последние дни жизни марины цветаевой в елабуге
Критическая точка. Последние дни Марины Цветаевой
Из архива Вашингтонского музея русской поэзии
31 августа 1941 года в Елабуге рассталась с жизнью Марина Цветаева
Я приехал в Елабугу в первый раз 29 августа 1991 года. Только что прошёл путч в Москве, который привёл меня в полное смятение и уныние, но не остановил в намерении ехать на Дни памяти Марины Цветавой, посвященные 50-летию со дня её смерти.
Моя душа была предрасположена прочувствовать и пережить заново цветаевскую трагедию, и, наверно, поэтому уже 31 августа возникли такие строки:
Как только я вышёл из автобуса, Елабуга сразу же дохнула на меня своей провинциальностью: у гостиницы «Тойма», что белела на центральной городской площади, заросшей бурьяном, бродили козы и куры (Елабуга 2009 года была уже совершенно другой). Конечно, были и другие впечатления, так как состоялась неплохая экскурсия по городу, и я побродил по нему самостоятельно тоже. Эта экскурсия была организована специально для гостей, которых было всего-то человек тридцать, но большинство здесь не в первый раз, а некоторые даже приезжали ежегодно. Они приехали сейчас из Каунаса, Кишинёва, Москвы, Чистополя, Набережных Челнов, Киева, Казани, Свердловска.
Marina_Cvetaeva.jpg
Расположенному в Татарии городу Елабуге более 200 лет. В начале 20-го века здесь жило 90,1% русских, 9,5% татар и по 0,1-0,15% евреев, немцев, цыган и эстов. Купеческие дома и общественные здания, построенные ещё купцами, до сих пор украшают город, особенно на фоне безликих советских пятиэтажек и многочисленных по существу крестьянских изб. Елабуга – родина хирурга Пирогова, художника Шишкина. Здесь жила героиня 1812 года кавалерист-девицы Надежда Дурова. Теперь во всём мире знают об этом городе, потому что здесь порешила себя великий поэт-новатор 20-го века Марина Цветаева.
Как и почему это произошло? Об этом написаны горы книг и статей на русском, английском, немецком и французском языках. Каждый год выходят всё новые работы. Внимание к творчеству и особенно к её судьбе не ослабевает. Как говоривала в послевоенные годы Анна Ахматова, «теперь царствует Марина».
Из того, что я узнал и увидел в Елабуге, а также используя многочисленные источники, находящиеся в собрании моего литературно-музыкального музея, можно заключить, что одной причины не было и не могло быть.
Взять хотя бы то, сколько хулы и невнимания она пережила ещё от русской эмиграции. А ведь поэт, любой творческий человек, крайне нуждается и во внимании и в правильной оценке своей работы. Но часто этого нет, и приходится сказать: «Живи, поэт, пока тебе живётся,/ Трудись, не жди даров и похвалы./ Огонь души когда-нибудь зачтётся/ И, дай-то, Бог, хоть избежать хулы. »
Какие же эти «негативные обстоятельства» были у Марины Цветаевой тогда в Елабуге? Впечатляет даже их краткое перечисление (даётся не в порядке значимости).
2.Творческий спад после многолетнего ежедневного поэтического парения.
3.Холодный приём в Москве, отсутствие публикаций её стихов (было опубликовано только одно стихотворение 1920-го года в третьестепенном журнале) и отсутствие своей крыши над головой («Москва меня не приняла»).
4.Ужасы войны на её первом чёрном этапе (бомбёжки, тревоги, толпы у военкоматов, анкеты, военные сводки, отступление армии).
5.Арест мужа, дочери и сестры, отсуствие достоверных сведений о них. Ожидание собственного ареста.
6.Эвакуация вообще и тем более в Елабугу, которая ей не понравилась с
7.Неприязненное к ней отношение населения и властей в Елабуге и
писателей в Чистополе, куда она стремилась из Елабуги (по её словам, «здесь ужасные люди, здесь жить нельзя» ). Отсутствие какой-либо и тем более приемлемой работы.
8.Убогое жилье в Елабуге и неверие в возможность найти жилье в Чистополе.
10.Давление, оказываемое на неё НКВД.
11.Общая эмоциональная перегрузка. Ощущение неуверенности в себе.
В записных книжках Цветаевой 1940 года есть такая запись: «Я не знаю человека робче, чем я. Боюсь всего. Глаз, черноты, шага, а больше всего – себя, своей головы, если эта голова – так преданно мне служащая в тетради и так убивающая меня в жизни. Никто не видит, не знает, что я год уже (приблизительно) ищу глазами крюк. »
Что же было последней каплей? Как это произошло? Точно уже не установить.
Вот что рассказывала примерно через 20 лет хозяйка елабужской избы, где Марина Ивановна с сыном прожила последние дни своей жизни, которую она вообще определяла, как «роман с собственной душой»? Мы-то теперь знаем, что душа эта была кипящей и бурлящей, а сердце поэта – обнажённым.
Приведу имеющиеся в архиве моего Вашингтонского музея русской поэзии некоторые высказывания-воспоминания этой простой русской женщины Анастасии Ивановны Бродельщиковой, которая, не представляла себе, что у неё квартировала гениальный русский поэт 20 века. Использую при этом аудиозапись, которую осуществил проф. Ставропольского университета В.М.Головко во время своей жизни в Елабуге; кассета с копией этой записи недавно подарена музею организатором Тарусских Цветаевских костров А.В.Ханаковым). Приведу также некоторые, по-моему, очень существенные дополнительные данные и факты. И каждый волен будет сделать свои выводы (но не придумывать небылицы и пошлости, что иногда имеет место в печати).
Итак, что вспоминала Бродельщикова в разговоре с В.М.Головко (даю без редакционных поправок, но с некоторыми сокращениями-пропусками, отмеченными удлиненными многоточиями):
Далее Анастасия Ивановна Бродельщикова повела Головко по своей избе.
Рассказы Бродельщиковой многие слышали. Психиатр Михаил Буянов в своей книге «Под ударами судьбы» приводит свой вариант, из которого для полноты картины приведу несколько фраз: «. Сына не устраивала жизнь, которую приходилось вести. Мать ничего делать не умела. Вымоет голову, так даже подтереть пол не может: забывает, устаёт, не может. Никто на похороны не пошёл: ни сын, ни мы, ни соседи. Кабы мы знали, что она такая известная, мы бы ей подсобили в чём-то. Да и так ходили за ней как за маленькой, рыбу ей чистили, жарили, стирали. Что она за человек, за 10 дней не выяснишь. Ясно одно: чудная была». Жаль, что Бродельщикова, говоря о Муре, не вспомнила о том, как он, юнец, услышав от неё о смерти матери, сел, по словам Ирмы Кудровой, прямо в дорожную пыль.
Приведу ещё несколько строчек о Муре из недавно вышедшей книги поэта и исследвателя из Сочи Изы Кресиковой. Автор, разглядев его фотографию, заключает: «Какое холодное суровое юношеское лицо. Тонкие безжалостные губы, светлые, чужие, отстраненные глаза, и, вместе с тем, аура трагичности распространяется от снимка, и сердце сжимается в печали».
2. При поисках ею жилья в Елабуге «эти, с Набережной» заходили вслед за ней и отговаривали хозяев сдавать ей помещение (свидетельство елабужанина Алексея Ивановича Сизова, которое я слышал от него лично на одном из Цветаевских мероприятий в Елабуге. В частности, он рассказал, как ему ответила одна знакомая хозяйка, к которой он направил Марину Цветаеву. Эта женщина сначала дала согласие сдать комнату, а потом отказала. Сизов её спросил при встрече: «Ты чего с жилицей не поладила?» И услышал следующее: «Да вот, пайка у ней нет. И ещё приходят эти, с Набережной, рассматривают её бумаги, когда её нет, да меня расспрашивают о ней – что говорит, кто к ней приходит. Одно беспокойство. »).
3. Они же не рекомендовали (запретили) людям ходить на похороны «учительницы (по-другому «писательницы». – Ю.З.) из Москвы, которая удавилась».
Итак, по крайней мере, 11 негативных и очень серьёзных обстоятельств сошлись в одну критическую точку, и Марине Ивановне Цветаевой совсем стало невмоготу, и она приняла решение, о котором давно думала: «Пора, пора, пора/Творцу вернуть билет». В одной из 3-х оставленных ею записок есть слова: «Попала в тупик» (наверно, точнее было бы сказать: «Меня завели в тупик»). Она воспринимала тогда своё состояние как болезнь (в той же записке прямо сказано: «Я тяжёло больна, это уже не я» ).
Самоубийство Марины Цветаевой
Давайте вспомним, кем была для России Цветаева, по словам современников, «самый чрезвычайный поэт ХХ века»?
…Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. В Борисоглебском переулке прошла ее молодость. Как поэт, прозаик и драматург она состоялась именно в Москве. А свела она счёты с жизнью, не дожив до своего 50-летнего юбилея одного года, в Елабуге (ныне Татарстан) 31 августа в тяжёлом 1941 году. Её могила в Елабуге затерялась. Памятником ей остались лишь книги и публикации тех людей, которые её знали, любили, изучали.
Она ушла из жизни неотпетой. Спустя полвека, в 1990 году, патриарх Алексий II дал благословение на её отпевание, тогда как это делать в отношении самоубийц в РПЦ категорически запрещено. Что же позволило сделать для Цветаевой патриаршее исключение?
За неделю до самоубийства Цветаева написала заявление с просьбой принять её на работу посудомойкой в открывающемся предприятии, но столовую открыли аж зимой 43-го, когда Цветаевой в живых уже не было. Ее любимчика-сына сперва переэвакуировали в Ташкент, потом призвали на фронт, где он, крупный и неспортивный, был убит в бою в конце войны.
Тогда многие сказали, что это была его расплата за жизнь матери. Так ли это?
…Семья эмигрантки Цветаевой воссоединилась в России в канун Великой Отечественной войны, в июне 1939-го. Муж, Сергей Эфрон с дочерью Алей вернулся на родину чуть раньше, в 1937 году. О нём говорили как о «запутавшемся на Западе разведчике». По официальной версии, С. Эфрон ради возвращения в СССР принял предложение сотрудничать с НКВД за границей. А затем оказался замешанным в заказном политическом убийстве, из-за чего бежал из Франции в Москву. Летом 1939-го вслед за ним и дочерью возвратилась и Цветаева с сыном Георгием, которого она до конца жизни называла Муром (производное от слова «мурлыка»).
Цветаева была страстная мать, однако и здесь гармонии не испытала: в гражданскую войну потеряла младшую дочь, потом она сделала идола из сына, обожала его буквально тиранически, а «идол» взял да и стал строптивым, амбициозным: просил не перекармливать его материнской любовью.
После возвращения на родину она готовит к изданию сборник стихов, много переводит, но её никто не печатает.
Объявленная в 1941-м война и перспектива окунуться в гитлеровское иго ужаснуло её ещё сильней, куда сильней, чем сталинское: в победу России она верила с трудом. 22 июня, в день объявления войны, Цветаева произнесла странную фразу: «Мне бы поменяться с Маяковским». И ещё сказала такое: «Человеку немного надо: клочок твёрдой земли, чтобы поставить ногу и удержаться на ней. Вот и всё».
Условия жизни Цветаевой за границей были необычайно трудны. Но на родине – ещё труднее.
Надо отметить, что ещё в 17-летнем возрасте Марина Цветаева пыталась покончить жизнь самоубийством. Поэтесса даже написала прощальное письмо своей сестре Анастасии, которое попало к ней только спустя 32 года. Вот что написала её сестра в воспоминаниях: «Марина писала о невозможности жить далее, прощалась и просила меня раздать её любимые книги и гравюры. Далее шёл список и перечисление лиц. Я помню строки, ко мне обращённые: «Никогда ничего не жалей, не считай и не бойся, а то и тебе придётся так мучиться потом, как мне». Затем следовала просьба в её память весенними вечерами петь наши любимые песни.
Ирма Кудрова
Третья версия
Ещё раз о последних днях Марины Цветаевой
Любое самоубийство — тайна, замешанная на непереносимой боли. И редки случаи — если, впрочем, они вообще существуют, — когда предсмертные записки или письма объясняют оставшимся подлинные причины, толкнувшие на непоправимый шаг. В лучшем случае известен конкретный внешний толчок, сыгравший роль спускового механизма. Но ключ тайны мы не найдём в одних только внешних событиях. Он всегда на дне сердца, остановленного усилием собственной воли. Внешнему принуждению можно и сопротивляться — и поддаться, на всякое событие можно отреагировать так — или иначе; запасы сопротивляющегося духа могут быть истощены, а могут ещё и собраться в решающем усилии. Душевное состояние и состояние духа самоубийцы в роковой момент — вот главное.
Но увидеть изнутри человека в этой предельной ситуации — задача почти невозможная. И уж тем более, когда это касается личности столь незаурядной, как личность Марины Цветаевой.
Всё это так. Оговорки необходимы.
А всё же наш долг перед памятью великого поэта собрать воедино все подробности и обстоятельства, дабы полнее представить картину трагедии, последний акт которой разыгрался 31 августа 1941 года в маленьком городке Елабуге. Ибо есть в этой картине совсем непрописанные места. Оттого и гуляет так много версий гибели поэта: каждая, по существу, есть попытка утолить беспокойство, которое возникает вокруг всякой тайны.
Что бы ни утверждали иные знатоки, пытающиеся поставить тут точку, всякий раз получается лишь запятая — или многоточие.
Загадка Елабуги остаётся; быть может, она останется навсегда. Так не будем и делать вид, что тут всё уже ясно. Хотя бы потому, что есть подозрение: если объявить «елабужский эпизод» в биографии Цветаевой полностью прояснённым, это может оказаться на руку тем, кто, возможно, знает о нём больше, чем мы с вами.
Вот почему я вижу смысл в том, чтобы пристальнее вглядеться в последние дни Цветаевой. И обозначить конкретнее неясности, сформулировать вопросы, на которые сегодня мы не можем найти ответов. Тогда со временем они могут найтись.
Расчистим же для них место.
Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.
23 26 32 51 52 58 61 62 75 76 93 103 117 118 128 131 132 146 161 164 178 179
Ц В Е Т А Е В А М А Р И Н А И В А Н О В Н А
179 156 153 147 128 127 121 118 117 104 103 86 76 62 61 51 48 47 33 18 15 1
13 14 31 41 55 56 66 69 70 84 99 102 116 117 140 143 149 168 169 175 178 179
М А Р И Н А И В А Н О В Н А Ц В Е Т А Е В А
179 166 165 148 138 124 123 113 110 109 95 80 77 63 62 39 36 30 11 10 4 1
ЦВЕТАЕВА МАРИНА ИВАНОВНА = 179 = 123-ПОКУШЕНИЕ + 56-НА ЖИЗН(ь).
179 = 138-ПОКУШЕНИЕ НА + 41-ЖИЗН(ь).
179 = 47-САМО + 132-УХОД ИЗ ЖИЗНИ.
179 = 109-САМОУХОД + 70-ИЗ ЖИЗНИ.
179 = 128-САМОУХОД ИЗ + 51-ЖИЗНИ.
179 = 70-ЛИШИЛА + 109-СЕБЯ ЖИЗНИ.
179 = 128-ЛИШИЛА СЕБЯ + 51-ЖИЗНИ.
179 = 58-СЕБЯ + 121-ЛИШИЛА ЖИЗНИ.
179 = 86-РАЗДВОЕНИЕ + 93-ЛИЧНОС(ти).
Раздвоение личности: что за болезнь, какие симптомы.
topor.info›news/razdvoenie-lichnosti
Раздвоение личности — одно из редчайших заболеваний, которое не следует путать с шизофренией. У раздвоения личности простые причины и очевидные.
146 = РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧН(ости)
______________________________
47 = (лич)НОС(ти)
161 = РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНО(сти)
______________________________
33 = (личн)ОС(ти)
179 = ПОМРАЧЕНИЕ СОЗНА(ния).
179 = 75-СДАВЛЕНИЕ + 104-ГОРЛА УДАВКО(й).
179 = 124-СДАВЛЕНИЕ ГОРЛА + 55-УДАВКО(й).
179 = 124-СДАВЛИВАНИЕ ШЕИ + 55-УДАВКО(й).
179 = 148-СДАВЛИВАНИЕ УДАВКОЙ + 31-ШЕ(и).
41 = ШЕИ
_______________________________
148 = СДАВЛИВАНИЕ УДАВКОЙ
179 = 58-СЕБЯ + 121-УДАВИЛА ПЕТЛЕЙ.
179 = 110-СЕБЯ УДАВИЛА + 69-ПЕТЛЕЙ.
179 = 52-УДАВИЛА + 127-СЕБЯ ПЕТЛЕЙ.
179 = 47-СЖАТА + 132-ПЕТЛЕЙ ШЕЯ.
179 = 116-СЖАТА ПЕТЛЕЙ + 63-ШЕЯ.
Код ДНЯ ГИБЕЛИ = 123-ТРИДЦАТЬ + 63-ПЕРВОЕ + 66-АВГУСТА = 252.
19 36 46 51 74 75 94 123 139 145 162 165 180 186 187 190 194 214 232 251 252
Т Р И Д Ц А Т Ь П Е Р В О Е А В Г У С Т А
252 233 216 206 201 178 177 158 129 113 107 90 87 72 66 65 62 58 38 20 1
252 = 65-ВЕШАНИЕ + 187-ОТ ДУШЕВНОГО РАЗЛАДА.
252 = 206-ВЕШАНИЕ ОТ ДУШЕВНОГО + 46-РАЗЛАДА.
190 = 187-ОТ ДУШЕВНОГО РАЗЛАДА + 3-В(ешание)
__________________________________________________
65 = ВЕШАНИЕ
252 = 144-САМОУБИЙСТВО + 108-(с)АМОУБИЙСТ(во).
«Глубинная» дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:
(сби)Т РИ(тм) (сер)ДЦА+(смер)ТЬ+П(р)ЕРВ(ан)О (дыхани)Е+(с)А(моубийст)В(о)+ГУ(бит) С(ебя)+(ос)Т(а(новка) (сердц)А
Полный код ДАТЫ ГИБЕЛИ = 252-ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ АВГУСТА + 60-(19 + 41)-(код ГОДА ГИБЕЛИ)-ПОГИБЛА \ = 312.
312 = СУИЦИДАЛЬНЫЙ УХОД ИЗ ЖИЗНИ.
Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 76-СОРОК + 84-ВОСЕМЬ = 160.
18 33 50 65 76 79 94 112 118 131 160
С О Р О К В О С Е М Ь
160 142 127 110 95 84 81 66 48 42 29
«Глубинная» дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:
Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:
131 = СОРОК ВОСЕМ\ ь \ = СЕБЯ ЛИШАЕТ
__________________________________________
51 = ЖИЗНИ
Посмотрим, что нам скажет «ПАМЯТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ»:
111-ПАМЯТЬ + 201-ИНФОРМАЦИОННОГО + 75-ПОЛЯ = 386.
386 = 179-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ) + 207-СОВЕРШЕНИЕ СУИЦИДА.
386 = 252-ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ АВГУСТА + 134-ВЗДЁРГИВАЕТСЯ.
386 = 160-СОРОК ВОСЕМЬ + 226-КОНЕЦ САМОУБИЙСТВОМ.
ДОМ ПАМЯТИ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
Елабуга в судьбе Марины Цветаевой
Восемьдесят лет назад последний день лета стал последним днём жизни Марины Цветаевой. 31 августа её трагический уход в разных странах и на разных континентах вспоминают все, кому близко и дорого творчество поэта с мировым именем. Но только в Елабуге можно побывать на кладбище, где она похоронена, зайти в дом, ставший её последним приютом, вознести в храме молитвы об упокоении рабы Божией Марины.
В этом году день памяти Цветаевой в Елабуге прошёл как-то особенно тепло и душевно, начавшись в десять часов панихидою в Спасском соборе, которую отслужил викарный епископ Елабужский Иннокентий вместе с настоятелями Спасского собора Кириллом и Никольской церкви Геннадием. Но прежде, чем началась поминальная служба, владыко Иннокентий рассказал, что в старших классах он учился в то время, когда в школьной программе только-только начали изучать произведения писателей Серебряного века, к числу которых принадлежит Марина Цветаева.
«Сегодня мы вспоминаем человека, — сказал он, — который по христианским законам закончил жизнь неправедно, через самоубийство. Но ведь никто из нас не проходил через те жернова и неизвестно, как мы бы выдержали то время. И мудрая мысль покойного патриарха Алексия II была — благословить поминовения этой женщины, жизнь которой была очень яркая, не лишённая осуждения, но не лишённая в то же время восхищения и сожаления о том, что она вынуждена была пойти на этот шаг жизненными обстоятельствами, теми гонениями и нестроениями, которые на неё воздвигались. Мы живём в том месте, где, соприкасаясь с памятью о ней, можем и для себя извлекать уроки.
Давайте сейчас все вместе за панихидой помолимся, чтобы Господь простил ей прегрешения. Потому что как любой человек она имела грехи и нуждается в наших молитвах, чтобы они простились ей, и она смогла вселиться в праведных селениях Отца Небесного. Аминь».
По прогнозу в этот день не было дождя, но он начался, когда собравшиеся на день памяти ехали на Петропавловское кладбище и лил небесные слёзы во время минуты молчания. А потом несколько раз, несильный и недолгий, принимался идти в течение всего дня, задержав в самом конце ещё на несколько минут вместе тех, кто выходил в 15 часов с концерта Эльмиры Галеевой и Инны Тудаковой, состоявшемся в конференц-зале Елабужского государственного музея-заповедника.
В течение пяти часов почти непрерывно звучали 31 августа в Елабуге имя Марины Цветаевой, её стихи, поэтические посвящения, воспоминания, были возложены цветы к надгробной плите и памятнику-бюсту на площади, носящей её имя.
Генеральный директор ЕГМЗ Гульзада Руденко напомнила о том времени, когда Елабугу обвиняли в смерти поэта и посетившие в начале двухтысячных годов наш город директора ведущих литературных музеев страны выступали против каких-либо изменений в доме, где жила Цветаева и вокруг него, но позднее признали, что были неправы. «Елабуга, — сказала она, — достойно несёт бремя трагической гибели великого поэта двадцатого века, и делает всё, чтобы связь города с именем Марины Цветаевой была светлой».
Традиционными стали здесь Международные Цветаевские чтения, костры, вручение Литературной премии, конкурсы чтецов поэтических произведений Серебряного века, встречи с цветаеведами, а также поэтами, певцами, музыкантами, театральными деятелями, художниками, посвящающими Цветаевой свои произведения или исполнительское мастерство.
От челнинского поэта Николая Алешкова собравшиеся узнали, что он вместе с другими участниками литературного объединения «Орфей» впервые побывал на могиле Марины Ивановны около полувека назад. А вот елабужанке Татьяне Шабалиной довелось увидеть возле дома Бродельщиковых живую Цветаеву. Внешность её настолько отличалась от местных жительниц, что восьмилетней девочке эта встреча врезалась в память на всю жизнь. Припомнила свою поездку в Елабугу и заместитель руководителя исполкома нашего города Лилия Ягудина. Как вместе с сокурсниками филологического факультета Казанского университета они поднимались промозглым осенним днём под дождём к Петропавловскому кладбищу, чтобы почтить память Марины Цветаевой. Говоря о творчестве поэта, она подчеркнула, что «Это не те стихи, которые можно читать просто для удовольствия. Прежде всего, это огромная работа души, чему мы должны учить и наших детей. И я очень благодарна музею-заповеднику за то, что он постоянно даёт нам поводы, чтобы вспоминать и снова, и снова возвращаться к творчеству Марины Ивановны».
Кладбище — место особое, и стихи, которые здесь читают, чаще всего напоминают о неизбежном уходе и бренности человеческого существования, будь то «Идёшь, на меня похожий…», «Осыпались листья над вашей могилой…», «Не самозванка — я пришла домой…» Марины Цветаевой, «Зову — не отзывается, крепко спит Марина…» Арсения Тарковского, «Могила Цветаевой» Евгения Поспелова. Они прозвучали 31 августа в числе других стихотворений.
Вслед за могилой украсилось в этот день живыми цветами и подножие памятника Марины Ивановны. По сложившейся традиции первыми их возложили лауреаты Литературной премии имени Марины Цветаевой. В этом году их было трое, в том числе Гульзада Руденко. Она передала собравшимся приветы от двух других лауреатов — Эсфирь Красовской и Ольги Трухачевой и выразила сожаление, что с нами уже никогда не будет рядом ещё двух — Льва Мнухина и Зои Атрохиной.
Необычайно насыщенным, наполненным новыми именами оказался поэтический час в литературной беседке, где собрались не только елабужане, но и почитатели творчества Марины Цветаевой из Набережных Челнов, Ульяновска и Пятигорска. Последний город представляла Наталья Петрова — автор-исполнитель, мастер спорта по дельтапланеризму, факелоносец олимпийского огня и организатор Цветаевских костров на Северном Кавказе. Наталья замечательно исполнила несколько песен, последняя из которых начиналась строками:
Россыпью своих и цветаевских стихов и песен одарили собравшихся Рахим Гайсин, Светлана Летяга, Ольга Кузьмичева-Дробышевская. Прозвучало и стихотворение «13 дней» елабужской поэтессы Светланы Савиной, ушедшей в мир иной на исходе 2018 года.
Это стихотворение, процитированное здесь не до конца, вошло в небольшой сборник Светланы Савиной «Посвящение Марине». Часть его тиража передала в Библиотеку Серебряного века сестра поэтессы для участников дня памяти.
Дважды выступила в этот день специально приехавшая в Елабугу из Ульяновска Татьяна Шатунова. В Литературной беседке она прочитала три стихотворения Беллы Ахмадуллиной, посвящённые Марине Цветаевой, в том числе «Биографическую справку», в которой очень образно отражена жизнь поэта:
Ещё в одном своём стихотворении «Уроки музыки» Белла Ахмадуллина отобразила детство Цветаевой, когда мать пыталась безуспешно сделать из старшей дочери пианистку, поскольку ей самой, при всём её даровании, не удалось это осуществить. Но играла Мария Александровна вдохновенно, и в доме Цветаевых часто звучала музыка. В напоминание о том времени Татьяна Шатунова исполнила на фортепиано в каминном зале библиотеки несколько произведений Рахманинова и Бетховена.
С особой силой музыка и стихи Цветаевой зазвучали немного позднее во время концерта, на котором выступили Эльмира Галеева из Казани и Инна Тудакова из Москвы. Обе они когда-то входили в первый состав Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой. Очень разные по сценическому темпераменту, музыкальному сопровождению и тембру голоса, они пели и соло, и дуэтом. Авторы музыки тоже были различными. В том числе и сами исполнительницы.
Песни на её стихи известны и любимы. В концертной программе Эльмиры Галеевой и Инны Тудаковой они прозвучали на стихотворения Цветаевой «Не хочу ни любви, ни почестей…», «Август — астры», «Какой-нибудь предок мой был…», «Кабы нас с тобой — да судьба свела…», «Я тебя отвоюю у всех земель у всех небес…», «Вот опять окно…», «Я помню ночь на склоне ноября…», «Приметы», «Откуда такая нежность. », «Ты проходишь на запад солнца…», «Кавалер де Гриэ! —Напрасно…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Под лаской плюшевого пледа…». Заключительным драматическим аккордом стал в исполнении Инны Тудаковой автореквием Марины Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…» с последними строками-заклинанием:
Редко кто из поэтов с такой неистовой силой писал о жизни, любви и смерти, то есть о том, на чём зиждется существование каждого человека. Вот почему Марину Цветаеву так любят, знают и чтят.
423600 Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Гассара, д. 9