поминальная молитва спектакль ленком состав актеров
ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА
Описание и фото
Для Ленкома «Поминальная молитва» — спектакль-легенда. Марк Захаров поставил его в 1989 году по пьесе Григория Горина. Критики называли постановку «театральным чудом», ведь на одной сцене были Александр Абдулов, Татьяна Пельтцер, Всеволод Ларионов, Евгений Леонов в главной роли Тевье-молочника. После смерти в 94-м году Евгения Леонова несколько лет эту роль играл Владимир Стеклов, а позже спектакль исчез из репертуара. Когда Марка Анатольевича спрашивали, когда он вернет его, тот отвечал: «Я подумаю об этом в том случае, если когда-то станет совсем тревожно и грустно». Для Ленкома такой день настал больше года назад.
Восстановить постановку спустя почти 25 лет взялся Александр Лазарев. Это его давняя мечта и дебют в качестве режиссера.
Тот же горинский текст, те же захаровские мизансцены и декорации, сделанные по макету Олега Шейнциса. В спектакле будет и конь, как и в прежней версии. Зовут его Сувенир. Спектакль возвращается с ведущими артистами Ленкома. Некоторые из них играли в прежней постановке — поменялись лишь роли.
Горин написал эту пьесу по мотивам произведения еврейского писателя Шолом-Алейхема. Начало XX века, бедная украинская деревня Анатовка, время антисемитских настроений и массовых еврейских погромов. Бедный молочник Тевье цитирует Священное писание, пытается устроить судьбу своих пяти дочерей.
Эта «Поминальная молитва» еще и посвящение ушедшим любимым артистам и гениальному Марку Захарову.
Спектакль Поминальная молитва
Постановка идет на сцене Московского театра Ленком, покупайте билеты на спектакль Поминальная молитва по цене от 1200 онлайн с данной страницы или по телефону +7(495)785-35-32. Быстрая бесплатная доставка по Москве и всей России, оплата картами Visa, Mastercard, Мир.
Билеты на спектакль
Отзывы о постановке
Здесь Вы можете написать свои комментарии для спектакля «Поминальная молитва», который идет на сцене театра Ленком Марка Захарова.
Эта удивительная история, которая никого не оставит равнодушным. Пьеса действительно глубокая, умная и философская. Актеры помогут зрителям перенестись в царскую Россию, в ее небольшую деревеньку, где рядом с русскими живут евреи. Между двумя народами складываются добрые отношения, которые, впрочем, не всегда простые. И однажды безжалостное кровавое историческое колесо начинает прокатываться по судьбам людей. Оно ломает весь устоявшийся уклад деревни. Марк Захаров смог создать глубокую драматическую адаптацию на основе сюжета пьесы с одноименным названием, которая была написана Григорием Гориным. В основе же пьесы лежат мотивы писателя-еврея Шолом-Алейхема. Адаптация Захарова была создана в 1989 году.
Следует сразу сказать, что во всей истории театра не было столь важной постановки, как «Поминальная молитва», в которой главная роль была сыграна Леоновым. Она является венцом творчества Марка Захарова, став в один ряд с такими спектаклями, как «Чайка» Антона Чехова или «Юнона и Авось», что была написана на основе рок-оперы с одноименным названием.
17 марта 2021 года прошла премьера театральной постановки, а именно ее обновленной версии. Культовый спектакль был воссоздан под руководством режиссера по имени Александр Лазарев. Этому творцу удалось оставить максимально целостную канву повествования, а также передать детали оригинала. Сюда относится музыкальное оформление, мизансцены, сценография и главные акценты композиции. При этом актерский состав влияет на настроение и характер постановки. В итоге получилась реконструкция, которая отобразила современный взгляд на жизнь. Стоит отметить очень точную игру каждого актера данного спектакля, ведь на них лежит ответственность перед самой историей. Конечно, данное творение – это не 100% копия предыдущей версии, но замысел был сохранен.
Покупка билетов
Постановка в театре «Ленком» в 2021 году превратилась в одно из наиболее ярких событий данного сезона. Она стала живописным примером чудесного творческого тандема двух гениев драмы и слова. Яркие и насыщенные реплики Григория Горина отражают его уникальную авторскую манеру сочинения, а также и его глубокие мысли. Режиссер по имени Марк Захаров смог на мастерском уровне воплотить задумку автора на сцене. Длительность спектакля – 3,5 часа. В течение этого времени все персонажи воссоздают целые фрагменты из жизни, благодаря чему публика начинает задумываться о самом главном. Покупайте с помощью нашего сервиса билеты на спектакль Поминальная молитва в Московский театр Ленком, у нас большой выбор мест по цене от 1500 рублей с бесплатной доставкой!
«Антипремьера» в Ленкоме: прошлое с «поминальной молитвой»
В театре Ленком состоялась премьера, которую можно назвать «антипремьерой». Потому, что это реконструкция, восстановление, воссоздание знаменитого спектакля Марка Захарова «Поминальная молитва» (1989) по пьесе Григория Горина, сделанной на основе прозы Шолом-Алейхема. Главная роль, Тевье-молочника, перешла от отца к сыну, от Евгения Леонова – к Андрею Леонову. А между 1989-м и 2021 годом пролегли, как вы понимаете, эпохи и эры.
Ту «Поминальную молитву» я видела дважды – с Евгением Леоновым и Владимиром Стекловым (он играл в очередь с Леоновым, сегодня в очереди Сергей Степанченко). И могу свидетельствовать, что декорации Олега Шейнциса, эта уникальная «симфония» из досок, и мизансцены Марка Захарова повторены цехами театра и режиссёром реконструкции Александром Лазаревым-младшим точно и тщательно. Но это, так сказать, плоть спектакля – душу спектакля повторить никак невозможно. Нынешняя «Поминальная молитва» – совершенно особенное предприятие.
Мечтатель, герой повести Достоевского «Белые ночи», обладал способностью исступлённо грезить. Гуляя по Петербургу, отмечал – вот здесь, именно возле этого дома, некогда я был в своих грёзах счастлив! Вот что-то такое – воспоминание о пригрезившемся когда-то счастье – есть в новой «Поминальной молитве». Ясно же, что зритель (и видевший, и не видевший старый спектакль) будет вглядываться в Андрея Леонова (кстати, участвовавшего в старом спектакле в роли писаря Феди) с невольной целью установить, насколько он похож на отца? И это – обстоятельство непреодолимой силы. Похож, похож, но не в этом дело. Андрей Леонов давно вырос в самостоятельного, примечательного артиста, и роль Тевье-молочника из деревни Анатовка позапрошлого века – его личное создание, хоть и существующее в облаке воспоминаний, в ауре игры отца. Отец – вообще ключевое слово и для прежнего спектакля, и для нынешнего. Тема отца волновала прежде всего и Марка Захарова, волновала сильно, лично, глубоко.
Тевье – отец пяти дочерей, преданный им, ответственный и заботливый, но жизнь опрокидывает его планы, всё идёт не так, всё неправильно, и смиренный хозяин семейства поставлен на грань бунта маленького отца против большого Отца, Господина миров, в которого верует буквально. Горечь этой истории такова, что справиться с ней можно только юмором – и драматург Горин щедро рассыпал по тексту юмористические блёстки, сверкающие остроумием афоризмы (вдобавок к замечательному юмору самого Шолом-Алейхема). И вот это героическое преодоление злосчастной участи – бойцовский юмор – Андрей Леонов сыграл отлично. Он в принципе прекрасно годен для комедии (и уже сыграл отца дочерей в сериале «Папины дочки»). Но здесь другой жанр, здесь – притча, и немало острых драматических моментов, когда надо просто молчать. И важно, о чём и чем, так сказать, артист молчит, важен его «багаж» (опыт прожитой и продуманной жизни). У Евгения Леонова был огромный багаж, у Андрея он поменьше, но есть. Поэтому роль так или иначе состоялась. Андрей Леонов мастерски шутит, но и молчит привлекательно.
Вторая по значению – еврейская тема – в спектакле 1989 года была трактована Захаровым совсем не этнографически, скорее философски. Евреи – это «другие», своеобразные люди, но прежде всего люди. В них нет ничего непонятного, странного, да вообще о каких странностях речь, если молочника Тевье играл Евгений Леонов, прямо еврей из евреев. Но если на момент 1989 года идиш-культура «галутных евреев» (евреев в изгнании, рассеянии) была далёким ретро, хотя её ещё многие помнили, то нынче это решительный антиквариат. Типажи Шолом-Алейхема ушли в прошлое, на идише мало кто говорит, остались лишь «словечки» вроде всем известных «лехаим» и «мазлтов». Поэтому еврейские «краски» в новой «Поминальной молитве» воспринимаются примерно как испанский колорит из Лопе де Веги – что-то выразительное, занимательное, театральное. В своих стилизованных чёрно-белых одеяниях эти евреи увлекательно пляшут, отчаянно смешно шутят, но сквозь театральный «еврейский маскарад» то и дело просвечивают вечные типы. Да, конкретные типажи Шолом-Алейхема ушли, а суть их человеческая – осталась.
В своё время меня просто поразил Александр Абдулов в образе афериста Менахем-Мендла, с его перчатками, болтающимися в рукавах на резинке, лихорадкой идиотического предпринимательства, жаждой жизни и неиссякаемым лукавством. В реконструкции Менахема играет Иван Агапов, задорно и вдохновенно, но Агапову, с его эксцентричностью, что называется, на роду написано играть чёртушку-проходимца, а назначить на эту роль Абдулова – было оригинальнейшим решением Марка Захарова. Чтобы делать такие нестандартные назначения, надо быть настоящим, большим режиссёром, а восстановление, конечно, идёт по принципу подобия – основной состав исполнителей напоминает прежних. Это не значит, что перед нами «театр теней». И жена Тевье – Голда (Анна Большова, в очередь Олеся Железняк), и мясник Лейзер-Волф (Владимир Юматов), и урядник (Павел Капитонов, в очередь Виктор Раков), и плотник Степан (Станислав Житарев) – полноценные сценические образы. В ленкомовском броском эстрадном стиле просто воссоздавать – это одно, а создавать – это несколько другое.
Реконструкция захаровской «Поминальной молитвы» напомнила современному зрителю, что такое большая постановка на драматической сцене. Там, где задействованы все цеха, включая бутафорский, почти бездействующий во многих театрах (поскольку в спектаклях нет никаких предметов, а артисты с пустыми руками болтаются по авансцене и молотят текст). Помилуйте, в начале и конце представления там, в глубине, даже белая лошадь живая стоит и прилежно жуёт сено! Но искусные мизансцены, упругие ритмы, сложный свет и прочее служат главному: нам рассказывают о семье, где есть отец, преданный своим детям и отвечающий за жизнь. Повествуют о страстном чадолюбии и могучем терпении, о преодолении невзгод и об улыбке, освещающей самую неказистую жизнь.
Даже вспомнить о таком театре – приятно.
Главный режиссёр «Ленкома» рассказал, кто вынудил Алферову уйти из театра
Avia.pro: в случае вмешательства Турции в конфликт в Донбассе силы ДНР и ЛНР постигнет полный разгром
Директор театра «Ленком» Марк Варшавер рассказал о самочувствии народного артиста Александра Збруева
Политолог Максим Фомин: «Разрушается опорный каркас Сибири и Дальнего Востока»
В театре «Ленком» поставили пьесу Островского «Доходное место»
Путин назвал преимущества газопровода «Северный поток-2»
Театр «Ленком Марка Захарова» обьявил о начале работы
Ленком: свежий воздух, рециркулятор и семь премьер
«Антипремьера» в Ленкоме: прошлое с «поминальной молитвой»
Московские театры открывают новый сезон
Актер Иван Агапов: о Горбачеве, соцсетях и «Поминальной молитве»
Как работает допуск по QR-коду в Молодежном театре
На Новодевичьем кладбище в Москве открыли памятник режиссеру Марку Захарову
Страны Евросоюза массово высылают мигрантов
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
В Ленком вернули «Поминальную молитву»
Одно венчание, две хупы и пара погромов
Одно венчание, две хупы, пара погромов и неизбежный исход – это «Поминальная молитва» в «Ленкоме». Судя по овациям и многочисленным вызовам актеров на поклоны, можно считать, что возвращение легендарного спектакля Марка Захарова после более чем двадцатилетнего перерыва состоялось. Триумфальное! С премьерного показа – обозреватель «МК».
Сергей Степанченко в роли Тевье. Фото: Женя Сирина
Захаровский шедевр восстановлен, как говорится, один в один. Без изменений – мизансцены, декорации, костюмы, музыка, без сокращений – текст. Новые – только артисты, да и то не все: несколько человек – из спектакля 1989 года, но уже на других ролях. Время, прошедшее с первого премьерного показа, только подтвердило, что это произведение для России – если не на века, то на десятилетия точно. И по контенту, и по режиссуре, и по визуальному, звуковому рядам.
Вот несколько комментариев, зарисовок к версии-2021.
Зал. За пять минут до начала спектакля. Раздаются аплодисменты, хотя сцена еще погружена в темноту, и на ней никого нет. Аплодируют Светлане Немоляевой, которая входит в зал с небольшим букетом цветов. Рядом – внучка Полина. Но здесь Светлана Владимировна не только как любимая актриса, но в первую очередь мама постановщика – Александра Лазарева. Ясное дело, что волнуется.
Уходит свет. Начинается действо. По нынешним временам – радикально: артист Степанченко, крупный, грузный, опускается на колени и просит Бога помочь ему и всем ленкомовцам сыграть сегодня «Поминальную молитву». Так задумано было Захаровым: молитва от имени героев пьесы Горина по Шолом-Алейхему и артистов, их исполняющих.
Можно сколько угодно аплодировать мощным декорациям Олега Шейнциса: они – черные, обугленные, с опускающимися, поднимающимися элементами. Не декорации, а символ сожженной жизни. Пока не пепелище, но вспыхнет свет – и за черным неровным частоколом возникнет маковка православной церкви с крестами, цветущие деревья (их около трехсот) в деревне Анатовке, где испокон веков жили русские и евреи, соблюдая свои обычаи.
Сергей Степанченко, Татьяна Збруева и Виталий Боровик. Фото: Женя Сирина
Музыка. Она в «Поминальной молитве» кажется нескончаемой: не какой-нибудь качественный подбор – театральная в высоком и, увы, редком смысле слова. У композитора Михаила Глуза православные песнопения перекликаются с темой Кадиша, клезмерской музыкой. Но какие бы мотивы ни звучали, они все равно придут к теме трагического исхода еврейского народа, и не в пустыне, а в какой-то маленькой Анатовке. Музыканты экстра-класса (гитара, клавиши, скрипка, кларнет плюс вокалистка) находятся постоянно в игре – среди артистов, возле сцены, у ее порталов, – и видно, с каким удовольствием они работают. Впрочем, как и все остальные, независимо от размера роли.
У шедевра прошлого века – дыхание артистов нового поколения. В свое время Марк Захаров при постановке не допускал никакого намека на проявление национальности на сцене, никакой особой манеры говорить. И хотя слова «еврей», «евреи» в разном сочетании и контексте звучат постоянно, эта история не столько одного народа, сколько вообще народа, проживающего на огромной территории под названием Россия.
Труднее всего придется исполнителю главной роли Сергею Степанченко, который обречен на сравнение с Евгением Леоновым в роли Тевье. Но такая, даже заочная конкуренция делает честь артисту сегодня: задана очень высокая планка, и надо сказать, что Степанченко ее выдерживает. Внешне грубоватый, да что там – временами грубый человек, от земли, но ценна способность артиста за суровостью образа проявить любовь и нежность к своей семье, состоящей из одних баб. Проявить исподволь, ненавязчиво.
Такая неочевидность прослеживается во многих ролях, и в первую очередь – у Олеси Железняк. Как же тонко работает эта комическая актриса: кажется, она придерживает свой природный юмор в первом акте, не позволяя прорваться куражу, которого от нее ждут, тем более что текст дает для этого все основания. И так она доходит до второго акта, до монолога, в котором, прощаясь с жизнью, ее Голда помогает рожать дочери. Не смущает даже слишком прямолинейно решенная мизансцена смерти (Голда умирает прямо на столе). В зале плачут. Мужчина рядом со мной не вытирает слез.
После репетиции: Светлана Немоляева, ее сын, режиссер спектакля Александр Лазарев, и актриса Олеся Железняк. Фото: Марина Райкина
Виртуозно работают Александр Сирин (Лейзер-Волф) и Иван Агапов (Менахем-Мендл) – репризный текст им в помощь. Из молодых артистов обращают на себя внимание Алексей Поляков в роли Перчика, Татьяна Збруева (Цейтл), Александра Волкова (Хава), Александр Горелов, Виталий Боровик (Мотл).
Кабинет директора. После спектакля. Марк Варшавер осуществлял ту историческую первую постановку.
– Все было по-другому. Это сейчас проблем нет, а в конце 80-х все было проблемой. Для декораций достать дерево, а оно сырое, и его надо было сушить. Причем великому Олегу Шейнцису требовалось дерево необработанное, грубоватое, семь кубов примерно. Да за что ни возьмись – сплошные проблемы, сплошной дефицит. Но все тогда сделали, и был фурор. У «Ленкома» в день премьеры дежурила конная милиция, ажиотаж был постоянный.
По словам директора, бюджет «Поминальной молитвы» – 12,5 миллиона рублей, но спектакль восстановлен не на деньги Департамента культуры. «Скажу честно, что последние 16 лет мы не просим у правительства Москвы выделить средства на постановку новых спектаклей. Всё ставим на продюсерские деньги, а внебюджетные средства, которые получаем от продажи билетов, идут на нужды театра – в частности, за городом, в Салтыкове, мы построили четыре дома на шестнадцать квартир, где круглый год могут жить с семьями работники театра.
Я много лет при жизни Марка Захарова просил его восстановить «Поминальную молитву», а он: «Не будем на эту тему говорить». На протяжении многих лет я делал попытки, беря в союзники композитора Михаила Глуза, продюсера Валерия Янкловича, – ничего не получалось. И вот после смерти Марка Анатольевича на творческом совете объявил, что хочу восстановления. И после совета, услышав мои слова, ко мне подошел Саша Лазарев: «У меня такая же мечта». И у него в глазах было столько желания, что я его поддержал. Не скрою, что мы столкнулись с негативом – находились люди, которые говорили: «Какой он режиссер, за что он берется?!» Но я в него верил. И Саша начал репетировать. Я видел, как он правильно работал с актерами и как они ему доверяют.
Это первая его проба – и она замечательная. Она еще раз показала наших артистов, многих для себя я заново открыл: Сергея Степанченко, Ивана Агапова, Александра Сирина, Виктора Ракова и, конечно, Олесю Железняк, которую я увидел большой трагической актрисой. Да все хороши в спектакле. И моя благодарность Захарову – за такую труппу и прекрасную постановочную часть».
«Поминальная»-2021
Моя мудрая жена сказала, что название очень грубое. И вообще, надо посмотреть спектакль.
Жен надо слушать. Минуты три я оценивал спектакль, а потом погрузился в него, и началось то, что в театрах, увы, случается не так часто: сопереживание, слезы и смех…
Режиссер восстановления Александр Лазарев вместе со звездами Ленкома не повторили старый спектакль. Они сделали новый.
Современный театр любит тыкать нас лицом в жизнь: мол, смотрите, как вы живете. Я люблю тот театр, который, наоборот, вырывает нас из жизни. В ленкомовской «Поминальной молитве» действуют люди, которых не вдруг встретишь сегодня. У них какое-то иное, более, если угодно, нормальное и божественное отношение и к миру, и друг к другу. Это не пример, конечно. Но напоминание: так может быть.
Что ни говори, замечательно, что Ленком Марка Захарова восстановил один из самых знаменитых спектаклей театрального гения. Это не старая, но новая история. Нужная нам сейчас.