популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни

Популяризация здорового образа жизни и развитие массового спорта в России

популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Смотреть фото популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Смотреть картинку популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Картинка про популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Фото популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни

Популяризация здорового образа жизни как одно из направлений государственной политики в информационной сфере должна превратиться в одну из приоритетных задач, от решения которой во многом зависит достижение поставленных стратегических целей.

Развитие массового спорта в современном российском обществе – это актуальный вопрос чрезвычайной важности. Катастрофическое ухудшение качественных характеристик народонаселения Российской Федерации (низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, наркомании и алкоголизма, снижение общего уровня духовности и нравственности, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, подготовленности, физической и интеллектуальной работоспособности) становится все более значимым признаком развития кризиса качества жизнедеятельности значительных масс населения, как одного из важных факторов риска для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального, нравственного, духовного развития населения, а также экономического прогресса, политической стабильности и роста международного авторитета Российской Федерации. В этой связи популяризация здорового образа жизни как одно из направлений государственной политики в информационной сфере должна превратиться в одну из приоритетных задач, от решения которой во многом зависит достижение поставленных стратегических целей.

Популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни нуждается в четко специфицированном разделении. Можно сказать, что существуют две основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный спорт и спорт высших достижений.

Первая является органической частью системы физического воспитания, физической культуры общества: массовый спорт лишь относительно лимитируется возрастом, состоянием здоровья, уровнем физического развития людей. Массовым спортом каждый человек занимался хотя бы раз в жизни: спорт как учебный предмет входит в программы всех типов учебных заведений и военно-физической подготовки в армии.

В этой форме реализуются прежде всего общие образовательно-воспитательные, подготовительно-прикладные, оздоровительные и рекреационные задачи спорта. Массовый спорт — основа спорта высших достижений, условие физического совершенствования подрастающих поколений, спорт высших достижений позволяет на основе выявления индивидуальных возможностей и способностей человека в определенной сфере спортивной деятельности (посредством углубленной специализации и индивидуализации учебно-тренировочного процесса, связанного с использованием возрастающих до предельных функциональных нагрузок) добиваться максимальных, рекордных спортивных результатов, моделировать для них эталонные ориентиры, вооружать массовую практику наиболее эффективными средствами и методами спортивного совершенствования. Рекорды в спорте высших достижений, победы в официальных международных, национальных и других спортивных соревнованиях создают моральный стимул развития массового спорта.

Массовый спорт — это непрерывный социальный эксперимент, в ходе которого человечество познает свои возможности, накапливает и совершенствует человеческий капитал, расширяет свой потенциал. Массовый спорт, выполняя развивающие, воспитательные, патриотические, коммуникативные функции, объединяет и координирует индивидов и социальные группы, развивает нацию. В современных условиях возрастает значение решения комплексной задачи подготовки профессиональных, востребованных и высоко оплачиваемых кадров массового спорта — преподавателей физического воспитания и физкультуры, инструкторов, тренеров, организаторов спортивных мероприятий и т.д. В то же время, развитие массового спорта в современном российском обществе чрезвычайно затруднено. Недостатки оборудования, качественного инвентаря, современного информационного оснащения спортивных залов, уровня санитарно-гигиенических условий, слабая программно-методическая база, уверенно снижающийся профессионализм привели российскую систему физического воспитания к серьезному отставанию от требуемого ныне уровня. Решение этих проблем требует постановки масштабных задач по преобразованию содержания и инфраструктуры физического воспитания.

Система массового спорта обладает определенной самостоятельностью в целостной социальной системе общества, выступая в этом случае, как социальная подсистема. Сфера массового оздоровления граждан, социальная система спорта, в силу своей специфичности имеет относительную автономию в отношении других социальных подсистем. Вместе с тем, социальная подсистема спорта, самым активным образом взаимодействует с непосредственно связанными с ним подсистемами здравоохранения, науки, культуры, воспитания и образования. Спорт оказывает значительное воздействие на социально-экономические и политические процессы любого современного общества. В связи с этим, государственной пропаганде «здорового образа жизни» и развития человеческого потенциала, принадлежит особое место в процессе становления спорта, как специфической инфраструктуры современного массового движения.

Специфическая регулирующая роль государства в сфере развития физической культуры и спорта, укрепления общественного здоровья и развития человеческого потенциала заключается в коррекции социальной стратификации, в утверждении и гарантировании равных прав граждан России на всестороннее развитие личности и общества. Целью государственной политики в этой сфере является формирование гражданского самосознания, повышение уровня социальной защищенности и самореализации граждан; формирование здорового образа жизни населения, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений в молодежной среде; создание условий для массовых занятий физической культурой и спортом детей и подростков.

В последние годы активно развивается практика организации городских и районных спортивных мероприятий — соревнований и спартакиад.

В заключение хотелось бы отметить, что массовый спорт является необходимым условием успешного развития современного российского общества и достижения национальных стратегических интересов. Одним из важнейших факторов развития массового спорта является государственная политика в области пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Об авторе: Корнеева Ирина Игоревна, учитель физической культуры, МОУ «Дашковская СОШ» г. Серпухов.

Источник

Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни

популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Смотреть фото популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Смотреть картинку популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Картинка про популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Фото популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни

Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 01.03.2018

Статья просмотрена: 10753 раза

Библиографическое описание:

Умурзаков, У. К. Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни / У. К. Умурзаков. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13917/ (дата обращения: 22.10.2021).

Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания страны, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации [3].

Вопросы развития физической культуры и спорта становятся ключевым направлением социальной политики в нашей стране. Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Одной из функций государства является удовлетворение общих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физкультурой и спортом. Использование физической культуры и спорта для полноценного и активного досуга и воспитания всегда было прерогативой местных органов власти, тем более усиление их в настоящий период.

Кроме того, считаем, что социально-экономическая парадигма развития должна исходить из того, что его «локомотивом» являются не только экономически активные социальные группы с высоким уровнем квалификации, мотивацией на вертикальную мобильность, способные легально адаптироваться к сложившимся условиям, но и, может быть, в первую очередь — группы здоровых и физически крепких людей, готовых реализовать эффективные модели социально-экономической деятельности [4].

События последних лет еще раз подтвердили, что сегодня приоритетным направлением политики, проводимой Президентом и Правительством Республики Узбекистана (Андижан) в области физической культуры и спорта, безусловно, является эффективное использование средств и методов физической культуры и спорта в деле воспитания всесторонне развитой и духовно богатой личности XXI века, в формировании культуры здорового образа жизни среди различных слоев населения страны.

Одним из ярких показателей стабильности в обществе, его развития и прогресса является отношение государства к спорту, забота о физическом и нравственном здоровье населения. Физическое воспитание, являясь составной частью общества, его подсистемой, находится в определенных связях, взаимоотношениях с другими социальными подсистемами.

Взаимосвязи физического воспитания с общекультурными, политическими и социально-экономическими условиями жизни общества весьма сложны и не одинаковы в различных формациях.

Общие закономерности функционирования физического воспитания, отражающие характер взаимодействия его со средой, можно сформулировать следующим образом: физическое воспитание, являясь подсистемой общества, формируется и изменяется под воздействием общекультурных, материальных и социальных условий жизни общества и обусловленных ими потребностей, а в процессе функционирования оказывает воздействие на социально-демографические группы [2].

Крайне важна пропаганда физической культуры и здорового образа жизни граждан, особенно среди детей, подростков и молодежи, в средствах массовой информации, как в печатных, так и в электронных, через сеть Интернет. В Республике Узбекистан (Андижан) сложилась система организации информационной и агитационной работы в сферах физической культуры, спортивно-массовой и оздоровительной работы. Она осуществляется специалистами по связям с общественностью и представителями пресс-служб.

Приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников и учащихся общеобразовательных школ.

Физическая культура — важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановлении и развитии телесных и духовных сил. В этом проявляется ценность физической культуры для личности и общества, ее образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение.

Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы, особенно среди дошкольников; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и т. д. [1].

В целях массового привлечения населения к систематическим и регулярным занятиям физической культурой и спортом во всех муниципальных образовательных учреждениях организуются физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.

Новыми формами пропаганды физической культуры и спорта являются массовые соревнования среди семей, республиканские спортивные состязания между селами. Такие мероприятия способствуют развитию прикладных видов спорта, привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом.

Вместе с тем фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детском возрасте. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Основные усилия должны быть направлены на повышение ответственности родителей за здоровье детей; поиск и рациональное использование целевых и спонсорских финансовых возможностей в интересах развития детского спорта; совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания в учебных заведениях; внедрение новых эффективных форм организации занятий; создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой; массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ; создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивные залы.

Физическое воспитание должно реализовываться через урочные формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные неакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся двигательную активность не менее 8–10 часов в неделю.

Таким образом, что в решении проблем вовлечения детей и молодежи в активные занятия физической культурой особое внимание необходимо обратить на проведение детьми активного досуга совместно с родителями. Концепция семейного отдыха должна быть признана приоритетной. Смещение акцента на систематические физкультурно-спортивные занятия в школьном возрасте позволит уже на этом этапе возрастного развития человека создать предпосылки для его оптимального физического развития, укрепления здоровья и более ранней профилактики различных неблагоприятных состояний, сформировать устойчивую потребность в выполнении физических упражнений оздоровительной направленности и культуру здорового образа жизни.

Источник

Популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни

популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Смотреть фото популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Смотреть картинку популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Картинка про популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Фото популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни

популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Смотреть фото популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Смотреть картинку популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Картинка про популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Фото популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни

популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Смотреть фото популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Смотреть картинку популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Картинка про популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Фото популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Смотреть фото популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Смотреть картинку популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Картинка про популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Фото популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Смотреть фото популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Смотреть картинку популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Картинка про популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизни. Фото популяризация и развитие массового спорта пропаганда здорового образа жизниОбзор документа

Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года

2. Минспорту России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями разработать и внести в Правительство Российской Федерации в месячный срок проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных документов.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации региональных программ и иных документов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 24 ноября 2020 г. N 3081-р

Стратегия
развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О стратегическом планировании в Российской Федерации», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации».

Миссия государства в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации заключается в:

формировании культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и качества жизни населения;

создании необходимых условий для поступательного развития сферы физической культуры и спорта;

повышении экономической привлекательности и эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта;

обеспечении прозрачности и честности соревновательного процесса;

укреплении международного сотрудничества и повышения авторитета России на международной спортивной арене.

Стратегия определяет видение развития Российской Федерации как ведущей мировой спортивной державы, граждане которой ведут здоровый образ жизни и активно вовлечены в массовой спорт, с экономически стабильным профессиональным спортом, высоким авторитетом на международной спортивной арене и нулевой терпимостью к допингу.

Разработка и реализация Стратегии основаны на следующих ценностях физической культуры и спорта:

Развитие физической культуры и спорта в рамках Стратегии основано на следующих принципах:

соответствие национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации;

обеспечение равных возможностей для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, учебы и работы для всех категорий и групп граждан;

открытость и доступность информации в сфере физической культуры и спорта для граждан;

удовлетворенность граждан условиями для занятий физической культурой и спортом;

обеспечение условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов, их спортивного долголетия, саморазвития и самореализации, духовно-нравственного и патриотического воспитания;

ориентация на долгосрочную перспективу стратегического планирования развития физической культуры и спорта с учетом мировых тенденций научно-технологического и цифрового развития;

обеспечение «чистоты» и безопасности спорта, а также нетерпимость к нарушению антидопинговых правил;

учет региональных особенностей развития физической культуры и спорта.

Стратегия направлена на формирование и реализацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях скоординированной государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Ведущим вектором Стратегии является межотраслевое и межведомственное взаимодействие, координация и консолидация деятельности заинтересованных федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных, научных и образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества, а также обеспечение единства нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спорта и иных социальных сферах на всей территории Российской Федерации.

Стратегия является основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием и иных документов.

Для обеспечения комплексного развития сферы физической культуры и спорта с учетом индивидуальных особенностей видов спорта и региональной специфики предусматривается разработка соответствующими спортивными федерациями программ развития вида спорта, а также региональных программ развития спорта с учетом базовых видов спорта для субъектов Российской Федерации.

Для целей эффективного решения задач по реализации Стратегии предусматривается механизм определения видов спорта, вносящих наибольший вклад в развитие сферы физической культуры и спорта.

II. Анализ текущего состояния развития физической культуры и спорта в Российской Федерации

В 2020 году завершается срок реализации Стратегии до 2020 года. Анализ статистических данных показывает, что были достигнуты следующие значения целевых ориентиров (показателей):

Физическая культура и массовый спорт

Также отмечается большой разрыв в доле занимающихся спортом по некоторым регионам относительно среднего уровня по стране. Снижение указанных диспропорций между регионами является важной задачей развития физической культуры и спорта.

Органами государственной власти отмечается недостаток качественной и оперативной статистики, в том числе на региональном уровне. При этом современное отраслевое планирование возможно в условиях высокой информированности и прозрачности.

В связи с этим актуальным направлением развития является оценка качественных показателей вовлечения населения в спорт, по которым на текущий момент не организован сбор статистической информации.

Таким образом, одним из ключевых вызовов на сегодняшний день является цифровизация в области физической культуры и массового спорта.

Спортивная инфраструктура

Количество объектов спорта с 2015 по 2019 год выросло с 282 тыс. до 292 тыс. единиц. Количество городских и рекреационных объектов, приспособленных для занятий спортом, в 2019 году составило 30 тыс. единиц.

На 88 тыс. объектов (30 процентов общего числа) созданы условия для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В аварийном состоянии находится 3,2 тыс. объектов (1 процент общего числа).

В некоторых регионах загрузка объектов более чем в 2 раза ниже среднего уровня по стране. Соответственно, стратегические инициативы, направленные на увеличение уровня обеспеченности инфраструктурой, должны будут приниматься с учетом посубъектного анализа загрузки объектов спортивной инфраструктуры.

