пособие игра в жизни дошкольника
Проект «ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-Восточный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»
Дисциплине «Педагогические технологии работы с одаренными детьми»
Проект «Игра в жизни дошкольника»
Островская Елизавета Николаевна
Проект «Игра в жизни дошкольника»
Проект «Игра в жизни дошкольника»
Класс: дошкольники
Вид проекта: исследовательский, игровой, применено на группу.
Гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста через игру.
Привлечение внимания родителей к детской игре.
Развивать игровой опыт каждого ребенка.
Помогать открывать новые возможности игрового отражения мира.
Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Срок реализации проекта : долгосрочный (на учебный год, реализуется во вторую половину дня)
Актуальность проекта:
Игра является одной из самых острых проблем в современной дошкольной педагогике. В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остаётся времени. Формирование игры не является самостоятельной задачей дошкольного образования. В результате уровень развития игры современных дошкольников резко снижается.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Необходимые материалы: атрибуты для сюжетно-ролевой игры, предметные игрушки, атрибуты для театрализованных игр, карандаши, альбомы, оборудование для спортивных и строительных игр, настольные игры, литература.
Развитие у детей самостоятельности в организации всех видов игр.
Формирование правил норм поведения.
Развитие инициативы, организаторских способностей.
Введение
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра показывает, показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни».
В. Штерн
Причины ухода игры из дошкольного детства достаточно очевидны.
Прежде всего, это непонимание развивающего значения этой детской деятельности. Игра всё чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Этому во многом способствует ориентация взрослых (родителей, педагогов, специалистов) на обучение дошкольников. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра.
Этапы реализация проекта:
Беседы с детьми «Какие игры вы любите играть».
Задачи: формировать умение поддерживать беседу; совершенствовать моно- и диалогическую речь детей.
Родителями «В какие игры играете с детьми»
Задачи: познакомить родителей со значением игры, ее роли в развитии ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игр.
Консультация для родителей «Игра и игрушка в жизни ребенка»
Задачи: раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка.
Анкетирование «Игры и игрушки детей».
Чтение художественной литературы (стихи,сказки,загадки,рассказы):
А. Барто «Игрушки», Татьяна Коваль «Мы играли,мы играли»Г. Бойко «Кукла»,А. Кузнецова «Качели»,В. Донникова «Хозяюшка»,А. Зверева «Клоун»,Э. Успенский «Берегите игрушки», «Интересная игра»,Н. Саксонская «Кто там скачет на коне»,З. Медведева «Матрешка»,Е. Благинина «Лодочки».
Выставка «Есть игрушки у меня»
Творческо-продуктивная деятельность (Лепка,аппликация,рисование) «Мы не только играем, но и рисуем игрушки»
Игра «Угощение для своих кукол»
Родительское собрание «Значение игры в развитии ребенка»
Памятки для родителей. (Оформление папки-раскладушки)
Картотека дидактических игр.
Картотека подвижных и народных игр.
Картотека сюжетно-ролевых игр.
Изготовление руками детей и родителей игрушек самоделок.
Беседы: «Мои любимые игрушки»
«Истории об игрушках» (ознакомление с окружающим)
«О русских народных игрушках и играх»
Задачи: расширить знания о своих игрушках и о народных промыслах и народных играх; совершенствовать моно- и диалогическую речь детей.
Консультации для родителей «Игра и игрушка в жизни ребенка»
Задачи: раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка.
Чтение художественной литературы (стихи,сказки,загадки,рассказы):
А. Барто «Игрушки», Татьяна Коваль «Мы играли,мы играли»Г. Бойко «Кукла»,А. Кузнецова «Качели»,В. Донникова «Хозяюшка»,А. Зверева «Клоун»,Э. Успенский «Берегите игрушки», «Интересная игра»,Н. Саксонская «Кто там скачет на коне»,З. Медведева «Матрешка»,Е. Благинина «Лодочки».
Задачи: продолжать развивать интерес к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками о игре.
Выставка «Есть игрушки у меня»
«Мы не только играем, но и рисуем игрушки»;
Игра «Угощение для своих кукол»;
Задачи: развивать творческое воображение,память.
Занятие-конкурс по лего-конструированию;
Родительское собрание «Значение игры в развитии ребенка»
Задачи: выявление условий правильного воспитания детей в игре; оказание конкретной помощи семье.
«Поездка в Детский мир» (с распределением ролей по гендерному принципу: мальчики – шоферы, папа, сын; девочки – мама, дочь, продавец, кондуктор, кассир).
«Супермаркет» (игра-ситуация «Делаем покупки»)
Цели: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру.
Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий.
Коллаж из детских рисунков «Наши любимые игрушки»
Игра-сказка «Фрукты и овощи»
Игра «Великая стройка»
Строительные игры: строим микрорайоны города для своих игрушек, комнаты для игрушек, дома и т. д.
Оформление папки-раскладушки «Наши игры в детском саду»
День народных и подвижных игр.
Спортивно-игровой досуг «Веселые старты»
Спортивно-игровой досуг «Веселые старты»
Список используемой литературы:
Бойченко Н. А. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Киев, 2009 г.
Васильева Н. Н. «Развивающие игры для дошкольников» Академия развития 2010 г.
Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Москва 2011.
Гризик Т. И., Глушкова Г. В. Планирование работы в детском саду с детьми 6 – 7 лет программа «Радуга». Москва «Просвещение 2013.Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности» Мозаика-синтез 2012 г.
Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2012 г.
Калиниченко А. В., Миклаева Ю. В. «Развитие игровой деятельности дошкольника».М:Айрс-Пресс, 2010 г.
Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр» Мозаика-синтез 2013 г.
Петровский В. А, Кларина Л. М, Смывина Л. А. «Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях». М., 2011 г.
Покровский А. Е. «Русские детские подвижные игры»Творческий Центр 2011г.
Краснокуекова Н. В. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» Ростов на Дону. 2010 г.
Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет»Мозаика-синтез 2012 г.
Игра в жизни дошкольника. Стратегии педагогического сопровождения игровой деятельности
Фролова Юлия Владимировна
Игра в жизни дошкольника. Стратегии педагогического сопровождения игровой деятельности
ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Игра – самоценная форма активности ребёнка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребёнка.
Важно понять, что игра (а особенно творческая ролевая игра) готовит ребёнка к переходу на новую ступень развития, является важнейшим институтом социализации дошкольника.
Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной, или самодеятельностной. В этом случае именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение – основа творческой деятельности человека. Развитию воображения могут способствовать разные виды игр, но особенно благоприятные условия для развития воображения создают сюжетно-ролевые и режиссёрские игры.
Именно поэтому, современное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка в ней является особенно важным.
Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Игровая позиция воспитателя основывается на общих принципах игры (прежде всего – самоценности, внеутилитарности, добровольности, игровом равенстве и др.) и предполагает овладение внутриигровым языком, выраженном в слове, жесте, мимике, пластике.
Принципы организации сюжетной игры в детском саду:
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.
Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.
Используемые воспитателем приемы руководства играмидетей могут быть условно разделены: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры. Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желание детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решать спорные вопросы.
Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Комплексный метод руководства игройвключает взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающий в активной деятельности ребенка; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры.
Современные подходы к организации творческих игр детей объединены ключевой идеей развития самостоятельности и творчества детей в творческих играх.
Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует гибкой тактики руководства игровой деятельности, где позиция педагога постепенно меняется: педагог – носитель игровых умений, координатор игровых замыслов и общения детей, педагог – наблюдатель за играми детей и помощник в случае возникающих затруднений.
Играя с детьми, педагог «одушевляет» игрушки, приписывает им понятные детям желания, а затем эмоциональные состояния;
Усложнением подобных игровых ситуаций является приписывание игрушке не только желания, но и эмоционального состояния;
Затем возможны игры с использованием противоположных желаний игрового персонажа и связанных с ними эмоциональных состояний;
Для установления связи между игровыми действиями воспитателю удобно использовать речевой оборот «сначала-потом»;
Затем организуются игры с использованием предметов-заместителей, обозначающие хорошо известные, но отсутствующие в данный момент игрушки.
Часто бывает необходимым обрамление воображаемой ситуацией предметных действий ребёнка.
Стратеги педагогического сопровождения игровой деятельности ребёнка третьего года жизни:
Оживление представлений ребёнка в беседе;
Обращение и уточнение детских представлений за счёт рассказа воспитателя;
Побуждение детей к проигрыванию ситуаций;
Создание игровой проблемной ситуации;
Включение в игру словесных элементов из песенок, книг, мультфильмов.
Педагогическая диагностика сюжетной игры детей третьего года жизни, предложенная Солнцевой О. В., основным методом педагогической диагностики, которой является наблюдение за игровыми проявлениями ребёнка, содержит критерии оценки и показатели.
Предполагаемые результаты работы по развитию сюжетно-ролевой игры:
К концу третьего года жизни ребёнок:
Способен отражать разнообразное содержание, а именно – отражать в сюжете бытовые действия взрослых; отражать в сюжете профессиональные действия взрослого; отражать в сюжете содержание знакомых стихотворений, сказок или мультфильмов.
Способен освоить ролевое поведение, а именно – наличие связи игровых действий с конкретным образом; проявлять эмоциональное отношение к игрушкам; использовать ролевую речь, направленную на игрушки; использовать ролевую речь «за игрушку»; способен называть свою роль.
Способен к использованию действий игрового замещения, а именно – использует предметные игровые действия; использует действия с предметами-заместителями; использует простые изобразительные игровые действия.
Способен к построению игрового сюжета, а именно – устраивать цепочку из 2-3-х игровых действий; устанавливать связь между действиями в игровом сюжете.
Способен создавать обстановку для игры, а именно – находить необходимые игрушки и предметы; замещать недостающие игрушки/ предметы другими.
Способен к игровой коммуникации, а именно – вступать в игровое взаимодействие с игрушкой; вступать в игровое взаимодействие с воспитателем; вступать в кратковременное игровое взаимодействие со взрослым.
В презентации использовалась следующая методическая литература:
1. «Дошкольник в мире игры». Сопровождение сюжетных игр детей, О. В. Солнцева;
2. «Развитие игровой деятельности», Игры с детьми раннего возраста, Л. Н. Галигузова;
3. Игры для детей от года до трёх, Г. Б. Монина, Е. В. Ларечина.
Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В игре происходит развитие ребенка,.
Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка-дошкольника» «Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И как часто они слышат в ответ: «Некогда, поиграем потом». Может быть,.
Консультация «Игра в жизни дошкольника» ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА Игра имеет важное значение для психического развития ребенка. Ф. Шиллер писал: «только тогда, когда человек.
Презентация «Программа психолого-педагогического сопровождения детей в ДОО» «Программа психолого-педагогического сопровождения в ДОО» Разработанная программа психологического сопровождения в дошкольной образовательной.
Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Цикл занятий 3. Приложения 4. Заключение 5. Список литературы Программа психолого-педагогического.
Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников (продолжение) Занятие шестое Задачи: Формирование познавательных мотивов учения. Познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться.
Методы психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Сказкотерапия У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать.
Консультация для родителей «Подвижная игра в жизни дошкольника» «Подвижная игра в жизни дошкольника» Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка – дошкольника и поэтому рассматривается, как одно из.
Игра в жизни дошкольника
Елена Рожкова
Игра в жизни дошкольника
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
1. Дидактические игры.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
С помощью дидактических игр мы осуществляем сенсорное воспитание детей, развиваем познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Используем игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
2. Сюжетно-ролевая игра.
Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.
Наша задача при работе с детьми 4-го года жизни – построить игру так, чтобы центральным моментом стало ролевое поведение.
Чтобы правильно построить игру с ребенком, осуществляем подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей.
Формируем ролевое поведение детей в разных ролях, которые хорошо знакомы ребенку по его жизненной практике. К примеру, «семейные роли».
Парные роли сразу фиксируют детей на партнера и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
Совместная игра взрослого и ребенка строится с постоянным усложнением.
1) взрослый берет на себя основную роль;
2) предлагает ребенку дополнительную роль.
Воспитатель подключает к игре ребенка, беря на себя дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирует детей друг на друга, что требует ролевого взаимодействия.
Воспитатель берет на себя основную роль – доктор коробка, где лежат 3 – 4 предмета и на виду у детей начинает играть, проговаривая, что он доктор, здесь больница, общается с персонажем-игрушкой: «Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. У тебя ангина». Затем взрослый вовлекает одного из детей, наблюдающих за ним.
Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние своей роли («я – доктор, полечу больного мишку») и обращение к партнеру (игрушечному персонажу или ребенку) как носителю роли.
В тоже время в самостоятельной деятельности детей появляются «независимые роли» («рулят» как шоферы, стреляют, маршируют как солдаты).
3. Театрализованная игра.
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает многие психические функции.
В своей работе во второй младшей группе мы используем следующие виды театрализованных игр:
1) театр картинок, представлен плоскостными изображениями:
• картинки на картоне, представлены картонными декорациями, которые с помощью подставок передвигаются по столу;
2) театр игрушек с использованием обычных детских кукол и игрушек;
3) театр петрушек, где кукловод одевает на руку куклу-петрушку, управляет куклой, говорит за нее.
Используем следующую литературу: «Театрализованные игры в детском саду» Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова, «Игра дошкольника» Н. А. Реуцкая
Во II младшей группе, прежде всего, формируется интерес к театрализованным играм. Через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. В театрализованных играх детей отражается и закрепляется литературно-художественный материал, с которым ребенок знакомится в повседневной жизни. Яркие художественные образы, созданные взрослыми в театрализованных постановках, способствуют углубленному восприятию, надолго остаются в памяти детей, переходят в самостоятельные игры, обогащая их. Систематическая работа по развитию театрализованных игр во II младшей группе поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных спектаклях и является средством повышения эмоционального тонуса малышей, развитие их общительности.
4. Подвижная игра.
Роль подвижных игр в воспитании и развитии детей 3-х летнего возраста:
1. Развитие физических показателей: ловкости, выносливости, силы, скорости реагирования, координации движений.
2. Развитие интеллекта: расширение кругозора, логического мышления, памяти.
3. Социальное развитие: воспитание таких моральных качеств, как дружелюбие, взаимовыручка, сочувствие, уступчивость.
Организовывая развлечение детей 3-4 лет, отдаем предпочтение играм сюжетно-ролевого характера, где прослеживается развитие сюжета, распределяются роли, используются атрибуты (маски, элементы костюмов). Также малыши этого возраста с удовольствием играют в простейшие игры без сюжета типа «догонялки». Не рекомендовано привлекать младших дошкольников к участию в спортивных играх (футбол, волейбол, выбивной) и соревнованиях, малыши еще не готовы к таким развлечениям ни физически, ни психологически.
«Ритмика в жизни дошкольника роль и влияние» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.
Физическая активность в жизни дошкольника Физическая культура необходима и важна абсолютно для каждого ребенка. Родители часто недооценивают значение физических упражнений для роста.
Формирование потребности к здоровому образу жизни дошкольника через игру. В современном обществе, на фоне экологической и социальной напряженности в стране и небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть.
Конспект родительского собрания «Художественное творчество в жизни дошкольника» Тема : Художественное творчество в жизни дошкольника. Дата проведения: 26 января 2017 год. Цели: Создать условия для овладения нетрадиционными.
Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка пятого года жизни» Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные,.
Консультация для родителей «Физкультура в жизни дошкольника» Консультация предназначена для родителей детей дошкольного возраста. Цель: приобщать к занятиям физической культурой и спортом, пропагандировать.
Родительское собрание «Игра и игрушка в жизни дошкольника» Задачи: – обсудить с родителями проблему значения игры и современной игрушки на психическое развитие ребенка-дошкольника; – показать возможность.
Сценарий родительского собрания второй младшей группы Тема «Игра и игрушка в жизни дошкольника» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Задачи: • Обсудить с.
Семинар для педагогов «Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника» С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания.
Экология в жизни дошкольника. Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. В это время закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.