помогло ли вам чтение актера более зримо представить героев рассказа
Вопросы по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев часть 1 страница 82-125
Размышляем о прочитанном
1. Какие стороны мастерства Державина отразились в «Признании»?
Посвятив всю свою жизнь служению России, Державин, безусловно, думал о том, какие воспоминания сохранятся о нем в памяти потомков. В «Признании» он попытался подвести итог всем своим жизненным принципам и изысканиям. Написанное в поздние годы, стихотворение является образцом державинского поэтического мастерства, в котором отразились следующие характерные черты:
мировоззрение и личность автора раскрываются с точки зрения бытия. Поэта на закате дней сильно волновал вопрос жизни и смерти, и ему было крайне важно понимать, какая память останется о нем.
эмоциональность, красочность (Державин называл свою поэзию «говорящей живописью»), чувство юмора (особенно последние строчки стихотворения).
paзpyшeниe единонаправленности жaнpa: органично переплетаются личностные, пейзажные и сатирические мотивы, поэт напрямую обращается к своим читателям.
2. С какими общественными явлениями не соглашался Державин в жизни и в поэзии?
Писать стихи Державин начал только в тридцать лет, будучи еще военным, но по настоящему литературным творчеством писатель занялся на государственной службе. Связь между расцветом творчества Державина и его службой очевидна.
На службе Державин быстро делал карьеру, его ценили за ум и непримиримость. Но как раз последняя часто становилась для поэта преградой для дальнейшего карьерного роста. Он был врагом казнокрадства и взяточничества, он не умел льстить, но отличался огромным трудолюбием. Такое ответственное отношение к службе нажило Державину немало врагов. Постоянные стычки с чиновниками привели к тому, что поэту часто приходилось менять место службы.
Даже на посту министра юстиции он долго не продержался.
Расцвет творчества Державина пришелся на время правления Екатерины 2, которая заслужила уважение поэта своим покровительственным отношением к наукам и искусствам, в том числе к литературе. Державин искренне восхищался императрицей и написал на нее немало хвалебных од. В своих произведениях Державин всегда восхвалял честность и правдивость, он подчеркивал реальные заслуги, а не мнимые, его оды никогда не становились объектами лести.
Г. Р. Державин. «Признание»
Соединение торжественного, одического звучания с задушевными, дружескими интонациями, высокой похвалы с иронией, возвышенной лексики с просторечиями — особенность поэзии Гавриила Романовича Державина. Поэтноватор, он смело разрушал поэтические правила, каноны, создавая свой неповторимый державинский стиль.
1. Какими средствами художественного чтения актёру удаётся передать своеобразие державинского стиля?
Повышение голоса в важных моментах, постановка логического ударения, паузы.
2. Какие особенности характера автора стихотворения сумел донести до слушателя актёр?
Сдержанность, искренность, прямолинейность.
Что нового о Пушкине сообщил вам каждый из отзывов и чьё высказывание близко вашему пониманию поэта? Чем интересны для вас жизнь и личность Пушкина?
К примеру, Лев Озеров нам пишет, что творчество Пушкина всегда будет покрыто загадками. Белинский говорил, что наступит время, когда творчество Пушкина будет признано. В то же время Гоголь писал, что многое, что у него есть хорошего это все благодаря Пушкину. Даже Лев Толстой считал себя учеником знаменитого поэта. В любом случае жизнь и личность Пушкина интересны нам своим стремительным развитием, любовью к поэзии, которая зародилась в нем еще с раннего детства. Также восторг вызывает и количество произведений, созданные Пушкиным.
Обогащаем свою речь
1. Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Так ли вы представляли себе это грандиозное историческое сражение?
2. Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания: «Горит восток зарёю новой», «Дым багровый кругами всходит к не бесам», «В кустах рассыпались стрелки», «Поле роковое», «Как пахарь, битва отдыхает», «И за учителей своих заздравный кубок подымает»? Какие картины возникают перед вашим мысленным взором? Какие литературные приёмы использованы поэтом для описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их помощью?
При чтении произведения передо мной возникали картины страшного, смертельного и кровопролитного боя.
При описании Полтавского боя Пушкин использует следующие литературные приемы:
аллитерации («. браздами, саблями звуча, / Сшибаясь, рубятся с плеча»);
метафоры («Горит восток зарею новой»);
олицетворение («битва отдыхает»);
сравнение («могущ и радостен, как бой»);
многосоюзие и ряды однородных членов («И Шереметьев благородный, / И Брюс, и Боур, и Репнин»);
эпитеты («верный конь»);
антонимы («. лик его ужасен. он прекрасен»).
Использование этих приемов позволяет поэту наиболее точно передать картину боя, читатель видит её в своем воображении, опираясь на прочитанный текст.
3. Чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Подтвердите свой ответ сведениями из истории. Какие примеры из текста подтверждают, что речь идёт об историческом сражении?
Для русских сражение под Полтавой было особенно важным, потому что иначе войска шведского короля, Карла Двенадцатого, очень сильного противника, шли на Москву. Почти три месяца до начала сражения крепость оборонялась мужественными защитниками, а 27 июня 1709 г. под предводительством самого Петра I состоялось сражение, которое завершилось разгромом шведов.
Петр 1 : звучный глас, мек ужасен, он прекращен, движение быстры, глаза сияют, божия гроза.
Карл 12 : бледный, недвижный, несомый слугами смущенный взор страдая раной, слабое движение руки.
Размышляем о прочитанном
1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чём вы видите разницу и что в них общего?
Кудесник рассказал Олегу, от чего тот умрёт. Кудесник указал на коня Олега и сказал, что именно конь будет причиной его смерти, во что Олег не желал верить, ведь он так был привязан к своему коню. Баллада о вещем Олеге, которую написал Пушкин, идёт стихотворным текстом, а летопись повествовательным. В балладе говорится всего лишь о предсказании кудесника и о смерти князя. В летописи подробно описывается жизнь и быт Олега, почему он был назван «вещим». В летописи не упоминается все же, как именно умер Олег, а в балладе чётко указано, как и от чего он умер.
2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? Аргументируйте свой ответ.
Мне больше понравился мудрый старец за волю и правдивость.
В своих произведениях А.С. Пушкин часто высказывал недовольство и возмущался действующей властью, социальным устройством страны, порабощением крестьян, их тяжёлой жизнью. Он считал своим долгом открыто говорить об этом, невзирая на недовольство правящей верхушки, а поэта приравнивал к пророку, который должен открывать людям глаза на то, что происходит вокруг (стихотворения «Пророк», «Памятник»). В слова волхва в «Песне о вещем Олеге» Пушкин вложил свои либеральные, свободолюбивые взгляды на взаимоотношения правителей и поэтов, правителей и поэзии. Таким образом, можно говорить о том, что устами кудесника он провозгласил независимость поэта и поэзии от власти царей: поэты-пророки «не боятся могучих владык», их язык «правдив и свободен», их нельзя подкупить — «княжеский дар им не нужен».
Обогащаем свою речь
1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.
Я думаю, что использование в балладе устаревших слов позволяет передать атмосферу того времени, придать произведение реалистичность быта. А пушкинские добавления облегчают восприятие баллады.
2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?
3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?
Даже одно слово может изменить образ героя. Такая замена добавила балладе магический облик.
4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём, воспоминаниям о нём. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет на верном коне». Что достигается заменой слова?
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
1. Как вы думаете, почему актёр, читая слова князя Олега, обращённые к кудеснику, делает акцент на княжеском даре: «В награду любого возьмёшь ты коня…»? Что он хочет сказать этим об Олеге? Уверен ли чтец в том, что князь действительно верит в предсказания?
Такая интонация подчеркивает щедрость князя, то, что за правду о своем будущем он готов многое отдать.
2. Какие черты характера кудесника подчёркивает актёр, читая монолог предсказателя? Помогает ли вам чтение актёра зримо представить образ волхва? Чем актёр дополнил ваше читательское представление об этом персонаже?
Актер своим чтением показал мудрость и смелость волхва. Благодаря чтению я смог представить образ кудесника. Дополнить мое представление помог тембр голоса, ритмика, паузы в чтении.
3. «Олег усмехнулся — однако чело и взор омрачилися думой…» — какое сложное противоборство чувств и мыслей передал актёр в этой фразе?
То, что не всегда человек показывает свои настоящие эмоции. А проявляет их тогда, когда поймет, о чем идет речь.
4. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать эмоциональное состояние князя Олега в сцене прощания с конём?
Интонация, тембр, логические ударения, паузы.
5. Почему актёр с такой силой выделяет слова: «Кудесник, ты лживый, безумный старик…»? Только ли на волхва в этот миг досадует Олег?
Актер выделил эту фразу, потому что князь был не готов услышать такую правду и не поверил в нее. Он досадует не только на волхва, но и на самого себя. Олег понимает, что никто не в силах изменить будущее.
Размышляем о прочитанном
1. Какие чувства, переживаемые Пушкиным, выражены в стихотворении?
2. Почему Пушкин дважды повторяет одно и то же четверостишие о воющей и плачущей буре?
Композиция, можно сказать, кольцевая. Произведение начинается тем же, чем потом и заканчивается.
Эта особенность ярко выражается в повторяющихся стихах:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Именно ими начинается и первая, и последняя строфы произведения.
Выраженных композиционных точек (завязки, развязки и пр.) тут нет. Автор просто размышляет под завывания вьюги, подчеркивая свое невеселое, тоскливое настроение.
В создании произведения автор использовал интересный прием: психологический параллелизм.
Описывая бурю за окном, он так подчеркнул собственное угнетенное состояние. Все вокруг печально, как и в душе у лирического героя. Однако разговор со старушкой няней немного развеивает тоску, отвлекает от тяжелых мыслей.
В этом кроется основной посыл стихотворения: какие бы бури не бушевали вокруг, важно, чтобы рядом находился близкий, понимающий человек, которому можно открыть сердце.
3. Зачем поэт просит няню спеть ему народные песни про синицу и про девицу?
Он просит няню спеть народную песню и выпить с ним, чтобы сердцу было веселей.
Размышляем о прочитанном
Мне казалось, что сей характер всё вместе — нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?
2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
Пимен вспоминает, что в этой самой келье он видел Грозного. Царь беседовал с монахами и плакал, он раскаивался в своих грехах, признавал их, считал себя преступником. «Приду к вам, преступник окаянный», — говорит он о себе. Летописец сравнивает Грозного с его сыном Федором, который «на престоле» воздыхал о мирном житии молчальника». Образ жизни Федора противопоставлен образу жизни Грозного: царствование Федора дало Руси утешение «во славе безмятежной» в то время как правление Грозного отличалось большим количеством войн и казней.
Размышляем о прочитанном
1. Как вы думаете, правильно ли понял А. И. Одоевский мысль Пушкина?
2. Что означает слово «меч» («И братья меч вам отдадут») в стихотворении Пушкина и то же слово («К мечам рванулись наши руки») в стихотворении Одоевского?
3. Почему Пушкин называет не подвергнутых наказанию дворян «братьями», которые после освобождения декабристов («Оковы тяжкие падут») вручат им меч? И что означает этот жест? Подумайте, как понимать выражения «отобрать меч» у рыцаря и «отдать, вернуть меч» рыцарю? Вспомните уроки по истории Средних веков.
Размышляем о прочитанном
1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?
В начале повести рассказчик сообщает о жизни станционных смотрителей следующее: они имеют низший чин, что не застраховывает их от ругани и даже побоев. Должность станционных смотрителей, по мнению рассказчика, настоящая каторга: во всех бедах проезжающие винят именно их. Короче говоря, невесела судьба станционного смотрителя, героя пушкинской повести.
2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?
4. В «Повестях Белкина» рассказчик и безвестные русские люди, рассказы которых он передаёт, отличаются отзывчивостью и чуткостью. Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.
5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.
Самсон Вырин жил небогато, но зато честно. Такое описание главного героя дает автор в начале произведения: “Самсон Вырин – это «человек лет пятидесяти», «свежий и бодрый», одетый в «длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах”.
А вот каким встретил его рассказчик в свой следующий приезд: “я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину”.
Он любил дочь и очень переживал за ее отъезд: “он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик.
6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?
В повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» рассказчик явно симпатизирует Самсону Вырину – смотрителю, но также он и испытывает сочувствие к его дочери – Дуне. Повесть пронизана чувством несправедливости и беспомощности людей, более низких по чину и классу. Прочитав повесть, мне стало очень жалко и Дуню, и ее отца. Повесть наталкивает на мысли о социальном неравенстве, которое и в наше время существует в обществе.
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»
1. Начало повести — эмоциональный рассказ автора о станционных смотрителях — «сущих мучениках четырнадцатого класса». Какими интонациями окрашивает актёр чтение первых страниц произведения, полностью соглашаясь с рассказчиком?
Я считаю, что первые страницы наполнены грустью, тоской, разочарованностью.
2. Что переживает рассказчик во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение и как это отражается в чтении актёра?
Во время первого посещения автор заинтересован этим местом и взволнован жизнью этих героев. Настроение сменяется на более радостное. Автор проявляет заинтересованность. Актер отражает смену настроений интонацией чтения, паузами.
3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?
Обстановка была ветхой, уже не было цветов. Это явно огорчило рассказчика, как и внешний вид Самсона. Актер передал этом сменой тембра голоса, вздохами и удивлением.
4. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?
Жена показалась мне безразличной, грубой, а Ванька послушно выполнил ее приказание. Он относился к смотрителю уважительно, вспомнил, как тот угощал его орешками.
5. Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя «прекрасной барыней»? Только ли из-за её серебряной монеты?
Я считаю, что он назвал ее так только из-за пятака. Потому что он акцентировал свое внимание на ее материальном положении.
Помогло ли вам чтение актёра более зримо представить героев рассказа?
Помогло ли вам чтение актёра более зримо представить героев рассказа?
Помогите пожалуйста по урокам французского.
Я прочитала произведение «Уроки французского» и решила послушать его в исполнении актера и сравнить свои впечатления.
На самом деле я не очень люблю, когда человек читает книгу вслух, так как в таком случае отсутствует свобода воображения.
Отношение героя к Лидии Михайловне?
Отношение героя к Лидии Михайловне.
Из рассказа «Уроки французского».
Как показано в рассказе стойкость характера главного героя в рассказе «Уроки французского»?
Как показано в рассказе стойкость характера главного героя в рассказе «Уроки французского».
Описание учительницы, с рассказа уроки французского?
Описание учительницы, с рассказа уроки французского.
Помогите пожалуйста написать сочинение по рассказу ‘Уроки французского’?
Помогите пожалуйста написать сочинение по рассказу ‘Уроки французского’.
Кто из героев рассказа В?
Кто из героев рассказа В.
Г. Распутина»Уроки французского» понравился мне больше всех и почему?
Все герои рассказа «Уроки французского»?
Все герои рассказа «Уроки французского».
Портрет героя в рассказе «уроки французского » пожалуйста?
Портрет героя в рассказе «уроки французского » пожалуйста.
Опишите жизнь и внутренний мир героя рассказа «уроки французского»?
Опишите жизнь и внутренний мир героя рассказа «уроки французского».
Отношения к учёбе гл?
Отношения к учёбе гл.
Героя рассказ «Уроки французского».
Помогите?
В рассказе «уроки французского» охарактеризуйте любого героя.
Ссылайся на рассказ, прочти внимательно, запомни. А потом поразмышляй и ответь на вопросы.
Один предатель, второй нормальный, Тарас вообще молчу.