порочные связи италия актеры
Все лгут: итальянская «Порочная связь» о попытке сохранить брак любой ценой
В оригинале «Порочная связь» (2020, реж. Даниэле Лукетти), называется «Lacci», то есть «Шнурки». Когда, спустя несколько лет болезненного разрыва, Ванда разрешила Алдо встретиться с детьми, она сказала сыну: «Именно папа научил тебя завязывать шнурки на ботинках». Это было маленькой невинной ложью, одной из множества других, но именно эта ложь помогла – на свидании мальчик спросит, правда ли это, а девочка попросит научить завязывать шнурки и ее тоже. Мало-помалу, и Алдо вспомнит, как это здорово – быть папой, и как приятно каждый день ужинать на своей кухне. Вспомнит – и вернется, с несколько неожиданными последствиями.
В самом начале мы видим идеальную (почти идеальную) семью: жена-красавица (Альба Рорвахер, «Идеальные незнакомцы»), муж-интеллектуал, двое чудесных, как с картинки, деток. Они возвращаются с какого-то семейного праздника, купают сына и дочь, читают им на ночь сказки и целуют в лобик, а потом закрывают дверь детской, и остаются наедине. «У меня другая», — говорит Альдо. «Уходи прямо сейчас», — говорит Ванда.
Он и уйдет – но, конечно, это только первый шаг. Будет и публичное выяснение отношений, и грязный развод, и попытка суицида Ванды – так пройдут те самые несколько лет до эпизода со шнурками. А потом Алдо вернется – уже навсегда.
Действие «Порочной связи» происходит в двух временных отрезках (когда главным героям под сорок, и когда им под семьдесят), в двух городах (Неаполь, где дом, и Рим, где работа и любовница Алдо), и аж с трех точек зрения. Это интересный, хотя и не новый ракурс: посмотреть на семейную трагедию глазами мужа, жены и кого-то еще. Прежде всего вспоминается «Брачная история» Ноа Баумбаха, под явным впечатлением от которой Лукетти и снял свой фильм: там тоже были два города, только Нью-Йорк и Лос-Анджелес, там тоже были он и она. Но «Брачная история» вышла более интимной и личной, потому что Ноа Баумбах не впустил в конфликт точку зрения ребенка. Здесь же именно дети, пусть повзрослевшие, становятся главными (с чего это вдруг?) судьями своих родителей (далее пойдут спойлеры. )
В финале фильма повзрослевший мальчик, и повзрослевшая девочка – эгоцентричный лжец и запустившая себя стерва, обсуждают вариант «сдачи» папы с мамой в дом престарелых, а потом радостно крушат их квартиру – ну, как же, они же поломали им жизнь! Причем не своим разводом, а своим воссоединением – потому что, по мнению детей, это воссоединение было построено на лжи, нелюбви, и одному лишь стремлению к мещанскому комфорту. 70-летний Алдо до сих пор не пропускает ни одной юбки, и хранит на самом видном месте в гостиной снимки своей бывшей любовницы. 70-летняя Ванда наслаждается властью над бесхребетным мужем, создавая видимость дома-«полной чаши». Что ж, возможно и так, но каждая семья заслуживает иметь свой «ящик Пандоры», и не дело детей его открывать.
Что еще посмотреть про несчастливые браки:
«Голодные сердца» (2014, реж. Саверио Констанцо)
«Громкая связь» (2019, реж. Алексей Нужный)
«Идеальные незнакомцы» (2016, реж.Паоло Дженовезе)
«Брачная история»(2019, реж. Ноа Баумбах)
«Крамер против Крамера» (1978, реж. Роберт Бентон)
«Порочная связь»: Рецензия Киноафиши
Итальянская драма-эксперимент об ужасах развода в семье.
В прошлом году Венецианский кинофестиваль удивительным образом состоялся в офлайн-режиме – журналистам удалось все-таки попасть в Италию и посмотреть отобранные кураторами смотра картины. В качестве фильма открытия выступила новая работа Даниэле Лукетти, который более известен благодаря ретросериалу «Моя гениальная подруга», в котором две молодые девушки мечтают поскорее сбежать из Неаполя. Правда, действие происходит в 1950-х годах, поэтому их мотивация вполне объяснима социальными и политическими конфликтами в стране. В «Порочной связи» у него снова любимый Неаполь, но герои путешествует по нему из разных десятилетий, начиная с ярких 1980-х и заканчивая сегодняшним днем (не таким уж красочным). Рассказываем, что такого в этой эмоциональной и временами горькой картине.
Со стороны супруги Альдо и Ванда выглядят вполне себе счастливыми. Они танцуют, смеются, их дети тоже не видят горя. Однако семейной идиллии у них нет, а за закрытыми дверьми сразу же начинаются споры и конфликты. Оба считают брак уговором, а не чем-то, связанным с любовью, и в любой момент готовы разорвать рушащиеся отношения. Все усугубляется после того, как Альдо рассказывает своей жене об измене и не собирается просить прощения. За бесконечными спорами родителей начинают наблюдать их дети, которые запомнят эти моменты навсегда.
На экраны врываются улыбающиеся главные герои в исполнении Альбы Рорвахер и Луиджи Ло Кашио. Их персонажи волевые, эгоистичные и чересчур эмоциональные, как подобает всем итальянцам. Драматизация, гиперболизация и битье посуды – без всех этих элементов нельзя прожить и дня. Альдо и Ванда ведут жизнь вполне себе обеспеченной итальянской семьи среднего класса, поэтому финансовых трудностей они не испытывают, но адреналин получают благодаря совместным словесным баталиям. Все-таки без огонька в отношениях просто невозможно прожить. Однако терпение практически всегда не хватает одному из партнеров, и ему приходится все уничтожить на корню. Только теперь драма уже переходит в трагедию, и все становится только хуже.
Дело в том, что в самой невыгодной и неприятной ситуации здесь находятся не слегка сумасшедшие супруги, а именно их дети. Режиссер Даниэле Лукетти сначала запутывает зрителей и делает так, чтобы аудитория изначально пыталась сопереживать Альдо и Ванде. Однако каким бы эмпатичным ни был человек в кинотеатре, его сердце все равно не будет страдать из-за супругов. Ведь реальные главные герои здесь остаются в тени и выступают просто наблюдателями. Неизвестно, насколько картина автобиографична, но есть вероятность, что Лукетти хотелось перенести на экран свой детский травмирующий опыт.
Дети как основные протагонисты видят все хорошие и плохие черты родителей и мечутся между матерью и отцом. Будучи несовершеннолетними, они не в силах принять решение в свою пользу, и им просто приходится оставаться в такой неблагоприятной ситуации. Резко ракурс с Альдо и Ванды смещается на их детей после кульминационной сцены про завязывание шнурков. Кстати, итальянское слово, оригинальное название фильма, lacci в переводе означает именно «шнурки». Старшая дочь находит в себе силы, проглатывает всю свою ненависть к отцу и рассказывает о том, как странно ее брат зашнуровывает ботинки. Оказывается, именно Альдо научил сына так завязывать, но сам того факта не помнит.
Вроде бы, с одной стороны, глупая и невинная сцена, лишенная каких-либо логических диалогов. Кстати, с последними в картине огромная проблема, потому что все словесные прения между героями похожи на плохо написанный роман. Предложения проговариваются как одно целое, интонация уходит на второй план, а слова кажутся уж больно простыми для такой интеллигентной семьи. С другой стороны, сцена со шнурками как раз и заинтересовывает своей простотой и невинностью, потому что именно такие вещи в первую очередь запоминаются детьми и могут произвести на них колоссальное впечатление. Только никакой искренности за этими «шнурками» не стоит, а есть лишь желание матери воспользоваться неопытностью и наивностью собственной дочери. Ванде просто надо, чтобы Альдо вернулся в семью, и она готова ради этого пожертвовать счастьем детей.
«Порочная связь» – это не дискурс на тему развода двух раньше дорогих друг другу людей, это не «Брачная история» по-итальянски, а это иллюстрация того, как семейный конфликт влияет на детей. В будущем любимые сын и дочь перестают нормально общаться с собственными папой и мамой и думают о мести практически каждый день. Однако это фильм Даниэле Лукетти, поэтому у него возможно что угодно.
Картина может понравиться всем фанатам эмоционального европейского кино и тем, кто просматривает все фестивальные фильмы, которые даже не участвовали в основных программах. Имейте в виду, что линейность повествования и обыденность диалогов могут заставить вас выйти из зала, но вот замечательные глаза Альбы Рорвахер и ювелирная работа художника по костюмам сможет вас затормозить.