Общая обеспеченность населения спортивной инфраструктурой составила в 2019 году 56 процентов (в соответствии с нормативами, рекомендованными Министерством спорта Российской Федерации). Тем не менее исходя из текущей статистики невозможно оценить фактический спрос населения на спортивные объекты. В связи с этим необходима разработка инструментов обратной связи с населением в рамках цифровизации сферы физической культуры и спорта, что позволит измерить качество предоставляемых услуг, повысить загрузку существующих объектов и экономическую эффективность финансирования строительства новых объектов спортивной инфраструктуры.

Спортивная подготовка

Спортивная подготовка является одним из важнейших элементов спорта и представляет собой процесс обучения и воспитания (учебно-тренировочный процесс), который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства.

За последние годы проделана следующая работа:

создание отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку (1599 спортивных школ и 1075 спортивных школ олимпийского резерва, 30 центров олимпийской подготовки);

заложение основ межведомственного методического обеспечения спортивной подготовки;

актуализация федеральных стандартов спортивной подготовки по всем олимпийским, паралимпийским и отдельным неолимпийским видам спорта;

повышение численности штатных специалистов физической культуры и спорта;

продолжение развития системы спортивного образования (утверждение соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, внесение направления «Спорт» в перечень направлений подготовки высшего образования).

Тем не менее важно отметить следующие области для дальнейшего развития спортивной подготовки:

гармонизация законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании;

несмотря на то что процент перехода с этапа совершенствования спортивного мастерства на этап высшего спортивного мастерства вырос с 19 процентов до 32 процентов за последние 10 лет, важной остается задача сохранения перспективных спортсменов в системе подготовки спортивного резерва (детско-юношеский спорт);

совершенствование научно-методического, медицинского и материально-технического обеспечения спортивной подготовки;

духовно-нравственное формирование спортсмена как гармонично развитой личности.

Спорт высших достижений

Российский спорт высших достижений сохраняет высокую конкурентоспособность на международной арене.

Доля российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу соответствующих Олимпийских игр, в общей численности российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах, в 2019 году составила 18 процентов.

Российская Федерация последовательно укрепляла свои позиции на международной спортивной арене. Тем не менее антидопинговые разбирательства привели к следующим последствиям:

приостановление членства Всероссийской федерации легкой атлетики в Международной ассоциации легкоатлетических федераций;

приостановление членства Союза биатлонистов России в Международном союзе биатлонистов;

дисквалификация Федерации тяжелой атлетики России на один год Международной федерацией тяжелой атлетики;

ограничение в допуске российских спортсменов к Играм XXXI Олимпиады 2016 года;

недопущение к участию в XIV Паралимпийских летних играх 2016 года;

выступление в нейтральном статусе на XXIII Олимпийских зимних играх и XII Паралимпийских зимних играх 2018 года.

В настоящее время «допинговый вопрос» остается актуальным и требует приоритетного внимания. В 2019 году было выявлено 202 допинговых нарушения, 94 спортсмена были отстранены от соревнований на тот или иной период.

Профессиональный спорт

В настоящее время сохраняется высокая зависимость клубов профессиональных лиг в командных видах спорта от бюджетных средств и финансирования государственными компаниями. Такая структура является неустойчивой, так как потеря титульного спонсора лишает клуб возможности к существованию. На текущий момент, по различным оценкам, доля коммерческих доходов в высших лигах составляет:

Для сравнения надо сказать, что ведущие мировые лиги-аналоги функционируют на полностью или практически полностью коммерческой основе.

Адаптивный спорт

Внимание, уделяемое в последние годы адаптивному спорту, подтверждается позитивной динамикой следующих ключевых статистических показателей:

доля систематически занимающихся спортом людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов выросла с 3,5 процента в 2012 году до 19,4 процента в 2019 году;

доля сооружений, подходящих для занятий адаптивным спортом, выросла с 18,7 процента в 2015 году до 30,4 процента в 2019 году;

Таким образом, дальнейшее повышение доступности спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе с учетом региональной специфики, остается одной из важных задач.

Научное и кадровое обеспечение

Рост глобальной конкуренции в спорте высших достижений (в том числе за счет использования передовых технологий) предъявляет новые требования к подготовке кадров и научному обеспечению спорта.

Несмотря на то что численность специалистов, занятых в сфере физической культуры и спорта, выросла с 350 тыс. в 2014 году до 402 тыс. в 2019 году, за указанный период отмечается сокращение численности тренеров на 5 процентов и снижение численности молодых специалистов на 12 процентов. Повышение привлекательности и престижа работы в сфере физической культуры и спорта, особенно для молодых специалистов, является важнейшим условием развития сферы физической культуры и спорта.

В настоящее время обеспеченность кадрами в сфере физической культуры и спорта составляет 7 специалистов на 1 тыс. человек, систематически занимающихся спортом. Достижение целевого показателя «доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом)» возможно только в условиях роста количества тренеров и иных специалистов, повышения их квалификации и производительности труда (в том числе за счет цифровизации сферы физической культуры и спорта).

Вместе с тем увеличивается разрыв между фундаментальной и спортивной наукой, прогрессирует дефицит профессиональных кадров и современной материально-технической базы в организациях спорта и спортивной медицины, не хватает специалистов для организации эффективного комплексного сопровождения спортивной подготовки. В совокупности проблемы спортивной науки и образования приводят к ухудшению выступлений российских спортсменов на международной арене и учащению случаев применения запрещенных в спорте препаратов.

Цифровизация

В настоящее время отсутствуют единый методический информационный ресурс в области физической культуры, спорта и спортивной медицины, а также единая автоматизированная информационная система, обеспечивающая сбор, анализ и распространение для использования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях передового опыта и практик развития физической культуры и спорта. Вследствие этого ключевой задачей в сфере цифровизации является разработка единого цифрового контура физической культуры и спорта, электронного паспорта спортсмена и информационных систем физической культуры и спорта в каждом регионе с их интеграцией с информационными системами спортивной медицины, науки, образования, что позволит проводить отраслевое статистическое наблюдение за результатами обеспечения многообразных форм физкультурно-спортивной деятельности по месту жительства, учебы и работы, формировать и развивать спортивную инфраструктуру в шаговой доступности с учетом потребностей лиц, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также выстраивать адресные коммуникации с конечным потребителем.

Финансовое обеспечение

За последние 5 лет финансирование расходов на физическую культуру и спорт выросло с 254,9 млрд. рублей (в 2015 году) до 375,4 млрд. рублей (в 2019 году). За этот период доля расходов на физическую культуру и массовый спорт выросла с 38,3 процентов до 48,2 процента за счет соответствующего увеличения доли расходов на спортивную подготовку и спорт высших достижений.

Сохраняется высокий потенциал привлечения в сферу физической культуры и спорта частного финансирования, при этом доля внебюджетных средств составляет не более 10 процентов.

Отмечается отсутствие исчерпывающей информации по общему финансированию сферы физической культуры и спорта. Используемые данные Федерального казначейства не совпадают со сводной информацией статистических форм (разница в оценках достигает более 15 процентов). В связи с этим в рамках Стратегии необходимо предусмотреть меры по повышению управляемости сферы физической культуры и спорта за счет совершенствования формата сбора данных и подхода к обработке информации.

