повседневная жизнь индивидов ее самые первичные формы составляют сферу гражданского общества
Самостоятельная работа по теме «Гражданское общество» 10 класс
Задания для повторения темы « Гражданское общество » 10 класс
1. Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции между людьми, характерно для 1) демократического государства 2) правового государства 3) гражданского общества 4) авторитарного государства.
2. Для существования гражданского общества необходимо наличие 1) законодательной ветви власти 2) аппарата управления 3) государственной идеологии 4) частной собственности.
3. Целью гражданского общества является: 1) соблюдение прав и свобод человека 2) плюрализм 3) выражение частных интересов граждан, защита этих интересов 4) наличие сменяемого парламента и оппозиции.
4. В демократической системе государство и гражданское общество соотносятся как: 1) положительно дополняющие друг друга категории; 2) враждующие между собой категории; 3) не оказывают никакого влияния друг на друга; 4) одна категория подавляет другую.
5. Необходимым условием существования гражданского общества является 1) наличие двухпалатного парламента 2) высокий уровень правовой культуры граждан 3) существование рыночной экономики 4) наличие в конституции статей, декларирующих права и свободы граждан.
6. Найдите в приведенном ниже списке черты гражданского общества. 1) экономическая самостоятельность граждан 2) господство одной идеологии 3) правовое оформление и государственная защита прав и свобод граждан 4) невмешательство государства в частную жизнь граждан 5) господство государства над обществом 6) реализация принципа федерализма.
7. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются элементами гражданского общества. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда. 1) Парламентские фракции; 2) общественные объединения; 3) независимые СМИ; 4) научные общества; 5) попечительские советы; 6) врачи областной больницы.
8. В государстве Х законодательную власть осуществляет монарх, передача власти осуществляется по наследству. В стране существует парламент, действует конституция, проходят выборы в парламент на альтернативной основе. Какая дополнительная информация позволяет нам сделать вывод о том, что в стране Х присутствуют элементы гражданского общества? 1) В стране сохранилось сословное деление общества. 2) Ведущим видом собственности является частная. 3) Признается широкий спектр гражданских прав. 4) В стране законодательно запрещена цензура. 5) Большое влияние имеют члены правящей партии.
10. Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? 1) По всей стране прошли выборы в органы местного самоуправления. 2) Министерство науки и образования объявило о проведении конкурса «Школа года». 3) Граждане проявили активность в ходе парламентских выборов. 4) На собрании жителей микрорайона было принято решение о благоустройстве детских площадок. 5) Органы ГИБДД установили новые светофоры на дорожных переходах возле учебных заведений. 6) Благодаря инициативе представителей общественных организаций было запрещено строительство нового супермаркета в исторической части города.
11. Выберите верные суждения об институтах гражданского общества. 1) Институты гражданского общества представляют собой инициативные организации и объединения граждан, отражающие их интересы во взаимоотношениях с государством. 2) К институтам гражданского общества можно отнести парламент и создаваемые им комитеты. 3) К институтам гражданского общества можно отнести попечительские советы при школах. 4) Институтом гражданского общества являются министерства и ведомства. 5) Институтом гражданского общества являются суды присяжных. 6) Для формирования институтов гражданского общества необходимо, чтобы законы зафиксировали приоритет частной собственности по сравнению со всеми остальными формами собственности.
12. Выберите верные суждения о соотношении гражданского общества и государства. 1) Противоречия между гражданским обществом и государством отсутствуют. 2) Государство представляет собой пространство регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов. 3) Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. 4) Гражданское общество имеет чётко выраженную иерархическую вертикаль. 5) Равновесие и взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных интересов осуществляет государство посредством управленческих функций.
13. Установите соответствие между социальными ситуациями и социальными институтами, чья деятельность проявляется в данных ситуациях.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
А) Ликвидация последствий стихийного бедствия 1) деятельность государства
сотрудниками МЧС. 2) деятельность гражданского общества
Б) Проведение общественной экспертизы законопроекта 3) совместная деятельность государства
о пенсиях. и гражданского общества
В) Работа управляющего совета школы.
Г) Предъявление обвинения опасному преступнику.
Д) Публичные слушания в мэрии по проекту перспективной застройки микрорайона.
14. Выберите верные суждения о гражданском обществе. 1) Повседневная жизнь индивидов, её самые первичные формы составляют сферу гражданского общества. 2) Монополия одной идеологии является основой гражданского общества. 3) Гражданское общество выступает опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. 4) Гражданское общество может быть по своей форме тоталитарным. 5) К принципам формирования гражданского общества относится частная собственность на средства производства. 6) Деятельность институтов гражданского общества никак не регулируется государством.
15. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Список: 1) демократия 2) конкуренция 3) государство 4) власть 5) социализация 6) самоорганизация 7) правление 8) самоограничение 9) свобода
«Гражданским обществом называют часть общественной жизни, которая не находится под контролем ____ А). Такие общественные структуры возникают в результате _____ Б) людей. Для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и _____ В) между людьми и политическими силами. Наличие _____ Г) у отдельных людей не означает, что в гражданском обществе господствует анархия. Жизнь в гражданском обществе предполагает добровольное _____ Д), благодаря которому возможно мирное сосуществование различных субъектов общественной жизни. Понятие гражданского общества тесно связано с _____ Е), обеспечивающей подлинные права гражданина».
16. В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.
17. Гражданское общество можно рассматривать как совокупность самостоятельных, не зависящих от государства отношений. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три вида данных отношений.
18. Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
19. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре гражданского общества, и одно предложение, характеризующее принципы жизни гражданского общества.
20. Раскройте смысл высказывания. «В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы» (Б.Н. Чичерин). Приведите три примера, подтверждающие мысль автора. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)
«Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие «гражданское общество». С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие «государство».
Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития. Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей». (Р.Т. Мухаев)
1. Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?
2. Назовите две функции государства, о которых говорится в тексте. Укажите ещё одну функцию.
3. На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.
4. Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.
22 . Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Гражданское общество». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
10 – 146 11 – 1 3 12 – 235
13 – 1 32 13 14 – 135 15 – 362981
16. Аргументы: организация оппозиции государственным органам, давление на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия; осуществляет посредничество между гражданским обществом и политической властью; подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства; служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп.
17. В качестве видов отношений в гражданском обществе могут быть приведены: экономические отношения, обусловливающие взаимодействие людей в процессе производства; социокультурные отношения (удовлетворение потребностей граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, образовании, духовном совершенствовании, вере, здоровье, творчестве, общении, информации); взаимодействие объединений по интересам (союзы предпринимателей, финансистов, экологов; профессиональные союзы; церковные, женские, молодёжные организации; клубы по интересам; местное самоуправление и др.).
19. Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Примеры предложений: 1) В структуру гражданского общества входят политические партии, общественные объединения, союзы предпринимателей, независимые СМИ, церковь и другие организации. 2) Принципами жизни гражданского общества являются индивидуализация, конкуренция и сотрудничество.
20. Высказывание посвящено сущности гражданского общества, его роли в реализации прав и свобод человека. Смысл высказывания состоит в том, что только в условиях сформировавшегося гражданского общества возможна в полной мере реализация и защита прав и свобод человека и гражданина. Ярким примером из СМИ служат описание митингов и демонстраций («желты е жилеты») во Франции в 2019 году, вызванные комплексом экономических, политических и религиозных проблем. Учителя, врачи, железнодорожники и представители многих других профессий вышли на массовые демонстрации, осуждая практически все реформы действующей власти. Правительство пошло на уступки: повысило минимальный размер оплаты труда, понизило цены на бензин и провело другие мероприятия для улучшения положения народа. Ограждение от прямого вмешательства государства в возможность совместного отстаивания своих интересов, проявление гражданской активности позволили населению реализовать и защитить свои права и свободы. В нашей стране существует Российское гуманистическое общество (РГО) – организация, заявляющая своей целью поддержку и развитие идей светского гуманизма. Вместе с другими общественными организациями и государственными учреждениями РГО ставит перед собой задачу гуманизации социальных отношений, защиты прав человека и поддержки незащищенных слоев населения, таких как пенсионеры, инвалиды, малоимущие и т. д.
Примером из истории может служить деятельность правозащитного движения в СССР в 1970-е гг. Созданный А.Сахаровым, А.Солженицыным и другими общественными деятелями Комитет по защите прав человека в СССР пытался защищать всех несправедливо обиженных властями граждан, однако в СМИ началась травля видных участников комитета, а затем их аресты. Данный пример иллюстрирует слабые возможности защиты прав и свобод человека в недемократическом государстве, вне гражданского общества.
3. Гражданский контроль за деятельностью органов власти на всех уровнях: Отчет депутата Государственной Думы от партии «Справедливая Россия» перед избирателями своего округа.
1. Понятие «Гражданское общество».
2.Предпосылки возникновения гражданского общества: а) многообразие форм собственности; б) демократический режим; в) высокий уровень правовой и политической культуры личности и общества и др.
3. Основные черты (признаки) гражданского общества: а) правовая защищенность граждан; б) высокий уровень правовой культуры и правосознания; в) свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; г) высокая гражданская активность населения; д) невмешательство государства в частную жизнь граждан.
4. Институты гражданского общества: а) политические партии и общественные движения; б) СМИ; в) религиозные организации; г) образовательные, профессиональные, спортивные, научные, творческие объединения; д) местное самоуправление и др.
5. Функции гражданского общества: а) защита частных интересов и потребностей людей; б) защита и продвижение общественных интересов; в) контроль за соблюдением конституционных принципов государства; г) стабилизация общественных отношений.
6. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства.
7. Деятельность гражданского общества в РФ.
Тест на тему «10»
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ: МОРАЛЬ .
Задания части 2 (21—29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ВАРИАНТ 10
ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. За пишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
Кредитование инноваций, т. е. обеспечение освоения нововведений, внедрения научнотехнических достижений
Предоставление ссуды под имущественный залог, чаще всего под недвижимое имущество
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Международные валютные отношения; мировая торговля; мировая экономика; международное разделение труда; международное научно%техническое сотрудниче% ство.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к поня тию «деятельность».
творчество; 2) приспособление; 3) мотив; 4) дыхание; 5) процесс; 6) побочный продукт.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)У отдельного индивида формирование мировоззрения всегда происходит стихийно.
Мировоззрение включает в себя понимание человеком окружающего мира, места че ловека в мире, отношение между человеком и миром, смысла человеческой жизни.
3)Человек может существовать без какоголибо мировоззрения, даже самого прими тивного.
4)Мировоззрение может зависеть от непосредственных условий жизни.
5)Субъектами мировоззрения могут выступать социальные группы, классы и обще ство в целом.
Установите соответствие между проявлениями и формами культуры, которые они ил люстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Д) классическая музыка
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В детском оздоровительном лагере Н. большой популярностью пользовался турнир смекалистых, направленный на удовлетворение интересов его участников. Какими ины ми признаками характеризуется игровая деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)направлена на создание материальных продуктов и услуг, необходимых для удов летворения потребностей
2)осуществляется под влиянием необходимости
3)ориентирована не на результат, а на сам процесс
4)происходит в условной ситуации
5)является первым и основным условием человеческого существования 6)включает использование так называемых замещающих предметов
Выберите верные суждения об отличительных чертах экономики как системы хо зяйствования и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)При изучении состояния экономики используются два уровня анализа: макроэко номический и микроэкономический.
2)Экономика включает в себя отрасли материального производства.
3)Экономика может быть подвержена влиянию других сфер жизни общества.
4)К функциям экономики относится определение закономерностей экономического развития.
5)Экономика разрабатывает принципы распределения ограниченных ресурсов.
Установите соответствие между характеристиками и факторами производства, к ко торым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответст вующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
А) созданные человеком средства производства 1) земля
Б) непосредственное использование физических и ум 2) труд ственных способностей людей в процессе производ 3) капитал ства экономических благ
В) факторный доход — заработная плата
Г) условное название всех видов природных ресурсов, пригодных для производства экономических благ
Д) факторный доход — процент
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Фирма «К.», планируя деятельность на период экономического кризиса, стремится оп тимизировать свои внутренние ресурсы. Какие внутренние источники финансирования бизнеса может использовать эта фирма? Запишите цифры, под которыми они указаны.
4) нераспределённая прибыль
2) амортизационные отчисления
5) продажа имущества
3) банковский кредит
На графике отражено изменение предложения яблок на соответ P ствующем рынке: кривая предложения переместилась из положе ния S в положение S1. (На графике P — цена товара, Q — количе ство товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать та кое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
повышение цен на сельскохозяйственную технику Q
уменьшение затрат производителей яблок
рост доходов потребителей
повышение расходов на транспортные услуги
высокий урожай яблок
Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Социализация представляет собой процесс, обеспечивающий функционирование общества.
2)Первичная социализация связана с устранением сложившихся ранее моделей пове дения индивида и приобретением новых.
3)Содержание и методы первичной социализации всегда устанавливает государство.
4)Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пре делах своей компетенции.
5)Социализация включает как целенаправленное воспитание индивида, так и сти хийные, спонтанные процессы, влияющие на него.
В стране Б. в 2005 и 2013 гг. проводились опросы общественного мнения, в ходе кото рых гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Какие культурнодосуговые учрежде ния/мероприятия Вы посещаете?» Опрошенным была дана возможность выбрать не сколько вариантов ответа. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представ лены в виде таблицы.
выступления артистов эстрады
концерты симфонической музыки
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Посещаемость гражданами культурнодосуговых учреждений за 8 лет возросла.
2)Около четверти опрошенных в 2005 и 2013 гг. посещали музеи.
3)Наиболее популярными как в 2005, так и в 2013 г. были выступления артистов эс трады.
4)Наименее посещаемыми в 2013 г. являлись концерты симфонической музыки.
5) Наиболее значительно за 8 лет выросла доля опрошенных, посещающих театры.
Выберите верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которы ми они указаны.
1)Повседневная жизнь индивидов, её самые первичные формы составляют сферу гражданского общества.
2)Монополия одной идеологии является основой гражданского общества.
3)Гражданское общество выступает опосредующим звеном между свободным индиви дом и централизованной государственной волей.
4)Гражданское общество может быть по своей форме тоталитарным.
5)К принципам формирования гражданского общества относится частная собствен ность на средства производства.
Установите соответствие между органами государственной власти в Российской Феде рации и субъектами, которые осуществляют руководство ими: к каждой позиции, дан ной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУБЪЕКТЫ,
А) Служба внешней разведки РФ
Б) Министерство иностранных дел РФ
В) Министерство образования и науки РФ
Г) Федеральная служба безопасности РФ
Д) Министерство сельского хозяйства РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В государстве Ф. осуществляется демократизация общества, которая сопровождается пуб личными дискуссиями, рассмотрением предложений по реформированию политической сис темы на парламентских слушаниях, социологическими опросами общественного мнения.
Выберите из приведённого списка характеристики политического процесса, происхо дящего в этом государстве, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Что из перечисленного относится к социальным правам граждан Российской Федера ции? Запишите цифры, под которыми указаны социальные права.
на гарантию свободы мыслей и слова
на политическое убежище иностранцам
на бесплатное или за доступную плату жилище для малоимущих граждан РФ
на запрет высылки за пределы РФ граждан России
Выберите верные суждения о гражданстве РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
Приобретение гражданином РФ иного гражданства влечёт за собой прекращение гражданства РФ.
Гражданин РФ может быть выслан за пределы Российской Федерации.
Пребывание гражданина РФ за пределами России не прекращает его гражданства.
Лица, состоящие на военной службе в иностранном государстве, не подлежат приёму в гражданство РФ.
Гражданин РФ лишён права изменить гражданство РФ.
Установите соответствие между принципами гражданского процесса и их группами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРУППЫ ПРИНЦИПОВ
А) непосредственность разбирательства
Б) независимость судей
В) состязательность и равноправие сторон
Г) непрерывность разбирательства
Д) равноправие перед законом и судом
конституционные принципы (за креплены в Конституции РФ)
отраслевые принципы (отражают специфику гражданского процесса)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Гражданин М., появившийся в городском парке в состоянии алкогольного опьяне ния, был задержан нарядом полиции. Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы для правовой оценки этой ситуации, и запишите цифры, под
5) дисциплинарная ответственность
3) административная ответственность
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ряд мыслителей видели преимущество современной (А) в успешном раз витии ею материального (Б) на базе новой науки и вследствие этого — удов летворение материальных (В) людей. Но этот (Г), то есть движе ние вперёд к более совершенному, имеет другую, оборотную сторону. Роковым для нашей
(Д), направленной на воспитание человека, развитие его души и образова
ния, является то, что её материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная. Имеющие значение для человека (Е) в основном преходящи, мимолётны, особенно товары и услуги первой необходимости, недлительного пользования».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует ся для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполне нию работы.
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания этой части (21—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запи шите сначала номер задания (21, 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
«. История этнополитических конфликтов настолько длительна, что современные представления, основанные на методах их разрешения в рамках либеральной цивилиза ции, отражают лишь её миг. Это теоретическое положение применимо и к России, про шлое которой оставило нам сложные и запутанные межнациональные проблемы.
Первый — социологический. Он явно доминирует. В рамках данного подхода причи ны конфликтов объясняются при опоре на анализ этнических параметров основных со циальных слоёв, групп, группировок, а также на исследование взаимосвязи и взаимо влияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими харак теристиками региона, переживающего этнополитическую напряжённость.
Второй — политологический. Опираясь на такой подход, учёные первоочередное внима ние уделяют трактовке роли национальных элит (прежде всего интеллектуальных и полити ческих) в мобилизации чувств в процессе межэтнической напряжённости и её эскалации до уровня открытого конфликта. В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам» (Мацнев А. А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегули рования // Социальнополитический журнал. 1996. № 4. С. 41, 42—43, 45.).
Что понимает автор под этнополитическим конфликтом?
Подходы к анализу этнополитических столкновений
Объяснение причин этнополитического конфликта
На основании текста заполните таблицу.
Автор говорит о длительности истории этнополитических конфликтов. Привлекая знания курсов истории и обществознания, приведите три примера этнополитических конфликтов.
В тексте охарактеризованы два подхода к объяснению причин этнополитического конфликта. Опираясь на обществоведческие знания, укажите другие три причины этно политических конфликтов.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «контркультура»? Привлекая зна ния обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержа щее информацию о характеристике контркультуры, и одно предложение, раскрывающее причины возникновения контркультуры.
Назовите любые три способа политического участия граждан и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.
В ходе социологического опроса, проведённого Институтом молодёжной политики и социальных технологий «МАГИ» Российского государственного технологического уни верситета им. К. Э. Циолковского в конце 2006 г., 2119 молодым россиянам был задан вопрос: «Какой из основных видов брачных отношений Вы предпочитаете?» Результаты опроса (в % от общего числа отвечавших) отражены в диаграмме.
Я об этом не задумывался
%
Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование од ного из сделанных выводов.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экономические системы». Со ставьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содер жать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказыва ний (29.1—29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме минисочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
«Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не до стигнет глубокого знания людей» (Н. Чернышевский).
«Инфляция — единственная форма наказания без законно го основания» (М. Фридмен).
«. Человеческое общество — это попытка, это долгое иска ние; ищет же оно того, кто повелевает!» (Ф. Ницше).
«Политика есть искусство приспособляться к обстоятель ствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что пре тит» (О. Бисмарк).
«Реформу нравов следует начинать с реформы законов» (К. Гельвеций).