понятие стиля жизни было введено в психологию

СТИЛЬ ЖИЗНИ

Смотреть что такое «СТИЛЬ ЖИЗНИ» в других словарях:

СТИЛЬ ЖИЗНИ — англ. life style; нем. Lebensstil. Совокупность образцов поведения индивида или группы (устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности), ориентированные преимущественно на повседневную жизнь. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

стиль жизни — gyvenimo stilius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kultūros raidos nulemtas žmogaus būties būdas: gyvenimo modelis, elgsena, motyvai, vertybių skalė, tikslai ir jų siekimo sąlygos, t. y. sąmoningumo elementai ir kasdieninės… … Sporto terminų žodynas

Стиль жизни — [греч. stylos стержень для письма] индивидуально своеобразная целостная система устойчивых способов и форм опосредования личностью объективных условий жизнедеятельности. Понятие С. ж. было разработано М. Вебером и затем введено в психологию А.… … Психологический лексикон

СТИЛЬ ЖИЗНИ — [англ. Lifestyle] в маркетинге совокупность целей и ценностей приобретения, а также направлений, способов и размеров использования разнообразных ресурсов, доступных человеку (биологических, социальных, материально финансовых, информационных и… … Маркетинг. Большой толковый словарь

СТИЛЬ ЖИЗНИ — устойчиво воспроизводимые отличительные черты общеНия, бытового уклада, манеры поведения, привычки, склонности и т. п., свойственные к. л. человеку или группе людей и выявляющие своеобразие их духовного мира, направленность жизни личности через… … Словарь по этике

Стиль жизни — – термин А. Адлера, обозначает уникальный и устойчивый способ действий человека. Автор термина считает, что стиль в таком его представлении отражает множество мотивов, интересов, ценностей и черт человека и проявляется во всём его поведении … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СТИЛЬ ЖИЗНИ — Термин Альфреда Адлера для обозначения уникального, устойчивого способа действия человека. Он считал, что этот стиль состоит из множества мотивов, черт, интересов и ценностей человека и проявляется во всем поведении … Толковый словарь по психологии

СТИЛЬ ЖИЗНИ — соц. психологич. категория, выражающая определенный тип поведения людей. По содержанию С.ж. уже категории образ жизни (см.), охватывающей всю жизнедеятельность людей в целом, но позволяет сосредоточить внимание на субъективной стороне… … Российская социологическая энциклопедия

Стиль жизни — Индивидуальные особенности поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Сюда же относят индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления. Являясь существенным признаком индивидуальности, С. ж. во многом определяет способность… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Стиль жизни — совокупность характеристик жизнедеятельности человека, обусловливающих собой единство направления в жизни … Психология человека: словарь терминов

Источник

Тема «Понятие жизненного стиля»

Понятие стиль жизнив 1926 г. ввел А.Адлер для характеристики присущего индивиду уникального способа жизни. Стиль жизни по Адлеру — это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. В стиле жизни, считает Адлер, проявляется целостность индивидуальности. Все психические процессы (память, внимание, мышление и др.), личностные свойства, сновидения и т. д. подчинены единому целому. Проявляются стили жизни при решении трех основных проблем: профессионального выбора; сотрудничества и дружбы; любви и супружества. В них человек проявляет свое глубинное ощущение сути жизни. Но формируется стиль уже в дошкольном детстве, а в более старшем возрасте происходит только его сохранение и фиксация.

Природа внутреннего постоянства личности заключается в выборе уникальной конечной жизненной цели. Цель — основа формирования жизненного стиля. «Знание цели личности, вместе с некоторыми познаниями о мире, дает нам возможность понять значение способов самовыражения личности, направления, в котором развивается ее жизнь, и механизм их функционирования для достижения цели». И хотя стиль человека неповторим, Адлер предположил, что в его основе всегда лежат две тенденции: стремление к превосходству и социальный интерес. Именно они определяют, какую цель выберет для себя человек.

Под стремлением к превосходству автор подразумевал стремление подняться над собственной слабостью, над прошлыми достижениями, задачами, а также возвыситься над другими людьми. Стремление к превосходству формируется на основании переживания чувства неполноценности. Человек рождается маленьким и слабым, и это чувство непереносимо. Чтобы его преодолеть, человек развивает в себе стремление к превосходству. «Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически, именно оно формирует разум и психику человека. Как мы говорили, жизнь — это достижение цели или формы, а стремление к превосходству — это движущая сила для достижения формы. Это своего рода поток, несущий вперед весь материал, который можно найти». То есть чувство неполноценности является основой человеческого стремления к успеху, или стремления к превосходству. Чувство неполноценности и стремление к превосходству в норме дополняют друг друга, однако в ситуации неблагоприятного процесса социальной адаптации может развиться преувеличенное чувство неполноценности и стремление к превосходству, которое Адлер обозначил словом «комплекс». Термины «комплекс неполноценности» и «комплекс превосходства» выражают факт уже закрепившейся плохой социальной адаптации. У всех проблемных детей независимо от характера их проблемы в основе ее, по мнению Адлера, лежит комплекс неполноценности. Впоследствии комплекс неполноценности переходит в комплекс превосходства: «часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации». Причина, по которой комплексы есть не у всех людей, считает А. Адлер, «заключается в том, что у части людей чувства неполноценности и превосходства становятся движущей силой общественно-полезной деятельности, так как к ним подключается присущее этим людям чувство общности, смелость и логика здравого смысла». Чувство общности, по Адлеру, — это социальный интерес. Под социальным интересом Адлер подразумевает также тяготение к людям, интерес к ним и участие, но обратной его стороной является стремление к манипуляции и использованию окружающих в собственных целях.

В концепции Адлера именно соотношение социального интереса и стремления к превосходству формируют следующие варианты жизненного стиля.

1. Управляющий тип. Преобладает установка превосходства над внешним миром. Активен, но скорее в асоциальном плане. Основные жизненные задачи решает во враждебной и антисоциальной манере. Поведение человека такого типа не предполагает заботы о благополучии других людей.

2. Берущий тип. Паразитическая установка в отношении к внешнему миру. Удовлетворение своих потребностей за счет других людей. Социальный интерес отсутствует. Низкая степень активности.

3. Избегающий. Нет ни социального интереса, ни активности, необходимой для решения собственных проблем. Для этого типа характерно бегство от решения всех проблем в жизни, уход от всего, что предполагает возможность неудачи.

4. Социально полезный. Воплощение зрелости. Отличается развитым социальным интересом и высоким уровнем активности. Социально ориентирован, проявляет истинную заботу о других, заинтересован в общении.

Однако в индивидуальной психологии разговор о типах, по мнению Адлера, не более чем интеллектуальный прием, чтобы сделать более понятными некоторые сходства в людях. Таким образом, выделенные им 4 типа жизненных стилей — лишь «концептуальное средство» или удобная абстракция для лучшего уяснения понятия, но не более того.

Исследование стилей жизни Адлера определило общую методологию исследований стилей в западной психологии, которая строится на следующих основных положениях:

1) стиль представляет собой проявление целостности индивидуальности;

2) стиль связан с определенной направленностью и системой ценностей личности;

3) стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наиболее эффективно приспособиться к требованиям среды.

Другие исследователи в качестве критерия выделения стилей жизни используют различные характеристики, например доминирующую направленность личности или способ разрешения жизненных проблем. В этом случае число стилей жизни может быть любым, в зависимости от предпочтений автора. Так, Ф.Торн выделил пять стилей жизни, которые он соотнес с преобладающими способами адаптации и проассоциировал с образами животного мира:

Наиболее лаконичная классификация стилей жизни принадлежит Д. Ройсу и Э. Поуэллу (1983), которые определяют стиль жизни как стратегию для достижения индивидуальных ценностей и чувств в мире, в котором каждый индивид должен жить так, чтобы оптимизировать свои личностные смыслы. В соответствии с этим определением они выделяют три стиля жизни:

— альтруистический, смысл которого состоит в служении людям;

— индивидуалистический, направленный на самоактуализацию;

— икаристический (по имени мифологического героя Икара), ориентированный на творчество.

В психотерапевтической практике исследование индивидуальных различий в целостных способах жизненного бытия мы находим и в более поздних концепциях, где понятие жизненного стиля преобразуется в жизненный сценарий. В частности, в концепции транзактного анализа Э. Берна, в гештальт-терапии Ф. Перлза и некоторых друтих.

Жизненный сценарий, по мнению Берна, определяет драматические события, происходящие в жизни человека, и роли, которые он играет. Берн определяет жизненный сценарий как постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей или как программу поступательного развития, выработанную в раннем детстве под влиянием родителей и определяющую поведение индивида в важных аспектах его жизни.

Как и А. Адлер в отношении стиля жизни, Берн считает, что сценарии исполняются неосознанно, но могут и осознаваться, и складываются с момента рождения. Сценарий предполагает:

1) родительские указания;

2) подходящее личностное развитие;

3) решение в детском возрасте;

4) действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу;

5) убеждающую установку или, как принято говорить, вызывающую доверие убежденность.

Э. Берн выделяет два личностных типа: победитель и побежденный, которые можно определить по сценарию. В сценарном анализе психотерапевты также называют победителей Принцами и

Принцессами, а неудачников зовут Лягушками. Интересны те определения, которые дает сам автор этим двум типам. Победитель — это человек, преуспевающий (с его точки зрения) в том деле, которое он намерен сделать. Неудачник — тот, кто не в состоянии осуществить намеченное, человек, страдающий от болезней и неприятностей без всяких на то серьезных причин.

Кроме этих двух, Берн упоминает и третью личностную позицию — непобедителя. Непобедитель — это человек, который не выигрывает и не проигрывает, а ухитряется все свести к нейтральному балансу.

В отечественной психологии направление, исследующее интегральные характеристики своеобразия жизнедеятельности, также получило свое развитие. Одной из основных, опубликованных на данную тему, стала работа К. А. Абульхановой-Славской, посвященная исследованию стратегий жизни (1991). Под стратегией жизни автор подразумевает способ решения жизненных противоречий, уникальный способ жизни, а также принципиальную, реализуемую в различных жизненных условиях, обстоятельствах, способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию. В качестве ведущих факторов выявления индивидуальных различий в способе жизни рассматриваются время и активность.

Активность понимается автором как мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, как способ самореализации и самовыражения личности в жизни, при котором достигается (или нет) ее качество как целостного, самостоятельного и развивающегося субъекта. Основные индивидуальные различия по фактору активности выявляются в соотношении инициативы — ответственности, а также проявляются в отношении к обществу.

Инициатива — это свободное выражение побуждений и желаний, мотивов субъекта. Для проявления инициативы характерны самовыражение, самоотдача, саморастрата. Инициативность как жизненная стратегия проявляется в том, что человек постоянно идет за новым, направлен на активное изменение всей жизни. Инициативность из качества личности становится жизненной стратегией, когда расширяется круг жизненных занятий, дел, общений. Однако инициативный тип, самовыражаясь, внутренне снимает с себя всякую ответственность за результат.

Ответственность — добровольное, внутренне принятое осуществление необходимости, правил, требований и т.д. Человек рассчитывает на свои силы и действует в соответствии с требованиями, предъявляемыми к самому себе, независимо от внешнего контроля. Способ самовыражения во многом зависит от его притязаний, направленности. Исполнительный тип характеризуется низкой способностью самовыражения, его индивидуальность выражена не ярко, он не уверен в своих силах, боится перемен, подчиняется внешним силам, нуждается в поддержке. Ответственность подавляет инициативу. Самовыражение происходит через выполнение долга, стратегия жизни такого человека в самопожертвовании. При этом происходит постепенная утрата своего Я, человек приобретает униженную и зависимую позицию, которая часто приводит к жизненному краху. Инициатива расширяет поле деятельности, но ответственность требует четких критериев для саморегуляции. Идеальный вариант автор видит в соотношении инициативы и ответственности, когда сбалансировано стремление к новизне с готовностью к риску, неопределенности с ответственностью за результат.

Рассматривая стратегии жизни в отношении к обществу по параметру активности, К. А. Абульханова-Славская вводит понятия объективация и присвоение. Объективация — это отдача сил обществу. Объективация рассматривается ею как способ самовыражения личности. Присвоение — это потребление того, что общество дает личности в обмен на ее труд. Присвоение указывает на степень активности личности в овладении культурой, опытом, социальными возможностями. Стратегия жизни в отношении к обществу — это то, что отвечает избранному способу объективации, ядром которого является соотношение потребления и отдачи. В юности — это накопление, потом — самоотдача и самореализация, которые сопровождаются теми или иными притязаниями на способ потребления, на социальную оценку, успех, положение, блага, свободное время. Возможные способы самореализации: «отдать, что похуже, получить, что получше»; «ничего не получать, но ничего и не тратить»; «отдавать максимум возможного» и т. д.

Исследуя временные параметры, связанные с активностью — пассивностью, Абульханова-Славская проводит дифференциацию личностных стратегий через способность личности к» регуляции времени. Один из рассматриваемых ею вариантов классификации по способности к регуляции времени— типология В.И.Ковалева (1979, 1995), в основу которой было положено два фактора: активность—пассивность и пролонгированное — ситуативность деятельности личности во времени. Это позволило выделить 4 типа.

1. Стихийно-обыденный тип — в зависимости от событий и обстоятельств жизни. Не может организовать, предвосхищать события, предотвращать. Ситуативность поведения, отсутствие личной инициативы.

2. Функционально-действенный — активно организует и направляет события, добивается эффекта. Но охватывает только отдельные периоды течения событий, а не их объективные и субъективные последствия. Краткосрочная активная регуляция времени. Событийное время.

3. Созерцательный — пассивно относится ко времени, отсутствует четкая организация.

4. Созидательно-преобразующий — пролонгированная организация во времени, связывает время со смыслом жизни, с решением общих проблем, творчески овладевает временем.

Первые два типа представляют собой пассивный и активный варианты ситуативной организации времени жизни. Последние два — пассивный и активный вариант пролонгированной организации.

Несколько позже В. Н. Дружинин (2000) вводит в психологию понятие варианты жизни, определяя его как целостную психологическую характеристику индивидуального бытия, которая зависит от типа отношения к жизни. Психологические параметры, с помощью которых можно дать описание вариантов жизни, с точки зрения автора, трудно формализуемы, однако варианты жизни типизируют человеческую личность, превращая эту личность в представителя «жизненного личностного типа».

Таким образом, исследование интегральных характеристик своеобразия жизнедеятельности, несмотря на сложность данного предмета исследования, продолжается как в теоретико-экспериментальной, так и практической сфере деятельности современной психологии.

Источник

СТИЛЬ ЖИЗНИ

Смотреть что такое СТИЛЬ ЖИЗНИ в других словарях:

СТИЛЬ ЖИЗНИ

СТИЛЬ ЖИЗНИ

СТИЛЬ ЖИЗНИ

[греч. stylos — стержень для письма] — индивидуально своеобразная целостная система устойчивых способов и форм опосредования личностью объективных условий жизнедеятельности. Понятие С. ж. было разработано М. Вебером и затем введено в психологию А. Адлером, который определил индивидуальный С. ж. как *целостность индивидуальности*. А. Адлер видел природу внутреннего постоянства личности в выборе ею на основе фактов и событий жизни своей уникальной конечной жизненной цели. Эта высшая цель определяется тем смыслом, который человек придает жизни. Смысл жизни воплощается в С. ж. и *проходит далее через всю жизнь подобно странной и своеобразной мелодии собственного сочинения*. Каждое проявление личности должно, по Адлеру, рассматриваться в контексте всей индивидуальности, так как все происходящее есть ни что иное, как борьба за реализацию жизненной цели индивидуальности. Стремление уйти от жесткой внешней детерминации является другим фактором, вызывающим к жизни С. ж., который отражает, что предпринимает человек для обретения своей личностной автономии. Каждый индивид имеет тенденцию к сохранению собственной уникальности. Он отличается характерными способами поведения, мышления, реагирования и развития, в отличие от других, и стремится это отличие сохранить. Он накладывает свой индивидуальный отпечаток на каждую роль, которую он играет, на каждую ситуацию, с которой сталкивается, причем делает это в соответствии с собственной Я-концепцией. Согласно Адлеру, С. ж. определяет все индивидуально-существенные функции человека, и особенно явственно проявляется, когда человек стоит перед важными решениями в критических ситуациях. После работ Адлера понятие С. ж. ни в одной психологической теории не занимало столь заметного места. Стилевые характеристики жизни личности описывались другими понятиями: *индивидуация* (К.Г. Юнг), *стилевые черты*, *экспрессия*, *план выражения* и др. В общей психологии оно было оттеснено понятиями *индивидуальный стиль деятельности* и *когнитивные стили*. Согласно современным взглядам, индивидуальность человека является продуктом его собственной деятельности и проявляется в выборе тех сфер социального опыта, тех деятельностей и отношений, которые личность присваивает, делает своими. Поэтому именно специфика индивидуального бытия человека, а не совокупность его индивидуально-специфических черт, выступает исходным моментом психологического исследования С. ж. О.Э. Калашникова, Д.А. Леонтьев. смотреть

СТИЛЬ ЖИЗНИ

СТИЛЬ ЖИЗНИ

СТИЛЬ ЖИЗНИ социально-лсихологич. категория, выражающая определ. тип поведения людей. По содержанию несколько уже философско-социологич. кат. смотреть

СТИЛЬ ЖИЗНИ

(life style) — способ, которым живет индивидуум или группа (см. Польски, 1969). Хотя термин использовался в ряде контекстов, недавно он стал особенно популярен в сочетании с практикой агентств по рекламе и организаций по исследованию рынка, начиная со второй мировой войны благодаря развитию новых форм популярных развлечений, а также радио, кино и телевидения. Появление культуры массового потребления и разнообразных потребительских товаров — автомобилей, сигарет, косметики — требовали новых путей продажи. В рекламном процессе успех кампании все более основывается на *активной идентификации потребителя с образом изделия, и рекламодатели стали признавать значение человеческих мотивов и желаний как эффективную помощь коммуникации и маркетингу. См. также Реклама; Коммерческая этнография. смотреть

СТИЛЬ ЖИЗНИ

— социально-психологическая категория, выражающая определенный тип поведения людей. По содержанию С.ж. уже категории «образ жизни», охватывающий всю жизнедеятельность людей в целом, но позволяет сосредоточить внимание на субъективной стороне человеческой деятельности, мотивах, формах поступков, повседневного поведения индивида, семьи, других социальных групп. (И.В.Бестужев-Лада) С.ж. (греч. stylos — палочка, стерженек для письма; в переносном смысле — приём, способ описания действительности) — особенности поведения конкретного человека или группы людей. С.ж. — это существенный признак индивидуальности, проявление её относительной самостоятельности, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни. смотреть

СТИЛЬ ЖИЗНИ

– фиксирует определенный тип поведения личности ребенка, подростка, молодого человека (воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности), ее динамические характеристики. Конкретизируя более общее понятие “образ жизни”, С.ж. акцентирует внимание на социально-психологических и индивидуально-психологических особенностях поведения и общения. При этом С.ж. выступает как существенный признак индивидуальности, результат социализации, воспитания и самовоспитания. С.ж. в меньшей степени обусловлен исторически сложившимися (константными) видами, способами жизнедеятельности, а в большей – ситуативными, актуальными (во временном отношении) условиями бытия и их отражением в сознании и поведении людей. смотреть

СТИЛЬ ЖИЗНИ

образ и способ, которым живет индивидуум или группа. На западе термин стал особенно популярен в сочетании с практикой агентств по рекламе и организаций по исследованию рынка, благодаря развитию новых форм популярных развлечений, а также радио, кино и телевидения. Появление культуры массового потребления и разнообразных потребительских товаров – автомобилей, сигарет, косметики – требовали новых путей продажи. В рекламном процессе успех кампании все более основывается на активной идентификации потребителя с образом изделия, и рекламодатели стали признавать значение человеческих мотивов и желаний как эффективную помощь коммуникации и маркетингу. См. Сетевой маркетинг. смотреть

СТИЛЬ ЖИЗНИ

уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека (по А.Адлеру). Стиль жизни определяется проблемой (дефектом, изъяном), в результате которого возникает цель, приводящая к появлению присущего человеку индивидуального способа жизни и позволяющая освободиться от чувства неполноценности. Адлер выделял 4 стиля: управляющий, берущий, избегающий и социально-полезный. смотреть

СТИЛЬ ЖИЗНИ

социально-лсихологич. категория, выражающая определ. тип поведения людей. По со­держанию несколько уже философско-социологич. ка­тегории образ жизни, охватывающей всю жизнедеятель­ность людей в целом, но позволяет сосредоточить вни­мание на субъективной стороне человеч. деятельности, мотивах, формах и ориентации решений, поступком, повседневного поведения индивида, семьи, социальных групп. смотреть

СТИЛЬ ЖИЗНИ

Индивидуальные особенности поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Сюда же относят индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления. Являясь существенным признаком индивидуальности, С. ж. во многом определяет способность человека сформировать себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни. смотреть

СТИЛЬ ЖИЗНИ

– термин А. Адлера, обозначает уникальный и устойчивый способ действий человека. Автор термина считает, что стиль в таком его представлении отражает множество мотивов, интересов, ценностей и черт человека и проявляется во всём его поведении. смотреть

СТИЛЬ ЖИЗНИ

Термин Альфреда Адлера для обозначения уникального, устойчивого способа действия человека. Он считал, что этот стиль состоит из множества мотивов, черт, интересов и ценностей человека и проявляется во всем поведении. смотреть

СТИЛЬ ЖИЗНИ

(Style of life). Уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов совладания с реальностью, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство этого поведения. смотреть

СТИЛЬ ЖИЗНИ

образ жизни данного человека или группы людей: их интересы, распределение свободного времени, взгляды и т.д.; от стиля жизни зависит, как данный человек тратит свои доходы. смотреть

СТИЛЬ ЖИЗНИ

уникальный, устойчивый способ действия человека; состоит из множества мотивов, черт, интересов и ценностей человека и проявляется во всем поведении.

СТИЛЬ ЖИЗНИ

— совокупность характеристик жизнедеятельности человека, обусловливающих собой единство направления в жизни.

СТИЛЬ ЖИЗНИ

психологический фактор поведения потребителей, характеризующий манеры их поведения, привычки и вкусы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *