повседневная жизнь различных слоев населения в 19 веке сообщение
Русская повседневность второй половины 19 века — повседневная жизнь горожан
На этом уроке мы узнаем о русской повседневной жизни городского населения во второй половине XIX века. Узнаем о начинающемся процессе урбанизации России, о развитии городского коммунального хозяйства, связи и городского транспорта. Кроме того, поговорим о быте и распорядке жизни разных слоев городского населения, об их досуге.
Беря в руки учебник истории, как правило, вы ориентируйтесь на то, что этот учебник будет рассказывать вам о войнах, каких-то политических заговорах, каких-то союзах, противоречиях в экономике, может быть о культуре, но в действительности нашу подлинную жизнь составляет повседневность. То, как мы с вами одеваемся, то, что мы кушаем, то, куда мы ходим в часы досуга. Вот все это и составляет нашу человеческую жизнь, потому что, если вы даже посмотрите на свою собственную жизнь, то, наверняка, вряд ли вспомните в ней какие то отрезки времени, когда бы вы воевали и заключали международные договора. Скорее всего, вся ваша жизнь она, как раз таки, и состоит из повседневности. Так какой же была повседневность в России в во второй половине 19 века? Сегодня мы поговорим с вами о городском населении.
Изменения в социальной структуре
Облик России во второй половине 19-го века очень серьезно меняется. С отменой крепостного права происходят кардинальные изменения в социальной структуре русского общества. Во-первых, оно стало свободным, лично по крайней мере оно стало свободным. Все-таки, о гражданских свободах здесь говорить не приходится, но это в конце концов, и разные понятия. Но лично свободным русское население стало.
И начинается процесс урбанизации, то есть массового переселения сельского населения в города. В России во второй половине 19 века это был процесс, скажем так, не совсем здоровой или вызванный не вполне здоровыми явлениями. Дело в том, что большинство русского крестьянства после освобождения оказалось безземельным, то есть не так уж и много эта реформа об отмене крепостного права русскому крестьянину дала. И люди уезжали в города для того, чтобы, соответственно, каким-то образом улучшить свое материальное положение. Но какими были эти города? Как эти города встречали новое население?
Изменение структуры городов
Города, конечно, изменились. Изменились по отношению к предыдущей российской истории. Если раньше, после знаменитой жалованной грамоты городам, городское население было тоже такой специфической корпорацией, определенным сословием, то теперь, ввиду того, что вот эти вот городские рамки размываются, и самое главное меняется экономические условия жизни, вот все это влекло за собой изменение и структуры самого города.
Освещение
Меняется коммунальное хозяйство, то есть появляется городское освещение. То есть, если раньше это освещение было, как правило, свечным, это было только в крупных городах, потом там появляются керосиновые лампы, потом на смену керосиновым лампам приходит газовое освещение, представьте себе было и такое, то есть специальные газопроводы проводили подземные, и этот газ поступал в фонари, и это газовое освещение, соответственно, оно было очень тусклым, но, тем не менее, это было постоянным, ничто не могло этот газ потушить там и так далее.
А вот уже в 70-е годы 19 века в Петербурге появляется электрическое освещение улиц. А несколько позднее такое освещение появляется и в Москве во второй половине 80-х годов. То есть мы видим налицо, все таки, технические новации.
Общественный транспорт
Появляется общественный транспорт. Да, изначально этот общественный транспорт был все еще, но по нашим с вами представлениям, наверняка, примитивным, Например, в Петербурге появляются конки. Что это такое? Это трамвай, тягловой силой которого были лошади. Представьте себе, трамвай, впереди которого несколько запряженных лошадей и они по рельсам везут вот этот такой специфический экипаж, но вместе с тем это, все-таки, уже общественный транспорт, и для жителя деревни, который приезжал в крупный город, открывал для себя иной тип цивилизации — это, конечно, был культурный шок.
Конечно, почта, телеграфное сообщение, несколько позже появляется телефонная связь. То есть мы с вами видим, что жизнь становится технической. Жизнь, в общем, бьёт ключом. И всякие изобретения, которые были сделаны в 19 веке, они, может быть, что-то с большим опозданием, а что-то, наоборот, в общем то, в ногу со временем появляется в том числе и в России. Ну и, безусловно, это прежде всего именно в городах.
Как делилось городское население
Но как делилось городское население по, скажем так, по бытовым условиям, по уровню своего благополучия? Сословное деление России тогдашнее оно, безусловно, предполагало еще и материальное деление. Поэтому центры городов — это, как правило, было средоточие старой русской аристократии, бывших помещиков, богатых заводчиков и предпринимателей, то есть тех людей, у которых были средства на то, чтобы строить собственные дома, это были, так называемые нувориши, то есть люди, которые заработали свои состояния не так давно, а исторические здания, построенные в стиле ампира или в стиле классицизма — это, все-таки, были, конечно, здания, принадлежавшие бывшим русским аристократам старой, что называется, русской аристократической кости.
Но постепенно эта аристократия уступала место новой нарождающейся русской буржуазии, потому что, чем больше развивались экономические отношения, тем больше появлялось людей с большими состояниями. Эти люди могли уже позволить себе построить собственные дома, заказывая их у лучших тогдашних архитекторов.
Бывшие купцы со своими женами уже имели возможность выезжать за границу на лечение, они ничем не отличались внешне от старой русской аристократии. Они одевались в те же самые одежды, а иногда и намного более дорогие одежды. Они отдыхали на курортах, они нанимали лучших преподавателей, поэтому бывшие купчихи иногда были образованы ничуть не хуже, а иногда и лучше, чем представители русской аристократии. То есть мы видим начинается процесс, что называется, смешения сословий, но, все-таки, сословное деление по-прежнему в России еще есть.
Мещане и интеллигенты
Но а что же другие сословия? Конечно, наряду с богатой аристократией, богатым купечеством, в Москве, в Санкт-Петербург да и в других крупных российских городах жили люди и попроще. Это были старые русские мещане, представители мещанского городского населения, это были купцы, это были представители иных сословий, которые смогли выбиться в определенную экономическую нишу и, соответственно, занимать домики одно, двухэтажные где-нибудь вблизи от центра, не так далеко, но все-таки жили намного более скромней.
Отдельной частью русских городов тогда были представители российской интеллигенции. Инженеры, учителя, врачи, представители творческих профессий, как правило, своих домов, своих особняков, особенно где-нибудь в центре, не имели. В силу того, что их профессии не приносили таких баснословных доходов, поэтому, соответственно, они не могли их себе позволить.
Но представители интеллектуальных профессий, все-таки, жили вполне прилично. Как правило, они либо арендовали, либо покупали себе большие, но по современным меркам, даже роскошные квартиры, где-нибудь в центре в престижных, таких респектабельных районах, и эти квартиры превращались по содержанию в нечто похожее на барские дома, но все-таки центром этих квартир, как правило, были рабочие кабинеты или богатые библиотеки. Имеется ввиду богатые, все-таки, по количеству книг, по количеству томов, которые были в этих библиотеках.
Интеллигенты очень гордились сколько у кого книг, соответственно, какое здание кто мог себе позволить и так далее. Тут нелишне вспомнить знаменитое высказывание профессора Преображенского в ответ на предложение домкома Швондера, но это уже, правда, в пору гражданской войны, после октябрьской революции, когда ему предложили добровольно освободить библиотеку, на что профессор Преображенский сказал: «А где же в таком случае я буду читать, если я освобожу библиотеку? Может быть в ванной? Я себе такого позволить не могу».
Студенчество
В университетских центрах, таких как Москва, как Санкт-Петербург, как Казань, как Киев, жило достаточное большое количество студентов. Студенты — это особенная группа, это, все-таки, такая социальная структура, социальная единица, которая отличается от всего другого общества, в силу того, что это молодые люди, это люди, как правило, радикальные. Студенчество всегда и везде имеет какие-то общие черты. Вот русское студенчество семидесятых, вернее даже шестидесятых — это один тип русского студенчества.
Студенты жили, как правило, компактно. Они проживали в, так называемых, латинских кварталах. Это название было заимствовано по названию французских и латинских кварталов, где также проживают студенты Сорбонны и вот, соответственно, в России такие латинские кварталы были во всех университетских центрах.
Там все было для них. Какие-то маленькие харчевни, очень дешевые ресторанчики, пивнушки. Те места, где студенты, как правило, и проводят свое время в промежутке между занятиями, между своими научными изысканиями. В 60 — 70 е годы — это период особенного либерализма, но вы помните, наверняка, реформы Александра II. Меняется внешний облик студента.
Помимо студентов в России появляются студентки. Это уж точно невиданное зрелище. При этом внешний вид даже их был таким нигилистическим. Это выражается в том, что студенты, как правило, носили длинные волосы, носили широкополые шляпы, то есть внешний вид их для их отцов казался совершенно нелепым. А вот девушки курсистки, как их тогда называли, были уж совершенно неподобающим образом одетые. Как правило, девушка для того, чтобы показать свою независимость, свой либеральный настрой, наоборот, остригала волосы. Были очень модные очки в самых нелепых, каких то огромных оправах, и вот такие молодые люди были интеллектуальной элитой тогдашней России.
Жизнь простых рабочих
Ну а как же люди попроще? У людей попроще и жизнь была, соответственно, попроще. Конечно же, русские города не могли обойтись без слободок, в которых проживали рабочие, извозчики, какие-нибудь мелкие торговцы, лавочники и прочее, прочее. То есть тот самый городской люд, который по сути и составлял самую многочисленную часть города. Жизнь здесь была синкретичной, то есть она была такой смешанной, потому что очень большая часть людей, которая проживала в этих рабочих слободах и, соответственно, бедных окраинах, она не потеряла своей связи
с селом, с деревней.
Очень многие из этих людей — это были вот те самые переселенцы, о которых мы с вами говорили в начале урока, поэтому и внешний вид их, то есть одежда, очень часто сочетала в себе такие городские и сельские признаки, то есть мужчины, как правило, носили пиджаки, как правило, заработав деньги, они покупали себе сапоги, но брюки заправляли в сапоги. Это было таким признаком обязательного хорошего тона. Как правило, мужчина ходил в головном уборе, потому что считалось, что ходить без картуза, это значит показать свою несостоятельность.
Утро начиналось с того, что, как правило, мужчины шли пить чай в какой-нибудь харчевне. При этом утро начиналось очень рано, иногда только буквально с рассветом, потому что на рабочую смену нужно было заступать рано, но вот эта обязательная традиция совместного чаепития с товарищами была совершенно неизменна для России. Обедали очень рано тоже, то есть примерно в 12 часов дня. После чего, как правило, люди уходили на полуденный сон.
Эта традиция, которая шла в России, что называется, испокон веков, между прочим то, что человек не ложиться спать днем, то есть не позволяет себе полуденного отдыха, было свидетельством того, что он вообще не является русским. В свое время Лжедмитрия I обвинили в том, что он католик по причине того, что он не спит после обеда, поэтому для России это было совершенно таким устоявшимся законом. Отказаться от этого не мог никто. Это была настоящая русская сиеста.
Нередко рабочие поступали на фабрики и заводы с условием того, что кормиться они будут непосредственно у предприятий. Называлось устроиться на харчах, то есть часть их заработной платы, она, условно говоря, выдавалась в виде готовых продуктов. Но это с одной стороны позволяло сэкономить какие-то средства на пропитание, с другой стороны для капиталиста это было очень выгодно, потому что рабочие не удалялись с завода на длительный промежуток времени, не нужно было потом опять назад сгонять, собирать, потому что, еще раз подчеркнем, все-таки, практика полуденного сна была обязательна совершенно для России, а для капиталиста любой простой — это потеря денежных средств.
Жизнь нищих и бродяг
В то же время в каждом российском городе, более-менее крупном, безусловно, было место, так называемое, злачное, то есть там, где проживали самые уж, что называется, отбросы общества, то есть люди, опустившиеся, нищие, бродяги, какие-то криминальные элементы и так далее. Но если сейчас, как правило, все таки, таких мест в России нет или с ними стараются бороться, чтобы этой концентрации такого криминального состава не было, то тогда, наоборот, власть даже предпочитала такую форму, чтобы криминальные элементы собирались где-то все в одном месте, и все точно знали где они находятся и куда приличному человеку ходить не нужно.
Знаменитая московская Хитровка, Хитрованский рынок — это был, как раз таки, пример того, где собирался самый, самый опустившийся русский народ.
Другими словами, мы с вами можем наблюдать картину нового русского города. Да, конечно, 19 век, стремительный 19 век, безумный 19 век, как пелось в знаменитой песне, он безусловно изменил русское общество. Да, какие-то черты русской патриархальности в нем сохранились. Как сохраняется, в общем то, наверное, абсолютно все, потому что все то, что человеку нужно и интересно, оно не отмирает совсем.
Оно, может быть, просто уменьшается в своем значении, но, тем не менее, какие-то черты национального колорита, все-таки, сохраняются. Но 19 век меняет Россию. В 19-м веке появляется новый российский урбан, появляется новая российская городская культура. И эта городская культура явилась основой для того, чтобы мы получили в конечном итоге город современного типа.
История России
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ В XIX в.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
Какие изменения в быту произошли во второй половине XIX в.? С чем это было связано?
1. Рост населения. Изменение облика городов
Отмена крепостного права и последовавшие за ней положительные сдвиги в экономике вызвали значительный рост населения Российской империи. Несмотря на высокую детскую смертность, потери в русско-турецкой войне и в период голода начала 1890-х гг., общее количество жителей страны увеличилось в период с 1860 по 1897 г. с 74 до 126 млн человек.
Россия оставалась страной крестьянской — в сельской местности проживало почти 87 % её граждан, однако городское население в течение второй половины XIX в. почти удвоилось. В 1863 г. было только три города с населением свыше 100 тыс. человек (Петербург, Москва, Одесса), в 1897 г. их было уже 14, причём число жителей Петербурга и Москвы превысило миллион человек. Таким образом, в стране активно шёл процесс урбанизации.
Вид Никольской улицы в Москве. Конец XIX в.
Менялся внешний облик городов. Не только в столицах, но и в провинциальных городах строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Ускорились темпы строительства жилых домов. Новые здания часто были многоэтажными — в четыре-пять этажей. В крупнейших городах возводились здания государственных и местных органов управления. Магазины становились всё более привычным явлением, они стали теснить традиционные торговые ряды и мелкие лавочки. Новым стало появление в городах больших рабочих окраин, где строились крупные промышленные предприятия.
Преобразовывалось и городское хозяйство. Улицы мостились булыжником и брусчаткой. В центре Москвы некоторые тротуары стали покрывать асфальтом. Улучшилось освещение улиц. В 1860-х гг. появились керосиновые фонари, которые, в свою очередь, постепенно вытеснялись газовыми. В конце 1870-х гг. в Петербурге для освещения улиц стали использовать электрические лампы, в начале 1880-х гг. они появились на улицах Москвы. В 1886 г. в Москве была построена большая электрическая станция. С этого времени электричеством стали освещаться богатые дома. Появилась и стала расширяться сеть водопроводов. Если до 1861 г. водопроводом пользовались только жители Москвы и нескольких других городов, то к концу XIX в. он действовал уже в 30 городах.
Рост предпринимательства привёл к бурному развитию средств связи. Основным средством связи была почта. Если в 1856 г. в России было отправлено 40 млн писем, то в 1888 г. — уже 355 млн. В середине века появляется телеграф. В 1852 г. существовала только одна телеграфная линия, соединявшая Москву и Петербург, а уже к 1870-м гг. телеграфной сетью были охвачены практически все губернские и уездные города. В России была построена самая протяжённая в мире телеграфная линия, которая дошла до Владивостока.
Постепенно входил в быт горожан и телефон. В 1882 г. были открыты общественные телефонные станции в Петербурге, Москве, Одессе и Риге. Начала действовать первая междугородная телефонная линия Петербург — Гатчина. В конце 1880-х гг. была налажена связь по одной из самых протяжённых в мире телефонных линий того времени Москва — Петербург.
Улучшался внутригородской транспорт. В начале 1860-х гг. была проложена конно-железная дорога — конка — в Петербурге. В 1870-х гг. она появилась в Москве и Одессе, а в 1880—1890-х гг. — почти во всех крупных городах империи. В 1892 г. по улицам Киева прошёл первый трамвай, затем трамваи появились в Казани и Нижнем Новгороде, Москве и некоторых других городах.
2. Жизнь городских «верхов»
В центре столичных и крупных губернских городов располагались большие барские особняки в стиле ампир. Здесь же, на главных улицах и в примыкающих к ним переулках, было много небольших, в основном деревянных, дворянских особняков.
К дворянским кварталам примыкали купеческие. Они тянулись, как правило, по берегу реки. Здесь, в глубине яблоневых садов, стояли крепкие двухэтажные, иногда и трёхэтажные особняки. Первый этаж обычно занимала прислуга. На втором этаже размещались нежилые парадные комнаты. По будням в них никто не входил. Шторы на окнах были спущены, мебель стояла в чехлах. Обстановка в жилых комнатах была однообразной: кровать, покрытая белым покрывалом, мраморный умывальник, шкаф для белья, письменный стол и этажерка для книг.
В купеческой части города царил старинный уклад. Пища была сытной: мясные наваристые щи, жареный гусь или утка с кашей, рыба (белуга, осетрина, навага). Пили много чаю, как правило, из тульских самоваров — с вареньем разных сортов, калачами, пирогами и пряниками.
В конце века богатые столичные купцы стали перебираться в бывшие дворянские усадьбы, строить затейливые особняки по проектам знаменитых архитекторов, щеголять породистыми рысаками. Своим внешним обликом они ничем не отличались от богатых дворян. Купеческие жёны выписывали туалеты из Парижа, ездили отдыхать на Французскую Ривьеру. Часто устраивали званые обеды. В каждом купеческом доме были свои фирменные блюда. Для обслуживания гостей приглашались повара и официанты из самых дорогих ресторанов, выступали знаменитые певцы, хоры и оркестры.
Верхушка городской интеллигенции — университетская профессура, богатые адвокаты и врачи, известные артисты и т. д., а также крупные и средние чиновники, как правило, собственных домов не имели. Они покупали или арендовали на длительный срок хорошие многокомнатные квартиры в центральных кварталах. Обстановка таких квартир практически не отличалась от богатых дворянских покоев. Но главными в домах интеллигентов были не парадные комнаты, а рабочие кабинеты и библиотеки.
Одежда жителей городов отвечала требованиям удобства и практичности. В ней, как и прежде, было много заимствований из европейской моды. С середины 1850-х гг. обязательной частью мужского гардероба стала «визитка» — разновидность длинного приталенного сюртука. Её носили с брюками из чёрной ткани в серую полоску. С 1860-х гг. в моду вошёл прямой пиджак, скрывающий фигуру. Пиджак, жилет и брюки из шерстяной ткани тёмных тонов стали классическим вариантом мужского костюма. Головными уборами были фетровая шляпа, шляпа-котелок с небольшими полями, вытеснившие цилиндр, а летом — соломенная шляпа-канотье.
Купец-сундучник. Художник Б. М. Кустодиев
Женская одежда в большей степени была подвержена капризам моды. В 1850-е гг. носили юбки на жёстком каркасе — кринолине. В 1870-х гг. российские дамы были вынуждены поменять свои туалеты: парижские модельеры предложили костюм, в котором гладкий длинный лиф сочетался с почти прямой юбкой и драпированным тюником (декоративной короткой юбкой). Чуть пониже спины, под тюником, переходящим в шлейф, помещалась небольшая подушечка — турнюр. Завершалось это сооружение пышным бантом на спине по линии талии. Однако активное вовлечение женщин в деловую и общественную жизнь привело к упрощению костюма. Он начал вбирать в себя элементы мужской моды — крахмальные воротники, манжеты, галстуки, стал тяготеть к тёмным тонам.
3. Жизнь и быт городских окраин
По окраинам губернских городов селились мелкие купцы, мещане, бедные чиновники и прочий люд. Они жили в деревянных одноэтажных домах с двором и садиком.
В уездных городах из таких строений состояли почти все улицы. Внутренняя обстановка домов была непритязательна и однообразна: кисейные занавески и горшки с геранью на окнах, иконы с теплящимися лампадками, комод, покрытый белой вязаной салфеткой, шкафчик, где за стеклом стояла незатейливая посуда.
В тех городах, где были расположены университеты, проживало большое количество молодёжи. Жители примыкающих к университету улиц сдавали студентам комнаты или квартиры. Эти районы, в подражание Парижу, получали название «латинских кварталов». Жизнь в них приспосабливалась к студенческим потребностям.
В 1870-е гг. студенты носили широкополые шляпы; на плечи был накинут шерстяной плед, восполнявший недостаток тепла пальто. В среде учащейся молодёжи появились стриженые девицы в синих очках и коротких, до середины голени, платьях тёмного цвета. В 1880-х и 1890-х гг., когда с университетскими вольностями было покончено, студентов одели в форменные сюртуки и тужурки, фуражки с синими околышами. Девушки носили строгие тёмные платья с белыми воротничками, волосы гладко зачёсывали, собирая на затылке в пучок.
В пригородах-слободах жили извозчики, мелкие ремесленники, огородники. Здесь сохранялся традиционный уклад жизни. Вставали очень рано: мужчины шли пить чай в трактир, а женщины завтракали дома. Обедали тоже рано, в двенадцать часов. Потом все оставшиеся дома ложились спать, а спустя несколько часов снова начиналась жизнь. Ужинали часов в восемь и зимой ложились спать тотчас, летом — около одиннадцати. По субботам ходили в баню. В праздники пекли пироги.
Студент. Художник Н. А. Ярошенко
Обязательным было посещение церкви в дни православных праздников. К обедне шли всей семьёй. Мужчины — в поддёвках и длиннополых сюртуках, в добротных сапогах, волосы смазаны коровьим маслом. Женщины — в косыночках на голове и в красочных шалях на плечах. Девушки щеголяли в шёлковых платьях, в шляпках с белыми пёрышками, в высоких ботинках на каблучках.
На рабочих окраинах была своя жизнь. Уровень доходов пролетариев был таков, что они, как правило, не могли подражать мещанам и буржуазии. В одежде рабочих сочетались городские и деревенские черты. Мужчины поверх деревенской рубахи носили пиджаки. Головным убором чаще всего был картуз с лаковым козырьком. На смену сапогам пришли ботинки. Женщины отдавали предпочтение ярким ситцевым платьям с узким лифом, воротничком-стойкой и широкой юбкой. Обувью служили высокие кожаные ботинки на шнуровке.
Нередко рабочие столовались у своего хозяина. Ели из общей деревянной чашки деревянными ложками. За едой следил специальный староста по столам. Он распределял по мискам мясо и давал сигнал, когда можно было начинать еду. Поглощение пищи происходило по принципу «кто смел, тот два раза съел». Рабочие редко могли позволить себе пообедать в трактире или в специальной столовой, где за 10—15 копеек можно было купить сайку или калач с горячей ветчиной или сосисками, а в посты — белугу или осетрину с хреном. В местах скопления мастерового люда сновали лоточники, торговавшие дешёвой снедью, пирогами, блинами, киселём.
В крупных городах существовали районы, где ютилась самая беспросветная беднота. В Москве, например, это была Хитровка. Здесь в многочисленных ночлежных домах, харчевнях, кабаках и притонах обитали «лишние люди», уголовники. Они были одеты в рваные кацавейки, на ногах красовались худые опорки, подвязанные верёвкой. А многим даже такая одежда была не по карману. Питались здешние обитатели кухонными отбросами, распаренными в кипятке.
В 1870-х гг. в обычай горожан даже среднего достатка стали входить завтраки и обеды в трактирах и ресторанах. Там же проводились деловые встречи, совершались коммерческие сделки. Особенно славилась трактирами Москва. Посетителям подавали только русские блюда: заливных поросят, щи с кашей, уху, рассольник, отбивные телячьи котлеты, осетрину, блины, гурьевскую кашу, расстегаи, подовые пироги. Трактирные порции были огромных размеров при очень умеренной цене. Женщины трактиры не посещали, так как их появление в подобных местах считалось неприличным.
Состоятельная публика по вечерам посещала рестораны. Там можно было отведать изысканные блюда французской кухни, публику развлекали цыганские хоры.
Трактирщик. Художник Б. М. Кустодиев
Найдите в художественном произведении одного из писателей второй половины XIX в. (И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, М. Е. Салтыкова-Щедрина) описание трактира того времени.
Прочно в досуг горожан вошёл театр, особенно часто горожане посещали театры зимними вечерами. Знать и богатые купцы абонировали в театрах постоянные ложи. Дамы одевались в театр очень нарядно, сопровождавшие их кавалеры были во фраках. На балконе собиралась публика попроще, а галёрку обычно занимали студенты, которые громкими криками и бурными аплодисментами поддерживали любимых артистов. В Москве в Большом театре устраивались многолюдные маскарады. Популярностью пользовались также скачки и бега.
У простого люда были свои развлечения. Особенно весёлыми были неделя на Масленицу и пасхальные дни. На свободных городских пространствах строились временные дощатые балаганы, тут же раскидывались палатки, торговавшие пряниками, орехами, блинами и пирогами, сооружались карусели, гремели духовые оркестры, наигрывали шарманщики. Не были забыты старинные игры: лапта, бабки и хороводы. На фабричных окраинах устраивались кулачные бои. Обычно сходились «стенка на стенку» враждующие между собой рабочие двух фабрик. В некоторых городах устраивались петушиные бои.
5. Изменения в деревенской жизни
Несмотря на крупные перемены, происходившие в русской деревне, быт крестьян менялся крайне медленно. Они, как в прежние времена, жили в деревянных избах с русской печью. Носили простую одежду: поддёвки, чуйки, армяки, длиннополые сюртуки, полушубки и тулупы. По-прежнему главной обувью были лапти, а у более зажиточных крестьян появились сапоги.
Тем не менее усиливающиеся контакты с городом постепенно меняли деревенскую жизнь. Ушла в прошлое курная изба, топившаяся печью без дымохода. Для освещения, наряду с лучиной, стали применять свечи и керосиновые лампы. В повседневный быт всё шире внедрялись промышленные товары. Стали использовать глиняную посуду вместо деревянной, покупали ситец и шёлк на рубахи и платья, пили чай с сахаром, ели больше мяса. Крестьянские дома своим внешним видом стали походить на дома городских окраин. В зажиточных семьях появились часы, книги, гармонь. Всё большее значение стала приобретать мода. По праздникам парни надевали алые атласные рубахи и пиджаки, модные пальто; лапти и валенки меняли на сапоги и галоши. Женщины вместо сарафанов и домотканых рубах одевались в шерстяные или шёлковые платья.
Извозчичий дом. Конец XIX в. Акварель В. Календы
И хотя тяжёлый земледельческий труд отнимал у крестьян очень много времени, молодёжь летними вечерами собиралась за околицей, а зимой — в избе. Пели песни, задорные частушки, водили хороводы. Под Рождество и Крещение девушки гадали, на Крещение устраивали колядование с ряжеными. Осенью игрались весёлые свадьбы. В каждой местности были свои свадебные ритуалы и традиции. Отмечали все престольные праздники, крестили младенцев и отпевали умерших. Православная вера, традиции и обычаи пронизывали повседневную жизнь русских крестьян.
Под влиянием перемен в экономике и общественном устройстве в пореформенной России значительно изменился образ жизни населения. Активно шли урбанизация, внедрение в жизнь различных технических достижений. В быту переплетались вековые традиции и новшества индустриального общества.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. В чём заключались особенности развития городской застройки во второй половине XIX в.? Как эти особенности повлияли на плотность населения в городах? 2. Что нового появилось в жизни городских «верхов»? 3. Каковы были отличительные черты быта жителей городских окраин? Какие традиционные элементы быта сохранялись у них? 4. Какие изменения происходили в жизни крестьян? Как вы думаете, почему крестьянская жизнь менялась гораздо медленнее, нежели городская? 5. Как развитие промышленности повлияло на деревенский быт? Назовите промышленные изделия, производство которых вызывало эти изменения.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Чем досуг обитателей городских окраин во второй половине XIX в. отличался от досуга «верхов»? 2. Изучите материалы о быте помещиков во второй половине XIX в., привлекая дополнительную информацию. 3. Используя текст учебника, расскажите об основных изменениях, имевших место на протяжении XIX столетия в быту и нравах жителей России. 4. Разделившись на группы, найдите в Интернете фотографии улиц и домов разных городов вашего региона второй половины XIX в. и сделайте вместе с одноклассниками на их основе презентацию-экскурсию.
Запоминаем новые слова
Автономия — самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства, отдельным учреждением.
Акциз — косвенный налог, наценка, устанавливаемая государством на товары массового потребления.
Винная монополия — исключительное право государства на производство и продажу спиртных напитков.
Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в экономику.
Индустриальное общество — общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности, преобладающей над сельским хозяйством.
Меценатство — покровительство какому-либо делу, науке, культуре.
Мировоззрение — система взглядов, воззрений на природу и общество. Модернизация — процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.
ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
1. Какие перемены в экономике и социальном строе России произошли в 1880— 1890-е гг.?
2. Охарактеризуйте внутреннюю политику Александра III. Каковы были особенности его национальной и религиозной политики?
3. Перечислите главные события внешней политики России в 1880—1890-е гг.
4. Какие достижения в развитии науки и образования во второй половине XIX в. вы считаете наиболее значительными?
5. Какие направления господствовали в художественной культуре второй половины XIX в.?
6. Используя карту, расскажите о том, как изменялась территория Российской империи на протяжении XIX столетия.