понятие природы ее роль в жизни человека и общества

Понятие природы, ее роль в жизни человека и общества

понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть картинку понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Картинка про понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть картинку понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Картинка про понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть картинку понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Картинка про понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть картинку понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Картинка про понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества

понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть картинку понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Картинка про понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества

понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть картинку понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Картинка про понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества

Глобальные проблемы современности

Исторические типы взаимодействия общества и природы

Понятие природы, ее роль в жизни человека и общества

И природы. Глобальные проблемы современности

Тема 14. Философское осмысление взаимоотношений общества

Достигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада… Семена разрушения произрастают в нас самих.

План:

Рекомендуемая литература:

1. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.

2. Гуревич П.С. Антропологическая катастрофа // Свободная мысль. 1997, № 11.

3. Демиденко Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или «Конец света» природного человека. Доклад на XIX Всемирном философском конгрессе в Москве. Брянск, 1993.

4. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994.

5. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992, №3.

6. Предупреждение человечеству. Декларация ученых по глобальным проблемам // Человек. 1993, № 5.

7. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.

8. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.

9. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.

10. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.

«Не то, что мните вы, природа./ Не слепок, не бездушный лик – / В ней есть душа, в ней есть свобода,/ В ней есть любовь, в ней есть язык», – так в поэтической форме Ф.И. Тютчев выразил основной мотив философских размышлений о сущности природы и ее роли в жизни человека.

Природа – это непосредственно окружающий нас материальный мир, к которому еще не притронулась рука человека. Природа – это естественные условия существования человека и общества, и, следовательно, неизбежна философская постановка проблемы их взаимоотношений. Человек вышел из природы, но существует в ней. И. Гете так писал о взаимоотношениях человека и природы: «Окруженные и охваченные ею, мы не можем не выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная захватывает она нас в вихрь своей пляски и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее».

Наука, которая занимается взаимодействием живых организмов, человека и общества с окружающей природной средой и является естественно-научной основой философии природы называется экология (от греч. oikos – жилище, logos – учение). Этот термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г.

Природный мир представляет собой тесное единство живого и неживого. В философии к понятию природы тесно примыкает понятие биосферы. Биосфера – это вся совокупность живых организмов и их среда обитания (географическая среда). Огромный вклад в изучение биосферы внесли Ч. Дарвин и В.И. Вернадский.

Географическая среда включает в себя литосферу, гидросферу и атмосферу. Но в ходе трудовой деятельности человек создает «вторую природу», т.е. мир вещей, которые нигде в природной среде не встречаются. Одним из важнейших элементов «второй природы» является техносфера: орудия труда, техника, здания, коммуникации. В XX в. В научный оборот вошло понятие ноосфера – разумная оболочка Земли, ее «мыслящий пласт». Ноосфера, названная В.И. Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала мощным фактором глобальных изменений на Земле.

Определим роль природы для общества и человека.

Во-первых, природа – это биологическая составляющая человека, «рождающее нас начало».

Во-вторых, природа влияет на человеческие обычаи и нравы, на развитие общества. Ш. Монтескье считал, что власть климата сильнее всех властей. От него зависят особенности характера людей. Например, как отмечают многие исследователи, климат оказал немаловажное влияние на характер труда на Руси. Россия – страна рискованного земледелия, где каждые третий-пятый годы неурожайные. Короткий сельскохозяйственный цикл – 4-5 месяцев – заставлял земледельца постоянно торопиться. Посев и жатва превращались в настоящую страду, битву за урожай. Развивает эту мысль В.О.Ключевский: «Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии». Не найдем мы, поэтому, умеренности в русской душе, а заметим предрасположенность впадать в крайности. Космос России – Север суровый, присоединенный к линии умеренных широт, и поэтому у нас естественно замедленны все процессы. Эти обстоятельства определяют экстенсивность русской жизни и культуры. Экстенсивное хозяйствование способствует закреплению сравнительно низких потребительских нужд у русского человека и соответствующих им невысокой культуры труда. Отсюда безынициативность русского человека, отсутствие в нем самодисциплины, слабое чувство ответственности, аритмический характер трудолюбия и лень. Однако, чувствуя природные ограничения сурового и малоблагоприятного климата, русский народ выработал умение стойко переносить материальные лишения. Природное начало русского менталитета связано также с необъятностью России. Русская душа не видит границ, и эта безграничность порабощает ее. «Духовная энергия русского человека вошла внутрь, в созерцание, в духовность, она не может обратиться к истории, связанной с оформлением… Русский человек чувствует себя беспомощным овладеть этими пространствами и организовать их», – писал Н.А.Бердяев. Русский человек природой приучен к бессмысленности едва ли не любого расчета, не полагается на разум, не верит в прогресс. Неблагоприятная природная среда превратила его в фаталиста. Он верит больше в удачу и случай. Русская душа открывается всеми далями, устремлена в даль конца истории. Русские люди вообще имеют привычку жить мечтами о будущем. Им кажется, что будничная, суровая и тусклая жизнь сегодняшнего дня есть, собственно, временная задержка в наступлении истинной жизни, но вскоре все изменится, откроется истинная, разумная и счастливая жизнь.

понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть картинку понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Картинка про понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества

Сторонники геополитики – политологической концепции – считают, что внешняя политика государства определяется географическими факторами (положением страны, природными ресурсами, климатом). К примеру, природная незащищенность внешних рубежей, гигантские пространства повлияли на характер государственной власти в России. Авторитаризм и централизация являются объективной исторической закономерностью ее устройства. Государство в России явилось не только защитником, но и главным эксплуататором народа. Г.Д. Гачев замечает: «Государство – главный хозяин и предприниматель, толкач цивилизации. И вот у Народа и Государства в России разные темпо-ритмы во Времени. Народ тяготеет к натуральному развитию медленным шагом времени, что органично для русского медведя. Так и сложилось веками, что русский человек свыкся трудиться, исполняя наряд организующей воли Державы». В русском менталитете всегда тлеет анархическое стремление к бунту против собственного государства. Государство изначально противостоит русскому человеку как нечто враждебное, и на него, как на врага, не распространяются моральные запреты: его можно обманывать, у него можно красть; обещания, данные государству, можно не выполнять. С другой стороны, изначально суждено было русским вступать с многочисленными цивилизационно неоднородными этническими группами и народами в разнообразные этнические процессы смешения; в целях собственной безопасности строить отношения с ними на началах мира и согласия. Отсюда сформировались важные черты менталитета русских – комплементарность, толерантность, уважение к другим народам, гостеприимство.

В-третьих, природа является источником всех потребительских благ (пищи, одежды, жилья, энергии, полезных ископаемых и т.д.).

В-четвертых, природа является, безусловно, объектом эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения. Природа – это гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице.

Источник

Понятие природы, ее роль в жизни человека и общества

В философии под природой принято понимать окружаю­щий нас мир, взятый в единстве и бесконечном многообра­зии форм проявлений. Вышедший из природного мира, человек своей судьбой обречен на присутствие в нем. И Гете так писал об этом: «Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошеная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее». Все люди, подчеркивал писатель, находятся внутри ее, а она в каждомиз нас.

Для характеристики природы как сложной динами­ческой системы применяются также и другие понятия. Так, под географической средойпонимается та часть природы, которая вовлечена в процесс хозяйственной деятельности человека и активно используется им. Нау­ка выделяет также литосферу(земная кора), гидросфе­ру(воды) и атмосферу(воздух) как основные компо­ненты биосферы.

В ходе трудовой деятельности человек сумел создать весьма разветвленную «вторую природу»,т.е. мир ве­щей и процессов, которые нигде в обычной природе в готовом виде не встречаются. Это уже есть «очеловечен­ная» природа, существующая по социальнымзаконам. Одним из важнейших элементов «второй природы» яв­ляется техносфера.Она включает в себя многочислен­ные и весьма разнообразные орудия труда, технику и машины, здания, коммуникации и другие искусственные сооружения. Технический мир — это одно из самых яр­ких и впечатляющих проявлений уникальности человека как существа разумного.

В XX в. в научный оборот вошло понятие «ноосфера» (Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский)- Под ней понимается тончайшая разумная оболочка Земли, ее «мыс­лящий» пласт. Ноосфера есть результат деятельности че­ловека, плод его знаний и труда. Она явилась закономер­ной ступенью в развитии биосферы, величайшим событием в истории нашей планеты. Ноосфера, названная В.И.Вер­надским концентрацией энергии человеческой культуры, стала в наше время не только мощной геологической, но и космической силой. Она постепенно превращает Космос в объект управляемогоразвития, и это открывает новые воз­можности для существования человечества. Ноосфера яв­ляет собой убедительное подтверждение особости и вели­чия человека, его колоссальных сил и возможностей. Мы хотим подчеркнуть, что ноосфера есть одновременно и ан понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть картинку понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Картинка про понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть фото понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Смотреть картинку понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Картинка про понятие природы ее роль в жизни человека и общества. Фото понятие природы ее роль в жизни человека и обществатропосфера,т.е. это — человеческиймир, ранее еще ни где не существовавший.

Так какое же значение для человека имеет природа?

Во-вторых, природа — это источник всех потребитель­ских благ (пища, одежда, жилье) и энергии, (водной, ветровой, солнечной и др.), полезных ископаемых. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека. Ис­тощение ресурсов природы будет означать возврат чело­века в первобытное дикое состояние. Природа является также и источником физического здоровья для людей (со­лнце, свежий воздух, лес, вода и др.), что особенно важ­но в наше время.

В-третьих, природа выступает также и как предмет эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения. Природа — это грандиозный храм, гениальный художник и дивное зрелище в одном лице. Не­удивительно, что образ природы неизменно присутству­ет в художественной литературе, в живописи. Ее рисовали на своих полотнах художники И.Айвазовский и И.Ле­витан. Ею восторгались поэты А.С.Пушкин, С.А.Есенин, о ней писали Ч.Айтматов, С.П.Залыгин и другие. Общение с природой облагораживает человека, развивает в нем лучшие качества — чувство красоты, милосердия, фантазию, трудолюбие, заботливость.

Кратко говоря, природа — это истокчеловечества, есте­ственное и необходимое условие его существования и раз­вития. Она является общим домом для человеческого рода.

Раскрывая историю взаимоотношениймежду обще­ством и природой, подчеркнем, что эти отношения в рам­ках той или иной цивилизации имеют собственную спе­цифику, т.е. особенности. Покажем это на следующих исторических примерах.

Собирательская цивилизациябыла ранним периодом в истории человека, когда он не столько изменял природу, сколько приспосабливалсяк ней. Следы его деятельности были тогда практически незаметны и носили локальный (ограниченный) характер. Тем не менее, уже в эту эпоху человек обрел первую власть над силами природы. Он со­здал простейшие орудия труда (каменный топор, лук и др.), научился пользоваться огнем. Однако природа все еще вос­принималась им как огромная таинственная сила, часто враждебная человеку, и поэтому она стала предметом обо­жествления в мифологии и религии.

В рамках аграрной (земледельческой) цивилизацииприрода по-прежнему представлялась человеку как внеш­няя и слепая сила. Космоцентризмкак мировоззрение требовал от человека жить «по Логосу», т.е. в согласии и в гармонии с природой. Считалось, что в этом и состоит подлинная мудрость человека. Однако в это время мас­штабы деятельности человека значительно возросли. Появились земледелие и скотоводство, торговля и ремес­ло как специальные виды занятий. Возникавшие науч­ные знания увеличивали силу и самоуверенность челове­ка, противопоставляли его природе как якобы чему-то низшему, объекту практической деятельности. В средние века христианство провозгласило человека «царем» и «владыкой» на планете. Ему поручалось господствовать над всеми рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, населяющими планету.

Промышленная (индустриальная) цивилизацияв ос­новном завершила процесс выхода человека из-под диктата природы, противопоставила себя природе и обострила противоречия с нею. Этому активно способствовал антроцентризм эпохи Возрождения с его идеей титанизма как величия и всесилия человека. В это время все больше утверждалась претензия человека как «венца» природы на особость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициозных устремлений и проектов. Природа постепенно стала рассматриваться прежде всего как гигантская мастерская, а человек в ней исключительно как работник. Полагалось, что от природы якобы нельзя ждать милостей, и поэтому ее следует подвергнуть безжалостному штурму. Формировалась своеобразная психология покорения природы, а на последнюю стали смотреть лишь как на источник прибыли и пользы. В этой психологии проявляли себя капитализмкак новый способ хозяйственной деятельности человека и общественный строй.

К середине ХХ столетия человек фактически противопоставил себя природе. Он оказался как бы вне и над природой, превратив ее в объект циничного и безграничного произвола. К такой ситуации естественным образом привело развитие науки и техники, резкое расширение масштабов хозяйственной деятельности, а также сама психология пользования природой. Человек уверовал в то, что ему, говоря словами Ф.М.Достоевского, «все дозволено». Между Природой и Человеком возникло отчуждение, образовалась пропасть недоверия и вражды. природа «отомстила» человеку, преступившему рамки разумного. На планете разразился глобальный (всемирный) экологический кризис. С началом постиндустриальной цивилизации этот кризис стал, наряду с гонкой ядерных вооружений, самой большой опасностью и для Природы, и для самого Человечества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *