помощь божья в жизни человека

Помощь Божья

По́мощь Бо́жья — 1) особое Боже­ствен­ное дей­ствие сверхъ­есте­ствен­ного харак­тера, направ­лен­ное на под­дер­жа­ние добрых начи­на­ний, огра­ни­че­ние или пре­кра­ще­ние злых (см.: Сверхъ­есте­ствен­ный); 2) Боже­ствен­ное дей­ствие в под­держку добра или купи­ро­ва­ния зла, реа­ли­зу­е­мое посред­ством есте­ствен­ного порядка вещей (при­род­ных явле­ний, людей и пр.).

Если Бог не отве­чает мгно­венно на молит­вен­ную просьбу, то не значит ли это, что Он не услы­шал молитву или попро­сту не имеет воз­мож­но­сти помочь?

Любая чело­ве­че­ская молитва, обра­щен­ная к Богу (или Его свя­тому), даже несклад­ная (своими сло­вами) или, каза­лось бы, совер­шенно неле­пая, нико­гда не оста­ётся без над­ле­жа­щего вни­ма­ния и соот­вет­ству­ю­щей реак­ции со сто­роны Все­дер­жи­теля. Другое дело, что Его ответ­ная реак­ция может про­явиться не в той форме, в какой ожи­дает моля­щийся.

И дело здесь вот в чем. В отли­чие от чело­века Бог всегда дей­ствует наи­луч­шим обра­зом, в том числе тогда, когда реа­ги­рует на молитву. Если Он, как Пре­муд­рый, счи­тает умест­ным не отве­тить мгно­венно на просьбу или попу­стить чему-то слу­читься вопреки жела­нию моля­ще­гося, это значит, что при таких обсто­я­тель­ствах, при таком поло­же­нии вещей данное Боже­ствен­ное дей­ствие — наи­бо­лее опти­маль­ное.

В случае, когда Бог счи­тает необ­хо­ди­мым немед­лен­ное вме­ша­тель­ство, Он вме­ша­ется или непо­сред­ственно, или опо­сре­до­ванно, скажем, через слу­жи­те­лей, напри­мер, анге­лов.

Очень часто люди, не желая видеть винов­ни­ком той или иной труд­ной для них ситу­а­ции себя, обви­няют Бога в без­дей­ствии и даже хулят. Мол, почему, если Он такой Мило­серд­ный и Спра­вед­ли­вый, то не совер­шил то-то и то-то, ведь я же Его об этом просил? А для неко­то­рых людей кажу­ще­еся без­дей­ствие со сто­роны Творца служит пово­дом к ослаб­ле­нию веры и даже неве­рию. Чтобы отве­тить на такой рас­про­стра­нен­ный вопрос, сле­дует учи­ты­вать как мини­мум три обсто­я­тель­ства.

Во-первых, не всё то, что нам кажется полез­ным или необ­хо­ди­мым, явля­ется тако­вым с точки зрения Бога. Ведь Бог, в отли­чие от нас, видит весь ком­плекс теку­щих, воз­мож­ных и буду­щих про­блем, в точ­но­сти знает, к чему, в резуль­тате, при­ве­дёт то или иное Его вме­ша­тель­ство. Он знает, что для нас лучше в целом.

Во-вторых, Бог не явля­ется агре­га­том для без­услов­ного испол­не­ния всех наших жела­ний. Даже раб не всегда испол­няет хоте­ния гос­по­дина, а Бог — наш Вла­дыка, рабы же его — мы.

В‑третьих, нередко наши жела­ния идут напе­ре­кор жела­ниям прочих людей, кото­рые также нуж­да­ются в помощи. В этом случае только Бог может без­уко­риз­ненно опре­де­лить, чьё жела­ние более достойно ско­рей­шего испол­не­ния.

Источник

Просите, и дано будет вам. Непридуманные рассказы о чудесной помощи Божией

От редакции

Рас­сказы о чудес­ной помощи Божией, собран­ные в этой книжке, отно­сятся к XX веку и состав­ляют, конечно, бес­ко­нечно малую часть того, что известно в уст­ном пре­да­нии и опи­сано в дру­гих кни­гах. Замы­сел этого сбор­ника воз­ник после встречи с Лидией Вла­ди­ми­ров­ной Кале­дой — супру­гой нашего заме­ча­тель­ного пас­тыря отца Глеба Каледы. Она пока­зала нам акку­ратно пере­пле­тен­ный сам­из­да­тов­ский маши­но­пис­ный сбор­ник под назва­нием “Непри­ду­ман­ные рас­сказы”, кото­рый она нашла, раз­би­рая обшир­ный архив отца Глеба. Нас пора­зили про­стота и искрен­ность рас­ска­зов, собран­ных без­вест­ным соста­ви­те­лем. С бла­го­дар­но­стью поми­ная его (или ее, или их) муже­ство (сбор­ник можно отне­сти к 60 — 70 годам нашего сто­ле­тия, когда за такую работу можно было на несколько лет попасть в места “не столь отда­лен­ные”) и труд, мы решили, что не будет греха, если мы поза­им­ствуем из этого сбор­ника наи­бо­лее инте­рес­ные рас­сказы, не вызы­ва­ю­щие сомне­ний ни излиш­ней эмо­ци­о­наль­но­стью, ни воз­мож­но­стью объ­яс­нить опи­сан­ные в них собы­тия про­стым сов­па­де­нием. Этими же прин­ци­пами мы руко­вод­ство­ва­лись и при отборе для пуб­ли­ка­ции рас­ска­зов при­хо­жан клин­ских хра­мов. Все наши рас­сказ­чики — спо­кой­ные, урав­но­ве­шен­ные, трез­во­мыс­ля­щие люди, кото­рых никак не запо­до­зришь в ненор­маль­но­сти или гал­лю­ци­на­циях. Кроме того, это люди глу­бо­кой веры, и для них было бы немыс­лимо и гре­ховно при­ду­мы­вать такие исто­рии. Нас эти рас­сказы пора­жали и очень укреп­ляли в вере. Неболь­шая часть рас­ска­зов выбрана нами из уже опуб­ли­ко­ван­ных книг. Мы посчи­тали необ­хо­ди­мым пред­ва­рить книгу пас­тыр­ским сло­вом, науча­ю­щим нас пра­виль­ному, пра­во­слав­ному отно­ше­нию к чуде­сам, помо­га­ю­щему отли­чить чудо Божие от чуда лож­ного. Из Еван­ге­лия мы знаем о мно­же­стве чудес, кото­рые тво­рил Гос­подь, а за Ним и мно­гие хри­сти­ане. И еще мы пом­ним, что Сам Гос­подь перед Своим Воз­не­се­нием на Небо ска­зал Апо­сто­лам, а через них — всем нам: “Се аз с вами во все дни до скон­ча­ния века” ( Мф. 28:20 ). Мы бла­го­дарны всем, кто при­шел к нам и искренне рас­ска­зал о том, что ему сотво­рил Гос­подь. Будем рады, если и вы поде­ли­тесь с нами сво­ими рас­ска­зами о слу­чаях чудес­ной помощи Божией (наш адрес — в конце этой книги).

От издателей

Сбор­ник под­го­тов­лен к печати пра­во­слав­ными хри­сти­а­нами Клин­ского бла­го­чи­ния Мос­ков­ской епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и издан по бла­го­сло­ве­нию сек­ре­таря Епар­хи­аль­ной комис­сии по рели­ги­оз­ному обра­зо­ва­нию и кате­хи­за­ции Мос­ков­ской епар­хии, бла­го­чин­ного Клин­ского округа про­то­и­е­рея Бориса Балашова.

Слово пастыря

О чудесах Божиих

Вели­кие чудеса Божии окру­жают чело­века от рож­де­ния до самой смерти, можно даже ска­зать, что чело­век живет внутри Божи­его чуда, имя кото­рому — сотво­рен­ный мир. Окру­жа­ю­щий чело­века види­мый мир — пре­кра­сен, гар­мо­ни­чен, в нем есть все, что необ­хо­димо для жизни чело­века. Гос­подь не про­сто сотво­рил мате­ри­аль­ный мир, но и зало­жил в основу его законы, управ­ля­ю­щие им, кото­рые чело­век может позна­вать, но не может отме­нять или созда­вать новые. Еще более пре­кра­сен неви­ди­мый мир — мир духов­ный, ангель­ский. И пер­вые люди насла­жда­лись им и имели бес­цен­ную, сла­дост­ную воз­мож­ность общаться с Самим Твор­цом. Гре­хо­па­де­ние скрыло этот выс­ший мир от глаз чело­века, и теперь только по Боже­ствен­ному Откро­ве­нию духо­нос­ным мужам чело­век может судить о неска­зан­ной кра­соте того мира, о кото­ром напи­сано: Не видел того глаз, не слы­шало ухо, и не при­хо­дило то на сердце чело­веку, что при­го­то­вил Бог любя­щим Его ( 1Кор. 2:9 ). Но чело­век и види­мый мир не остав­лены Богом, и Его Любовь к пад­шему чело­веку — это тоже вели­чай­шее чудо. И из этого чуда про­изо­шло наше Спа­се­ние — Вопло­ще­ние Хри­ста Спа­си­теля, Страш­ная Гол­гоф­ская Жертва, Вос­кре­се­ние Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста, Его слав­ное Воз­не­се­ние. Кро­вию Своей Гос­подь осно­вал и утвер­дил Цер­ковь и уста­но­вил Таин­ство Евха­ри­стии. И вот уже две тысячи лет каж­дый день совер­ша­ется для нас, греш­ных, это Чудо из чудес — под видом хлеба и вина вер­ные при­ча­ща­ются Тела и Крови Хри­сто­вых, при­об­ща­ются на земле веч­ному Цар­ству Божию. Это чудо — для всех и для каж­дого на земле, только веруй и с пока­я­нием обра­тись к Пода­телю веч­ных благ. В этот бла­жен­ный и свя­той миг соеди­ня­ются в чело­веке Выс­ший мир — духов­ный — и мир мате­ри­аль­ный, и Дух Свя­той оду­хо­тво­ряет, про­свет­ляет кос­ную мате­рию. Это и есть реаль­ное содер­жа­ние вся­кого чуда — вза­и­мо­дей­ствие неви­ди­мого Духа с види­мой материей.

Источник

Православная Жизнь

Пресвятая Богородица помогает не только полулегендарным людям из древних сказаний, но и нам с вами — нужно только попросить. Историями помощи Матери Божией в разных жизненных ситуациях делятся священники нашей епархии.

Урок умеренности в молитве

Протоиерей Леонид Доценко, благочинный Добропольского округа:

Матерь Божия помогает, только порой оказывается, что мы не готовы принять Её помощь. Просим: «Матушка Божья, дай то, другое, третье, десятое!» Она даёт, а мы, когда получаем, понимаем, что нам это совершенно не надо.

Расскажу об уроке, полученном недавно от Пресвятой Богородицы. Мы со священниками нашего благочиния просили об одном важном деле. Матерь Божия услышала нас, мы получили помощь, но продолжали просить дальше: хорошего ведь чем больше, тем лучше. В итоге нам дали ещё, но стало понятно: лучше бы мы вовремя остановились.

Нужно просить, чтобы было не так, как мы хотим, а так, как хотят Господь и Богородица. Они лучше знают, чем нам помочь. Ещё важно не переусердствовать. Видите, что исполнилось, — всё, надо остановиться, иначе будет слишком. Помните мультик «Золотая антилопа»? Волшебная антилопа спросила у царя: «А ты уверен, что тебе надо много золота и ты никогда не скажешь „довольно“?» Нужно уметь вовремя сказать себе «хватит». Попросили немного — остановитесь. Не исполнилось — подождите. Иногда оказывается, что нам вовсе не надо то, что мы выпрашиваем. Желаемое может исполниться так, что человек будет не рад.

Покров во время войны

Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево:

Для нас, жителей посёлка Зайцево, прихожан Покровского храма, самое главное чудо — что на сегодняшний день наш храм стоит целый и невредимый. В нём проводятся регулярные богослужения, действует воскресная школа, приход живёт полноценной христианской жизнью. Видя буквально в нескольких метрах от нашего храма дома, которые сгорели от попадания снарядов, я понимаю, что это настоящее чудо и знак покровительства Божией Матери.

Марийка, которая могла не родиться

Протоиерей Анатолий Костенко, настоятель Успенского храма пос. Святогоровка:

Недавно приехали к нам люди из Курахово. Подходит ко мне женщина, спрашивает: «Батюшка, вы нас помните?» — «Ну, кого-кого, а вас помню!» — отвечаю. Шесть лет назад эта женщина пришла в наш храм — приехала с мужем на источники. Дело в том, что у нас в посёлке есть два источника: один освящён в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», второй — целителя Пантелеимона. У этих людей не было детей, потому что у жены была киста. Я сказал: «Молись Божией Матери, целителю Пантелеимону, Николаю Угоднику, причащайся, соборуйся. Надо потрудиться, а не только просить».

Проходит время, долго их не было видно. Как-то во время службы вижу: она заходит и держит на высоко поднятых руках дитя — показывает мне. Служба идёт, а она говорит: «Батюшка, вот ваша Марийка!» Тут и хор как грянет. Я посмеялся, говорю: «Весь храм за вас молился, так что ты на меня не сворачивай!»

Потом эта женщина рассказала, как всё было. Сделали они всё так, как требовалось. Через время пришла она к врачу, а тот говорит: «Кисты нет, ничего тебе не надо, никаких операций. Как ты лечилась?» Она отвечает: «Я купалась». Врач говорит: «Мы все купаемся! Ты давай, конкретней рассказывай!» — «Я в источнике купалась», — говорит. У неё киста прошла, она родила без каких бы то ни было операций. Это великое благо Матери Божией. Недавно эта женщина к нам приехала, говорит, что дочка в этом году уже в школу идёт.

Второе чудо связано со строительством храма. Мы начали строить церковь в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в селе Веровка, в пяти километрах от нашего посёлка. Нашли десять человек, которые будут шевелить других людей. Конечно же, стали молиться Пресвятой Богородице. В итоге мы за полтора месяца сделали столько, что сложно поверить. Это только чудом можно назвать. Денег не было вообще. Фундамент мы за три субботника заложили сами, это обошлось дёшево. Лес пообещали — 30 кубов. Думали, долго ждать придётся. Звонят: мы уже через неделю привезём, ждите. Я давай бегать, деньги искать. Нашлись люди, нашлись деньги. Приехали два человека из Закарпатья. Выгрузили лес 13 августа, а посадили мы их на обратный поезд 25-го. За это время они выстроили стены, алтарь и покрыли крышу. Фактически за десять дней вырос бревенчатый храм. Я спрашивал: «Хлопцы, помощь нужна?» — «Божья Матерь поможет!» — отвечали. С утра до вечера работали, и храм поднялся. Конечно, нужно ещё купол делать, работы много, но помощь Матери Божией просто величайшая. С нуля за полтора месяца столько сделать просто невозможно.

Третья история — о нашем прихожанине. Есть у нас пенсионер. Как-то раз пришёл, пожертвовал пять тысяч гривен на храм, потом ещё столько же. Для обычного человека это большая сумма. Через время подходит ко мне и говорит: «Батюшка, наверное, меня с работы выгонят!» У них там начались кадровые изменения, он — пенсионер, выходило так, что его уволят. Я говорю: «Вот — Божья Матерь, вот — Николай Угодник. Иди и молись!» Он молился. Проходит время, и что получилось? Его не уволили, а перевели на другую должность: он стал заместителем директора, работает, ещё и добираться стало удобнее. Он после этого купил большой подсвечник и принёс в храм, в дар Матери Божией и Николаю Угоднику.

У нас таких случаев очень много, мы их не записываем даже. К нашим источникам приезжают те, у кого детей нет, у кого дети заикаются. Не раз случались исцеления. Божия Матерь жалеет нас, грешных и неустроенных. Она плачет и просит о нас перед Господом. Будем же молиться Ей и благодарить за помощь!

История о храме и двух иконах

помощь божья в жизни человека. Смотреть фото помощь божья в жизни человека. Смотреть картинку помощь божья в жизни человека. Картинка про помощь божья в жизни человека. Фото помощь божья в жизни человека

Переданное общине старинное здание

Протоиерей Георгий Клапчук, настоятель Макариевского храма Торецка:

Моё священническое служение тесно связано с Божией Матерью, потому что первый храм, в котором я служил, был освящён в честь Тихвинской иконы Богородицы. Находится он в посёлке Дружба, недалеко от Торецка. Храм нетиповый — приспособленное здание бывшей столовой совхоза. Удивительно то, что он был построена крестообразно, более того: когда здание приспосабливали под храм, алтарь оказался в правильном месте, на восточной стороне. Никаких сведений о том, почему так получилось, мы не смогли найти. Я считаю, что это промысл Божией Матери.

В здании этом ничего не было, оно было полуразрушено, часть крыши текла. Мы перекрыли её шифером, обустроили. Много лет у меня была мечта: чтобы в храме был купол, который уводит взгляд человека ввысь, чтобы были в нём окошки — видел такой в Николаевском храме Святогорской лавры. Мечтать мечтал, но понимал, что в реальности это невозможно: посёлок небольшой совсем, людей мало, ктиторов нет.

Прошло десять лет, и наконец-то появился человек, который согласился нам помочь восстановить храм. Это был Николай Иванович Рыжков, который в своё время был председателем Совета министров СССР, а на тот момент — председателем Совета Федерации. Он был уроженцем посёлка, мы обратились к нему за помощью, и он не отказал.

В итоге мы пробурили хорошую скважину, на территории храма появился источник, освящённый в честь Божией Матери, были приобретены замечательные колокола, построена деревянная колокольня, которую Николай Иванович сам проектировал. А венчает храм купол — такой, о каком я мечтал. Верю, что это Матерь Божья проявила Свою милость и совершила такое чудо: в посёлке сейчас высится красавица-церковь.

На этом удивительная помощь Матери Божией нашему храму не закончилась. У одной прихожанки сын работал в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре в Москве. Он попросил игумению Викторину (Перминову), чтобы для нашего храма там написали икону Божией Матери «Тихвинская», и она дала на то своё благословение. Икона появилась ещё до реконструкции храма — большая и очень красивая. У меня до сих пор хранится справка о том, что монастырь передаёт этот образ в дар нашему храму.

Не могу не вспомнить ещё один любопытный случай. Отец моей жены тоже был священником. Он подарил ей старинный образ Божией Матери. На ней изображено явление Божией Матери и святителя Николая Георгию Пономарю.

Икона Пресвятой Богородицы «Беседная» получила своё название потому, что на ней изображены Пречистая Матерь и святитель Николай Мирликийский, которые беседуют с пономарём Георгием. Это событие произошло вскоре после явления Тихвинской иконы Божией Матери — в 1383 году, когда Пресвятая Богородица повелела пономарю Георгию сказать, чтобы над храмом в Её честь, освящённом в Тихвине, поставили не железный, а деревянный крест. — Прим. ред.

Эта икона хранится в нашей семье до сих пор. Отец Валерий подарил её моей супруге ещё до того, как мы с ней познакомились. Промыслительно то, что я Георгий, и рукоположили меня в храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Для нашей семьи это чудо.

Источник

ПОМОЩЬ БОЖИЯ

«Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5)

Всякий человек имеет нужду в постоянной помощи, потому что из-за его природной немощи с ним случается много горестного и трудного. Поэтому, ища убежища от всех бедствий или как бы укрываясь от нашествия врагов в крепости на вершине горы, он прибегает к Богу: только пребывая в Боге, он может быть спокоен (4, 291).

Тот получает помощь в скорби, кто человеческую помощь презирает как суетную и утверждается в надежде на Могущего нас спасти – утверждается во Христе Иисусе, Господе нашем. Святитель Василий Великий (4, 327). Источник.

Без покровительства Божия человек – ничто. Велико коварство наших врагов, но еще могущественнее ограждающая человека помощь Божия. Только мы не даем видеть это своим очам (26, 300).

Спаситель наш отовсюду подает надежду и помощь всякому, кто хочет приблизиться к Нему и исповедать Его Сыном Божиим (28, 166). Источник.

К Тебе прибегаю. Господи Иисусе Христе, в Кресте Твоем ищу защиты, потому что снял Ты с меня сатанинское иго, чтобы стать мне делателем в винограднике Твоем, прославлять, чтить и величать Тебя, и Отца Твоего, и Духа Святого (28, 310). Источник.

От Тебя всякая сила. Господи, Тобою побеждают доблестные, Ты возводишь их на высоту доброй жизни. Твоя любовь укрепляет немощных и робких. И мое время, Господи, да не пройдет бесполезно. Преподобный Ефрем Сирин (28, 232). Источник.

Божией силой (христианин) низлагает мир и силы порока. которые в пучине мира опутывают душу сетями желаний (33, 49). Источник.

Богу легко все совершить в одно мгновение, только бы ты имел любовь к Нему. Преподобный Макарий Египетский (33, 201). Источник.

Человек велик, когда ему помогает Бог, а оставленный Богом он познает немощь своего естества.

Будем непрестанно прибегать к Богу и во всякой печали искать Его утешения, во всяком несчастии – Его избавления. Его милости, во всяком искушении – Его помощи (36, 341). Источник.

Мановению Божию все повинуется и покоряется, и тогда трудное становится легким и невозможное – возможным. Только бы мы имели твердую веру в Него и, взирая на величие силы Его, становились выше всего человеческого (38, 510).

Хотя бы мы уже не имели никакой надежды на спасение (в трудных обстоятельствах), но если Богу будет угодно, мы не будем нуждаться ни в чьей помощи, а одна помощь Божия доставит нам все (38, 514).

Нет ничего сильнее человека, огражденного высшей помощью, и нет ничего слабее лишенного этой помощи (38, 514).

Если Господь увидит, что мы прилагаем все возможное старание и угодное Ему предпочитаем человеческому, то проявит и Сам такое попечение о нас, что мы сделаемся непобедимыми (38, 649).

Кто удостоится Божией помощи, тот посмеется над бедами и поставит их ни во что, потому что Господь все творит и устраивает для его блага, во всем содействует ему и трудное делает легким (38, 670).

Надейся на милость Божию, нисколько не сомневайся, и ты непременно получишь просимое. А получив, не будь неблагодарным и непризнательным к Благодателю, но воздай за благодеяние – вознеси благодарственную песнь Господу (39, 150). Источник.

Если ты хочешь видеть силу непобедимую, прибежище неизменное, крепость непреодолимую, ограду непоколебимую, то прибегни к Богу, обратись к Его силе (39, 209).

Потерпевшие кораблекрушение и плывущие на досках призывают людей, находящихся вдали, и те немедленно приходят на помощь, хотя не имеют с ними ничего общего, а заметили их только из-за несчастья. Тем более Бог – человеколюбивый и Благой по Своему существу – избавит находящихся в несчастии, если только они захотят прибегнуть к Нему и искренне призвать Его, оставив надежды на людей (39, 339).

Истинная добродетель в том, чтобы всегда помнить о Боге, призывать Его в помощь и в благополучии; если мы будем помнить Его в счастии, то и Он вспомнит о нас в несчастии (39, 839).

Бог не лицеприятен. Он подает свою помощь всем, кто к Нему обращается (39, 871).

Бог везде неразлучен с любящими Его: находятся ли они в темнице, в изгнании или в бездне моря. или подвергаются опасности, где бы то ни было. Бог не оставляет их, помогая им и облегчая их труды (42, 769).

Будем всячески стараться снискать небесную помощь, чтобы не испытывать горестей в настоящем и сподобиться будущих благ (43, 51).

Бог постоянно ожидает, не позовет ли Его кто-нибудь, и никогда не оставит без ответа призывающего как должно. Святитель Иоанн Златоуст (46, 823).

Познавший свою немощь из многих искушений, из телесных и душевных страстей, познает и бесконечное могущество Бога, избавляющего вопиющих к Нему молитвой от всего сердца. И молитва ему уже бывает сладостна. Видя, что без Бога он ничего не может сделать, и страшась падения, он старается быть неотступно при Боге. Он удивляется, размышляя о том, как Бог избавил его от стольких искушений и страстей, и благодарит Избавляющего, и с благодарением получает смирение и любовь, и никого уже не смеет презирать, зная, что как Бог помог ему, так может и всем помочь, когда захочет. Преподобный Петр Дамаскин (62, 23).

Хотя мы и почтены свободой воли, однако без содействия свыше не можем в настоящей жизни совершить ни одного доблестного дела. Преподобный Нил Синайский (47, 410). Источник.

Мало того, чтобы только начала были положены благодатью Божией, если они не будут возводимы к совершенству тем же милосердием и непрестанной помощью Его. Ибо не свободная воля, но «Господь разрешает узников», не наша сила, но «Господь восставляет согбенных», не прилежное чтение, но «Господь отверзает очи слепым», не наша осторожность, но «Господь хранит пришельцев» ( Пс. 145, 7–9 ), не наше мужество, но «Господь поддерживает всех падающих» ( Пс. 144, 14 ). Впрочем, это говорим не с тем, чтобы упразднить всякое свое попечение или труд и заботу, как напрасные, но чтобы показать, что как самое попечение не может у нас родиться без помощи Божией, так и все наши труды не сильны доставить нам совершенную чистоту, если она не будет дарована благодатью и содействием Господа (53, 218). Источник.

Действие Божие в подвизающихся ради спасения начинается с первых минут обращения к Богу; и самое обращение оно же совершает по мере того как подвизающийся, отклоняясь от себя, прилепляется к Богу и, убеждаясь в своем бессилии, утверждается в уповании на силу Божию. Когда наконец он всего себя предаст Богу, Бог действует в нем: Он и указывает, что должно делать, и помогает исполнить должное. Преподобный Никодим Святогорец (64, 232). Источник.

Прибежище и помощник христианам – Бог, как они говорят с Псалмопевцем: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» ( Пс. 45, 2 ). И Сам Он повелевает рабам Своим христианам призывать Его в день их скорби: «призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» ( Пс. 49, 15 ). Бог – Отец христианам, поэтому они к Богу, как дети к своему отцу, прибегают во всяких нуждах и скорбях (104, 1478).

Если кто вспомнит о неизреченном страдании и терпении мучеников, то отсюда ясно познает истину евангельского учения и утвердится в христианской вере или, заблудший, пристанет к ней. И вся христианская жизнь и благочестие не может сохраниться без благодати и помощи Божией: удержать и смирить стремление страстей, воюющих в членах наших, чего требует христианское благочестие, нам самим без вышеестественной и всемогущей силы невозможно, как плыть против речной быстрины без сильных и искусных гребцов, ибо смирить и победить страсти – значит победить свою страстную плоть и потому самого себя. Но терпение мучеников особенно показывает содействующую им в страдании вышеестественную невидимую силу. Невозможное дело – слабому и немощному человеческому естеству терпеть такие тяжкие мучения; нужна помощь высшей укрепляющей силы, нужно присутствие другого. Кто бы их в этом подвиге хранил и укреплял Своею силой. Все претерпели и одолели святые мученики, и что чудеснее, были умерщвляемы, но не умирали, их жгли в огне, но они не сгорали, их топили в воде, но они не тонули (104, 1482).

Как только хочешь начинать что-нибудь делать, вспомни, что Бог с тобою и уже знает твою мысль. И рассуди, согласно ли воле и закону Божию твое начинание или противоположно. Если согласно, то призови Его на помощь, помолись: «Господи, благослови и помоги», – и начинай, и делай. Если ясно видишь, что дело твое Ему противно, то удержись и тоже помолись Ему: «Господи, помоги мне». Бог же, видя твое желание добра и отвращение от зла, и страдание, подаст руку Своей помощи (104, 1487).

Смотри, христианин! будь только Божий; а Бог своих не оставит ( Пс. 33, 23; 28, 11; 31, 11 ). Сердечно веруй Ему как Богу, угождай Ему верой и правдой; всю надежду твою возлагай на Него, и от сердца призывай Его, а Он близ тебя. Он с тобой, хранящий тебя Святой Израилев. И где бы ты ни был, в какой бы скорби и искушении ни находился. Он с тобой, и смотрит на твой подвиг, и невидимой рукой укрепляет тебя, и помогает тебе. И даже если все злые люди восстанут на тебя и бесовские полки окружат тебя, они ничего не сумеют. Святитель Тихон Задонский (104, 1489).

Целую ночь трудились рыбаки и ничего не поймали. Но когда Господь вошел в их лодку и, после проповеди, велел забросить сеть, было поймано столько, что вытащить не могли, и сеть прорывалась ( Лк. 5, 5–6 ). Это образ всякого труда без помощи Божией и труда с помощью Божией. Пока человек трудится один, и одними своими силами хочет чего-нибудь достичь, все валится из рук; когда приблизится к нему Господь – откуда потечет добро за добром? В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа очевидна: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 ), – сказал Господь. И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сращена с деревом, не только не приносит плода, но, иссыхая, и жизнь теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Господом, не могут приносить плодов правды, ценных для Жизни Вечной. Если и бывает в них какое-нибудь добро иногда, оно только на вид добро, а в существе своем недоброкачественно; как лесное яблоко: и красно бывает с виду, а попробуй – кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже очевидно: бьется, бьется иной, и все не впрок. Когда же снизойдет благословение Божие, – откуда что берется? Внимательные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины. Святитель Феофан Затворник (107, 317–318).

Некий старец-отшельник заболел. При нем не было никого, кто бы послужил ему, и потому он вставал с постели и ел то, что мог найти в келлии. Так прошло много дней, и никто не пришел посетить его. Когда исполнилось тридцать дней. Господь послал Своего Ангела для служения отшельнику. Так прошли еще семь дней. Тогда вспомнили о нем отцы и сказали: «Пойдем, навестим старца, может быть, он болен». Когда они пришли и постучали в дверь. Ангел отступил от него. Старец же из келлии закричал: «Братия! уйдите отсюда». Они сняли двери, вошли и спросили его, почему он кричал. Он ответил: «Тридцать дней я болел, и никто не посетил меня. И вот уже семь дней, как прислуживал мне Ангел, посланный Господом, а когда вы пришли, он отступил от меня». Братия удивились и прославили Бога за то, что Он не оставляет уповающих на Него. Отечник (82, 496–497). Источник.

Однажды, во время Юлиана, Аполлоний узнал, что один из братий находился в заключении. Он посетил его с братией для утешения и советовал сохранить твердость в несчастии и не страшиться опасностей. «Настало время борьбы, – говорил он. – Души христиан должны подвергнуться испытанию, чтобы явной стала верность каждого». В это время пришел сотник и сильно разгневался на то, что осмелились войти в темницу. Он запер тюрьму, а в ней Аполлония и пришедших с ним и, приставив многочисленную стражу, удалился. В полночь внезапно явился Ангел Господень, блистая лучезарным сиянием, и раскрыл двери темницы. Стражи были поражены ужасом. Бросившись к стопам святых, они молили их удалиться. «Лучше нам умереть за вас, – говорили они, – чем противиться Божией воле, заботящейся о вас». Рано утром прибежал в темницу сотник вместе с другими начальниками, также моля о том, чтобы все задержанные вышли из темницы. «Дом мой обрушился от сильного сотрясения земли, и лучшие из слуг погибли». Святые воспели песнь Богу и, удалившись в пустыню, пребывали все вместе, имея, по примеру апостолов, одну душу и одно сердце. Жизнь пустынных отцов (77, 40–41).

Вскоре после кончины преподобного Макария поселились в его пустыни монахи. Они воздвигли над его гробом храм и завели монашеское общежитие. В 1522 году толпы татар окружили Унжу и трое суток осаждали беззащитный город, но не могли взять его, устрашаемые видением грозного черноризца. В четвертый день они бросили огонь, и город загорелся. Народ в страхе повторял: «Святой Макарий, помоги нам!» Неожиданно полился дождь и пожар был залит, а татары в ужасе бежали из города. Достойные видели в это время преподобного в облаках, заливающего пожар. Пленные татары говорили, что им виделся старец на коне, в иноческой одежде, вторгшийся в их полки и метавший в них стрелы. В то же время отдельный отряд татар из 300 человек хозяйничал в Макариевой пустыни: враги хотели ободрать раку, обитую серебром, но внезапно ослепли. Это навело ужас на всех; татары бросились бежать, и многие потонули в Унже. Троицкий Патерик (90, 351–352).

Бог помогает, если мы сами прилагаем усилия к добру

Не следует доводить себя до того, чтобы в чем-либо осуждала совесть, и в таком состоянии призывать Божию помощь. Призывать же ее нужно не с нерадением, не скитаясь умом туда и сюда, – такой человек не только не получает просимого, но еще более огорчает Владыку. Святитель Василий Великий (8, 323).

Как мы можем привлечь к себе помощь Бога и расположить Его пребывать в нас? Добрыми делами и хорошей жизнью (37, 281). Источник.

Если Господь видит, что мы обращаемся [к добру], делаемся скромными и полагаем хоть некоторое начало, то и со Своей стороны оказывает нам помощь, делая для нас все легким и удобным (38, 290). Источник.

Знающий наши сокровенные помышления, если видит, что мы поступаем здраво и усердно подвизаемся в добродетели, немедленно и от Себя подает помощь, облегчая для нас труды, укрепляя немощь нашего естества (38, 460).

Как без высшей помощи мы не в силах сделать ничего как должно, так и без приложения собственных усилий не можем удостоиться высшей помощи (38, 634).

Как мы можем всегда быть с Господом и во всем получать Его содействие? Если будем всегда трезвиться и бодрствовать. будем помнить, что все нужно делать с таким тщанием, чтобы никогда не осудил нас Господь, помнить, что никто не может укрыться от Его неусыпного ока, что грешник будет непременно наказан (38, 670).

Щедрая помощь свыше приходит, если и мы проявим много добродетели (38, 670).

Своими дарами Бог не предваряет наших желаний, но когда мы начнем, когда обнаружим желание, тогда он подает нам многие способы к спасению (42, 122).

Нам следует избирать доброе, а когда мы изберем, тогда и Бог оказывает содействие. Святитель Иоанн Златоуст (46, 115).

Заботится о нас Бог, когда и мы заботимся о духовном. Преподобный Нил Синайский (49, 127).

Если мы постоянно и со всей старательностью будем делать все, что от нас зависит, тогда можно призывать на помощь Божию силу – она придет и всеми способами доставит нам победу. Если же мы сами не сделали того, что должны сделать, то напрасно мы ее призываем (51, 383). Источник.

Не только того, что не в нашей силе. но и того, что в нашей силе, мы не сможем привести к совершенному окончанию, если не снизойдет к нам великая помощь от Божественного Промысла. Снизойдет же она непременно к тем, которые сделают все, от них ависящее, и ничего не упустят. Ибо эта помощь, побуждая даже нерадивых, непременно возведет на самый верх преуспеяния тех, которые сами все делают и употребляют все средства (52, 88).

Желающий удостоиться всесильной помощи должен просить только того, что согласно со справедливостью, чтобы самой сущностью прошения привлекалась содействующая всему благому сила; без зова приходя к обиженным, она не приходит к призывающим без нужды. (52, 340).

Божественная сила приходит не без причины и не ко всем. Она оставляет тех, кто по нерадению изменяет собственному спасению, и помогает решившимся делать, что должно (52, 346).

Кто стремится к добродетели, тот по праву призывает Божию помощь. А кто не заботится о добродетели, того не послушает Бог; Он благоволит только к тому, кто исполняет все, от него зависящее. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 420).

Нужно и самим не унывать и не лениться, но трезвиться и бодрствовать, как святой Петр увещевает: «Трезвитесь, бодрствуйте» ( 1Пет. 5, 8 ). Христос помогает труждающимся, а не лежащим и спящим; и брань требует подвига. Поэтому ленивый и сонливый напрасно надеется на Помощника Христа. Святитель Тихон Задонский (104, 1489). Источник.

Когда святой великомученик Феодор Стратилат был распят на кресте и терпел ужасные истязания, он изнемог и духом, и телом и воскликнул: «Господи, Ты предрекал, что будешь со мной, зачем же Ты оставил меня? Укрепи меня. Господи, или возьми душу мою, ибо больше я не могу терпеть». Сказав это, мученик умолк. Мучитель Ликиний заключил, что святой умер, и, отдав повеление оставить тело на кресте до утра, ушел. В полночь явился Ангел, снял тело святого с креста, поцеловал его и сказал: «Радуйся, Феодор, воин Христов! Дерзай и укрепляйся именем Христа, Истинного Бога, Бог с тобою, зачем ты говорил, что Он оставил тебя? Докончи подвиг и придешь к Господу взять приготовленный тебе венец». Сказал это. Ангел сделался невидимым, а святой стал хвалить и благодарить Бога. Пролог в поучениях (81, 742).

Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов «Настольной книги священнослужителя», издание Московской Патриархии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *