повышение качества жизни входит в местного правительства
«Повышение качества жизни каждого человека»: Мишустин о главной цели правительства России
В среду, 22 июля, в Государственной думе с отчёт о деятельности правительства России в 2019 году выступил премьер-министр Михаил Мишустин. Основное внимание глава кабинета министров уделил необходимости улучшения благосостояния граждан РФ, результатам борьбы с пандемией COVID-19, развитию социальной и экономической сфер страны, а также реализации национальных проектов.
В начале своей речи Мишустин отметил, что ежегодным посланием президента Федеральному Собранию были определены ключевые задачи и ориентиры на ближайшую перспективу.
«На их основе мы сформулировали главную цель правительства. Это повышение качества жизни каждого человека в стране за счёт роста экономики и развития социальной сферы, а значит — достижения национальных целей, которые поставил президент», — сказал Мишустин.
Он назвал пять базовых ценностей работы правительства РФ — выстраивание всех сервисов государства вокруг потребностей людей, действовать открыто и вести диалог на основе взаимного уважения и доверия, подавать пример этичного поведения, работать совместно, невзирая на ведомственные границы, обеспечивать результат, который должен быть важнее формальных процедур и регламентов.
«Мы ведём работу, опираясь на эти ценности, и начинали её не с чистого листа», — добавил он.
Глава кабмина выразил благодарность правительству Дмитрия Медведева, которое ушло в отставку 15 января, за создание солидного резерва, который обеспечил стране «макроэкономическую и бюджетную стабильность».
По его словам, всё это создавало хорошие предпосылки для экономического рывка, но Россия, как и весь мир, столкнулась с мощнейшим вызовом — коронавирусной инфекцией COVID-19.
«Ситуация осложнилась и тем, что распространение вируса и действия отдельных стран по наращиванию добычи нефти привели к серьёзному дисбалансу на нефтяном рынке. Это вызвало обвальное снижение цен, усилилась волатильность финансовых и валютных рынков, произошёл отток капитала. Сочетание таких факторов существенно осложняло обстановку и требовало экстренных и масштабных мер», — пояснил премьер.
Противодействие пандемии COVID-19
Говоря о принятых мерах в борьбе с распространением коронавирусной инфекции Мишустин назвал их «продуманными и проактивными». По его словам, российские власти в борьбе с распространением COVID-19 действовали на опережение — когда в России ещё не было ни одного случая заболевания.
В частности, РФ с 30 января ограничила авиасообщение с Китаем, чтобы защитить своих граждан и «выиграть время» для подготовки системы здравоохранения. Кроме того, был проведён аудит коечного фонда, запасов средств индивидуальной защиты и медицинского оборудования во всех регионах, после чего было выделено около 170 млрд рублей, был создан оперативный штаб и координационный совет.
«Объединяли усилия государства и общества для борьбы с этой опасной инфекцией. Это позволило избежать коллапса, который мы наблюдали за рубежом, такого как в Италии, Испании или Соединённых Штатах Америки», — заявил Мишустин.
Он отметил, что правительство работало в круглосуточном режиме, а все решения были направлены на «спасение жизни людей».
«Теперь можно уверенно сказать: Россия справляется с коронавирусной инфекцией лучше многих стран. Число заболевших на тысячу жителей в нашей стране в два раза меньше, чем в Соединённых Штатах Америки, Бразилии и ряде других стран», — добавил глава кабмина.
Он также сообщил, что на модернизацию систему здравоохранения в ближайшие пять лет будет дополнительно выделено почти 500 млрд рублей. Кроме того, власти займутся развитием санитарно-эпидемиологической и инфекционной служб.
Поддержка населения и бизнеса
Михаил Мишустин также указал, что правительство пошло на существенное смягчение бюджетной политика для запуска программ поддержки людей и экономики. По его словам, принимаемые в этом направлении меры были «беспрецедентны и по сумме выделенных средств, и по охвату отраслей». Так, различные формы поддержки на сумму около 600 млрд руб. получили семьи, в которых воспитываются более 26,5 млн детей.
Глава кабмина также отметил, что коронавирус сильно повлиял на рынок труда — с 1 апреля число безработных, официально зарегистрированных в службах занятости, выросло в 3,5 раза, достигнув 3 млн человек.
«Максимально помогли людям, которые потеряли работу после 1 марта, в том числе увеличив пособие по безработице. Это свыше миллиона человек. Все меры поддержки безработных правительство распространило и на более чем 13 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые были вынуждены закрыть своё дело после 1 марта. Всем им назначено максимальное пособие в размере МРОТ», — заметил Мишустин.
Премьер также рассказал об экстренных мерах поддержки наиболее пострадавших отраслей и прежде всего представителей малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, работающих в них. Среди них — отсрочка по обязательным платежам для МСП, списание налогов и страховых взносов, программа льготного кредитования для системообразующих предприятий, мораторий на проведение проверок.
«Ещё раз подчеркну: все наши инициативы были направлены на то, чтобы максимально сократить издержки бизнеса и не допустить ухудшения финансового состояния», — добавил он.
Цифровизация власти
Ещё одной целью правительства является создание более эффективной, открытой и удобной системы государственного управления для граждан РФ и бизнес-сообщества. Об этом заявил Михаил Мишустин. По его словам, люди должны увидеть, что «государственные структуры — это надёжные и добросовестные помощники».
«Уверен, реализация этого запроса на практике поможет нам войти в число лидеров в глобальной экономике», — заметил он.
По словам премьер-министра, цифровизация важна, как на рынке труда, где нужно оперативно ввести в правовое поле все форматы дистанционной работы, так и в сфере образования, но это не будет означать отход от традиционного формата обучения. Кроме того, к 2024 году набор на IT-специальности должен увеличиться в 2,5 раза.
«Нам необходим технологический рывок. Нужно развивать новые направления, в том числе искусственный интеллект», — добавил Мишустин.
Экономика
Глава правительства также отметил, что для достижения национальных целей развития необходимо вернуться к росту как экономики, так и реальных доходов граждан. Для этого был составлен общенациональный план действий, в частности, включающий антикризисные меры, а также дальнейшие шаги по выходу из кризисного состояния.
Речь идёт о восстановлении роста промышленности, наращивании экспорта и импортозамещения. Также для улучшения экономических показателей экономики РФ необходимы инвестиции, которые создадут новые рабочие места и помогут внедрению перспективных технологий.
«Во-первых, это разработка комплексного механизма поддержки крупных инвестиционных проектов на федеральном и региональном уровнях, в том числе — на основе соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Во-вторых, создание стабильных и понятных правил для поэтапного улучшения делового климата. В-третьих, — институты развития», — добавил Мишустин.
Развитие субъектов РФ
По мнению Михаила Мишустина, власти России должны повысить инвестиционную привлекательность всех 85 субъектов РФ, «найти для каждой территории какие-то особые точки роста».
«В каждом регионе уровень и качество жизни должны соответствовать современным критериям», — подчеркнул российский премьер.
При этом для 10 регионов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией уже приняты индивидуальные программы развития — им до 2024 года будет выделено по 5 млрд рублей на запуск проектов по оживлению экономики, повышению уровня жизни и доходов людей.
«Уверен, что в результате принятых нами мер каждый регион России сможет в полной мере реализовать свой потенциал», — добавил он.
Национальные цели развития до 2030 года
Как отметил глава кабмина, для реализации задач, поставленных в этом документе, необходимо изменение национальных проектов и документов стратегического планирования. По словам Мишустина, работа в этом направлении должна быть завершена осенью.
«При реализации национальных проектов необходимо сосредоточиться на результатах, которые непосредственно влияют на улучшение жизни людей, через сохранение занятости и повышение доходов, защиту здоровья, создание благоприятных условий предпринимательской деятельности и поддержку ключевых отраслей экономики», — заметил премьер.
Он подчеркнул, что работать придётся в жёстких рамках, с новой системой управления, используя современные методики, находясь в постоянной обратной связи с людьми.
«Правительству предстоит большая работа. Перед нами стоят совершенно иные задачи, чем ещё полгода назад. Но базовые ценности, безусловные приоритеты остались неизменными. Их задал президент в своём послании Федеральному Собранию, и в соответствии с ними правительство продолжает свою работу — на тех принципах и ценностях, о которых я говорил в начале своего выступления: служить людям, работать командой, добиваться результата», — заключил Мишустин.
Повышение качества жизни входит в местного правительства
Библиографическая ссылка на статью:
Нагуманова О.М. Выявление основных тенденций повышения качества жизни населения в муниципальном образовании // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/09/25222 (дата обращения: 04.10.2021).
Актуальность статьи в том, что общество постоянно развивается, а вместе с ним растут потребности граждан, и исследование основных тенденций повышения качества жизни населения в муниципальном образовании с целью максимального их удовлетворения – на сегодняшний день проблема эффективности местных органов власти номер один.
Влияние различных условий на повышение качества жизни населения недостаточно изучено, в современности в любом обществе одной из основных стратегий развития является повышение эффективности муниципального управления путём повышения качества жизни населения. В связи с тем, что любое современное демократическое государство не может справиться с поставленными задачами без эффективного функционирования органов местного самоуправления, действующих на вверенной им территории, что соответствует принципу федерализма.
Этот вопрос озадачил многих ученых, ведь проблема эффективного управления на местном уровне всегда была актуальна для Российской Федерации. Согласно тексту “Европейской хартии”:
— “местное самоуправление является основой любого демократического общества” [1, 22].
Исследователи данного вопроса установлено, что администрация муниципального образования является исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования. По мнению исследователя Михалева И. В., если рассматривать местное самоуправление не как институт власти, а как общественный, то можно увидеть гармоничное переплетение понятий объекта и субъекта управления в контексте гипотезы субъект управления – само общество (население), что также является объектом управления, разрешающим важные вопросы местного значения, что определяет дуализм характера местного самоуправления:
— « одна сторона – это система управления муниципальной собственностью местной властью, руководствуясь законодательством и иными правовыми актами, собственным мнением и чаще всего – алчностью и пожеланиями чиновников, получив властные привилегии – стремится дистанциироваться от обязанностей, а с другой, неотъемлемое право активной части гражданского общества, призванной самостоятельно отстоять и решить проблемы населения территории- что иногда даже и получается». [2].
Цель контроля местного самоуправления и создания прочной связи государства и общества осуществляется через:
— обращения и собрания граждан;
— прямое обращение граждан к местным органам власти;
— местные референдумы [3, c. 20].
В настоящее время доверие населения к местным органам власти резко снизилось в результате неэффективного функционирования большинства федеральных и местных органов власти, у гражданского общества критически снизился уровень доверия к яростно цепляющейся за власть преступности, открыто фальсифицирующей результаты выборов, а именно он определяет, насколько эффективно органы власти справляются со своими задачами, важнейшая из которых – повышение качества жизни выбравшего их населения.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред.с 15.02.2016) “об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” деятельность органов местного самоуправления подлежит оценке эффективности. Оценка эффективности поможет улучшить осуществление власти с постоянным мониторингом основных тенденций повышения качества жизни населения в муниципальном образовании с целью максимального их удовлетворения.
Несмотря на закон, практически всегда чиновники при власти удовлетворяют личные потребности, хотя любой метод повышения эффективности местных органов власти может быть интегрирован в современные условия управления. [4, c. 23].
При оценке результативности деятельности органов местного самоуправления по повышению качества жизни населения в муниципальном образовании не все показатели достаточно точно отражают ее результаты.
Важную роль играют внешние факторы:
-роста деловой активности населения в муниципальном образовании;
— развитии систем коммуникации и связи;
— качества медицинского обслуживания;
— географического расположения регионов, развитии дорожной сети.
Например, важным и сложным вопросом повышения качества жизни населения в муниципальном образовании является развитие предпринимательства, что повышает благосостояние региона.
В заключение хотелось бы отметить, что оценка эффективности власти в повышении качества жизни населения в муниципальном образовании позволит не только координировать работу органов местного самоуправления с мнением народа, но и предоставлять качественные услуги по улучшению жизни населения, развитие экономической деятельности, что зависит от целевого выделения бюджетных средств местными органами власти, используя такие методы, как постоянная обратная связь с населением, анализ и прогнозирование развития региона, понятно, что система местного самоуправления не стоит на месте, но меняется к лучшему. [5, c. 36].
Конечно, изучить и устранить все недостатки органов государственной власти в работе по выявлению основных тенденций повышения качества жизни населения в муниципальном образовании за один раз не удастся, но первые шаги по достижению этой цели уже сделаны и, если мы будем придерживаться этой стратегии, мы в конечном итоге сможем создать хорошо функционирующую систему местного самоуправления с постоянным мониторингом основных тенденций повышения качества жизни населения в муниципальном образовании с целью максимального их удовлетворения.[8]
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Роль органов местного самоуправления в повышении качества жизни общества
Понятие и сущность территориального и общественного самоуправления, его основные цели и задачи. Проблемы и перспективы применения механизмов общественного самоуправления в повышении качества жизни населения и основных социально-экономических категорий.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.01.2015 |
Размер файла | 41,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
по дисциплине: Территориальное общественное самоуправление
Роль органов местного самоуправления в повышении качества жизни общества
1. Теоретические основы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления
1.1 Определения, функции местного самоуправления и территориального общественного самоуправления
1.2 Основные цели и задачи местного самоуправления и территориального общественного самоуправления
2. Роль органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан
2.1 Сущность и понятие качества жизни населения
2.2 Уровень жизни и основные социально-экономические категории
2.3 Показатели уровня жизни и их анализ
2.4 Влияние органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на повышение качества жизни населения
3. Практические рекомендации по повышению качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге
3.1 Проблемы и перспективы повышения качества жизни населения в Санкт-Петербурге
3.2 Рекомендации по решению социальных проблем повышения качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге
Список используемой литературы
общественный самоуправление население социальный
Данная курсовая работа посвящена исследованию в рамках дисциплины «Территориальное и общественное самоуправление» роли органов местного и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан.
Актуальность данной темы, в настоящее время, заключается в том, что:
— территориальное общественное самоуправление и местное самоуправление являются эффективными инструментами для повышения уровня и качества жизни граждан.
Целью написания данной курсовой работы является исследование роли органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан.
Для достижения данной поставленной цели нами были решены следующие основные задачи:
— изучены теоретические основы, связанные с особенностями функционирования местного самоуправления и территориального общественного самоуправления;
— рассмотрены основные цели, задачи, достоинства и недостатки местного самоуправления и территориального общественного самоуправления;
— раскрыта сущность и понятие качества жизни населения;
— проанализировано влияние органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на повышение качества жизни населения;
— рассмотрены перспективы повышения качества жизни в Санкт-Петербурге;
— даны практические рекомендации по решению социальных проблем повышения качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге.
Поставленные цели и задачи определили последовательность и структуру написания данной курсовой работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении нами была определена цель данной курсовой, заключающаяся в рассмотрении роли органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан, обоснована актуальность проведённого исследования и структура данной работы.
В первой части работы «Теоретические основы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления» нами были рассмотрены определения, функции, местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, их цели и задачи.
Во второй части работы «Роль органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан» нами были рассмотрены сущность и понятие качества жизни, уровень жизни и основные социально-экономические категории, а так же показан их анализ. Было выявлено влияние органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на повышение качества жизни населения.
В третьей части темы «Практические рекомендации по повышению качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге» нами были рассмотрены перспективы по повышению качества жизни и предложены практические рекомендации по повышению качества жизни населения в городе Санкт-Петербурге.
В заключении нами изложены основные выводы и результаты проведенного исследования.
Теоретической и методологической базой написания данной курсовой работы являлись труды отечественных и зарубежных авторов в области государственного муниципального управления таких как: Андросова Г.А., Бабун Р.В., Валеева. Е. О., Злобина, Г.Ю., Киселева А.М., Наумов С.Ю., Окрепилов В.В..
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
1. Теоретические основы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления
1.1 Определения, функции местного самоуправления и территориального общественного самоуправления
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации [1].
В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляет следующие функции:
— обеспечивает участие населения в самостоятельном решении местных вопросов;
— обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории;
— управляет муниципальной собственностью;
— обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
— осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления;
— обеспечивает охрану общественного порядка, реализацию законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования [1].
Функции ТОС могут быть самыми разнообразными:
— информационные (информирование населения, проведение опросов, сбор предложений и т.п.);
— представительные (согласование от имени населения планов развития, кадровых назначений, землеотводов и др.);
— распорядительные (определение направлений расходования средств, предусмотренных на благоустройство, социально-экономическое развитие территории и т.д.);
— исполнительные (организация непосредственного выполнения работ по благоустройству, досугу подростков, охране общественного порядка, содержанию жилья и т.п.);
— контрольные (контроль деятельности муниципальных служб, торговли и т.д.) [9].
1.2 Основные цели и задачи местного самоуправления и территориального общественного самоуправления
Конституция РФ и соответствующее федеральное законодательство закрепляет за органами местного самоуправление необходимость решения вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. В зависимости от территориального статуса того или иного муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ), функции органов местного самоуправления несколько различны [32].
В целом, все вопросы, решаемые органами местного самоуправления, условно можно объединить в следующие блоки:
— экономика и финансы;
— жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство;
Для достижения этой цели органы местного самоуправления:
— организуют территории местного сообщества;
— организуют предприятия муниципальной собственности и согласуют размещение государственных предприятий;
— устанавливают местные налоги, сборы и платежи (земельный налог относится к местным);
— формируют и исполняют местный бюджет;
— организуют выборы должностных лиц и наем муниципальных служащих;
— обеспечивают права и свободы граждан, в том числе на свободу предпринимательства в аграрной сфере [28].
В числе задач местного самоуправления можно выделить демократизацию российского общества, децентрализацию власти, отстаивание интересов населения муниципального образования в сочетании с общегосударственными, защиту прав и свобод человека и гражданина в пределах муниципального образования, а также обеспечение его социально-экономического развития. В.С. Вильямский в своих работах формулирует задачи местного самоуправления слишком обобщённо, а именно развитие экономики, социальное развитие, обеспечение законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан, которые, несомненно, являются задачами государства в целом [10]. А.П. Алексеев более конкретен в данном вопросе, указывая в качестве задач местного самоуправления обеспечение интересов населения муниципального образования, согласование этих интересов с интересами государства и комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования [4].
Целью деятельности ТОС является реализация конституционных прав граждан РФ и их защита по решению местных вопросов на территории общины. Вопросы, затрагивающие интересы всех жителей ТОС, решаются путем непосредственного прямого волеизъявления жителей [26].
— создание условий для комфортного проживания граждан на территории ТОС;
— представление интересов населения, проживающего на территории ТОС;
— осуществление деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан проживающих на территории ТОС;
— изучение потребностей жителей, проживающих на соответствующей территории;
— социальное обеспечение жителей ТОС в соответствии с настоящим Уставом;
— оказание содействия правоохранительным органам в охране правопорядка;
— участие в организации и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также досуга проживающего населения;
— участие в разработке предложений по развитию соответствующих территорий;
— участие в организации работы с детьми и подростками [7].
Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на данной территории, обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан. Могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей, как за счет средств граждан, так и за счет средств местного бюджета на основании договоров между ТОС и органами местного самоуправления (администрацией города) [19].
Основными задачами ТОС являются:
— решение всех вопросов местного значения на территории общины в соответствии с Конституцией РФ;
— взаимодействие с муниципальными органами власти;
— социальное обеспечение жителей ТОС в соответствии с данным уставом;
— организация культурно-массовой и спортивно-массовой работы жителей общины;
— защита прав потребителей жителей ТОС [31].
2. Роль органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан
2.1 Сущность и понятие качества жизни населения
Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратеги людей, удовлетворения их жизненных потребностей [3].
Основными показателями качества жизни населения являются:
— доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);
— качество питания (калорийность, состав продуктов);
— комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);
— качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);
— качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);
— качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);
— качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);
— качество сферы обслуживания;
— качество окружающей среды, структура досуга;
— демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности);
— безопасность (число зарегистрированных преступлений) [13].
Качество жизни охватывает все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество. Государственная работа по определению и реализации заданного качества жизни ведется через законодательное введение стандартов (индексов) качества жизни, которые обычно включают три блока комплексных индикаторов [8].
2.2 Уровень жизни и основные социально-экономические категории
В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объемом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом не денежных факторов. Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др. [3].
К основным социально-экономическим категориям уровня жизни населения относятся:
— уровень экономического благосостояния;
— уровень развития социальной сферы;
— уровень обеспечения жизнедеятельности.
2.3 Показатели уровня жизни и их анализ
Таблица 1. Система показателей для расчета индекса качества жизни
Индекс оценки достижения СПб социально значимых ориентиров
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет
Суммарный коэффициент рождаемости
Зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения
Умершие в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми
Численность лиц в возрасте 18 лет и старше впервые признанных инвалидами, на 10 000 человек населения
Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольные психозы, на 100 000 человек населения; на конец года
Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом наркомания, на 100 000 человек населения; на конец года
Отношение числа браков к числу разводов (на 1000 браков приходится разводов)
Число родившихся у женщин, не состоявших в браке, в процентах от общего числа родившихся
Доля детей, оставшихся без попечения родителей; в процентах
Число самоубийств, на 100 000 человек населения
Среднедушевые денежные доходы населения, в месяц, рублей
Соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума, в среднем на душу населения, в процентах
Удельный вес расходов на покупку продуктов питания в общем объеме потребительских расходов домашних хозяйств, в процентах
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения
Коэффициент фондов, в разах
Уровень безработицы по методологии Международной организации труда; в процентах
Уровень экономического благосостояния
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, всего м 2 ; на конец года
Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, на конец года; шт.
Обеспеченность населения благоустроенным жильём, на конец года; м 2 /чел.
Удельный вес числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в общем числе семей, на конец года; в процентах
Наличие квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования, на конец года; на 1000 человек населения; шт.
Уровень развития социальной сферы
Численность врачей на 10 000 человек населения, человек
Численность среднего медицинского персонала на 10 000 человек населения, человек
Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольными образовательными учреждениями, на конец года; в процентах
Число персональных компьютеров на 100 обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)
Доля учителей, имеющих высшее образование, в общей численности учителей дневных общеобразовательных учреждений
Число мест в стационарных учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей) на 10 000 человек населения
Охват населения занятиями физкультурой и спортом в процентах от общей численности населения
Число посещений профессиональных театров в среднем на 1000 человек населения
Число посещений общедоступных библиотек в среднем на 1 000 человек населения
Уровень обеспечения жизнедеятельности
Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения
Доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений, в процентах
Число дорожно-транспортных происшествий на 100 000 человек населения
Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии в процентах от числа зарегистрированных преступлений
Умершие в результате внешних причин на 100 000 человек населения
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников в расчете на 1 000 человек населения; тыс. т
Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, в расчете на 1 000 человек населения; тыс.м 3
2.4 Влияние органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на повышение качества жизни населения
Организационная деятельность местного самоуправления имеет свои собственные формы, закрепленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно названному Закону местное самоуправление представляет собой самостоятельное решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Другими словами, Закон предполагает сочетание форм непосредственной и представительной демократии при решении вопросов местного значения [2].
Организация структур ТОС решает многие вопросы, как то: безопасность жильцов, чистота и порядок во дворе и подъездах, организация детских площадок и автомобильных парковок, сведение к минимуму бытовых неисправностей жилищно-коммунального хозяйства. Все это позволяет контролировать жилищно-коммунальные службы, начиная от вывоза мусора вплоть до финансового контроля над расходованием средств, выплачиваемых жильцами. С одной стороны, ТОС выступает как посредник между населением и органами местной власти, во-вторых, как общественное объединение, в-третьих, как наделенный определенной властью орган [13].
Органы ТОС и МСУ в повышении качества жизни граждан:
— участвуют в создании условий для досуга граждан, проживающих на данной территории;
— оказывают помощь и поддержку одиноким людям, малообеспеченным и неблагополучным семьям;
— участвуют в охране общественного порядка;
— защищают законные интересы граждан, проживающих на данной территории;
— рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан;
— установление правовых гарантий гражданам для участия в МСУ [17].
Органами ТОС и МСУ решаются задачи по улучшению качества жизни населения. Принять участие в работе ТОС на благо своего дома, двора, улицы, проявить творческий подход может любой житель.
В круг забот ТОС входит и совместная работа с органами полиции по профилактике правонарушений. Активисты ТОС оказывают содействие сотрудникам полиции в вопросах обеспечения общественного порядка, проведения воспитательной работы с молодёжью, лицами, состоящими на учёте в органах полиции.
Большое внимание советы ТОС уделяют работе с разными категориями жителей, нуждающихся в помощи. Пожилым людям уделяется особая забота, оказывается адресная помощь. Органы ТОС так же занимаются оказанием помощи неимущим семьям, решают вопросы неблагополучных семей [31].
На сегодняшний день объединения ТОС выступают важнейшим инструментом муниципальной демократии, позволяющим учитывать мнение и предложения жителей в процессе разработки и принятия решений по ключевым вопросам развития локальной территории, иметь «живой» канал обратной связи с людьми, для которых и во благо которых призвана функционировать вся система публичной власти. ТОС являются значимым помощником органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку главная цель функционирования территориального общественного самоуправления заключается в создании наиболее благоприятных условий для жизни населения на определенной территории [9].
3. Практические рекомендации по повышению качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге
3.1 Проблемы и перспективы повышения качества жизни населения в Санкт-Петербурге
Экологическое состояние реки Невы, Невской губы и Финского залива является неудовлетворительным. В пределах Санкт-Петербурга Нева загрязнена промышленными стоками, в реку сливают отходы сотни промышленных предприятий. В реку ежегодно попадает более 80 тысяч тонн загрязняющих веществ.
Так же к актам вандализма в Петербурге относятся: осквернение могил, порча уличных объектов, граффити, в той части, которая имеет аморальное, антиобщественное, расистское, фашистское и т. п. содержание, сожжение книг, порча памятников культуры, порча картин.
Санкт-Петербург достиг значительных успехов в сфере государственного планирования. В городе принят целый ряд документов, касающихся повышения качества жизни населения. В Санкт-Петербурге были разработаны различные программы для повышения качества жизни граждан. Эти программы полностью отражают прогнозы повышения качества жизни населения в Санкт-Петербурге.
Программа «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге» на 2011-2013 годы, принятой Правительством Санкт-Петербурга 15 февраля 2011 года. Программа предусматривает 8 разделов, направленных на решение проблем как граждан пожилого возраста, утративших способность к самообслуживанию, так и граждан пожилого возраста, сохранивших способность к самообслуживанию, но нуждающихся в создании условий поддержания их активности. Исполнителями мероприятий Программы выступают 14 отраслевых комитетов и 18 районных администраций, при участии учреждений здравоохранения, социального обслуживания, учебных, научных, некоммерческих организаций, бизнес сообщества.
Программа в Санкт-Петербурге «План мероприятий, направленных на повышение доступности культурных услуг для лиц с ограниченными физическими возможностями, на 2010-2013 годы». Программа создана в целях организации деятельности, направленной на обеспечение доступности культурных услуг для лиц с ограниченными физическими возможностями, по совершенствованию материально-технической базы государственных учреждений культуры, созданию условий для организации досуга лиц с ограниченными физическими возможностями.
Программа «Жилище» на 2011-2015 годы. Средства социальной выплаты можно использовать на:
— приобретение жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты в коммунальной квартире, приобретаемой в дополнение к занимаемым жилым помещениям (комнатам) в данной квартире, если в результате квартира становится отдельной);
— на долевое участие в строительстве жилого помещения (жилого дома, квартиры);
— на оплату паевого взноса члена жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива в целях получения в собственность жилого помещения после завершения его строительства;
— на погашение основного долга по кредиту, в том числе ипотечному, предоставленному для приобретения или строительства жилого помещения [34].
3.2 Рекомендации по решению социальных проблем повышения качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге
Таблица 2. Социальные проблемы повышения качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге и их способы их решения
1. Высокая численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольные психозы.
1.Введение социальной рекламы против употребления алкогольных напитков; профилактические лекции в школах, высших учебных заведениях о вреде алкоголя; осуществлять контрольные закупки совместно с налоговой инспекцией на предмет продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.
2. Высокая численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом наркомания.
3.Высокая доля детей, оставшихся без попечения родителей.
3.Своевременное выявление и поддержки семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия; гуманитарная помощь; обеспечение бесплатного питания на базе школ, детских садов; обеспечение курортно-санаторным лечением.
4. Высокий удельный вес числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
4.Своевременная постановка на очередь семей, нуждающихся в жилых помещениях; предоставление временного социального жилья.
5.Недостаточное количество персональных компьютеров для обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.
5.Выделение денежных средств для приобретения персональных компьютеров и другой техники; сотрудничество со спонсирующими организациями.
6.Низкий показатель граждан, занимающихся физкультурой и спортом.
6.Постройка новых спортивных и игровых площадок во дворах; своевременный ремонт спортивных и игровых площадок во дворах; пропаганда здорового образа жизни и спорта на предприятиях.
7.Высокая доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
7. Оформление компенсаций на оплату коммунальных услуг; выплаты единовременных пособий.
8. Высокая доля разводов среди населения.
8. Повышение значения института семьи; проведение семейных психологических семинаров, лекций.
9.Низкая численность среднего медицинского персонала.
9.Повышение заработной платы медицинским работникам; льготы для медицинских работников; предоставление социального жилья медицинским работникам.
10.Высокое число зарегистрированных преступлений.
10.Увелечение системы штрафов за административные правонарушения; патрулирование силами оперативно-поисковых подразделений и добровольцами мест концентрации преступного элемента; обращения к населению о помощи в установлении личности преступников.
11. Высокая доля тяжких и особо тяжких преступлений.
11.Увеличение сроков лишения свободы.
12. Высокое число дорожно-транспортных происшествий.
12. Усиление контроля технического состояния автомобиля или другого транспорта; введение системы штрафов для нарушителей-пешеходов; более жёсткий контроль при получении водительских прав.
13.Высокий сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты.
13. Контроль за своевременным сбросом загрязненных сточных вод в специально отведённые для этого места; введение системы штрафов для нарушителей экологической обстановки.
В данной курсовой работе было проведено исследование в рамках дисциплины «Территориальное общественное самоуправление» роли органов местного и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан. В ходе исследования было выявлено влияние органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на повышение качества жизни населения, а так же даны практические рекомендации по повышению качества жизни граждан в Санкт-Петербурге, пути решения социальных проблем, влияющих на качество и уровень жизни.
Вся сложность вопроса о повышении качества жизни населения требует серьёзной и кропотливой работы. Органы местного и территориального общественного самоуправления должны прилагать большие усилия для достижения поставленных задач по повышению качества жизни граждан. Органы местного самоуправления объективно заинтересованы в развитии территориального общественного самоуправления на своей территории, поскольку это позволяет успешнее решать многие вопросы жизни населения. Для успешных результатов по повышению качества жизни граждан органы местного и территориального общественного самоуправления должны выполнять условия:
— добросовестно выполнять свои обязанности;
— активно участвовать в создании условий для досуга граждан, проживающих на данной территории;
— оказывать помощь и поддержку одиноким людям, малообеспеченным и неблагополучным семьям;
— участвовать в охране общественного порядка;
— защищать законные интересы граждан, проживающих на данной территории;
— рассматривать в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан;
Проведённый в данной курсовой работе анализ показателей качества жизни в Санкт-Петербурге показал, что сегодня существует ряд проблем, который сильно понижает уровень жизни. К этим проблемам относятся: большое количество людей, страдающих от наркомании и алкоголизма, большое количество разводов, сложная ситуация с прожиточным минимумом, недостаточное количество спортивных и игровых площадок, высокая доля тяжких и особо тяжких преступлений, высокое число дорожно-транспортных происшествий, высокий сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты.
Данная курсовая работа позволяет нам более точно понять сущность и деятельность органов местного и территориального общественного самоуправления и их деятельность по улучшению качества и уровня жизни граждан. Проведённые исследования показывают, как важна работа данных органов для улучшения жизни населения. В данной курсовой работе предоставлена полная теоретическая база о работе органов местного и территориального общественного самоуправления и даны некоторые практические советы, рекомендации по улучшению качества и уровня жизни граждан в Санкт-Петербурге.
Список используемой литературы
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
4. Алексеев А.П. Муниципальное право- Волгоград, 2006
5. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению/- М.: КноРус, 2010.
6. Братановский, С.Н. Основы местного самоуправления: Курс лекций- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
9. Валеева, Е.О. Территориальное общественное самоуправление: рекомендовано методсоветом ВУЗа; и Изд-во СПбАУЭ, 2007.
10. Вильямский В.С. Основы организации деятельности социальных систем- Ростов-на-Дону, 2006
12. Глухов, В.В. Менеджмент: рекомендовано Мин. образования: Учебник для вузов/ СПб.; Питер, 2007.
16. Киселева А.М. Территориальное общественное самоуправление как форма самоорганизации местного сообщества-СПб.: Инфо-да, 2007.
17. Кобилев, А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: учебное пособие для вузов- Ростов н/Д: Феникс, 2007.
18. Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов: рекомендовано Мин. образования- М.: Проспект, 2010.
20. Мироедов, А.А. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития /- М.: Вопросы статистики, 2008.
22. Наумов, С. Ю. Основы организации муниципального управления: учебное пособие для среднего профессионального образования- М.: Форум, 2011.
23. Окрепилов В.В. Управление качеством жизни СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2006.
28. Шиповская, Л. П. Человек и его потребности: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению- М.: Альфа-М, 2009.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Общественное мнение как предмет научного анализа. Сущность общественного мнения как элемента системы местного самоуправления. Роль общественного мнения в системе местного самоуправления. Каналы воздействия власти на формирование общественного мнения.
дипломная работа [361,4 K], добавлен 23.11.2007
Социальная политика в Российской Федерации. Зарубежный опыт организации соцобеспечения населения местными органами власти. Анализ функционирования органов местного самоуправления и предложения по улучшению качества их работы в аспекте социальной защиты.
курсовая работа [39,6 K], добавлен 16.12.2013
Теоретические основы уровня и качества жизни населения, индикаторы и их сущность. Основные показатели уровня и качества жизни населения развитых зарубежных стран и России. Проблема бедности, государственное регулирование социально-экономической политики.
дипломная работа [332,7 K], добавлен 26.05.2009
Теория клубов и производимых ими клубных благ. Потребители общественного блага. Индивидуальные выгоды и издержки потребления. Отрицательные последствия действий органов муниципальной власти. Управления муниципальными учреждениями клубного типа.
реферат [72,9 K], добавлен 15.03.2011
ПР в системе местного самоуправления. Интенсификация социокультурного времени как одна из задач органов местного самоуправления. Исследование имплицитных сценариев развития города в представлениях томичей. Проведение контент-аналитического исследования.
дипломная работа [88,4 K], добавлен 23.08.2010