поминальная молитва спектакль ленком актеры и роли 2021 год
ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА
Описание и фото
Для Ленкома «Поминальная молитва» — спектакль-легенда. Марк Захаров поставил его в 1989 году по пьесе Григория Горина. Критики называли постановку «театральным чудом», ведь на одной сцене были Александр Абдулов, Татьяна Пельтцер, Всеволод Ларионов, Евгений Леонов в главной роли Тевье-молочника. После смерти в 94-м году Евгения Леонова несколько лет эту роль играл Владимир Стеклов, а позже спектакль исчез из репертуара. Когда Марка Анатольевича спрашивали, когда он вернет его, тот отвечал: «Я подумаю об этом в том случае, если когда-то станет совсем тревожно и грустно». Для Ленкома такой день настал больше года назад.
Восстановить постановку спустя почти 25 лет взялся Александр Лазарев. Это его давняя мечта и дебют в качестве режиссера.
Тот же горинский текст, те же захаровские мизансцены и декорации, сделанные по макету Олега Шейнциса. В спектакле будет и конь, как и в прежней версии. Зовут его Сувенир. Спектакль возвращается с ведущими артистами Ленкома. Некоторые из них играли в прежней постановке — поменялись лишь роли.
Горин написал эту пьесу по мотивам произведения еврейского писателя Шолом-Алейхема. Начало XX века, бедная украинская деревня Анатовка, время антисемитских настроений и массовых еврейских погромов. Бедный молочник Тевье цитирует Священное писание, пытается устроить судьбу своих пяти дочерей.
Эта «Поминальная молитва» еще и посвящение ушедшим любимым артистам и гениальному Марку Захарову.
«Антипремьера» в Ленкоме: прошлое с «поминальной молитвой»
В театре Ленком состоялась премьера, которую можно назвать «антипремьерой». Потому, что это реконструкция, восстановление, воссоздание знаменитого спектакля Марка Захарова «Поминальная молитва» (1989) по пьесе Григория Горина, сделанной на основе прозы Шолом-Алейхема. Главная роль, Тевье-молочника, перешла от отца к сыну, от Евгения Леонова – к Андрею Леонову. А между 1989-м и 2021 годом пролегли, как вы понимаете, эпохи и эры.
Ту «Поминальную молитву» я видела дважды – с Евгением Леоновым и Владимиром Стекловым (он играл в очередь с Леоновым, сегодня в очереди Сергей Степанченко). И могу свидетельствовать, что декорации Олега Шейнциса, эта уникальная «симфония» из досок, и мизансцены Марка Захарова повторены цехами театра и режиссёром реконструкции Александром Лазаревым-младшим точно и тщательно. Но это, так сказать, плоть спектакля – душу спектакля повторить никак невозможно. Нынешняя «Поминальная молитва» – совершенно особенное предприятие.
Мечтатель, герой повести Достоевского «Белые ночи», обладал способностью исступлённо грезить. Гуляя по Петербургу, отмечал – вот здесь, именно возле этого дома, некогда я был в своих грёзах счастлив! Вот что-то такое – воспоминание о пригрезившемся когда-то счастье – есть в новой «Поминальной молитве». Ясно же, что зритель (и видевший, и не видевший старый спектакль) будет вглядываться в Андрея Леонова (кстати, участвовавшего в старом спектакле в роли писаря Феди) с невольной целью установить, насколько он похож на отца? И это – обстоятельство непреодолимой силы. Похож, похож, но не в этом дело. Андрей Леонов давно вырос в самостоятельного, примечательного артиста, и роль Тевье-молочника из деревни Анатовка позапрошлого века – его личное создание, хоть и существующее в облаке воспоминаний, в ауре игры отца. Отец – вообще ключевое слово и для прежнего спектакля, и для нынешнего. Тема отца волновала прежде всего и Марка Захарова, волновала сильно, лично, глубоко.
Тевье – отец пяти дочерей, преданный им, ответственный и заботливый, но жизнь опрокидывает его планы, всё идёт не так, всё неправильно, и смиренный хозяин семейства поставлен на грань бунта маленького отца против большого Отца, Господина миров, в которого верует буквально. Горечь этой истории такова, что справиться с ней можно только юмором – и драматург Горин щедро рассыпал по тексту юмористические блёстки, сверкающие остроумием афоризмы (вдобавок к замечательному юмору самого Шолом-Алейхема). И вот это героическое преодоление злосчастной участи – бойцовский юмор – Андрей Леонов сыграл отлично. Он в принципе прекрасно годен для комедии (и уже сыграл отца дочерей в сериале «Папины дочки»). Но здесь другой жанр, здесь – притча, и немало острых драматических моментов, когда надо просто молчать. И важно, о чём и чем, так сказать, артист молчит, важен его «багаж» (опыт прожитой и продуманной жизни). У Евгения Леонова был огромный багаж, у Андрея он поменьше, но есть. Поэтому роль так или иначе состоялась. Андрей Леонов мастерски шутит, но и молчит привлекательно.
Вторая по значению – еврейская тема – в спектакле 1989 года была трактована Захаровым совсем не этнографически, скорее философски. Евреи – это «другие», своеобразные люди, но прежде всего люди. В них нет ничего непонятного, странного, да вообще о каких странностях речь, если молочника Тевье играл Евгений Леонов, прямо еврей из евреев. Но если на момент 1989 года идиш-культура «галутных евреев» (евреев в изгнании, рассеянии) была далёким ретро, хотя её ещё многие помнили, то нынче это решительный антиквариат. Типажи Шолом-Алейхема ушли в прошлое, на идише мало кто говорит, остались лишь «словечки» вроде всем известных «лехаим» и «мазлтов». Поэтому еврейские «краски» в новой «Поминальной молитве» воспринимаются примерно как испанский колорит из Лопе де Веги – что-то выразительное, занимательное, театральное. В своих стилизованных чёрно-белых одеяниях эти евреи увлекательно пляшут, отчаянно смешно шутят, но сквозь театральный «еврейский маскарад» то и дело просвечивают вечные типы. Да, конкретные типажи Шолом-Алейхема ушли, а суть их человеческая – осталась.
В своё время меня просто поразил Александр Абдулов в образе афериста Менахем-Мендла, с его перчатками, болтающимися в рукавах на резинке, лихорадкой идиотического предпринимательства, жаждой жизни и неиссякаемым лукавством. В реконструкции Менахема играет Иван Агапов, задорно и вдохновенно, но Агапову, с его эксцентричностью, что называется, на роду написано играть чёртушку-проходимца, а назначить на эту роль Абдулова – было оригинальнейшим решением Марка Захарова. Чтобы делать такие нестандартные назначения, надо быть настоящим, большим режиссёром, а восстановление, конечно, идёт по принципу подобия – основной состав исполнителей напоминает прежних. Это не значит, что перед нами «театр теней». И жена Тевье – Голда (Анна Большова, в очередь Олеся Железняк), и мясник Лейзер-Волф (Владимир Юматов), и урядник (Павел Капитонов, в очередь Виктор Раков), и плотник Степан (Станислав Житарев) – полноценные сценические образы. В ленкомовском броском эстрадном стиле просто воссоздавать – это одно, а создавать – это несколько другое.
Реконструкция захаровской «Поминальной молитвы» напомнила современному зрителю, что такое большая постановка на драматической сцене. Там, где задействованы все цеха, включая бутафорский, почти бездействующий во многих театрах (поскольку в спектаклях нет никаких предметов, а артисты с пустыми руками болтаются по авансцене и молотят текст). Помилуйте, в начале и конце представления там, в глубине, даже белая лошадь живая стоит и прилежно жуёт сено! Но искусные мизансцены, упругие ритмы, сложный свет и прочее служат главному: нам рассказывают о семье, где есть отец, преданный своим детям и отвечающий за жизнь. Повествуют о страстном чадолюбии и могучем терпении, о преодолении невзгод и об улыбке, освещающей самую неказистую жизнь.
Даже вспомнить о таком театре – приятно.
В театре «Ленком» поставили пьесу Островского «Доходное место»
Главный режиссёр «Ленкома» рассказал, кто вынудил Алферову уйти из театра
Театр «Ленком Марка Захарова» обьявил о начале работы
«Антипремьера» в Ленкоме: прошлое с «поминальной молитвой»
Avia.pro: в случае вмешательства Турции в конфликт в Донбассе силы ДНР и ЛНР постигнет полный разгром
Политолог Максим Фомин: «Разрушается опорный каркас Сибири и Дальнего Востока»
Как работает допуск по QR-коду в Молодежном театре
Леонид Ивашов: Госпожа Нуланд побывала в России в рамках спецоперации
Актер Иван Агапов: о Горбачеве, соцсетях и «Поминальной молитве»
На Новодевичьем кладбище в Москве открыли памятник режиссеру Марку Захарову
Путин назвал преимущества газопровода «Северный поток-2»
Ленком: свежий воздух, рециркулятор и семь премьер
Страны Евросоюза массово высылают мигрантов
Московские театры открывают новый сезон
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Спектакль Поминальная молитва
Постановка идет на сцене Московского театра Ленком, покупайте билеты на спектакль Поминальная молитва по цене от 1200 онлайн с данной страницы или по телефону +7(495)785-35-32. Быстрая бесплатная доставка по Москве и всей России, оплата картами Visa, Mastercard, Мир.
Билеты на спектакль
Отзывы о постановке
Здесь Вы можете написать свои комментарии для спектакля «Поминальная молитва», который идет на сцене театра Ленком Марка Захарова.
Эта удивительная история, которая никого не оставит равнодушным. Пьеса действительно глубокая, умная и философская. Актеры помогут зрителям перенестись в царскую Россию, в ее небольшую деревеньку, где рядом с русскими живут евреи. Между двумя народами складываются добрые отношения, которые, впрочем, не всегда простые. И однажды безжалостное кровавое историческое колесо начинает прокатываться по судьбам людей. Оно ломает весь устоявшийся уклад деревни. Марк Захаров смог создать глубокую драматическую адаптацию на основе сюжета пьесы с одноименным названием, которая была написана Григорием Гориным. В основе же пьесы лежат мотивы писателя-еврея Шолом-Алейхема. Адаптация Захарова была создана в 1989 году.
Следует сразу сказать, что во всей истории театра не было столь важной постановки, как «Поминальная молитва», в которой главная роль была сыграна Леоновым. Она является венцом творчества Марка Захарова, став в один ряд с такими спектаклями, как «Чайка» Антона Чехова или «Юнона и Авось», что была написана на основе рок-оперы с одноименным названием.
17 марта 2021 года прошла премьера театральной постановки, а именно ее обновленной версии. Культовый спектакль был воссоздан под руководством режиссера по имени Александр Лазарев. Этому творцу удалось оставить максимально целостную канву повествования, а также передать детали оригинала. Сюда относится музыкальное оформление, мизансцены, сценография и главные акценты композиции. При этом актерский состав влияет на настроение и характер постановки. В итоге получилась реконструкция, которая отобразила современный взгляд на жизнь. Стоит отметить очень точную игру каждого актера данного спектакля, ведь на них лежит ответственность перед самой историей. Конечно, данное творение – это не 100% копия предыдущей версии, но замысел был сохранен.
Покупка билетов
Постановка в театре «Ленком» в 2021 году превратилась в одно из наиболее ярких событий данного сезона. Она стала живописным примером чудесного творческого тандема двух гениев драмы и слова. Яркие и насыщенные реплики Григория Горина отражают его уникальную авторскую манеру сочинения, а также и его глубокие мысли. Режиссер по имени Марк Захаров смог на мастерском уровне воплотить задумку автора на сцене. Длительность спектакля – 3,5 часа. В течение этого времени все персонажи воссоздают целые фрагменты из жизни, благодаря чему публика начинает задумываться о самом главном. Покупайте с помощью нашего сервиса билеты на спектакль Поминальная молитва в Московский театр Ленком, у нас большой выбор мест по цене от 1500 рублей с бесплатной доставкой!
«Поминальная»-2021
Моя мудрая жена сказала, что название очень грубое. И вообще, надо посмотреть спектакль.
Жен надо слушать. Минуты три я оценивал спектакль, а потом погрузился в него, и началось то, что в театрах, увы, случается не так часто: сопереживание, слезы и смех…
Режиссер восстановления Александр Лазарев вместе со звездами Ленкома не повторили старый спектакль. Они сделали новый.
Современный театр любит тыкать нас лицом в жизнь: мол, смотрите, как вы живете. Я люблю тот театр, который, наоборот, вырывает нас из жизни. В ленкомовской «Поминальной молитве» действуют люди, которых не вдруг встретишь сегодня. У них какое-то иное, более, если угодно, нормальное и божественное отношение и к миру, и друг к другу. Это не пример, конечно. Но напоминание: так может быть.
Что ни говори, замечательно, что Ленком Марка Захарова восстановил один из самых знаменитых спектаклей театрального гения. Это не старая, но новая история. Нужная нам сейчас.
В Москве знаменитый «Ленком» снова дает постановку, которую можно назвать легендарной
«Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина возвращается спустя четверь века. На афише имя Марка Захарова, именно он 25 лет назад ставил спектакль — трогательный, пронзительный, не теряющий актуальности и сегодня. Вернуть постановку на сцену «Ленкома» было непросто и волнительно и для актеров, и особенно для режиссера.
Для «Ленкома» «Поминальная молитва» — спектакль-легенда. Марк Захаров поставил его в 1989 году по пьесе Григория Горина. Критики называли постановку «театральным чудом», ведь на одной сцене были Александр Абдулов, Татьяна Пельтцер, Всеволод Ларионов, Евгений Леонов в главной роли Тевье-молочника.
После смерти в 1994 году Евгения Леонова несколько лет эту роль играл Владимир Стеклов, а позже спектакль исчез из репертуара. Когда Марка Анатольевича спрашивали, когда он вернет его, тот отвечал: «Я подумаю об этом в том случае, если когда-то станет совсем тревожно и грустно». Для «Ленкома» такой день настал больше года назад.
«К великому несчастью уходит Марк Анатольевич из жизни, и я мгновенно принимаю решение, так как мне поручили вести этот корабль дальше, я принял решение восстановить. Восстановить, не поставить новый, это нельзя делать, потому что тот спектакль 1989 года был уникальный», — рассказал директор театра «Ленком Марка Захарова» Марк Варшавер.
Восстановить постановку спустя почти 25 лет взялся Александр Лазарев. Это его давняя мечта и дебют в качестве режиссера.
«Написано на афише, что постановка Марка Захарова — так и есть. Мы вернули тот спектакль, но, конечно, он стал сегодняшним, потому что играют сегодняшние актеры, сегодняшний взгляд на жизнь, сегодняшний юмор, что-то внутри в течение во взаимоотношениях актеров, наверное, конечно, поменялось», — отметил режиссер.
Тот же горинский текст, те же захаровские мизансцены и декорации, сделанные по макету Олега Шейнциса. В спектакле будет и конь, как и в прежней версии. Зовут его Сувенир. Спектакль возвращается с ведущими артистами «Ленкома». Некоторые из них играли в прежней постановке. Поменялись лишь роли.
«Очень необычно, потому что оказалось, что несмотря на то, что прошло почти 30 лет, там, в голове, на подкорке, все записано», — делится актер Иван Агапов.
Горин написал эту пьесу по мотивам произведения еврейского писателя Шолом-Алейхема. Начало XX века, бедная украинская деревня Анатовка, время антисемитских настроений и массовых еврейских погромов. Бедный молочник Тевье цитирует Священное Писание, пытается устроить судьбу своих пяти дочерей.
«Я когда смотрела прогон, я просто, честно вам скажу, какие-то невероятные чувства испытывала, в горле, мне все время хотелось плакать. Это невероятно живое произведение», — признается актриса Олеся Железняк.
Эта «Поминальная молитва» еще и посвящение ушедшим любимым артистам и гениальному Марку Захарову.