повышение качества трудовой жизни
Повышение качества трудовой жизни
Под качеством жизни обычно понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье), безопасность, доступность медицинской помощи, возможности для получения образования и развития способностей, состояние природной среды, социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения.
Условия, в которых осуществляется трудовая деятельность человека, принято называть качеством трудовой жизни, или условиями труда. В широком смысле слова к ним относятся характеристики: рабочего места, производственной среды (температура, влажность, запыленность и т.п.), организации и оплаты труда, взаимоотношений в производственных коллективах [3; С. 45-47].
Неблагоприятные условия труда вредно отражаются на здоровье работников и могут привести к потерям рабочего времени в связи с заболеваниями. Улучшение условий труда обеспечивает сохранение здоровья работников, снижение их заболеваемости и исключение производственного травматизма, повышение производительности труда и качества работы.
В целях совершенствования, облегчения условий труда на предприятии необходимо специально разрабатывать и реализовывать мероприятия по уменьшению влияния вредных воздействий на организм работников, соблюдению санитарных норм, обеспечению благоприятной производственной обстановки, соблюдению рациональных годовых, недельных и внутрисменных режимов труда и отдыха, техники безопасности и экологических характеристик производства [26; С. 184-185].
Одна из наиболее важных последних разработок в области управления человеческими ресурсами связана с созданием программ и методов повышения качества трудовой жизни, которая определяется степенью удовлетворения работниками своих важных личных потребностей через посредство их работы в организации.
Таким образом, высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться следующим:
Качество трудовой жизни можно повысить, изменив любые организационные параметры, влияющие на людей. Это включает децентрализацию власти, участие в вопросах руководства, обучение, подготовку руководящих кадров, программы управления продвижением по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе. Все эти меры направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении эффективности деятельности организации.
Важнейшими направлениями эффективного использования трудовых ресурсов являются:
Повысить производительность труда возможно за счет следующих факторов:
Усиление мотивации и повышение производительности труда может осуществляться путем улучшения организации условий труда и повышения качества трудовой жизни на предприятии.
За свой труд работник получает внутренние (мотивация) и внешние вознаграждения, которые обеспечиваются руководством предприятия.
Внешние вознаграждения непосредственно связаны с системой стимулирования, которая включает три уровня: признание заслуг сотрудника, материальные стимулы в зависимости от величины трудового вклада и возможность повышения по службе.
Повышение качества трудовой жизни
Повышение качества трудовой жизни
Удовлетворение работника
Одна из важнейших недавних разработок в сфере менеджмента человеческих ресурсов – программы и методики повышения качества трудовой жизни. Дж. Р. Хакман и Дж. Саттл определяют качество трудовой жизни как «степень, в которой члены организации могут удовлетворить свои важные личные потребности благодаря работе в данной организации».
В США интерес к этой концепции стимулировали ряд общественных и частных институтов, в частности Общенациональный центр качества трудовой жизни, Институт труда Америки, Центр качества трудовой жизни в Огайо и Центр при Калифорнийском университете. Дж. Саттл утверждает:
Рабочая сила сегодня проявляет интерес не только к стимулированию, но и к участию в разработке организационных изменений, направленных на повышение качества трудовой жизни. Явным свидетельством этого интереса, а возможно, и его результатом, является то, что более двух тысяч публичных и частных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих, а также власти штатов и муниципалитеты включились в активную официальную деятельность, нацеленную на повышение качества трудовой жизни. Количество же отдельных заводов, учреждений и рабочих мест, участвующих в этом процессе, по всей вероятности, намного больше.
Интерес к качеству трудовой жизни повысился и в других индустриально развитых странах Запада.
Трудовая жизнь характеризуется высоким качеством в следующих случаях.
1. Работа интересная и трудная.
2. Работники получают адекватное вознаграждение и признание за свой вклад.
3. Рабочие места чистые, хорошо освещены, отсутствует излишний шум.
4. Контроль минимален, но при необходимости немедленно доступен.
5. Рабочие привлекаются к процессу принятия решений, влияющих на них и их работу.
6. Обеспечивается безопасность труда; формируется среда дружеских взаимоотношений с коллегами.
7. Работники обеспечены возможностями для улучшения благосостояния и медицинского обслуживания.
По результатам обзора, проведенного в 1984 году исследовательской организацией Conference Board, 80 % американских рабочих заявили о своем удовлетворении работой, причем 27 % – о большом удовлетворении. Из 20 % неудовлетворенных очень не удовлетворенных оказалось 6,5 %. Качество трудовой жизни можно повысить, изменив любые организационные переменные, влияющие на людей. Для этого, в частности, применяются уже рассмотренные нами методы: децентрализация власти; привлечение работников к лидерству, тренинги, повышение квалификации руководящих кадров, управление карьерой и обучение сотрудников методам эффективных коммуникаций и взаимоотношений в группе. Все это позволяет людям удовлетворять их активные личные потребности и повышать эффективность организации при достижении ее целей.
Реорганизация труда
Далее мы подробно обсудим вопросы повышения качества труда путем его реорганизации. Многие ранние идеи менеджмента вращались вокруг разработки рабочих заданий, позволяющей максимально использовать преимущества разделения труда, технологии и автоматизацию. По мере усиления экономической защищенности американских работников изменялись образовательные, культурные и социальные ценности, и компании начали испытывать все большие затруднения, связанные с природой труда. Становилось все очевиднее, что узкоспециализированные, монотонные задачи вызывают утомление и деморализуют работников. Увеличивалось число прогулов и текучесть кадров, были даже случаи саботажа. В результате польза от повышения производительности вследствие узкой специализации резко снизилась. Чтобы исправить ситуацию, ряд прогрессивных фирм начали эксперименты с реорганизацией труда, стараясь добиться, чтобы труд приносил людям большее внутреннее удовлетворение и давал больше возможностей для удовлетворения их высших потребностей: в достижениях, в самореализации и развитии как личности. Конечно, организации рассчитывали, что это приведет к повышению производительности и снизит убытки вследствие прогулов, высокой текучести кадров и снижения качества.
Расширение и обогащение работы
Самыми распространенными методами реорганизации труда являются расширение и обогащение работы, связанные с увеличением объема и углублением рабочих заданий соответственно.
Объем работы – это количество разных задач, выполняемых рабочим, и частота их повторения. Если операций всего несколько и они часто повторяются, объем работы небольшой (например, работа на конвейере); если операций множество и они повторяются редко, объем работы большой (например, объем работы кассира в банке больше, чем объем работы компьютерного оператора по вводу данных бухгалтерского учета).
Глубина работы – это относительная степень влияния, которое работник может оказать на свою работу и рабочую среду. К этому понятию относятся такие факторы, как автономность при планировании и выполнении рабочего задания, определение ритма работы и участие в принятии решений. Работа лаборанта не будет глубокой (содержательной), если он только готовит оборудование и химикаты и убирает лабораторию. Если он к тому же заказывает химикаты и оборудование, сам проводит некоторые эксперименты и составляет отчеты, то можно отнести такую работу к глубокой.
Работу можно реорганизовать, изменив ее объем или глубину. Расширение работы заключается в увеличении ее объема, а обогащение работы предусматривает увеличение ее глубины или содержательности. Во врезке 19.2 описано расширение работы в одном американском банке.
Врезка 19.2
Расширение работы
Специализация процесса обработки банковских документов сделала эту работу не менее утомительной и монотонной, чем работа на конвейере. Кристина Щезняк проработала на участке по обработке чеков Continental Illinois National Bank семнадцать лет, из года в год выполняя одни и те же функции. Но теперь она работает на компьютере по «модульной схеме» и самостоятельно выполняет почти все операции по обработке чеков, поступающих от компаний, которые покупают товары и услуги у трех с лишним тысяч корпоративных клиентов банка. «Я считаю, – говорит Кристина, – что сейчас работать намного интереснее. Кроме того, что для меня очень важно, стало меньше ошибок». Кристина обрабатывает чеки, поступившие по почте, заносит их в компьютерную базу, информирует клиентов по телефону о состоянии их счетов, рассылает им необходимые сведения. При такой автоматизированной системе каждый служащий обрабатывает в среднем пятьдесят чеков в час – увеличение производительности почти на 40 %. «Мне нравится новый метод, – говорит Кристина, – потому что теперь я сама обрабатываю весь пакет от начала до конца. Приятно ощущать себя частью единого целого. И перемены в жизни нужны всем.»
Источник. Business Week, May 16, 1983, p. 103.
Когда желательна реорганизация труда
Повышение мотивации и производительности путем реорганизации труда – еще одна концепция, базирующаяся на двухфакторной теории мотивации Герцберга. Как вы помните, исследования Герцберга выявили, что работа сама по себе является мотиватором, в то время как деньги – это, в основном, гигиенический фактор. На этом основании ученые сделали логичный вывод, что изменение труда с целью повышения внутреннего вознаграждения должно усилить мотивацию и повысить производительность работников. К сожалению, это не всегда так. Более поздние исследования в области мотивации (см. главу 13) свидетельствуют о том, что теория Герцберга применима не ко всем людям и не ко всем ситуациям. Оказалось, что реорганизация труда дает нужные результаты, только если работники и организация обладают определенными характеристиками, которые были обобщены в модели Р. Хакмана и Г. Олдхэма (рис. 19.3).
Рис. 19.3. Модель содержания работ и мотивации труда
Источник. J. R. Hackman, G. R. Oldham, Janson, and Purdy, «A New Strategy for Job Enrichment», California Management Review, vol. 17, no. 4 (1975). Воспроизводится с разрешения.
По мнению Хакмана и Олдхэма, существуют три психологических состояния, определяющих степень удовлетворенности человека работой и его мотивацию. Во-первых, ощущаемая значимость работы, т. е. то, насколько важным, ценным и значимым человек воспринимает свой труд. Во-вторых, ощущаемая ответственность, т. е. насколько человек чувствует себя ответственным за результаты своего труда. И в-третьих, знание результатов, т. е. того, в какой мере человек понимает, насколько эффективна его работа. Работа, организованная так, чтобы конкретные индивидуумы могли в значительной мере испытывать все эти три состояния, должна обеспечить высокую степень мотивации и удовлетворенность работой и привести к снижению числа прогулов и текучести кадров.
На рис. 19.3 отображены основные характеристики работы, позволяющие индивидууму испытывать эти три психологические состояния. Ощущение значимости труда можно усилить, предоставив работнику возможность расширить его навыки, повысив индивидуальность его заданий и их важность. Ощущение ответственности усиливается, если индивидууму предоставляется большая свобода действий. Знание результатов улучшается, если налажена эффективная обратная связь с работником по итогам его трудовой деятельности. Но следует помнить, что такие перемены позитивно воспринимаются не всеми людьми. Как говорилось при обсуждении проблем мотивации, люди отличаются потребностями, отношением к труду и ожиданиями относительно работы. Исследования показали, что люди с сильной потребностью в росте, достижениях и самореализации, как правило, реагируют на обогащение труда позитивно. Если же эти потребности высокого уровня развиты в них несильно, такие изменения их работы не дадут желаемых результатов.
Подход к реорганизации труда зависит и от технологий. Так, организации, использующие технологии массового производства, более ограничены в таких действиях, чем организации, выпускающие индивидуализированные продукты. В фирмах первого типа затраты на реорганизацию труда зачастую превышают ожидаемые выгоды. «Если технология не слишком гибкая и требует значительных капиталовложений, затраты на реорганизацию труда, как правило, очень велики. Наиболее эффективной новаторская организация труда будет при создании новой рабочей среды (завода, офиса, производственной мощности).»
Применение и результаты
Программы реорганизации труда были реализованы в ряде крупных компаний: AT&T, Texas Instruments, Motorola, General Foods, Buick, Banker’s Trust, Merrill Lynch и т. д. Например, в одной из фирм лаборанты чувствовали, что их знания и способности не используются в полной мере, поскольку им доверяют только самую рутинную работу. И в ней была реализована программа, в рамках которой лаборантов начали привлекать к планированию работ и экспериментов, что дало очень хорошие результаты. Texas Instruments реализовала программу, в рамках которой уборщикам предоставили полномочия самим распределять работу, составлять графики и устанавливать стандарты, в результате чего число этих работников сократилось со ста двадцати до семидесяти одного человека, текучесть кадров сократилась со 100 до 10 %, а качество уборки резко возросло.
Эффективность программ по реорганизации труда нуждается в дополнительных исследованиях, но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что они способствуют повышению степени удовлетворенности людей работой и качества их труда, а также позволяют снизить число прогулов и текучесть кадров. Однако во многих случаях эти программы не привели к повышению производительности труда, что, по всей вероятности, объясняется и без того высокой эффективностью узкой специализации.
Несмотря на результаты исследований, свидетельствующие о позитивном влиянии программ реорганизации труда на эффективность организаций, некоторые специалисты их критикуют. Так, например, критики считают, что чувство удовлетворенности работников недопустимо ставить выше соображений экономической целесообразности. «Если уж и изменять технологию и оборудование ради повышения качества трудовой жизни, – говорят они, – так только в том случае, если это обещает дать более высокую прибыль». Другие критики утверждают, что «многих работников вполне устраивает их работа, и они вовсе не стремятся к большей ответственности и участию». Кроме того, они считают, что попыткам обогатить работу нередко препятствуют ограничения профсоюзов в форме должностных инструкций, требований к срокам пребывания в должности и квалификационных требований, а также общее недоверие людей. Следовательно, критики делают вывод, что менеджменту следует воздерживаться от реорганизации труда до тех пор, пока он не убедится, что работники относятся к ней позитивно. Далее, в рамках некоторых программ рабочим предоставили больше автономии, полномочий и ответственности, чем они хотели, что привело к снижению производительности и раздражению людей. Следует отметить, что в последнее время критика поддерживает все эти взгляды. Но при тщательной разработке программа реорганизации труда действительно способна повысить чувство удовлетворенности работников и качество их труда и привести к снижению числа прогулов и текучести кадров.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Штука-баксов: повышение качества исполнения ордеров
Штука-баксов: повышение качества исполнения ордеров Штука-баксов является одним из самых милых парней в нашем торговом зале. В его жизни еще никогда не случалось плохого дня. Он может потерять деньги и закрыть сессию в минус, но это не значит, что день не удался. Жизнь
4.1. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества. Порядок предъявления и рассмотрения требований потребителей по поводу качества приобретенного товара
4.1. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества. Порядок предъявления и рассмотрения требований потребителей по поводу качества приобретенного товара Качество товара – это сложное понятие, которое включает в себя различные компоненты. В первую очередь к ним
55. Анализ факторов, влияющих на повышение качества продукции
55. Анализ факторов, влияющих на повышение качества продукции При рассмотрении эффективности маркетинговой деятельности на первом этапе целесообразно провести анализ маркетинговых факторов, влияющих на повышение качества продукции.На качество продукции
Повышение материального и культурного уровня жизни китайского народа.
Повышение материального и культурного уровня жизни китайского народа. Социалистическое строительство в Китайской Народной Республике сопровождается улучшением условий труда рабочих, повышением их благосостояния. На государственных и частных предприятиях рабочий
Вопрос 89. Система социально-экономических индикаторов уровня жизни населения. Показатели СНС, характеризующие уровень жизни
Вопрос 89. Система социально-экономических индикаторов уровня жизни населения. Показатели СНС, характеризующие уровень жизни Анализ уровня жизни населения проводится с помощью комплекса статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и
Вопрос 92. Обобщающие показатели уровня жизни населения. Показатели обеспеченности жильем населения и качества жилья
Вопрос 92. Обобщающие показатели уровня жизни населения. Показатели обеспеченности жильем населения и качества жилья Основным обобщающим показателем уровня жизни населения является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный индекс является составным,
16. Понятие качества жизни
16. Понятие качества жизни Перед началом анализа качества жизни необходимо учесть, что качество любого процесса или предмета устанавливается путем сравнения с принятым эталонным образцом. Эталонный образец утверждается на основе установленных в обществе традиций,
18. Индикаторы уровня и качества жизни
18. Индикаторы уровня и качества жизни Показатели уровня жизни населения отражают общее благосостояние населения и характеризуются системой количественно-качественных показателей.Основным индикатором качества жизни, принятым на международном уровне, следует считать
21. Понятие качества трудовой жизни
21. Понятие качества трудовой жизни Под определением качества трудовой жизни принято считать условия, в которых работник выполняет свои трудовые обязанности. Такие условия характеризуются несколькими показателями, такими как:1) характеристика рабочего места, т. е.
23. Организационная культура и качество трудовой жизни
23. Организационная культура и качество трудовой жизни Понятие организационной культуры относится к компонентам качества трудовой жизни и складывается из нескольких аспектов. К организационной культуре относят культуру производства, внутрифирменный этикет, культуру
Повышение самооценки
Повышение самооценки Когда Андреа Войницки начала работать над докторской диссертацией по маркетингу в Гарварде, она решила проанализировать, что происходит в сознании людей, когда они принимают участие в распространении слухов<60>. Она провела с потребителями десять
Всеобщий контроль качества / Всеобщий менеджмент на основе качества
Всеобщий контроль качества / Всеобщий менеджмент на основе качества Один из принципов японского управления – всеобщий контроль качества (TQC), применяя который, сначала делали акцент на управлении процессом обеспечения качества. Впоследствии он перерос в систему,
Главная цель – повышение качества
Главная цель – повышение качества Основная цель производственной компании – это выпуск товаров высокого качества.Сколько бы продукции компания ни произвела, если она плохого качества, ее никто не купит. Как бы дешево ни стоило ее производство, если она не будет продана,
5. Повышение самооценки
5. Повышение самооценки Этот фактор я считаю одним из самых главных для женщин, занимающихся предпринимательством и инвестированием. Самооценка женщины зачастую связывается с ее способностью самостоятельно себя содержать. Если вы зависимы от кого-то в финансовом
Повышение результативности
Повышение результативности Целенаправленность в работе может быть мощным катализатором результативности. Но она должна направляться таким образом, чтобы дать возможность каждому сотруднику понимать планы организации в целом и ожидания от его собственной
Повышение цены
Повышение цены Есть ли у вас топовый продукт, который продается лучше всего? Тот, который люди заказывают ежедневно, либо несколько раз в месяц? Если есть, напишите в рассылке, что через три дня его цена увеличится вдвое: «Сейчас этот продукт очень хорошо раскупается, мы не
Повышение качества трудовой жизни работника через формирование профессионально-личностного комфорта
На современном этапе развития управленческой мысли достаточно много внимания отводится такой составляющей качества трудовой жизни как психологическая и эмоциональная удовлетворенность сотрудников. Так как в процессе усугубления влияния отрицательных факторов, возникновения неудовлетворенности, перегруженности, а вследствие эффекта эмоционального выгорания, работоспособность и эффективность труда падает. Основной проблемой, рассматриваемой в работе, является возможность и пути повышения уровня качества трудовой жизни работника в процессе формирования профессионально-личностного комфорта, повышения степени удовлетворенности сотрудников и преодоления стрессов.
Часто работники находятся в быстро меняющихся или стрессовых условиях, а уровень физической активности на работе может быть недостаточен для поддержания здоровья. Чем дольше и интенсивнее люди работают, тем сильнее работа влияет на личную жизнь. Эта связь становится более ярко выраженной, когда работа начинает сказываться на здоровье человека. Из результатов данного опроса становится видно, что для многих существует четкая взаимосвязь между работой и состоянием здоровья.
Рис.1 Показатели отрицательного влияния работы на общее состояние здоровья, по мнению респондентов
Улучшение качества трудовой жизни предусматривает улучшение социально-экономического содержания труда, развития тех характеристик трудового потенциала, которые позволяют предпринимателям более полно использовать интеллектуальные, творческие, организаторские, нравственные способности человека. Соответствующее качество трудовой жизни должно создать условия для того, чтобы дать выход творческим способностям самого работника, когда главным мотивом становится не зарплата, не должность, не условия труда, а удовлетворение от трудовых достижений в результате самореализации и самовыражения.
К числу зарубежных авторов, сформировавших концептуальные основы следует отнести: работы Дж. Хекмана, связанные с созданием программ повышения качества трудовой жизни в США. В работах М. Альберта, М. Мескона, Ф. Хедоури представлены разработки по применению качества трудовой жизни в области управления человеческими ресурсами в США.
Соответственно целям исследования, поставлены следующие задачи:
2. Теория качества трудовой жизни
Представления о качестве трудовой жизни на современном этапе
Труд — целесообразная, материальная, общественная, орудийная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Труд становится основным способом самоутверждения человека в мире. В труде совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются собственно человеческие культурные потребности. Таким образом, в труде создаются не только продукты потребления, но и сам деятель, субъект труда — человек. В этом плане с полным основанием можно сказать — «труд создал человека». Исходя из данных суждений, можно сделать вывод о том, что для человека, вовлеченного в трудовые отношения и стремящегося к эффективизации этих отношений, очень важными факторами становятся составляющие качества трудовой жизни.
Одна из наиболее важных последних разработок в области управления человеческими ресурсами связана с созданием программ и методов повышения КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ. Дж. Р. Хекман и Дж.Ллойд Саттл определяют качество трудовой жизни как «ту степень, до которой члены производственной организации могут удовлетворить свои важные личные потребности через посредство их работы в этой организации».
Из самого определения качества трудовой жизни вытекает, что данное понятие изначально взаимосвязано с теорией мотивации. Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулах.
Рис. 2. Модель мотивированного поведения
На основании возникающих или уже имеющихся потребностей у человека возникают различные мотивы, которые складываются в единую мотивационную структуру и, воздействуя на которую посредствам мотиваторов повышается эффективность труда и удовлетворенность работника.
Рис 3. Подходы к управлению персоналом
Рассматривая всю систему факторов, следует помнить, что реальную оценку качества трудовой жизни можно получить только при анализе и оценке как объективной, так и субъективной составляющей каждого из рассматриваемых факторов, а значит необходимо знать, как работающие сами оценивают влияние факторов качества трудовой жизни. Именно субъективная оценка, основанная на результатах исследования мнения работающих, позволяет оценивать удовлетворенность трудом отдельного работника, группы работников, всего трудового коллектива.
Для правильного анализа производственной деятельности человека прежде всего необходимо провести различие между его способностью и готовностью к труду. При этом следует учитывать, что оба компонента тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такой подход требует внимательного рассмотрения различных факторов, определяющих умение и стремление трудиться, так как именно они решающим образом обусловливают степень эффективности труда. Умение человека нацелено на развитие трудовых навыков, включающих в себя полученные знания, умственные и физические возможности их применения, а также такие специфические, присущие личности качества, как осмотрительность, выдержка, терпение, чуткость, способность адекватно реагировать на ситуацию. Иначе говоря, каждый работник должен хорошо понимать, какими знаниями и способностями он должен обладать, чтобы успешно решить поставленную задачу, и какие условия труда для этого необходимы.
Организация труда, являясь одной из основных характеристик качества трудовой жизни, влияет на изменение характера труда, а, следовательно, способа усилить мотивацию и повысить производительность. Однако данная зависимость наблюдается лишь у людей и организации, обладающих определенными характеристиками. Эти характеристики обобщены в модели, разработанной Р. Хекманом и Г. Олдхэмом.
В соответствии с теорией Р. Хекмана и Г. Олдхэма, существуют три психологических состояния, определяющих удовлетворенность человека своим трудом и мотивацию:
Ощущение значимости труда реализуется предоставлением работнику возможности расширения количества трудовых навыков, определенностью производственных заданий, повышением их важности. Ответственность за результаты труда можно усилить путем предоставления работнику большей самостоятельности.
Осознание реальных результатов своего труда обеспечивается в том случае, если работник получает ответную информацию о своей работе.
Обогащение содержания труда (работы) должно создать условия сохранения и развития личности работника, когда ему предоставляются возможности для совершенствования мастерства, развития способностей, повышения знаний, проявления самостоятельности, разнообразия труда. Содержательность работ представляет собой относительную степень влияния, которое работник может оказать на саму работу и рабочую среду. Сюда относятся такие факторы, как самостоятельность в планировании и выполнении работы, определении режима работы и участие в принятии решений.
Качество трудовой жизни можно повысить, изменив любые организационные параметры, влияющие на людей. Это включает децентрализацию власти, участие в вопросах руководства, обучение, подготовку руководящих кадров, программы управления продвижением по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе. Все эти меры направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении эффективности деятельности организации.
3. Социально-психологическая составляющая качества трудовой жизни и факторы, которые ее определяют.
Для того, чтобы эффективно управлять людьми, необходимо понимать, какие движущие силы влияют на то, как люди ведут себя на работе. Это означает, что нужно учитывать фундаментальные особенности людей, а именно:
Предполагать врожденные различия людей на основе их пола или расы опасно и оскорбительно. Если существуют различия, выражающиеся в поведении на работе, они, скорее всего, возникают в связи с факторами среды и культуры. Несомненно трудовая среда влияет на чувства и поведение каждой из этих категорий. Проведенные исследования, согласно данным Д.Арнольда установили, что работающие женщины в целом «испытывают больший ежедневный стресс, неудовлетворенность в браке и тревогу по поводу возраста, и менее склонны открыто выражать раздражение, чем домашние хозяйки и мужчины».
Приобретенные особенности, такие как установки, ожидания и их соответствие с культурой и обычаями компании играют намного более важную роль в формировании профессионального комфорта сотрудника.
Когда люди сталкиваются с какой-либо ситуацией, например выполнением какой-то работы, то, чтобы справиться с этой ситуацией, они должны играть определенные роли. Неоднозначность и несоответствие ролей, либо ролевой конфликт в большинстве случаев ведут к угнетению восприятия сотрудником производственной атмосферы, других членов коллектива, собственной значимости, и ведет к возникновению стрессовых ситуаций.
Эмоциональные нагрузки в трудовом процессе обусловлены разнообразными причинами:
1) Ответственность различной степени за результат собственной деятельности может иметь моральный, материальный, административный, уголовный аспекты.
2) Наиболее существенным из всех показателей напряжённости является риск для здоровья и жизни (своей и других лиц) безотносительно к степени его вероятности.
Отрицательные эмоциональные нагрузки, будучи проявление профессионального стресса, сопровождаются напряжением вегетативных функций (повышение уровней пульса и кровяного давления, усилением потоотделения, изменением температурной реакции кожи). В дальнейшем это может привести к негативным последствиям со стороны сердечно-сосудистой системы. Эмоциональные нагрузки часто встречаются в профессиях связанных с медициной, педагогикой, вождением транспорта, сферой обслуживания, бизнесом. Они характерны также для диспетчеров различных служб, спасателей, пожарных, милиции и т.п.
1) Число элементов в операции и их продолжительность в секунду являются характеристиками сенсомоторной (рукотворной) деятельности. Эти показатели можно исследовать хронометражным методам на примере любых работ локального, локально-регионального и регионального типа, выполняемых на конвейере с непрерывным или прерывистым тактом.
2) Время активных действий и время пассивного наблюдения это проявления монотонности сенсорного типа, свойственной диспетчерским видам труда, вождению транспорта, работе в охране. Они также определяются путем хронометрических исследований. Величина этих периодов высчитывается в процентах к общей продолжительности смены.
Огромное значение для мотивации имеет внутренняя атмосфера,
корпоративные принципы, психологический климат в компании. Можно сколько угодно говорить «мы бодры, веселы», но если это лукавство, то положительного результата не будет. Если человек чувствует, что достичь чего-то в компании можно лишь по блату или похожим принципам, то он не будет мотивирован. Эффективность работы при нездоровом психологическом климате снижается в разы.
В итоге одним из составляющих, которые отрицательно влияют на качество трудовой жизни, являются психосоциальные нарушения нормального хода трудового процесса. Сбои в нем ведут к нарушению его ритмичности, потерям рабочего времени, отклонениям от требований технологии. Сверхурочные работы в сочетании с частыми простоями, использование работников не по специальности, являются одной из главных причин неудовлетворенности трудом и, следовательно, приводят к снижению качества трудовой жизни.
Согласно концепции качества трудовой жизни развитие дружеских отношений с коллегами и возможность для работников участвовать в принятии решений, затрагивающих его работу, увязываются с тем, чувствуют ли работники самоуважение к себе, обладают ли чувством собственного достоинства, ощущают ли неповторимость своей личности, испытывают ли преданность к коллегам и чувство принадлежности к фирме. Морально-психологический климат на предприятии должен обеспечить хорошие взаимоотношения в коллективе, свободном от предрассудков.
Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется, в других группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:
Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе. Попробуем их перечислить.
Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.
Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного СПК.
Психологический контракт можно описать как набор взаимных неписанных ожиданий, существующих между работниками и работодателем. Он подразумевает, что существует непрописанный, постоянно действующий набор ожиданий у каждого сотрудника организации, который затрагивает предположения, ожидания, обещания и взаимные обязательства. Психологический контракт подсказывает ответы на два ключевых вопроса трудовых отношений, которые волнуют людей: «Чего я могу ожидать от организации» и «Какой вклад и в каком объеме от меня ожидается взамен?». Однако вряд ли как сам психологический контракт, так и трудовые отношения вообще будут полностью поняты каждой из сторон.
Психологический контракт подсказывает ответы на два ключевых вопроса трудовых отношений, которые волнуют людей: «Чего я могу обоснованно ожидать от организации», «Какой вклад и в каком объеме от меня ожидается взамен?». Однако вряд ли как сам психологический контракт, так и трудовые отношения вообще будут полностью поняты каждой из сторон.
Аспекты трудовых отношений, подразумеваемые психологическим контрактом, включают, с точки зрения работника, следующее:
С точки зрения работодателя, психологический контракт включает следующие аспекты трудовых отношений:
Несоответствие данных ожиданий работника и работодателя, а так же несоблюдение условий психологического контракта, либо резкое изменение условий одной из сторон (в основном организацией) ведет к формированию неудовлетворенности работника, психологической подавленности и снижению эффективности работы, либо наоборот протеста в скрытой или открытой форме, что неблагоприятно сказывается на всем психологическом климате коллектива.
Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д.
Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.
На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам:
Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический:
— Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими.
— Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.
— Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.
Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.
Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Роль руководителя в создании оптимального СПК является решающей:
— Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. При этом нет ощущения навязанности решений извне, «сверху». Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации СПК.
— Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному СПК, как например, в спорте или в армии.
— Попустительский стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного СПК. Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих коллективах.
Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т.д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции. Страх наказания порождает стремление избежать ответственности за совершенные ошибки, перекладывание вины на других, поиск «козла отпущения». Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными.
4. Эффект эмоционального выгорания как последствие нарушения баланса факторов социально-психологической составляющей качества трудовой жизни
4.1. Эффект эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания (burn-out) представляет со-бой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (соци-альные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.).
Основные симптомы СЭВ:
Синдром «Эмоционального выгорания» включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:
Важно вовремя выявить появление и развитие синдрома профессионального выгорания. Ведь его последствия губительно влияют не только на карьеру отдельных сотрудников, но порой и на успешность бизнеса в целом. Итак, кто же из работников наиболее подвержен этому синдрому?
Во-первых, больше всего страдают представители коммуникативных профессий, то есть те сотрудники, чья работа связана с постоянным общением: руководители компаний, менеджеры по продажам, тренинг-менеджеры, менеджеры по персоналу, рекрутеры, психологи и т. д. Их работа связана с огромными психологическими нагрузками: в течение дня приходится контактировать с самыми разными, в том числе и незнакомыми, людьми, много говорить, слушать, улыбаться, быть всегда в форме.
Особенно синдрому выгорания подвержены те, кто имеет дело с клиентами, находящимися в негативном эмоциональном состоянии, например сотрудники call-центров, которые несколько раз в день общаются с конфликтными клиентами. День за днем уровень напряженности у таких работников накапливается, и в какой-то определенный момент их организм начинает защищаться. Защита проявляется в желании уйти от общения, уменьшить время взаимодействия с клиентами, руководителями и коллегами.
Во-вторых, к группе риска относятся сотрудники, подверженные возрастным кризисам. В трудоспособный период жизни люди могут быть подвержены кризису профессионального самоопределения, кризису смысла жизни и кризису среднего возраста.
4.2. Практическое исследование (возможные причины формирования эффекта эмоционального выгорания)
Профессиональная деятельность насыщена стрессогенами. Среди основных психологи называют следующие:
Ряд исследователей считает основными предпосылками создания неблагоприятно трудовой атмосферы и ухудшение профессионально-личностного комфорта наличие организационных проблем (слишком большая рабочая нагрузка, недостаточная возможность контролировать ситуацию, отсутствие организационной общности, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливость, отсутствие значимости выполняемой работы). В то же время другие исследователи считают более важными личностные характеристики (низкая самооценка, высокий невротизм, тревожность и др.). Таким образом, нет единых взглядов на вопрос этиопатогенеза выгорания, отсутствуют устоявшиеся единые диагностические критерии.
В ходе самостоятельного исследования было проведено анкетирование группы преподавательского состава общеобразовательной школы, специалистов информационно-внедренческого центра «Партнерство» и работающих студентов старших курсов на предмет взаимосвязи между акцентуациями характера и степенью возникновения эффекта эмоционального выгорания. Общая численность – 50 человек.
Респондентам была предложена методика выявления акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека и модифицированная методика изучения степени эмоционального выгорания Бойко (см. Приложение).
В ходе исследования было выдвинуто следующее предположение:
В ходе исследований были выделены еще три типа людей, которым грозит СЭВ.
Интересно и то, что степень СЭВ зачастую растет со степенью нездоровой лояльности и приверженности организации.
А так же то, что зачастую работники, более подверженные возникновению синдрома, могут относится к пограничным типам акцентуации, но обладать достаточно большими баллами по проблемным акцентуациям, т.е. дополняют свой тип характера чертами из группы риска.
4.3. Рекомендации по восстановлению баланса факторов социально-психологической составляющей качества трудовой жизни
Основными показателями работы любого предприятия являются позиция руководства, результативность, психологический климат. Изменение одного из этих параметров влечет за собой изменение всех остальных в ту или иную сторону.
Большую роль в формировании психологического климата на предприятии играет позиция руководителя. От этого зависит формирование здорового или нездорового психологического климата. В свою очередь, психологический климат на предприятии формирует у подчиненных качества, способствующие или противодействующие повышению результативности работы команды в целом.
Своевременная диагностика команды позволит руководителю внести необходимые коррективы в собственную позицию руководства и тем самым повернуть работу подчиненных в нужном ему направлении.
Как прижиться в новом коллективе: четыре правила
Испытательный срок — первые три месяца. В течение этого периода необходимо не только проявить себя максимально хорошо, но и максимально войти в коллектив, принять нормы корпоративной культуры, согласовать психологический климат компании и коллектива (отдела) с собственными представлениями о комфорте.
Правило № 1: Выдержать паузу
Все мы переживаем дискомфорт при попадании в новый коллектив. Человеку нужно время для того, чтобы почувствовать пространство. Поэтому нужно взять паузу и осмотреться. Если у вас есть такая возможность, конечно.
Сначала лучше всего внимательно понаблюдать, какие люди вокруг, некоторое время соблюдать нейтралитет. И только потом, проведя небольшую разведку на местности, приступать к своим рабочим обязанностям. При этом «пауза на входе» у разных людей может занимать разное время: кому-то достаточно нескольких часов, а кто-то придет в себя от резкой смены жизни лишь через неделю.
Правило № 2: Стесняетесь? Скажите об этом!
Застенчивость непреодолима. Если застенчивый человек пытается ее преодолевать, это может вылиться в грубость, наглость. Но при этом можно помочь себе, можно притупить волнение первого рабочего дня: просто сказать об этом окружающим.
Чем взрослее человек, тем проще ему говорить о своих страхах. Если вы открыто скажете: я волнуюсь, у меня сегодня первый рабочий день, вы не могли бы мне помочь, люди придут на помощь. Более того — стеснение и волнение нельзя держать в себе — это вредно для здоровья: пытающихся скрыть свое состояние людей прошибает пот, у них скручивает живот, теряются нужные слова, они чаще попадают в нелепые ситуации.
Правило № 3: Откройтесь
Если человек приходит в абсолютно новый коллектив — например, компания только начала свою работу — ему значительно легче, чем новичку, входящему в состоявшийся коллектив со своими традициями. Здесь главное — быть приветливым, открытым для общения, налаживать контакты с людьми.
Очень важно не замыкаться в себе: доброжелательность, улыбчивость и готовность помочь всегда будут на вашей стороне.
Правило № 4: Понять, что можно спрашивать, а что — нет
Для определения своих обязанностей человеку часто необходимо задать множество уточняющих вопросов. Сначала составить список всех вопросов. Записать их, определить лично для себя, что пока непонятно в новой работе.
Далее пройтись по этому списку, понять, действительно ли ответы на все вопросы можно получить исключительно у коллег, или же многое можно взять из других источников: посмотреть в интернете, прочитать инструкции и справки и т. д.
В процессе поиска ответов к вам придет понимание, что определенный перечень вопросов вы все-таки сможете выяснить только у своих коллег. На этом этапе должна исчезнуть любая стеснительность, и сформироваться четкое понимание, что задать вопросы — рабочая необходимость.
После этого нужно мысленно распределить оставшийся перечень вопросов между вашими коллегами. Таким образом, человек еще раз сам для себя структурирует информацию. После этого можно смело идти и спрашивать — вы никому не покажетесь навязчивым, глупым или несообразительным.
Стресс на работе: пути преодоления
Некоторые компании разрабатывают специальные программы поддержки, которые позволяют сотрудникам иметь доступ к телефонным консультациям, тренингам, обучают методам оказания психологической помощи, организуют мероприятия, нацеленные на сплочение и релаксацию коллектива. Однако следует отметить, что внимание руководства к вопросам стресса на работе — пока редкое явление для России.
Профилактика синдрома выгорания
С меньшим риском для здоровья профессионального выгорания переживают люди, обладающие такими особенностями:
Кроме того, профессиональное выгорание в меньшей степени грозит, имеющим опыт успешного преодоления профессионального стресса и способным конструктивно меняться в напряженных условиях. Они общительны, открыты, самостоятельны и стремятся опираться на собственные силы, постоянно повышают свой профессиональный и личностный уровень. Наконец, важной чертой личностей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является способность формировать и поддерживать оптимистичные установки как в отношении себя, так и других людей и жизни в целом.
Итак, необходимо помнить, что низкая работоспособность в период кризиса не лишает вас профессиональных качеств и вы продолжаете оставаться ценным сотрудником.
Есть несколько методов психологического выхода из трудной ситуации, которые помогут нейтрализовать профессионального выгорания. Последний на ранних стадиях практически полностью поддается коррекции без помощи психологов и специальных медицинских средств.
Подводя и тог работы, нельзя еще раз не отметить, что уровень качества трудовой жизни напрямую влияет на состояние работника, его готовность трудиться, отдачу и эффективность результатов. Несомненно, уровень оплаты труда, по данным исследований консалтинговых компаний, является наиболее важным фактором эффективизации труда в опросах респондентов. Однако, нельзя не обращать внимание и на психосоциальную составляющую комфорта работника, так как, из-за невозможности постоянного увеличения заработной платы, удовлетворенность количеством денег со временем снижается и на первое место выступают показатели психологического климата компании и эмоциональной гармонии работника.
Многие люди ощущают, что работа отрицательно влияет на их состояние здоровья. Это объяснимо, поскольку, если люди проводят значительное количество времени на работе, для многих из них работа и жизнь тесно переплетаются между собой.
Обычно работники называют некоторое количество факторов, которые отрицательно влияют на состояние здоровья, включая:
• Сверхурочные часы работы
• Работу, связанную с низкой физической активностью
• Плохой моральный дух/отсутствие работы в команде
• Непризнание заслуг
• Чрезмерные ожидания и перенагрузка
Реже называется эмоциональное давление, а самым редким фактором является физически опасная работа.
Изначально стресс считается нормальной биологической реакцией адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды. Поскольку мы живем в постоянно меняющемся мире, любое эмоционально значимое событие, будь то экзамен, разговор с начальством, конфликты в семье или выступление перед аудиторией, может послужить источником стресса. В таких ситуациях стресс реализует свою основную функцию, позволяя организму выделить ресурсы для разрешения возникшей проблемы, после чего наступает этап восстановления сил, потраченных на борьбу со стрессом. В тех же случаях, когда организм не может справиться с проблемой, действие стрессового фактора продолжается, лишая организм возможности восстановления, что приводит к его истощению. Такое состояние часто сопровождается симптомами тревоги, пониженным настроением, снижением работоспособности, ухудшением концентрации внимания, демотивацией и проблемами в общении. Установлено, что затяжной стресс — один из факторов, ведущих к психосоматическим заболеваниям.
Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания (более 70% респондентов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания).
Личностные черты эмоциональной неустойчивости, конформности, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интроверсии, а также локус контроля имеют значение в формировании синдрома эмоционального выгорания.
Малой выраженности синдрома эмоционального выгорания сопутствует отчетливо выраженный характерологический стержень.
Поскольку большую часть времени мы проводим на работе, вопрос о снижении стресса на работе приобретает особую актуальность. Можно выделить следующие факторы, вызывающие стресс: перегрузки и ненормированный рабочий день, однообразие выполняемых функций, туманные перспективы развития карьеры, повышенный уровень ответственности, жесткие сроки выполнения задач, неумение планировать свое время, конкуренция и коммуникативное одиночество. Руководители компаний все больше начинают осознавать степень влияния стресса, испытываемого сотрудниками, на мотивацию и эффективность работы, что в конечном итоге сказывается на успешной деятельности компании в целом.
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. / Пер. с англ. Под ред. С.К.Мордовина. – СПб.: Питер, 2007 (Серия «Классика MBA»)
2. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность.-М.: Мысль, 2000.
3. Бадаева С., Как распознать и преодолеть профессиональное выгорание сотрудников – материалы компании «Ассоциация бизнес-мастерства», 2008
6. Графская Е. Офисный мертвец – материалы с сайта Headhunter Magazine
7. Джеймс Брайан Куинн, Психологический контракт.: материалы с сайта Elitarium.ru, 2008.
10. Жданов О. Социально-психологический климат в коллективе – материалы сайта Elitarium.ru
11. Зудина Л.А. «Организация управленческого труда». Учебное пособие, 2004.
12. Кибанова А. Я «Управление персоналом организации», ИНФА-М, 2001.
13. Мамакова Е. Стресс на работе: пути преодоления – материалы сайта The Career Forum
17. Интернет ресурс – Деловая сеть
Методика оценки работниками уровня качества трудовой жизни