позади зеркало без тайн актеры фильма
Убийство, смертельные болезни и эмиграция: судьбы актеров мистического «Зеркала»
Маргарита Терехова, когда-то одна из первых красавиц советского кино, изменилась до неузнаваемости. И дело не только в почтенном возрасте, но и в болезни Альцгеймера. Оказалось, не только Тереховой «отомстила» судьба за съемки в этом знаменитом фильме.
Маргарита Терехова. Кадр из фильма «Зеркало», 1974 г.
Маргарита Терехова прославилась своими яркими ролями во многих фильмах. Миледи в картине «Д`Артаньян и три мушкетера», «Благочестивая Марта», «Собака на сене»… И, конечно же, необыкновенное, мистическое «Зеркало» Андрея Тарковского.
Надо сказать, трагическая судьба постигла многих актеров, снявшихся в «Зеркале». Что это – совпадение или злой рок? Может быть, затронутая Тарковским тема и то, как он ее раскрыл, пробудили какие-то темные силы?
Об этом можно много спорить долго, однако есть факты.
Маргарита Терехова – болезнь Альцгеймера
Маргарита Терехова. Кадр из фильма «Зеркало», 1974 г.
В «Зеркале» Маргарита Терехова сыграла главную музу Тарковского. Режиссер называл ее «обыкновенной гениальной актрисой»…
Маргарита Терехова. Кадр из фильма «Зеркало», 1974 г.
В 2016 году родные Маргариты Тереховой объявили о диагнозе актрисы – болезнь Альцгеймера. К тому времени уже ходили слухи о ее бедственном положении.
Спустя 2 года сын Маргариты Борисовны признался, что время, когда можно было замедлить процесс, упущено, и теперь речь идет только о достойном уходе за актрисой.
Были собраны деньги на лекарства и сиделок. Как выяснилось, Терехова страдает от коварного недуга вот уже 8 лет. Сын и дочь рассказали в эфире программы «Звезды сошлись» о том, что их мама давно уже не узнает близких, не говорит, и что ее положение продолжает ухудшаться.
Анатолий Солоницын – умер от рака легких. 1982 год
Анатолий Солоницын. Кадр из фильма «Зеркало», 1974 г.
Актер Анатолий Солоницын сыграл в «Зеркале» Прохожего – эта роль была создана режиссером специально для него.
Через 7 лет после выхода фильма на экраны, участвуя в съемках очередного проекта, Солоницын неудачно упал с лошади и сильно ушиб грудную клетку. Вскоре развился рак легких, погубивший актера в 47 лет.
Анатолия Солоницына не стало в 1982 году. Он известен по ролям в фильмах, вошедших в «Золотой фонд» нашего кинематографа, но его «главным» режиссером стал Андрей Тарковский, снявший Солоницына во всех своих фильмах, кроме «Ностальгии».
Вершиной же творческой биографии Солоницына является главная роль в картине «Андрей Рублев», — именно в образе русского живописца, в монашеской рясе, актер изображен на памятнике, поставленном на его могиле.
Андрей Тарковский – умер на чужбине. 1986 год
Андрей Тарковский. Фото: Wikipedia
Нелегкая судьба досталась и гениальному режиссеру «Зеркала» — Андрею Тарковскому. В 1980 году, уехав в Италию для написания сценария к фильму «Ностальгия», уставший от травли со стороны «Госкино» Тарковский принял решение остаться там вместе с семьей.
«По-хорошему» советские чиновники его отпускать не захотели. Тарковский попал в списки «невозвращенцев», его фильмы перестали показывать в СССР. Правда, лишить режиссера советского гражданства не решились.
Зато жители Флоренции объявили его почетным гражданином города, мэр подарил Тарковскому квартиру. Все это, однако, не спасало от тоски по родине…
В декабре 1985 года ему был поставлен диагноз – рак легких, и через год Андрея Тарковского не стало.
Николай Гринько – умер от лейкемии. 1989 год
Николай Гринько. Кадр из фильма «Зеркало», 1974 г.
Исполнивший роль мастера типографии Николай Гринько был известен очень многим своими работами в кино.
Вспомните хотя бы доброго и мудрого шарманщика папу Карло из «Приключений Буратино» или профессора Громова из «Приключений Электроника». Его дружба с Тарковским началась с их первой совместной работы – фильма «Иваново детство». Потом был «Андрей Рублев», а затем – то самое «Зеркало».
Спустя 15 лет после премьеры фильма Николай Гринько скончался от лейкемии. Ему было 68 лет.
Борис Руднев – убит неизвестными. 1994 год
Борис Руднев. Кадр из фильма «Обвиняются в убийстве», 1969 г.
Сыгравший в таких фильмах, как «Государственная граница», «Хождение по мукам», «Квартет Гварнери», красивый и обаятельный Борис Руднев был востребованным актером. А погиб совсем молодым – в 49 лет.
Поздно вечером актер возвращался домой. На него напали неизвестные и сильно избили. До дома он добрался с трудом, но попросил не вызывать скорую, — надеялся отлежаться. На следующий день Борис Руднев умер.
Александр Мишарин – умер в 68 лет. 2008 год
Александр Мишарин. Кадр из фильма «Солярис», 1972 г.
Исполнивший в «Зеркале» небольшую роль врача, Александр Мишарин сыграл и в нескольких других фильмах, в том числе – в «Солярисе» Тарковского.
Кроме того, он создал более 30 сценариев и пьес (среди них – сценарии «Зеркала» и «Усатого няня»), некоторое время был главным редактором журнала «Россия».
В 2008 году талантливого сценариста и драматурга не стало.
Олег Янковский – умер от рака поджелудочной железы. 2009 год
Олег Янковский. Кадр из фильма «Зеркало», 1974 г.
В «Зеркале» Олег Янковский сыграл отца главного героя.
Его имя не нуждается в представлении. Скульптурные черты лица, аристократическая красота и невероятный талант Олега Ивановича сделали его одним из самых любимых и узнаваемых актеров. Его первым триумфом стала роль в киноэпопее «Щит и меч», затем последовали десятки других ролей в кино и театре.
А как вы считаете – существует ли «проклятие» фильма «Зеркало», или все, что происходит с его актерами и создателями, — лишь зловещее совпадение?
Содержание фильма «Зеркало». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Пролог. Мальчик Игнат включает телевизор и смотрит передачу, где врач помогает сильно заикающемуся подростку громко и чётко произнести: «Я могу говорить». Далее фильм переносит в прошлое, примерно в 1935 год. Мать Алексея Мария, живя в деревне, тяжело переживает развод с мужем. Сидя на заборе неподалёку от своего дома, она встречает мимо проходящего врача. Оптимистично настроенный мужчина безуспешно пытается завести с ней разговор. После рассуждений о жизни и природе он уходит. Ближе к вечеру малолетний Алексей вместе с матерью и соседями становится свидетелями случайного пожара в сарае.
Повествование переносится в 1970-е годы. Повзрослевший Алексей помимо напряжённых отношений с престарелой матерью, также переживает разлад с бывшей женой Натальей и со своим сыном Игнатом. Из телефонного звонка Алексей узнаёт от матери, что недавно умерла её сотрудница из типографии.
Дальше следует воспоминание об одном инциденте, произошедшем на работе у Марии: однажды она в дождливый день прибежала в типографию, чтобы исправить допущенную ошибку (про какое слово идёт речь, в фильме не раскрывается, но опечатка могла стоить работы и даже жизни коллег) Вскоре выясняется, что ошибки не было, но переполошенная Лиза начинает ссору с Марией и упрекает её в эгоизме, из-за которого от неё ушёл муж.
70-е. Игнат с няней изучает историю России и читает стихи Александра Пушкина, во время этого раздаётся звонок в дверь. Игнат открывает и видит пожилую Марию, она, не узнав своего внука и подумав, что ошиблась квартирой, уходит. После этого Игнат обнаруживает, что няня таинственным образом исчезла. Вскоре мальчику звонит отец, и во время разговора по телефону с сыном Алексей вспоминает свои подростковые годы. Отрочество Алексея пришлось на годы войны. Он был влюблён в местную деревенскую девушку и учился вместе с другими мальчиками стрельбе у сурового военрука. Во время учений мальчик-сирота случайно роняет гранату, перепугав всех, но она оказалась учебной. После окончания войны Алексей с сестрой впервые за долгие годы воссоединяются с отцом, который стал ветераном.
Алексей ради лучшего воспитания сына предлагает Наталье второй раз выйти замуж или отдать Игната ему на попечение. Сам же Игнат жить с отцом отказывается. Спустя некоторое время Алексей серьёзно заболевает и становится прикованным к постели.
Финал переносит в счастливые воспоминания Марии о муже; одно из них, где они лежа на травянистом поле, ведут неторопливый разговор о ребёнке, которого только ждут (подразумевается будущий Алексей). Последние кадры показывают пожилую Марию, гуляющую с местными детьми (которые напоминают маленького Алексея с сестрой) на том же самом месте.
Идея фильма «Зеркало» возникла в 1967 году после съёмок фильма «Андрей Рублёв». По воспоминаниям драматурга Александра Мишарина, на прогулке с Андреем Тарковским вдоль Измайловских прудов речь зашла о современной истории, в которой нашли бы своё отражение реалии советской действительности. При этом история во многом совпадала с реальной жизнью самого Тарковского, у которого были непростые отношения с родителями.
Во время съёмок были добавлены новые эпизоды, заменившие убранное из сценария интервью с матерью, в частности была значительно расширена роль матери в исполнении М. Тереховой.
В зеркале человек видит себя. Так и в этом фильме главного героя не показывают, все события происходят так, как он их воспринимает, видит в отражении своего сознания. Именно поэтому мать и жена видятся ему как один образ, одни герои фильма иногда замещаются другими.
кадры из фильма «Зеркало»
Режиссер: Андрей Тарковский;
Сценаристы: Александр Мишарин, Андрей Тарковский;
Оператор: Георгий Рерберг;
Композитор: Эдуард Артемьев;
Художник: Николай Двигубский;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1974;
Премьера: 21 апреля 1975 (СССР)
12 хорроров о зеркалах, в которые лучше не смотреться
Хотя все знают, что зеркало – это просто лист стекла с серебристым напылением с обратной стороны, все равно с этими «окнами в антимир» связано много мистических предрассудков и суеверий
Кадр из фильма «Кэндимэн»
Кэндимэн – загадочный убийца, вспарывающий жертвам животы заточенным крюком, который заменяет ему правую руку. Маньяк уже забрал немало жизней и стоил полиции большой головной боли, вот только есть одна загвоздка: в реальности никакого Кэндимэна, похоже, не существует, поскольку легенда о нем уходит корнями аж в XIX век. Миф этот тем более бессмыслен, что предполагает возможность вызова убийцы на дом – чтобы встретиться с ним, нужно встать перед зеркалом и пять раз произнести его имя. Дабы доказать, что слухи базируются на вымысле, а под маньяка «работают» обычные бандиты, исследовательница городских легенд Хелен проводит эксперимент с вызовом Кэндимэна – и жизнь ее меняется настолько, что очень скоро девушка оказывается в сумасшедшем доме. Вокруг нее гибнут люди – Кэндимэн не задумываясь отправляет их на тот свет, – и Хелен понятия не имеет, как остановить сорвавшегося с цепи убийцу. Хотя, как это часто бывает, ответ лежит на поверхности. В данном случае – на поверхности зеркала.
Лента является экранизацией повести Клайва Баркера «Запретное». Киноверсия сумела заметно превзойти первоисточник по глубине и выразительности (темная харизма и необычная биография Кэндимэна, изначально отсутствовавшие в книге, были досочинены при написании сценария) и породила два сиквела.
Кадр из фильма «Зловещие мертвецы 3: Армия тьмы»
Еще в сиквеле «Зловещих мертвецов» зрителей ждал отличный бу-эффект: когда главный герой Эш рассматривал себя в зеркале, зазеркальный двойник высунулся из рамы и схватил его за плечи. В третьей части франшизы, получившей название «Армия тьмы», режиссер Сэм Рэйми решил обыграть тему зеркал в полный рост. Провалившись из нашего времени куда-то в Европу начала XIV века, Эш останавливается передохнуть в помещении безлюдной мельницы – и там нечаянно разбивает зеркало, приняв свое отражение за вероятного противника. Из зеркальных осколков немедленно выскакивают наружу уменьшенные зловредные копии Эша и сообща устраивают ему взбучку, а один из мини-двойников даже умудряется пробраться к протагонисту в желудок, что влечет за собой совсем уж гротескные последствия. Никогда еще, наверное, борьба с самим собой не изображалась столь буквально.
Маленький лайфхак: при наличии ружья справиться с внутренними демонами и сократить поголовье сущностей, размноженных без причины, не представляет большой сложности.
Кадр из фильма «Окулус»
Кадр из фильма «Ночь демонов»
Собравшись на хэллоуинскую вечеринку в заброшенном доме, компания молодежи решает погадать на старом зеркале и нечаянно разбивает его, высвобождая заточенного внутри демона. Злобная тварь немедленно начинает превращать тинейджеров в себе подобную нежить и изрядно преуспевает в этом богопротивном деле.
Маленький лайфхак: если уж вы разбили зеркало в доме с привидениями, не стойте с раскрытым ртом – это несколько увеличит ваши шансы дожить до утра. В противном случае то, что может влететь в рот и там остаться, не принесет ничего хорошего ни вам, ни вашим товарищам.
Кадр из фильма «Фантазм»
Зловещий могильщик по прозвищу Длинный ворует трупы с кладбища городка Морнингсайд, чтобы затем превращать их в карликов, служащих его темным целям. Группа молодых людей пытается расследовать деятельность осквернителя могил и находит в его логове портал то ли на другую планету, то ли в параллельный мир, то ли вообще в ад. Длинный имеет кровь желтого цвета, легко отращивает отрубленные пальцы и всячески демонстрирует неубиваемость, а еще он повелевает летающими стальными шарами, умеющими атаковать людей и высасывать из их черепов мозги. Чем больше Майк и его союзники узнают о могильщике и его делах, тем больше происходящее напоминает болезненную галлюцинацию – подлинный фантазм, от которого никак не получается очнуться…
«Фантазм», наверное, не сумел бы стать одним из самых страшных хорроров 70-х, если бы не его пробирающий до костей финал. Едва уверившись, что вся борьба с Длинным ему приснилась, Майк сталкивается со злодеем в своей спальне: тот внезапно выскакивает из зеркала и утягивает подростка во тьму, заставив расслабившихся зрителей подпрыгнуть в своих креслах. И в самом деле: если ты уже побывал в аду, кто сказал тебе, что оттуда так легко выпускают?
Кадр из фильма «Зеркало, зеркало»
Переехав вместе с матерью в новый район, готичная девушка Меган сталкивается с трудностями акклиматизации в школе, где у нее нет друзей. А в ее комнате собирает пыль старинное зеркало, которое почему-то никак не получается выбросить – оно каждый раз снова оказывается на прежнем месте. Меган оставляет попытки избавиться от зеркала, когда обнаруживает, что вместе с ним ей достались и новые способности, позволяющие поквитаться со школьными задирами. К сожалению, бесплатный сыр бывает только в мышеловке: Меган начинает зависеть от зеркала, в котором законсервированы демонические силы, и через какое-то время те полностью подчиняют девушку себе.
Маленький лайфхак: въезжая в новый дом, не худо бы узнать, что стало с предыдущими владельцами. Когда из зеркал полезет нечисть, вам, по всей видимости, будет уже не до тяжб с риелторами…
Кадр из фильма «Отражение»
Что бы вы подумали, встретив на улице точную копию самого себя? С Джиной МакВей подобное однажды произошло – так женщина выяснила, что через разбитое ею недавно зеркало в реальный мир «понаехали» потусторонние доппельгангеры, решившие поработить эту реальность. И если ничего не предпринять, то скоро все вокруг будет захвачено клонами из зазеркалья, а от «оригиналов», потихоньку подменяемых копиями, просто ничего не останется. Другой вопрос, всплывающий по ходу, – а что вообще следует считать реальным миром? Ведь зеркало разбилось с обеих сторон.
Эстетский франко-британский хоррор режиссера Шона Эллиса запоминается скорее гнетущей атмосферой, нежели хорошо проработанным сюжетом или лихим финалом, – ну и еще, конечно, Леной Хиди в главной роли. Если вам охота посмотреть что-нибудь в духе классического «Вторжения похитителей тел», эта фестивальная пугалка о нашествии антиподов способна вполне качественно скрасить томный вечер.
Кадр из фильма «Наследие»
Семеро гостей проводят уик-энд в старинном особняке в английской глубинке, хозяин которого – весьма загадочная личность – готовится вскоре оставить бренный мир. Дом шикарен и достоин восхищения, но что-то с ним не так. Настолько не так, что отдыхающие начинают один за другим отправляться на тот свет: кто-то давится куриной костью за обедом, кто-то тонет в бассейне, кто-то умудряется сгореть в языках пламени, внезапно вырвавшихся из камина. Убивать здесь умеют даже зеркала – одно из них эффектно взрывается, нашпиговав гостью по имени Барбара осколками, после чего возвращает себе прежний вид без признаков повреждений…
Маленький лайфхак: принимая приглашение расслабиться в старинном английском особняке, попытайтесь сперва выяснить, не увлекается ли его владелец черной магией. Ведь если вам так уж хочется умереть от порезов, для этого вовсе не нужно далеко ехать – достаточно выйти из любого магазина через закрытую стеклянную дверь.
Кадр из фильма «Заклятие»
Чуть ли не во всех домах с привидениями что-то не то с зеркалами. Создатели «Заклятия» решили не ломать канон, но и от затасканных хоррормейкерами настенных зеркал отказались – вместо этого новые владельцы «нехорошего» дома, семья Перрон, обнаруживают в подвале музыкальную шкатулку с маленьким встроенным зеркальцем, поглядев в которое можно рассмотреть населяющих дом призраков. Очень удобно, не правда ли? Но и жутко в том числе (что становится понятно уже из трейлера) – особенно если учесть, что история семьи Перрон подается как «основанная на реальных событиях».
Маленький лайфхак: увидев такую шкатулку на блошином рынке, лучше всего пройти мимо. А если она все-таки оказалась у вас дома, постарайтесь не использовать ее при наложении макияжа – вдруг да рука внезапно дрогнет? И уж совершенно точно не стоит бриться перед таким зеркальцем с помощью опасной бритвы.
Кадр из фильма «Зеркала»
Вольный ремейк южнокорейского мистического детектива «Зазеркалье» значительно превзошел оригинал по кровавости — недаром у его руля был поставлен режиссер французского хоррор-хита «Кровавая жатва» Александр Ажа.
Злобный демон, обитающий в зеркалах, управляет людьми как марионетками: под его воздействием зазеркальные двойники не только не подчиняются своим оригиналам, но даже могут доводить их до смерти. Что и происходит с сестрой главного героя – когда девушка принимает ванну, ее отражение в зеркале начинает разрывать себе рот, и реальная Анджела умирает от идентичной травмы. Можно не помнить деталей сюжета «Зеркал», но брутальная сцена, «укравшая» весь фильм, наверняка застряла осколком в памяти у многих хоррор-фанатов. Любители экранной кровушки сходятся во мнении, что если уж зачем-то и пересматривать это в целом достаточно проходное кино, то только ради леденящего эпизода в ванной.
Кадр из фильма «Амитивилль 1992: Вопрос времени»
О проклятом доме в Амитивилле, где якобы водились духи, написано столько книг и снято столько фильмов, что не запутаются в них только самые ярые поклонники франшизы. Зеркала играют зловещую роль сразу в нескольких фильмах киносериала. Нас же интересует конкретно лента 1992 года, в которой действие перенесено из Нью-Йорка в Калифорнию. Глава семейства Стерлингов покупает старинные часы, которые раньше стояли в «нехорошем» доме, и… вуаля, его собственный дом немедленно преображается в филиал Амитивилля.
Среди перечня жутких ситуаций, происходящих после этого, особенно выделяется бескровная, но весьма тревожная сцена, где разглядывающую себя в зеркале девушку соблазняет ее собственное отражение. Мы привыкли думать, что тянущиеся из зеркала руки стремятся только убивать. Но если они пытаются вас облапать и возбудить – это, пожалуй, ничем не лучше.
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»
Из перезапуска знаменитой хоррор-франшизы мы узнали, что неубиваемый маньяк Фредди Крюгер расширил свой инструментарий и прокачал потусторонние способности: он убивает не только подростков, но и взрослых, а прийти по вашу душу убийца с ножами вместо пальцев может не только во время сна, но и через обычное (казалось бы) зеркало. В финале оригинального «Кошмара на улице Вязов», как все помнят, маму главной героини тоже уволакивали в преисподнюю посреди хеппи-энда, однако в ремейке этот момент сделан куда эффектней – и гораздо, гораздо кровавей. Утащив жертву в зазеркалье на глазах у потрясенной Нэнси, Фредди заставляет осколки разбитого зеркала вернуться на свои места и склеиться обратно, так что через пару секунд о происшествии напоминают лишь пятна крови на гладкой стеклянной поверхности. Можешь теперь звать полицейских, девочка, тебе все равно никто не поверит!