потекла со страшной быстротой густая пестрая странная жизнь м горький однородные
Потекла со страшной быстротой густая пестрая странная жизнь м горький однородные
Книга о скудости и богатстве души человеческой
Эту книгу читать тяжело. Хотя, казалось бы, никого из нас сегодня не удивить описанием самых изощренных жестокостей в книгах и на экране. Но все это жестокости комфортные: они – понарошку. А в повести М. Горького все – взаправду.
Повесть названа автором очень просто – «Детство» (1913). Но сказать однозначно, что она адресована детям, нельзя. Читать ее может любой человек, ощущающий себя духовно взрослым, что не зависит от возраста.
О чем же эта книга? О том, как жили «униженные и оскорбленные» в эпоху зарождения капитализма в России? Да нет, это о людях, которые унижали и оскорбляли сами себя, независимо от строя, – капитализма или другого «изма». Эта книга о семье, о русской душе, о Боге. То есть – о нас с вами.
Писатель Алексей Максимович Пешков, назвавший себя Максимом Горьким (1868–1936), действительно приобрел горький жизненный опыт. И для него, человека, обладавшего художественным даром, вставал нелегкий вопрос: что делать ему, популярному писателю и уже состоявшемуся человеку, – постараться забыть о тяжелом детстве и юности, как о страшном сне, или, лишний раз бередя собственную душу, рассказать читателю неприятную правду о «темном царстве». Может, и удастся кого-то предостеречь от того, как нельзя жить, если ты человек. И что делать тому человеку, который зачастую живет темно и грязно? Отвлечься от настоящей жизни красивыми сказками или осознать всю неприятную правду о своей жизни? И Горький дает ответ на этот вопрос уже в 1902 году в своей знаменитой пьесе «На дне»: «Ложь – религия рабов и хозяев, правда – Бог свободного человека!» Здесь же, чуть дальше, есть не менее интересная фраза: «Надо уважать человека. не унижать его жалостью… уважать надо!»
Вряд ли писателю было легко и приятно вспоминать о собственном детстве: «Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что все было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, – слишком обильна жестокостью темная жизнь „неумного племени“. Но правда выше жалости, и ведь не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил, – да и по сей день живет, – простой русский человек».
Уже давно в художественной литературе существует жанр автобиографической прозы. Это рассказ автора о собственной судьбе. Факты из своей биографии писатель может преподносить с разной степенью точности. «Детство» М. Горького – реальная картина начала жизни писателя, начала очень трудного. Вспоминая свое детство, Алексей Максимович Пешков старается понять, как формировался его характер, кто и какое влияние оказал на него в те далекие годы: «В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание – все-таки мед».
Что же за человек главный герой повести – Алеша Пешков? Ему повезло родиться в семье, где отец и мать жили в настоящей любви. А потому своего сына они не воспитывали, они его – любили. Этот заряд любви, полученный в детстве, позволил Алеше не пропасть, не ожесточиться среди «неумного племени». Ему было очень трудно, так как душа его не переносила человеческой дикости: «.. иные впечатления только обижали меня своей жестокостью и грязью, возбуждая отвращение и грусть». А все потому, что его родственники и знакомые чаще всего – бессмысленно жестокие и невыносимо скучные люди. Часто испытывает Алеша чувство острой тоски; его даже посещает желание уйти из дома с ослепшим мастером Григорием и скитаться, прося подаяние, лишь бы не видеть пьяниц дядьёв, самодура-деда и забитых двоюродных братьев. Тяжело было мальчику и потому, что у него было развито чувство собственного достоинства: не терпел он никакого насилия ни по отношению к себе, ни к другим. Так, Алеша говорит, что не мог выносить, когда уличные мальчишки мучали животных, издевались над нищими, он всегда был готов вступиться за обиженного. Оказывается, что в этой жизни непросто и человеку честному. А родители и бабушка воспитали в Алеше ненависть ко всякой лжи. Душа Алеши страдает от хитрости его братьев, вранья его знакомого дяди Петра, от того, что ворует Ваня Цыганок.
Так, может быть, постараться забыть о чувстве достоинства и честности, стать таким, как все? Ведь жить станет легче! Но не таков герой повести. В нем живет острое чувство протеста против неправды. Защищаясь, Алеша может даже допустить грубую выходку, как это случилось, когда, мстя за избитую бабушку, мальчик испортил любимые Святцы деда. Немного повзрослев, Алеша с увлечением участвует в уличных драках. Это не обычное хулиганство. Это способ снять душевное напряжение – ведь вокруг царит несправедливость. На улице парень в честном поединке может победить противника, а в обычной жизни несправедливость чаще всего избегает честной схватки.
Таких, как Алеша Пешков, сейчас называют трудными подростками. Но если вглядеться в героя повести, заметишь, что этот человек тянется к добру и красоте. С какой любовью он рассказывает о душевно талантливых людях: о своей бабушке, Цыганке, о компании уличных верных друзей. Он даже в своем жестоком деде старается найти лучшее! И просит он у людей одного – доброго человеческого отношения (вспомните, как меняется этот затравленный паренек после задушевной беседы с ним доброго человека – епископа Хрисанфа)…
В повести люди часто оскорбляют и избивают друг друга. Плохо, когда осознанная жизнь человека начинается со смерти любимого отца. Но еще хуже, когда ребенок живет в атмосфере ненависти: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней горячее участие». Вскоре после приезда в дом родителей матери Алеша получил первое по-настоящему оставшееся в памяти впечатление от детства: родной дед избил его, маленького ребенка, до полусмерти. «С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой», – вспоминает об одном из самых памятных событий в своей жизни человек уже не первой молодости.
Другого способа воспитания в этой семье не знали. Старшие всячески унижали и били младших, думая, что добиваются таким образом уважения. Но ошибка этих людей в том, что они путают уважение со страхом. Был ли природным извергом Василий Каширин? Думается, нет. Он, по-своему убогий, жил по принципу «не нами заведено, не нами и закончится» (по которому и сейчас живут многие). Какая-то даже гордость звучит в его поучении внуку: «Когда свой, родной бьет – это не обида, а наука! Чужому не давайся, а свой – ничего! Ты думаешь, меня не били? Меня, Олеша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам Господь Бог глядел – плакал! А что вышло? Сирота, нищей матери сын, а вот дошел до своего места – старшиной цеховым сделан, начальник людям».
А 20. Однородные члены предложения
Однородные члены
Однородные члены – это члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении.
Знаки препинания при однородных членах:
а) Бессоюзная связь – запятая между однородными членами ставится.
Например: Потекла со страшной быстротой густая, пёстрая, странная жизнь (М. Горький).
б) Одиночные соединительные союзы (и, да=и) или разделительные союзы (или, либо) – запятая между однородными членами не ставится.
О и О ; О или О
Например: Он плакал и топал ногами (М. Горький); Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка (Л. Толстой).
б) Повторяющиеся соединительные союзы (и. и; ни. ни) и повторяющиеся разделительные союзы (или. или; либо. либо; то. то; не то. не то) – запятая между однородными членами ставится.
Например: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба; Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения (Куприн).
г) Противительные союзы (а, но, зато, да=но, однако=но) – запятая между однородными членами ставится.
Например: На взгляд-то он хорош, да зелен (Крылов); Теперь море сияло не сплошь, а лишь в нескольких местах (Катаев); Приют нашмал, зато спокоен (Лермонтов).
д) Двойные и парные союзы (если не. то; если не. так; хотя. но и; как. так и; не только. но и; не столько. сколько; настолько. насколько; не то что. а; не то чтобы. – запятая между однородными членами ставится.
Например: Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг (Фадеев); Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим (Гоголь); Для Алевтины Васильевны хотя и привычна, но тяжела былавласть Ерофея Кузьмича (Бубенков).
Обобщающее слово
Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом (тем же членом предложения, что и другие однородные члены, отвечающим на тот же вопрос, но имеющим обобщающее значение:
За деревней с холма был виден город: квадраты кварталов, кирпичные здания, разлив садов, шпили костёлов (Шолохов);
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами:
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами зависят от положения обобщающего слова по отношению к однородным членам и от положения однородных членов вместе с обобщающим словом в предложении в целом.
а) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то перед первым однородным членом ставится двоеточие.
Например: Лес прекрасен всегда: и в зимние дни, и весной.
б) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
Например: Но ни заборы, ни дома – ничто так не изменилось, как люди (Чехов).
в) Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед первым из них ставится двоеточие, а после последнего – тире.
Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Горький).
Потекла со страшной быстротой густая пестрая странная жизнь м горький однородные
И, понюхав табаку, начинает рассказывать мне какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе.
Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поёт, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать её невыразимо приятно. Я слушаю и прошу:
— А ещё вот как было: сидит в подпечке старичок-домовой, занозил он себе лапу лапшой, качается, хныкает: «Ой, мышеньки, больно, ой, мышата, не стерплю!»
Подняв ногу, она хватается за неё руками, качает её на весу и смешно морщит лицо, словно ей самой больно.
— А ну, бабушка, расскажи ещё чего!
— Айда ужинать с нами!
Однажды она строго сказала:
— Смеются люди над вами, мамаша!
Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего. Дёргая за руку, она толкала меня к борту и кричала:
— Гляди, гляди, как хорошо! Вот он, батюшка Нижний-то! Вот он какой, богов! Церкви-те, гляди-ка ты, летят будто!
И просила мать, чуть не плача:
— Варюша, погляди, чай, а? Поди, забыла ведь! Порадуйся!
Мать хмуро улыбалась.
Когда пароход остановился против красивого города, среди реки, тесно загромождённой судами, ощетинившейся сотнями острых мачт, к борту его подплыла большая лодка со множеством людей, подцепилась багром к спущенному трапу, и один за другим люди из лодки стали подниматься на палубу. Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок, в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками.
— Что-о, дура? Ага-а! То-то вот. Эх вы-и.
Бабушка обнимала и целовала как-то сразу всех, вертясь, как винт; она толкала меня к людям и говорила торопливо:
Они троекратно поцеловались.
Дед выдернул меня из тесной кучи людей и спросил, держа за голову:
— Ты чей таков будешь?
— Астраханский, из каюты.
— Скулы-те отцовы. Слезайте в лодку!
Съехали на берег и толпой пошли в гору, по съезду, мощённому крупным булыжником, между двух высоких откосов, покрытых жухлой, примятой травой.
Дед с матерью шли впереди всех. Он был ростом под руку ей, шагал мелко и быстро, а она, глядя на него сверху вниз, точно по воздуху плыла. За ними молча двигались дядья: чёрный гладковолосый Михаил, сухой, как дед, светлый и кудрявый Яков, какие-то толстые женщины в ярких платьях и человек шесть детей, все старше меня и все тихие. Я шёл с бабушкой и маленькой тёткой Натальей. Бледная, голубоглазая, с огромным животом, она часто останавливалась и, задыхаясь, шептала:
Особенно же не понравился мне дед; я сразу почуял в нём врага, и у меня явилось особенное внимание к нему, опасливое любопытство.
Дошли до конца съезда. На самом верху его, прислоняясь к правому откосу и начиная собой улицу, стоял приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязнорозовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами. С улицы он показался мне большим, но внутри его, в маленьких, полутёмных комнатах, было тесно; везде, как на пароходе перед пристанью, суетились сердитые люди, стаей вороватых воробьёв метались ребятишки, и всюду стоял едкий, незнакомый запах.
Я очутился на дворе. Двор был тоже неприятный: весь завешан огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою. В ней тоже мокли тряпицы. В углу, в низенькой полуразрушенной пристройке, жарко горели дрова в печи, что-то кипело, булькало, и невидимый человек громко говорил странные слова:
Потекла со страшной быстротой густая пестрая странная жизнь м горький однородные
Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь
Быстрая регистрация
Русский язык (Вариант 1)
Приобретите наш курс
Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков
1) За спиной царя на холсте нет ни поля боя ни морского сражения ни дворцовых покоев с уходящими вдаль зеркалами.
2) Николай Струйский знал несколько иностранных языков и прекрасно разбирался в искусстве однако отличался некоторыми странностями характера.
3) Свои творения поэт записывал в тетрадь и читал на встречах в литературном салоне своим друзьям.
4) Прекрасны и милы в любое время года река цветы деревья дикий лес.
5) Солнце закатилось и без промедления вступила в свои права тёмная южная ночь.
Посмотрите видеоурок по этой теме
Однородные члены – это члены предложения, которые отвечают на один и относятся к одному и тому же главному слову.
Знаки препинания при однородных членах:
О, О, О
Например: Потекла со страшной быстротой густая , пёстрая , странная жизнь (М. Горький).
О и О; О или О
Например: Он плакал и топал ногами (М. Горький); Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка (Л. Толстой).
и О, и О; ни О, ни О; то О, то О
Например: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба; Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения (Куприн).
О, а О; О, но О; О, однако О; О, зато О
Например: На взгляд-то он хорош, да зелен (Крылов); Теперь море сияло не сплошь, а лишь в нескольких местах (Катаев); Приют нашмал, зато спокоен (Лермонтов).
Не только О, но и О; как О, так и О; хотя и О, но и О
Например: Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг (Фадеев); Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим (Гоголь); Для Алевтины Васильевны хотя и привычна, но тяжела былавласть Ерофея Кузьмича (Бубенков).
Обобщающее слово
Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом (тем же членом предложения, что и другие однородные члены, отвечающим на тот же вопрос, но имеющим обобщающее значение):
За деревней с холма был виден город : квадраты кварталов, кирпичные здания, разлив садов, шпили костёлов (Шолохов);
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами:
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами зависят от положения обобщающего слова по отношению к однородным членам и от положения однородных членов вместе с обобщающим словом в предложении в целом.
О: о, о, о
Например: Лес прекрасен всегда : и в зимние дни, и весной.
б) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
о, о, о – О
Например: Но ни заборы, ни дома – ничто так не изменилось, как люди (Чехов).
в) Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед первым из них ставится двоеточие, а после последнего – тире.
Например: Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Горький).
В предложении 1 нужны запятые при однородных членах, связанных повторяющимся союзом НИ.
В предложении 2 одна запятая перед противительным союзом ОДНАКО, соединяющим однородные члены. не нужны, так как одиночный союз И соединяет однородные члены.
В предложении 3 запятая не нужна, так как одиночный союз И соединяет однородные члены.
В предложении 4 нужны запятые при однородных членах, связанных бессоюзной связью.
В предложении 5 нужна одна запятая, разделяющая простые предложения в составе сложносочинённого.
Потекла со страшной быстротой густая пестрая странная жизнь м горький однородные
Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь
Быстрая регистрация
Русский язык (Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами)
Приобретите наш курс
Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Отец достал из рюкзака бумагу и спички и занялся разведением костра.
2. Отражения звёзд дрожали на поверхности воды и светились под рукой огоньки каких-то морских рачков.
3. И вот уже трепещут горят забрызганные росой ветки стройных осин.
4. Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба.
5. В старом парке сердито ухал филин или заливисто пел соловей.
Посмотрите видеоурок по этой теме
Однородные члены – это члены предложения, которые отвечают на один и относятся к одному и тому же главному слову.
Знаки препинания при однородных членах:
О, О, О
Например: Потекла со страшной быстротой густая , пёстрая , странная жизнь (М. Горький).
О и О; О или О
Например: Он плакал и топал ногами (М. Горький); Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка (Л. Толстой).
и О, и О; ни О, ни О; то О, то О
Например: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба; Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения (Куприн).
О, а О; О, но О; О, однако О; О, зато О
Например: На взгляд-то он хорош, да зелен (Крылов); Теперь море сияло не сплошь, а лишь в нескольких местах (Катаев); Приют нашмал, зато спокоен (Лермонтов).
Не только О, но и О; как О, так и О; хотя и О, но и О
Например: Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг (Фадеев); Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим (Гоголь); Для Алевтины Васильевны хотя и привычна, но тяжела былавласть Ерофея Кузьмича (Бубенков).
Обобщающее слово
Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом (тем же членом предложения, что и другие однородные члены, отвечающим на тот же вопрос, но имеющим обобщающее значение):
За деревней с холма был виден город : квадраты кварталов, кирпичные здания, разлив садов, шпили костёлов (Шолохов);
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами:
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами зависят от положения обобщающего слова по отношению к однородным членам и от положения однородных членов вместе с обобщающим словом в предложении в целом.
О: о, о, о
Например: Лес прекрасен всегда : и в зимние дни, и весной.
б) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
о, о, о – О
Например: Но ни заборы, ни дома – ничто так не изменилось, как люди (Чехов).
в) Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед первым из них ставится двоеточие, а после последнего – тире.
Например: Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Горький).
В предложении 1 запятые не нужны, так как союз и соединяет разные группы однородных членов.
В предложении 2 нужна одна запятая, это сложносочиненное предложение.
В предложении 3 нужна одна запятая при однородных сказуемых, связанных бессоюзной связью.
В предложении 4 запятые не нужны, это простое предложение.
В предложении 5 запятые не нужны, так как есть общий однородный член.