расстраиваться, если сразу что-то не находится. Сентябрь,

1. «Хочу-не хочу» Учить детей осознавать свои желания. Показывать, что кому нравится и не нравится, что делать, если что-то не нравится (отказываться или преодолевать себя). Формировать представление о причинно-следственной зависимости хорошего поведения и хорошего результата. Учиться пробовать новое, терпеть, не обращая внимания на неприятные ощущения,договариваться: нужно иногда делать то, что не очень хочется. Октябрь,

3. «Урожай» Учить детей узнавать и называть различные полезные растения, прежде всего овощи и фрукты, описывать их вид, вкус. Учить уважительно относиться к еде. Пробовать новые продукты и определять, какой у них вкус. Октябрь,

4. «Вкусно-невкусно» Учить детей распознавать и называть вкус продуктов (кислое, сладкое, соленое, безвкусное, пресное, острое). Закреплять названия продуктов питания, описывать их цвет, форму, размер. Учить пробовать съедобное разного цвета и вкуса, осознавать, что такое голод и жажда. Октябрь,

5. «Посуда» Учить детей называть предметы посуды, ощупывать их пальцами, показывать детали, подбирать пары, объяснять, для чего какой предмет нужен.Прививать навыки аккуратного отношения к еде: бережно ставить предметы на стол, стараться не проливать и не просыпать содержимое. Ноябрь,

6. «Мебель» Учить детей называть предметы мебели и их части, знать, для чего какая мебель нужна. Учить бережно относиться к обстановке, не пачкать и не ломать предметы. Ноябрь,

7. «Дом» Закреплять представления об устройстве дома, его частей, назначении помещений в доме. Учить понимать, что у людей бывают разные занятия, что не нужно громко говорить, когда кто-то спит или читает, что каждому человеку нужно иногда побыть одному, что люди могут заниматься любимыми делами поодиночке или с кем-то. Ноябрь,

8. «Домики животных» Формировать представление о защитных функциях жилища, о целесообразном устройстве жилья. Учить детей быть заботливыми, думать о потребностях животных, понимать, что у всех бывают разные дома. Ноябрь,

9. «Холодно-горячо» Учить детей различать теплые, горячие, холодные, прохладные предметы, употреблять понятия «жарко», «холодно», «душно», «горячо». Советовать детям, как правильно одеваться и вести себя зимой в холод и летом в жару. Декабрь,

10. «Свет и темнота» Показать детям источники света, объяснить, откуда идет свет, когда бывает темно, как сделать так, чтобы стало светло или темно. Учить их не бояться темноты, но быть осторожными в темноте. Декабрь,

11. «Чего не надо бояться» Учить детей распознавать, где скрывается опасность, как сделать так, чтобы не случилось того плохого, про что мы знаем, как этого можно избежать. Учить думать о своем страхе, преодолевать собственную тревогу, принимать решения, волноваться за других людей. Декабрь,

12. «Праздник» Показать детям, чем праздники отличаются от будней, какие праздники мы празднуем, какое настроение в какой праздник. Показать детям, как одни чувства могут смениться другими, что мы сочувствуем людям, радуемся и огорчаемся вместе с ними. Декабрь,

13. «Вещи» Учить детей называть вещи и составные части, детали, определять ее значение. Рассказать, что у каждой вещи есть свое место, что ее нужно убирать на место. Январь,

14. «Зима» Учить детей находить признаки зимы, называть ее приметы, описывать зимние забавы и виды спорта. Приучать заботиться о птицах (устраивать кормушки, о домашних питомцах, радоваться тому, что вокруг нас живут птицы. Январь,

15. «Автомобили» Рассказать, какую роль играют машины в жизни человека, объяснить, какие части есть у машин, какие разные профессии бывают у водителей. Учить детей вести себя правильно рядом с транспортом и на транспорте, быть внимательными, не мешать водителю. Январь,

16. «Поездка» Рассказать детям, на каких видах транспорта можно отправиться в поездку, учить узнавать и называть разные виды наземного транспорта. Учить хорошо вести себя на транспорте, правильно входить и выходить из автобуса, поезда и т. п., правильно сидеть на сидении (не класть на него ноги в обуви) или стоять, держась за поручни или за руку взрослого. Январь,

17. «Любимые занятия» Побудить детей вспомнить о своих занятиях, реальных умениях и желании научиться что-то делать. Воспитывать стремление пробовать новые занятия, пытаться сделать так же, как остальные, не расстраиваться, если что-то получается не так, как у других. Февраль,

18. «Работа» Рассказать, что взрослым необходимо работать, что есть разные профессии. Прививать детям уважение к труду взрослых и детей. Февраль,

19. «Доктор, пожарный» Учить детей принимать решения в важных ситуациях, вести себя осмотрительно, доверять врачам и пожарным. Воспитывать сочувствие, сострадание, стремление помочь, поделиться с тем, у кого нет еды, воды, игрушек, стать другом другому ребенку. Февраль,

20. «Дружба» Учить детей понимать, что такое дружба, как находить друзей. Учить осознавать любовь и привязанность, приучать заботиться о близких. Февраль,

21. «Помощь» Показать детям, как можно решать возникающие проблемы, выявлять причины их возникновения и способы решения. Объяснить, что значат понятия «добрый», «злой». Воспитывать сочувствие к кому либо, попавшему в беду, развивать потребность оказывать помощь в разных ситуациях. Показать, что способов решения проблем может быть несколько, что решение принимается по ситуации. Учить просить прощения. Март,

22. «Спорт» Рассказать детям о значении спорта, выучить с ними названия нескольких видов спорта. Учить сравнивать достижения спортсменов по высоте, длине, силе. Воспитывать положительное отношение к спорту, желание заниматься спортом. Март,

23. «Летает-не летает» Выяснить с детьми, какие предметы летают, а какие нет, описывать, что над чем и куда летит, учить вырезать формы из бумаги. Учить запоминать предыдущие события и связывать их с будущими событиями. Воспитывать терпение, умение ждать своей очереди, уступать свою игрушку. Март,

24. «Плавает-не плавает» Выяснить с детьми, какие предметы плавают, а какие нет, по каким водоемам они могут плавать. Предостерегать детей от водоемов, объяснить, почему опасно заходить в воду одному, без плавательного круга, спасательного жилета или надувных нарукавников. Март,

25. «Погода» Учить детей распознавать и называть погодные явления, соотносить их между собой. Прививать интерес и положительное отношение к любой погоде, если надета подходящая одежда. Апрель,

26. «На земле и под землей» Рассказать детям о различиях жизни на земле и под землей, находить и описывать особенности подземного жилья. Воспитывать любознательность, готовность к неожиданным поворотам событий, спокойно относиться к образу жизни, отличному от своего. Апрель,

27. «На воде и под водой» Выучить с детьми названия разных видов водоемов и предметов водного транспорта. Учить пониманию, откуда берется вода, куда она уходит, прививать потребность беречь воду. Апрель,

28. «Город» Рассказать детям о городе и его особенностях, как обеспеченна жизнь его обитателей. Учить правильному поведению в городе, на улицах,донести мысль: надо быть любознательным но осторожным. Апрель,

29. «Весна» Найти с детьми приметы весны, проследить за тем, как меняется природа весной. Развивать у детей умение радоваться весне, теплу, солнышку, пробуждению природы ото сна. Май,

30. «Мусор»Раскрыть детям причинно-следственные связи: как и почему мусор загрязняет природу. Развивать стремление поддерживать чистоту в доме, стараться наводить порядок в своих вещах, убирать мусор, не портить вещи, творчески использовать материалы, беречь природу. Май,

31. «Путешествие» Развивать умение планировать свой рассказ, думать о том, что рассказать сначала, что потом, о чем упомянуть. Учить рассказывать о том, что ты делаешь, как выбирать маршрут. Провести беседу о том, как правильно вести себя на прогулке. Май,

32. «Деревня» Выяснить с детьми, чем отличается сельская местность от города, как живут за городом, на даче, в деревне, чем занимаются жители деревни. Развивать любознательность, учить интересоваться жизнью других людей, жизнью домашних и диких животных. Май,

Подвижная игра для детей второго-третьего года жизни «Заинька» Задачи: Понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии с её текстом; вызывать подражание взрослому. Содержание.

Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки «Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки». В отечественной педагогической науке и практике накоплен достаточный.

Презентация «Дидактическая игра для детей третьего года жизни «Что лишнее?» Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом.

Дидактическая игра в жизни ребенка третьего года жизни Дидактическая игра в жизни ребенка третьего года жизни В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством.

Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Для организации.

Предметно-развивающая среда в группах детей третьего года жизни «Предметно – развивающая среда в группах детей третьего года жизни» Игра имеет важное значение для ребёнка. Она является жизненной потребностью.

Психолого-педагогические основы речи детей третьего года жизни Психолого-педагогические основы речи детей третьего года жизни Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память,.

Разработка рекомендаций по развитию речи детей третьего года жизни для родителей и воспитателей Спожакина Наталия Геннадиевна МБДОУ детский сад №46 «Вишенка» Рекомендации для воспитателей: 1. Обеспечить дальнейшее понимание речи окружающих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *