понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло

Феномен дошкольного детства

Феномен дошкольного детства

Так что же такое «детство»? Ради чего каждому человеку дано детство? Почему детство считают самоценным уникальным этапом человеческой жизни?

Современные науки предпринимают многочисленные попытки изучить и объяснить детствос различных точек зрения: философской, культурологической и педагогической, психологической, исторической, этнографической, социологической и даже экологической.

До 18 века детство понималось как период незрелости, своеобразное отклонение от нормы – взрослости. Только к началу 18 века пришло понимание детства как особого, самоценного периода в жизни человека.

Вот разные определения понятия «детство»:

Детство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. (Википедия)

ДЕТСТВО:

1. ранний возраст человека, следующий перед юностью

2. период жизни от рождения до юности

Детство – это этап развития человека, предшествующий взрослости, который характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Шалва Александрович Амонашвили определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Я говорю о том, что рождение любого ребенка не есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другого человека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией».

В отечественной педагогике детство рассматривается как социокультурный, исторически сложившийся феномен, отражающий новые формы отношения мира детей и мира взрослых.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования детство определяется как важный этап в общем развитии человека, это –уникальный и самоценный период жизни человека, значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

Детство – это период самого интенсивного развития.

Именно в период дошкольного детства осуществляется формирование первичных представлений об окружающем мире. Данные представления являются фундаментом для дальнейшего развития ребенка. В дошкольном возрасте происходит стремительное психическое и физическое развитие ребенка, формирование первоначальных психических и физических качеств, которые необходимы каждому человеку для полноценной жизнедеятельности, и которые делают его человеком.

Помимо формирования качеств и свойств психики, у дошкольника формируется общая модель характера и поведения, его отношение к окружающей действительности. Кроме того, происходит формирование «заделов» на будущее, выражающихся в психологических новообразованиях, достигаемых к концу дошкольного возраста.

Для дошкольника характерна психическая, физическая, эмоциональная, экономическая зависимость от взрослых. Общение со взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника: социальный мир и окружающие взрослые являются органически необходимым условием развития дошкольника.

Каждый ребенок осваивает основные черты и содержание культуры своего общества, менталитет, культурные образцы и стереотипы в поведении и мышлении, т. е. он адаптируется к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Одним из механизмов адаптации/ социализации дошкольников является такой феномен как детская субкультура.

Субкультура – это часть культуры общества, которая имеет свои отличительные специфические характеристики, систему ценностей, жизненные ориентации и способы поведения.

Детская субкультура связана с общей культурой, где родился и живет ребенок. Носителем детской субкультуры является детское сообщество. Мир детей имеет свои традиции, культуру и особенности, которые передаются из поколения в поколение.

Основной функцией детской субкультуры является освоение и понимание детьми окружающего мира – социализирующая и основным агентом социализации выступает группа сверстников. Уже на самых ранних этапах развития детское сообщество вместе (а порой и вместо) с семьей берет на себя роли – обучающие и воспитывающие. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью традиционных культурных средств – детского правового быта, детского фольклора и игровых правил – происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, а значит, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию – половую принадлежность – ребенок усваивает во многом благодаря другим детям, мальчикам и девочкам. Гендерные различия в детской субкультуре весьма значительны, девочки и мальчики «живут» по своим правилам, а также и взаимодействуют друг с другом по установленным правилам и нормам.

Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку массу возможностей для самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его в иные логики, иные миры и пространства.

В-третьих, пространство детской субкультуры обеспечивает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятного воздействия взрослого мира, это означает, что детская субкультура выполняет психотерапевтическую функцию.

В-четвертых, детскаясубкультура выполняет культуроохранительную функцию: в ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, обряды, элементы сакральности и прочие, утраченные современной цивилизацией.

В детской субкультуре существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития, и сформировать алгоритм адекватного действия. В этом проявляется особая прогностическая (пророческая) функция детской субкультуры.

Иногда взрослые неправильно относятся к субкультуре детства, усматривая в этом что-то «незрелое», недоразвитое; борются или отмахиваются, а необходимо не подавление, не равнодушие, а сотрудничество.

Таким образом, детская субкультура – это своего рода пространство, в котором ребенок накапливает собственный жизненный и социальный опыт, овладевает навыками коммуникации и взаимодействия с окружающим; это способ освоения ребенком путей «вхождения» в мир взрослых, культуру социума.

Однако, как показывают исследования, многие взрослые даже не подозревают о существовании особого мира детства и не пытаются строить с ним конструктивные отношения. Педагог должен достаточно хорошо знать эти особенности, учитывать их в работе с детьми,профессионально строить диалог двух культур: мира взрослых и мира детей.

Конструирование в свете современной концепции дошкольного детства (подготовительная группа) Дети играют по интересам в групповой комнате: рисуют за столом (раскраски, играют в настольно – печатную игру (свободная деятельность).

«Мир детства». Видеорепортаж Я предлагаю вашему вниманию презентацию о некоторых событиях в нашей группе «Карапузики». Я хочу рассказать о свободной деятельности моих.

понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Смотреть фото понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Смотреть картинку понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Картинка про понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Фото понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возниклоФотоотчёт о проведении мероприятия «Последний праздник дошкольного детства» Выпускной утренник в детском саду — это самый трогательный, самый незабываемый из всех праздник. С одной стороны, это радостный, долгожданный.

понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Смотреть фото понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Смотреть картинку понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Картинка про понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Фото понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возниклоФотоотчёт о выпускном утреннике «Уплывает кораблик дошкольного детства» Фотоотчёт о выпускном утреннике «Уплывает кораблик дошкольного детства» 11 июня в нашем детском саду «Золотая рыбка» прошли выпускные.

Консультация для педагогов «Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства» Данный материал предлагается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по основной образовательной программе дошкольного образования.

понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Смотреть фото понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Смотреть картинку понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Картинка про понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Фото понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возниклоКонсультация для родителей «Нужны ли гаджеты в период дошкольного детства?» В век технологического прогресса кажется, что самый простой способ не отстать от времени — дать ребенку гаджет с развивающими приложениями.

понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Смотреть фото понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Смотреть картинку понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Картинка про понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Фото понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возниклоКонсультация «Синестезия — это феномен или способность?» Можно ли развивать у себя синестетические способности? Сегодня предлагаю поговорить о синестезии. Что это такое и нужна ли она нам для.

Источник

Эссе «Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека»

«Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека»

Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся,
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет.

С. Маршак

Мы все учили в школе на уроках биологии, что появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. В дальнейшем, человек по физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции становится наиболее совершенным существом в природе. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Проработав в школе 10 лет и начав свою трудовую деятельность в дошкольном образовательном учреждении, я заметила, что многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя. Они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства, т.е. всего того, что происходит «здесь и сейчас». Само ценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни подчеркивал известнейший педагог и детский врач Я. Корчак: «Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра. Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни». Я. Корчак считал детство фундаментом жизни: без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной. Все это в полной мере справедливо и по отношению к дошкольному периоду жизни ребенка.

Каптерев П.Ф. писал: «… забота воспитателей должна быть направлена на предупреждение рановременного, скороспелого развития детского ума. Родителям приятно видеть в своих детях ум не по летам, но это дело опасное. Истощение энергии и жизненных сил в ранние годы непременно отзовется на всей последующей деятельности вялостью и слабостью. … Нормальный человек должен пережить все свойства возрастов, только тогда он и будет настоящим естественным человеком, а не сделанным… [ ]

Таким образом, я считаю, нельзя наказывать ребенка за игры, а надо поддерживать детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающий мир. Лишая детей игр, мы лишаем их полноценного детства.

Согласно А. С. Белкину, понятие «детство» носит ценностный характер, т. е. ребенок, рассматривается не только как член общества, но и как непреходящая, самостоятельная ценность. Ценностное отношение предусматривает не только индивидуальный, но и личностный подход, включает в себя критерии оценки деятельности взрослых по обеспечению этих подходов. [ ]

Из всего вышеизложенного можно ещё раз дать истинное определение. Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Этот важнейший фактор отражен и в ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги, такие как: Ж. Руссо, К. Вентцель, Я.Корчак, Л.Н. Толстой, М. Монтессори, П.П. Блонский.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в ДОО. Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

1.поддержка разнообразия детства;

2. сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем уровне развития человека;

3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;

4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. [ ]

В своей деятельности, определяя целевые ориентиры, одним из основных считаю – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке то, что подарила ему природа, то лучшее, что в нем есть, то, что он может развивать и совершенствовать с моей помощью через творческую, исследовательскую деятельность.

Источник

Содержимое публикации

« Детство – важный период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная,
неповторимая жизнь; и от того, как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

Все мы родом из детства. Все пришли в этот мир, необыкновенный и удивительный. Из эмоций и переживаний, из первых горьких обид и из первых настоящих побед, как из осколков в калейдоскопе, складывается личность человека. Впереди у каждого свой большой путь. Как его пройти, что оставить после себя людям? Разве есть хоть один человек, который не задумывался над этим вопросом? Глядя на солнце, на бескрайнее зовущее море, на глубокое звездное небо, каждый задумывался: кто я, откуда пришел и куда иду, зачем я в этом мире?

Какова роль детства в жизни человека – вот проблема, над которой размышляют многие.

А. Лиханов считает, что детство – это очень важная пора для человека. И необходимо, чтобы ребенок сохранил в ту пору радостное восприятие мира, милый образ родных мест, восторженное отношение к тому, что он видел и чувствовал.

Я полностью разделяю точку зрения автора. Действительно, детство играет огромное значение в становлении личности человека, дарит самые незабываемые мгновения.

Детство – это своеобразная путевка в жизнь. Из самого беспомощного на свете существа, которое неспособно самостоятельно удовлетворить свои наиболее простые потребности, ребенок превращается в мыслящего человека.

В период детства закладываются все его будущие качества, происходит первичное познание мира, появляются первые взаимоотношения с близкими людьми, со сверстниками, с социумом, формируютсянравственные привычки, закладываетсябазовая основа культуры поведения.

Мне кажется, чем раньше дети встанут на путь доброты и человеколюбия, тем благополучнее сложится их дальнейшая жизнь. И в первую очередь помочь в этом ему должны те люди, которые находятся рядом с ним.

Общение с педагогами оставляет огромный след в душе человека на всю жизнь. И только от нас зависит, какой это будет след – светлый и добрый или пустой и ни о чем не говорящий!

Я – счастливый человек! Я педагог, и мне позволено судьбой, быть рядом с нашим будущим – с нашими детьми!

По моему мнению, у детей нужно учиться жизни, ведь они непосредственны, естественны в своих желаниях, заботливы, доброжелательны. Почему – то все дети с самого детства мечтают быстрее вырасти, начать взрослую жизнь и самим все решать. Не нужно торопить время! – вот так хочется сказать; нет, крикнуть этим ребятам. Наслаждайтесь свободой, играйте, познавайтемир! Потому что наша жизнь делится на две части: когда мы маленькие и хотим повзрослеть, и когдаужевзрослые, убегая от своихпроблем, хотим вернуться назад, в детство.

И наконец, самое важное для ребенка в детстве, это – любовь. Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не умеют любить.

Анализируя все подходы к трактовке понятия детства, мы можем сделать вывод о том, что детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, качественно своеобразный этап жизненного пути, ничем не заменимый период человеческой жизни.

Задача нас – взрослых, заключается в том, чтобы помочь детям в их взрослении, поддерживать их в продвижении по жизненному пути. Только таким образом мы можем подарить им детство, настоящее, яркое, красочное и самое главное настоящее.

Источник

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?

понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Смотреть фото понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Смотреть картинку понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Картинка про понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло. Фото понимание детства как особого самоценного периода в жизни человека возникло Яна Васильева
Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?

Что такое детство, какое оно?У каждого из нас оно было разное: счастливое и легкое, светлое и радостное, наполненное смехом и любовью. Но осмелюсь сказать, почти все мы хотим хоть на чуть-чуть попасть туда снова, ведь в основном для многих это счастливая, беззаботная пора, когда можно было лазить по деревьям, лепить куличики в песочнице, играть в «Дочки-матери», классики, прятки, казаки-разбойники. А этот незабываемый вкус леденцов «Монпасье» и конфет «Петушок»? Казалось, нет ничего вкуснее!

Наступила «взрослая жизнь», завертевшись в ней с многочисленными проблемами, мы становимся серьезными и забываем о том, что было мило нашему сердцу в далеком детстве.

Изучая детство, исследователи всёчаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.

Самоценность детства – период жизни человека значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас.

Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги,такие как: Ж. Ж Руссо, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и другие.

На сегодняшний день гарантом такого развития любого современного дошкольника является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Самоценность дошкольного детствапрослеживается в основных принципах ФГОС:

1. поддержка разнообразия детства;

2. сохранение его уникальности и самоценности,

3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;

4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Работая в детском саду, я заметила, что многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что, безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя, возят к педагогам на подготовку к школе. На мой взгляд, они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства, т. е. всего того, что происходит «здесь и сейчас». Широко известный, небезразличный к судьбам детей психолог А. В. Запорожец также выступал против неразумной торопливости, акселерации детского развития.

«Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», – говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС. В период детства следует, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Надо объяснить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

Сегодня образование в ДОУ мы рассматриваем не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка. Как сказал Александр Асмолов «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку».

Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной, в которой главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределение и самореализации. Почему везде звучит «само»? Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка. Вот тогда мы можем получить те целевые ориентиры,прописанные в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника.

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень.

Таким образом, подчеркнув всё выше сказанное, можно сказать, что сохранить самоценность дошкольного детства можно при помощи:

1. Создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно проживая период детства,

2. Развитие ребёнка проходит в игре, а не в учёбе. Не нужно торопить детей учиться читать и писать,

3. Личностно-ориентированной модели взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка

4. Сотрудничества между дошкольником и взрослым, когда их цели совпадают

В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака,с которым трудно не согласиться:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

Источник

Статья «Детство как самоценный и уникальный этап развития человека»

Детство как самоценный и уникальный этап развития человека

Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Эта мысль прослеживается и в ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги, такие как: Ж. Руссо, К. Вентцель, Я.Корчак, Л.Н. Толстой, М. Монтессори, П.П. Блонский.

Зачем нам, педагогам, понимать смысл феномена детства и его самоценности, то есть понимание того, ради чего каждому человеку дано детство? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, установок на воспитание ребенка, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника, ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком. Необходимо, чтобы педагоги осознали важность своей социальной миссии. Из выше сказанного можно сделать вывод: вопрос цены человеческого развития – это вопрос воспитательной позиции.

Хотелось бы подробнее остановится на ценностных основаниях педагогического взаимодействия с ребенком. Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной. Для личностного подхода главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности, приобретение индивидуальности, развитие самоценных форм его активности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределение и самореализации. Почему везде звучит «само». Потому что важно, чтобы этот развитие исходило от самого ребенка, чтобы цели и задачи воспитателя были значимыми для него. В этом случае ребенок будет автор своей деятельности – субъект. В.А. Петровский говорил, что ценностные проявления активности и самостоятельности при устойчивой субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Вот тогда мы можем получить качества ребенка, те целевые ориентиры, прописанные как социальный заказ общества в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических процессов, его разностороннему гармоничному развитию. И вместе с тем подготавливает на переход на новую возрастную ступень. Ученые психологи создали не мало возрастных периодизаций. Наиболее известные из них периодизации Л.Кольберга, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.Я. Эльконина. Каждый из них хотел донести мысль, что в каждом возрастном периоде существует оптимальная возможность для формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств. Речь идет о возрастной сензитивности, которая хорошо раскрыта в трудах М. Монтессори, М.И. Лисиной, А.Л. Люблинской. Например, Мария Монтессори говорила об особой восприимчивости ребенка дошкольного возраста к сенсорному развитию. Лев Семёнович Выготский о всех психических процессах, быстро развивающихся именно в дошкольном возрасте, в том числе и о воображении.

На основании возрастных особенностей детей можно сделать вывод, что не надо форсировать темпы детского развития. «Больше» или «раньше» не означает лучше. Прибегать к искусственному ускорению развития детей не только не целесообразно, но и опасно.

Альтернативой акселерации А.В. Запорожец предлагал амплификацию. Педагогам и родителям необходимо «дать дорогу» тем резервам, которые содержит каждый возрастной этап. Эти резервы спрятаны в таких видах детской деятельности как: игровой, коммуникативной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой, познавательно-исследовательской, прослушивание художественной литературы.

В стандарте дошкольного образования отмечается, что надо сделать акцент не на организованную образовательную деятельность, как было раньше, а на развитие детей через детские виды деятельности, где сквозным механизмом развития будет игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность.

Педагогам необходимо убедить родителей воспитанников, чтобы не делали сильного упора на специальную подготовку к школе, ориентированную на знания, умения и навыки для изучения учебных предметов в школе. Надо объяснить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

В детстве происходит усвоение нравственных и общечеловеческих ценностей, формируется отношение к миру. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности набора нравственных качеств таких как: доброжелательность, уважение, чувство собственного достоинства и т.д. Именно в дошкольном возрасте идет становление личности.

Не будем забывать и о таком психологическом новообразовании в дошкольном возрасте как самооценка. Очень важно, чтобы у ребенка сложилось ощущение собственной важности, что его любят, что он нужен, что у него все получится.

В.И. Слободчикова говорила: «Детство – это период сотворения своего «Я». Развитие личностного «Я» (образ «Я») одно из центральных звеньев становления личности на протяжение дошкольного возраста.

Большинство проблем уходят корнями в детство. Самые распространённые комплексы неуверенность в себе, неумение принимать решения, страх ответственности являются средством влияния на неокрепшую психику. Поэтому необходимо стараться оценивать именно поступок ребенка и не допускать отрицательной оценки его самого. Ведь он очень уязвим, так как у него недостаточно знаний о себе.

Очень важно также, чтобы в детстве не было нарушение самости ребенка. Речь идет о нарушении ценностно-смысловой сферы, некоторый перекос, дисбаланс приоритетов. Для ребенка необходимо защищать то, что для него важно. Он учится правилу «Если я чему-то отказываю, то делаю это ради чего-то более ценного для меня».

Таким образом, главной задачей педагога является направить свои усилия на личностное развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и научить ориентироваться в нашем не простом мире.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *