понятие об эмоциях и чувствах их роль в жизни человека

Виды и роль эмоций в жизни человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмоции — это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих непосредственные переживания, ощущения приятного или неприятного, отношения индивида к миру и людям, процесс и результаты определенной практической деятельности.

Понятие и особенности эмоций

В ходе эволюции животного мира появляется отдельная форма проявления отражательной функции мозга в виде эмоций (лат. emoveo – возбуждаю, волную). Эмоции способны отражать личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций и событий для человека, т. е. то, что его волнует. Их выражение происходит через форму переживаний.

В психологии эмоции определяют в качестве переживания индивидом в определенный момент своего отношения к чему-либо (к настоящей или будущей ситуации, к окружающим людям, к самому себе и т. д.).

Понятие «эмоции» использует в широком смысле. В этом случае они представляют собой целостную эмоциональную реакцию личности, которая включает не только психическую составляющую – переживание, но и специфические физиологические изменения организма, которые связаны с данным переживанием. Эмоции есть также у животных, но у людей они способны приобретать особенную глубину, получая большое количество оттенков и сочетаний.

Виды эмоций

Немецким философом И. Кантом эмоции были разделены на астенические (ослабляющие) и стенические (греч. stenos – сила), повышающие жизнедеятельность организма.

Эмоции делят по одной из классификаций на положительные (приятные) и отрицательные (негативные, неприятные). Филогенетически наиболее древними считаются переживания удовольствия и неудовольствия (эмоциональный тон ощущений). Оно направляет поведение человека и животного на сближение с источником удовольствия (избегание источников неудовольствия).

Более сложными могут являться другие положительные (например, радость, восторг) и отрицательные (например, гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симоновым были выделены также смешанные эмоции. В этом случае в одном и том же переживании способны сочетаться и положительные, и отрицательные оттенки (например, человек может получать удовольствие от страха в «комнате ужасов»).

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с личностными особенностями (вкусами, интересами, нравственными установками, опытом) и темпераментными особенностями людей, а также в зависимости от ситуаций, в которой человек находится, одна и та же причина способна вызвать разные эмоции.

Эмоции различают по интенсивности, длительности, степени осознанности и причинам их появления. По этим критериям принято выделять настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение представляет собой слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние. Его причина не всегда может быть ясной для человека. Оно постоянно есть как эмоциональный тон, способно повышать (понижать) активность в общении или работе.

Сами эмоции представлены более кратковременным, но достаточно сильно выраженным переживанием индивидом радости, горя, страха и т. п. Они способны возникать в отношении удовлетворения или неудовлетворения потребностей, обладая хорошо осознаваемой причиной появления.

Аффект заключается в быстро возникающем, очень интенсивном и кратковременном эмоциональном состоянии, которое вызвано сильным или особо значимым для человека стимулом. Часто аффект представляет собой следствие конфликта, в любом случае проявляется бурно и сопровождается минимизацией способности переключать внимание, сужая поле восприятия (фокусировка внимания происходит в основном на объект, который вызвал аффект).

Роль эмоций в жизни человека

Эмоции человека выполняют следующие роли:

В первую очередь в жизни человека эмоции играют отражательно-оценочную роль, поскольку дают субъективную окраску тому, что происходит вокруг человека и в нем самом. Это означает, что на одинаковое событие разные люди эмоционально реагируют абсолютно разным образом.

Например, у болельщика проигрыш любимой команды вызывает разочарование, огорчение; у болельщиков команды соперника этот же проигрыш вызовет радость. Некоторое произведение искусства вызывает у разных людей прямо противоположные эмоции. В народе такое положение дел даже обозначают следующим образом: «На вкус и цвет товарища нет».

С помощью эмоций можно производить оценку не только прошедших или происходящих сейчас действий и событий, но и будущих. Они способствуют включению в процесс вероятностного прогнозирования (человек предвкушает удовольствие при походе в театр или ждет неприятные переживания после экзамена).

Управляющая роль эмоций состоит в том, что возникновение определенного иного отношения к объекту оказывает воздействие как на мотивацию, так и на процесс принятия решения о действии или поступке. Здесь физиологические изменения, сопровождающие эмоции, влияют на качество деятельности, работоспособность индивида.

Защитная функция эмоций относится к проявлению страха, предупреждая человека о реальной или о мнимой опасности. Этим она способствует лучшему про-думыванию возникшей ситуации, более тщательной проверке вероятности дости-жения успеха или неудачи. С помощью этой роли человек защищается от неприятных для него последствий (иногда даже от смерти).

Мобилизующая функция эмоций состоит в том, что страх, например, способствует мобилизации резервов человека. Это происходит за счет выброса в поток крови дополнительного гормона адреналин (например, в активной или оборонительной форме при спасении бегством). Мобилизации сил организма также способствует воодушевление и радость.

Положительное значение эмоций не всегда можно связывать напрямую с положительными эмоциями, а отрицательное — с отрицательными. Негативные эмоции способны стать стимулом для самосовершенствования индивида, а положительные явиться поводом для самоуспокоения. Здесь многое будет зависеть от целеустремленности человека и условий, в которых он воспитывался.

Источник

Понятие об эмоциях и чувствах, их роль в жизни человека

Введение

Человек не только познает мир посредством психических познавательных процессов, но и оценивает его, вырабатывая собственное отношение к объективной действительности, что выражается в определенных эмоциональных феноменах. Как существо деятельное в соответствии с оценкой и определением своего отношения, человек строит собственное поведение и разворачивает программу действий, используя волевые качества.

1. Понятие эмоций и чувств. Их влияние на поведение людей как участников правоотношений.

Познавая окружающий мир, человек выражает свое отношение к нему: радуется, злится, любит, ненавидит, т.е. проявляет эмоции, которые выражаются в действиях. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

Эмоции (от лат. emovere – волновать, потрясать) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. В процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились биологически как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах.

В далеком прошлом у животных (предков человека) выразительные движения были целесообразными проявлениями, помогали выстоять в жестокой борьбе за существование. В процессе исторического развития человечества изменялись формы взаимоотношений людей с внешним миром, утратили свое прежнее значение и выразительные движения, сопутствующие эмоциям и чувствам. У современного человека выразительные движения выполняют новое назначение – они являются одной из форм общения.

Самые древние по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ формы эмоциональных переживаний — удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Эмоции присущи и животным, и человеку. Но на эмоции человека наложили свой отпечаток социальный образ жизни, особенности выполняемой им деятельности, вследствие чего изменились характер эмоций и формы их выражения. Человек не набрасывается на питье, еду, одежду, как только возникает в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая культурные нормы поведения.

Отношения человека к другим людям, к выполняемой деятельности, к предметному миру, удовлетворение потребностей, возникших в процессе истории человечества, сформировали его чувства, которые развиваются и формируются на основе эмоций. Такая особая форма отношения к миру, как чувства, присущи только человеку.

Изучение эмоционально-выразительных движений тесно связано с именем Чарльза Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой большая часть эмоциональных реакций объясняется либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага), либо тем, что они являются рудиментами инстинктивных действий, целесообразных для предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, это означает, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев.

Биологическая теория эмоций П.К. Анохина рассматривает эмоции как продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животного мира. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели.

Э – эмоция, ее сила и качество;

П – величина и специфика актуальной потребности;

Ин – информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности;

Ис – информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает (Э=0), если потребность отсутствует или удовлетворена (П=0), а при наличии потребности — если система вполне информирована; 2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации; 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности.

Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности).

У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге предложили «периферическую» теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Теория Джеймса—Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

понятие об эмоциях и чувствах их роль в жизни человека. Смотреть фото понятие об эмоциях и чувствах их роль в жизни человека. Смотреть картинку понятие об эмоциях и чувствах их роль в жизни человека. Картинка про понятие об эмоциях и чувствах их роль в жизни человека. Фото понятие об эмоциях и чувствах их роль в жизни человека

В данном аспекте представляет интерес концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил: «Мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

Далибор Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично-видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации — только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве «эмоционального процесса», признаваемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений — ощущения, восприятия, мотивации и т. п. Она не является также «промежуточной переменной», связывающей отдельные компоненты поведенческой реакции в целостный акт.

Биндра выдвигает собственную концепцию «центрального мотивационного состояния» — комплекса нервных процессов, возникающего в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа. Развитие «центрального мотивационного состояния» создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса типично-видовых действий.

Кроме названных ученых проблемой эмоций занимались В. Вундт, У Кеннон, П. Бард и другие.

1.3. Физиологические механизмы эмоций и чувств.

Ведущую роль в эмоциях и чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека. Исследования И.П. Павлова показали, что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, контролирует все явления, происходящие в теле. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.

В экспериментах Д. Олдса с вживлением электродов в определенные участки коры головного мозга было обнаружено, что при раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально положительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки получили название центров удовольствия. Раздражение других участков вызывало отрицательные эмоции и стремление избежать воздействия на эти структуры, за это они были названы центрами страдания.

Важные данные для выявления сущности эмоциональных реакций были получены при изучении функциональной асимметрии мозга. Было установлено, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое – отрицательных.

Эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе, в свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы.

Возбуждение симпатической нервной системы ведет к выделению надпочечниками гормона адреналина, который вызывает изменения в работе органов и систем организма и приводит их в состояние готовности к экстренной трате энергии: происходит отток крови от внутренних органов, усиливается кровоснабжение скелетной мускулатуры, задерживается работа органов пищеварения. В кровь выбрасывается большое количество сахара, создавая наилучшие условия для работы мышц, поскольку сахар является одним из главнейших источников мышечной энергии. Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах.

Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение или покраснение кожи, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т.д. не Символом чувства считается сердце: еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в его работе в зависимости от эмоционального состояния человека.

Связь эмоций с изменением деятельности желез внутренней секреции давно была эмпирически установлена и даже использовалась у некоторых народов в судопроизводстве. Так, в Древнем Китае подозреваемый во время судебного разбирательства держал во рту горсть риса. Если после прослушивания обвинения он выплевывал рис сузим, то считался виновным: сильное эмоциональное напряжение вызывает прекращение деятельности слюнных желез и, как результат, сухость во рту.

Современные электронные приборы позволяют точно устанавливать психосоматические корреляции – зависимость органических функциональных изменений от эмоциональных состояний. Комплексная аппаратура, регистрирующая психосоматические корреляции, называется полиграфом. В некоторых странах он используется в целях расследования преступлений и именуется детектором лжи (лайдетектор). Предлагая подозреваемому различные тесты, следователь регистрирует его вегетативные реакции: потоотделение (влияющее на электропроводность кожи), изменение просвета сосудов и т.д.

Например, если подозревается, что данный человек совершил кражу в доме Джонсона, то, подключив к нему соответствующие датчики приборов, предлагают прослушать ряд фамилий, среди которых называется фамилия Джонсон. Если при ее произнесении изменяется эмоциональное состояние подозреваемого, делается вывод о его возможной причастности к преступлению. Этот метод расследования преступления не исключает случайных совпадений. При произнесении фамилии Джонсон у подозреваемого действительно могут возникнуть эмоционально обусловленные вегетативные реакции, но совершенно по другим причинам (например, подозреваемый может вспомнить бывшего президента, к которому он относился отрицательно и т.п.). Данные лайдетектора не могут использоваться как доказательство совершения преступления.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания возникают не только при непосредственном воздействии предметов, но и словами. В результате деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными процессами, приобретают общественный характер, осмысливается соотношение между собственными эмоциональными реакциями и общественно значимыми чувствами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких высших чувств человека (моральных, интеллектуальных, эстетических).

Для правоохранительной деятельности важно знать, что, во-первых: у человека характер основных эмоции и их экспрессия на лице имеют врожденный характер, во-вторых: у человека есть генотипически обусловленная способность к их пониманию.

1.4. Основные функции и общие закономерности эмоций и чувств.

Чувства и эмоции выполняют несколько основных функций: энергетической мобилизации организма, сигнальную и регулирующую.

Функция энергетической мобилизации организма заключается в том, что в результате переживаний различных эмоциональных состояний человек мобилизует свои внутренние ресурсы для адекватной реакции на внешние условия и ситуации.

Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция состоит в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируя ее.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица) и пантомимическими (жестикуляция).

У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинено всем закономерностям формирования условного рефлекса: обобщенность и перенос, притупляемость, контраст, суммация и др.

Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс определенных объектов, обобщенность и перенос чувств – одна из их закономерностей.

Другой закономерностью является притупляемость чувств под воздействием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь, а шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает удовольствия. Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек привыкает к неприглядным картинам, к неуютной обстановке и т.п. Притупление отрицательных чувств опасно, так как вследствие этого они перестают сигнализировать о неблагоприятной обстановке и побуждать к ее изменению.

Следующая закономерность – контраст чувств. Чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации, а удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием.

Одной из закономерностей чувств является их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувств у нас на всю жизнь укрепляется любовь и уважение к родителям, другу, родным местам. Иногда это суммация переживаний (например, жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, к очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным объектам. Например, человек, неоднократно попадавший в автомобильные катастрофы, садится в автомобиль с некоторым опасением. Иногда противоположные чувства, проявляясь одновременно, также усиливают друг друга. Так, чувство страха, возникающее при переходе через пропасть, усиливает чувство удовольствия, связанное с преодолением препятствия.

Еще одной закономерностью эмоций является их переключаемость. Успешность переключения зависит от того, насколько велика значимость нового объекта. В ряде случаев сильные эмоции являются взаимно не совместимыми – создается конфликтная ситуация. Так, у алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь.

Конфликт между противоположными, амбивалентными чувствами изживается различными способами: вытеснением одних чувств под каким-либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений. Взаимовлияние амбивалентных чувств является одной из закономерностей эмоций и чувств.

Эти закономерности протекания чувств и эмоций необходимо учитывать сотрудникам органов внутренних дел в правоохранительной деятельности.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Эмоции и чувства

Понятие о эмоции и чувствах

Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т.д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности — искусство — непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.

Эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами человека. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение. Напротив, ситуации, воспринимаемые субъектом, как препятствующие реализации потребностей и целей, вызывают отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и др.

Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций, с одной стороны, нашими потребностями, с другой— особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношения между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях.

Таким образом, эмоцииэто особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций.

Говоря о переживаниях человека, как правило, применяют два термина— «чувства» и «эмоции». В обыденной речи понятия «чувства» и «эмоции» практически не различаются. Некоторые психологи также склонны к их отождествлению. В то же время существует точка зрения, согласно которой чувства и эмоции — различные и во многом противоположные по отношению друг к другу субъективные состояния.

Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. В отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут оставаться на всю жизнь. Например, можно получить удовольствие (удовлетворение) от выполненного задания, т. е. испытать положительную эмоцию, а можно быть удовлетворенным своей профессией, иметь к ней положительное отношение, то есть испытывать чувство удовлетворенности.

Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства выражаются через эмоции в зависимости оттого, в какой ситуации находится объект их выражения. Например, мать, любя своего ребенка, переживает по отношению к нему в разных ситуациях разные эмоции: она может злиться на него, испытывать гордость за него, нежность к нему и т.д. Данный пример показывает, что:

во-первых, эмоции и чувства — это не одно и то же;

во-вторых, нет прямого соответствия между чувствами и эмоциями: одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.

Доказательством нетождественности эмоций и чувств является более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

Возникновение и проявление эмоций и чувств связаны со сложной комплексной работой коры и подкорковых структур головного мозга, а также вегетативной нервной системы.

Сложная деятельность корковых и подкорковых отделов мозга обеспечивает многоуровневость и многокомпонентность эмоциональных реакций.

Физиологические компоненты эмоционального реагирования:

вегетативно-соматические реакции, сопровождающие эмоциональные состояния. Отмечаются такие изменения, как расширение периферических сосудов и ускорение пульса в состоянии гнева, и наоборот, сужение сосудов, замедление и ослабление пульса при переживании страха. Эмоциональные состояния сопровождаются изменениями темпа и ритма дыхания, размера зрачков, уровня кровяного давления, секреторной и моторной динамики желудочно-кишечного тракта, потоотделения, кожно-электрическими и электроэнцефалографическими изменениями. Связь эмоций с соматовегетативными реакциями была замечена очень давно и с тех времен широко используется с целью диагностики эмоционального состояния человека. Так, например, на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемых с помощью полиграфа («детектора лжи»);

Экспрессивные компоненты эмоционального реагирования:

В повседневной жизни именно благодаря экспрессивным компонентам эмоционального реагирования мы, как правило, достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей.

Теории эмоций

В психологии существует несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции. Еще в опубликованной в 1872 г. книге «Выражение эмоций у человека и животных» Ч.Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций. Сравнивая эмоциональные проявления у людей и животных, он сделал вывод о том, что выразительные движения человека, связанные с эмоциями, являются эволюционно значимыми и представляют собой рудементы (остатки) ранее целесообразных реакций, выработанных в ходе борьбы за существование.

Американский психолог У.Джемс и датский анатом К.Г.Ланге выдвинули периферическую теорию эмоции, основанную на парадоксальной идее о том, что эмоции есть результат физиологических изменений в различных системах. По их утверждению, мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся. Смысл этой фразы заключается в том, что произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции, — например, изображение гнева приводит к тому, что человек начинает действительно переживать это чувство.

Несмотря на то, что нельзя отрицать наличие условно-рефлекторной связи между переживанием эмоции и ее внешним и внутренним проявлением, содержание эмоции не сводится только к физиологическим изменениям в организме. Доказательством этому служат эксперименты, в которых были блокированы все физиологические проявления, и тем не менее субъективные переживания сохранились. Физиологические сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление — например, для мобилизации резервных возможностей организма при столкновении с опасностью и порождаемом ею страхе. У.Кеннон и Ф.Бард одними из первых показали ограниченность теории Джемса — Ланге, предложив свою теорию эмоций, которая была названа таламической. Согласно этой теории, вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций. Основным мозговым субстратом эмоций является таламус, связанный и с корой больших полушарий, и с вегетативной нервной системой.

П.К.Анохин рассматривал эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. С его точки зрения, эмоции важны для закрепления и стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции уберегают от повторного совершения ошибок.

Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П.В.Симонов. Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита информации, необходимой для достижения цели. В нормальной ситуации человек ориентирует свое поведение на сигналы высоковероятных событий, т.е. на то, что чаще встречалось в прошлом. Благодаря этому его поведение в большинстве случаев бывает адекватным и ведет к достижению цели. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций: оказавшись у цели, достижение которой заведомо не вызывало сомнений, человек может не испытывать ни радости, ни торжества. Однако в неясных ситуациях, при отсутствии точных сведений для организации поведения по удовлетворению потребности, необходима другая тактика реагирования на сигналы. При недостатке сведений, необходимых для достижения цели, по мнению П.В.Симонова, возникают отрицательные эмоции. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты.

Эмоции способствуют повышению чувствительности анализаторов, что в свою очередь приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Вышеперечисленные теории эмоций объясняют лишь отдельные случаи их возникновения. Это подтверждает мысль о принципиальной невозможности объяснить механизм такого сложного явления, как эмоции, с позиции одной теории.

Функции, виды и формы эмоций.

Значимость эмоций в жизни человека выражается в их функциях. В психологии Принято выделять ряд функций.

Виды эмоций

Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью их более четкой дифференциации. По степени активации немецкий философ И.Кант выделил два вида эмоциональных состояний:

Эмоции могут быть приятными и неприятными, положительными и отрицательными. Можно различать эмоции по их интенсивности, длительности, степени осознанности причин, их вызвавших.

В зависимости от модальности, качества переживаний К.Изардом были выделены десять фундаментальных эмоций:

Первые три эмоции К.Изард относит к положительным, остальные семь— к отрицательным.

Интерес-возбуждение — чувство захваченности, любопытства, это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес является единственной мотивацией, которая может поддерживать осуществление повседневной, привычной, рутинной работы. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к человеку или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и миром. Она часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость— это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости.

Удивление является преходящей эмоцией: оно быстро наступает и столь же быстро проходит. В отличие от других эмоций удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.

Страдание представляет собой наиболее распространенную отрицательную эмоцию. Оно обычно является доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т.д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, чувство изоляции. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо, и побуждает человека предпринять определенные действия: сделать что-то для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной. Самой тяжелой формой страдания является горе. Его источником выступает утрата. Наиболее глубокое горе возникает, например, при потере любимого человека. Состояние горя каждый человек переживает очень тяжело.

Гнев— сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Среди причин гнева— личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем большую потребность в физическом действии он ощущает. В ярости мобилизация энергии настолько велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев.

Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его. Оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение — это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности: человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций, которая оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связаны чувства недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья, при которых человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса.

Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Он сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко — ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе.

Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Переживание вины состоит из мучительного чувства неправоты по отношению к другим или самому себе.

Эмоции классифицируют в зависимости от сферы явлений, определяющих их появление. Одну из наиболее полных классификаций предложил Б.И. Додонов. В ней выделяются:

Структура эмоциональной сферы человека

Структура эмоциональной сферы личности (По С. Л. Рубинштейном) состоит из трех основных уровней:

Среди компонентов эмоциональной сферы человека выделяют эмоциональный тон ощущений, ситуативные эмоции, эмоциональные состояния.

Ситуативные эмоции являются субъективной формой выражения степени удовлетворенности той или иной потребности, содержащий оценочное отношение к отдельным условий, способствующих или препятствующих осуществлению деятельности, конкретным достижениям в ней, к возможным ситуациям и перспектив удовлетворения потребностей.

К эмоциональным состояниям относят настроения (Общий эмоциональный фон, аффекты (Интенсивные реакции на экстремальные условия, когда человек теряет способность к саморегуляции, стрессы (Реакции на недостаточность удовлетворения жизненно важных потребностей, требующих мобилизации всех усилий, фрустрации (Реакции на ситуации препятствия, оказываются во временных нарушениях связи между сознанием и деятельностью.

В возникновении настроений участвуют многие факторы. Чувственную основу его часто образуют органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и различные органические ощущения, исходящие от внутренних органов. Однако это лишь чувственный фон, настроение зависит в большей степени от тех взаимоотношений, которые складываются между человеком и окружающей средой.

Формы проявления эмоций

Формы проявления эмоций также весьма разнообразны и могут быть представлены в следующей классификации.

Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние сопровождается существенным снижением возможности сознательного контроля субъекта за своими действиями. Аффект развивается при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может подготавливаться исподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном взрыве. Сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия. Аффективные проявления положительных эмоций — восторг, воодушевление, безудержное веселье; отрицательных — ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.

Собственно эмоции — более длительные и менее интенсивные состояния по сравнению с аффектами. Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям.

Чувство — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций — становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость. Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний получило в психологии наименование амбивалентность чувств.

Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, «захваченность» ими. В регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности. В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными, нереализованными.

В содержании доминирующих чувств человека проявляются мировоззренческие установки, т.е. важнейшие характеристики его личности. Наиболее распространенная классификация чувств выделяет нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства. Выделение видов осуществлено в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств. Чувства данных видов называют высшими, в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к реальной действительности.

Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям. Родине, семье, самому себе. К этим чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, справедливость, достоинство и т.д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Этические чувства регулируют поведение человека. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания, в основе которых лежат грех и боязнь отчуждения человека от других, предательство своего достоинства, называют «муками совести».

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, содействующей глубокому проникновению в тайны бытия.

Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк — от чувства наслаждения и восторга до отвращения.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира.

Настроение — устойчиво и относительно слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими, как он воспринимает события своей жизни. Настроение характеризуется положительным эмоциональным тоном (веселое, жизнерадостное, повышенное, эйфория) и отрицательным (грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия). Оно придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается во всех его проявлениях. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то, представление о чем-то имеет положительную окраску.

Страсть — сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Она выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, в направленности их на единую цель. Страсть захватывает всего человека, она может быть пагубной, а может быть великой. То, что не связано с доминирующей страстью, представляется человеку второстепенным.

Стресс возникает в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил. Первоначально понятие стресса (от англ. stress — давление, напряжение) возникло в физиологии для обозначения неспецифической биологической реакции организма («общего адаптационного синдрома», физиологического стресса) в ответ на любое неблагоприятное воздействие среды. Позднее оно стало использоваться и для описания эмоционально-психических состояний человека в экстремальных условиях — психологический стресс. Последний иногда еще подразделяют на стресс эмоциональный (в ситуациях угрозы, обиды, опасности) и информационный (при информационных перегрузках).

Стрессовые состояния — это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. Слабые воздействия не приводят к стрессу, так как он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для любой физической или психической активности.

Основатель учения о стрессе Г.Селье выделил три стадии развития стресса:

Стресс является не простым нервным напряжением, а комплексной приспособительной реакцией всего организма. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Иногда различают понятия стресса и дистресса. Если умеренный стресс не является вредным, помогает осуществлять приспособительные реакции, то дистресс есть результат чрезмерного стресса, наступающий при исчерпании адаптационных резервов и оказывающий деструктивное действие на организм.

Следует отметить, что стрессогенные раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Некоторые реальные, но неопасные раздражители могут иметь стрессогенное значение в силу неадекватной интерпретации с приписыванием им угрожающих свойств. Отсюда понятно, что большей частью стресс в жизни человека инициируется и продуцируется им самим. Все зависит от того, как он реагирует на свое окружение и социально значимые стимулы.

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов»). Фрустрационное состояние возникает при объективных или субъективных трудностях, испытываемых человеком на на пути к цели. Фрустрация сопровождается гаммой отрицательных эмоций (озлобленностью, подавленностью, агрессией), которые в состоянии дезорганизовать поведение и сознание человека.

Эмоциональные свойства личности.

Характеристики эмоционального реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у человека, являются его эмоциональными свойствами и определяют его эмоциональность. В обыденном, житейском смысле эмоциональность понимается в двух значениях. Во-первых, эмоциональным называют человека, бурно реагирующего на обстоятельства: вспыльчивого, необузданного или восторженного, жизнерадостного. Во-вторых, так говорят о человеке впечатлительном, тонко чувствующем, легко ранимом.

Эмоциональность трактуется как совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: ее мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений и т.п. Качественные характеристики эмоциональности описывают отношение индивида к явлениям действительности. Они выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.

На вопрос о том, является ли эмоциональность врожденным или приобретенным свойством, нельзя ответить однозначно. Еще И.П.Павлов считал, что различия в эмоциональности животных или людей зависят от типа нервной системы и влияний, испытывавшихся с момента рождения.

Большинство психологов выражают согласие с тем, что эмоциональность следует рассматривать в качестве одной из центральных составляющих темперамента, и таким образом подтверждают мысль о том, что эмоциональность в некоторой степени определяется наследственными, врожденными, генетически закрепленными предпосылками.

Структура эмоциональности

Эмоциональность имеет сложную структуру. К ее основным компонентам относятся:

эмоциональная возбудимость, под которой понимают готовность эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители. При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия. Возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражимость. К эмоциональной возбудимости близка эмоциональная отзывчивость, восприимчивость. Эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в легком, быстром и гибком эмоциональном реагировании на различные воздействия — социальные события, общение, окружающих людей;

сила эмоций. Функция этого свойства — энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. Некоторые люди могут испытывать чувства такой силы и интенсивности, на которые другие оказываются неспособными;

эмоциональная устойчивость — сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений, терпеливость, ведущие к стабильности деятельности. Эмоциональную устойчивость субъекта определяют два фактора:

время появления эмоционального состояния при длительном или постоянном действии эмоциогенного фактора — чем позднее появляются эмоции, тем выше устойчивость;

сила эмоциогенного воздействия — чем больше должна быть сила воздействия, тем выше эмоциональная устойчивость;

эмоциональная лабильность — подвижность эмоций, благодаря которой человек быстро реагирует на смену ситуаций и обстоятельств, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие. Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнить отношения с окружающими, так как личность проявляет себя как импульсивная, реактивная, плохо управляющая собой и своими состояниями. Лабильности противопоставляется эмоциональная ригидность, которая характеризуется «вязкостью» эмоций, их стабильностью, трудностью переключения с одних эмоций на другие. Даже в случае изменения эмоциогенных ситуаций и обстоятельств человек продолжает переживать вызванные ими эмоции;

тревожность — эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревога определяется как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на реальную опасность тревога есть Сознаваемое эмоциональное состояние без конкретного содержания, переживание неопределенной, диффузной, безобъектной угрозы. Стимулы или условия, порождающие тревогу, индивиду неизвестны. В состоянии тревоги интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности.

Тревогу обычно подразделяют на реактивную (тревогу как состояние) и личностную тревожность. Тревога как состояние — это неприятное эмоциональное состояние, которое характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Тревожность как черта личности — это склонность индивида испытывать состояние тревоги.

Общая эмоциональная направленность личности, проявляющаяся в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми, обусловливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.

Волевая регуляция деятельности.

В повседневной жизни обычно не бывает затруднений в определении явлений, которые относятся к проявлениям воли. К волевым относят все действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий. Кроме того, имеется целый ряд свойств личности, которые традиционно обозначаются как волевые: настойчивость, выдержка, целеустремленность, терпение и др.

В научной психологии подобной ясности нет, понятие воли является одним из наиболее сложных в психологической науке. Более того, проблема воли часто вовсе отрицается — вместо нее обсуждается регуляция поведения в связи с потребностями, мотивами, желаниями и целями человека. В рамках мотивационного подхода воля рассматривается как способность к инициации действия или усилению побуждения к действию при его дефиците вследствие внешних и (или) внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию либо при наличии конкурирующих с выполняемым действием мотивов.

Воля трактуется исследователями и как самостоятельный психический процесс, и как аспект большинства иных психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Сложность научного осмысления воли объясняется тем, что она тесно связана с предельно сложным психологическим явлением — сознанием — и выступает одним из его важнейших атрибутов. Будучи тесно связанным, также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.

В самом общем виде понятие воли может быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Волевые процессы обеспечивают выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной.

Первая — побудительная — непосредственно связана с мотивационными факторами и заключается в инициировании того или иного действия, деятельности по преодолению объективных и субъективных препятствий. Воля представляет собой особую форму активности человека. В отличие от реактивности, когда действие возникает в ответ на внешнюю ситуацию (человека окликнули — он оборачивается), волевая активность порождает действие исходя из внутреннего состояния субъекта, его желаний и целей.

Поведение, представляющее собой совокупность реактивно-импульсивных ответов на стимулы окружающей среды, в психологии называют полевым. Полевое поведение можно наблюдать у детей раннего возраста, а также при некоторых нарушениях психической деятельности взрослых. В отличие от непреднамеренного полевого поведения собственная активность личности произвольна и целенаправленна. Она надситуативна, т.е. выходит за пределы заданного наличной ситуацией, связана с постановкой целей, избыточных по отношению к исходной задаче.

Вторая функция волевых процессов — тормозная — состоит в сдерживании мотивов и желаний, несогласующихся с главными целями деятельности, идеалами, ценностями, взглядами, мировоззрением личности. В своем единстве тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т.е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.

Волевые действия реализуются в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание. Волевые акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намерение его осуществить, составление плана осуществления. Таким образом, структуру сложного волевого акта образуют следующие основные этапы:

Нередко 1-й, 2-й и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, 4-й этап является при этом исполнительным звеном.

Мотивирование есть актуализация побуждения с осознанием и постановкой цели, на достижение которой направляется данное действие. Целью при этом является желаемый или предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намерен удовлетворить ту или иную потребность.

Ситуация борьбы мотивов как конкретных побудителей действия (одно желание противопоставляется другому, сталкивается с ним) может требовать от человека овладения своим поведением, заставляет приложить соответствующие усилия для ее осмысливания. Борьба мотивов тем сильнее, чем более весомы противоборствующие мотивы, чем более равными по своей силе и значимости они являются для человека.

Возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Этап борьбы мотивов и выбора путей достижения цели является центральным в сложном волевом акте. Оценив ситуацию, взвесив различные мотивы и возможные последствия своих действий, человек принимает решение. При этом он ставит перед собой конкретную задачу и составляет план действия. Этот этап характеризуется спадом внутреннего напряжения, которое сопровождало борьбу мотивов. Волевое действие заканчивается исполнением принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его исполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели также сопряжено с преодолением препятствий. Продолжительность каждого из этапов в разных случаях различна, и четких переходов между ними не существует.

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, иногда приобретающим стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом, является очень характерной особенностью волевого акта.

Следует отметить, что понятие «волевая регуляция деятельности и поведения» используется в психологии в двух основных значениях. В первом (широком) значении данным понятием, по существу, охватывается произвольная регуляция в целом. В этом случае под ним понимается высший, т.е. произвольно контролируемый, осознаваемый уровень регуляции поведения и деятельности. Во втором (узком) значении волевая регуляция деятельности и поведения ограничивается специфическими формами организации и регуляции поведения и деятельности в сложных, часто критических условиях.

В волевых действиях личность и ее психические процессы проявляются, формируются и развиваются. В связи с этим выделяют еще одну функцию воли — генетическую. Она способствует повышению уровня осознаваемости и организованности других психических процессов, а также формированию так называемых волевых свойств личности: самостоятельности, решительности, настойчивости, самообладания, целеустремленности и др.

Волевые свойства личности.

В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности. Формирование этих свойств связано с типом нервной деятельности человека, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых. В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:

Вопросы для самопроверки.

Литература.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *