последний год жизни наивного художника
Откройте свой Мир!
Последний год жизни наивного художника
Вскоре он привез тете Любе из Москвы холсты и масляные краски. И она стала писать маслом. Десять холстов исписала за полмесяца и потребовала еще…
А в ноябре 1986 года против Музея изобразительных искусств, в Доме культуры на Волхонке появилась афиша: «Живой родник. Выставка работ 86-летней крестьянки Любови Михайловны Майковой».
Она выглядела необычайно величественно (и это при ее-то маленьком росточке!). И была замечательная сцена. В числе многих именитых гостей пришли знаменитая певица Елена Образцова с не менее известным дирижером Альгисом Жюрайтисом. Оба весьма крупные люди: когда подошли к Любови Михайловне, то оказались раза в два больше ее. Несмотря на это, крошечная старушка, запрокинув маленькую головку в платочке, заговорила с ними совершенно свободно. Радио есть и в деревне, Образцову Майкова слышала, но нисколько не тушевалась перед ней. И вот что интересно: было очевидно, что и Образцовой хорошо с тетей Любой. Они долго сидели вместе, и певица предавалась воспоминаниям о своей родной деревне. А Майкова со знанием дела ее поправляла.
Уходя с выставки, Елена Образцова призналась, что «бабушка» ее потрясла.
Удивительными были и названия картин, представленных тетей Любой. В них угадывался явный поэтический дар: «Вечная любовь», «Ты моя жизнь бессмертная», «Полна корзиночка, устала», «Отдых задумчивых решений», «Могила защищает грудью землю», «Погибшим под Смоленском воинам подает руку мать»… На этой картине Майкова изобразила женщину в черном, которая наклонилась над речкой, будто хочет поднять тех, кто, раненный, навсегда ушел под воду. Образ любящей женщины-матери и жены: любимый муж Колюшка (пропавший на войне) давно уже по тому возрасту годится в сыновья Любушке, тете Любе.
Позже в одном из каталогов к выставкам Майковой я обратил внимание на заметки искусствоведа Светланы Кайдаш о «небе» тети Любы. «Небо на картинах тети Любы особенное, оно никогда не повторяется – розовое, голубое, фиолетовое, серое, почти черное… Небо Майковой приближено к человеку. И три мира в каждом пейзаже – неба, природы и ласковой, сосредоточенной внимательности человека ко всему, что вокруг».
Художественная природа тети Любы – необычайно страстная: все в этом мире принадлежит ей. Помнится, с каким восторгом Майкова комментировала на разных своих выставках перед зрителями свои картины:
«Э! Красотища! Граждане, скажите, почему это картина, а на ней дали – такие, как море! Ведь почти старуха, 90 лет, а что наповыдумывала!»; «Красотища, кто понимает, а слепому нечего и показывать».
Обычно со словом старость неразрывно связаны такие понятия, как болезни и одиночество. И можно лишь дивиться тому, как эта, почти уже столетняя женщина, погружала нас в стихию радости бытия, наслаждения, которые дают человеку такие простые вещи, как хлеб и ключевая вода.
Говорят, что под каждым надгробным камнем погребена Вселенная. Может быть, на кладбище мы и способны понять эту мысль, но совершенно не в силах ощутить ее в каждом находящемся рядом живом человеке.
Эта Вселенная жила в тете Любе. Этому она учит в своих картинах: восхищению перед жизнью – неистребимой Матерью Мира, созидающей силой любви.