повседневная жизнь населения 6 класс конспект урока
Конспект урока по истории 6 класс «Повседневная жизнь населения»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Чирикеевская основная школа»
План-конспект урока по истории 6 класс
«Повседневная жизнь населения»
Учитель истории: Ярославская Зинаида Николаевна
Муниципальное казенное общеобразовательная учреждение
«Чирикеевская основная школа»
Дата проведения: 12.02.2018
Учитель: Ярославская З.Н.
Тема: Повседневная жизнь населения.
Основные понятия и термины: Домашняя утварь. Пряжа. Лучина. Рубаха, порты, зипуны, епанча. Онучи, лапти. Понёва, чепец, сарафан, кокошник. Хоромы, терем, сени.
Образовательная технология: технология личностно-ориентированного обучения, игровая технология.
воспитание трудолюбия и упорства в достижении цели, ответственности человека за свои поступки, патриотизма, воспитание взаимного уважения друг к другу;
тренировка внимания и восприятия; умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки;
изучить повседневную жизнь разных слоев населения в Древней Руси, особенности мужской и женской одежды, жилищ.
ввести представление о жизни и быте разных слоев общества Древней Руси.
умение извлекать информацию из текста, электронного документа, изображений, карты;
осуществлять самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений;
развивать самостоятельность при выполнении заданий, продолжить формирование знаний учащихся об истории становления Российского государства.
Учащийся научится использовать иллюстрации учебника как источник информации, проводить поиск информации в исторических текстах, в том числе в учебнике, объяснять причины сходств и отличий в образе жизни разных социальных слоев общества Древней Руси.
Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; выполнять опорный конспект; развивать способность к формированию собственных взглядов на исторические теории и проблемы.
Обучающийся научится осознавать, уважать и гордиться историей России; ответственному отношению к учению; уважительному отношению к труду; способности вести диалог, уважать собеседника; правилам спора и диалога; получит возможность определить свою дальнейшую образовательную траекторию с учетом устойчивых познавательных интересов
Проектор, компьютер, интерактивная доска;
Презентация «Повседневная жизнь населения»
Учебник, тетради, словарики исторических терминов и дат
Проверка готовности учащихся к уроку.
Игра «Историческое лото»
Правила игры: Каждый ученик получает игровую карту. Учитель перемешивает карточки с вопросами и в любом порядке читает вопросы. Учащиеся ищут ответ, отвечают. Кто первым правильно ответил на вопрос, и назвал номер ответа, тот получает карточку. Задача ребят – закрыть как можно больше ячеек в своих игровых картах.
Сообщает правила игры, проводит игру.
Подводит итоги игры совместно с учащимися
Играют в «Историческое лото», применяют ранее полученные знания.
Подсчитывают количество правильных ответов (по количеству карточек)
Что такое повседневная жизнь?
Какие следы она может после себя оставить?
Почему историки активно изучают повседневную жизнь людей прошлого?
Помогает учащимся формулировать тему урока, определить его цели
Высказывают предположения, формулируют тему и цели урока
Матушка Добрынюшке говаривала,
Матушка Никитичу наказывала:
«Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич!
Ты не ездитко на гору сорочинскую,
Не топчитко там ты малыих змеенышев,
Не выручай же полону там русского,
Не куплиська ты во матушке Пучайреки;
Тая река свирипая,
Свирипая река, сердитая:
Изза первоя же струйки как огонь сечет,
Изза другой же струйки искра сыплется,
Изза третьей же струйки дым столбом валит,
Дым столбом валит да сам со пламенью».
Определите, откуда эти строки?
Кто и когда рассказывал былины?
В какое время года былины становились одним из основных развлечений жителей Древней Руси? Почему?
Жизнь земледельцев, горожан, князей и бояр.
Расскажите, какие категории населения существовали в Древнерусском государстве. Чем различалось положение различных категорий населения? Могло ли это отражаться на их повседневной жизни? Какой из языческих праздников сохранился у жителей нашей страны до настоящего времени? Что он может рассказать нам о жизни и верованиях жителей Древней Руси?
Прочитайте фрагмент из сочинения А. В. Терещенко о древнерусском пире (см. рубрику «Изучаем документ»). Объясните смысл фразы: «Дух братства сближал сердца».
Рассмотрите иллюстрации в параграфе, на интерактивном плакате. Что было общего и в чём заключалось различие в образе жизни знатных и простых людей? Опишите какую-либо вещь, предмет на основе иллюстрации. Встречаются ли такие предметы быта сейчас?
Демонстрирует электронное приложение к учебнику Данилова А.А. (сферы) – стр. 26-27.
Задает историческую задачу, предлагает вопросы, наблюдает за действиями учащихся, корректирует ответы (при необходимости) с помощью наводящих вопросов.
Демонстрирует страницы электронного учебника, иллюстрации; задает вопросы, предлагает найти информацию для ответа на вопросы в учебнике или в электронном учебнике, участвует в обсуждении
Демонстрирует стр. 26-27 электронного учебника Данилова А.А. (Сферы) и интерактивные плакаты
Предлагает составить устные описания жилищ и одежды жителей Руси, Заслушивает ответы, по необходимости корректирует, задает наводящие вопросы.
Предлагает выполнить мини-проект: зарисовать предмет одежды (любой), дать его описание письменно (если не успеют, можно выполнить дома)
Анализируют полученную информацию, высказывают предположения по решению исторической задачи.
Анализируют информацию из учебника, электронного учебника, отвечаю на вопросы
Составляют рассказ на основе
текста учебника, схемы, иллюстраций.
Сравнивают положение различных категорий населения.
Используют собственный жизненный опыт для описания исторических явлений
Составляют описание жилищ и одежды по иллюстрациям, тесту
«Предмет одежды жителей Древней Руси», «Жилище Древней Руси», «Праздники и развлечения знати на Руси»
Самооценка и взаимооценка учащихся.
Предлагает задавать вопросы друг другу по содержанию проектов.
Участвует в оценке работ учащихся.
Выступают с защитой мини-проекта.
Оценивание качества урока, его содержательности для учащихся
«Что вы сегодня узнали на уроке?»
«Что вам было наиболее интересно?»
«Что понравилось и что не понравилось на уроке?»
Высказывают свое мнение о проведенном уроке, выражают впечатления
§11, з. 1-4 к параграфу (на выбор), работа со словариком терминов
Дает домашнее задание обучающимся
Записывают домашнее задание
Подведение итогов, выставление оценок в дневники
Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
2. Журавлева О.Н. История России. 6 класс. Поурочные рекомендации. – М.: Просвещение, 2015
3. А. Грин. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999
4. История России. Учебник для 6-го класса. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016
1. Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Электронное приложение к учебнику. Сферы
Технологическая карта урока истории в 6 классе «Повседневная жизнь населения»
Выбранный для просмотра документ приложение к уроку.docx
Выбранный для просмотра документ технологическая карта 6 кл.docx
Технологическая карта урока
Учитель: Полушкина И.К.
Тема: Повседневная жизнь населения
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели и задачи: познакомить с особенностями быта жителей Древней Руси, повседневной жизнью русского народа, нравами и обычаями; определить влияние климатических условий на особенности одежды жителей Руси; охарактеризовать образ жизни различных слоев населения.
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные : использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; исследовать культурный путь русского народа; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания жизни и быта различных слоев населения Древней Руси; исследовать особенности древнерусской одежды; сопоставлять жизнь и быт горожан и жителей сел; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;
Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирование и регуляция своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;
Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач; осуществлять набор более эффективных способов решения задач; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; владеть приемами решения проблемных задач;
Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать роль и значение истории в жизни человека; воспитывать патриотизм; осознавать свою этническую принадлежность.
Ресурсы урока : Учебник, §11
Иллюстрации, мультимедийная презентация, фрагменты сочинений историк
Структура урока усвоения новых знаний
1. Организационный этап
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Быстрое включение в рабочий ритм
2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Знакомит с темой урока. «Повседневная жизнь населения», учебной задачей. Активизирует знания учащихся.
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
–На какие вопросы нам предстоит ответить?
3. Жизнь князей и бояр
Создает проблемную ситуацию:
— Почему так важно знать особенности быта и нравов Древней Руси ?
Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
3. Актуализация знаний.
Активизирует знания учащихся.
Организация осознания ими внутренней потребности к открытию нового знания.
-Мы говорили о зарождении государственности. О первых князьях, категориях населения страны, ее законах, культуре. Но важнейший вопрос о быте народа, его повседневной мы практически не рассматривали.
Сегодня мы познакомимся с повседневной жизнью, обычаями, нравами восточных славян- жителей города и деревни, выявим характерные черты русского быта.
Давайте вспомним, что означают понятия «быт» и «нравы».
Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Логические: формулирование проблемы.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Введение в новый материал
Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив определенный материал, расскажет нам о различных аспектах повседневной жизни разных слоев населения.
1 группа работает с п.1 11 учебника и дополнительным материалом (Приложение 1)и характеризует повседневную жизнь земледельцев.
2 группа работает с п.2 11 учебника и дополнительным материалом и характеризует повседневную жизнь горожан.
3 группа работает с п.3 11 учебника и дополнительным материалом и характеризует повседневную жизнь князей и бояр.
Активизируют соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
зафиксировали возникшее затруднение в выполнении задания или его обосновании.
Предметные: формирование навыков изложения материала, построения рассказа
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания
5. Первичная проверка понимания
1. Жизнь земледельцев
Жители древнерусских городов и деревень вели различный образ жизни. В городах жили как феодалы, богатые купцы и духовенство, так и простые посадские люди: мастера, мелкие торговцы, работные люди. Крестьяне были привязаны к своему миру крепче. А кругозор горожан был несравненно шире, чем крестьян.
Выступление 1 группы. Обсуждение, подведение итогов по данному вопросу.
Выступление 2 группы. Обсуждение, подведение итогов по данному вопросу.
3.Жизнь князей и горожан. Выступление 3 группы. Обсуждение, подведение итогов по данному вопросу.
Читают материал учебника. Работают с дополнительным материалом.
Выдвигают и обосновывают гипотезы.
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; осуществляют анализ событий; выдвигают гипотезы и обосновывают их. Устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение.
Регулятивные: самостоятельно контролируют своё время и управляют им.
Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Личностные: самоопределение, взаимопомощь
6. Первичное закрепление
Заполнение сводной таблицы (Приложение2)
Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает.
Проговаривают вслух выполненные шаги и обосновывают.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других).
Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
-Написать рассказ об одном дне жизни князя, ремесленника, крестьянина.
-Выполнить задание3 или 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 97 учебника.
Воспринимают задание, уточняют
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)
-В. О. Ключевский писал о характере русского человека:
«В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого. Притом по самому свойству края, каждый угол его, каждая местность задавала поселенцу трудную хозяйственную загадку:
где было изучить свое место, все его условия, чтобы высмотреть угодье, разработка которого могла бы быть наиболее прибыльна… Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс…»
-Согласны ли вы с мнением историка?
-Какие факторы влияли на самобытность русского народа?
-Почему так важно знать быт и нравы русских людей?
Отвечают, выражают своё отношение к данному уроку.
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Намечают перспективу последующей работы
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познавательные : рефлексия деятельности
Личностные: осознавать успешность своей деятельности
План-конспект урока по истории России для 6-ого класса по теме: «Повседневная жизнь населения»
План-конспект урока по истории России для 6-ого класса
по теме: «Повседневная жизнь населения»
Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Учебник История России для 6-го класса. Ч. 1. под редакцией академика РАН
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия и термины : Изба, усадьба, хоромы, терем, парадная горница, холодная горница, летние спальни-клетки, сени. Домашняя утварь, лучина. Порты, зипуны, епанча, онучи, лапти. Понёва, чепец, сарафан, кокошник.
Образовательная технология : работа в группах, игровая технология.
воспитание патриотизма, любви к Родине, интереса к отечественной истории, уважение к памяти предков, уважение к труду;
развитие внимания на уроке; восприятия учебного материала; умения устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, сравнивать и классифицировать;
изучить повседневную жизнь населения Древней Руси, изучить занятия различных социальных слоёв населения, изучить особенности мужской и женской одежды, а так же жилища людей Древней Руси.
иметь представление о жизни и быте населения Древней Руси.
уметь извлекать нужную информацию из текста, презентации, иллюстрации, документа;
уметь анализировать, обобщать, делать выводы от полученных знаний на уроке, самостоятельно формулировать определения понятий; уметь грамотно выстраивать ответ;
осуществлять самостоятельную деятельность, работая в группе, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений;
совершенствовать коммуникативные умения, развивать умения формулировать собственное мнение, развивать интерес и знания к истории Древней Руси.
обучающийся научится проводить поиск информации в исторических текстах, иллюстрациях, документах учебника, объяснять причины сходств и отличий в образе жизни разных социальных слоев общества Древней Руси.
обучающийся научится самостоятельно определять цели работы на уроке, ставить и формулировать для себя задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы к обучению; выполнять опорный конспект; развивать способность к формированию собственных взглядов на исторические проблемы.
обучающийся научится уважать и гордиться историей России; научится уважать труд, уважать память предков, научится слушать и уважать мнение одноклассников на данную историческую проблему, получит возможность расширить свои познавательные интересы.
1. Проектор, компьютер.
2. Презентация «Повседневная жизнь населения».
3. Учебник, тетради, карточки, иллюстрации.
4. Слайд «Рефлексия содержания учебного материала».
5. Слайд «Домашнее задание».
Класс делится на три рабочие группы. Соответственно парты установлены так, чтобы обучающиеся каждой группы могла разместиться за ними по кругу и видеть друг друга. Для каждой группы на столах разложены карточки с заданиями и новыми понятиями и терминами. В центре стола стоит небольшая коробочка с надписью «наши достижения». В эту коробочку обучающиеся складывают жетоны за правильные ответы, дополнения, активность.
1 этап урока – Организационный (1 мин.). Учитель приветствует ребят, настраивает обучающихся на урок, создаёт приятную рабочую атмосферу. Объявляет работу на уроке в группах. Предлагает посмотреть на экран.
1 группа – карточка № 1 «Жизнь земледельцев»
2 группа – карточка № 2 «Жизнь горожан»
3 группа – карточка № 3 «Жизнь князей и бояр»
4 этап урока – обмен информацией (12 мин.) Каждой группе отводится по 4 минуты на сообщение. Представитель от группы, которого выбрали сами ребята, даёт основной ответ. Другие помогают и дополняют. Обучающиеся получают жетоны за правильные ответы, дополнения, активность. Количество жетонов зависит от правильных и грамотных ответов, старания ребят, их активности на уроке, мотивации к получению новых знаний.
5 этап урока – Закрепление (5 мин.).
Обучающиеся обменялись информацией. Каждая группа рассказала много нового и интересного. Учитель предлагает закрепить полученные знания и ответить на вопросы.
— Какие категории свободного и зависимого населения существовали в Древней Руси?
— Как складывалась повседневная жизнь населения?
— В чём отличия в повседневной жизни различных слоёв населения?
— Почему так важно знать о повседневной жизни населения Древней Руси?
Обучающиеся высказывают своё мнение и свою собственную точку зрения на проблему
(от каждой группы звучат ответы и обучающиеся приносят своим группам новые жетоны за работу на уроке).
6 этап урока – Рефлексия (4 мин.) Рефлексия содержания учебного материала. Учитель предлагает обучающимся посмотреть на экран и продолжить фразу:
Обучающиеся высказывают своё мнение. Каждый выступающий вновь приносит своей группе жетон.
7 этап урока – подведение итогов урока (3 мин.) Обучающиеся самостоятельно считают жетоны, которые они вместе заработали во время своих ответов. Группа, которая заработала больше всего жетонов получает «отлично». Две другие группы получают «хорошо», в этих группах учитель может отметить тех ребят, которые наиболее активно работали на уроке и принесли группе большее количество жетонов (ребятам можно так же поставить «отлично»).
Урок проходит в игровой форме. Каждая группа старается, трудится и показывает свои знания и умения. Между группами возникает здоровая конкуренция и борьба за лидерство, за лучшие ответы. Такая форма работы в группах с элементами соревнования, игры стимулирует обучающихся к знаниям и даёт возможность для мотивации их учебной деятельности. Поэтому отметки за урок могут быть только положительные.
8 этап урока – Домашнее задание (2 мин.) Учитель предлагает обучающимся посмотреть на экран, где ребята видят своё домашнее задание из трёх частей:
1. Устное задание для всех: прочитать параграф № 13, ответить на вопросы.
2. Письменное задание для всех: Составить короткий рассказ на тему «Один день из жизни земледельца/ремесленника/боярина/князя» (на выбор).
3. Дополнительное задание по желанию: рисунок (для оформления выставки) из повседневной жизни земледельца/ремесленника/боярина/князя» (на выбор); рисунок предмета одежды (любой) и письменное описание к рисунку.
Для яркости и наглядности карточки можно печатать на цветной бумаге, цветном принтере. Цвет это наглядно, ярко, интересно, а так же создаёт приятное настроение.