pos что это в банке
Что такое POS-кредитование
POS расшифровывается как «поинт оф сейлс», то есть «точка продаж». Главная отличительная черта этого вида кредитования – для его оформления не надо обращаться непосредственно в банк. Торговые комплексы и большие магазины предлагают оформить договор прямо в магазине. Договор оформляет представитель банка, выдающего кредит, либо брокер, оформивший соответствующий договор с несколькими банками, и представляющий их интересы. Во втором случае у покупателя есть возможность выбора банка.
Особенности pos-кредитования
Вы не берете займ непосредственно у продавца, но выходит так, что консультанты выбирают для вас наиболее выгодное (по их мнению) предложение у микрофинансовых организаций, с которыми их магазин сотрудничает.
Для оформления кредита понадобятся два документа, удостоверяющих личность, и время, нужное на оформление договора. Одобрение банки выдают очень быстро. Вся процедура может уложиться в 1 час. Покупатель забирает выбранный товар, банк перечисляет продавцу оплату в необходимом объёме.
Выгода магазина очевидна – растут продажи. Банки тоже в плюсе – новый клиент, дополнительный доход. А что же покупатель? На первый взгляд, товар приобретён, сэкономлено время на поход в банк. Всё хорошо.
В чем минусы пос кредитования и займов?
Если у POS-кредитования так много серьезных минусов, то какие ему есть замены?
Ещё один важный вопрос, который многих людей интересует и волнует – можно ли вернуть товар, который в магазине был взят в кредит?
Что такое POS-кредитование
Разнообразие банковских программ и предложений позволяет клиентам оперативно решать вопросы финансового характера. Кредитование производится не только в денежной форме, но и в натуральном виде. Что такое POS-кредиты, как они работают и насколько выгодны, расскажет Бробанк.ру — портал с самой актуальной информацией по банковским продуктам.
Что такое POS-кредит
POS — это аббревиатура словосочетания Point Of Sale, что означает — торговая точка или точка продаж. Такой вид кредитования представляет собой розничное направление банковского бизнеса. Это предложение, в соответствии с которым покупатель оформляет кредит на определенный товар, если на его покупку не хватает денежных средств.
Если в магазине есть товары, которые оформляются в кредит, значит, что речь идет непосредственно о POS-кредитовании. Сам магазин не выдает кредиты, так как это не является его деятельностью. Торговой точке необходимо продать товар, и POS — крайне эффективный инструмент для повышения продаж. Процесс взаимодействия складывается примерно следующим образом:
Таким образом, в выигрыше остаются все участники цепочки: покупатель приобретает необходимый товар, торговая точка — реализовывает товарную массу, банк — получает прибыль за счет выдачи кредита физическому лицу. Благодаря POS-кредитованию в стране заметно увеличивается товарооборот и покупательская способность населения.
Основные признаки POS-кредитования
Банки, работающие в таком направлении, отмечают, этот бизнес является таким же высокорискованным. Размер просроченной задолженности в этом сегменте превышает все остальные направления деятельности. В первую очередь это связано с тем, что ПОС-кредиты, как правило, выдаются на основании упрощенной идентификации клиентов.
Сделка совершается в магазине, поэтому банк не имеет возможности оценить полную информацию по потенциальному заемщику. Поэтому доступ к продукту получают неплатежеспособные элементы. Остальные признаки кредитования этого вида:
Ставки по ПОС-кредитам выше, чем в остальных направлениях кредитования населения. К примеру, 30% годовых — вполне нормальная ставка для оформления товара в кредит. Магазины заключают соглашения с несколькими банками, предлагающими клиентам разные условия.
Что выгоднее: POS-кредит или карта рассрочки
Пик ПОС-кредитования пришелся на 2011-2013 годы, после чего наступил спад, связанный с валютным кризисом в России 2014-2015 годов. После выхода экономики страны из временных затруднений, ПОС-кредитование вновь начало набирать обороты.
Предложение пользовалось большим и стабильным спросом, пока ны рынке не появились карты рассрочки. Кардинально ничего не изменилось, — небольшая часть клиентов предпочла приобретать товары в кредит через карты рассрочки. При этом большинство рядовых потребителей не понимает, в чем заключается разница между двумя формами кредитования.
И основная масса экспертов указывает на то, что более выгодным является ПОС-кредит. В подтверждение такому мнению приводятся реальные факты. Поэтому карты рассрочки так и не стали (и вряд ли уже станут) серьезным конкурентом товарному кредитованию.
Процентная ставка по кредитам и картам
Годовой процент может предусматриваться, а может — нет. В магазинах сейчас можно часто встретить рекламу, которая гарантирует получение товара в кредит без переплаты и начисления процентов. И дело даже не в том, что в стоимость товара уже включены проценты, которые мог бы получить банк.
Вопрос заключается начислении процентной ставки за пропуск внесения очередного платежа. Если в обоих случаях речь идет о беспроцентной рассрочке, то кредит и карта примерно одинаковы по этому условию. Средняя процентная ставка — 25-30%.
Дополнительные расходы по картам
Карты рассрочки выпускаются на физическом носителе, который в 99,9% случаев предусматривает для держателя дополнительные расходы. Складываются такие расходы из:
Случаев, когда банковская карта обходится клиенту в 0 рублей в год — ничтожно мало, и они, как правило, распространяются на низший ценовой сегмент. По кредитам клиент не несет никаких трат: комиссия за обслуживание счета большинством банков уже продолжительное время не взимается.
Суммы и сроки
POS-кредит — это разновидность потребительского кредита, который оформляется на несколько лет, в течение которых клиент погашает задолженность по графику платежей. В случае с картами рассрочки, которые по совместительству являются дебетовыми, клиент отталкивается от срока, указанного продавцом.
К примеру, на товаре указано, что магазин (банк) предоставляет рассрочку на 5 месяцев. Это означает, что в течение именно этого срока клиент должен выплатить всю стоимость товара. Сроки рассрочки намного короче, чем по кредитам. Для многих покупателей это крайне неудобное обстоятельство.
По сумме наблюдается почти та же самая ситуация. При работе с картой клиент рассчитывает на лимит + на собственные средства. Если лимит небольшой, то в оформлении рассрочки нет смысла. С кредитами немного по-другому: человек оценивает свои возможности и подает заявку на получение товара. Привязки к суммам и срокам — нет.
Как оформить POS-кредит
Услуга предоставляется большинством крупнейших торговых точек. Практически в любом большом магазине можно оформить POS-кредит на интересующий товар. Оформление производится по паспорту, без предоставления дополнительной документации. Процедура выглядит следующим образом:
Решение принимается на основании информации из анкеты и кредитной истории потенциального заемщика. Магазин не имеет никакого отношения к рассмотрению заявки, и никак не может повлиять на принятое банком решение. При наличии плохой кредитной истории с оформлением POS-кредита могут возникнуть проблемы.
Подводные камни POS-кредитования
Отдельные банки на самой заре ПОС-кредитования составляли договоры таким образом, что понять все его условия могли лишь юридически грамотные покупатели. Помимо пунктов договора с двояким смыслом, наблюдался еще один не достаточно прозрачный прием.
Подписав договор, и получив товар на руки, клиент спешит скорее опробовать его в действии. Часть граждан вообще не читают договор, считая это пустой тратой времени — по их мнению самое главное заключается в обязанности своевременно вносить платежи по кредиту.
Именно это обстоятельство позволяло банкам указывать в договорах пункт, согласно которому они получали право выпустить кредитную карту на имя покупателя, который с этого момента становился клиентом кредитной организации. Готовая карта высылалась клиенту. Достаточно было ее активировать, чтобы получить доступ к лимиту. Таким образом, кредитная нагрузка удваивалась. Сегодня подобные навязывания встречаются все реже.
Вымирающий вид или перспективное направление? Что такое POS-кредитование и есть ли у него будущее?
Десятилетие назад банки увидели огромный потенциал в выдаче кредитов в магазинах – причем выгодно это было всем сторонам сделки – и банкам, и магазинам, и заемщикам. Сейчас времена изменились, все перешло в интернет, а пандемия еще сильнее подкосила POS-кредитование. Но все же этот сегмент пока не закрылся – банки не готовы потерять часть клиентов, пусть даже не очень большую. В чем же суть такого кредитования и как дела обстоят сегодня, расскажем в нашей статье.
POS-кредитование простыми словами
POS-кредитование (POS – Point Of Sale) – это вид розничного банковского бизнеса, в рамках которого банк располагает в торговых точках своего представителя для предоставления быстрого кредита под покупку конкретного товара. Чаще всего такие «островки» с кредитным представителем можно найти в магазинах с бытовой техникой, автосалонах, салонах связи, а еще в крупных гипермаркетах.
Как правило, сами магазины не дают никаких кредитов и рассрочек. Все предложения, которые вы можете встретить в торговых сетях – предоставлены именно банками. То есть, магазин заключает договор с банком на определенных условиях, и предлагает оформить покупателю кредит на покупку у представителя банка, если у того не хватает денег на оплату товара в данный момент.
При появлении первых предложений POS-кредитования продажи в магазинах резко возросли, люди получили реальную возможность купить все, что им нужно в кредит, не выходя из торгового зала. А банки начали зарабатывать на повышенных процентах. Первыми такой вид кредитования освоили ОТП банк, Альфа-Банк и Русский Стандарт. Сегодня же более 40 банков имеют своих представителей в розничных точках продаж товаров.
Как осуществляется покупка в кредит?
По сути, POS-кредитование работает достаточно просто:
Важно! Магазины никогда не закладывают в товары с беспроцентной рассрочкой сумму процентов. То есть, в таком случае банк может заработать только на просрочках или предложив клиентам свои сопутствующие услуги (кредитная карта, страховка).
Важно! Никаких справок с подтверждением не требуется.
Плюсы и минусы POS-кредитования
Такой вид кредитования, по словам банковских аналитиков, попадает в категорию с наибольшими рисками – для упрощения процедуры получения кредита, банки не имеют возможности тщательно проверить кредитоспособность клиента, запросив справку о доходах, а могут оценить ее только по кредитной истории. Соответственно, этот сегмент кредитования имеет наибольшую долю невозвратов и просрочек, по сравнению с другими кредитными предложениями.
Для клиента в таком варианте кредитования плюсов достаточно много, но все упирается в высокую ставку:
Для банка этот продукт тоже несет некоторые минусы и проблемы:
Но и плюсы не стоит забывать, иначе теряется смысл предоставления такой услуги.
Что же касается магазинов, то для них подобное сотрудничество дает только плюсы. Ведь они получают возможность продавать довольно дорогие товары, да еще и увеличивают свой товарооборот.
Тенденции развития POS-кредитования
В последние 4 года POS-кредитование куда более активно развивается в интернете или по партнерской схеме, и банкам не так уж и выгодно держать штатного представителя в каждом магазине. Проще всего разработать программное обеспечение и предложить магазинам его использовать. В таком случае схема становится такой:
К справке! Если магазин работает с несколькими банками, и в первом выдали отказ, то заполнять анкету в другом банке придется сначала. Это серьезно усложняет работу для продавцов.
Аналогичной это работает и в интернет-магазинах. Клиент сразу может выбрать необходимый товар и опцию «купить в кредит» или «в рассрочку». Затем система перенаправит его на страницу банка, где пользователю необходимо будет указать все свои данные и дождаться решения. Получив одобрение, клиента вновь перенаправят на страницу магазина, где он закончит покупку, подтвердив заказ и указав адрес для отправки.
А также появились кредитные брокеры, которые создают программное обеспечение, объединяющее сразу несколько банков, а один и тот же запрос отправляется сразу во все банки. Это экономит время, и позволяет выбрать оптимальный вариант.
Последние новости
Начиная с 2019 года некоторые банки из числа крупных решили отказаться от кредитования в торговых сетях, перейдя исключительно на выдачу кредитов в виртуальных магазинах. Среди них Альфа-Банк и Сбербанк. Связано это еще и с активным распространением кредитных карт и карт рассрочки – они выгоднее для банков, чем быстрые кредиты с повышенными рисками.
Отдельно стоит отметить, что в период с февраля по июнь 2020 года спрос на POS-кредиты в торговых сетях совсем упал из-за пандемии. Это заставило еще больше банков отказаться от такого вида бизнеса вследствие понесенных убытков. Чаще всего сегодня в торговых точках можно встретить представителей Тинькофф банка, Хоум Кредит, Почта Банка и ОТП Банка.
Начиная с июля, когда режим самоизоляции связанный с коронавирусом был снят, офлайн-кредитование потихоньку начало набирать обороты, хотя сравнивать его с прошлыми периодами все еще сложно.
В целом списывать со счетов этот вид кредитования пока рано, аналитики видят в нем перспективные направления для развития. Но, по их же прогнозам, банки будут стараться совсем отказаться от личного присутствия их представителя, предоставляя доступ сотрудникам магазинов. Многие видят в этом дополнительные риски, но оставлять этот довольно востребованный сегмент рынка без внимания нецелесообразно.
POS-кредитование: как увеличить продажи магазина и какой банк выбрать
Бизнес » POS-кредитование: как увеличить продажи магазина и какой банк выбрать
Сегодня мы ответим на вопрос, что из себя представляет услуга кредитования на торговой точке, какие банки оказывают эту услугу, с какими преимуществами и недостатками этого вида кредитования вы можете столкнуться.
Что такое POS-кредитование
POS-кредитование (от англ. Point-of-sale – точка продаж) – это способ целевого кредитования клиентов в магазинах-партнерах, в результате которого банк или МФО оплачивает товар или услугу за клиента, который обязуется вернуть кредитной организации стоимость покупки с процентами в установленный срок.
В первую очередь, данная услуга будет актуальна для компаний с высоким средним чеком и товарами, которые клиенты покупают импульсивно или в случае острой необходимости.
Наиболее популярными сферами для POS-кредитования традиционно являются электроника и бытовая техника. На сегодняшний день эта услуга также пользуется спросом в таких сегментах как: мототехника, спорттовары, меховые изделия, онлайн-образование, мебель, туризм и т.д.
В случае одобрения, клиенту необходимо подписать кредитный договор с банком. Затем клиент получает товар, а банк переводит сумму покупки на расчетный счёт магазина. После этого клиент обязан выплачивать банку сумму кредита (рассрочки) в соответствии с графиком платежей, стараясь не допускать просрочек, чтобы не портить свою кредитную историю.
Как правило, магазины предлагают два варианта оформления покупки: кредит и рассрочку. Разберем чем же они отличаются. При кредите клиент покупает товар и сам выплачивает проценты за пользование кредитом банку. В результате, он выплачивает сумму больше, чем сумма товара, а магазин получает от банка полную стоимость товара.
При рассрочке выплату процентов клиента берет на себя магазин, что позволяет клиенту не переплачивать, т.к. итоговая сумма выплаты равна сумме товара. Поэтому многие клиенты ориентированы именно на этот вариант. Это работает следующим образом: магазин делает скидку банку, на которую тот начисляет проценты, поэтому магазин получит от банка денег меньше, чем стоимость товара.
Как правило, скидка магазина банку составляет от 3 до 10% в зависимости от срока кредитования и договоренностей между собой. Услугу кредитования на торговых точках могут оказывать как банки, так и МФО. Кредитование через банки более выгодно, т.к. процент ограничен требованиями ЦБ. В случае МФО таких ограничений нет, поэтому процент может быть заметно выше.
В целом, POS-кредит может оказаться хорошим инструментом как для клиента, так и для магазина. Далее поговорим о преимуществах этого продукта для всех участников сделки.
Преимущества и недостатки POS-кредитования
Данная услуга имеет массу преимуществ как для компании, так для банка и самого клиента. Давайте разберём их подробнее.
Говоря о недостатках такого вида кредитования можно обратить внимание на следующие моменты. Для клиента основным минусом являются более высокие процентные ставки и наличие дополнительных услуг, которые предлагают как банки, так и сами магазины. Со стороны банка такими продуктами являются услуги страхования и карты, со стороны магазина – расширенная гарантия, обязательная покупка аксессуаров и т.д.
Главная опасность таких кредитов для клиента – в недостатке времени на изучение договора и обдумывание предложения. В результате, клиент может принять не самые выгодные условия кредита или займа, согласиться на завышенные проценты, лишние опции или неудобную схему погашения. Поэтому перед подписанием документов обязательно оцените как условия кредитования, так и вашу возможность погасить задолженность в срок.
Для банка POS-кредитование является более рисковым продуктом, именно поэтому ставки по этому кредитованию выше, чем по потребительскому. Связано это с упрощенной процедурой идентификации клиента. Недостатком для магазина являются дополнительные расходы (если мы говорим о рассрочке) и риске задержки перевода со стороны банка, если документы оформлены неправильно.
Но, в целом, несмотря на определённые недостатки от кредитования на торговой точке все остаются в выигрыше. Одни получают возможность увеличить количество клиентов и продаж, а другие – купить нужный товар прямо сейчас и завести кредитную историю, если её не было раньше.
Способы оформления POS-кредитов
Существует несколько вариантов оформления кредитов в магазинах-партнёрах. Как правило, выделяют 4 способа взаимодействия банка и компании:
После одобрения заявки клиенту необходимо подписать документы. На сегодняшний день банки могут предложить следующие варианты:
Как правило, если клиент подаёт заявку в магазине, то он сразу там же и подписывает документы. Удовлетворённость клиента в этом случае напрямую зависит от количества времени, которое придётся потратить на эту процедуру. Если документов слишком много, а процесс долгий и запутанный, то клиент может вовсе отказаться от покупки. Если же процесс быстрый и понятный, то у клиента останутся только самые лучшие впечатления о вашем магазине и банке.
Если клиент подаёт заявку онлайн, то важно, чтобы процесс подписания документов был таким же быстрым и понятным. Идеально, если у банка присутствует возможность онлайн-подписания. Это позволит клиенту сэкономить времени на посещении отделения банка, а значит конверсия из заявки в покупку будет максимальной. Но важно, чтобы процедура для клиента также была понятна и прозрачна, иначе есть риск отказа от покупки.
Если для подписания документов клиенту необходимо подойти в офис банка, важно чтобы этот процесс также не занял много времени. Хорошо, если банк имеет широкую сеть отделений, и временные затраты клиента на оформление не превысят ожидаемую пользу от покупки. Некоторые банки позволяют подписывать документы с курьерами, что также экономит время клиента, однако существует риск неправильного оформления или потери документов.
Таким образом, прежде чем выбрать банк для сотрудничества в POS-кредитовании, определитесь с типом оформления и изучите несколько предложений крупных банков в этом сегменте. Если вы сможете предложить клиентам выгодные условия, скорость оформления и удобство, то с помощью POS-кредитования вы сможете увеличить продажи и повысить удовлетворённость ваших клиентов.
Как выбрать банк и подключить услугу POS-кредитования
На данный момент существует два варианта: либо работать с банками напрямую, либо воспользоваться услугами брокера, который отправляет заявку сразу в несколько банков.
Первый вариант позволяет получить более выгодные условия как для компании, так и для клиента, более простую работу с документами и снизить вероятность ошибок. При работе с брокером вы можете увеличить норму одобрения, получать большее вознаграждение, но это будет сопровождаться менее выгодными условиями, т.к. брокер будет брать свою комиссию.
Только вам решать, какой способ работы более удобен для вашего бизнеса. Часто, для повышения одобрения, организации работают сразу с несколькими банками, что позволяет предложить клиенту выбор, повысить шансы на одобрение и использовать преимущества каждого банка.
Помимо способа оформления нужно обратить внимание на известность бренда. Если банк известен, имеет много банкоматов, отделений и ассоциируется у клиента с надежной кредитной организацией, то заинтересованности со стороны клиента будет больше.
При выборе банка также стоит обратить внимание на лимит и срок кредитования, что будет актуально для компаний с высоким средним чеком. Большинство банков в этом сегменте предлагают суммы кредитования до 300 тыс. рублей, но у некоторых банков есть возможность кредитования до 500 тыс. или даже до 1 млн. руб. Что касается срока, как правило, банки предлагают срок от 3 месяцев до 3-5 лет.
Для подключения возможности POS-кредитования в своём магазине необходимо пройти проверку в банке и подписать договор. Для заключения договора, как правило, достаточно реквизитов и паспорта директора или учредителя. Но, в зависимости от банка, могут потребоваться и другие документы.
Некоторые банки могут не кредитовать определённые сферы деятельности или предоставлять требования по сроку существования бизнеса и кредитному обороту. После подписания договора банк проводит обучение сотрудников, предоставляет доступы к программе или виджеты для сайта и осуществляет сопровождение.
Рейтинг банков в POS-кредитовании
Один из наиболее известных и крупных банков в этом сегменте. Имеет большое количество сотрудников в магазинах-партнерах, выгодные условия, предоставляет удобный сервис для оформления онлайн-заявок в интернет-магазинах. Более 19 тыс. отделений в 83 городах России упрощают процесс обслуживания для клиентов, что также является несомненным плюсом. Также кредитует на максимально возможные суммы, что превышает предложения других банков.
Сумма кредитования: от 3 000 до 1 000 000 руб. (для быстровозводимых домов до 5 млн. руб.)
Требования к заёмщику: от 18 лет, наличие постоянной регистрации в РФ, иногда СНИЛС
Процентная ставка: от 13% (для быстровозводимых домов от 4,9%)
2. Хоум кредит
Сумма кредитования: от 10 000 до 990 000 руб.
Требования к заёмщику: возраст от 18 до 70 лет, гражданство РФ
Процентная ставка: от 13
3. Тинькофф
Самый крупный онлайн-банк в России также оказывает услуги онлайн-кредитования. Многие интернет-магазины сотрудничают именно с ним. Клиенты имеют возможность оформить заявку на кредитование прямо на сайте и подписать документы с курьером или онлайн. Тинькофф также может похвастаться наличием собственного брокера, который позволяет отправлять заявку сразу в 5 банков. Обещает удобный личный кабинет, быстрое рассмотрение заявки, не навязывать доп. услуги и перевод денежных средств на счета Тинькофф в тот же день.
Сумма кредитования: от 3 000 до 200 000 руб.
Требования к заёмщику: возраст от 18 до 70 лет, гражданство РФ
Процентная ставка: от 16%
4. Ренессанс кредит
Один из лидеров рынка POS-кредитования. Сотрудничает более чем с 26 000 компаниями по всей России. Предлагает удобный сервис кредитования как в магазинах, так и онлайн. Предоставляет возможность кредитования в разных сегментах, часто даже в тех, что неохотно кредитуют крупные банки.
Сумма кредитования: от 3 000 до 500 000
Требования к заёмщику: возраст от 20 лет, наличие постоянной регистрации в РФ
5. ОТП банк
ОТП банк длительное время остаётся одним из лидеров POS-кредитования. Сотрудничает с большим количеством магазинов и торговых сетей. Предлагает гибкие тарифы для магазинов и клиентов. ОТП банк может похвастаться меньшим количеством ограничений по сферам кредитования и хорошим уровнем одобрения.
Сумма кредитования: от 2 000 до 500 000 руб.
Требования к заёмщику: возраст от 21 до 69 лет, гражданство РФ
6. МТС банк
В последние годы МТС банк превратился в одного из лидеров POS-кредитования. Банк преимущественно сотрудничает с крупными федеральными сетями и брокерскими платформами. Предлагает удобное оформление и быстрое подписание документов онлайн.
7. Брокерские платформы
На данный момент довольно много самостоятельных компаний предлагает сервис, который позволяет отправить заявку сразу в несколько банков. Это направление активно развивается и сразу несколько компаний имеют оборот такого кредитования более 1 млрд. руб. в год Далее приведем пример наиболее крупных компаний, которые оказывают услуги брокера, отправляя заявки сразу в несколько банков.
Poscredit. Позволяет автоматизировать процесс кредитования и отправить заявку сразу в 14 банков и МФО. Позволяет клиентам магазинов оформлять заявки как по телефону с сотрудником, так и онлайн. Есть очень удобный сервис оформления заявок через Sms, Instagram, мессенджеры, а также интеграция с CRM магазина.
Финсервис. Компания работает с 2012 года и является разработчиком ведущей брокерской платформы на рынке. Она позволяет отправить заявку сразу в 11 банков, предоставляет удобный интерфейс, возможность оформлять заявки онлайн и оффлайн, а также предоставляет продвинутые инструменты аналитики.
Money Care. Удобная платформа, которая позволяет отправить заявку сразу в 11 банков, получать вознаграждение с каждой продажи, а также детальную аналитику по всем заявкам и продажам в кредит.
Freshcredit. Компания работает в 76 городах России и позволяет отправить заявку в 11 банков. Своими преимуществами считает скорость, универсальность, персональный подход и гибкие условия сотрудничества.
8. Другие банки
Альфа-банк. Длительное время Альфа-банк был одним из лидеров этого сегмента кредитования. Но несколько лет назад было принято решение полностью уйти с этого рынка, но ненадолго. Сегодня Альфа-банк сосредоточился на рынке онлайн-кредитовании.
СберБанк. Вышел на рынок POS-кредитования сравнительно недавно, поэтому его оборот в этом сегменте пока совсем большой. На данный момент банк предлагает удобный сервис кредитования на торговых точках для своих клиентов, который позволяет получить деньги для покупки на карту Сбера практически моментально.
Русский стандарт. Банк, который первым начал оказывать услуги POS-кредитования и был бессменным лидером в течении нескольких лет. После выхода крупных банков на рынок, Русский Стандарт сократил объемы выдач, но и на сегодняшний день остается на рынке.
Кредит Европа банк. Предлагает клиентам широкий выбор сфер кредитования от привычных потребительских товаров до кредитования на загородные дома и земельные участки.
Банк Восточный. Также предоставляет своим клиентам услугу POS-кредитования. Банк работает как с брокерскими платформами, так и напрямую с небольшими компаниями.
Итак, вы познакомились с основными предложениями банков, которые оказывают услугу POS-кредитования. Выбор банка зависит от сферы и региона вашей деятельности, а также личных предпочтений. Очень надеюсь, что приведенной выше информации вам будет достаточно, чтобы получить представление о сфере кредитования на торговой точке и выбрать банк для вашего магазина.
История и тенденции POS-кредитования
POS-кредитование начало активно развиваться в России с 2010-х годов. Первым банком, кто начал оказывать эту услугу стал Русский Стандарт. Затем к нему присоединились ОТП банк, Альфа-банк и другие. На первом этапе услуга имела колоссальный спрос, люди стояли в очередях для оформления услуги, а банки предлагали завышенные проценты (30-40% были нормальным явлением).
Со временем количество банков увеличилось. Конкурируя друг с другом, банки улучшали условия и упрощали процесс оформления. Помимо этого, определённые ограничения для этого сегмента кредитования ввел ЦБ. Однако, несмотря на это объем POS-кредитования постоянно увеличился.
Кризис 2014 года привёл к падению рынка POS-кредитования более чем на 200 млрд. руб. (около 40%). Но уже через год спрос восстановился и кредитование в магазинах продемонстрировало очередной рост.
Ещё одной проверкой для кредитования на торговых точках стала пандемия коронавируса, которая привела к падению объемов кредитования более 100 млрд. руб. В связи с закрытием большей части магазинов, на передний план вышли банки, которые предлагали эффективные инструменты для онлайн-кредитования, например, Почта-банк и Тинькофф. Банки, которые не смогли перестроиться, были вынуждены уйти с рынка или сократить своё присутствие.
Тем не менее, динамика POS-кредитования осталась положительной даже несмотря на уход нескольких банков. Максимальный прирост демонстрировали в основном те, кто вышел на рынок относительно недавно. Например, Почта банк и Тинькофф на конец 2020 года за 7 лет своей деятельности нарастили объем кредитования более чем в 5 раз.
За этот период Ренессанс также смог увеличить объем кредитования примерно в 2,5 раза. Однако многие банки потеряли значительные объемы, например, ОТП и Хоум кредит – 40%, Альфа-банк и Русский Стандарт — 90%. А такие банки как Русфинанс и Сетелем вовсе полностью вышли с рынка POS-кредитования.
В последние 3-5 лет POS-кредитование куда более активно развивается в интернете, через брокерские платформы или по партнерской схеме, поэтому банкам менее выгодно держать штатного представителя в каждом магазине. Сегодня кредитным организациям более эффективно разработать программное обеспечение и предложить магазинам его использовать.
На мой взгляд, рост и развитие POS-кредитование будет со временем замедляться, что связано со следующими факторами:
С другой стороны, если появятся новые технологии и сегменты для POS-кредитования, то этот рынок может ждать очередной рост.
Альтернативы POS-кредитованию
Ситуации, когда товар нужен срочно, могут возникать довольно часто. Конечно POS-кредит является одним из наиболее удобных инструментов, который позволяет купить товар именно тогда, когда он нам нужен. Однако не все клиенты готовы платить повышенные проценты банку или тратить своё время на оформление кредита в магазине. Разберёмся, какие существуют альтернативы POS-кредитованию в магазинах:
Льготный период по большинству кредитных карт составляет 100 дней и более. Это является хорошей альтернативой оформлению рассрочки в магазине. Достаточно оформить карту один раз и у вас не будет необходимости тратить время на оформление заявки при каждой покупке.
Однако если вы планируете не платить проценты более 3-4 месяцев, то рассрочка в магазине будет для вас выгодней, т.к. многие магазины предлагают рассрочку на 6, а иногда и более 12 месяцев.
Многие банки позволяют подключить к вашей дебетовой карте овердрафт — небольшой кредитный лимит, который вы можете использовать, если средств на карте недостаточно. Это удобный инструмент, если на покупку не хватает немного денег, а их поступление на карту ожидается в ближайшее время.
Если вы планируете оформление POS-кредита на длительный срок, то, скорее всего, более выгодным окажется оформление обычного кредита в банке, что поможет вам получить более выгодную процентную ставку. Если вы получаете официальную зарплату, то в этом случае банк сможет одобрить вашу заявку без дополнительных документов или только по паспорту. Более того, многие компании смогут предоставить вам скидку, если вы расплатитесь наличными.
Еще одним вариантом покупки товара здесь и сейчас являются карты рассрочки. По своему действию они похожи на кредитные карты, однако позволяют получить больший беспроцентный период в магазинах партнерах.
Заключение
Итак, в этой статье мы рассмотрели услугу POS-кредитования, которая способна помочь в привлечении дополнительных клиентов, увеличении товарооборота и повышения среднего чека. Этот инструмент по-прежнему востребован и эффективен, в первую очередь, для компаний, продающих дорогостоящие товары, которые клиенты покупают в случае острой необходимости или импульсивно.
Для подключения услуги кредитования на торговой точке, необходимо заключить договор о сотрудничестве с банком или брокерской платформой. После этого, заявки на кредит смогут оформлять как сотрудники банка, так и сотрудники вашей организации. Магазины с помощью банков могут предложить клиенту оформление в кредит или рассрочку. Разница в том, кто платит проценты по кредиту – продавец или клиент.
В связи с развитием других банковских продуктов, спрос на POS-кредитование понемногу снижается, однако он остаётся одним из основных инструментов стимулирования спроса и увеличения товарооборота. Если в этом сегменте появятся новые инструменты и технологии, то мы можем увидеть его дальнейший рост в течение ближайших лет.