поведение определяемое стремлением к достижению определенного уровня и качества жизни
Организационное поведение
Рассмотрены сущность организационного поведения, различные аспекты управления поведением человека и групп в организации, показана специфика управления организационным поведением в условиях организационных изменений в России и зарубежных странах. Для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений, менеджеров кадровых служб предприятий.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организационное поведение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ. ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Теоретические основы организационного поведения
Современный период развития российской экономики характеризуется преодолением инерционности социально-экономических процессов административно-плановой экономики, сущностным видоизменением роли человека в воспроизводственном процессе. В частности, в рамках системы государственного регулирования это проявляется в тенденции рассмотрения человеческого капитала как альтернативы сырьевой ориентации национальной модели хозяйствования. При этом человекоцентрическая парадигма имеет системный характер и предполагает реализацию мер тактического и стратегического развития на всех социально-экономических уровнях на основе комплексного учета мотивов, целей, потребностей, возможностей человека.
Эволюция развития кадрового менеджмента в организациях включает различные подходы, научные школы и направления, использующие по отношению к персоналу организации понятия “ресурсы”, “капитал”, “фактор”, показывая тем самым, что персонал полностью свободен от компонентов механистического восприятия человека на производстве.
Среди современных теоретиков и практиков управления переход передовых стран в эпоху “информационного общества”, следующую за периодом индустриального общества и определяемую как “постиндустриальное” и “общество потребления”, свидетельствует о том, что на базе высоких достижений в области научно-технического прогресса, высокой фондовооруженности определяющим фактором развития стала информация, доступная в любой точке планеты, перерабатываемая работниками и являющаяся основой для принятия решений, а основным субъектом интересов бизнеса является потребитель.
Однако в современной социально-экономической системе только за счет достижений техники и технологии выиграть в конкурентной борьбе на рынке невозможно. Требуется использование более перспективного и эффективного ресурса, каковым может быть только человек с его творческим и физическим потенциалом, способностью не только к простому воспроизводству рабочей силы, но и к саморазвитию.
Научно-технический прогресс объективно стимулирует рост требований к качеству рабочей силы; работники стали более образованными и грамотными, в том числе в правовом отношении, более свободными в создании своих организаций. Выросли самосознание работников, уровень их самооценки, что можно рассматривать как одну из причин, по которой современный западный менеджмент как наука, по сути, занимается в значительной степени организационным поведением.
Организационное поведение — это комплексная прикладная наука о психологических, социально-психологических, социальных и организационно-экономических аспектах и факторах, влияющих и в значительной степени определяющих поведение и взаимодействие субъектов организации — людей, групп, коллектива в целом друг с другом и с внешней средой. Среди этих аспектов и факторов — статус, роль, индивидуальные особенности, цели, интересы, ценностные ориентации, мотивы, стимулы, системные свойства, особенности онтогенеза и др. 1
Организационное поведение определяют также как область знания, стремящуюся понять и научиться предсказывать поведение людей в организации, а также управлять этим поведением.
К основным целям изучения организационного поведения относят следующие:
— систематизированное описание поведения людей в различных, возникающих в процессе труда, условиях;
— предсказание поведения работника в будущем;
Основная практическая цель изучения организационного поведения — определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека, как индивидуальной, так и коллективной.
Основной научной управленческой школой организационного поведения является эмпирическая, которая тщательно изучает ситуационный опыт большого числа организаций, с тем чтобы не только пополнить теоретические знания, но и сформировать научно обоснованную совокупность моделей организационного поведения.
Сфера действия организационного поведения, как правило, формируется в процессе взаимодействия четырех базовых факторов: персонала, организационной структуры, технологии и внешней среды, в которой действует конкретная организация. Взаимозависимость между данными факторами можно охарактеризовать следующим образом:
1. Выполнение работ персоналом организации предполагает координацию его усилий, а значит, должны быть определены рамки и правила координации, власти и влияния, т. е. создана определенная структура формальных отношений.
На первое место в трудовом процессе выходят качественные показатели работы: отношение к труду, нестандартность мышления, творческий подход, надежность, ответственность и др. Сегодня приходится больше иметь дело с человеческим капиталом организации, который сложен и действительно бесценен, но только при условии, что он сформирован для данной конкретной организации по определенным правилам и законам, (корпоративный человеческий капитал).
При этом в рамках человеческого капитала на уровне организации необходимо различать специальный капитал, формируемый в результате практической деятельности человека, реализации способностей к труду, и узкоспециализированный человеческий капитал, представляющий совокупность, с одной стороны, психоэмоциональных, мотивационных, ментальных установок, а с другой — накопленных человеком общих и специфических знаний, навыков, способностей. Обладание узкоспециализированным человеческим капиталом повышает степень согласованности корпоративных и частных экономических интересов, так как именно узкоспециализированный капитал несет в себе заряд отраслевой конкурентоспособности корпорации.
Специальный и узкоспециализированный человеческий капитал отличаются по временному фактору формирования: последний имеет больший период образования и окупаемости. Подтверждением может служить тот факт, что, как правило, в организациях менее эффективны работники, только что включившиеся в процесс производства, даже если они имеют более высокий образовательный уровень. Одновременно узкоспециализированный капитал менее ликвиден на рынке труда, чем общий или специальный.
С одной стороны, это согласуется с корпоративными интересами, так как обеспечивает повышение производительности труда, рост социально-экономической эффективности работы корпорации, при поддержании необходимого уровня его воспроизводства сокращает степень риска возможных убытков при увольнении работника.
С другой стороны, для наемного работника акцентирование на процессах формирования и воспроизводства узкоспециализированного человеческого капитала (за исключением первоначального этапа работы) впоследствии может привести к снижению конкурентоспособности на рынке труда и деформации, уменьшению определенной части общего человеческого капитала (в частности, фонда здоровья) при переходе в аналогичную отраслевую компанию. Причина этого заключается в разном уровне корпоративной социальной ответственности, системе управления, организационной культуры и т. д., которые вызывают внутреннюю конкуренцию неформальных норм работника и, как следствие, состояние дистресса.
2. В трудовом процессе работники задействуют производственное оборудование (имущество организации), организационные структуры и технологии.
Организационная структура детерминирует формальные отношения внутри коллектива, позволяет эффективно координировать усилия работников, задает границы и формы власти, лидерства и влияния в организации, предполагает разработку структурной схемы соподчинения и взаимодействия, сотрудничества или соперничества в рамках механизма реализации управленческих решений.
Технологическое обеспечение включает материальные ресурсы, вовлеченные в процесс управления и производства. Уровень техники и технологий оказывает значительное влияние на трудовые отношения, однако деятельность на конкретном рабочем месте имеет свою психологическую специфику. Техника позволяет сделать больше и работать лучше, но она же накладывает и квалификационные ограничения, что может приводить к увеличению издержек организации.
3. Организация как система в целом и составляющие ее подсистемы (персонал, технология, организационные структуры) подвержены влиянию внешней среды. Одновременно, производя и реализовывая товары (услуги), каждый из элементов системы в отдельности и вся организация в целом влияют на внешнюю среду.
Каждая организация существует в рамках более сложно структурированной системы. Изменения во внешней среде все больше влияют на организацию, оставляя ей выбор:
а) закрыть внешние границы и не изменяться адекватно внешней среде при условии, что организация не успевает совершенствоваться;
б) постоянно трансформироваться, приспосабливаясь к окружающей среде, а также опережая изменения за счет развития потенциала своих работников.
Ни одна организация не может избежать влияния внешней среды, воздействующей и на положение людей, и на условия труда, порождающей конкуренцию за доступ к ресурсам, факторам производства. Поэтому при изучении поведения человека в организациях следует обязательно принимать во внимание воздействие многочисленных и системно дифференцированных факторов внешней среды.
Когнитивный подход оценивает человека по более высоким критериям, чем другие подходы, останавливается на позитивных и добровольных аспектах человеческого поведения. Используются такие понятия, как мотивация, ожидания, потребности и поощрения.
Познание как базовый элемент когнитивного подхода — акт восприятия некоторой информации. С позиции этого подхода акты познания предшествуют поведению, обусловливая собой вклад в образ мышления человека, в его ожидания, восприятие, решение проблем и процесс обработки информации.
Бихевиористский подход объясняет человеческое поведение с применением фундаментального принципа “стимул — реакция (отклик)”. Такие когнитивные процессы, как мышление, ожидание и восприятие, могут иметь место, но не являются необходимыми для предсказания и контроля поведения, а также управления им.
Подход социального научения интегрирует в себе достижения когнитивных и бихевиористских концепций. Этот подход, по сути, признает, что поведение наилучшим образом объясняется в терминах непрерывного взаимодействия между когнитивными, бихевиористическими и обусловленными средой факторами. Индивид и ситуация, определяемая средой, не функционируют как независимые элементы: они взаимодействуют в сочетании с собственно поведением, определяют характер поведения человека, с возможностью анализа поведения человека, познания, изменения и конструирования людьми окружающей среды, применения правил и символических процессов при научении людей. Подход социального научения является адекватной концептуальной моделью организационного поведения персонала, способствующей пониманию, предсказанию и контролю.
1.2. Модели организационного поведения
Целевые формы поведения обусловлены стремлением работника к той или иной цели. Первая группа целей связана с трудовыми обязанностями, функциями, исполняемыми на рабочем месте. Форма поведения в этом случае называется функциональным трудовым поведением и определяется содержанием и организацией труда.
Целевое экономическое поведение определяется стремлением к достижению высокого уровня благосостояния и качества жизни. Считается, что такая форма поведения вытекает из постоянного сравнения затрат собственного труда с компенсацией за них. Можно выделить несколько формул такого поведения: “максимум доходов ценой максимума усилий”, “минимум дохода при минимуме усилий”, “максимум дохода при минимуме труда”.
В самостоятельный подвид выделяют организационное поведение, которое связывают с реакцией сотрудников на применение различных методов стимулирования, регламентацию деятельности, нормативные акты, административные указания, обеспечивающие достижение целей организации. По сути, это “отрегулированная” организацией часть поведения, которая позволяет ей получить нужные результаты.
Работник, планирующий свою карьеру, профессиональное развитие, рост квалификации с целью перемещения вверх по ступеням иерархии, проявляет целевое стратификационное поведение, т. е. стремится к изменению своего статуса.
Работникам с инновационным поведением часто приходят в голову нестандартные решения, они постоянно ищут пути к улучшению в содержании, организации, условиях труда. Не все их предложения могут быть реализованы, но такие работники и обеспечивают прогресс и будущее организации, о чем свидетельствует практика японских фирм.
В ситуации перемен (места работы, коллектива) характерно адаптационно-приспособительное поведение, способное наложить отпечаток на деятельность человека и исказить правильное восприятие его другими.
Устойчивость структуры организации, преемственность ее традиций, обычаев достигается за счет церемониальносубординационной составляющей поведения. Правила этикета, манера обращения к сотрудникам, начальству, подчиненным воспроизводят культуру организации и ее структурные особенности.
Также выделяют следующие модели организационного поведения 9 :
1. В основе авторитарной модели лежит власть. Для того чтобы заставить подчиненного выполнять возложенные на него обязанности, руководитель должен обладать соответствующими властными полномочиями, позволяющими подвергнуть штрафным санкциям не подчиняющегося приказам подчиненного. При этом руководители ориентированы на формальные, официальные полномочия, прибегают к жесткому контролю над трудовым процессом, подавляют потенциальных лидеров и проявление инициативы.
2. Опекунскую модель характеризует поиск метода, способствующего развитию у работников чувства удовлетворенности трудом и ощущения безопасности, что позволило бы снизить уровень разочарованности и агрессии, повысить качество труда, привело бы к реализации программ социального обеспечения.
Успех опекунской модели зависит от экономических ресурсов. Усилия руководства организации направлены на получение средств, необходимых для выплаты заработной платы и предоставления социальных льгот. Основным достоинством опекунской модели является то, что она дает работникам чувство безопасности и удовлетворенности.
3. Поддерживающая модель организационного поведения базируется на принципе поддерживающих взаимоотношений. При этом управление и другие организационные процессы должны обеспечивать максимальную вероятность того, что при взаимодействиях с организацией каждый ее член, обладающий опытом и определенными ожиданиями, ощутит поддержку, позволяющую ему сохранить чувство собственного достоинства и значимости.
Поддерживающая модель особенно эффективна в сочетании с другими моделями организационного поведения. Она отвечает стремлению работников к удовлетворению широкого спектра их потребностей.
4. Коллегиальная модель поведения характерна для группы людей, стремящихся к достижению общей цели: деятельность людей определяется творческим отношением к рабочим обязанностям, так как она наиболее адекватна их интеллектуальным запросам; у работников формируются чувство партнерства, самодисциплина; испытывающие чувство ответственности работники самостоятельно устанавливают определенные рамки своего поведения в коллективе.
Большинство видов экономического поведения субъектов хозяйствования, будь то, например, рыночное, традиционное, эгоцентрическое, гуманистическое, имеет в основе своего происхождения, реализации и теоретической дифференциации критерий экономической рациональности, под которой зачастую понимается максимизация субъектной выгоды в условиях абсолютной свободы выбора рыночных альтернатив и полного владения информацией.
С точки зрения объема и объекта прав собственности в современной российской экономике можно выделить “рентоориентированную” и “прибылеориентированную” модель экономического поведения.
Под “рентоориентированным” поведением понимается извлечение персонифицированных выгод посредством государственных льгот либо использование монопольного положения в рамках доступа к государственным или любым другим ограниченным средствам (ресурсам).
Заинтересованность персонала организации (наемных работников) в максимизации получаемого дохода будет осуществляться в рамках “прибылеориентированной” модели реализации экономического поведения.
Принимая во внимание, что любая модель экономического поведения определяется эндогенными (практика хозяйствования) и экзогенными факторами (социокультурные нормы, экономическая культура), а также интегральными (сущностными) характеристиками экономических субъектов, можно сделать следующий вывод. Детерминантой рентоориентированного поведения служит реальная и потенциальная возможность использования “монопольного” положения в рамках определенной комплексной экономической единицы, предполагающая ограничение сферы властного влияния простой экономической единицы на производственные процессы, ее правомочия в процессе принятия экономических решений посредством функционирования института частной собственности.
1. Раскройте предмет науки и учебной дисциплины “Организационное поведение” и ее связь с другими управленческими дисциплинами.
2. В чем отличия менеджмента и организационного поведения?
3. Опишите известные модели организационного поведения.
4. Назовите отличительные особенности теории социального научения.
Определение поведения и развитие его норм в обществе
Иногда мы можем переступить ту черту, которую, казалось бы, переступить невозможно. Иногда мы ведем себя таким образом, что даже сами осуждаем себя за свои проступки. Почему?
Мы не можем дать объяснения многим вопросам относительно своего поведения. Влияют ли на него другие люди, и каким образом? Что мы знаем о себе и о своей психологии? Самостоятельны ли мы в своих сужениях? Кто решил, как надо себя вести в обществе?
Поведение — это сложившийся в процессе жизни образ взаимодействия живого существа с окружающей его средой.
Наше поведение выглядит сложно и необъяснимо. Считается, что сущность человека непонятна, и действительно это так. Никому неизвестно, как может повести себя даже очень близкий человек в стрессовой или опасной ситуации, так как в каждом из нас заложен инстинкт самосохранения. И это не главное. Поведение человека зависит от многих факторов.
Загрузка культуры человека
В обычных условиях загрузка культуры или поведения личности начинается с самого рождения. Ребенок, как и все живое, пытается сохранить свою жизнь.
Для него возможной единственной угрозой считается негативная оценка родителей. Малыш пытается выяснить, как избежать такой угрозы, а еще лучше – получить одобрение, он старается подстроить свое поведение так, чтобы избежать любой угрозы.
К сожалению, многие взрослые люди считают, что из ребенка вырастет только то, что было в него заложено с момента рождения, не уделяя особого внимания его воспитанию. В итоге, дети не в самых лучших местах собирают информацию, отсюда и неадекватное поведение детей.
Люди неплохо могут различать шутки и искренне верят в то, что преподносится с эмоциями, когда информация выглядит подлинно и серьезно. На этом отчасти основывается наше поведение. А вот отличить подлинных эмоций от качественной игры актеров нам сложно.
Если информация поступает как приоритет в определенной деятельности, с признательными эмоциями, то человек начнет стремиться к получению этого приоритета. Это легко понять на примере рекламы. Мы все с доверием относимся к рекламируемому товару, покупаем его и надеемся на то, что получим такой же результат, о котором так искренне рассказывали рекламодатели.
Виды поведения
С точки зрения соблюдения правил и ценностей общества выделяют социальное и асоциальное поведение человека.
Социальное поведение – это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду.
Асоциальное поведение – это поступки, которые не соответствуют нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.
Основы для любой культуры
Видовое поведение человека – это определенное взаимодействие с окружающим миром, но все части мира взаимодействуют друг с другом.
Поэтому то, что мы называем поведением, должно быть определенным классом реакций. Когда о нем заходит речь, то предполагается целесообразное взаимодействие с окружающей действительностью. Значит, если мы видим цель, к которой стремится рассматриваемый человек, то тогда мы говорим о действиях этой личности.
Рассмотрим потребности всех живых существ, в силу которых формируется их поведение:
Построение видового поведения личности основывается на шести главных вышеперечисленных потребностях. А культура является надвидовой организацией потребностей человека.
Совершенно очевидно, что каждая культура должна учитывать и давать возможности для проявления всех естественных потребностей, свойственных человеку. Видовые потребности нередко контролируются или подавляются культурой.
Наши заблуждения
Мы считаем, что наши оценки и само наше поведение исходят от нас самих. Только вот принципы наших оценок, поступков и явлений у нас внешние.
Возьмем пример, калькулятор выполняет сложные математические вычисления сам, но для того чтобы получить результат вычислений мы производили с ним некоторые манипуляции. Так и у нас, в нас вводит информацию окружающий мир, а мы стараемся вычислить свое отношение к этому современному миру и создать свое поведение.
Никому не захочется тратить свои силы на действия, которые не будут хоть одним человеком оценены. Нет, попробовать сделать что-либо человек может, но если он не найдет поддержки хотя бы одного человека, то все усилия прекратятся. Мы работаем, если эта работа оценивается, и не работаем, если не находим поддержку окружающих.
Наша любознательность тоже смысла бы не имела, если бы об ее результатах не сообщалось еще кому-нибудь. Мы обучаемся в надежде на то, что это даст возможность произвести впечатление. Мотивы действий личности регламентируются приобретенными общественными нормами и средой ее воспитания.
Влияние эмоций
На поведение личности большое влияние оказывают эмоции. Возьмем ситуацию, когда один человек из небольшой компании увидит хищника, он испугается и закричит, на что вся компания отреагирует так же, при этом кто-то мог даже и не увидеть того хищника.
Если бы такая ситуация произошла в толпе людей, то масштабы последствий были бы серьезней, началась бы паника. Для такого поведения объяснения в словах нет необходимости, все происходит на уровне автоматики.
В общении животных интересным является тот феномен, который объединяет их в одну группу и удерживает там. Животные не разговаривают, поэтому в их головах не вертятся слова, как у людей, но эмоциональная информация природой запрограммирована в виде их своеобразного поведения.
Эмоциональная семейная зависимость отдельных видов животных, благодаря эволюции преобразовалась в некую социальную систему. Это говорит о том, что животные живут одним семейством и удерживаются в нем благодаря количеству эмоций, подходящим всем членам семейства, так как животным предложить больше нечего.
Иерархия равенства
В семействах животных существует иерархия в различной степени. Особь ищет среди своих собратьев специфической реакции для того, чтобы стать вожаком.
Если бы добиться эмоций признания от членов семейства не представлялось бы возможным, то особь не стала бы напрягаться. Получается, если особь добивается внимания окружающих, то любыми путями пытается стать вожаком, то есть воинственным поведением добивается своих целей.
Поведение людей практически такое же — как только окружающие предоставляют свои эмоции признания, один из членов общества становится вожаком. Например, эмоции признания достаются авторитетным людям, которые каким-то образом привлекли внимание общества. У людей, воспитанных в жестких условиях домашней иерархии, проявляется агрессивное поведение к членам их семьи или к более слабым людям.
Иерархия отличий
От животных людей отличает то, что получить признание они могут разнообразными способами. Человек может добиваться эмоциональной поддержки, то есть уважения окружающих демонстрацией своих талантов. Это развивает в личности самоуважение, так как оно невозможно без признания общества, которое их окружает.
Именно на этих принципах живет современное общество. Остается добавить только то, что человек, который добивается эмоционального признания общества, начинает владеть мнением этого общества, а значит, становится авторитетом, который в последствие может повлиять на поведение общества в целом.
Люди отыскивают любые возможности для получения уважения, и если им не удается получить признание собственными способностями, то для достижения цели в ход идут любые способы.
Некоторые пытаются получить уважения в своем вероисповедании или в названии национальности, а другие демонстрируют уровень своих автомобилей и брендов одежды или же неприемлемым обществом поведением.
Эти вещи ничего не говорят об умственном уровне их обладателей, хотя производят впечатления на многих членов общества. Есть люди, которые покоряют горы или бросаются в пропасти, греются на пляжах или едут в путешествия, лишь бы их действия хоть кто-то оценил как достижения.
Ошибки и условия
Легко наблюдать за поведением подростков, которые своими не всегда адекватными действиями стараются произвести впечатление, показать свою особенность или привлечь внимание окружающих.
Если человека лишить свободы действий, где ему не доступен цивилизованный способ достижения признания общества, то он, подобно диким предкам, старается получить эмоции признания своим агрессивным поведением.
Ученые проводили множество экспериментов, которыми они пытались объяснить поведение людей в различных ситуациях. Психолог Милгрем доказал, что не только в экстремальных условиях даже самый принципиальный человек может повести себя неадекватно под давлением авторитета.
Система общества и ее влияние
Система общества довольно просто выглядит, но в сочетании с баснословным количеством информации цивилизованного мира, относительно которой измеряется положение личности в обществе, вносит разнообразие в современные отношения в обществе и в поведение личности.
Всю информацию, которую получает общество, называют культурой поведения или моралью. В этой общественной информации есть один незаметный факт – мы руководствуемся ею, но убеждены, что информация наша собственная. Но только общество и опыт поколений диктует нам как надо себя вести в той или иной ситуации.
Дважды наукой был замечен факт того, что когда ребенок воспитывается не в человеческом обществе, а животными, то его поведение разительно отличается от человеческого поведения.
Попадая в человеческое общество, дети приобретали человеческое поведение, но и культура животных у них сохранялась. Из чего следует, что поведение людей определяет то, что их окружало ранее.
Автор статьи Елена Жук