повседневная жизнь и мировосприятие человека 19 века конспект урока всеобщая история 9 класс
Конспект урока на тему: «Повседневная жизнь основных слоев населения России в XIX в».
Урок № 50 на тему: «Повседневная жизнь основных слоев населения России в XIX в».
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Понятия: старая и новая буржуазия, усадьба, меценат.
1. Организационный момент
2. Проверка и актуализация знаний (В начале занятия учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания)
3. Изучение нового материала
2. Быт привилегированных сословий.
3. Новшества в жизни городских обывателей.
Сегодня на уроке вы узнаете об изменении облика городов, жизни городских «верхов», рабочих и студентов, крестьянском быте.
После отмены крепостного права в России начался рост населения. Если в 1860 году количество жителей государства составляло семьдесят четыре миллиона, то к 1897 году этот показатель вырос до ста двадцати шести миллионов.
Россия оставалась преимущественно аграрным государством. Около 87 % населения проживало в сельской местности.
В 1863 году в России было только три города, количество жителей которых превышало сто тысяч человек. Это Москва, Петербург и Одесса. К 1897 году число таких городов возросло до четырнадцати.
Это значит, что в государстве происходил процесс урбанизации, то есть роста городов и городского населения.
Изменился облик городов. Строились здания, которые соответствовали духу времени и нуждам населения. Появлялись вокзалы, рестораны, рынки, торговые пассажи.
Как же изменилась численность населения? Это мы определим рассмотрев источник на стр. 225.
1—3. Изучения вопросов — самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и выполнение работы в тетрадях по вопросам из рабочих листов. После выполнения каждого пункта рабочего листа организуется проверка. Учащимся представляется возможность объяснить свой выбор ответа, обсудить вопросы с учителем и одноклассниками, обосновать свое мнение.
Тема: Повседневная жизнь основных слоев населения России в XIX в.
1. Прочитайте пункт параграфа «Быт крестьян» и продолжите предложения.
2. Прочитайте пункт «Быт привилегированных сословий», выделите новые черты, появившиеся в повседневной жизни
3. Прочитайте воспоминания туляка Н. В. Давыдова о Москве 60-х гг.: «Москва, по истечении пяти лет, которые я провел вне ея, показалась мне неузнаваемой, так изменился общий вид, принявший почти европейское обличье. Уже одно то, что подъезжать к Москве пришлось по железной дороге, производило сильное впечатление. Да и сама Москва преобразилась и обновилась в значительной степени. В ней, казалось, произошел за эти пять лет крутой перелом; во всем чувствовалось что-то новое. Улицы те же, да и строений новых возникло не так уж много, а прежней Москвы не стало. что-то неуловимое изменило общий вид Москвы, отняв у нее свойственные ей прежде характерные черты неподвижного захолустья, столицы сонного царства».
Определите факторы, повлиявшие на изменение облика первопрестольной столицы.
4. Дайте определение понятий.
5. Отметьте новые явления в жизни
По окончании работы учащимся предлагается ответить на вопрос: С какими процессами, происходившими в экономической жизни России, были связаны изменения в облике городов?
Давайте подведём итоги:
1.Во второй половине XIX века быстрыми темпами шёл процесс урбанизации.
2.В быту тесно переплетались традиции и индустриальные новшества.
3.Разительно отличалась жизнь городских «верхов» от жизни рабочих и бедной интеллигенции.
Каким образом развитие капитализма отразилось на повседневной жизни различных слоев российского населения?
Домашнее задание : § 26, вопросы и задания в конце параграфа. Дополнительное задание: по желанию учащиеся на основе дополнительной литературы могут составить рассказ о посещении трактира, бала, народного гуляния.
Конспект по истории на тему «ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ В XIX в.» (9класс)
Тема: Повседневная жизнь разных слоев населения в XIX в
Тип урока: комбинированный
Цель урока: рассмотреть основные слои населения и их жизнь
Рассмотреть, как изменился облик городов
Изучить жизнь городов
Раскрыть жизнь и быт городских окраин
Изучить досуг горожан и изменения в деревне
Литература: Учебник, материал для самостоятельного изучения и проектной деятельности учащихся «Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.»;
Решение самостоятельной работы со слайдов
Изучение нового материла
Рассказывает: после отмены крепостного права экономика начала развиваться в положительную сторону. Не смотря на большие потери в период русско-турецкой войны и детскую смертность население страны только росло. Но все же Россия оставалось крепостной страной- население деревень составляло 87%.
Увеличивается число и городских жителей.
Так в 1863г. – было три города с населением свыше 100 тыс. человек – Петербург, Москва и Одесса
В провинциальных городах появляются театры, вокзалы, больницы и школы, строятся многоэтажные дома
Давай те все-таки рассмотрим как развивается город на примере уличного освещения и почты:
1 вариант – Составить схему развития уличного освещения с указанием дат
2 вариант – составить схему развития передачи новостей с указанием дат
Боярские дома были в стиле ампир, вокруг которых были яблоневые сады. В основном они были двухэтажные и бывали они там очень редко обычно в выходные.
Интеллигенция – жила в квартирах, где была собственная библиотека.
1 ряд быт, одежда и права студентов
2 ряд быт, одежда и права рабочих на окраинах
3 ряд быт, одежда и права крестьян
Основным досугом высших слоев население было посещение театров и ярмарок, где у них были собственные ложи. А простой народ развлекался на народных праздниках, таких как Масленица, пасха и так далее.
Слушают рассказ учителя
Записывают в тетрадь
Выполняют задание в тетради
Слушают рассказ учителя
Выполняют задание в тетради
Слушают рассказ учителя
О каких слоях населения мы сегодня говорили?
Как изменились года в это время?
Изменилась ли жизнь населения в это время
Отвечают на вопросы
Стр.54-60 ответить на вопросы после параграфа
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с учётом реализации ФГОС ООО
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-984630
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учительница придумала соцсеть, где школьники помогают друг другу с уроками
Время чтения: 2 минуты
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии
Время чтения: 2 минуты
Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России
Время чтения: 1 минута
Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация для 9 класса: «Повседневная жизнь человека в XIX веке».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Повседневная жизнь человека в XIX веке.
Одно из главных изменений в повседневной жизни в том, что люди стали лучше питаться. Хотя основной пищей оставался хлеб и картофель, но мясо стало доступнее. С 1870 по 1913 гг. потребление мяса увеличилось до 45-50 кг в год.
Широкое применение пастеризации молока позволило снабжать им население больших городов. Распространение промышленных холодильников и развитие транспорта сделали рыбу доступной для жителей неприбрежных районов.
Одежда. Во второй половине 19 века моду диктуют вкусы богатой буржуазии. На основе стиля середины 18 века — рококо — складывается новый, еще более пышный и эклектичный стиль — «второе рококо», или «выставочный стиль».
Техника в доме. Хранить продукты с помощью холода умели жители умеренных и северных широт, в южных странах даже не представляли, что лед может быть полезен для бытовых нужд и только богатые южане могли заказать снег с горных вершин. Наши предки делали погреба. Которые не сильно отличаются от нынешних подземных холодильников, которыми до сих пор пользуются наши дедушки и бабушки. Первый искусственный лед получен в 1850 году Джоном Гори, который использовал компрессионный цикл в своем устройстве, похожая конструкция используется и по сей день.
Старинные модели этих машинок высоко ценятся на рынке антиквариата. За определенные модели, которым более ста лет, коллекционеры готовы платить десятки тысяч долларов. Между тем из-за высокого качества этих машин их подделки появились еще в конце 19-го века, а за долгое время существования бренда родились тысячи легенд и домыслов.
Средства транспорта. Настоящим основоположником железнодорожного транспорта считается английский механик-самоучка Дж. Стефенсон (1781-1848), построивший в 1814 г. первую работающую модель паровоза. Он основал паровозостроительный завод и занялся железнодорожным строительством. В 1825 г. в Англии была открыта первая железнодорожная линия. В 1829 г. Стефенсон построил паровоз «Ракета» для железной дороги Ливерпуль — Манчестер, который развивал скорость до 50 км в час
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с учётом реализации ФГОС ООО
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-1556143
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей
Время чтения: 1 минута
Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России
Время чтения: 1 минута
Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока
Время чтения: 2 минуты
В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Повседневная жизнь и мировосприятие человека 19 века конспект урока всеобщая история 9 класс
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
В России создали сообщество активных родителей
Время чтения: 2 минуты
В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»
Время чтения: 2 минуты
Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Повседневная жизнь людей в конце XVIII — XIX вв.
Аристократия, буржуазия и пролетариат.
Определить последствия урбанизации;
формировать представления учащихся об изменениях в социальной структуре общества;
формировать навыки самообразовательной работы и самостоятельной работы с разными источниками информации;
способствовать повышению интереса к истории, расширять кругозор и мировоззрение учащихся;
воспитывать толерантное отношение к людям.
Тип урока: урок усвоения нового учебного материала;
После этого урока ученики смогут:
характеризовать последствия урбанизации;
-определять изменения, которые произошли в социальной структуре общества;
-рассказывать об особенностях повседневной жизни людей в XIX в.;
Проверить готовность учащихся к уроку
II . Актуализация опорных знаний
Что вы вкладываете в понятие «повседневная жизнь»?
В чем отличие горожанина от сельского жителя?
III . Мотивация учебной деятельности
«Индустриализация сделала над людьми ещё одну очень болезненную хирургическую операцию без наркоза – она разделила их с природой…»
— Как вы понимаете это высказывание?
IV . Представление темы и ожидаемых результатов.
Аристократы, буржуазия и пролетариат.
Урбанизация и её последствия.
Аристократы, буржуазия, пролетариат.
Повседневная жизнь людей в конце XVIII — XIX вв.
После этого урока ученики смогут:
характеризовать последствия урбанизации;
-определять изменения, которые произошли в социальной структуре общества;
-рассказывать об особенностях повседневной жизни людей в XIX в.;
— формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;
Ключевые вопросы урока.
Назовите факторы, которые обусловили интенсивное развитие общества в XIX веке?
Дайте собственную оценку изменениям, которые произошли в жизни общества в XIX веке?
V . Изучение нового материала.
Класс был разделен на 8 групп (2-3 учащихся в каждой группе):
Группа №1. «Урбанизация и её последствия»;
Группа №2. «Аристократы (XVIII-XIX вв.)»;
Группа №5. « Понятие «мода». Жилье»;
Группа №8. «Развлечения».
Каждая группа, используя разные источники информации, самостоятельно готовит материал к уроку и презентует его.
1. Урбанизация и её последствия.
Модернизация – переход к более высокому способу хозяйственной жизни с соответствующими изменениями общественных отношений.
Модернизациями были переход от аграрной экономики, где предпочтение отдавали натуральному хозяйству, к промышленной, с развитыми товаро-денежными отношениями; от промышленной – к индустриальной, что характеризуется массовым, серийным производством, увеличением внешних рынков.
главный регулятор жизни общества;
человека от коллектива, коллектива
от государства, общества от
господствуют государственная собственность и
разнообразные формы коллективной
престижное поведение и
эпоха социальной революции
(форма перехода, процесс
перестройки всего общественного организма):
(промышленный переворот + индустриализация);
секуляризация; развитие образования
и способов коммуникации;
рост социальной напряженности,
Процесс модернизации в Новое время той или иной степенью затронул большинство государств и народов Европы и Америки, а также Российскою и Османскую империй. До конца XVIII в. традиционный способ жизни был практически полностью разрушен только в Англии, Голландии и их «белых» колониях (со временем – США), а также значительной мерой во Франции. Качественные изменения в жизни общества здесь происходили ещё во времена доиндустриальной эпохи. Эти страны называют странами первой «волны» модернизации.
Страны «первой» волны до конца XVIII в. стали центром евро-американского Запада. Именно благодаря им возникла неоднородность мирового пространства: здесь были разрушены традиционное общество, а аграрная цивилизация поступилась местом индустриальной, которая только-только зарождалась. Запад стал центром мирового развития, определяя его вектор, оказывая влияние на другие народы.
В первой половине и середине XIX в. на путь коренной трансформации жизни общества вступили большинство государств и народов континентальной Европы. Окончательный разрыв с традиционным прошлым в этих странах произошел под влиянием первой промышленной революции. Расширились границы индустриального Запада; западные страны начали влиять на другие народы и государства.
Все эти трансформации в обществе не могли не повлиять на повседневную жизнь европейского общества, в частности на структуру – появились новые слои общества: буржуазия и пролетариат; на численность населения, урбанизацию, изменения жилья, моды, одежды, досуга, развлечений и духовного мира людей.
Городской воздух делает человека свободным.
Урбанизация – (от лат. u rbanus – городской) процесс сосредоточения населения, экономической и культурной жизни в городах.
К 1900 году численность населения на Земле составляла 1 млрд. человек.
Увеличение численности населения городов Европы
Средняя продолжительность жизни в годах в XIX веке.
Дома в городах стали строить из камня и кирпичей. Старые дома переделывали или вообще ломали, чтобы расчистить место для новых. В конце XIX в. появились трамваи, метро, автомобили.
Лондон. Великая Британия. Городское строительство XIX в.
На фотографии автомобиль едет
навстречу конному экипажу
К. Писарро. Бульвар Монмартр (1897г.)
Европейцы по разным причинам покидали континент. Это и революции, поиск работы, лучшей жизни и т.д.
Во время «картофельного» голода многие ирландцы стояли перед выбором – умереть голодной смертью или покинуть страну. Около одного миллиона человек умерли, примерно столько же переселились в течение пяти лет в Англию, Шотландию и Уэльс, а также в Соединенные Штаты. Эпидемия тифа 1846-1847 гг. унесла жизни еще 350 тысяч ирландцев.
Самый мощный поток переселенцев в XIX в. был направлен в США. Сначала это были выходцы из Англии, Германии, Скандинавии. В последней трети XIX в. основу эмигрантов составили выходцы из Италии и стран Восточной Европы. Кроме США люди из Европы уезжали искать лучшую судьбу и в Латинскую Америку, и в колонии.
рост численности населения;
изменение этнического состава городов;
увеличение внутренней миграции населения;
увеличение внешней миграции населения;
изменения в повседневной жизни;
улучшение качества жизни, медицинского обслуживания;
ускорилось развитие науки, образования, изменилось содержание культуры;
изменение индивидуальной и массовой психологии;
2. Аристократы. Буржуазия. Пролетариат.
XVIII век- это период рассвета абсолютизма, который диктует обществу определенные правила поведения, моральные нормы. Абсолютистская идеология формирует особую психологию в разных прослойках общества. Королевская особа выделяется не по принципу знатности, богатства или власти, а вследствие божественного характера власти монарха: «Государь – образ и подобие Бога».
Монарх был окружен аристократической элитой. Все население, которое не имело дворянского звания, рассматривалось как чернь, не достойная звания людей. В XVIII в. королевская особа и королевский двор становятся мерилом всех ценностей. Одним из характерных признаков эпохи становится публичность. Дворянскому кругу было присуще пустое время провождение и трата денег.
БУРЖУАЗИЯ – термин «буржуазия» французского происхождения: так в средние века назывались жители города (бурга). С течением времени словом «буржуазия» стали означать не просто жителей городов, а тех людей, которые, накопив денег и наняв рабочих, стали организовывать производство каких-либо товаров. В XIX в. этому сословию, стало присуще чувства собственности, культа денег, бережливость.
В XIX веке формируется новый образ европейца – джентльмен.
Это человек богатый, он должен иметь достаточно средств, чтобы не работать, а заниматься хобби, интеллектуальным трудом, искусством, спортом, но не на профессиональном уровне.
Буржуазия пополнялась за счет дворян, купечества, владельцев мануфактур, городской интеллигенции, крестьянской верхушки.
Буржуа копируют способ жизни господствующего сословия: правила поведения, быт, проявляя уважение в окружении представителей высшего света, однако вне этого круга поведение изменяется и демонстрируется брутальность и пренебрежение к другим сословиям общества.
В XIX в. окончательно происходит укрепление господства буржуазии, которая, в свою очередь, навязывает собственные взгляды и правила поведения всему обществу. На первое место выходят чувство собственности владения тем или иным имуществом, которое становится мерилом настоящей ценности человека. Отсюда возникает культ денег и стремление измерять мир в денежном эквиваленте. Буржуазное мировосприятие пересчитывает все на деньги, демонстрируя даже рыночную стоимость того или иного предмета. Они помнят все цены, всегда напоминают о стоимости купленных ними предметов. Одной из характерных чеснот того времени становится бережливость.
Буржуа в привычных условиях совсем не воинственный, наоборот, он миролюбивый и трусливый. Эти качества связаны со стремлением безопасности, поскольку при каких-либо социальных конфликтах его делам угрожают убытки, он потеряет больше. Впрочем, при определенных условиях он может демонстрировать и свою агрессивность, и революционный запал.
В XIX веке в Англии формируется новый образ европейца – джентельмен. Джентельмен – это человек богатый, он должен иметь достаточно средств, чтобы не работать, а заниматься хобби, интеллектуальным трудом, искусством, спортом, но только не на профессиональном уровне. Так в Англии джентельмен воспитывается в духе служения обществу, а во Франции – чести.
Здоровье, ум и мораль были неотъемлемыми одна от другой целями образованной буржуазии.
В XIX веке у буржуазии возникают новые страхи, прежде всего социальные. Страх перед пролетаризацией и обнищанием становится причиной склонности мелкой буржуазии к поддержанию таких идеологий, как антисемитизм. Ненависть к иностранцам и возникновение национальных образов врагов – элементы той же самой тенденции. Господствующим в среде буржуазии становится страх перед революциями.
Утвердившись в XIX веке при власти, буржуазия определила и предназначение брака: рождение детей. Непременным условием оставались добрачная невинность и обязательная взаимная верность. Таким образом целью было устранить понятие сексуальность. Одежда мужчин и женщин не имела больше права подчеркивать сексуальные признаки.
Художник В.А. Серов (1865-1911)
Жена богатого фабриканта Г.Л. Гиршман.
Несмотря на могущество «высшего класса», заметное влияние в обществе последней трети XIX в. начинает приобретать «средний класс». Он объединял различные слои общества – предпринимателей, служащих, людей «свободных профессий» ( инженеры, врачи, преподаватели, юристы и т.д.). У них было устойчивое материальное положение, но не позволяющее жить, не работая; образованность; возможность нанимать прислугу и т.д. «Средний класс» дает обществу стабильность, поскольку он не стремится завладеть чужим имуществом, как бедняки, и не вызывает зависти, как богатые.
ПРОЛЕТАРИАТ — сословие, которое возникло в результате урбанизации и индустриализации; формируется за счет крестьян, ремесленников, «вечных подмастерьев», изгнанных из монастырей монахов, городского плебса.
Пролетариат не имеет собственности и подвержен революционным взрывам.
Пролетариат формировался из числа обедневших крестьян, разорившихся ремесленников и городского плебса.
В период индустриализации труд стал «товаром», который можно было выгодно продать. Причем речь идет не только о том, что отдельный человек мог продавать свою рабочую силу на вольном рынке, а фактически об осознании человеком права собственности на свою работу. Индустриальная эпоха существенно изменила коллективное отношение к работе. Хотя долгое время еще господствовали ремесленные формы производства, которые от начала и до конца определяли производственный процесс, а продолжительность работы устанавливали сами работники, однако быстрое наступление машинного производства во второй половине XIX века навсегда изменили мир труда. С распределением видов работ, рабочий теперь выполнял только специализированную функцию. Квалифицированный труд утратил свою значимость по сравнению с приобретенными навыками, а наемный работник уже не был связан с конечным продуктом производства. Пока считалось, что квалифицированный труд был гарантом независимой жизни, работник находился в центре внимания как «производитель». Однако, начиная с конца XIX века наемный труд, машинное серийное производство и рационализация привели к тому, что рабочий начал восприниматься уже как «потребитель».
Одновременно начинает формироваться новое восприятие социальных отношений. Пролетариат начинает бороться за свои права не только экономические, но и политические. Это приводило к стачкам, забастовкам, митингам. Крайний случай – революции. Появились у пролетариата и свои революционные праздники, которые через введение новой символики чаще всего провозглашали разрыв со старым, прошлым, используя их как политическую демонстрацию.
Многие люди не могли
привыкнуть к жизни
в городах. Некоторые
пытались утопить свои
Эта гравюра У.Хогарта
1751 г. была им названа
Условия труда на фабриках
были ужасающими. Женщины
и дети работали по 12 часов
в день за мизерную плату
В лучшем положении находились высококвалифицированные рабочие, которых называли «рабочей аристократией». Они составляли приблизительно пятую часть рабочего класса. Прибыль некоторых из них была равна доходу представителей «среднего класса». Их дети, как правило, учились в школах и стремились получить специальность, которая бы позволила им работать в конторах, а не на производстве.
В последней трети XIX в. реальный доход рабочего класса в странах Европы вырос на 30-50%. Это дало возможность лучше питаться, одеваться и даже тратить деньги на развлечения. Также произошло сокращение рабочего дня с 14-16 до 8-12 часов. В некоторых странах это было закреплено законодательно.
Изменения в социальной структуре общества
«высший класс»: «средний класс»:
буржуазия служащие, инженеры ,
Общие тенденции в изменениях социальной структуры общества:
в XIX в. старые сословия быстро разрушались, а на их основе возникали новые классы и группы;
приходилось приспосабливаться к новым условия жизни и старым слоям общества, и новым;
интеллект, образованность, деловые качества, напористость – это не полный перечень качеств, давших возможность достичь успехов в жизни.
3.Повседневная жизнь людей.
МОДА – совокупность привычек и вкусов, которые господствуют в определенное время и касаются практически всего: костюма, красного словца, коллективного движения, манеры принимать гостей за столом, ухаживать за телом, лицом, волосами и т.д.
Дома стали строить преимущественно из камня и кирпича. В XIX веке состоятельные люди жили в величественных городских особняках, построенных на усаженных деревьями улицах. Пол в домах покрывали паркетом, керамической плиткой, камнем. На втором этаже пол был деревянным. Стены стали гладкими, украшали краской и рисунком, обоями из ткани, бумаги. Мода на зеркала утвердилась в XVIII веке. В домах появляется вестибюль, гардероб, спальня, галерея, кабинет, библиотека.
До середины XIX века формируется тип поместья, предназначенного для делового человека. Его собственники – адвокаты, врачи часто принимают клиентов дома. В конце столетия здесь появляется водопровод, канализация (ватерклозеты, туалетная бумага появляется только с 1860-х гг.), электричество. Появляются гардеробы современного типа, в которых одежду развешивали на вешалках-плечиках (были изобретены в Англии в XVIII ст.). В обиход входит комод.
Бедняки (городской пролетариат) живут на окраине городов или возле заводов и фабрик. Для рабочих строили поселки. Однако в большинстве случаев это были бараки, с минимумом мебели, отсутствием каких-либо условий проживания.
Особенности строительства жилья
формируется тип поместья, предназначенного для делового человека;
пол покрывали паркетом, керамической плиткой, камнем;
стены украшали краской с рисунком, тканевыми и бумажными обоями;
в XVIII в. утвердилась мода на зеркала;
в домах появляется вестибюль, гардероб, спальня, галерея, кабинет, библиотека;
в обиходе диваны современного вида, комоды, бюро, серванты;
возникает новый вид жилья – «под жильцов»;
рабочие живут в бараках с минимумом мебели, отсутствием каких-либо условий проживания.
В обиход вводились новые продукты питания. Распространение получили картофель, кабачки, перец, подсолнечник, кофе, какао, томаты. Со временем стали строить кофейни, где можно было отдохнуть и попить кофе или горячий шоколад.
Некоторые виды вина становятся очень дорогими и деликатесными, символизируя роскошь. В XVIII веке появилось шампанское.
После французской революции модными стали сигареты.
Чем беднее был человек, тем однообразнее была его пища. Рацион питания составляли преимущественно каши и мучные юшки. Дополнением к рациону питания бедного населения были: гречка, рис, бобы, каштаны, горох и чечевица. Молочные продукты тоже были в рационе, однако сыр и масло редко встретишь на столе городского рабочего. В период поста (до 165 дней в году) незаменимой была рыба всех сортов. Традиционной пищей оставался хлеб грубого помола, мясо (очень редко), кукуруза (маис), картофель др. овощи и фрукты. Тарелками служил или хлеб, или деревянная подставка. Из напитков предпочитали пиво, сидр, вино, популярной становится водка.
В середине века в США появляются консервы: сгущенное молоко, мясо, рыба, горох, томаты и т.д. В 70-е годы XIX века было налажено их промышленное производство.
Благодаря изобретению холодильных установок, а также вагонов и кораблей-рефрежераторов началась «эра дешевого мяса». Кроме того круглый год можно было покупать свежие помидоры и тропические фрукты. Однако это было доступно не всем.
Эти и другие факторы способствовало развитию продовольственных магазинов с широким ассортиментом.
господствующие классы предпочитали: белый хлеб, мясо, рыбу, яйца, голландские сыры; дорогие сорта вин ( в XVIII в. появилось шампанское), мед заменили сахаром;
особое значение приобретает сервировка стола: фарфоровая и серебряная посуда, отдельный столовый прибор; XIX в. – век трезубой вилки ( «господские вилы»);
рацион питания бедных состоял из каш (гречка, рис, бобы, горох), хлеба грубого помола, рыба всех видов и сортов, картофель, кукуруза;
популярной становится водка;
налаживается промышленное производство консервов;
появляется новый вид хранения продуктов – холодильные камеры;
расширяется сеть и ас а ртимент продовольственных магазинов.
В XVIII веке утверждаются единые формы европейской одежды. Процесс этот был обусловлен преодолением замкнутости большинства европейских стран, развитием торговли между ними и постепенным становлением общеевропейской культуры, а также влиянием Англии и Франции.
В XVIII веке с развитием городов и промышленности ускоряется темп жизни, создается новый его уклад. Разница между городскими и сельскими жителями становится все более ощутимой, что нашло отображение в одежде. Сельский костюм остается народным, сохраняя традиционность, становится декоративным.
С распространением фрака и жилета костюм в целом стал проще – исчезла его внешняя пышность. Постепенно уменьшалась пышность во всей одежде. Дорогие ткани сменились шерстяными тканями, из хлопка и льна. Их цвета стали более спокойными – серыми, синими, коричневыми. Ткани менялись так часто, как и фасоны. Для придворных и парадных туалетов все еще использовалась парча, бархат и атлас.
Новая эпоха в истории развития одежды была связана с изменениями, которые принес XIX век. Значительно более сложной становится социальная функция моды и расширяется сфера ее влияния. Мода становится воспитателем вкусов городского населения. Расширение производства предметов быта, способствовало увеличению ассортимента изделий. Поэтому изменения в моде в XIX веке происходят чаще, чем в предыдущие эпохи.
На протяжении всего XIX века первенство в моде оставалось за Францией. Англия завоевывает и твердо сохраняет первое место в моде на мужские костюмы, формируя внешний вид мужчины Нового времени.
Ведущее место в обществе теперь занимают «деловые люди». Понятие элегантности для делового человека теперь не совместимы с парчой, атласными костюмами, напудренными париками и нарумяненным лицом.
В женском костюме XIX века быстро распространяется влияние стиля ампир. Женское платье становится более тяжелым и в ней появляется больше декоративных элементов. Бальные платья приспособлены к быстрым танцам того времени и были значительно короче. В моду входят шляпки т.к. они начинают играть первостепенную роль – защищать голову от солнца. Дополнением к костюму были перчатки (до 365 шт.), сумочки (обязательно носовой платочек), зонтики, периодически в моде были и очки (лорнет, пенсне). В 50-х гг. XIX века появляется женское пальто – короткое и длинное. Обувь начинают носить на низком каблуке. Причиной расширения практической и скромной одежды было появление группы женщин-служащих и студенток.
Одновременно наступает культ женского белья. Его изготавливают из самого тонкого батиста, обрабатывают большим количеством тонкого кружева, ленточками, изящной вышивкой. В изготовлении белья соперничают Париж и Вена.
Медики устанавливают, что для нормального состояния и для работы женскому организму необходимо не только избавиться от корсета, но и от корсажа юбки, т.е. сделать опорными участки, на которых держалась бы вся одежда, только плечи. Это силуэт практически прямого длинного платья.
Лишь некоторые сословия занятых физическим трудом женщин не носили корсет, однако, даже работницы кондитерских фабрик, телефонистки и др. стремились иметь модную фигуру.
Основные особенности в изменении одежды:
первенство в моде принадлежит Франции;
сельский костюм – народный, декоративный;
ткани – шерстяные, из хлопка, ткани из льна;