понятие о среде жизни водная среда жизни
§ 9. Понятие о среде жизни. Водная среда жизни
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Биология. 10 класс |
Книга: | § 9. Понятие о среде жизни. Водная среда жизни |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Пятница, 22 Октябрь 2021, 08:08 |
Оглавление
Преамбула
Вам уже известно такое понятие, как «среда обитания», которое рассматривалось в § 2. Но есть еще и понятие «среда жизни». Необходимо научиться их различать. Что же такое «среда жизни»?
Среда жизни — часть природы с особым комплексом факторов, для существования в которой у разных систематических групп организмов сформировались сходные адаптации.
На Земле можно выделить четыре основные среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную и живой организм.
Водная среда
Водная среда занимает приблизительно 71 % поверхности земного шара. Вода как основной компонент водной среды имеет ряд специфических свойств: большая плотность, увеличение давления с глубиной, высокая удельная теплоемкость, сильное поглощение солнечных лучей, относительно малое содержание кислорода. Отдельные водоемы различаются по солевому режиму, по наличию течений и по другим параметрам.
Все растения водной среды называются гидрофитами (от греч. hýdōr — вода, phýtōn — растение). Животные организмы, обитающие в водной среде, называются гидробионтами (от греч. hýdōr — вода, bíos — жизнь).
Плотность воды
Плотность воды — фактор, определяющий условия передвижения водных организмов и давление на разных глубинах. Плотность воды в 800 раз больше плотности воздушной среды. Пресная вода обладает максимальной плотностью при +4 °С. В толще воды давление возрастает на 1 атм на каждые 10 м глубины. Многие водные беспозвоночные используют воду в качестве опоры, позволяющей им парить в водной среде. Наличие поверхностного натяжения воды дает возможность некоторым водным беспозвоночным передвигаться по водной поверхности как по субстрату (водомерки, вертячки).
Большинство гидробионтов являются эврибионтами по отношению к плотности среды и могут обитать на разных глубинах (акулы, киты, морские костные рыбы). Так, некоторые виды червей могут обитать как в прибрежной зоне, так и на больших глубинах. Однако некоторые гидробионты обитают на строго определенных глубинах (камбала, скаты, крабы, раки) и являются стенобионтами по отношению к плотности воды.
Температурный режим водной среды
В воде температура изменяется в меньшей степени, чем на суше из-за высокой удельной теплоемкости и теплопроводности воды. Повышение температуры воздуха на 10 °C вызывает повышение температуры поверхностного слоя воды в водоеме на 1 °C. С глубиной температура постепенно снижается. На больших глубинах температурный режим относительно постоянен (не выше +4 °C). Поскольку в водной среде температура изменяется в узком диапазоне, то для большинства гидробионтов требуется стабильная температура. Повышение температуры в водоемах более чем на 5—6 °C, вызванное сбросом предприятиями теплых сточных вод, приводит к резкому сокращению видового разнообразия их обитателей. Гидробионты, способные существовать при значительных колебаниях температуры, встречаются только в мелких водоемах. Из-за небольшого объема воды в этих водоемах наблюдаются значительные суточные и сезонные перепады температуры (от 0 до +36 °C).
Световой режим водной среды
Света в воде меньше, чем в воздухе. Часть солнечных лучей отражается от ее поверхности, а часть поглощается в толще воды.
Фотосинтезирующие организмы в чистых водах морей и океанов распространены до глубины 200 м. В реках этот показатель колеблется от 1,0 до 1,5 м и зависит от прозрачности воды. Прозрачность воды в реках и озерах сильно снижается из-за загрязнения взвешенными частицами.
В водной среде из автотрофов наиболее широко представлены водо-росли. С особенностями их строения и размножения вы ознакомились в курсе биологии 7-го класса.
Зеленые водоросли содержат зеленый, оранжевый и желтый пигменты. Они способны к фотосинтезу при достаточно высокой интенсивности солнечного света, поэтому обитают в мелких пресных водоемах или на морском мелководье. К зеленым водорослям относятся: спирогира, улотрикс, ульва. Спирогира обитает только в пресных водоемах.
У бурых водорослей помимо зеленого содержатся бурый и желтый пигменты. Они способны улавливать менее интенсивное солнечное излуче-ние на глубине 40—100 м. Представителями бурых водорослей являются ламинария и фукус, обитающие только в морях.
Красные водоросли (порфира, филлофора) могут жить на глубине до 200 м. Кроме зеленого они имеют красный и синий пигменты, способные улавливать на большой глубине даже незначительный свет.
Газовый режим водной среды
В водной среде содержание кислорода в 20—30 раз меньше, чем в воздухе, поэтому он часто становится лимитирующим фактором. В насыщенной кислородом воде при низкой температуре его содержание достигает 10 мл на 1 л воды.
Кислород поступает в воду за счет фотосинтеза водных растений и способности кислорода воздуха растворяться в воде. Верхние слои воды богаче кислородом, чем нижние. При перемешивании воды содержание кислорода в нижних слоях воды возрастает. С повышением температуры и солености воды концентрация кислорода уменьшается. У дна водоемов кислород может вообще отсутствовать вследствие его поглощения донными отложениями.
При дефиците кислорода наблюдаются заморы (массовая гибель водных организмов). Зимние заморы бывают, когда водоемы покрываются льдом. Летние — когда из-за высокой температуры воды уменьшается растворимость кислорода и увеличивается его поглощение донными отложениями. Причиной может быть и повышение концентрации токсичных газов (метана, сероводорода), образующихся при разложении отмерших организмов.
Из-за непостоянства концентрации кислорода большинство водных организмов по отношению к нему являются эврибионтами. Но есть и стенобионты (форель, планария, личинки поденок и ручейников), которые не переносят недостатка кислорода. Они являются индикаторами высокого содержания кислорода в водоеме.
Углекислый газ растворяется в воде в 35 раз лучше кислорода и его концентрация в ней в 700 раз выше, чем в воздухе. Морская вода — главный резервуар углекислого газа на планете. В воде он накапливается благодаря поступлению из атмосферы, дыханию водных организмов, разложению органических остатков. Углекислый газ обеспечивает фотосинтез водных растений и используется при образовании известковых скелетов беспозвоночных животных.
Солевой режим водной среды
Соленость воды играет важную роль в жизни гидробионтов. Природные воды по содержанию солей разделяют на группы, представленные в таблице.
§ 9. Понятие о среде жизни. Водная среда жизни
1. Ключевые вопросы.
1. Дайте определение понятия «среда жизни». Чем это понятие отличается от понятия «среда обитания»? Какие среды жизни можно выделить на планете Земля?
Среда жизни — часть природы с особым комплексом факторов, для существования в которой у разных систематических групп организмов сформировались сходные адаптации. А среда обитания — это часть природы, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует в течение своей жизни.
На планете Земля можно выделить следующие среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную, живой организм.
2. До какой глубины могут быть распространены фотосинтезирующие организмы в морях и океанах? Почему?
Фотосинтезирующие организмы могут быть распространены до глубины 200 метров. Потому что на большей глубине фотосинтезирующим организмам не хватает света для фотосинтеза, поскольку свет поглощается толщей воды.
3. Назовите состав пигментов у водорослей, обитающих на разной глубине морей и океанов. Чем обусловлено различие состава?
Водоросли, обитающие в мелких пресных водоемах и на морском мелководье, в составе содержат зеленый, оранжевый и желтый пигменты. На глубине 40-100 м водоросли содержат зелёный, бурый и желтый пигменты. На глубине до 200 м у водорослей содержаться зелёный, красный и синий пигменты.
Различие состава пигментов обусловлено интенсивностью света на различных глубинах. Например, красный и синий пигменты на большой глубине улавливают даже незначительный свет. А зеленый, оранжевый и желтый пигменты улавливают только достаточно интенсивный свет, который не проникает на большие глубины.
2. Сложные вопросы.
1. Укажите источники кислорода и углекислого газа в воде. Содержание какого из газов является лимитирующим фактором и почему?
Источником кислорода являются водные растения, которые выделяют его в результате фотосинтеза. Источником углекислого газа являются водные организмы и органические остатки. Организмы вырабатывают углекислый газ при дыхании, а органические остатки — при разложении.
Лимитирующим фактором является содержание кислорода, поскольку в воде его содержание в 20-30 раз меньше, чем в воздухе. И чем глубже, тем кислорода меньше.
2. Назовите причины зимних и летних заморов рыб. Предложите план мероприятий, позволяющих их предотвращать.
Причиной зимних заморов является обледенение поверхности воды, когда появляется дифицит кислорода. Причина летних заморов заключается в высокой температуре воды, из-за чего уменьшается растворимость кислорода и увеличивается его поглощение донными отложениями. Также причиной заморов может быть повышение концентрации токсичных газов, образующихся при разложении отмерших организмов.
Для предотвращения зимних заморов нужно следить за содержанием кислорода в воде после становления льда и до его таяния. При снижении концентрации кислорода нужно обустраивать проруби и майны, проводить расчистку ледового поля от снега. Для предотвращения летнего замора следует зищищать водоём от сброса в него органических и других веществ, поглощающих кислород из воды.
Понятие о среде жизни водная среда жизни
Белицкая Инна Викторовна,
учитель биологии ГУО «Средняя школа №13 г.Слуцка»
Тема урока: Понятие о среде жизни. Водная среда
Цель урока: формирование представлений о понятии «среда жизни», характерных особенностях водной среды и адаптациях живых организмов к жизни в воде; развитие умений применять биологические знания для объяснения содержания схем, таблиц; познавательного интереса к предмету, интеллектуальных и коммуникативных способностей, логического мышления.
-содействовать развитию критического мышления и коммуникативной компетенции учащихся;
-способствовать воспитанию культуры учебной деятельности;
-создать ситуации для развития познавательного интереса;
-содействовать формированию ценностей: любовь к природе и бережное отношение к ней.
Тип урока: урок изучения нового материала
Дидактическое обеспечение урока: Биология: учеб. пособие для 11-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / С.С.Маглыш, А.Е. Каревский; под ред. С.С. Маглыш.- Минск: Нар. асвета, 2010.; изображения животных, раздаточный материал для выполнения заданий.
Оборудование: магнитофон, запись со звуками моря.
Ожидаемый результат: осознание учащимися задач деятельности на уроке, мотивация на познавательную деятельность.
Задача учителя: создать проблемную ситуацию для осмысления учащимися темы урока, определения задач деятельности, сформировать познавательный интерес к данной теме, создать благоприятную эмоциональную атмосферу для работы на уроке.
Оборудование и учебный материал
1.1 Приветствие с учащимися.
Слушают и приветствуют учителя.
1.2. Создаю эмоциональный фон урока.
-Мир природы един и неповторим. И поскольку природа не терпит неточностей и не прощает ошибок, очень важно ее изучать, познавать и исследовать.
1.3. Создаю проблемную ситуацию для определения темы урока.
-Вслушайтесь в чарующие звуки моря.
-Еще Антуан де Сент-Экзюпери сказал « Вода. У тебя нет ни запаха, на вкуса, ни цвета. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь!»
-Какие ассоциации вызывают у вас эти строки?
-Итак, тема урока «Понятие о среде жизни. Водная среда»
Слушают звуки моря.
Слушают учителя, высказывают ассоциации, формулируют тему урока и записывают дату и тему урока в тетрадь.
На доске запись эпиграфов:
«Все хорошо в природе, но вода-красота всей природы» С.Т. Аксаков
«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле» Леонардо да Винчи
1.4. Предлагаю учащимся определить задачи урока, пользуясь ключевыми словами:
Сформулировать определение понятия «Среда жизни»
Раскрыть характерные особенности водной среды
Выявить адаптации живых организмов к жизни в воде…
Определяют задачи совместной деятельности, исходя из темы урока.
Запись задач на доске.
1.5. Обращаю внимание на основные вопросы урока
1.Характерные особенности водной среды
2. Адаптации растений к жизни в воде
3. Адаптации животных к жизни в воде
Составляют план урока.
2 . Осмысление (до12 мин.)
Ожидаемый результат: формирование знаний учащимися по теме «Понятие о среде жизни. Водная среда»», приобретение ими опыта применения соответствующих знаний на практике.
Задачи учителя: способствовать формированию знаний по данной теме, организовать и обеспечить индивидуальную, групповую и фронтальную деятельность учащихся по выработке практических умений на уроке.
Оборудование и учебный материал
2.1.Организую фронтальную работу с классом.
-Давайте вспомним, что такое среда обитания?
-Как вы считаете среда обитания и среда жизни это равнозначные понятия?
-Среда жизни-это часть природы с особым комплексом факторов, для существования в которой у разных систематических групп организмов сформировались сходные адаптации.
-Какие среды жизни вы знаете?
2.2.Организую работу в группах.
Предлагаю задания каждой группе и определяем цель выполнения их.
— Для того, чтобы раскрыть характерные особенности водной среды жизни, и приспособления живых организмов, я предлагаю вам работу в группах:
1группа: используя прием «Перепутанные логические цепочки», охарактеризовать плотность и температурный режим водной среды
2 группа: используя прием «Перепутанные логические цепочки», охарактеризовать световой, газовый и солевой режимы водной среды
3 группа: используя прием «Бортовые журналы», раскрыть адаптации растений к жизни в воде
4 группа: используя прием «Кластер», охарактеризовать экологические группы животных по типу морфологических и поведенческих адаптаций
Понятие о среде жизни. Водная среда
Вам уже известны такие понятия, как «среда обитания» и «среда жизни». Необходимо научиться их различать. Что же такое «среда жизни»?
Среда жизни — часть природы с особым комплексом факторов, для существования в которой у разных систематических групп организмов сформировались сходные адаптации.
На Земле можно выделить четыре основные среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную, живой организм.
Водная среда
Водная среда жизни характеризуется высокой плотностью, особыми температурным, световым, газовым и солевым режимами. Организмы, обитающие в водной среде, называются гидробионтами (от греч. hydor — вода, bios — жизнь).
Температурный режим водной среды
В воде температура изменяется в меньшей степени, чем на суше, из-за высокой удельной теплоемкости и теплопроводности воды. Повышение температуры воздуха на 10 °C вызывает повышение температуры воды на 1 °C. С глубиной температура постепенно снижается. На больших глубинах температурный режим относительно постоянен (не выше +4 °C). В верхних слоях наблюдаются суточные и сезонные колебания (от 0 до +36 °C). Поскольку в водной среде температура изменяется в узком диапазоне, то для большинства гидробионтов требуется стабильная температура. Для них губительны даже небольшие отклонения температуры, вызванные, например, сбросом предприятиями теплых сточных вод. Гидробионты, способные существовать при больших колебаниях температуры, встречаются только в мелких водоемах. Из-за небольшого объема воды в этих водоемах наблюдаются значительные суточные и сезонные перепады температуры.
Световой режим водной среды
Света в воде меньше, чем в воздухе. Часть солнечных лучей отражается от ее поверхности, а часть поглощается толщей воды.
День под водой короче, чем на суше. Летом на глубине 30 м он составляет 5 ч, а на глубине 40 м — 15 мин. Быстрое убывание света с глубиной связано с его поглощением водой.
Граница зоны фотосинтеза в морях находится на глубине около 200 м. В реках она колеблется от 1,0 до 1,5 м и зависит от прозрачности воды. Прозрачность воды в реках и озерах сильно снижается из-за загрязнения взвешенными частицами. На глубине более 1500 м свет практически отсутствует.
Газовый режим водной среды
В водной среде содержание кислорода в 20-30 раз меньше, чем в воздухе, поэтому он является лимитирующим фактором. Кислород поступает в воду за счет фотосинтеза водных растений и способности кислорода воздуха растворяться в воде. При перемешивании воды содержание кислорода в ней возрастает. Верхние слои воды богаче кислородом, чем нижние. При дефиците кислорода наблюдаются заморы (массовая гибель водных организмов). Зимние заморы бывают, когда водоемы покрываются льдом. Летние — когда из-за высокой температуры воды уменьшается растворимость кислорода. Причиной может быть и повышение концентрации токсичных газов (метана, сероводорода), образующихся при разложении отмерших организмов без доступа кислорода. Из-за непостоянства концентрации кислорода большинство водных организмов по отношению к нему являются эврибионтами. Но есть и стенобионты (форель, планария, личинки поденок и ручейников), которые не переносят недостатка кислорода. Они являются индикаторами чистоты воды. Углекислый газ растворяется в воде в 35 раз лучше кислорода, и его концентрация в ней в 700 раз выше, чем в воздухе. В воде CO2 накапливается благодаря дыханию водных организмов, разложению органических остатков. Углекислый газ обеспечивает фотосинтез и используется при образовании известковых скелетов беспозвоночных.
Солевой режим водной среды
Соленость воды играет важную роль в жизни гидробионтов. Природные воды по содержанию солей разделяют на группы, представленные в таблице:
Тип природных вод | Содержание солей, г/л |
---|---|
Пресные воды | менее 0, 5 |
Солоноватые воды | 0,5-16 |
Соленые воды | более 16 |
В Мировом океане соленость составляет в среднем 35 г/л. Самое высокое содержание солей в соленых озерах (до 370 г/л). Типичные обитатели пресных и соленых вод являются стенобионтами. Они не переносят колебаний солености воды. Эврибионтов сравнительно немного (лещ, судак, щука, угорь, колюшка, лосось и др.). Они могут жить как в пресной, так и в соленой воде.
Адаптации растений к жизни в воде
Все растения водной среды называются гидрофитами (от греч. hydor — вода, phyton — растение). В соленых водах обитают только водоросли. Тело у них не разделено на ткани и органы. К изменению состава солнечного спектра в зависимости от глубины водоросли приспособились путем изменения состава своих пигментов. При переходе от верхних слоев воды к глубинным окраска водорослей изменяется в последовательности: зеленые — бурые — красные (самые глубоководные водоросли).
Зеленые водоросли содержат зеленый, оранжевый и желтый пигменты. Они способны к фотосинтезу при достаточно высокой интенсивности солнечного света. Поэтому обитают зеленые водоросли в мелких пресных водоемах или на морском мелководье. К ним относятся: спирогира, улотрикс, ульва и др. У бурых водорослей, помимо зеленого, содержатся бурый и желтый пигменты. Они способны улавливать менее интенсивное солнечное излучение на глубине 40-100 м. Представителями бурых водорослей являются фукус и ламинария, обитающие только в морях. Красные водоросли (порфира, филлофора) могут жить на глубине более 200 м. Кроме зеленого, они имеют красный и синий пигменты, способные улавливать даже незначительный свет на большой глубине.
В пресных водоемах в стеблях высших растений слабо развита механическая ткань. Например, если извлечь из воды кувшинку белую или кубышку желтую, то их стебли поникают и не способны поддерживать цветки в вертикальном положении. Опорой для них служит вода за счет ее высокой плотности. Адаптацией к недостатку кислорода в воде является наличие в органах растений аэренхимы (воздухоносной ткани). Минеральные вещества находятся в воде, поэтому слабо развиты проводящая и корневая системы. Корни могут вообще отсутствовать (ряска, элодея, рдест) либо служить для закрепления в субстрате (рогоз, стрелолист, частуха). Корневых волосков на корнях нет. Листья чаще тонкие и длинные либо сильно рассеченные. Мезофилл не дифференцирован. Устьица у плавающих листьев находятся на верхней стороне, а у погруженных в воду — отсутствуют. Для некоторых растений характерно наличие листьев разной формы (гетерофилия) в зависимости от того, где они находятся. У кувшинки и стрелолиста форма листьев в воде и на воздухе разная.
Пыльца, плоды и семена водных растений приспособлены к распространению водой. Они имеют пробковые выросты или прочные оболочки, предотвращающие попадание воды внутрь и загнивание.
Адаптации животных к жизни в воде
В водной среде животный мир более богат, чем растительный. Благодаря независимости от солнечного света животные заселили всю толщу воды. По типу морфологических и поведенческих адаптаций их разделяют на следующие экологические группы: планктон, нектон, бентос.
Планктон (от греч. planktos — парящий, блуждающий) — организмы, обитающие в толще воды и передвигающиеся под действием ее тока. Это мелкие ракообразные, кишечнополостные, личинки некоторых беспозвоночных. Все их адаптации направлены на повышение плавучести тела:
Нектон (от греч. nektos — плавающий) — организмы, обитающие в толще воды и ведущие активный образ жизни. Представителями нектона являются рыбы, китообразные, ластоногие, головоногие моллюски. Противостоять течению им помогают адаптации к активному плаванию и уменьшению трения тела. Активное плавание достигается за счет хорошо развитой мускулатуры. При этом могут использоваться энергия выбрасываемой струи воды, изгибание тела, плавники, ласты и т. д. Уменьшению трения тела способствуют адаптации: обтекаемая форма тела, эластичность кожных покровов, наличие на
коже чешуи и слизи.
Бентос (от греч. benthos — глубина) — организмы, обитающие на дне водоема или в толще донного грунта.
Адаптации бентосных организмов направлены на уменьшение плавучести:
В озерах и прудах выделяют еще одну экологическую группу организмов — нейстон. Нейстон — организмы, связанные с поверхностной пленкой воды и обитающие постоянно или временно на этой пленке или до 5 см в глубь от ее поверхности. Их тело не смачивается, поскольку его плотность меньше плотности воды. Особым образом устроенные конечности позволяют передвигаться по поверхности воды, не погружаясь (клопы водомерки, жуки вертячки). Своеобразной группой водных организмов является также перифитон — организмы, образующие на подводных объектах пленку обрастания. Представителями перифитона являются: водоросли, бактерии, протисты, ракообразные, двустворчатые моллюски, малощетинковые черви, мшанки, губки.
На планете Земля выделяют четыре основные среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную и живой организм. В водной среде лимитирующим фактором является кислород. По характеру адаптаций водных обитателей разделяют на экологические группы: планктон, нектон, бентос.
Урок на тему «Понятие о среде жизни»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Понятие о среде жизни.
Водная среда жизни
Государственное учреждение образования
«Александрийская средняя школа Шкловского района»
Учитель: Табэрко анна Николаевна
Описание слайда:
Цель урока
Формирование понятия о среде жизни и ее свойствах, факторах, регулирующих распределение растений и животных в водной среде
Развитие логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи
Содействие экологическому воспитанию
2
Описание слайда:
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний и умений
Целеполагание
Изучение нового материала
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Информация о д/з
Итоги урока. Рефлексия
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
подумаем
Все растения водной среды называются …?
Животные организмы, обитающие в водной среде, называются …?
фактор, определяющий условия передвижения водных организмов и давление на разных глубинах…?
Дайте определение понятия «среда жизни». Чем это понятие отличается от понятия «среда обитания»? Какие среды жизни можно выделить на планете Земля?
Описание слайда:
подумаем
Укажите источники кислорода и углекислого газа в воде. Содержание какого из газов является лимитирующим фактором и почему?
Распределите следующих животных по их средам обитания: медведь бурый, цепень бычий, крот, дельфин, лось, мышь летучая, кит, верблюд, бегемот, власоглав.
Выберите три верных ответа, в которых указаны характеристики водной среды:
1) большое содержание кислорода;
2) высокая плотность;
3) слабые перепады давления;
4) высокая степень прозрачности;
5) небольшие изменения температуры;
6) низкая степень освещенности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Урок на тему «Ядро клетки»
Презентация исследовательского проекта «Сколько весит школьный портфель»
Статья «Использование ИКТ на уроках биологии и химии»
Презентация по биологии внеклассного мероприятия «Путешествие в страну биология»
«Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс»
«Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс»
План внеклассного мероприятия по биологии «Учимся создавать гербарий» (6 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5221656 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор соберет данные о частоте проведения контрольных работ в школах
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.