post money valuation что это

Оценка pre-money и post-money

Определение

Термины pre-money и post-money используют для описания стоимости компании, определенной в ходе раунда инвестиций. Как правило, они встречаются в венчурном бизнесе, но в более широком смысле применимы к любым вариантам частных инвестиций.

Pre-money — стоимость компании до вложения в нее денег инвестора.

Post-money — стоимость компании с учетом вложенных в нее денег инвестора.

Эти два показателя связаны между собой простым и очевидным уравнением:

Разница между использованием оценки pre-money и post-money связана, в основном, с применяемыми методами оценки, а также с психологическими аспектами переговоров об условиях инвестиций.

Использование в оценке и организации инвестиций

Как правило, и pre-money, и post-money оценка является предметом напряженных переговоров между новым инвестором и владельцами бизнеса. При этом учитывается то, как доли владельцев будут со временем размываться с приходом инвесторов следующих раундов, а также при реализации опционов, переданных менеджерам и ключевым сотрудникам компании.

Какой из вариантов оценки будет получен в результате анализа компании зависит от выбранного метода анализа. В некоторых случаях (венчурный бизнес является здесь самым типичным примером) неопределенность будущего компании настолько велика, что оценить ее через анализ ожидаемых доходов совершенно невозможно. В таких ситуациях инвестор может сфокусироваться на том, чего компания достигла к настоящему моменту. Эти оценки могут опираться на:

Аналогично, в случае вхождения нового инвестора в капитал компании, которая уже имеет устойчивые доходы, оценка может опираться на мультипликатор ее выручки, прибыли или EBITDA.

Во всех перечисленных случаях результатом станет оценка pre-money.

Таким образом, вариант оценки, используемый в переговорах и расчетах, тесно связан с выбранными методиками.

Другой важный вопрос, касающийся организации инвестиций — определить, какую долю в компании получит новый инвестор, и как эта доля будет ему передана. Очевидно, что доля инвестора после внесения его денег в бизнес должна быть равна:

post money valuation что это. Смотреть фото post money valuation что это. Смотреть картинку post money valuation что это. Картинка про post money valuation что это. Фото post money valuation что это

Где
I — сумма инвестиций
POST и PRE — оценка post-money и pre-money

Как правило, вхождение нового инвестора в капитал компании осуществляется путем эмиссии новых акций, которые выкупает инвестор. Доля предпринимателя, создавшего компанию, при этом размывается, и инвестор в результате должен получить процентную долю, вычисленную по указанной выше формуле.

Рассмотрим этот расчет на примере. Допустим, мы получили оценку pre-money для компании равную 30 млн руб. От нового инвестора компания получит 10 млн руб., соответственно, post-money оценка равна 40 млн руб., а за свои инвестиции инвестор должен получить 10/40 = 25% компании. Сейчас у компании выпущено 100 тыс. акций, и всеми этими акциями владеет создавший ее предприниматель.

Выкупить часть из этих 100 тыс. акций инвестор не может — ведь тогда деньги будут направлены не в компанию, а напрямую предпринимателю, владеющему акциями. Нужно организовать эмиссию новых акций, которые и будут куплены инвестором. Сколько акций надо выпустить?

post money valuation что это. Смотреть фото post money valuation что это. Смотреть картинку post money valuation что это. Картинка про post money valuation что это. Фото post money valuation что это

Число новых акций рассчитывается как Shares0 * I / PRE,

где Shares0 — число акций до прихода нового инвестора.

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Источник

Стоимость pre-money и post-money

Стоимость pre-money и post-money

При оценке стоимости компании важно понимать, идет ли речь о предварительной, до получения инвестиций (pre – money valuation) или пост – инвестиционной (post – money valuation) стоимости компании. Pre-money valuation – первоначальная (предварительная) стоимость, определяемая до момента внесения инвестиций в компанию. Post – money valuation – стоимость компании после получения ею денег.

Предварительная стоимость компании показывает целесообразность вложений в акции оцениваемой компании, а, значит, рассчитывается с точки зрения привлекательности для инвестора. Понятно, что компании выгодно создать положительный образ у инвестора, и для этого менеджеры стараются завысить стоимость. Однако, напомним, что переоценка стоимости также опасна для предпринимателя, как и недооценка, следовательно, необходимо оценить стоимость компании как можно точнее. Предварительная оценка стоимости компании зависит от:

1. Общей характеристики отрасли и компании (ее размера, выпускаемой продукции), ее партнеров, конкурентов и клиентов;
2. Состояния финансового пакета документов (устава, учредительных документов, бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках), изучение которого проводится с помощью следующих инструментов:
2.1. Экспресс-анализа;
2.2. Расчета коэффициентов финансовой устойчивости, ликвидности и рентабельности.

В общем виде для оценки первоначальной стоимости компании используются два основных метода. Первый – основан на оценке стоимости активов или чистых активов. Второй – на размере годового оборота или объема продаж (turnover или sales).

Расчет первоначальной стоимости необходим для определения структуры сделки (deal structure), то есть объема привлекаемых средств, количества и цены выпускаемых акций. Учитывая, что объем привлекаемых средств должен иметь обоснование и соответствовать нуждам компании, предполагается, что объем инвестиций должен быть пропорционален первоначальной оценке стоимости компании.

Добавление объема привлеченных средств к первоначальной оценке стоимости компании формирует post-money valuation. Добавив, например, 600 млн. рублей привлеченных средств к первоначальной оценке стоимости компании, равной 600 млн. рублей, получим послеинвестиционную стоимость компании в 1,200 млн. рублей. Пост – инвестиционная оценка стоимости компании (post – money valuation) во многом определяется статусом публичной компании, и зависит от удачного размещения на бирже. Если компания публична, то ее пост – инвестиционная стоимость является рыночной стоимостью или стоимостью капитализации. В этом случае стоимость компании находят, используя следующую формулу:

Стоимость компании = Рыночная капитализация акций (количество акций в обращении * текущую рыночную стоимость) + Долгосрочные долговые обязательства – Деньги и денежные эквиваленты.

Таблица 14. Предварительная и пост-инвестиционная стоимость компаний

Пост – инвестиционная стоимость компании имеет важное значение для инвесторов, так как показывает то, как рынок оценивает бизнес в целом.

Таким образом, предварительная (pre-money valuation) и пост – инвестиционная (post-money valuation) стоимость компании важна для определения: объема средств, привлекаемых путем венчурного финансирования, и при выходе на рынок IPO; определения цены каждой акции; а также доли собственности инвесторов.

Источник

Основы инвестирования в стартапы для блондинок и не только

Часто инвестор не инвестирует в хороший актив, из-за того, что тот успел осознать себя как «быстрорастущий стартап», ведь его оценка и самомнение раздуты, поэтому купить его дешево, продать дорого и заработать на нем будет в разы сложнее.

Правило блондинки №1 «Искать хорошего парня, который оказался в плохой ситуации».

Правило хорошего парня/видного жениха (далее — ВЖ) №1 «Быть скромнее и честно осознавать — как бы хорошо сейчас не обстояли дела, можно легко попасть в плохую ситуацию, в которой без помощи блондинки не обойтись».

Венчурные и не венчурные проекты

Например, через Ycombinator прошло тысячи стартапов, но только 2 компании Airbnb и Dropbox (менее 0,1% от общего числа) стали по-настоящему успешными. И это статистика лучших.

Правило блондинки №2 «Найти хотя бы одного подходящего парня за всю свою жизнь».

Правило ВЖ №2 «Одна крепкая семья/компания ценнее сотни стартапов на стороне».

99,9% проектов и бизнесов не венчурные, никогда ими не станут и соответственно привлечь инвесторов не смогут по-определению. Какие проекты могут быть венчурными?

Правило блондинки №3 «Несмотря на все риски, гораздо эффективнее инвестировать все время, энергию, любовь и деньги в одного человека».

Правило ВЖ №3 » Несмотря на сотни возможностей, гораздо эффективнее фокусироваться на одной. Принцессу невозможно встретить на улице, но ее можно сделать из той, кто рядом».

Стоимость компании и денег

post money valuation что это. Смотреть фото post money valuation что это. Смотреть картинку post money valuation что это. Картинка про post money valuation что это. Фото post money valuation что это

Оценка компании идет по тому денежному потоку, который она генерирует сейчас и планирует генерировать в будущем. В венчурных инвестициях в основном покупаются/продаются ожидания. То есть будущие ожидаемые денежные потоки.

Часто можно встретить показатель P/E (price per earnings) – это все тот же мультипликатор.

Мультипликатор определяется рынком, ставками банков и ростом самих компаний. В реальном бизнесе/офлайн-секторе мультипликатор примерно равен банковским ставкам с поправкой на риск. Обычно в интервале 1-10. У венчурных компаний, которые растут как сумасшедшие и претендуют на мировую монополию, мультипликатор может быть больше 100 (у Amazon, например). У старых компаний, которые сворачиваются, мультипликатор уменьшается.

Ту же грубую оценку можно применять, для недвижимости, банковских депозитов, стартапов и т.п. Например, если вы можете сдавать торговую площадь в аренду и зарабатывать на ней 1 млн. руб. в год, то такая площадь в Москве будет оцениваться

Теперь пара простых формул. Формула будущей стоимости денег.

Сколько сейчас может стоить компания, которая может быть продана через 3 года за$100M с учетом, что мы готовы вкладывать под 100% годовых (с учетом рисков)

Правило блондинки №4 «За внешним блеском ВЖ может скрываться обаятельный шарлатан, с раздутой капитализацией и множеством кредитов»

Правило ВЖ №4 «За внешней популярностью шикарной блондинки и бизнес-леди, может скрываться обычная одинокая девушка, которая хочет семью и детей»

Соответственно, при 72% годовых, капитал удваивается каждый год.

Некоторые бизнесы оценивают не по денежному потоку, а по размеру и качеству аудитории.

Привлечение инвестиций

Для начала, несколько основных понятий и терминов. Всем, кому интересны подробности, рекомендую прочесть книгу Venture Deals.

Условия инвестирования

post money valuation что это. Смотреть фото post money valuation что это. Смотреть картинку post money valuation что это. Картинка про post money valuation что это. Фото post money valuation что это

2 главных фактора: экономика и контроль. Относительно этих двух факторов идут торги и переговоры.

Правило блондинки №6 «Залог успешного брака — иметь понятные договоренности относительно развода еще до свадьбы».

Правило ВЖ №6 «Некоторые женятся, а некоторые так».

Pre-money и Post-money Valuation

Выделяют две оценки компании Pre-money и Post-money

Они связаны простой формулой:

Post-Money Valuation = Money (Investment) + Pre-Money Valuation

Пример с привлечением инвестора

Например, у нас есть 4 основателя у которых 10 тыс. акций.

Тут начинаются чуть более сложные подсчеты. Рекомендую ознакомиться вот с этой excel-таблицей (cap table)

Продажа бизнеса

post money valuation что это. Смотреть фото post money valuation что это. Смотреть картинку post money valuation что это. Картинка про post money valuation что это. Фото post money valuation что это

Мечта многих инвесторов и предпринимателей — вырастить и дорого продать свой бизнес либо следующему инвестору, либо выйти через IPO. Но я хочу задать вам один простой вопрос — что вы вы будете делать со своими деньгами и со своим временем после продажи бизнеса и выхода из него?

Скорее всего вы попытаетесь стартовать новый проект и вложить деньги в другие компании, которые будут заведомо хуже той из которой вы только что вышли. По причинам указанным выше. Пытался ли продать Стив Джобс акции Apple? Если бы даже пытался куда бы он их вложил? Опять же в Apple — потому что это лучшее вложение лично для него в его ситуации.

Отсюда простая и пронзительная мысль — из хорошего, прибыльного бизнеса, как и из счастливой семьи выходят только «вперед ногами». Да, круто когда рынок вас оценивает так высоко, но это не повод выходить или пускать туда тех, кому цифры важнее реальной сути.

Правило блондинки №7 «Если все хорошо, зачем устраивать развод?».

Правило ВЖ №7 «Часто блондинки выбирают не самых красивых, сильных, умных и даже не самых богатых, а тех, кто больше старается».

Поделитесь своими правилами инвестирования в стартапы и вообще.

(Все изображения взяты из Flickr. По материалам курса «Бизнес за 21 день»)

Источник

Гид по VC терминам, которые помогут наладить контакт с инвестором

post money valuation что это. Смотреть фото post money valuation что это. Смотреть картинку post money valuation что это. Картинка про post money valuation что это. Фото post money valuation что это

post money valuation что это. Смотреть фото post money valuation что это. Смотреть картинку post money valuation что это. Картинка про post money valuation что это. Фото post money valuation что это

Однажды на звонке с одной из компаний я спросил основателей о том, какой у них Run Rate. Ответ основателя был эпичным: “Антон, мы обязательно скажем тебе, какой у нас Run Rate, но для начала скажи нам, что это вообще такое?”.

В венчурной индустрии, как и во многих других, существует свой жаргон, свои определения. Для человека, не связанного с темой венчурного капитала, всегда возникают сложности с пониманием некоторых терминов. Поэтому в этой статье я решил привести основные венчурные “словечки”, которые легко перепутать между собой или которые СМИ не всегда корректно употребляют.

Venture firm VS Venture fund — Венчурная фирма vs Венчурный фонд

Венчурная фирма — фирма, которая занимается управлением венчурными фондами. У венчурной фирмы может быть несколько фондов под управлением. Например, у нас в Leta Capital в 2020 году под управлением находится два фонда.

Limited Partners VS General Partners

General Partner (GP) — партнер фирмы, который обычно является управляющим партнером и активно участвует в повседневной деятельности фирмы. Задача управляющих партнёров — убедить Limited Partners инвестировать свои деньги в фонд, а затем грамотно принимать решения по инвестициям в компании без участия LP.

Limited Partners (LPs) — инвесторы, которые вкладывают свои деньги в фонд и не принимают при этом участия в его операционной деятельности.

post money valuation что это. Смотреть фото post money valuation что это. Смотреть картинку post money valuation что это. Картинка про post money valuation что это. Фото post money valuation что это

Burn rate VS Revenue Run rate

Burn rate — показатель, который используется компаниями и инвесторами для отслеживания суммы ежемесячных денежных средств, которые компания расходует до того, как начинает получать прибыль.

Valuation Cap VS Valuation

Часто в голове у основателя кэп (Valuation Cap) и оценка (Valuation) приравниваются, но это не так. Скорее всего, путаница берется из-за похожего названия. Valuation Cap используется только тогда, когда инвестор выдает компании конвертируемый займ, а по факту оценка определяется только уже в Equity раунде — лид инвестором.

Valuation (оценка компании) — это определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной ценой продажи компании. Есть много различных способов оценки компании.

post money valuation что это. Смотреть фото post money valuation что это. Смотреть картинку post money valuation что это. Картинка про post money valuation что это. Фото post money valuation что это

Post-money VS Pre-money valuation

Pre-money valuation — стоимость компании до инвестиции. Эта оценка не только дает инвесторам представление о текущей стоимости бизнеса, но также дает понять, сколько стоит каждая выпущенная акция.

Post-money valuation — сколько стоит компания после того, как получила инвестиции. Обычно равна сумме pre-money оценки и объему инвестиций. Post-money оценка включает в себя внешнее финансирование или последние вливания капитала.

post money valuation что это. Смотреть фото post money valuation что это. Смотреть картинку post money valuation что это. Картинка про post money valuation что это. Фото post money valuation что это

Оценка, Опционы, Лик Префы, Размытие. Просто о сложных пунктах Term Sheet

Это первая статья из цикла, где я рассказываю о базовых понятиях Term Sheet.

Net Revenue VS Revenue

Revenue (выручка) — все доходы от продажи. Расходы из любого источника не учитываются.

Net revenue (чистая выручка) — выручка за созданную добавленную ценность. В этой выручке учитываются расходы на получение выручки, такие как скидки, возвраты и т.д.

Net Revenue Formula = Gross Revenue — Directly Related Selling Expenses.

post money valuation что это. Смотреть фото post money valuation что это. Смотреть картинку post money valuation что это. Картинка про post money valuation что это. Фото post money valuation что это

Также ниже вы можете найти больше определений различных терминов:

ARR (annual recurring revenue) — это метрика SaaS бизнеса, которая показывает, какой регулярный доход может ожидать компания, исходя из годовых подписок.

Bootstrapping — способ ведения бизнеса, когда компания развивается только на деньги клиентов и/или деньги основателей.

Capital Call — требование к инвестору (LP) от фонда на вложение денег по заключенному ранее соглашению. Когда фонд инвестирует в компанию, он должен отправить такие сообщения своим LPs, чтобы они перевели средства на счет фонда.

Cap Table — таблица, содержащая структуру акционерного капитала (кто и каким количеством акций компании владеет), историю ее изменений, а также все параметры влияющие на ее изменение в будущем (convertible loans, новые раунды и т.д.). В одной из следующих статей я подробнее опишу, как сделать Cap Table.

Convertible loan (конвертируемый заём) — один из самых распространенных инструментов для инвестирования на ранних стадиях развития компании.

Что такое конвертируемый заём?

Конвертируемый заём — один из самых распространенных инструментов для инвестирования на ранних стадиях развития…

Due diligence — процедура составления объективного представления о компании, включающая в себя оценку инвестиционных рисков, независимую оценку объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексную проверку её юридического и финансового состояния, а также положения на рынке.

Exit — продажа всей компании или доли в ней одним из акционеров.

Elevator pitch — краткая презентация от предпринимателя потенциальному инвестору об инвестиционной возможности. Презентация должна быть достаточно краткой, чтобы её можно было рассказать во время поездки на лифте.

Fund of funds (фонд фондов) — крупный институциональный инвестор, который инвестирует в различные фонды. Часто инвестирует в VC и PE фонды.

Investment Syndicate — группа инвесторов, которые соглашаются участвовать в инвестиционном раунде финансирования компании.

Liquidation event — это событие, при котором акционеры получают деньги за то, что реализуют свои права от владения акциями. Под этим событием подразумевается не только закрытие компании, но продажа самой компании, продажа каких-то важных активов, как например интеллектуальная собственность, а также выход на публичный рынок (IPO).

Management Fee — процент от фонда, который берут управляющие фонда со своих LPs в плату за управление фондом. Обычно он составляет 2%.

Non-disclosure agreement (NDA) — юридический договор, заключенный сторонами с целью взаимного обмена материалами, знаниями или другой информацией с ограничением к ней доступа третьим лицам. Хочу заметить, что венчурные фонды не любят NDA, как минимум до момента подписания term sheet.

Term Sheet — соглашение об основных условиях, в котором отражаются договоренности сторон относительно правовых и финансовых параметров предстоящей сделки.

Источник

10 юридических ошибок бизнес-ангелов

Мы проводим десятки сделок ранних стадий в год, как в России, так и в США, и обратили внимание, что уровень компетентности бизнес-ангелов очень сильно отличается от случая к случаю. Есть ангелы-отличники, которые используют свой выверенный плейбук и набор документов, а есть троечники, которые на первой сделке собирают все грабли.

Поэтому мы решили тут собрать самые распространенные юридические ошибки бизнес-ангелов. Сразу пришло в голову штук 6-7, но для целей заголовка посмотрели чуть пошире за пределы строго юридического контекста. Речь будет именно о российском правовом поле, но в целом это применимо и к западным сделкам. Поехали.

Как известно, есть два самых распространенных инструмента финансирования стартапов:

Ангелы очень часто думают, что конвертируемый заем позволяет дать деньги вперед, а потом решить, конвертироваться в капитал компании или нет.

Однако не в этом основная цель «конверта», как его иногда называют юристы. Задача такого займа в том, чтобы отложить необходимость давать оценку компании до следующего раунда, когда, как ожидается, придет уже более опытный инвестор. Именно тогда сумма займа будет конвертирована по оценке следующего раунда с применением дисконта или потолка оценки.

Например, ангел дает компании беспроцентный займ на сумму 1 млн руб. с потолком оценки на следующем раунде не выше 10 млн руб. после получения финансирования и дисконтом в 20%. На следующем раунде компания оценивается в 20 млн. руб. При таком сценарии ангел должен получить 10% в капитале компании после финансирования, так как сумма займа в 1 млн руб. составляет 10% от потолка оценки в 10 млн руб. Дисконт в 20% тут не принимается во внимание.

Если у бизнес-ангела уже есть понимание оценки стартапа, то нет смысла использовать конвертируемый займ. Надо сразу инвестировать в капитал.

Да, кстати, если вы полагаете, что заем можно будет вернуть, если вы вдруг не захотите конвертироваться, то это заблуждение. Если дела не пошли в гору, и не приходит инвестор следующего раунда, то, скорее всего, стартап не то чтобы займ вернуть не сможет, а закроется без выплаты зарплат сотрудникам.

Шаблон конвертируемого займа можете скачать бесплатно здесь.

По всем канонам венчурного финансирования доля инвестора рассчитывается как отношение суммы финансирования к оценке компании после привлечения финансирования.

Тут нужно пояснить два термина:

При обсуждении условий сделки и согласовании термшита важно, чтобы все стороны понимали, о какой именно оценке идет речь. Это особенно важно для конвертируемого займа, потому что при внесении вклада в уставный капитал доля инвестора сразу фиксируется. Если используется просто конструкция «сумма займа конвертируется по оценке общества», то это может стать почвой для разногласий.

Например, если pre-money valuation составляет 10 млн руб., и инвестор планирует вложить 2 млн руб., то его доля в капитале должна быть 16,7% – отношение вклада в размере 2 млн руб. к оценке после привлечения в размере 12 млн руб. Однако иногда ангелы полагают, что при таких условиях их доля должна быть равна 20%. Чтобы доля была 20%, надо исходить из того, что pre-money valuation составляет 8 млн руб.

Кроме того, что всем надо понимать терминологию, добавим только, что не в интересах ангелов иметь большую долю в проекте. Как правило, размер доли составляет не более 15%, но в любом случае не превышает 20%.

Если вы даете займ или приобретаете долю в капитале компании, это еще не означает автоматически, что основатели стартапа должны изо всех сил пахать на стартап. Более того, основатели в таком случае имеют ровно такие же права и обязанности, как и финансовый инвестор. Они все являются акционерами компании.

Разумеется, когда инвестор ранней стадии дает проекту деньги, он ожидает, что фаундеры будут посвящать проекту все свое время и постараются добиться успеха.

Чтобы такие ожидания отразить юридически, в американских сделках часто используется такой механизм, как вестинг долей основателей (“founders’ vesting”). По условиям вестинга основатели не сразу получают все свои акции вперед, а должны отработать на благо стартапа, как минимум, 4 года.

В российском правовом поле вестинг не очень хорошо работает, потому что в обществах с ограниченной ответственностью (ООО) само общество не может выкупить свои доли обратно у одного из участников. Поэтому для реализации вестинга нужно прописывать достаточно сложный механизм, когда один из участников, оставшихся в бизнесе, имеет право выкупить долю основателя, который покидает компанию, с тем, чтобы в будущем эту долю погасить или передать другому основателю.

Даже если вы не хотите так усложнять сделку, то все равно рекомендуется в корпоративном договоре предусмотреть, что основатели обязаны:

Раз уж мы упомянули интеллектуальную собственность (ИС), давайте остановимся на этом чуть подробнее.

Как известно, члены команды и созданные ими объекты ИС – это главные активы любого стартапа.

Бизнес-ангел, который инвестирует в стартап, должен убедиться, что:

Для посевной сделки такого набора условий по ИС будет достаточно. Для этого нужно подписать соответствующие договоры и добавить в корпоративный договор заверения об обстоятельствах.

Чтобы выявить риски и косяки, надо проводить юридический аудит (due diligence). Ангелы часто не хотят этого делать. Что и понятно, ведь это дополнительные издержки.

Вместе с тем, ничто не мешает провести экспресс-проверку на предмет самых страшных рисков. Если уж что-то будет выявлено и станет понятно, что компания пренебрегает юридической гигиеной, то потом уже можно решить, копать глубже или отказываться.

Подробнее про юридический аудит можете почитать здесь. Там есть NDA, перечень документов, чеклист и пример отчета.

Как правило, в российском правовом поле стартапы создаются в форме ООО, а инвестор приобретает долю в уставном капитале. По общему правилу по законодательству об ООО доля в уставном капитале переходит наследникам. Однако в уставах это часто меняют на другое правило: доля переходит наследникам только с согласия других участников. Если другие участники не дают такого согласия, то наследники имеют право на получение действительной стоимости доли.

С одной стороны, это логично. ООО – это организационно-правовая форма для ведения, скажем, «семейного» бизнеса, где роль каждого участника очень важна. Если один из участников умирает, то его наследник не всегда обладает необходимыми компетенциями и предпринимательским складом, чтобы занять место основателя.

Это логично для основателей стартапа, но не всегда логично для бизнес-ангела. В конце концов ангел дает финансирование – это его главный вклад. Он выступает финансовым инвестором. В таком случае было бы логично, чтобы в случае его смерти доля инвестора переходила бы его наследникам.

Если доля не переходит по наследству, то компания обязана выплатить «действительную» стоимость доли. Не углубляясь в детали, скажем, что действительная стоимость доли не имеет ничего общего с рыночной стоимостью в силу особенностей российского корпоративного законодательства.

Проверка устава как раз осуществляется в рамках аудита. Здесь мы кратко укажем, на что обратить внимание при проверке устава.

В остальном стоит проверить, что в уставе нет каких-то экзотических положений, потому что «заводские настройки» для ООО, которые содержатся в законе, вполне разумны и адекватны.

Налоговые последствия зависят от:

Первое влияет, прежде всего, на порядок налогообложения прибыли от будущего экзита или от дивидендов. Например, если ангел инвестирует как физическое лицо и владеет долей в ООО более 5 лет, то его доходы от продажи доли освобождаются от НДФЛ.

В части юрисдикций стоит помнить о применении законодательства об иностранных контролируемых компаниях (КИК). Если ангел, скажем, покупает акции в американском стартапе и при этом является российским налоговым резидентом, то в зависимости от размера пакета акций он должен:

У нас на сайте есть подробный путеводитель по КИК в свободном доступе – читайте там про все нюансы этой витиеватой подотрасли налогового права.

Каждый западный стартап имеет опционный план для мотивации ключевых сотрудников. Это даже не обсуждается. В то время как в российском венчурном контексте это встречается не так часто. Одна из причин – российское законодательство не очень хорошо подходит для этого.

В прошлом году мы предложили свое видение опционной программы по российском праву для ООО и написали несколько статей про опционы. Я просто оставлю здесь ссылки для тех, кому интересно погрузиться в эту тему дальше.

В конкуренции за таланты с крупными технологическими компаниями стартапы просто вынуждены предлагать сотрудникам опционы. Поэтому мы уже сейчас наблюдаем, как эта практика набирает потихоньку обороты.

Да, бывают и такие случаи. Как юристы, мы, конечно, всегда против этого, но также прекрасно понимаем, что иногда просто нет смысла запариваться с учреждением компании, когда, например, идея еще не валидирована или инвестируется сравнительно небольшая сумма.

Мы даже написали в свое время статью про то, как давать деньги стартапу без юрлица. Поскольку особого интереса не было, мы не стали делать типовую документацию для этого.

В любом случае всегда полезно зафиксировать передачу денег. Поэтому, если уж ангел решил дать финансирование без полноценного договора, то не помешает хотя бы составить расписку.

Большинство документов, которые упомянуты в этой статье, входят в состав пакета документов для бизнес-ангелов. Пакет платный, включает путеводитель, шаблоны, консультацию и регулярные апдейты документации.

Статья подготовлена Романом Бузько и Егором Ларичкиным. Мы консультируем по российскому и американскому праву в рамках Buzko Krasnov и занимаемся инвестициями в рамках Lazzy Ventures.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *