повышение уровня жизни и доходов населения
Какие меры помогут обеспечить экономический рост
Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.
Президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов напомнил, что основной целью модернизации не только социальной, но в целом экономической политики является устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, именно на это должны быть направлены все преобразования.
Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста:инвестиции в основной капитал, вложения в «экономику знаний», жилищное строительство и развитие экспорта.
По словам Абела Аганбегяна, переход к стимулированию экономического роста требует изменения бюджетного правила и «распечатывания» резервов. Эти средства, используя долгосрочные низкопроцентные инвестиционные кредиты, следует направить на технологическое перевооружение, создание новой транспортно-логистической инфраструктуры, введение новых мощностей высокотехнологичных отраслей.
Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью использовать до 30-40% резервов для стимулирования инвестиций внутри страны, в том числе на закупки технологий и оборудования.
Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.
По словам Якова Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.
Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.
По итогам форума будут подготовлены и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в «Единый план достижения национальных целей до 2030 года».
Экономисты оценили потенциал восстановления реальных доходов россиян
Восстановление реальных располагаемых денежных доходов россиян после провала из-за пандемического кризиса будет медленным — в лучшем случае они увеличатся на 2% в 2021 году после спада на 5% по итогам текущего года, написала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова в обзоре, поступившем в РБК.
Предпосылок для быстрого восстановления действительно нет, после небольшого отскока в 2021 году видится значительный риск стагнации реальных располагаемых доходов, которые так и не смогли вернуться на докризисный уровень 2013 года, предупреждает директор института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова.
Прогноз Альфа-банка пессимистичнее, чем официальный прогноз Минэкономразвития, которое считает, что в 2020 году реальные доходы упадут на 3%, в 2021 году вырастут на те же 3%, а затем будут расти на 2,4–2,5%.
Реальные располагаемые денежные доходы населения — это денежные доходы минус обязательные платежи (налоги и сборы, проценты по кредитам и т.д.), скорректированные на инфляцию. С 2014 по 2017 год они непрерывно сокращались, в 2018 году показали околонулевой рост (+0,1%), а по итогам 2019 года увеличились на 1% в годовом выражении. К концу третьего квартала 2020 года реальные располагаемые доходы были на 11% ниже, чем в 2013 году (последний год устойчивого роста доходов населения).
Причины и последствия спада
Пандемический кризис 2020 года привел к резкому спаду реальных располагаемых доходов населения: по итогам девяти месяцев, по данным Росстата, их сокращение составило 4,3% в годовом выражении. Если доходы смогут возрасти на 2% в 2021 году, как прогнозирует главный экономист Альфа-банка, то отставание показателя от 2013 года сократится до 10%.
Тормозить восстановление реальных располагаемых доходов в 2021 году будут подавленная экономическая активность из-за незавершенности пандемического кризиса (вторая волна COVID-19 может захватить и первый квартал 2021 года), а также секвестр бюджетных расходов и сложная экономическая ситуация в регионах, на долю которых приходится существенная доля социальных расходов, замечает Акиндинова.
Согласно прогнозу Центра развития ВШЭ, реальные располагаемые доходы россиян снизятся на 4,1% по итогам 2020 года, а в 2021 году возрастут на 2,2%. Уже в 2022 году рост показателя замедлится до 1,9%. Экономисты института в целом ожидают, что спад российского ВВП в 2020 году составит 3,9%, восстановительный рост составит 2,8% в 2021 году, а в 2022 году прогнозируется увеличение роста ВВП до 3,1%.
Многолетняя стагнация реальных доходов россиян, сопровождающаяся высоким уровнем неравенства в стране, создает риски снижения доверия к государству и роста недовольства в обществе, продолжает Акиндинова. Проблема сокращения денежных доходов — «главное, что сегодня тревожит граждан», отмечали экономисты ВШЭ в докладе «Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития» (.pdf). Справедливым, как следует из доклада, россияне считают экономический рост, который создается за счет включенности всего трудоспособного населения и в рамках которого материальные и нематериальные блага распределяются в интересах всех членов общества.
Восстановление только к концу 2022 года
По итогам 2020 года реальные располагаемые денежные доходы снизятся на 3–3,5% в годовом выражении, в следующем году их рост окажется в пределах 1,5%, оценивает руководитель направления «Макроэкономика» ЦМАКП Дмитрий Белоусов, не исключая, что итоговый показатель будет выше за счет выплат населению перед выборами в Госдуму в 2021 году. Так или иначе, по его оценкам, провал 2020 года будет перекрыт только к концу 2022 года.
Рост уровня безработицы может носить уже не только циклический, но и структурный характер, опасается Орлова. На динамику безработицы могут влиять «эффект технологического сдвига, который сокращает спрос на труд», а также увеличение предложения на рынке труда как следствие более высокого уровня рождаемости в 2000-е годы, объясняет она. Безработица может сохраниться на уровне 6% по итогам 2021 года, ожидает экономист.
С 2023 года возможно ускорение роста реальных зарплат — основного компонента реальных располагаемых доходов населения — за счет возвращения кадрового дефицита на рынке труда и первых результатов нацпроекта по повышению производительности, рассчитывает Белоусов. Реальные располагаемые доходы россиян, по его прогнозу, при сочетании этих факторов продемонстрируют рост на 2,5–3% в 2023 году и на 3,5% в 2024 году.
Финансовый сектор и сектор недвижимости выглядят главными бенефициарами государственной экономической политики последних лет, наложившейся на пандемический кризис, также отмечается в обзоре Альфа-банка. Начиная с 2011 года эти сектора увеличивают свою долю в ВВП (см. инфографику). В 2020 году на их суммарную долю приходится уже более 15% экономики по сравнению с около 12% в 2011 году. Финансово-страховая отрасль росла более чем на 9% в год в 2018–2019 годах, следует из данных Росстата.
Орлова утверждает, что рост обоих секторов — это в том числе следствие программы материнского капитала, запущенной в 2010 году. В этом году Пенсионный фонд может выдать до 430 млрд руб. по этой программе, которая, в частности, стимулирует ипотечное кредитование. Его объем с начала года по конец октября достиг 3,25 трлн руб. — на 14% больше, чем за весь 2019 год, сообщал ранее РБК. Ипотеку сейчас имеют около 8 млн россиян, по данным Альфа-банка. Объемы приобретения недвижимости могут оставаться повышенными вплоть до середины 2021 года, поскольку до июля 2021-го действует программа льготной ипотеки под 6,5% на новостройки, прогнозируют аналитики Банка России.
Ввод в действие жилых домов в России после провала на 11,4% в первом полугодии 2020 года увеличился на 0,9% в третьем квартале к тому же периоду прошлого года, по данным Росстата. Программа реновации в Москве, дорожное строительство, снижение ставок по кредитам в 2020 году — все это повышает доступность жилья, сказала РБК Орлова.
Российский банковский сектор вошел в фазу пандемической рецессии в относительно сильном состоянии, отмечал Всемирный банк в июле 2020 года. Этому способствовали его масштабная расчистка, завершившаяся к концу 2019 года, и докапитализация ряда крупных банков. При этом правительство и ЦБ приняли пакет антикризисных мер в финансовом секторе, включая поддержку рублевой и валютной ликвидности, регуляторные послабления для банков, субсидирование ставок по льготным кредитам для малого бизнеса и пострадавших отраслей. Наконец, пандемия ускоряет использование цифровых финансовых услуг в России, власти поощряют электронные платежи, что также оказывает поддержку финансовому сектору.
Эксперты: доходы россиян не растут, уровень бедности не снижается
Темпы роста ВВП России к 2024 г., которые прогнозирует правительство, недостаточны для снижения уровня бедности и повышения качества жизни россиян, отмечаю экономисты РЭУ им. Плеханова.
Для обеспечения роста доходов россиян на 2-2,5% в год ВВП должен расти на 4-5% в год, считают экономисты.
Сейчас реальные доходы населения соответствуют уровню доходов в 2011 г. Таким образом, доходы не растут десять лет подряд.
«Причины негативной динамики реальных доходов связаны именно с отсутствием устойчивых высоких темпов роста ВВП России (более 5% в год), что наблюдалось с 2000 г. по 2009 г., а также с проведением жесткой бюджетной политики после мирового финансового кризиса 2008-2009 гг.», – подчеркивают эксперты РЭУ им. Плеханова.
Между тем Минэкономразвития прогнозирует, что доходы населения вырастут в 2021-2022 гг. на 3% и 2,4% соответственно, а в 2023-2024 гг. – на 2,5%.
Экономисты предложили оказать дополнительную поддержку населению.
«В условиях сохранения неблагоприятной обстановки с пандемией коронавируса в федеральном бюджете должны быть предусмотрены средства на продолжение стимулирующих выплат населению и компаниям сферы услуг на случай введения ограничительных мер в 2022 г.», – подчеркивают экономисты.
«Пассивная политика бюджетной консолидации, реализуемая в допандемийный период, полностью себя исчерпала», – заключают экономисты РЭУ им. Плеханова.
Повышение уровня жизни и доходов населения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен на заседании Правительства РФ 23 сентября 2020 г. (протокол N 36, раздел VII) N П13-60855 от 2 октября 2020 г.)
1. Анализ социально-экономических последствий распространения коронавирусной инфекции. Ограничения, риски и новые возможности
Текущая ситуация: социально-экономические последствия распространения коронавирусной инфекции
Экономическое развитие России, как и мировой экономики, в первой половине 2020 года определялось, прежде всего, эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Главной стратегией борьбы с эпидемией стало сглаживание пика за счет мер по самоизоляции, социальному дистанцированию, максимальному переходу на удаленную работу и обучение, прекращению или ограничению работы значительной части предприятий и организаций, длительному периоду нерабочих дней с конца марта по середину мая 2020 года. Одновременно разворачивались мощности системы здравоохранения: масштабы тестирования, оборудованный коечный фонд, производство средств индивидуальной защиты. Жесткие ограничения, введенные в России, своевременно спланированные и реализованные противоэпидемические меры позволили существенно замедлить распространение эпидемии и не допустить высокого уровня смертности.
В результате распространения коронавирусной инфекции экономика России одновременно столкнулась и с ограничением предложения, и с ограничением спроса.
Индекс закрытия региональных экономик (соотношение числа работников предприятий, приостановивших деятельность, к общему числу работающих) в апреле составил в среднем по России 28%. Часть отраслей (сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других) были закрыты полностью.
Помимо непосредственного закрытия производства экономика понесла и косвенные потери, определяемые эффектом межотраслевых связей, проявляющимся в других отраслях, ограничением возможностей сбыта конечной продукции (снижение выпуска в результате ограничения ресурсов промежуточного потребления, снижение как конечного спроса на товары и услуги, так и на товары и услуги промежуточного потребления в отраслях, приостановивших деятельность).
Экономическая ситуация в России усугубилась рецессией мировой экономики, связанной с карантинными ограничениями.
В целях поддержки бизнеса и населения Правительством Российской Федерации были приняты и реализуются пакеты антикризисных мер, направленные, прежде всего, на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, а также семей с детьми. Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, максимально сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.
Необходимость реализации масштабных программ, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции и смягчение экономических последствий от введения ограничительных мер, потребовала существенного смягчения бюджетной политики.
Меры социальной поддержки и поддержки бизнеса позволили частично компенсировать сокращение денежных доходов населения вследствие остановки деловой активности и мер работодателей по оптимизации издержек.
Принятые меры позволили замедлить высвобождение рабочей силы, но не исключить полностью рост безработицы. Регистрируемая безработица, по данным Минтруда России, на 26 августа 2020 г. составила 3,6 млн. человек. В отпусках без сохранения заработной платы, в простое или на неполной занятости на пике находилось 1,2 млн. человек. Вследствие роста пособий по безработице произошло сближение регистрируемой безработицы и безработицы по методологии Международной организации труда.
Ограничения, риски и новые возможности
На стадии постепенного открытия и восстановления экономика России сталкивается со следующими ограничениями.
Санитарно-эпидемиологические ограничения снимаются постепенно и неравномерно по регионам в зависимости от эпидемиологической ситуации и мощностей системы здравоохранения. Часть санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий и организаций будет носить долгосрочный характер.
Именно санитарно-эпидемиологическая обстановка, прежде всего, будет определять скорость открытия и восстановления экономики.
Основные вызовы при реализации Общенационального плана связаны со следующим.
Закрытие и сжатие наиболее пострадавших отраслей образовали «навес» безработицы, а также людей, формально занятых, но находящихся в неоплачиваемых отпусках, в простое или неполной занятости. Прекращение временных мер поддержки занятости, а также объективно происходящее изменение структуры экономики могут привести к дальнейшему росту безработицы. Кроме того, традиционно особенностью российского рынка труда остается адаптация к изменениям не только за счет высвобождения рабочей силы, но и за счет сокращения рабочего времени и оплаты труда при сохранении занятости. Совокупно эти факторы создают серьезный вызов, связанный со снижением доходов населения и, как следствие, платежеспособного спроса. Требуется набор мер по активной политике занятости и восстановлению доходов населения для решения этой проблемы, а также восстановлению и развитию сектора индивидуального предпринимательства и МСП как существенно пострадавшего и крайне важного для обеспечения дальнейшего экономического роста и занятости населения.
Закрытие экономики, сокращение выручки бизнеса объективно ведут к сокращению инвестиционной активности. Высокая неопределенность относительно продолжительности пандемии и ограничительных мер и, как следствие, возросшая неопределенность относительно платежеспособности контрагентов и клиентов финансовых институтов, является фактором, способным негативно повлиять на скорость восстановления экономики и инвестиционную активность. Соответственно, необходим запуск нового инвестиционного цикла и комплекс мер, стимулирующий инвестиции.
С целью борьбы с распространением коронавирусной инфекции временно были закрыты некоторые отрасли (туризм, бытовые услуги, пассажирские перевозки и другие). Восстановление этих отраслей не произойдет автоматически при открытии экономики. За период приостановки деятельности в экономике сформировался «навес» реструктурированных кредитов и отложенных платежей, а также новых кредитных обязательств. Это создает риски увеличения доли «плохих» долгов, разворачивания цепочки неплатежей в экономике, что может привести к проблемам в отраслях, продолжающих работу, дополнительного снижения налоговых поступлений. Кроме того, структурные изменения потребительского спроса, как мирового, так и внутрироссийского, могут оказывать замедляющее влияние на восстановление ряда секторов (развлечение и досуг, туристическая сфера, индивидуальные услуги населению). Характер таких структурных изменений в настоящий момент до конца непонятен. Соответственно, меры по восстановлению пострадавших секторов должны учитывать эти факторы.
В то же время экономические ограничения в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции и состояние мировых рынков создали и ряд новых возможностей для экономики России.
Развитие новых форм занятости и обучения, прежде всего, дистанционных, создает потенциал для кардинальных структурных изменений на рынке труда, в сфере образования и переквалификации. Возможно существенное повышение гибкости рынка труда и образования как со стороны спроса, так и со стороны предложения, быстрая и во многом саморегулируемая подстройка системы образования и переквалификации к потребностям экономики, снятие территориальных барьеров и объединение региональных рынков труда и образования для многих профессий в один федеральный рынок с усилением конкуренции, повышением качества оказания услуг, ростом производительности труда. Для ускоренного развития этих процессов необходимо создание соответствующей инфраструктуры для удаленного общения и взаимодействия, соответствующая настройка правового регулирования взаимоотношений в данных сферах. Дистанционный труд в связке с дистанционной системой переподготовки персонала может стать основой решения проблемы эффективной занятости населения в целом по стране.
Принятые в период жестких ограничений меры по упрощению административных процедур, отмене или переносу сроков вступления в силу регуляторных норм, создали хорошую основу для дальнейшей оптимизации регулирования во многих секторах экономики.
Переход предприятий и организаций на удаленную работу, требования по самоизоляции привели к ускоренной цифровизации как в государственном, так и в частном секторе. Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики. Меры по стимулированию технологического развития в целом и цифровизации различных отраслей и сфер экономики как важнейшего элемента такого развития будут не просто способствовать ускорению восстановления экономики, но и принципиально новому качеству устойчивого экономического роста за пределами периода восстановления.
Регионализация мировой экономики, временные разрывы в цепях поставок совокупно с ослаблением рубля создали благоприятные условия для импортозамещения, а также потенциально создали новые экспортные ниши. Реализация мер по поддержке импортозамещения и экспорта, в том числе оптимизация регулирования в этой сфере, также позволит обеспечить как скорейшее восстановление, так и дальнейшее развитие экономики.
В условиях ограничений на межстрановые перемещения усиливается спрос на безопасный и качественный отдых внутри страны.
Распространение коронавирусной инфекции сформировало новые требования к устойчивости как сферы здравоохранения, так и экономики в целом к внешним шокам. Были выявлены сильные и слабые стороны российской системы здравоохранения. Это создает возможности для существенного улучшения сферы здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, развития связанных отраслей.
2. Цель, задачи и этапы реализации Общенационального плана
2.1. Цель и задачи Общенационального плана
Цель Общенационального плана: выход на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспечивающую реализацию национальных целей развития экономики на основе использования новых технологий, включая цифровизацию, новых возможностей рынка труда и образования, быстрого и качественного строительства жилья, экспортной ориентации и активного импортозамещения, а также обеспечение высокой степени устойчивости экономики и системы здравоохранения к возможным шокам в будущем.
Показатели достижения цели Общенационального плана (на конец 2021 года):
— устойчивый рост реальных денежных доходов населения;
— снижение безработицы до уровня не более 5%;
— выход на траекторию устойчивого роста ВВП на уровне не менее 3% в годовом исчислении.
Для достижения цели Общенационального плана предлагается решение следующих задач.
1. Рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса.
Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):
— рост реальной заработной платы на уровне не менее 2% в годовом исчислении;
— снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2021 году по отношению к предыдущему году; о рост розничного товарооборота на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении;
— рост объема платных услуг населению на уровне не менее 3% в годовом исчислении.
2. Восстановление и развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства.
Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):
— восстановление численности занятых в МСП и индивидуальных предпринимателей на уровне I квартала 2020 г.;
— темпы роста оборота МСП выше темпов роста экономики в целом.
3. Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата.
Показатель выполнения задачи (на конец 2021 года):
— рост инвестиций в основной капитал на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении.
4. Ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда, в том числе на основе цифровизации.
Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):
— опережающий рост валовой добавленной стоимости в отрасли информационных технологий и связи в годовом исчислении (выше темпов роста экономики в целом);
— ежегодный рост численности малых и средних высокотехнологических компаний на 10% в год.
5. Увеличение экспорта и развитие импортозамещения.
Показатель выполнения задачи (на конец 2021 года):
— рост несырьевого неэнергетического экспорта на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении.
6. Восстановление работы отраслей, прямо или косвенно пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.
Показатель выполнения задачи (на конец 2021 года):
— рост индекса промышленного производства обрабатывающей промышленности на уровне не менее 2% в годовом исчислении.
7. Повышение устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам.
Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):
— возвращение к траектории снижения показателей смертности, установленной в национальном проекте «Здравоохранение»;
— выполнение субъектами принятых обязательств по снижению долговой нагрузки в соответствии с ранее действовавшими нормами.
Мониторинг показателей достижения цели и решения задач осуществляется на ежемесячной и ежеквартальной основе. Цель Общенационального плана должна быть достигнута в декабре 2021 года.
Указанные сроки достижения цели возможны при благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке.
2.2. Этапы восстановления экономики
Общенациональный план предполагает три этапа реализации.
Цель этапа: не допустить дальнейшего падения доходов населения, распространения рецессии на более широкий круг отраслей и стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях.
Результат этапа: прекращение падения экономики относительно низшей точки II квартала 2020 г. (на конец этапа: квартальное изменение реальных денежных доходов населения, месячное изменение ВВП, индекса промышленного производства в обрабатывающей промышленности, оборота розничной торговли, оборота платных услуг не ниже 0% к предыдущему периоду со снятой сезонностью).
Цель этапа: обеспечить восстановительный рост экономики и рост доходов граждан и не допустить осложнения санитарноэпидемиологической обстановки.
Результат этапа: восстановительный рост экономики (на конец этапа: снижение уровня безработицы по сравнению с низшей точкой падения экономики, квартальные показатели ненефтегазового ВВП, реальных денежных доходов населения достигли уровня не ниже 100% к 2019 году).
Цель этапа: обеспечить устойчивый рост реальных доходов населения и активный экономический рост.
Результат этапа: на конец этапа выход на устойчивые темпы экономического роста в соответствии с целевыми значениями Общенационального плана.
2.3. Ключевые инициативы
Для достижения цели Общенационального плана и решения задач предусматривается комплекс мероприятий, приведенных в разделах 3-10. Ключевые инициативы структурируют важнейшие мероприятия Общенационального плана. Соответствующие инициативы будут прорабатываться и контролироваться профильными заместителями Председателя Правительства Российской Федерации. Реализация Общенационального плана будет осуществляться в том числе на основе современных гибких методов управления.
Ведущая роль в системе управления реализацией Общенационального плана будет принадлежать Президиуму Правительства Российской Федерации. Работа по ключевым инициативам будет проводиться в соответствии с векторами развития, определенными в национальных проектах, не подменяя их, но конкретизируя критически важные задачи на период восстановления экономики.
Таким образом, на достижение целей Общенационального плана будут одновременно работать и национальные проекты, и ключевые инициативы Общенационального плана. Работа по ключевым инициативам предполагает последовательное создание системы управления, основанной на эффективном использовании данных, интеграцию различных цифровых платформ, созданных разными ведомствами и используемых в разных отраслях, внедрение обязательных правил работы с данными на первичном уровне.
Рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса
2. Адресные денежные выплаты с целью поддержки наиболее социально уязвимых групп населения, прежде всего, семей с детьми.
3. Помощь потерявшим работу. Комплекс мер, включающий повышение пособий по безработице до уровня МРОТ, оказание помощи в переобучении и переквалификации, повышение эффективности работы служб занятости.
4. Рынок труда в цифровую эпоху, включая переход работников на удаленный режим работы, совершенствование режима неполной занятости и самозанятости, внедрение электронного кадрового документооборота.
Поддержка и развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства
6. Совершенствование фискальных инструментов поддержки развития субъектов МСП. Плавный по величине налоговой нагрузки переход с упрощенной системы налогообложения на иные налоговые режимы, включая установление «переходного» налогового режима и проведение информационно-разъяснительной кампании по условиям, возможностям и преимуществам такого перехода.
7. Создание экосистемы для комфортной работы и развития индивидуальных предпринимателей и субъектов МСП на базе единой цифровой платформы («одно окно»), включая получение всех мер поддержки, уплату налогов, информационную поддержку, содействие в получении кредита.
8. Переход к риск-ориентированному подходу в контрольнонадзорной деятельности в интересах предпринимателей с соблюдением требований по обеспечению безопасности и благополучия граждан.
Поэтапный переход на полностью безбумажное взаимодействие контрольных органов и проверяемых лиц при сдаче отчетности и обмене документами, отказ от обязательности хранения документов строгой отчетности в бумажном виде.
Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата
9. Создание комплексного механизма поддержки крупных инвестиционных проектов, частных, государственных, частно-государственных, на федеральном и региональном уровнях, в том числе на основе соглашений о защите и поощрении капитальных вложений.
10. Перезапуск институтов развития и создание новых финансовых инструментов.
11. Улучшение делового климата: поэтапное улучшение делового климата, включая совершенствование института банкротства и корпоративного права.
12. «Новый ритм строительства»: ускорение строительных процедур, реформирование нормативной правовой базы градостроительной деятельности и строительства.
13. Цифровизация строительной отрасли: создание единого цифрового пространства в строительстве, применение цифровой модели объекта в течение его жизненного цикла.
14. Создание программного механизма по ускорению социально-экономического развития городских агломераций и городов, являющихся центрами экономического роста.
15. Реализация крупнейших инвестиционных проектов развития инфраструктуры, обладающих существенными мультипликативными эффектами в связанных отраслях, что станет одним из драйверов роста экономики.
Ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда, в том числе на основе цифровизации
16. «Государство как цифровая платформа»: переход на проактивное и комплексное оказание государственных услуг в цифровом виде без необходимости очного посещения органов государственной власти и МФЦ на базе платформенных облачных решений, внедрение электронных реестров выданных разрешений и лицензий, создание единой системы онлайн-идентификации граждан и обеспечение юридической значимости совершаемых ими действий в цифровых каналах взаимодействия.
17. Цифровизация здравоохранения: переход на электронное взаимодействие медицинских организаций между собой и с пациентом, внедрение вертикально-интегрированных медицинских информационных систем по профилям заболеваний для оптимальной маршрутизации пациентов, создание единой базы медицинских документов, изображений и результатов инструментальных исследований для реализации систем поддержки принятия врачебных решений, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
18. «Цифровая образовательная среда»: создание условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
19. Система ускоренного развития и поддержка технологических компаний: создание механизма акселерации инновационных технологических компаний, в том числе путем обеспечения «бесшовной» интеграции мер поддержки со стороны институтов развития, а также масштабирование государственных мер поддержки.
20. Развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта: создание условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, включая подготовку наборов данных, нормативные условия для экспериментов, исследования и разработки новых алгоритмов, кадровое и ресурсное обеспечение.
21. Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности: создание современной компонентной базы, электронной аппаратуры, средств производства, развитие производственной инфраструктуры и кадровое обеспечение отрасли.
Увеличение экспорта и поддержка импортозамещения
22. Ускорение импортозамещения компонентов стратегического назначения, в том числе на основе диверсификации оборонно-промышленного комплекса.
23. Создание комплексной системы поддержки экспортеров на принципах «одного окна»: ускорение выхода на новые перспективные мировые рынки.
Меры, направленные на восстановление и развитие пострадавших отраслей
24. Поддержка системообразующих предприятий в форме льготных кредитов на пополнение оборотных средств.
25. «Умная реабилитация»: комплекс мер для поддержки и развития наиболее пострадавших отраслей промышленности, транспорта, сферы услуг.
26. Продовольствие для России и мира: развитие и повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса.
27. Туризм и индустрия гостеприимства: ускоренное развитие внутреннего и въездного туризма для повышения привлекательности и качества отдыха в России.
Повышение устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам
28. Здравоохранение, устойчивое к эпидемиологическим угрозам: модернизация инфекционной службы, включая внедрение современной логистики и маршрутизации движения пациентов, развитие лабораторной службы, амбулаторно-поликлинических и стационарных инфекционных учреждений и подразделений.
29. Создание эффективной системы предупреждения, выявления и реагирования на угрозы санитарноэпидемиологическому благополучию.
30. Создание системы доступного здравоохранения, повышение доступности оказания первичной медико-санитарной помощи, создание резерва лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
3. Рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса
Ключевые инициативы
3.1. Адресные денежные выплаты
3.2. «Социальное казначейство»
Мера | Начало | Окончание | Ответственный исполнитель | Бюджет (в т.ч. выпадающие доходы), млрд руб. | ||
---|---|---|---|---|---|---|
2020 г. | 2021 г. | |||||
1. | Создание организационно-технологической модели использования всеми органами и организациями единой цифровой платформы в целях повышения адресности и эффективности мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях | Декабрь 2020 г. | Бессрочно | Минтруд России | — | — |
2. | Расширение перечня мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта с обеспечением увязки с иными мерами поддержки | Декабрь 2020 г. | Бессрочно | Минтруд России | 7,0 | 26,3 |
3. | Установление единого подхода к определению состава семьи и перечня доходов для предоставления мер социальной поддержки | Декабрь 2020 г. | Бессрочно | Минтруд России | — | — |
4. | Введение методики расчета среднедушевого дохода семьи в целях оценки нуждаемости в получении мер социальной поддержки, предусматривающей исключение из расчета доходов от трудовой деятельности граждан, признанных в установленном порядке безработными | Апрель 2020 г. | Декабрь 2020 г. | Минтруд России | — | — |
5. | Реализация механизма проактивного информирования и (или) предоставления отдельных мер социальной поддержки с учетом информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения | Октябрь 2020 г. | Бессрочно | Минтруд России | — | — |
6. | Реализация электронного сертификата как механизма обеспечения граждан товарами при предоставлении мер социальной поддержки, в том числе техническими средствами реабилитации | Ноябрь 2021 г. | Бессрочно | Минтруд России | — | — |
3.3. Помощь потерявшим работу
3.4. Рынок труда в цифровую эпоху
4. Поддержка и развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства
Ключевые инициативы
Название инициативы | Краткое описание инициативы |
---|---|
Финансовая поддержка и сокращение издержек субъектов МСП | Снижение затрат субъектов МСП на исполнение обязанностей по уплате налогов и иных обязательных платежей, оказание прямой государственной финансовой помощи, а также кредитной поддержки на льготных условиях в целях обеспечения восстановления деятельности сектора индивидуального, малого и среднего предпринимательства |
Совершенствование фискальных инструментов поддержки развития субъектов МСП | Налоговое стимулирование деятельности сектора индивидуального, малого и среднего предпринимательства, а также стимулирование к выходу из «серой зоны» путем оптимизации действующих налоговых режимов и снижения фискальной нагрузки на труд |
Создание экосистемы для комфортной работы и развития МСП | Создание экосистемы для комфортной работы и развития субъектов МСП, в том числе на базе цифровой платформы («одно окно») с внедрением механизмов адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки, а также обеспечением возможности получения всех мер поддержки (в том числе банковских кредитов) и уплаты налогов в режиме «одного окна» |
Риск-ориентированный подход к КНД | Переход к риск-ориентированному подходу в контрольно-надзорной деятельности в интересах предпринимателей с соблюдением требований по обеспечению безопасности граждан. Поэтапный переход на полностью безбумажное взаимодействие контрольных органов и проверяемых лиц при сдаче отчетности и обмене документами, отказ от обязательности хранения документов строгой отчетности в бумажном виде |
4.1. Финансовая поддержка и сокращение издержек субъектов МСП
4.2. Совершенствование фискальных инструментов поддержки развития субъектов МСП
Мера | Начало | Окончание | Ответственный исполнитель | Бюджет (в т.ч. выпадающие доходы), млрд руб. | ||
---|---|---|---|---|---|---|
2020 г. | 2021 г. | |||||
1. | Установление условий налогообложения для малых и средних предприятий, утративших право на применение специальных налоговых режимов, предусматривающих плавное увеличение фискальной нагрузки на общей системе налогообложения | Сентябрь 2020 г. | Бессрочно | Минфин России, Минэкономразвития России | — | Подлежит уточнению |
2. | Проведение информационно-разъяснительной кампании в целях обеспечения возможности плавного «бесшовного» перехода с ЕНВД на иные налоговые режимы | Октябрь 2020 г. | Бессрочно | Минэкономразвития России, ФНС России | — | — |
3. | Снижение тарифов страховых взносов для всех субъектов малого и среднего предпринимательства с 30% до 15% в отношении заработной платы работников в части превышения величины минимального размера оплаты труда | Апрель 2020 г. | Бессрочно | Минфин России | 298,4 | 478,8 |
4. | Уменьшение сумм налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, применяющими патентную систему налогообложения, на суммы страховых взносов, в том числе уплачиваемых в фиксированном размере, а также с выплат работникам | Январь 2021 г. | Бессрочно | Минфин России | — | 10,5 |
5. | Расширение перечня видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения | Январь 2021 г. | Бессрочно | Минфин России, Минэкономразвития России | — | — |
6. | Отказ от индексации на период 2021 года страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями в фиксированном размере | Август 2020 г. | Декабрь 2021 г. | Минфин России | — | 14,2* |
7. | Введение коллективного (семейного) патента | Декабрь 2020 г. | Бессрочно | Минэкономразвития России, Минфин России | — | — |
*дополнительное финансирование |
4.3. Создание экосистемы для комфортной работы и развития МСП
4.4. Риск-ориентированный подход к КНД
Мера | Нормативный акт | Срок внесения/ принятия | Ответственный исполнитель | |
---|---|---|---|---|
1. | Формирование единых долгосрочных принципов и порядка установления и оценки применения обязательных требований в Российской Федерации | Федеральный закон | Июль 2020 г. | Минэкономразвития России |
2. | Актуализация всех обязательных требований, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), предъявляемых к ведению предпринимательской деятельности, в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» | Акты Правительства Российской Федерации Ведомственные акты | Декабрь 2020 г./ Январь 2021 г. | Минэкономразвития России |
3. | Закрепление новой системы регулирования контрольно-надзорной деятельности, предполагающей внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов контроля, создание системы профилактики нарушения обязательных требований, механизма досудебного обжалования принимаемых решений | Федеральный закон | Июль 2020 г. | Минэкономразвития России |
4. | Закрепление новой системы регулирования разрешительной деятельности, предусматривающей новую структуру регулирования разрешений, реестровую модель в отношении всех разрешений, исключение разрешений, введенных приказами федеральных органов исполнительной власти, установление механизмов получения лицензий, разрешений, используя электронное взаимодействие | Федеральный закон | Декабрь 2020 г. / Июнь 2021 г. | Минэкономразвития России |
5. | Сокращение в 1,5-3 раза сроков получения лицензии для видов лицензирования, определяемых Правительством Российской Федерации | Федеральный закон | Декабрь 2020 г. / Июль 2021 г. | Минэкономразвития России |
6. | Исключение необходимости переоформления лицензии в случаях изменения адреса (переименования улиц, географических объектов), наименования организации, места жительства предпринимателя и иных подобных случаях | Федеральный закон | Декабрь 2020 г. / Июль 2021 г. | Минэкономразвития России |
7. | Обеспечение внедрения реестровой модели в лицензировании | Акты Правительства Российской Федерации Ведомственные акты | Ноябрь 2020 г. / Январь 2021 г. | Минэкономразвития России |
8. | Оптимизация механизма направления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности | Федеральный закон | Декабрь 2020 г. / Июль 2021 г. | Минэкономразвития России |
9. | Поэтапный переход на полностью безбумажное взаимодействие органов контроля и проверяемых лиц при обмене документами | Федеральный закон | Июль 2020 г. | Минэкономразвития России |
10 | Ограничение существенного роста числа проверок в 2021 году по сравнению с 2020 годом, в том числе ограничение оснований их проведения | Федеральный закон | Сентябрь 2020 г. / Декабрь 2020 г. | Минэкономразвития России |
5. Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата
Ключевые инициативы
Название инициативы | Краткое описание инициативы |
---|---|
Комплексный механизм поддержки крупных инвестиционных проектов | Создание комплексного механизма поддержки крупных инвестиционных проектов, частных, государственных, частно-государственных, на федеральном и региональном уровнях, в том числе на основе соглашений о защите и поощрении капитальных вложений |
Перезапуск институтов развития и создание новых финансовых инструментов | Инвентаризация деятельности институтов развития, уточнение целей, задач и показателей эффективности. Повышение привлекательности корпоративных облигаций как инструмента вложения средств, в том числе корпоративных бессрочных облигаций и «зеленых облигаций». Формирование механизмов и платформ для краудфандинга и поддержки факторинговых операций. Расширение доступности приобретения финансовых инструментов для населения. |
Улучшение делового климата | Снижение регуляторной нагрузки на бизнес, включая совершенствование института банкротства и корпоративного права. Реализация механизма «Трансформация делового климата» |
«Новый ритм строительства» | Ускорение строительных процедур, реформирование нормативной правовой базы градостроительной деятельности и строительства |
Цифровизация строительной отрасли | Создание единого цифрового пространства в строительстве, применение цифровой модели объекта в течение его жизненного цикла |
Ускорение развития городских агломераций и городов | Создание программного механизма по ускорению социально-экономического развития городских агломераций и городов, являющихся центрами экономического роста |
Крупнейшие инвестиционные проекты развития инфраструктуры | Реализация крупнейших инвестиционных проектов развития инфраструктуры, обладающих существенными мультипликативными эффектами в связанных отраслях |
5.1. Комплексный механизм поддержки крупных инвестиционных проектов
5.2. Перезапуск институтов развития и создание новых финансовых инструментов
Мера | Начало | Окончание | Ответственный исполнитель | Бюджет (в т.ч. выпадающие доходы), млрд руб. | ||
---|---|---|---|---|---|---|
2020 г. | 2021 г. | |||||
Интеграция деятельности институтов развития в общенациональную повестку | ||||||
1. | Интеграция деятельности институтов развития в общенациональную повестку, инвентаризация деятельности институтов развития, уточнение целей, задач и показателей эффективности | Октябрь 2020 г. | Декабрь 2020 г. | Минэкономразвития России | — | — |
2. | Формирование механизма «инфраструктурного фонда» в целях создания объектов инфраструктуры, обеспечивающих реализацию новых инвестиционных проектов, при участии АО «УК РФПИ» | Сентябрь 2020 г. | — | Минэкономразвития России, Минфин России | 15* | — |
Развитие долгосрочных финансовых инструментов | ||||||
1. | Создание нормативной базы для обеспечения возможности размещения корпоративных бессрочных облигаций | Июль 2020 г. | Бессрочно | Минэкономразвития России, Минфин России, Минтранс России | — | — |
2. | Повышение привлекательности корпоративных облигаций как инструмента вложения средств различных категорий инвесторов, доработка законодательства в части собраний владельцев облигаций, исключив возможность реструктуризации задолженности по облигациям на условиях хуже чем другим кредиторам | Июль 2021 г. | Бессрочно | Минфин России, Минэкономразвития России при участии Банка России | — | — |
3. | Внедрение механизма «зеленых облигаций» в целях привлечения средств для перевооружения действующих российских предприятий и открытия новых производств с низким негативным влиянием на окружающую среду | Декабрь 2020 г. | Бессрочно | Минэкономразвития России,Минфин России, Минприроды России, Минпромторг России, ВЭБ.РФ при участии Банка России | — | — |
4. | Формирование законодательной базы использования механизма краудфандинга, в том числе по налогообложению утилитарных цифровых прав и операторов, а также использования цифровых финансовых активов (ЦФА) | Июль 2020 г. | Бессрочно | Минфин России при участии Банка России | — | — |
5. | Запуск цифровой платформы поддержки факторинговых операций | Октябрь 2020 г. | Апрель 2021 г. | Банк России (по согласованию), ФНС России | — | — |
6. | Расширение инвестиционной привлекательности индивидуальных инвестиционных счетов второго типа для граждан путем упрощения использования средств на указанных счетах | Сентябрь 2020 г | Бессрочно | Минфин России при участии Банка России | — | — |
7. | Содействие доступности приобретения финансовых инструментов для населения через завершение создания регуляторных условий по формированию платформ (маркетплейсов) по предоставлению финансово-инвестиционных услуг и продуктов | Июль 2020 г | Бессрочно | Минфин России, Минцифры России при участии Банка России | — | — |
8. | Содействие росту долгосрочных сбережений населения и созданию «длинных денег» для экономики за счет расширения продаж «народных» облигаций, в том числе облигаций государственного и субфедерального долга, а также целевых облигаций путем распространения на финансовые платформы механизма индивидуальных инвестиционных счетов | Сентябрь 2020 г. | Бессрочно | Минфин России, ФНС России при участии Банка России | — | — |
5.3. Улучшение делового климата
5.4. «Новый ритм строительства»
5.5. Цифровизация строительной отрасли
Мера | Начало | Окончание | Ответственный исполнитель | Бюджет (в т.ч. выпадающие доходы), млрд руб. | ||
---|---|---|---|---|---|---|
2020 г. | 2021 г. | |||||
1. | Обеспечение цифровой трансформации строительной отрасли. Формирование единой цифровой среды градостроительной деятельности, обеспечение интеграции процессов и систем (включая ЕИСЖС, ЕГРЗ, ГИСОГД), прозрачности, оптимальности и эффективности всех процедур | Июнь 2020 г. | Декабрь 2021 г. | Минстрой России | — | — |
2. | Внедрение технологий информационного моделирования строительства | Июнь 2020 г. | Декабрь 2021 г. | Минстрой России | — | — |
5.6. Ускорение развития городских агломераций и городов
Мера | Начало | Окончание | Ответственный исполнитель | Бюджет (в т.ч. выпадающие доходы), млрд руб. | ||
---|---|---|---|---|---|---|
2020 г. | 2021 г. | |||||
Формирование правовых основ межмуниципального сотрудничества, в том числе в целях повышения инвестиционной привлекательности городских агломераций и городов | Сентябрь 2020 г. | Декабрь 2020 г. | Минэкономразвития России | — | — |
5.7. Крупнейшие инвестиционные проекты развития инфраструктуры
6. Ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда, в том числе на основе цифровизации
Ключевые инициативы
Название инициативы | Краткое описание инициативы |
---|---|
«Государство как цифровая платформа» | Переход на проактивное и комплексное оказание государственных услуг в цифровом виде без необходимости очного посещения органов государственной власти и МФЦ на базе платформенных облачных решений и реестровой модели данных. Обеспечение онлайн- идентификации граждан и юридической значимости совершаемых ими действий в цифровых каналах взаимодействия, электронного взаимодействия бизнеса (предприятий) между собой и с потребителями, переход на преимущественное заключение договоров в электронном виде, в том числе с физическими лицами. |
Цифровизация здравоохранения | Переход на электронное взаимодействие медицинских организаций между собой и с пациентом, внедрение вертикально интегрированных медицинских информационных систем по профилям заболеваний для оптимальной маршрутизации пациентов, создание единой базы медицинских документов, изображений и результатов инструментальных исследований для реализации систем поддержки принятия врачебных решений, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта |
«Цифровая образовательная среда» | создание условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Система ускоренного развития и поддержки технологических компаний | Создание механизма акселерации инновационных технологических компаний, в том числе путем обеспечения «бесшовной» интеграции мер поддержки со стороны институтов развития, а также масштабирование государственных мер поддержки |
Развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта | Создание условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, включая подготовку наборов данных, нормативные условия для экспериментов, исследования и разработки новых алгоритмов, кадровое и ресурсное обеспечение |
Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности | Создание современной компонентной базы, электронной аппаратуры, средств производства, развитие производственной инфраструктуры и кадровое обеспечение отрасли |
6.1. «Государство как цифровая платформа»
Регуляторное обеспечение внедрения цифровых технологий
Мера | Нормативный акт | Срок внесения/ принятия | Ответственный исполнитель | |
---|---|---|---|---|
Создание цифровой «среды доверия», организация удаленного взаимодействия | ||||
1. | Создание правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия в части расширения возможностей и способов идентификации, в том числе с использованием информационных систем коммерческих и некоммерческих организаций | Федеральный закон | Декабрь 2020 г. / Июнь 2021 г. | Минцифры России |
2. | Создание правовых условий для расширения возможностей использования Единой биометрической системой для юридически значимых действий, в том числе оказания государственных и муниципальных услуг, а также финансовых услуг | Федеральный закон | Август 2020 г. | Минцифры России при участии Банка России |
3. | Определение антимонопольных требований к деятельности цифровых платформ, правил контроля сделок экономической концентрации в условиях цифровизации рынков, особенностей пресечения антиконкурентных соглашений, заключаемых и реализуемых с использованием цифровых технологий | Федеральный закон | Декабрь 2020 г. | ФАС России |
4. | Формирование законодательной базы, обеспечивающей возможность внесудебной блокировки фишинговых сайтов, рекламных сайтов финансовых пирамид и нелегальных кредиторов (уточнение перечня информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено) | Федеральный закон | Декабрь 2020 г. | Минцифры России, Роскомнадзор, Банк России (по согласованию) |
Развитие современных механизмов предоставления государственных услуг и осуществления функций | ||||
1. | Обеспечение возможности получения гражданами и организациями государственных и муниципальных услуг через инфраструктуру негосударственных организаций, в том числе в электронной форме, с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометричекой системы | Федеральный закон | Декабрь 2020 г. / Июнь 2021 г. | Минэкономразвития России, Минцифры России |
2. | Обеспечение возможности проактивного получения государственных и муниципальных услуг, переход на реестровую модель учета результатов оказания государственных и муниципальных услуг, машиночитаемое описание процессов их предоставления | Федеральный закон | Декабрь 2020 г. / Июнь 2021 г | Минэкономразвития России, Минцифры России |
3. | Обеспечение возможности перевода в МФЦ отдельных документов личного хранения в электронный вид с обеспечением юридической значимости электронной копии и дальнейшего отказа от необходимости их предоставления в бумажном виде | Федеральный закон | Декабрь 2020 г. / Июнь 2021 г. | Минэкономразвития России, Минцифры России |
4. | Установление особенностей предоставления государственных услуг в условиях распространения новой коронавирусной инфекции | Акт Правительства Российской Федерации | Июнь 2020 г. | Минэкономразвития России |
5. | Переход на формат исключительно электронных уведомлений со стороны органов власти физических лиц (если есть учетная запись в ЕСИА) и всех организаций | Федеральный закон | Сентябрь 2020 г. / Июль 2021 г. | Минцифры России |
6. | Создание правовых условий для проведения судебных заседаний в режиме видеоконференции | Федеральный закон | Декабрь 2020 г. / Июнь 2021 г. | Минюст России |
7. | Обеспечение взаимодействия информационных систем судов с системами иных органов исполнительной власти посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) | Нормативный правовой акт | Июль 2021 г. / Декабрь 2021 г. | Минцифры России |
8. | Внедрение цифровой ипотеки и электронных закладных с использованием технологии распределенных реестров | Акт Правительства Российской Федерации, ведомственные акты | Июль 2020 г. | Минцифры России при участии Банка России |
9. | Переход на исключительно электронный формат поступающих и обрабатываемых обращений граждан | Федеральный закон | Сентябрь 2020 г. / Июль 2021 г. | Минцифры России |
Создание предпосылок для формирования новых видов бизнеса в цифровой экономике | ||||
1. | Создание правовых условий для формирования сферы электронного гражданского оборота в части процедур использования и хранения электронных документов, создания, хранения и использования электронных дубликатов (электронных образов) бумажных документов | Федеральный закон | Декабрь 2020 г. / Июнь 2021 г. | Минэкономразвития России |
2. | Создание условий перехода на исключительно электронный способ сдачи и хранения организациями документов первичной отчетности и подтверждающих документов исполнения гражданско-правовых договоров | Федеральный закон | Сентябрь 2020 г./ Июль 2021 г. | Минцифры России |
3. | Создание условий перехода на исключительно электронный способ сдачи и хранения организациями документов первичной отчетности и подтверждающих документов исполнения государственных и муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» | Федеральный закон | Сентябрь 2020 г./ Июль 2021 г. | Минфин России |
4. | Обеспечение благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных с использованием новых технологий, установления порядка обезличивания персональных данных, условий и порядка их использования, уточнения ответственности за их ненадлежащую обработку, порядка получения согласия на их обработку, снятия ограничений для внедрения систем на основе «искусственного интеллекта», обеспечение моделирования развития показателей и применения наиболее актуальных методов аналитики на основе больших объемов персональных данных | Федеральный закон | Сентябрь 2020 г./ Июль 2021 г. | Минцифры России |
5. | Создание системного регулирования для проведения экспериментов по тестированию новых технологий | Федеральный закон | Октябрь 2020 г. | Минэкономразвития России |
6. | Снятие ограничений в некоторых сферах по использованию неквалифицированной облачной электронной подписи | Федеральный закон | Сентябрь 2020 г./ Июль 2021 г. | Минцифры России |
7. | Обеспечение возможности коммерциализации сервисов инфраструктуры электронного правительства | Федеральный закон | Сентябрь 2020 г. / Апрель 2021 г. | Минцифры России |
8. | Создание электронного архива результатов работ участников национальной системы аккредитации | Федеральный закон | Декабрь 2020 г. | Минэкономразвития России |
9. | Обеспечение обращения цифровых финансовых активов | Федеральный закон | Сентябрь 2020 г. / Декабрь 2020 г. | Минфин России при участии Банка России |
6.2. Цифровизация здравоохранения
Мера | Начало | Окончание | Ответственный исполнитель | Бюджет (в т.ч. выпадающие доходы), млрд руб. | ||
---|---|---|---|---|---|---|
2020 г. | 2021 г. | |||||
1. | Создание государственной интегрированной информационной системы в сфере обязательного медицинского страхования (ГИИС ОМС) и организация ее информационного взаимодействия с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения | Июнь 2020 г. | Декабрь 2021 г. | ФОМС | 1* | 1,8* |
2. | Развитие федерального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, в том числе для реализации «суперсервисов» и перевода государственных услуг в сфере здравоохранения в электронный вид | Июнь 2020 г. | Декабрь 2021 г. | Минздрав России | 0,94* | 0,9 +1,61* |
*дополнительное финансирование |
6.3. Цифровая образовательная среда
6.4. Система ускоренного развития и поддержки технологических компаний
6.5. Развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта
6.6. Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности
Мера | Начало | Окончание | Ответственный исполнитель | Бюджет (в т.ч. выпадающие доходы), млрд руб. | ||
---|---|---|---|---|---|---|
2020 г. | 2021 г. | |||||
Запуск комплекса мероприятий по поддержке производства продукции электронной промышленности (разработка и производство электронной компонентной базы, электронной аппаратуры, средств производства, развитие производственной инфраструктуры и кадровое обеспечение отрасли), в том числе: | Декабрь 2020 г. | — | Минпромторг России | 15* | 29,3 114,74* | |
— субсидии российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры; | Июль 2021 г. | — | Минпромторг России | |||
— субсидии из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий электронных компонентов, аппаратуры и средств производства; | Декабрь 2021 г. | — | Минпромторг России | |||
— субсидии российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших с 2020 года в результате производства электронной продукции (в первую очередь микроэлектронной); | Декабрь 2020 г. | — | Минпромторг России | |||
— финансовое обеспечение НИОКР по разработке электронных компонентов, аппаратуры и средств производства; | Декабрь 2020 г. | — | Минпромторг России | |||
— финансовое обеспечение создания центров проектирования электроники | Декабрь 2021 г. | — | Минпромторг России |
7. Увеличение экспорта и поддержка импортозамещения
Ключевые инициативы
НАЗВАНИЕ ИНИЦИАТИВЫ | КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИНИЦИАТИВЫ |
---|---|
Ускорение импортозамещения компонентов стратегического назначения | Комплекс мер поддержки отечественных производителей, в том числе включающий диверсификацию оборонно-промышленного комплекса,закупка отечественной машиностроительной продукции в рамках национальных проектов, поддержка комплексных импортозамещающих инвестиционных проектов |
Комплексная система поддержки экспортеров на принципах «одного окна» | Обеспечение ускорения выхода отечественной продукции и технологий на новые перспективные мировые рынки. Государственные услуги экспортерам предоставляются в одной точке в электронном виде |
7.1. Ускорение импортозамещения компонентов стратегического назначения
7.2. Комплексная система поддержки экспортеров на принципах «одного окна»
8. Секторальные меры поддержки: восстановление и развитие отдельных отраслей
Ключевые инициативы
НАЗВАНИЕ ИНИЦИАТИВЫ | КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИНИЦИАТИВЫ |
---|---|
Поддержка системообразующих предприятий | Предоставление льготных кредитов системообразующим предприятиям на пополнение оборотных средств |
«Умная реабилитация» | Комплекс мер по поддержке и развитию наиболее пострадавших отраслей промышленности, транспорта, сферы услуг, строительства и ЖКХ |
Продовольствие для России и мира | Развитие и повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса, в том числе на основе цифровизации |
Туризм и индустрия гостеприимства | Ускоренное развитие внутреннего и въездного туризма и гостиничного хозяйства для повышения привлекательности и качества отдыха в России |
8.1. Поддержка системообразующих предприятий
Мера | Начало | Окончание | Ответственный исполнитель | Бюджет (в т.ч. выпадающие доходы), млрд руб. | ||
---|---|---|---|---|---|---|
2020 г. | 2021 г. | |||||
1. | Реализация программы кредитования под потребности в оборотных средствах для системообразующих организаций | Июнь 2020 г. | Декабрь 2021 г. | Минэкономразвития России, ВЭБ.РФ | 24* | — |
2. | Реализация программы адресной поддержки системообразующих организаций | Июнь 2020 г. | Декабрь 2020 г. | Минэкономразвития России | По мере необходимости | По мере необходимости |
8.2. «Умная реабилитация»
8.3 Продовольствие для России и мира
8.4. Туризм и индустрия гостеприимства
9. Повышение устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам
Ключевые инициативы
НАЗВАНИЕ ИНИЦИАТИВЫ | КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИНИЦИАТИВЫ |
---|---|
Здравоохранение, устойчивое к эпидемиологическим угрозам | Модернизация инфекционной службы, включая внедрение современной логистики и маршрутизации движения пациентов, развитие лабораторной службы, амбулаторно-поликлинических и стационарных инфекционных учреждений и подразделений |
Эффективная система предупреждения, выявления и реагирования | Формирование устойчивой системы предупреждения, выявления и реагирования на угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию, включая эпидемиологический мониторинг, обеспечение укрепление кадрового потенциала |
Доступное здравоохранение | Комплекс мер, направленных на создание резерва лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, обеспечение доступности для населения оказания первичной медико-санитарной помощи, лекарственного обеспечения и вакцинации |
9.1. Здравоохранение, устойчивое к эпидемиологическим угрозам
Мера | Начало | Окончание | Ответственный исполнитель | Бюджет (в т.ч. выпадающие доходы), млрд руб. | ||
---|---|---|---|---|---|---|
2020 г. | 2021 г. | |||||
Модернизация инфекционной службы, включая внедрение современной логистики и маршрутизации движения пациентов, развитие лабораторной службы, амбулаторно-поликлинических и стационарных инфекционных учреждений, и подразделений | ||||||
1. | Пересмотр и актуализация порядков оказания медицинской помощи при инфекционных заболеваниях и соответствующих клинических рекомендаций | 2020 г. | 2022 г. | Минздрав России, Роспотребнадзор, ФМБА России | — | — |
2. | Модернизация лабораторий инфекционной службы | 2020 г. | 2021 г. | Минздрав России ФМБА России | — | 6,77* 0,6* |
3. | Развитие и модернизация интегрированной трехуровневой системы лабораторной диагностики инфекционных болезней | 2020 г. | 2021 г. | Роспотребнадзор | — | 1* |
4. | Строительство медицинских центров в субъектах Российской Федерации, оснащение (переоснащение) коечного фонда в медицинских организациях | Апрель 2020 г. | Декабрь 2020 г. | Минобороны России, МЧС России, Минздрав России, ФМБА России, Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 87,1 | — |
5. | Закупка аппаратов ИВЛ и экстракорпоральной мембранной оксигенации, а также теплотелевизионных регистраторов, бесконтактных термометров и установок обеззараживания воздуха | Март 2020 г. | Декабрь 2020 г. | Минпромторг России | 12,5 | — |
6. | Капитальный ремонт и строительство стационаров инфекционного профиля | 2020 г. | 2025 г. | Минздрав России, ФМБА России | — | 10,44* |
7. | Стимулирующие выплаты врачам, медицинским работникам, водителям скорой помощи и работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, работающим с больными COVID-19 | Апрель 2020 г. | Декабрь 2020 г. | Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, МВД России, Минобороны России, ФМБА России, Минтруд России, Минздрав России | 105,3 | — |
8. | Укрепление кадрового потенциала инфекционной службы | 2020 г. | 2021 г. | Минздрав России ФМБА России, органы исполнительной | — | — |
9. | Создание резерва медицинского персонала на случаи эпидемии | 2020 г. | 2020 г. | власти субъектов Российской Федерации Минздрав России, ФМБА России | — | — |
10. | Разработка в субъектах Российской Федерации плана дальнейшего использования и консервации коечных мощностей и оборудования медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи больным инфекционными заболеваниями, в том числе новой коронавирусной инфекцией и определения источников финансового обеспечения | Июнь 2020 г. | Октябрь 2020 г. | Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | — | — |
11. | Инвентаризация условий работы медицинского персонала, участвующего в оказании медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией. Разработка мер по ликвидации выявленных нарушений | Сентябрь 2020 г. | Октябрь 2020 г. | Минздрав России, Минтруд России, Роструд, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | — | — |
9.2. Эффективная система предупреждения, выявления и реагирования
9.3. Доступное здравоохранение
10. Поддержка субъектов Российской Федерации
Мера | Начало | Окончание | Ответственный исполнитель | Бюджет (в т.ч. выпадающие доходы), млрд руб. | ||
---|---|---|---|---|---|---|
2020 г. | 2021 г. | |||||
1. | Выделение дополнительного объема финансовой помощи (дотаций на сбалансированность) субъектам Российской Федерации, столкнувшихся с существенным падением налоговых и неналоговых доходов в целях финансового обеспечения первоочередных и социально-значимых расходов | Июнь 2020 г. | Ноябрь 2020 г. | Минфин России, Минэкономразвития России | 300 | — |
2. | Неснижение уровня нормативов отчислений от федеральных налогов, являющихся доходными источниками региональных и местных бюджетов на пятилетний период | Минфин России | — | — | ||
3. | Изменение условий и продление до 2029 года периода погашения реструктуризации бюджетных кредитов в целях снижения нагрузки на региональные бюджеты | Апрель 2020 г. | Декабрь 2020 г. | Минфин России, Минэкономразвития России | 67 | — |
4. | Внесение изменений в бюджетное законодательство, предусматривающее право субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышать предельный объем государственного долга (муниципального долга), в том числе коммерческого долга, и дефицит бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) | Апрель 2020 г. | Декабрь 2020 г. | Минфин России | — | — |
5. | Увеличение срока предоставления субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) бюджетного кредита на пополнение остатка средств на счете бюджета с 90 до 180 дней в период 2020-2024 годов (на 2020 год данная мера реализована № 367-ФЗ) | Апрель 2020 г. | Декабрь 2020 г. | Минфин России | — | — |
6. | Освобождение субъектов Российской Федерации от финансовых мер ответственности за нарушение обязательств по достижению результатов использования субсидий | Апрель 2020 г. | Декабрь 2021 г. | Минфин России | — | — |
7. | Мониторинг исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и оказания при необходимости финансовой поддержки | Апрель 2020 г. | Декабрь 2021 г. | Минфин России, Минэкономразвития России | — | — |
8. | Учет при распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности изменения поступлений налоговых и неналоговых доходов субъектов Российской Федерации в соответствии с экономической ситуацией | Октябрь 2020 г. | Декабрь 2020 г. | Минфин России, Минэкономразвития России | — | — |
9. | Предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность бюджетов опережающими темпами | Июнь 2020 г. | Декабрь 2021 г. | Минфин России | — | — |
10. | Совершенствование института особых экономических зон в Российской Федерации в целях создания наиболее благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в регионах и привлечения дополнительных инвестиций | Декабрь 2020 г. | Декабрь 2021 г. | Минэкономразвития России | — | — |
11. | Реализация индивидуальных программ развития субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития | Июль 2020 г. | Декабрь 2024 г. | Минэкономразвития России, Минфин России | 10 | 10 |
12 | Формирование Фонда развития Арктической зоны Российской Федерации | Январь 2021 г. | Бессрочно | Минвостокразвития России, Минфин России, Минэкономразвития России | — | — |
13 | Актуализация и утверждение региональных программ газификации субъектов Российской Федерации | Сентябрь 2020 г. | Май 2021 г. | Минэнерго России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | — | — |
14 | Создание условий и законодательное закрепление обязанности владельцев магистральной инфраструктуры по увеличению пропускной способности газотранспортных систем | Январь 2021 г. | — | Минэнерго России | — | — |
Обзор документа
Правительство одобрило общенациональный план восстановления экономики. Он рассчитан до конца 2021 г. и включает более 500 мероприятий. Их финансирование оценивается в 5 трлн руб.
План направлен на восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса, поддержку индивидуального, малого и среднего предпринимательства, запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата, а также на ускорение технологического развития экономики, увеличение экспорта и поддержку импортозамещения.