III. Цель, задачи, этапы и ожидаемые результаты реализации Стратегии

Национальные цели и стратегические задачи Российской Федерации предусматривают сохранение населения, сохранение здоровья и благополучия людей, создание возможностей для самореализации талантов и комфортной среды для жизни, ускорение технологического развития, цифровую трансформацию социальной сферы и обеспечение темпов роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности.

Целью Стратегии является формирование приоритетов государственной политики в сфере физической культуры и спорта, основных направлений и механизмов, способствующих созданию условий, обеспечивающих равные возможности гражданам страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, и способствующих повышению конкурентоспособности российского спорта.

Целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении.

Задачи Стратегии включают в себя:

обеспечение доступных условий и равных возможностей для занятий физической культурой и спортом для граждан всех возрастных категорий;

обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом, спортивной реабилитацией для лиц с ограниченным возможностями здоровья и инвалидов;

формирование системы мотивации различных категорий населения, включая лиц старшего возраста, социально незащищенных слоев населения, к физическому развитию и спортивному образу жизни;

создание возможностей для самореализации и развития способностей граждан в сфере физической культуры и спорта;

повышение эффективности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) как инструмента вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом;

совершенствование системы спортивной подготовки детей и молодежи, а также формирование условий для развития школьного и студенческого спорта;

повышение эффективности системы поиска, отбора и сопровождения спортсменов на каждом этапе спортивной подготовки;

создание межотраслевой кластерной системы научно-методического и медико-биологического и медицинского обеспечения спорта с развитием экспериментальной и инновационной деятельности;

формирование условий нулевой толерантности к нарушению антидопинговых правил, улучшение имиджа страны;

обеспечение условий для устойчивого самостоятельного развития профессионального спорта со снижением зависимости от государственного финансирования;

выработка и реализация системного подхода к проведению на территории Российской Федерации крупнейших международных спортивных мероприятий и эффективному управлению их наследием;

совершенствование модели государственного управления сферой физической культуры и спорта на основе межведомственных и межотраслевых путей организации деятельности;

обеспечение эффективного взаимодействия между субъектами сферы физической культуры и спорта;

создание эффективной системы управления стратегическим развитием сферы физической культуры и спорта;

совершенствование подхода к управлению спортивной инфраструктурой, в том числе на этапах планирования, проектирования и эксплуатации;

повышение эффективности расходования бюджетных средств, разработка инструментов повышения уровня коммерциализации сферы физической культуры и спорта;

совершенствование процесса сбора, анализа и управления данными, увеличение эффективности и скорости принятия управленческих решений с использованием цифровых технологий;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового резерва в сфере физической культуры, спорта и спортивной медицины;

совершенствование нормативно-правовой базы для развития сферы физической культуры и спорта;

развитие международного спортивного сотрудничества с расширением представительства Российской Федерации в международных спортивных организациях, обеспечением прав и интересов российского спорта;

обеспечение безопасности при проведении физкультурно-спортивных мероприятий;

содействие воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности путем обеспечения высокого уровня духовно-нравственных и этических ценностей в сфере физической культуры и спорта, в том числе путем развития взаимодействия с традиционными конфессиями Российской Федерации;

совершенствование системы духовной поддержки российских спортсменов и соблюдения их права на свободу вероисповедания в рамках участия в международных, всероссийских и региональных спортивных мероприятиях, изучение и использование опыта традиционных религий Российской Федерации.

План включает информацию о сроках выполнения Стратегии и об ответственных исполнителях, обеспечивающих реализацию ее мероприятий.

Реализация I этапа плана характеризуется необходимостью нивелирования негативного воздействия пандемии 2020 года и формирования необходимых условий для интенсивного развития сферы физической культуры и спорта в последующие годы. Развитие сферы физической культуры и спорта будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

На I этапе реализации плана планируется осуществить:

установление эффективной коммуникации с различными целевыми аудиториями для адресной мотивации населения к физическому развитию, формирование потребности в двигательной активности у всех категорий населения;

формирование в результате совместной деятельности в области спорта и образования, реализуемой Министерством спорта Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, единого спортивно-образовательного пространства, направленного на развитие детско-юношеского, школьного и студенческого спорта, а также обеспечение преемственности и взаимосвязи всех уровней образования и физической культуры и спорта;

обеспечение в рамках системы подготовки спортивного резерва эффективного поиска, отбора и сопровождения на каждом этапе спортивной подготовки наиболее перспективных спортсменов на основе реализации федеральных стандартов спортивной подготовки и современных методик спортивной тренировки;

создание межотраслевой системы комплексного научно-технологического сопровождения, медико-биологического, медицинского и антидопингового обеспечения подготовки спортивного резерва, а также обеспечение развития экспериментальной и инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта;

восстановление российских спортивных и антидопинговых организаций в правах в составе соответствующих международных организаций;

снятие всех ограничений по допуску российских спортсменов к участию в международных спортивных соревнованиях;

проведение на высоком организационном уровне крупных международных спортивных мероприятий, включая чемпионат Европы по футболу UEFA в 2021 году и Лиги чемпионов UEFA в 2022 году, чемпионат мира по хоккею в 2023 году в г. Санкт-Петербурге, Всемирные игры IWAS и чемпионат мира по фехтованию на колясках в 2022 году в г. Сочи, Всемирные зимние игры Специальной Олимпиады в 2022 году и Суперкубок UEFA в 2023 году в г. Казани, чемпионат мира по волейболу 2022 года и XXXII Всемирные летние студенческие игры 2023 года в г. Екатеринбурге;

обеспечение системы эффективного взаимодействия между субъектами физической культуры и спорта по вопросам развития сферы физической культуры и спорта, включая реализацию Стратегии;

построение эффективной структуры стратегического управления в сфере физической культуры и спорта с учетом индивидуальных особенностей видов спорта и региональной специфики;

создание и функционирование единой цифровой платформы в сфере физической культуры и спорта, а также осуществление значительной части функций органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта с использованием цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта;

оптимизация системы профессионального образования и кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта, внедрение системы независимой оценки профессиональной квалификации.

На II этапе реализации плана предполагается активное содействие субъектам физической культуры и спорта в части достижения высоких спортивных результатов и повышения качества жизни посредством занятий спортом, внедрения инновационных подходов и технологий в систему управления сферой физической культуры и спорта, а также увеличения вклада сферы физической культуры и спорта в экономику Российской Федерации, в том числе:

обеспечение для большей части населения в шаговой доступности организационных и инфраструктурных условий для занятий физической культурой и спортом, включая адаптивный спорт;

создание необходимых материально-технических и организационных условий, включая спортивную инфраструктуру, для вхождения спортивной сборной команды России в тройку сильнейших команд в неофициальном общекомандном зачете по результатам выступлений на Олимпийских играх, а также успешного выступления на Паралимпийских и Сурдлимпийских играх;

обеспечение дальнейшего развития механизмов межотраслевого взаимодействия;

обеспечение лидирующих позиций Российской Федерации в системе международного детско-юношеского и студенческого спорта;

формирование положительного имиджа Российской Федерации в международном спортивном сообществе как государства, имеющего высокие спортивные достижения, ведущего активную борьбу с допингом и обеспечивающего исчерпывающие условия для развития всех видов спорта;

формирование устойчивой системы профессионального спорта;

снижение зависимости от государственного финансирования за счет увеличения доли коммерческих доходов;

формирование комплексного подхода к планированию, проведению и управлению наследием международных спортивных соревнований на территории Российской Федерации, обеспечивающего максимальный вклад таких соревнований в социально-экономическое и инфраструктурное развитие субъектов Российской Федерации;

разработка инструментов для комплексного управления развитием спортивной инфраструктуры с учетом долгосрочных экономических, демографических и градостроительных тенденций (в том числе в части территориального планирования);

создание условий для привлечения к развитию физической культуры и спорта внебюджетного финансирования и роста инвестиционной привлекательности сферы физической культуры и спорта;

осуществление перехода к управлению сферой физической культуры и спорта на базе единой цифровой платформы.

Система мероприятий по достижению результатов и целевых показателей Стратегии разработана на основе указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

IV. Приоритетные направления развития сферы физической культуры и спорта

Для достижения цели и решения задач Стратегии, а также с учетом национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», сформированы следующие приоритетные направления развития:

совершенствование здоровья и благополучия, а также повышение уровня жизни населения;

развитие системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений;

развитие кадрового потенциала физической культуры, спорта и спортивной медицины;

развитие научного обеспечения физической культуры, спорта и спортивной медицины;

развитие системы антидопингового обеспечения;

развитие инфраструктуры физической культуры, спорта и спортивной медицины;

совершенствование системы управления отраслью и взаимодействия между субъектами физической культуры и спорта;

цифровая трансформация системы управления отраслью;

развитие экономической модели физической культуры и спорта;

развитие международного спортивного сотрудничества;

формирование комфортной и безопасной среды в сфере физической культуры и спорта.

В рамках приоритетного направления по совершенствованию здоровья и благополучия, а также по повышению уровня жизни населения Российской Федерации посредством занятий физической культурой и спортом предусматриваются:

совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей комплексную правовую регламентацию массового спорта, в том числе адаптивного, закрепление целей, задач и принципов его развития, установление правового статуса физкультурно-спортивных клубов, их учредителей и участников, мер государственной поддержки, установление особенностей организации и проведения массовых спортивных мероприятий и соревнований;

развитие системы физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и работы граждан, включая комплекс мер, направленных на стимулирование их создания и деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

развитие системы общероссийских физкультурно-спортивных обществ и клубов;

развитие физической культуры и спорта в сельской местности, включая обеспечение сельского населения доступом к спортивной инфраструктуре и занятиям физической культурой и спортом, привлечение квалифицированных специалистов для работы на сельских территориях и развитие системы спортивно-массовых соревнований;

повышение степени информированности и уровня знаний по вопросам физической культуры и спорта среди населения посредством просветительской деятельности в организациях по месту жительства, учебы, работы и отдыха населения;

совершенствование и развитие механизмов информационного обеспечения деятельности в сфере физической культуры и спорта, в том числе освещение массовых физкультурных и спортивных мероприятий в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», социальных медиа, а также продвижение различных проектов, акций и мероприятий, направленных на вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;

учреждение и проведение Года детско-юношеского спорта, направленного в первую очередь на формирование у граждан Российской Федерации потребности в здоровом образе жизни и занятиях спортом;

содействие повышению двигательной активности населения (в том числе в случае ограничения мобильности населения в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений);

разработка системы дистанционного проведения физкультурных и спортивных мероприятий;

совершенствование системы поощрения лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) на знаки отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

внедрение соревновательных элементов в систему Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

проведение регулярных исследований уровня физической подготовленности населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (в том числе с использованием результатов диспансеризации населения);

разработка и реализация мер по повышению активности участия лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в мероприятиях Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

синхронизация разработки и реализации программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных групп населения с нормативами испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

разработка Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации;

обновление методик проведения занятий физической культурой и спортом в дошкольных образовательных организациях;

обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета (дисциплины) «Физическая культура» в системе общего, среднего профессионального и высшего образования;

организация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях и внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, направленной на увеличение сети школьных и студенческих спортивных клубов, участие таких клубов в физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых соответственно школьными и студенческими спортивными лигами;

включение критериев оценки физкультурно-спортивной работы общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования в перечень общих критериев оценки качества условий осуществления образовательной деятельности;

анализ и внедрение лучших зарубежных практик организации и коммерциализации студенческого спорта;

эффективная реализация межотраслевой программы развития школьного спорта, межотраслевой программы развития студенческого спорта и межведомственной программы «Плавание для всех»;

развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, включая развитие системы спортивно-адаптивных школ;

содействие оздоровлению населения средствами адаптивной физической культуры (в том числе вследствие перенесенных заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19);

развитие военно-прикладных, служебно-прикладных, авиационных и технических видов спорта, в том числе в системе Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»;

содействие развитию компьютерного спорта;

содействие развитию корпоративного спорта (в том числе за счет развития системы корпоративных соревнований и стимулирования работодателей);

содействие развитию национальных видов спорта как части традиционной культуры народов, населяющих Российскую Федерацию;

совершенствование форм и методов гражданско-патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта, направленное на формирование нравственных идеалов, основанных на традиционных духовно-нравственных ценностях многоконфессиональной духовной культуры Российской Федерации, уважения, честной спортивной игры и других ценностей Олимпийского движения, среди всех категорий граждан, занимающихся физической культурой и спортом.

В рамках приоритетного направления по развитию системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений, предусматриваются:

обеспечение условий для успешного выступления спортивных сборных команд Российской Федерации, в том числе юношеских, в международных спортивных соревнованиях, включая Олимпийские, Паралимпийские и Сурдлимпийские игры, с учетом установления взаимных обязательств федерального органа исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России и Сурдлимпийского комитета России и общероссийских спортивных федераций;

обеспечение непрерывного тренировочного процесса спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации (в том числе в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений);

совершенствование системы реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья и функциональной подготовленности спортсменов;

развитие системы поиска, отбора и комплексного сопровождения спортивно одаренных детей, включая их спортивную ориентацию, с учетом положительного опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» при участии региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также региональных центров спортивной подготовки;

разработка и совершенствование федеральных стандартов и программ спортивной подготовки по видам спорта на всех этапах ее осуществления, учитывающей тенденции развития мирового спорта и науки, а также баланс интересов задействованных субъектов сферы спорта;

совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы системы подготовки спортивного резерва, в том числе вопросы деятельности училищ олимпийского резерва и региональных центров подготовки спортивного резерва;

дальнейшая гармонизация законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании в целях обеспечения взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.

В рамках приоритетного направления по развитию кадрового потенциала физической культуры, спорта и спортивной медицины, предусматриваются:

совершенствование системы материального стимулирования спортсменов, профильных и иных специалистов в сфере физической культуры, спорта и спортивной медицины (в том числе за счет внебюджетных средств);

законодательное закрепление социальных гарантий в сфере физической культуры, спорта и спортивной медицины, в том числе разработка норм оплаты труда с учетом особенностей видов спорта;

создание эффективной отраслевой системы квалификаций в сфере физической культуры и спорта на основе взаимодействия работодателей, спортивных федераций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров для сферы физической культуры и спорта, актуализация и разработка профессиональных стандартов, а также внедрение независимой оценки квалификации работников в сфере физической культуры и спорта;

развитие системы повышения квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта, в том числе специалистов физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также совершенствование дополнительных профессиональных программ;

разработка и совершенствование основных профессиональных образовательных стандартов и программ, направленных на подготовку тренеров и специалистов в сфере физической культуры, спорта, спортивной медицины, в том числе адаптивной медицины, а также формирование перечня дополнительных профессиональных программ;

развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов по спортивной медицине и биомедицине на уровне мировых стандартов;

формирование на базе имеющихся организаций в сфере спорта, здравоохранения, образования и медицины механизмов межвузовского и междисциплинарного взаимодействия при формировании образовательных программ, многоуровневой системы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и дополнительного образования для подготовки специалистов в сфере физической культуры, спорта и спортивной медицины с соответствующим уровнем компетенций;

совершенствование механизма целевого практико-ориентированного обучения специалистов в сфере физической культуры и спорта с применением дистанционных образовательных технологий на основе мониторинга и прогноза кадровой потребности необходимого числа профильных специалистов, соответствующих современным требованиям к уровню компетенций;

формирование системы социальной адаптации и профориентации спортсменов на дальнейшую карьерную траекторию в сфере физической культуры и спорта, в том числе развитие механизмов преференций для спортсменов высокой квалификации в сфере получения образования и трудоустройства;

стимулирование волонтерского движения в спорте.

В рамках приоритетного направления по развитию научного обеспечения физической культуры, спорта и спортивной медицины предусматриваются:

формирование межведомственной системы комплексного сопровождения спортивной подготовки, включающей диагностические методики и научный анализ оценки показателей здоровья, физического развития, функциональной, технической, психической, тактической подготовленности, в том числе методики восстановления и повышения резервного потенциала спортсмена, способствующие сохранению здоровья и повышению эффективности тренировочного процесса;

развитие спортивной науки с учетом межведомственного принципа работы в целях опережающего научно-технологического и инновационного развития спорта высших достижений, спортивной подготовки и профессионального спорта;

модернизация системы и разработка единых подходов к научно-методическому обеспечению подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) с учетом тенденций развития мирового спорта, новых возможностей науки и цифровых технологий;

развитие межведомственной интеграции в деятельности комплексных научных групп спортивных сборных команд с формированием научной системы дистанционного персонифицированного мониторинга, научно-методического анализа подготовленности и комплексного сопровождения спортсменов, а также комплектования комплексных научных групп специалистами по принципу узкой углубленной специализации в соответствии с направленностью подготовки спортсменов;

создание межотраслевого научно-технологического кластера мирового уровня и формирование на его базе центра компетенций в сфере спорта с использованием возможностей и потенциала инновационного научно-технологического центра «Инновационный научно-технологический центр МГУ «Воробьевы горы», автономной некоммерческой организации «Инновационный центр Олимпийского комитета России», научных организаций, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству, а также федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» и ведущих образовательных организаций высшего образования;

осуществление взаимодействия с федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» при планировании научных тематик и направлений деятельности организаций, работающих в сфере физической культуры и спорта, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями;

совершенствование ресурсного обеспечения научных организаций, спортивно-тренировочных баз, учреждений спортивной подготовки и спортивной медицины для реализации мероприятий научно-методического сопровождения, проведения научных исследований и внедрения лучших практик с учетом специфики видов спорта.

В рамках приоритетного направления по развитию системы антидопингового обеспечения предусматриваются:

совершенствование правовых механизмов противодействия применению допинга в спорте в части установления специального регулирования в отношении международных обязательств Российской Федерации в области борьбы с допингом, международного сотрудничества, правовой помощи по делам о нарушении антидопингового законодательства других стран, а также приведения внутренних регламентирующих документов общероссийских спортивных федераций в соответствие с требованиями международных и общероссийских антидопинговых правил и стандартов;

усиление механизмов контроля и системы мониторинга антидопинговой политики субъектов Российской Федерации, тренировочных процессов спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

расширение практики тестирования спортсменов в соревновательный и внесоревновательный периоды на федеральном и региональном уровнях системы спортивной подготовки при строгом соблюдении требований положений Всемирного антидопингового кодекса и международных стандартов;

совершенствование системы подготовки врачей по спортивной медицине в части предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним;

реализация мероприятий по предупреждению случайного использования допинга в системе обеспечения сборных команд и спортивного резерва, включая совершенствование механизмов контроля качества лекарственных средств, биологически активных добавок и специализированных пищевых продуктов, используемых в подготовке спортсменов;

увеличение охвата информационно-образовательными программами в области профилактики применения допинга в спорте всех целевых аудиторий, включая проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации.

В рамках приоритетного направления по развитию инфраструктуры физической культуры, спорта и спортивной медицины, предусматриваются:

формирование карты инфраструктурной обеспеченности сферы физической культуры и спорта, в том числе создание единого информационного центра, содержащего данные о состоянии объектов спортивной инфраструктуры, предоставляемых на них услугах и задействованных спортивных организациях;

совершенствование механизмов планирования развития инфраструктуры, включая создание системы изучения общественного мнения и учета потребностей населения, а также проведение маркетинговых и геомаркетинговых исследований;

совершенствование и внедрение рекомендуемых нормативов обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры, их материально-технического оснащения с учетом особенностей развития различных видов спорта в субъектах Российской Федерации;

разработка методических рекомендаций по адаптации общественных пространств, рекреационных и парковых зон, общедомовых территорий и жилых комплексов к занятиям физической культурой и спортом (в том числе для создания беговых и велодорожек с упрощенным порядком использования территорий);

актуализация и распространение методических рекомендаций по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения;

создание, реконструкция и капитальный ремонт инфраструктуры, предназначенной для массовых занятий физической культурой и спортом (в том числе в сельской местности);

создание инфраструктуры для развития детско-юношеского, школьного, студенческого спорта (в том числе с учетом нужд лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов), включая центры раннего физического развития детей и детские спортивно-оздоровительные федеральные центры круглогодичного профиля;

увеличение доли доступных спортивных сооружений в субъектах Российской Федерации для лиц с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения;

развитие инфраструктуры, включая оснащение современным спортивным инвентарем и оборудованием, организаций, осуществляющих подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе по адаптивным видам спорта, с учетом различных природно-климатических зон;

развитие спортивного туризма, в том числе за счет создания и развития инфраструктуры альпинистских и туристических баз (включая базы, расположенные в горных районах Российской Федерации);

развитие инфраструктуры медико-биологического обеспечения спорта высших достижений и спортивной медицины путем расширения сети специализированных реабилитационных центров для спортсменов и модернизации медицинских организаций, осуществляющих медико-биологическое обеспечение спортсменов;

развитие системы организаций спортивной медицины в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и приведение ее инфраструктуры в соответствие с современными требованиями комплексного сопровождения спортивной подготовки;

расширение сети врачебно-физкультурных диспансеров (центров спортивной медицины) и специализированных реабилитационных центров для спортсменов сборных команд и спортивного резерва с модернизацией их инфраструктуры, ориентированной на профилактическую и предиктивную медицину;

создание национального научно-клинического центра спортивной медицины на базе Федерального медико-биологического агентства, координирующего медицинские и научные организации в области спортивной медицины, и развитие его интеграции с ведущими научными организациями;

обеспечение стимулирующих экономических и нормативно-правовых условий для использования механизма государственно-частного партнерства при строительстве, реконструкции, эксплуатации и управлении объектами спортивной инфраструктуры;

расширение практики применения экономически эффективной проектной документации повторного использования при создании быстровозводимых и малобюджетных объектов спорта, в том числе создание таких объектов в общеобразовательных организациях, не имеющих спортивных залов;

обеспечение обмена опытом и лучшими практиками, связанными с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и управлением объектами спортивной инфраструктуры.

В рамках приоритетного направления по совершенствованию системы управления отраслью и взаимодействия между субъектами физической культуры и спорта предусматриваются:

совершенствование системы проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований на всех уровнях и среди всех возрастных категорий населения;

совершенствование системы государственного управления через взаимодействие между органами исполнительной власти, общероссийскими, региональными спортивными федерациями, профессиональными спортивными организациями и иными общественными организациями в развитии видов спорта, включая конкретизацию прав, обязанностей и ответственности за обязательства по достижению целевых показателей, установленных в программах развития видов спорта;

установление критериев и методики оценки эффективности деятельности общероссийских и региональных спортивных федераций по видам спорта, включая оценку их роли в содействии развитию спорта;

формирование рейтинга эффективности федераций;

совершенствование механизма определения базовых видов спорта на федеральном и региональном уровнях;

совершенствование порядка разработки программ развития видов спорта с учетом специфики их развития, включающих в себя механизмы выполнения положений Стратегии;

обеспечение разработки региональных документов стратегического планирования по развитию спорта с учетом специфики каждого из регионов (климатические условия, традиции, популярность видов спорта), синхронизированных с целями и задачами программ развития видов спорта общероссийских спортивных федераций;

установление для субъектов Российской Федерации дифференцированных показателей развития физической культуры и спорта, базовых видов спорта с сохранением адресного целевого характера механизма развития спортивной инфраструктуры с учетом особенностей социально-экономического развития, демографической ситуации и климатических условий регионов;

совершенствование системы развития неолимпийских видов спорта и спортивных дисциплин, признанных прежде всего Международным олимпийским комитетом и претендующих на включение в программу Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, в которых российские спортсмены традиционно успешно выступают в целях продвижения таких видов для признания Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом, а также развития видов спорта с использованием авиационной техники и иной техники, имеющих высокое прикладное значение для обороноспособности страны, служебно-прикладных и военно-прикладных, национальных и традиционно развиваемых в Российской Федерации видов спорта и спортивных дисциплин;

совершенствование мер государственной поддержки негосударственных организаций (общественных проектов и инициатив, в том числе религиозных организаций), действующих в сфере физической культуры и спорта;

формирование системы правового стимулирования физических лиц и организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, в том числе реализация мероприятий «регуляторной гильотины»;

совершенствование взаимодействия между субъектами профессионального спорта и организациями, осуществляющими подготовку спортивного резерва, включая организации детско-юношеского спорта (в том числе в части компенсации затрат на подготовку спортсменов).

В рамках приоритетного направления по цифровой трансформации системы управления отраслью предусматриваются:

формирование и реализация единой политики создания и применения цифровых технологий в сфере физической культуры и спорта, в том числе актуализация и гармонизация законодательства, позволяющая обеспечить цифровую трансформацию сферы физической культуры и спорта;

трансформация и повышение эффективности модели государственного управления в сфере физической культуры и спорта путем внедрения ИТ-сервисов, баз данных, технологий их использования, обеспечивающих взаимодействие объектов и субъектов сферы физической культуры и спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе межведомственное взаимодействие;

совершенствование процессов принятия управленческих решений в сфере физической культуры и спорта за счет развития инструментов и технологий сбора, обработки и анализа данных с использованием технологий машинного обучения и искусственного интеллекта;

внедрение цифровых технологий в управление спортивной инфраструктурой (в том числе при создании новых объектов спорта), обеспечивающих комплексные подходы к оптимальной доступности, эффективности, безопасности и управлению объектами, включая геоинформационные системы;

повышение эффективности ключевых процессов подготовки спортсменов путем внедрения цифровых инструментов и сервисов, обеспечивающих систематизацию и эффективное использование информации о каждом объекте и субъекте сферы физической культуры и спорта;

развитие цифровых технологий в образовательных организациях, включая управление образовательным процессом, организацию обучения и повышения квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта в дистанционном онлайн-формате;

стимулирование вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом за счет создания и популяризации соответствующих цифровых онлайн-сервисов, мобильных приложений, социальных сетей и систем управления взаимоотношениями с клиентами;

выявление и поддержка перспективных негосударственных инициатив и продуктов в области цифровизации физической культуры и спорта (в том числе в части научно-методического, научно-образовательного, медико-биологического обеспечения);

развитие цифровых технологий и информационных ресурсов в области спортивной медицины, медицинского и медико-биологического обеспечения физической культуры и спорта;

обучение, повышение квалификации, профессиональная переподготовка специалистов в сфере физической культуры и спорта, направленные на повышение цифровой грамотности и развитие информационно-коммуникационных технологий.

В рамках приоритетного направления по развитию экономической модели физической культуры и спорта предусматриваются:

проведение аудита расходования бюджетных средств в сфере физической культуры и спорта с последующей оптимизацией направлений и объемов расходования;

формирование системы экономического стимулирования физических лиц и организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта;

обеспечение условий для повышения уровня внебюджетного финансирования сферы физической культуры и спорта, включая массовый и профессиональный спорт;

выработка и реализация мер по налоговой поддержке организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, включая спонсоров профессиональных спортивных организаций, инвесторов и управляющие компании спортивной инфраструктуры, некоммерческие и коммерческие организации, предоставляющие физкультурно-оздоровительные услуги;

обеспечение возможности предоставления государственных и муниципальных услуг некоммерческими и коммерческими организациями, включая разработку соответствующего нормативно-правового регулирования, утверждение стандартов предоставления услуг и порядка контроля за их качеством;

обеспечение возможности осуществления коммерческой деятельности на спортивных объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в целях повышения финансовой устойчивости спортивных организаций, включая определение разрешенных видов деятельности, и формирования порядка контроля за ее осуществлением;

актуализация и дальнейшее совершенствование правового регулирования профессионального спорта (в том числе в части расширения возможности осуществления профессиональными спортивными организациями рекламной деятельности);

выработка и реализация мер по повышению коммерческой привлекательности профессионального спорта, содействие росту доли внебюджетных источников финансирования в виде доходов от реализации маркетинговых, коммерческих прав, возможностей коммерческих спонсоров, вещателей, болельщиков, доходов от деятельности букмекерских контор и других источников, включая лотереи, организованные Министерством спорта Российской Федерации, в целях создания условий для поэтапного сокращения финансирования профессионального спорта из бюджетной системы Российской Федерации;

выработка и реализация мер по повышению финансовой прозрачности субъектов профессионального спорта;

формирование системы экспертной, технологической и финансовой поддержки инноваций в области физической культуры и спорта, фитнес-индустрии и спортивной медицины;

поддержка развития производства продукции спортивной индустрии, научно-технической деятельности, включая внедрение механизмов импортозамещения при создании и модернизации инфраструктурных объектов и обеспечении спортивных организаций;

совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности фитнес-центров, а также вопросов качества и безопасности фитнес-услуг в целях создания условий для эффективного развития фитнес-индустрии как коммерческого направления физической культуры.

В рамках приоритетного направления по развитию международного спортивного сотрудничества предусматриваются:

совершенствование инструментов международной спортивной дипломатии, продвижение института спортивных атташе и развитие системы взаимодействия с органами исполнительной власти зарубежных стран, обеспечивающих развитие физической культуры и спорта;

разработка и реализация программы, направленной на формирование положительного образа Российской Федерации в международном спортивном сообществе (в том числе путем активного участия в международных научных и общественно-деловых мероприятиях);

совершенствование взаимодействия с международными межправительственными и общественными организациями (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Всемирное антидопинговое агентство, Международный олимпийский комитет, Ассоциация национальных олимпийских комитетов, Международный паралимпийский комитет, Международный совет военного спорта, континентальные организации, международные спортивные федерации и др.) с учетом национальных интересов в части подготовки и реализации международных актов (международные конвенции, резолюции, хартии, декларации) по вопросам спорта, включая увеличение количества российских представителей на руководящих постах указанных организаций;

расширение взаимодействия с международными организациями по вопросам осуществления исследовательской, научно-образовательной и иной деятельности, способствующей развитию сферы физической культуры и спорта, в том числе деятельности в сфере борьбы с допингом в спорте;

создание механизма принятия решения о проведении международных соревнований на основе комплексного подхода, учитывающего экономические и социокультурные интересы государства;

эффективное проведение заявочных кампаний за право организации на территории Российской Федерации крупных международных спортивных мероприятий, а также научных и общественно-деловых мероприятий, связанных с развитием физической культуры и спорта;

синхронизация планирования проведения заявочных кампаний с планами социально-экономического и инфраструктурного развития субъектов Российской Федерации;

систематизация лучших практик проведения заявочных кампаний;

формирование единого информационного центра для изучения и распространения опыта подготовки и проведения крупных спортивных международных мероприятий (в том числе среди заинтересованных зарубежных стран);

разработка и внедрение методологии оценки результатов проведения спортивных мероприятий, включая экономический, социальный, экологический и прочие эффекты;

выявление, систематизация и распространение лучших практик эффективного управления наследием крупных международных спортивных мероприятий.

В рамках приоритетного направления по формированию комфортной и безопасной среды в сфере физической культуры и спорта предусматриваются:

совершенствование нормативно-правовой базы в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, а также физкультурных и иных спортивных мероприятий на объектах спорта и в местах проведения соревнований с учетом установления дифференцированных требований для соревнований с разным количеством участников;

развитие системы безопасности (общественная, технологическая, эпидемиологическая и др.) мест проведения официальных спортивных соревнований, объектов спорта, оказываемых услуг (в том числе в соответствии с международными требованиями);

развитие системы мониторинга обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;

создание системы идентификации болельщиков и контроля доступа при проведении всероссийских и международных спортивных соревнований;

разработка основанного на традиционных духовно-нравственных ценностях Российской Федерации этического кодекса общероссийских спортивных федераций в целях повышения ответственности спортсменов и иных специалистов и минимизации случаев ненадлежащего поведения;

организация системы обратной связи по этическим вопросам для спортсменов и тренеров в целях фиксации и обработки обращений относительно ненадлежащего поведения спортивного персонала, а также разработка формата рассмотрения обращений;

разработка и размещение в открытом доступе базовых методик по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами для тренеров и спортивного персонала и информационных материалов по вопросам безопасности занятий спортом для всех заинтересованных целевых аудиторий, включая спортсменов, тренеров, спортивный персонал, родителей спортсменов и руководителей организаций.

V. Финансовое обеспечение

Реализация Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет средств, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», а также средств внебюджетных источников.

Оценка средств консолидированного бюджета, необходимых для реализации Стратегии, производится на основе ежегодного определения необходимого объема расходов на приоритетные направления, указанные в разделе III Стратегии, в целях обеспечения достижения национальных целей и стратегических задач и ежегодно корректируется в соответствии с бюджетными процедурами. При этом задачей субъектов Российской Федерации является поддержание доли расходов по разделу «Физическая культура и спорт» в общем объеме расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на уровне не ниже 2,4 процента. Повышение указанной доли расходов осуществляется с учетом бюджетных возможностей конкретного субъекта Российской Федерации.

VI. Механизмы реализации, контроля и мониторинга реализации Стратегии

В целях реализации Стратегии государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования Российской Федерации, а также плановые и программно-целевые документы государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием и иные документы могут быть скорректированы в части дополнения новыми мероприятиями (результатами), изменения целей, задач, показателей, ожидаемых результатов, а также сроков выполнения и ответственных исполнителей Стратегии.

Реализация Стратегии осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России и Сурдлимпийским комитетом России, спортивными федерациями и физкультурно-спортивными организациями в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности. Участники реализации Стратегии представляют информацию о достигнутых результатах, рисках (угрозах) развития физической культуры и спорта и мерах по управлению рисками по форме и в сроки, которые утверждаются Министерством спорта Российской Федерации.

Министерство спорта Российской Федерации представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации ежегодный доклад о реализации Стратегии.

К основным рискам реализации Стратегии относятся:

финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий Стратегии и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;

рыночные риски, связанные в первую очередь с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса на услуги в сфере физической культуры и спорта;

административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Стратегии;

эпидемиологические риски, связанные с массовым распространением инфекций и ограничением мобильности населения.

Функции по координации реализации Стратегии выполняет Министерство спорта Российской Федерации.

Мониторинг реализации Стратегии осуществляется посредством комплексного анализа результатов мероприятий по реализации Стратегии и соответствия достигнутых целевых показателей реализации Стратегии целевым показателям реализации Стратегии, предусмотренным приложением к Стратегии.

Данные мониторинга являются основой для принятия управленческих решений по развитию физической культуры и спорта, внесению в Правительство Российской Федерации предложений о корректировке Стратегии, а также для оценки эффективности деятельности ответственных исполнителей мероприятий по реализации Стратегии.

Методики расчета значений целевых показателей Стратегии утверждаются Министерством спорта Российской Федерации.

Значение показателя «доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом)» для каждого субъекта Российской Федерации утверждается в составе государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

Приложение
к Стратегии развития физической культуры и спорта
в Российской Федерации на период до 2030 года

Целевые показатели
реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года

Обзор документа

Правительство РФ утвердило Стратегию развития физкультуры и спорта в России, которая предусматривает в т. ч. развитие инфраструктуры, формирование спортивного резерва, внедрение инновационных технологий, международное сотрудничество. Планируется продолжать развитие профессионального спорта, а также спорта в сельской местности. Обозначены этапы реализации мероприятий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *