портреты актеров в театре

Театральные фотопортреты. Фотограф Борис Данилович Фабисович

Народная артистка СССР (1978).
портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре
Яковлев Юрий Васильевич
(25 апреля 1928, Москва, СССР — 30 ноября 2013, Москва, Российская Федерация) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1979).
портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре
Станицын Виктор Яковлевич
(Виктор Яковлевич Гёзе).
20 апреля (2 мая) 1897, Екатеринослав – 24 декабря 1976, Москва.
Cоветский российский актёр театра и кино, театральный режиссёр и педагог. Народный артист СССР (1948). Лауреат четырёх Сталинских премий (1947, 1949, 1951, 1952).
портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре
Симонов Н.К.
– Сатин.
Пьеса М.Горького “На дне”.
Ленинградский театр драмы имени А.С.Пушкина.

Симонов Николай Константинович.
21 ноября (4 декабря) 1901, Самара — 20 апреля 1973, Ленинград.
Советский российский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1950). Герой Социалистического Труда (1971). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1950).
портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре
Симонов Р.Н. – Бенедикт. Мансурова Ц.Л. – Беатриче.

Комедия В.Шекспира “Много шума из ничего”.
Театр имени Евг.Вахтангова.

Рубен Николаевич Симонов (1899 — 1968) — советский актёр, режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1946). Лауреат трёх Сталинских (1943, 1947, 1950) и Ленинской премии (1967).

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

«ON.ТЕАТР». ПОРТРЕТЫ АКТЕРОВ

ХАМЕЛЕОН

Александра Плаксина мы видели в двух ролях: в основной программе в «Полковнике-птице» Валентина Люненко и в офф-программе — «Волобуев, вот ваш меч!» Павла Викторова. Сказать, что в каждой роли он разный, — это не сказать ничего. Вы будете долго сомневаться, он ли это, — не только в театре, но и встретив его в жизни. Фантастически быстро и до неузнаваемости меняется его облик. Сегодня он рыжий с бородой и усами, в клешах и цветастой рубашке — типичный хиппи, завтра светловолос, строго и аккуратно подстрижен и, может быть, даже в костюме. Во всяком случае, такое складывается впечатление.

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

В «Полковнике-птице» у него роль глухого, прозванного Хачо Телевизор, так как он читает по губам и может смотреть телевизор, у которого нет звука. Невелик, суетлив, все время крутится где-то под ногами, смотрит цепко, моментально понимая все, что говорят и делают. Его физический недостаток мы замечаем, только когда, повернувшись спиной, он не слышит обращенные к нему слова. Глаза заменили ему уши. Он улыбчив и обаятелен, полон сил. Актер ни на мгновение не дает нам забыть, что Хачо глухой, и, может, поэтому один эпизод приобретает такое символическое значение для всего эскиза в целом. Все обитатели заброшенной лечебницы столпились у окна, смотрят вдаль, мечтая и рассуждая вслух, кто-то произносит высокопарную чушь, а отвечает ему Хачо, хоть и смотрел в окно, а не на губы говорящего. Этот момент переворачивает всю роль — то есть Хачо не так прост и не так глух. И вот мы уже следим за ним, пытаемся поймать его, но больше ни разу у нас не будет повода усомниться в его глухоте.

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

А. Плаксин (Хачо). «Полковник-птица». Фото А. Горбань

В «Волобуеве» он терпеливый и трепетный влюбленный, постепенно превращающийся в монстра, который трансформируется обратно в трепетного влюбленного. Кажется, что здесь Плаксин выше ростом, шире в плечах, черты его лица заострены. Он нервный и вспыльчивый, легко смущается. В паре с Ириной Саликовой — они фарфоровые возлюбленные, пастух и пастушка — разобьются от неловкого движения. Превращение происходит не вдруг, актер дает нам возможность понаблюдать, как монстр проникает в человека, захватывая его всего. Понятно, что за психологическими сдвигами происходят изменения физические. Волобуев-монстр уверен в себе, твердый шаг, глаза широко открыты. Любое неподчинение — и меч идет в ход, никаких сомнений ни в чем. Абсолютная, тотальная уверенность в своих действиях. Но затем наступает следующий этап, и кажется, что в нем не осталось ничего человеческого. Волобуев прячется за скамейкой, извиваясь как змея, теперь мы почти не видим его глаз. Лицо спрятано. Повадки доисторической рептилии и речь какая-то напевная. Актер демонстрирует нам раздвоенность, в нем борются трепетный возлюбленный и этот новый жестокосердный монстр. Он не говорит на разные голоса, он делает агрессивные выпады в сторону своей любимой и быстро отпрыгивает от нее. Он одновременно старается и схватить ее, и не достать, не тронуть. В кино такую раздвоенность демонстрировал Эдвард Нортон, отрицательного обаяния которого хватает на то, чтобы мы поверили, что он настоящий злодей. С Плаксиным другое дело. Мы изначально уверены в его хорошести, добропорядочности, он позитивный. И ни за что не догадаешься, что его глаза могут сверкать такой злобой, а рот так оскалиться.

Может, он еще где-то сыграл на лаборатории, но остался неузнанным? Вполне вероятно.

МАЛЕНЬКИЕ

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

На лаборатории актера ТЮЗа Евгения Сиротина можно было заметить в двух эскизах режиссеров В. Люненко и А. Трусова, вернее, его нельзя было не заметить в этих эскизах.

В эскизе «Полковник-птица» Сиротин играет сумасшедшего Матея, который считает, что он очень небольшого роста и все время уменьшается. Матей ходит с фонариком, чтобы его не раздавили, и прячется. Смешной упитанный мужичок с выпученными глазами лежит под кроватью и трясется, а другие больные смеются над ним. Сиротин делает своего героя не только смешным, карикатурным, но и очень несчастным. Он напряжен, и напряжение чувствуется в каждой мышце, он панически боится, но однако находит в себе силы встать в строй по приказу, вызывая уважение и у зрителя, и у героев спектакля.

Врезается в память монолог героя о том, как он сел бы на птицу и принес послания мировому сообществу, а когда бы его спросили, как он это смог, гордо ответил бы: «Смог». Эта отчаянная «храбрость» вызывает одновременно смех, жалость и уважение, к маленькому Матею, для которого даже подумать такое — уже подвиг.

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Е. Сиротин (Матей). «Полковник-птица».
Фото А. Горбань

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Е. Сиротин (Томас Хенлан). «Череп из Коннемары». Фото И. Соколова

Герой Сиротина — отвратительное, озлобленное существо. Но актер делает обаятельным и его, и он оказывается достойным сострадания. Все смеются над этим горе-полицейским, даже Мик Дауд, которого он чуть не засадил в тюрьму. Это просто такой мир, где каждый жесток с каждым и только на мгновенье промелькнут где-нибудь зачатки человечности и снова скроются. Кому больше всех достается (Хенлану явно достается больше всех) — тот вправе быть самым жестоким. Для героя Сиротина разоблачение его коварного замысла опять издевательство, опять насмешка. Снова видишь, чувствуешь, как корчится от соприкосновения с миром этот неприятный, маленький человек, Томас Хенлан. Как он ненавидит и боится, как он хочет быть большим.

Актер Евгений Сиротин сыграл в эскизах двух «маленьких» людей — две большие, серьезные роли.

БЕДНЫЕ…

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

И. Саликова. Фото В. Богдановой

В эскизе Екатерины Максимовой «Где-то и около» она сыграла главную роль одинокой девушки по имени Надежда. Таких принято называть серыми мышками: скромное платьице, плотные колготки, угловатые движения, кроткий взгляд. Пытаясь определить актерскую природу Ирины Саликовой, невольно вспоминаешь существовавшее когда-то амплуа актер-неврастеник. Она как будто вся нерв, сжата как пружина, готова в любую минуту то ли расплакаться, то ли рассмеяться. Руки постоянно что-то нервно теребят, голос дрожит и часто срывается. Актриса и сама жалеет свою героиню, поэтому в игре Саликовой — некоторый пережим: нелепая, забитая, одинокая, но отзывчивая и добрая. Жалко и смешно смотреть на такое несчастное существо. И хотя И. Саликова очень точно схватила основную черту своей героини, но в образе Нади не хватило развития.

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

И. Саликова (Надя). «Где-то и около».
Фото Д. Горбань

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

И. Саликова (Надя). «Где-то и около». Фото Д. Горбань

В программе OFF, в спектакле П. Викторова по пьесе А. Лушина «Волобуев, вот ваш меч!» мы увидели тот же образ, только осмысленный иронически. Все та же хрупкая темноволосая девушка, смешная, неуклюжая, трогательная и наивная. Не знает, куда деть руки, боится сказать лишнее слово. Она словно чувствует и переживает каждой клеточкой своего существа, мимика изменяется чуть ли не ежеминутно. Вот взгляд, исполненный любви и преданности, а вот уже обиженный и почти плачущий. Она чиста и наивна до глупости. Реагирует на каждое слово, буквально смотрит в рот своему спутнику. Вот уже надежда появилась во взгляде, уже пробежала короткая улыбка по сжатым губам, но вдруг опять: притихла, опустила глаза — испугалась чего-то…

Манера игры Ирины Саликовой таит в себе опасность однообразия, и здесь очень важно, чтобы режиссер точно выстроил рисунок роли и грамотно распорядился богатыми возможностями ее актерского дарования.

Источник

Задушевные портреты актеров советского кино

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Всеми нами горячо любимые актеры и актрисы советского кино, которые были сняты Владимиром Бондаревым. Их узнавали на улицах, поклонники толпами стояли у них под окнами, а афиши с их лицами собирали полные залы в кинотеатрах. Но фотограф Владимир Бондарев на своих фотопортретах сумел, кажется, заглянуть известным актёрам кино в самую душу…

Андрей Миронов

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Первоначально будущий великий актер мечтал стать футбольным вратарем, так как в детстве был увлечен футболом.

Валентин Гафт

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Великолепный разноплановый актер.

Николай Еременко-младший.

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр.

Олег Янковский

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Лучший актёр по опросу журнала «Советский экран» в 1984 году (за роль в фильме Влюблен по собственному желанию).

Юрий Богатырев

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Сумел сделать очень многое для развития советского кинематографа и театрального искусства.

Александр Кайдановский

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Знаменитый российский киноактер, заслуженный деятель искусств России, кинорежиссер и сценарист.

Наталья Бондарчук и Николай Бурляев

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Свой союз Бондарчук и Бурляев весело называли «бурбонд».

Армен Джигарханян

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый снимаемый российский актёр.

Владимир Конкин

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист УССР, Заслуженный артист РФ, Лауреат премии имени Ленинского комсомола.

Василий Лановой

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Лучший актёр по опросу журнала «Советский экран» в 1972 году (Офицеры).

Лев Дуров

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

В каждой роли выражал протест маленького человека против понятия «маленький человек».

Игорь Кваша

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Советский и российский актёр, режиссёр и телеведущий, один из столпов театра «Современник», где сыграл более трёх десятков ролей.

Никита Михалков

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Лучший актёр по опросу журнала «Советский экран» в 1985 году, роль в фильме «Жестокий романс».

Евгений Стеблов

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Народный артист России, лауреат Национальной кинематографической премии «ТЭФИ», профессор, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Александр Пороховщиков

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, продюсер, Народный артист России.

Евгений Евстигнеев

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Его участие в фильме и спектакле гарантировало сенсационный успех.

Владимир Меньшов

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Лауреат премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Москва слезам не верит».

Алексей Баталов

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Советский и российский киноактер и актер театра, режиссер, сценарист, педагог.

Андрей Мягков

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Великий советский актер, множеством своих ярких ролей заслуживший славу настоящего народного артиста.

Анатолий Папанов

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

«Единство творчества я вижу
в искусстве театра, кино,телевидения, эстрады.Четыре музы, а ты один. ».

Лия Ахеджакова

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Актриса, ставшая настоящей легендой советского кино.

Наталья Андрейченко

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Советская, российская киноактриса, актриса театра.

Николай Гринько

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Советский актёр театра и кино, музыкант, автор песен, звукорежиссер, сценарист, радиоведущий.

Екатеина Васильева

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР.

Лариса Голубкина

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

Советская и российская киноактриса, театральная актриса, певица.

Алла Демидова

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театре

В 1968 году Алла Демидова по итогам опроса журнала «Советский экран» названа самой перспективной актрисой.

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Гертруды партера

«Зрительный зал Большого театра в Москве», Михай Зичи. 1856 / WIKIMEDIA COMMONS

Гамлет, Офелия, Гертруда, Клавдий — так, именами персонажей из пьесы Шекспира, социологи назвали типы театральных зрителей. Они выделены по итогам опроса 7,7 тысяч посетителей 26 драматических театров в восьми городах России. Среди театралов самые заядлые — гертруды, которые не пропускают ни одной премьеры. На другом полюсе — клавдии: их силком тащат на спектакли. IQ.HSE разбирается, что сближает гамлетов и офелий и что делают в театре розенкранцы и гильденстерны.

Зритель крупным планом

Всероссийское исследование театральной аудитории, проведенное Лабораторией будущего театра ГИТИС под руководством социологов ВШЭ Никиты Большакова и Алисы Максимовой, выявило основные типы посетителей театров. Им условно присвоены имена действующих лиц «Гамлета». Но, прежде чем перейти к каждому типажу по отдельности, рассмотрим участников «сцены» в целом.

В театр ходят, в основном, женщины (80% аудитории). Средний возраст театралов — 37 лет. Большинство — с высшим образованием: у 57% — один диплом вуза, у еще 14% — даже несколько. Респонденты причисляют себя к среднему классу.

Сцену любят с детства. Причем, чем раньше они впервые оказались в театре, тем регулярнее там бывают. Четверть из тех, кто ходил на спектакли еще дошкольником, теперь бывает на них почти каждую неделю, а 30% ходят в театр раз в месяц.

Культпоходы респонденты чаще совершают в компании друзей (44%) или в одиночестве (27%). С супругами ходят лишь 22%, с родителями и детьми — по 15%. В классических театрах (с традиционным репертуаром и форматами) бывают с родителями и с детьми, в экспериментальных — с супругами и знакомыми. Большинство информантов — в курсе театральных новостей: благодаря интернет-СМИ, социальным сетям и специализированным сайтам.

Опрос проводился в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Воронежа и пр. В числе классических — Малый театр, МХТ, БДТ, Ленком, РАМТ, Театр Вахтангова, Мастерская Петра Фоменко, Театр Вахтангова и ряд региональных трупп. Среди современных театров — Гоголь-центр, Практика, Театр.doc, Театр на Таганке, Школа современной пьесы. Общая выборка зрителей — 7735 человек. Их опрашивали в театрах и онлайн.

Любовь или долг

Больших групп зрителей — три: те, кто любит театр (45%); те, кто хочет начать в нем разбираться (20%); случайная публика (35%).

Внутри каждой группы ученые выделили подгруппы — по мотивам посещения театра. Всего их семь: от «гертруд» до «гильденстернов».

Сегментация театральной аудитории

Сразу оговоримся: шекспировская классификация — конечно, условность. Королева Гертруда (мать Гамлета) и верность чему-либо — две вещи несовместные. Да и Гамлет в исследовании неканонический: не столько рефлексирует в театре, сколько развлекается. Сами социологи используют «шекспировскую» классификацию в качестве вспомогательной, а основной выбрали более понятную: от «поклонников таланта» до «сопровождающих». Мы же оставим шекспировские имена, чтобы сгустить театральные краски.

Ядро театралов — гертруды: самые преданные и активные зрители, в основном, женщины. Гертруд всего 17%, но для театров они на вес золота: любят искусство, следят за театральными событиями, целенаправленно ходят на актеров и спектакли. А главное — не скупятся: готовы заплатить за билет до 3600 рублей. Второе имя этого кластера — «интеллигенты».

Им сродни «трагики», или «профессиональные зрители» — кластер творческих работников, в основном, женщин. Для них поход в театр — производственная необходимость: работа связана со сценой (по-видимому, критики, художники, завлиты и пр.). За билет дают до 3300 рублей. Таковых 23%.

Тех, кто ходит в театр по любви или по долгу службы, суммарно 40%. Общее между гертрудами и трагиками, по словам исследователей, то, что «их сложно впечатлить». Это искушенная публика, которая предъявляет к постановкам высокие требования.

К этим двум кластерам примыкают еще 5% более «узкопрофильных» театралов — «королевская свита», они же «поклонники таланта»: фанаты определенных звезд. Здесь небольшой перевес мужчин. Как и гертруды, они готовы раскошелиться на билеты, но не ради спектакля, а ради своих кумиров. Цена вопроса — до 3900 рублей.

Со всеми тремя кластерами у театров проблем нет: эта преданная публика всегда будет в зале. А вот за гамлетов и офелий придется побороться.

Быть или не быть в тренде

Принцы датские и офелии — хороший резерв для расширения театральной аудитории. Они не относятся к знатокам, но, по крайней мере, хотят начать разбираться в театре. Гамлеты ждут от театра расширения кругозора, отдыха от рутины, «прорыва в незнаемое». Театр для них — развлечение. Они хотят быть в курсе событий, следят за происходящим, часто идут на спектакль по совету друзей. Второе имя кластера — «охотники за трендом» (14%). Это чаще мужчины, средний возраст — 35 лет. Много за билет не дадут: максимум 2600 рублей.

В паре с гамлетами — офелии, или «охотники за впечатлениями» (6%), юные романтичные театралки (в кластере много студентов). Они ждут от представления ярких эмоций и возможности сопереживания. Офелии щедрее, чем гамлеты: готовы потратить на билет до 3200 рублей.

Помимо двух кластеров «охотников», театры могут побороться за «случайную публику». Это те, кто пришел на спектакль «по оказии» (27%) или «сопровождает супругу» (8%).

Розенкранц и Гильденстерн живы

Эпизодических персонажей среди зрителей больше трети (35%). Это клавдии (те самые 8%), которые идут смотреть постановку под давлением жены, а также 27% розенкранцев с гильденстернами, что попали в театр, потому что у кого-то «пропадали билеты».

Оба кластера — мужские. Но клавдии, вопреки Шекспиру, моложе розенкранцев; университетов они не заканчивали, особого интереса к искусству нет. Кто перспективнее для театров? Наверное, розенкранцы: они, пусть и абстрактно, но все же почитают сценическое искусство. Респонденты говорили, что «каждый уважающий себя человек время от времени должен бывать в театре».

Обе категории не особо щедры, но и не так прижимисты, как гамлеты. Клавдии дают за билет до 2800 рублей, а псевдодрузья принца датского — до 2900 рублей.

Как вам спектакль?

Мотивов похода в театр может быть несколько. 55% опрошенных идут смотреть работу определенного актера или режиссера. Чуть поменьше — 51% — жаждет ярких эмоций. По 48% респондентов хотят поразмышлять или узнать что-то новое.

В пятерку менее популярных мотивов вошли желание развлечься (36%), отдохнуть от быта (27%). Есть и мотив, вообще не особенно сфокусированный на сцене: 21% опрошенных просто хотели как-то провести время с любимым человеком или друзьями.

При выборе спектаклей для респондентов значимы сюжет и характер постановки (37% опрошенных), а также режиссеры и актеры (35%).

Отличную оценку спектаклям респонденты ставили благодаря:

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театреМастерству исполнителей: «Актеры были на высоте. Хотелось наблюдать и не отрываться, как под гипнозом», «играли на разрыв сердца», своей игрой «включали воображение». Также подчеркивались « музыкальные и танцевальные умения артистов, интерактивность спектакля, искренность».

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театреРежиссуре: « Феерическое, почти фантастически талантливо сделанное зрелище», «оригинальный выразительный язык».

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театреСценографии — декорациям, световым и визуальным эффектам: мультимедийным проекциям в постановках и пр.

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театреСюжету спектакля: «Сценарий супер», «Хороший материал — Сорокин. Для этого времени, должно на большинство подействовать шокирующе. Надеюсь, кого-то по-хорошему ужаснет».

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театреОбщей атмосфере, стилю постановки: «Текст, музыка, свет. Сплетение и соединение деталей, цитат, ощущений. Аутентичность чувств. Правдивость».

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театреСоответствию литературной основе — на фоне нетривиального режиссерского взгляда: «При необычности прочтения верность Чехову».

Впечатление от спектакля складывается из мелочей, в том числе, бытовых. «Великолепная игра актеров, хорошо кондиционированный зал, вежливые, даже учтивые капельдинеры. Да здравствует классика. Именно такого «Горя от ума» и хотелось», — заявляет респондент.

Среди причин недовольства спектаклем информанты называли:

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театрезатянутость и банальность ( «Монотонно, малопонятно, утомительно», «хотелось больше драйва»);

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театреневнятность и странность режиссерского замысла («Трудно установить последовательность действий и логику», «Ужасное, безответственное издевательство над Чеховым, нагромождение пошлости», «Насилие над текстом»);

портреты актеров в театре. Смотреть фото портреты актеров в театре. Смотреть картинку портреты актеров в театре. Картинка про портреты актеров в театре. Фото портреты актеров в театремат со сцены («Излишнее количество нецензурных выражений», «Много ненужных грубых слов — неужели Шекспир?»).

На плохие впечатления от спектакля также повлиять духота или холод в зале, его плохая планировка («к роме первых рядов, не видно никому» ), неудобные кресла, хамство сотрудников театра и плохая работа буфета: «высокие цены», очереди, «не принимают карты».

Поиск формы и содержания

Примечательно, что зрители часто позитивно оценивали экспериментальный характер постановки. С точки зрения формы выделяли интерактивность («формат, коммуникация с новыми незнакомыми людьми»), «необычные мизансцены и западающие в душу символы», «подачу самой истории»: видеопроекции, «полное погружение [в действие]», «непринужденную атмосферу». А в содержательном отношении для них были значимы «дух времени», «серьезная актуальная тема», «спектакли со смыслом», которые «заставляют о многом задуматься».

Зрителям нравятся спектакли с сильным эмоциональным зарядом. Речь и об «эксцентричных непринужденных» постановках «с драйвом» («Спектакль живой, хулиганский, но при этом есть, о чем подумать»), и о спектаклях, вызывающих ностальгию и сопереживание. Респонденты говорили, что спектакль их «захватил», заставил «вспомнить прошлое», «испытать боль» за персонажей: «Эмоции до слез от грусти, от тоски, от смеха, от сострадания, от беспомощности».

«Поменьше цирка и адюльтера»

На будущее театра респонденты смотрят по-разному.

Есть консерваторы — сторонники сохранения традиций, противники экспериментов. Они подчеркивают: «Меньше перформансов, больше Станиславского», «Классика, классика и еще раз классика», «Люблю старый русский театр без наворотов», «поменьше цирка и адюльтера».

Сторонники авангардного искусства считают, что театр «должен быть смелым и независимым», использовать новые технические и художественные средства. Респонденты выступают за «сближение театра с реальностью», за «театр как центр коммуникаций общества», «отход от жесткой литературоцентричности».

Аудитория поляризуется, отмечают исследователи: «В ответах зрители говорят об одних и тех же моментах, но в противоположных терминах: то, что для одних «шоу» и «кабаре», для других — желаемая яркость и зрелищность. «Актуальность» может превратиться в «политизированность», «классика» — в «занудство», а смелые эксперименты — в «разврат» или «сумасшедшие выдумки режиссера».

Театр для всех

Впрочем, есть и представители умеренной позиции, которые выступают за «гармонию между традицией и новаторством»: «И авангард хочется видеть, и чтобы про классику не забывали». А вот еще более конкретное суждение: театр должен быть «разноплановым, чтобы каждый зритель — будь то сторонник строгого академизма или любитель авангарда — мог выбрать то, что ему ближе по духу».

Но для многих насущный вопрос — банальная доступность театра: физическая (чтобы театры и спектакли приходили в регионы), финансовая (речь о ценах на билеты) и смысловая. Нужны спектакли, доступные не только элите, ценителям и знатокам, но и широкой аудитории.
IQ

Лаборатория будущего театра ГИТИС*
Никита Большаков, старший преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Надежда Астахова, социолог
Алиса Максимова, младший научный сотрудник ИГИТИ имени А. В. Полетаева НИУ ВШЭ, старший преподаватель Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского НИУ ВШЭ

* Полный список авторов исследования размещен здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *